Архимандрит Тихон (Шарапов) 21 мая 2020 г. 09:34 Архимандрит Тихон (Шарапов)- защитник канонического Православия на белорусской земле К юбилею Жировичского монастыря хотелось бы напомнить еще об одной яркой странице в истории обители. В  первой половине 1920-х гг. Жировичский монастырь стал центром по сохранению единства православных верующих Западной Белоруссии с Русской Православной Церковью. Возглавил это движение архимандрит Тихон (Шарапов), в недавнем прошлом полковой священник.   В 1922 г. Собор Епископов Православной Митрополии в Польше принял «Временные правила об отношении правительства к Автономной Православной Церкви в Польше».  Разработкой документа занималось Министерство исповеданий и народного просвещения Польской Республики. Благодаря ему государство получило возможность активно вмешиваться в вопросы церковной жизни. Кроме того, «Временные правила» создали условия для разрыва канонического единства Православной Митрополии в Польше с Православной Российской Церковью и последующего провозглашения ее автокефалии. Свое несогласие с подписанием документа заявили епископ Пинский и Полесский Пантелеимон (Рожновский) и епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий), временный управляющий Гродненской епархией. Оба иерарха настаивали на сохранении канонического единства с Московским Патриархатом. Свой письменный протест они передали патриарху Московскому и всея России Тихону (Белавину) через иеромонаха Тихона (Шарапова), который в январе 1922 г. инкогнито совершил поездку в Москву. Именно отцу Тихону, через месяц возведенному Патриархом в сан архимандрита, предстояло возглавить противодействие православных белорусов и украинцев Второй Речи Посполитой автокефалистским тенденциям. Должности настоятеля Успенского Жировичского монастыря  (который оказался на польской территории), благочинного монастырей Гродненской епархии и исполняющего обязанности благочинного приходов Бытеньского округа Гродненской епархии существенно укрепили позиции архимандрита Тихона, позволив ему расширить свою деятельность за пределы Жировичской обители.

http://e-vestnik.ru/analytics/girovichi_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благовещение 1925 года 07.04.2009 531 Время на чтение 6 минут В этом году осенью исполнится двадцать лет со дня прославления в лике святых Патриарха Тихона. Избранный сразу после октябрьского переворота 1917 года, он стал Первосвятителем более чем через 200 лет после того, как Пётр Великий отменил Патриаршество. Святейший Тихон был единственным Первосвятителем в нашей истории, кто носил титул не «всея Руси», а «всея России». 7 апреля 1925 г. - Преставление свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России Когда в 1943 году Патриархом был избран Сергий (Страгородский), Сталину понравился старый титул — «Патриарх Московский и всея Руси». Святейшему Тихону суждено было нести своё высокое служение семь с половиной лет. Самых тяжёлых, самых чудовищно страшных для России. Ещё не старый мужчина, имевший обыкновение перед молитвами по утрам делать гимнастику и обливаться ледяной водой, за эти годы утратил здоровье и скончался больным стариком вскоре после того, как отметил свой 50-летний юбилей! Заканчивался Великий пост 1925 года. Патриарх Тихон в это время находился в частной лечебнице Бакуниных на Остоженке. Обострилась астма — болезнь, мучившая его несколько последних лет, особенно после нескончаемых допросов на Лубянке. Был у Святейшего свой «чёрный человек», правда, он называл его несколько иначе: «некто в сером», — чекист Евгений Тучков, начальник Шестого секретного отдела ОГПУ, занимавшегося борьбой с Православием, Церковью. И здесь, в больнице, Тучков не оставлял свт. Тихона в покое, постоянно наведывался к нему, садился рядом с кроватью больного и устраивал бесконечные допросы. К этому времени он уже располагал заветной бумагой — постановлением об аресте Патриарха по 73-й статье Уголовного кодекса: «...составлял сведения о репрессиях, применяемых Соввластью по отношению церковников, пользуясь сведениями из недостаточно верных источников, имел целью дискредитировать Соввласть...» На постановлении уже даже было начертано: «1925 год...», оставалось лишь вписать число. Тучков не скрывал злорадства: вскоре предстоит суд над самим Всероссийским Патриархом, гражданином Белавиным В.И.!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

