Ходят также слухи о возможности беспорядков и демонстраций во время процесса при участии рабочих некоторых фабрик " . Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР приняла решение утвердить обвинительное заключение по делу, одновременно было принято решение дело слушанием отложить и назначить на 24 апреля в 12 часов дня. Как отмечалось выше, АРК на своем заседании назначило суд на 17 апреля, никаких решений АРК о переносе суда не выносилось, по-видимому, главной причиной очередного переноса начала суда было то, что в Москве еще не закончил свою работу XII съезд партии, который проходил в Москве с 17 по 25 апреля 1923 года. 18 апреля " Председатель по Делу Быв. Патриарха Тихона " Галкин дал распоряжение коменданту Верховного суда по процессу Патриарха взять его под стражу. Согласно имеющемуся в деле акту, 19 апреля секретарь Судебной коллегии Верховного Суда С.С. Быков вручил обвинительное заключение обвиняемым Патриарху Тихону, архиепископу Никандру (Феноменову) П.В. Гурьеву и митрополиту Арсению (Стадницкому), и объявил, что обвинителями на процессе выступят Крыленко и Скворцов-Степанов, защитниками будут являться адвокаты Бобрищев-Пушкин и Тихомиров, в качестве свидетелей обвинения выступят А.Введенский и В. Красницкий Патриарх Тихон был взят под стражу и препровожден во Внутреннюю тюрьму ГПУ 19 апреля в 16 часов 30 минут, остальные подсудимые находились в этой тюрьме с марта-апреля 1922 г. Несомненно, что пребывание в заключении пагубно сказалось и на слабом здоровье Патриарха. Нет оснований полагать, что Патриарх Тихон был сломлен и пошел на то, что было противно его совести. Тем, кто упрекал Патриарха в соглашательстве с Советской властью, он отвечал: " Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была бы польза " . Патриарх также говорил, что с радостью принял бы мученическую смерть, но судьба остающейся Православной Церкви лежит на его ответственности. Сводки о настроении населения в связи с процессом Тихона показывают, как внимательно относилось руководство ГПУ к настроению народа.

http://pravoslavie.ru/5202.html

И все же, повторюсь, историк Русской Церкви должен с ним ознакомиться. Хотя бы потому, что на страницах его неоднократно появляются выдающиеся православные мыслители начала XX в., хотя бы потому, что Тихомиров переписывается с митрополитом Владимиром (Богоявленским), архиепископом Арсением (Стадницким), епископом Гермогеном (Долгановым), регулярно общается с архиепископом Никоном (Рождественским) и хотя бы потому, что сын его - иеромонах Тихон (Тихомиров). В связи с последним в " Дневнике " иногда приводятся любопытные штрихи к истории Русской Церкви предреволюционных лет, например о волнениях в новгородской семинарии в конце 1915 г. (С. 161 - 162, 184). Ценны и некоторые свидетельства Тихомирова-обывателя, например, когда он неоднократно отмечает то, что в 1916 г. храмы Москвы и Сергиева Посада были " набиты битком " (С. 218). Или вот любопытная зарисовка, сделанная 1 июля 1916 г.: " Вся эта проза монашеского быта мне очень нравится. У них тут, в глуши - такая демократия, как нигде. За простым деревянным столом сидят: архиепископ, архимандрит - казначей, и двое послушников, один, впрочем, пострижен в монахи, - пьют вместе чай и беседуют, как равные. А ведь Никон - член Синода и Государственного Совета " (С. 252). Одновременно весьма ценными для исследователя политической истории России начала XX в. можно считать записанные в " Дневник " личные воспоминания Тихомирова об А. А. Нейгардте (С. 171 - 181) и П. Н.Дурново (С. 124 - 135). " Дневник " Тихомирова за 1915 - 1917 гг. фрагментарно печатался ранее, а в интерпретации А.В. Репникова частично опубликован в Uhmepheme[iv]. Но все же, думается, комплексное впечатление от Тихомирова-личности и Тихомирова-мыслителя можно получить лишь при полном прочтении источника за указанные годы. Поэтому в завершение несколько слов о самом издании. Публикация выполнена на высоком археографическом уровне. Тексту источника предшествует обстоятельная вступительная статья А. В. Репникова. Главный недостаток публикации, пожалуй, в том, что комментарии публикатора носят почти исключительно биографический характер и, при этом, сделаны достаточно избирательно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Адресные денежные пожертвования можно также перечислить на счет епархии: Получатель: Религиозная организация Благовещенская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). ИНН 2801021574, р/с 40703810500000060181 в ОАО «Азиатско-Тихоокеанский банк», БИК 041012765, к/с 30101810300000000765. Назначение платежа: Помощь пострадавшим от наводнения жителям Амурской области (без НДС). В настоящее время по-прежнему от мира отрезано Зейское подворье Среднебельского монастыря в честь Албазинской иконы Божией Матери, там находятся 5-6 монахинь. В результате наводнения пострадали четыре молельных дома. Постепенно паводковая ситуация в Благовещенской епархии стабилизируется: в ближайшие дни осадков в Амурской области не ожидается. Однако сложная ситуация сохраняется в Хабаровском крае и Еврейской автономной области: там по-прежнему превышены критические отметки уровня воды в реках. 16 августа управляющий Биробиджанской епархией, объединяющей приходы на территории Еврейской автономной области, обратился к жителям региона и попросил помочь пострадавшим от наводнения. Во всех храмах епархии объявлен сбор средств и одежды для пострадавших. На средства, собранные за два дня прихожанами кафедрального собора Биробиджана, были приобретены антибиотики, обезболивающие, антисептики для пострадавших и переданы главному врачу епархиальной больницы, который 18 августа посетил один из пунктов временного размещения в с. Бабстово Ленинского района. Туда же, в Бабстово, 19 августа приехал клирик Благовещенского кафедрального собора иеромонах Тихон (Тихомиров). За духовной поддержкой к священнику обратились сотни людей. Отец Тихон обошел пункты временного пребывания людей, встретился с бригадами добровольцев, которые оказывают помощь пострадавшим. В этот день иеромонах Тихон совершил Таинство Крещения 44 человек. Еще больше людей выразили желание покреститься в ближайшее время. Врачи епархиальной больницы Биробиджана принимают участие в массовой вакцинации населения наиболее пострадавшего от наводнения Ленинского района. В первую очередь прививки делаются тем, кто находится в пунктах временного пребывания. В эти пункты выехали врачи епархиальной больницы, которые для этого прервали свои летние отпуска.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3177353...