М.И. Одинцов Глава II. Призван к духовному деланию На Финляндской кафедре. 1905–1917 годы На революционный 1905 год пришелся и перелом в судьбе епископа Сергия. На заседании 6 октября 1905 года Синод постановил: «…быти преосвященному Ямбургскому Сергию архиепископом Финляндским и Выборгским». Правда, злые языки поговаривали, что владыка Сергий этим назначением перешел дорогу епископу Американскому Тихону (Белавину) . Его еще в марте 1905 года Синод избрал на эту кафедру. Однако поддержка и интриги В. К. Саблера сделали свое дело и Тихон был оставлен в Америке, хотя и был награжден архиепископством. Коллизия взаимозависимости этих двух иерархов повторилась в 1907 году. Тогда уже Сергия (Страгородского) «сватали» в Америку на Североамериканскую кафедру вместо архиепископа Тихона (Белавина) , которого переводили в Россию на Ярославскую кафедру. Сам Сергий не возражал, но выехать в Америку ему не пришлось, и 12 лет, как никто другой долго, оставался он на Финляндской кафедре. 15 октября Сергий сдал свою должность архимандриту Сергию (Тихомирову) , бывшему ректору Санкт-Петербургской духовной семинарии. Проводы архиепископа Сергия из стен академии прошли незаметно, так как академия была закрыта, а студенчество разъехалось по домам вплоть до начала декабря. Лишь официозный «Церковный вестник» откликнулся статьей о назначении Сергия на новую должность, отметив, что «уходящий оставляет по себе самую светлую память», и пожелав ему «успешного продолжения служения на пользу Православной церкви». Епархия, вверенная правлению Сергия, была еще очень молода. Как самостоятельная она была учреждена лишь в 1892 году. Паства, состоявшая из русских и финнов, насчитывала около шестидесяти тысяч человек. Имелись три монастыря, в которых было 600 монашествующих, 86 церквей и 90 часовен. При них учреждено было три с небольшим десятка библиотек, богаделен, приходских попечительств. Сергий был достаточно хорошо осведомлен о делах епархии, ибо уже с апреля 1905 года в связи с переводом в Тверь тогдашнего архиепископа Финляндского Николая (Налимова) временно управлял ею. Всем памятно было слово, сказанное преосвященным Сергием на молебне в Успенском соборе Гельсингфорса по случаю опубликования 15 августа манифеста о созыве Государственной думы. В нем выражалась надежда, что «объявленная правительством реформа приведет русский народ к благу и преуспеянию», и ее разделяло большинство присутствовавших и в храме, и за его пределами. Хотя следует признать, что «преуспеяния» представлялись различным социальным группам весьма по-особенному. Что, к примеру, касается финской паствы, то в своем большинстве она ожидала расширения свобод и укрепления независимости Финляндии от России.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

«Святые против мятежа» Одним из значимых событий культурной жизни столицы на минувшей неделе стала премьера документального фильма «Святые против мятежа», состоявшаяся в Доме русского зарубежья. Автор и режиссер фильма – Татьяна Карпова, творчество которой хорошо знакомо православному зрителю. Достаточно напомнить ее знаковые киноработы: «Видимое и сокровенное» (1996), «Сказание о Высоцком монастыре» (2002), «Корецкий монастырь. Обитель верных» (2009). Татьяна Михайловна, почти десять лет преподававшая кинодраматургию во ВГИКе, сценарист и режиссер в общей сложности почти двух десятков фильмов, большая часть которых посвящена православной тематике. За многие из них режиссер удостаивалась призов на различных фестивалях и церковно-общественных наград. 44-минутная документальная кинолента, представленная ею в Доме русского зарубежья, посвящена трем подвижникам Русской Церкви, жившим в течение одного столетия, – святителям московским: митрополиту Филарету (Дроздову), священномученику Владимиру (Богоявленскому) и Патриарху Московскому и всея России Тихону (Белавину). Они жили в XIX веке в разные годы, но каждый из них оставил заметный след не только в церковной истории, но и в общественно-политической жизни своего времени. Им суждено было совершать свое служение в то самое столетие, когда в России нарастали политические и общественные процессы, приведшие огромную империю к гибели. Каждый из этих угодников Божиих был призван противостоять попыткам потрясения основ российского государственности и православной веры, пастырским словом вразумляя идеологов бунта и тех, кто сознательно и неосознанно следовал за ними. Для святителя Филарета это были декабристы, а затем участники народнического движения; для священномученика Владимира и патриарха Тихона – большевики. Нет нужды пересказывать сюжет – фильм обязательно нужно посмотреть. Отмечу только, что в его съемках приняли участие многие известные духовные и светские лица. В фильме звучат слова епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла – наместника Донского ставропигиального монастыря столицы, председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством; митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла – наместника Киево-Печерской лавры; настоятеля московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры игумена Дионисия (Колесника), писателя Александра Сегеня, историка, доктора наук, профессора Александра Яковлева. Дополняя друг друга, каждый из них добавил свои штрихи к документальным портретам московских святителей, свидетельствуя о том подвиге стояния за веру и правду, который они совершили. Ключевая идея, «красной нитью» проходившая через весь фильм, выражена в приведенной его авторами цитате из проповеди святителя Филарета: «Береги, Россия, и воздвигай сильнее твой внутренний домашний свет, потому что за пределами твоими, по слову пророческому, “тьма покрывает землю, и мрак на языки” (Ис. 60: 2)».

http://pravoslavie.ru/52494.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Святитель Тихон (Белавин), патр. Московский и всея Руси (см. также ИУ) Наследие: письма, дневники, воззвания 812. Переписка свт. Тихона (Белавина) , патриарха Всероссийского, и митр. Евлогия (Георгиевского), 1921–1922 гг./Публ., предисл., примеч.: Н. Ю. Лазарев//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 93–111. 813. Письма священномучеников – архиереев Русской Православной Церкви к свт. Тихону, патриарху Московскому и всея России/Публ.: прот. В. Воробьев//БСб. 2000. 6. С. 5–17. Письма сщмчч. Андроника (Никольского) , архиеп. Пермского; Кирилла (Смирнова), митр. Казанского; Вениамина (Казанского), митр. Петроградского (1918–1921 гг.). 814. Рёсслер Р. Послание Святейшего патриарха Тихона [Белавина] к духовенству от 25 сент. ст[арого] ст[иля] 1919 г.//ВРЗЕПЭ. 1974. 85/88. С. 23–29. Полный текст Послания: с. 25–27. 815. Тихон (Белавин) , патр. Московский и всея Руси, свт. Переписка свт. Тихона со Святейшим Димитрием [Павловичем], патриархом Сербским и архиепископом Белградским/Публ.: прот. В. Воробьев, О. Ефремова, В. И. Косик, О. В. Косик//БСб. 2000. 6. С. 251–267. См. также 2248, 2318. Документы 816. Анонс книги «Следственное дело патриарха Тихона»/Публ.: Ю. Л. Ореханов, Т. Х. Терентьева, А. В. Постернак//БСб. 1997. 1. С. 193–195. 817. Ефремова О., Кривошеева Н. А. Новые архивные документы о преследовании властями свт. Тихона в 1918– 1923 гг.//БСб. 2000. 6. С. 160–175. 818. Кто же является распространителем «ложных слухов»?/Публ.: Н. А. Кривошеева//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 112–119. Письма архиереев и частных лиц по поводу интриг, затеянных в 1923 г. обновленческим духовенством и советской властью для устранения от управления Церковью патр. Тихона и компрометации преданных ему людей. 819. «От всякаго обстояния избавляя верных рабов своих...»/Публ.: Н. А. Кривошеева//БСб. 2000. 6. С. 154–159. Благодарственный молебен 27 июля 1919 г. по случаю избавления от смертельной опасности патр. Тихона: Речь митр. Арсения (Стадницкого) и ответное слово патр. Тихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх Тихон Советская власть vs Церковь Позиция аполитичности стала ответом Церкви на обвинение в контрреволюции. Никаких реальных доказательств того, что Церковь в контрреволюции участвует, советская власть представить не могла. Власть сама это тоже осознавала. Иларион (Троицкий) – святитель Соловецкий — Кто со мною, во славу Божию, на спасение душ человеческих? — так же тихо и уверенно продолжал рыбак, обводя глазами толпу и зорко вглядываясь в глаза каждого. Священноисповедник митрополит Агафангел (Преображенский): вне партии и вне политики Красницкий произнес дежурные фразы о том, что Церковь пошла неверным 'контрреволюционным' путем и предложил владыке подписать воззвание 'инициативной группы' духовенства, в котором высшей властью в Церкви признавалось обновленческое ВЦУ. 'Церковь должна держаться вне партии и вне политики', — возразил митрополит. Священномученик Петр (Полянский): недипломатичный архиерей 'Он был сговорчивый и уступчивый, отнюдь не фанатик, но оказался самым непоколебимым и стойким из всех иерархов, которых имела Русская Церковь со времени патриарха Гермогена' - обновленец Левитин. Никола в лесах: ремонт Патриаршего собора в Нью-Йорке В Нью-Йорке подходит к завершению ремонт экстерьера Патриаршего собора, привлекающего в свои стены людей разных национальностей и даже вероисповеданий. Заступник — Патриарх Тихон (ВИДЕО) Художественно-публицистический фильм, посвященный святителю Тихону (в миру Василий Иванович Белавин), патриарху Московскому и Всея Руси. Он был избран на Патриаршество 18 ноября 1917г. На Патриаршем престоле находился семь лет, до своей кончины в 1925г. Именно в этот период молодая власть большевиков обрушила чудовищные репрессии на Православную церковь. Патриарх Тихон – глазами зарубежья В начале XX века все мировое сознание не могло принять большевиков как законную власть. Отстоять русский народ и Церковь в такой ситуацией смог только Патриарх Тихон - своим авторитетом, признанным во всем мире.