Иларион 1681–1705 митроп. с 1682 Ефрем Янкович 1708–1712 Епископы Суздальские и Юрьевские: Игнатий Смола 1712–1719 Варлаам Леницкий 1719–1724 Иоаким 1725–1731 Гавриил Русской 1731–1735 Афанасий Кондоиди 1735–1737 Симон Тихомиров 1739–1747 Порфирий Крайский 1748–1755 Сильвестр Главатский 1755–1760 Геннадий Драницын 1760–1775 Тихон Якубовский 1775–1786 Епископы Владимирские и Яропальские: Платон Петрункевич 1748–1757 Антоний (бывш. Каталикос) 1757–1762 Епископы Владимирские и Муромские: Павел Гребневский 1763–1770 Иероним Формаковский 1770–1783 Виктор Онисимов 1783–1786 Епископы Владимирские и Суздальские: 18 Виктор Онисимов 1786–1800 до 1799 года еп. Суздальский и Владимирский Ксенофонт Троепольский 1800–1821 Парфений Чертков 1821–1850 с 1833 г. архиепископ Иустин Михайлов 1850–1863 Феофан Говоров 1863–1866 Антоний Павлинский, архиеп. 1866–1878 Феогност Лебедев 1878–1892 с 1883 г. архиепископ Сергий Спасский 1892 Муромское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (во Владимире): Андрей Поспелов 1868 Иаков Кротков 1870–1884 Аркадий Филонов 1885–1887 Александр Богданов 1889–1892 Тихон Клитин 1892 Волынская. 19 Учреждена в 991 году. Кафедра в Житомире. 20 Епископы Владимиро-Волынские: Стефан I 991 Иоанн Антоний I Анитий Кодриус Геласий Стефан II, святой 1090–1094 Амфилохий, святой 1105–1122 Симеон, святой 1123–1136 Феодор 1137 упом.1147 Лаврентий Прокопий Антоний II Иоасаф 1223–1230 Василий 1229–1265 Никифор I, Сатанило упом. 1226 Косма 1271 Марк 1271–1287 Евсигний (Евгений) 1287 упом.1301 Афанасий I 1328–1353 Uoha I упом.1358 Афанасий II 1388–1391 Епископы Владимиро-Волынские и Берестейские: Иоанн Гоголь 1391–1405 Герасим 1414–1416 Весвассиан Даниил I упом. 1441, в 1451 удален Даниил II 1451 Никифор II 1458 Порфирий упом.1470 Феодосий 1485 Дамиан упом. 1487 Мартиниан Вассиан I 1487–1497 Вассиан II 1505–1512 Пафнутий 1513–1521 Uoha II упом. до 1535 Геннадий упом.1545 Иона Борзобогатый-Красенький нареч. еп. Владимирский Иосиф упом. 1558 Феодосий Лазовский 1566–1588 Мелетий Богуринский-Хребтович 1588–1593

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 сентября в резиденции главы Бурятской митрополии в городе Улан-Удэ состоялась встреча членов комиссии с митрополитом Улан-Удэнским и Бурятским Иосифом . Во встрече также приняли участие секретарь Улан-Удэнской епархии иеромонах Тихон (Тихомиров) и иерей Роман Хлыбов. Участники встречи обсудили вопросы реализации программы духовного образования монашествующих Бурятской митрополии. Члены выездной комиссии поделились своими предложениями по улучшению организации работы курсов в митрополии и опытом работы в других епархиях. Предложение комиссии по вопросу увеличения числа слушателей и преподавателей курсов нашло поддержку у митрополита Иосифа. Члены комиссии отметили хороший уровень подготовки монастырей Бурятской митрополии, выразили благодарность за проделанную работу и отметили готовность Бурятской митрополии к открытию богословских курсов для монашествующих. После беседы члены экспертной группы вместе с владыкой Иосифом посетили храм преподобного Сергия Радонежского в резиденции главы Бурятской митрополии. После встречи с архиереем комиссия выехала в Сретенский женский монастырь, расположенный в селе Батурино Прибайкальского района Республики Бурятии. Это первый и единственный женский монастырь в Бурятии. Он был открыт в 2000 году при храме Сретения Господня. Экспертную группу встречали игумения Ника (Толмачева) с сестрами, клирик обители протоиерей Михаил Литвинов. Члены комиссии осмотрели восстановленный храм и территорию обители. Игумения Ника (Толмачева) рассказала о жизни, становлении и развитии хозяйства монастыря. Игумен Адриан (Пашин) провел беседу с сестрами об открытии курсов в монастыре. Сестры обители с благодарностью Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу восприняли возможность получения базового богословского образования. Далее комиссия проверила материально-техническую базу и библиотечный фонд курсов. В конце дня члены комиссии посетили побережье озера Байкал и храм Троицы Живоначальной в Улан-Удэ. 30 сентября утром комиссия отбыла в Москву.

http://patriarchia.ru/db/text/6064754.ht...

2. В 1862 г. в связи с приближением 80-летия Московского митр. свт. Филарета (Дроздова) обер-прокурор Синода А. П. Ахматов предложил митрополиту согласиться на открытие в Московской епархии 2-го викариатства. После долгих колебаний свт. Филарет принял это предложение и рекомендовал для поставления во епископа ректора МДА архим. Савву (Тихомирова). Архим. Савва был назначен викарным епископом Можайским указом имп. Александра II Николаевича от 23 окт. 1862 г.; его архиерейская хиротония состоялась 4 нояб. того же года. Среди обязанностей еп. Саввы было присутствие на экзаменах в духовных и светских учебных заведениях, выполнение поручений митрополита по обозрению епархии, по составлению различных записок по делам Московского ЕУ. Местопребыванием еп. Саввы был можайский Ферапонтов Лужецкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Последующие Можайские архиереи проживали в Москве либо в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре . После еп. Саввы М. в. возглавляли епископы Игнатий (Рождественский ; 7 авг. 1866 - 17 дек. 1877), Амвросий (Ключарёв ; 15 янв.- 6 апр. 1878, впосл. архиепископ), Алексий (Лавров-Платонов ; 30 апр. 1878 - 22 янв. 1883, впосл. архиепископ), Мисаил (Крылов; 20 февр. 1883 - 4 мая 1885), Александр (Светлаков ; 30 июня 1885 - 11 янв. 1892), сщмч. Тихон (Никаноров ; 2 февр. 1892 - 20 авг. 1899, впосл. архиепископ), Парфений (Левицкий; 10 окт. 1899 - 1 дек. 1904, впосл. архиепископ), Серафим (Голубятников; 2 янв. 1905 - 15 февр. 1908), Василий (Преображенский ; 9 марта 1908 - 2 мая 1914), сщмч. Димитрий (Добросердов ; 18 мая 1914 - 15 янв. 1918, впосл. архиепископ). Постановлением Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от 8 дек. 1917 г. патриарший наместник с титулом «архиепископ Коломенский и Можайский» должен был управлять Патриаршей областью по указаниям первосвятителя «для облегчения Патриарха в его попечениях в общецерковных делах». Указом патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) и Синода от 16 янв. 1918 г. викарий Московской епархии Дмитровский еп. Иоасаф (Каллистов) был назначен архиепископом Коломенским и Можайским, патриаршим наместником, управляющим Патриаршей областью. Не позднее 1919 г. Коломенская и Можайская кафедра была переименована в Коломенскую и Верейскую (Верейскую и Коломенскую; см. статьи Коломенское викариатство и Верейское викариатство ).