http://pravmir.ru/tag/patriarx-tixon/pag...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Тексты 2271. Иоанн Дамаскин , прп. Ямбический канон на Рождество Христово (VII–VIII в.)/Пер.: С. С. Аверинцев//МБ. 2000. Вып. 7. С. 101–103. 2272. Никодим (Руснак), митр. Харьковский и Богодуховский. Служба-проект исповеднику святого православия, доктору богословия протопресвитеру Гавриилу Костельнику, положившему душу свою за веру отцов своих, на искони православной Галицкой земле//BiP. 2000. 1. С. 277–284. Служба написана митр. Харьковским и Богодуховским Никодимом в янв. 2000 г. 2273. Роман Сладкопевец , прп. Кондак на брак в Кане/Пер., введение и коммент.; М. В. Асмус//БСб. 1999. 3. С. 163–180. 2274. Стихиры Святейшему патриарху Тихону//БСб. 1997. 1. С. 298–300. 2275. Тихон (Белавин) , патр. Московский и всея Руси, свт. Молитва святого патриарха Тихона//БСб. 2000. 6. С. 330–331. 2276. Туотилон Санкт-Галленский. Троп на Рождество (X в.)/Пер.: С. С. Аверинцев//МБ. 2000. Вып. 7. С. 103. История литургической науки в Росси 2277. Бовкало А. А. Литургика в Петрограде после 1918 г.//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 393–400. 2278. Ващенко М. И. Степан Васильевич Смоленский, его жизнь и деятельность//ВестнЛДА. 1990. 1. С. 73–80. 2279. Георгиевский А. И. Выступление по докладу еп. Питирима (Нечаева) : [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. Загорск, 21–25 окт. 1963 г.]//БТ. 1970. Сб. 5. С. 227–229. Обзор важнейших рус. литургических исследований кон. XIX – нач. XX в. 2280. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Благословенный юбилей//БТ. 1975. Сб. 13. С. 5–7. Посвящ. 75-летию Н. Д. Успенского . 2281. Сове Б. И. Русский Гоар и его школа/Предисл.: Н. Д. Успенский //БТ. 1968. Сб. 4. С. 37–84. Об А. А. Дмитриевском . 2282. Сове Б. И. История литургической науки в России/Вступ. ст., подгот. текста: А. Г. Кравецкий//УЗ РПУ. 1996. 2. С. 21–98. 2283. Стойков В., прот. Актовая речь, посвященная памяти заслуженного профессора СПбДА Н. Д. Успенского (к 100-летию со дня рождения)//ХЧ. 2θ0θ. 19. С. 21–38.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В течение своей долгой жизни Николаю Либану довелось встречаться с Федором Шаляпиным, Сергеем Есениным, Всеволодом Мейерхольдом… Юный Коля Либан прислуживал Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону (Белавину)… Старейший преподаватель филологического факультета, живая легенда, видный специалист в области изучения русской литературы, заслуженный преподаватель МГУ, Николай Иванович Либан, скончался 5 декабря в возрасте 97 лет. В течение месяца после перелома шейки бедра Николай Иванович находился в больнице. Об этом удивительном человеке, несомненно, напишут еще очень много — его любящие и благодарные ученики. Сегодня мы собрали некоторые лоскутки из интервью Николая Ивановича и уже написанных воспоминаний. http://www.gzt.ru Николай Иванович Либан родился в 1910 году в Москве, в Неопалимовском переулке, и был крещен в церкви Неопалимой Купины. Его отец (‘окончивший шесть факультетов’) был юристом и крупным чиновником в финансовой сфере. Мать происходила из рода виконта Либана, полковника французской армии, который объявил Эльзас независимой республикой. Полковник был казнен, а семью его выслали из Франции в Россию. Николай Либан получил гимназическое образование, затем окончил Московский городской педагогический институт, после чего поступил в аспирантуру Института философии, литературы и искусства (ИФЛИ). Последующая его жизнь была прочно связана с Московским университетом. За шесть десятков лет преподавания на филологическом факультете Николай Иванович, по его словам, прочитал студентам «все курсы» по русской литературе, которые только читаются на филфаке. http://www.orthedu.ru В течение своей долгой жизни Николаю Либану довелось встречаться с Федором Шаляпиным, Сергеем Есениным, Всеволодом Мейерхольдом… Юный Коля Либан прислуживал Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону (Белавину)… — Я был прихожанином Покровского храма в Левшинском переулке. Сегодня этого храма уже нет, его снесли в 20-е годы. Огромная была церковь, три придела. Всегда было очень многолюдно, невзирая на тяжелые времена. Ну а тут патриаршее служение — так и вовсе не пройти.