http://pravenc.ru/text/2563934.html

– О каких мучениях Церкви должны бы мы сейчас вспомнить? Первое имя приходит – отца Павла Флоренского... – Да, и Павел Флоренский , я думаю, что и патриарх Тихон, и владыка Виктор Островидов... я сейчас не готов ответить, ведь их великое множество. Отец Сергий Тихомиров был удивительный человек, говорил абсолютно все то, что он думает, и всегда в лицо, приходилось в лицо и следователю. – Вы с ним встречались? – Да, да, я говорю о тех, с кем встречался. Кроме патриарха Тихона и отца Павла Флоренского. – Расскажите, пожалуйста, о епископе Викторе Островидове. – Это был удивительный человек, он всегда пребывал в очень веселом и радостном настроении. И чем больше его мучили, тем он был радостнее и веселее. От него исходило какое-то излучение. Скажем, в лагере было приказано: не носить бороды и длинной одежды. Он отказался остричь бороду. Его насильно брили и стригли – поранили. Он повязывался полотенцем, чтобы не показываться с голым лицом. Это полотенце концами прятал под шапку. А свою рясу он не подшивал, так что из нее торчали нитки. Я его встретил в таком виде сияющим, совершенно сияющим. Он был счастлив тем, что удостоился мучений. Всегда он был очень веселым, всегда стремился как-то помочь. Работал он в сельпо или – не помню точно, как это у нас называлось; там были коровы, маленькие огороды. Он мог даже украсть – ради того, чтобы помочь людям, умиравшим от голода. И всегда всех похвалит. Нередко к нему обращались, жаловались, что беспокоятся, мучаются – писем из дома все нет. Он говорил: «Да что там... Нет писем? Завтра получите!» И действительно назавтра получал человек письмо. Действительно – получал. Когда его благодарили, что он совершил прямо чудо – письмо получено, он говорил: «Я же ничего не сказал. Это случайное совпадение. Так получилось. Я ничего не знал, ничего не думал». – Как он умер? – Когда его освободили, он оказался в ужасном положении. В Архангельской губернии, где он должен был жить, было запрещено принимать и прописывать бывших лагерников. И он мучился, мыкался по сараям, по каким-то временным жилищам, потом приходила милиция и требовала его изгнания. Это ужасно было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До окт. 1917 г. Александро-Невская ц., как и др. приходы РПЦ в Зап. Европе, состояла в ведении митр. Новгородского и С.-Петербургского (с окт. 1892 г.- С.-Петербургского и Ладожского). 6 марта 1917 г. на Петроградскую и Гдовскую кафедру был назначен сщмч. митр. Вениамин (Казанский) , связь к-рого с Парижем в 1918 г. практически прекратилась. 21 февр. 1921 г. под председательством настоятеля храма прот. Иакова Смирнова при товарище председателя гр. В. Н. Коковцове (бывш. премьер-министре) на общем собрании причта и 210 прихожан было принято решение о создании прихода Александро-Невской ц. в соответствии с Приходским уставом, принятым в апр. 1918 г. Поместным Собором РПЦ . Первым старостой храма был избран П. И. Делянов, бывш. градоначальник С.-Петербурга. Регистрация прихода была поручена Е. П. Ковалевскому (бывш. депутату Гос. думы и члену Поместного Собора) и завершена 1 июня 1923 г., записавшихся в приход было более 1,5 тыс. чел. До 1924 г., когда был открыт Свято-Сергиевский храм, Александро-Невский храм оставался единственной рус. церковью в Париже, центром рус. эмиграции. 8 апр. 1921 г. Святейший Патриарх Тихон и Свящ. Синод назначили архиеп. Волынского Евлогия (Георгиевского) , пребывавшего в то время в Берлине, управляющим правосл. рус. церквами в Зап. Европе, «впредь до возобновления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом». 5 янв. 1923 г., уже в сане митрополита, владыка Евлогий окончательно переехал в Париж, ставший духовным центром рус. эмиграции в Зап. Европе. В Александро-Невском храме начались торжественные архиерейские богослужения, потребовавшие значительного числа алтарников, иподиаконов, свещеносцев и др. Руководил ими старший иподиак. П. Е. Ковалевский , создавший Братство иподиаконов и прислужников, продолжающее свое служение и в наст. время. Церковный хор из рус. певчих был составлен по инициативе протодиак. Н. Тихомирова, в 1924-1947 гг. хором руководил В. Ф. Кибальчич, Н. П. Афонский , гастролировавший с хором по Франции и за ее пределами; хор участвовал в концертах Ф. И. Шаляпина . Затем регентами были П. В. Спасский (1949-1968), Е. И. Евец (1968-1988) и В. Е. Евец (с 1988). Митр. Евлогий ввел совершение по средам, после литургии, молебна с акафистом Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/64444.html