http://pravmir.ru/nikolaj-ivanovich-liba...

В Тверской области прошла межрегиональная конференция, посвященная памяти Святейшего Патриарха Тихона. Торопец, 5 февраля 2008г. Святейший Патриарх Тихон. Художник Ф.Москвитин, 2005 г. Пятая Свято-Тихоновская межрегиональная конференция, посвященная святителю Тихону, ставшему первым Патриархом Московским и всея Руси после восстановления патриаршества в 1917 году, прошла в минувшие выходные в Торопце. Об этом сообщили 4 февраля в управлении информационной политики и общественных связей обладминистрации. Тема конференции - " Образование и творчество как средство духовно-нравственного воспитания молодежи " . В ней приняли участие губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, иерархи Русской Православной Церкви, представители власти, историки, архивисты, ученые, а также православные миряне городов и стран, где служил в свое время Святейший Патриарх Тихон. В рамках работы форума освящены колокола торопецкой Спасо-Преображенской церкви, после чего состоялся концерт колокольного звона. Святитель Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился в 1865 году в Псковской губернии, в семье приходского священника. В 1891 году принял монашеский постриг с именем Тихон и шесть лет спустя был возведен в сан епископа Люблинского, викария Варшавской епархии. В последующие годы святитель Тихон возглавлял епархию Русской Православной Церкви в Америке, Ярославскую и Виленскую кафедры, в Первую мировую войну бывал под обстрелом на фронте. В июле 1917 года архиепископ Тихон был избран Митрополитом Московским. В годы гражданской войны призывал к прекращению кровопролития. Выступал против декретов советской власти об отделении Церкви от государства и об изъятии церковных ценностей из храмов. В 1922 году по обвинению в антисоветской деятельности был арестован. 7 апреля 1925 года Святейший Патриарх Тихон скончался. В 1989 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых. Мощи святителя Тихона хранятся в Донском монастыре Москвы. В Торопце сохранились дом, где жил Святейший Патриарх Тихон, храм, где служили будущий Предстоятель и его отец - иерей Иоанн Белавин, а также могила родителей и братьев Патриарха, где в 1997 году были установлены гранитное надгробие и распятие, а в 2001 году была построена часовня.

http://pravoslavie.ru/25661.html

9 октября Русская Церковь празднует память и день прославления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю этого праздника. Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея России Святитель Тихон (Белавин) был избран Патриархом Московским и всея Руси после восстановления патриаршества на Всероссийском Поместном Соборе, 15 августа 1917 года. 21 ноября (4 декабря по новому стилю) в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля состоялась его интронизация. Принять управление Русской Церковью в этот тяжелейший период было настоящим подвигом Несомненно, для Русской Церкви это было знаменательное событие, но при этом на святителя Тихона это налагало огромную ответственность, поскольку гонения на Церковь только начинались, и принять управление Русской Церковью в этот тяжелейший период было настоящим подвигом. И действительно, вся жизнь святителя Тихона является исповеданием Христа. Он всеми силами старался сохранить чистоту Православия от нападок советской власти. Тропарь святителю Тихону звучит следующим образом: Тропарь: «Апостольских преданий ревнителя и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим избранного Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим и к нему с верою и упованием возопиим: предстательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, расточенная чада ея во едино стадо собери, отступившия от правыя веры к покаянию обрати, страну нашу от междоусобныя брани сохрани и мир Божий людем испроси» . Ревнитель апостольских преданий В начале тропаря святителя Тихона называют «ревнителем апостольских преданий». Термин «предание» многозначен. Одно из значений – «передача по наследству» . И действительно, мы можем предположить: не за любое предание готовы умирать, но только за то Предание, которое передано через апостолов Святым Духом, за то Предание, которое спасает человека от смерти. Складывается вроде бы парадоксальная ситуация: человек, идя на смерть ради апостольского Предания, обретает жизнь. Это перекликается со словами Спасителя:

http://pravoslavie.ru/142208.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010