Еп. Варсонофий (Лебедев) и по рождению, и по образованию, и по предшествующему служению был связан с Новгородской епархией. После поставления епископом он был избран заместителем члена Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от клира Новгородской епархии (Избранные на Собор//Новгородские ЕВ. 1917. 15. С. 545), что свидетельствует о его известности и доверии к нему паствы. Очевидно, личный авторитет святителя стал причиной его ареста и убийства 15 сент. 1918 г. Череповецким губернским карательным отрядом, направленным в Кириллов в дни «красного террора». Полтора года К. в. не замещалось, в ходе осуществления декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» духовенство оказалось без к.-л. директив из епархиального центра. «Боязнь ответственности… вынуждала растерявшуюся духовную власть отмалчиваться вовсе и прислать увещание терпеть до пределов возможного… Таким образом, духовная власть расписалась в полном бессилии и тем потеряла всякую руководящую связь с подчиненными организациями, предоставив им действовать вполне самостоятельно, соображаясь с условиями момента» ( Курдюмов М. Г. Отчет об археографической поездке в Белозерский край в августе 1919 г.//Памятники Отечества. М., 1993. Вып. 30. С. 53). 4 апр. 1920 г. во епископа Кирилловского был хиротонисан последний ректор закрытой в 1918 г. Новгородской ДС, настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря архим. Тихон (Тихомиров). Настоятельский корпус Кирилло-Белозерского мон-ря был реквизирован, и епископу пришлось скитаться. Зиму 1921/22 г. он прожил в жен. Леушинском во имя св. Иоанна Предтечи мон-ре , затем поселился в Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. Подвергался арестам и заключению в тюрьме в Череповце. Больной и запуганный, в разгар кампании по изъятию церковных ценностей он подписал воззвание, в котором, не приводя имен, осудил противодействие изъятию «со стороны некоторых представителей высшей церковной иерархии». Резолюция, принятая на собрании духовенства Кирилловского у. с еп. Тихоном во главе в июне 1922 г., не содержала никаких выпадов против патриарха.

http://pravenc.ru/text/1840469.html

И получается следующее. Женщина с одной стороны пропитывается вот эти духом мира сего, слушая про «похудение», но, с другой стороны – она же благочестивая, знает точно – что такое духовная жизнь, и как на неё правильно настраиваться. А тут муж, который нервничает, позволяет себе непечатную лексику, ведёт себя, прямо скажем, малодуховно. Разве это – идеал православного хозяина семьи? Да, конечно же, нет! Вы что. А тут ещё батюшка подсказывает, что, дескать, «коль уж дети рождены, то пора переходить с супружеских на братские отношения...» Вот так и живём. Но выход есть. Ни в коем случае не увлекаться «Домостроем», но стараться каждый день доказывать окружающим, что мы – лучше, чем они о нас думают. И если женщина честна перед собою, она сделает верные выводы – вне зависимости от степени пропитанности духом блогерш и количеством прослушанных проповедЕй. Если нет – то тут уже ничего не исправить. Так что, дорогие отцы, делаем всё, что в наших силах, а дальше – как Бог даст! Алексей Мыселев: Дорогой Павел, поздравляю Вас, отца десяти детей, а также всех отцов и граждан России с этим знаменательным Праздником. В 2021 году, когда мы с Вами обсуждали установления сего Дня, я был преисполнен надежды, что Праздник послужит в деле укрепления семей и утверждения роли отцов, коих в последние времена низвели в бездну мрака и печали. Конечно, не безосновательно. Но это не значит, что нужно постоянно втаптывать в грязь мужчин и низвергать само отцовство. Выражать негодование – прекрасно, однако надо что-то делать, а не просто во всём винить мужчин. И что теперь: какие мысли и чувства спустя два года? Отрадно, что не забывают про этот день и в школах дети готовят своими руками подарки папам. Вчера сын Тихон вручил мне открытку с трогательным поздравлением. Эти минуты радости дорогого стоят. И то, что в школах отмечают День отца – прекрасно. Я как раз об этом и мечтал, что семейные ценности, почитание матери и отца будут взращивать в юных сердцах не только в семьях, но и в учебных заведениях.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/13/my...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010