Александр Ткаченко . Бог сердится? Христианский взгляд на катастрофы. Ил.: Тень и мрак. Вечер перед Потопом. Уильям Тернер. 1843; Христос, усмиряющий бурю. Джеймс Энсор. 1891//Фома. - – май 2011. – С.26-30. - (рубрика « Тема номера. Пасха после Фукусимы »). Реклама : С.31.                                      ВЕРА (раздел). – С.32-43. Сергей Худиев. Христос – победитель абсурда, или Почему у христиан   не бывает нелепой смерти . Ил.: Фрагмент фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». 1495-1498 гг.//Фома. - – май 2011. – С.32-37. – (раздел « Вера »). Александр Недоступ . Плач воевавшего сердца . Автор - профессор, кардиолог, председатель Исполкома Общества православных врачей России, много лет лечил архимандрита Кирилла ( Павлова ), ветерана Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, участника Сталинградской битвы, дошедшего в состав Советской Армии до Австрии. Фото ИТАР-ТАСС//Фома. – – май 2011. – С.38-39. – (раздел « Вера »). Новомученики: Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . «Звуки молитвы в Таганской тюрьме». Памяти священномученика Николая (Беневоленского). Ф ото Владимира Ештокина и документальные фото, представленные автором//Фома. - – май 2011. – С.40-41. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). 16 мая Русская Православная Церковь празднует память священномученика Николая (Беневоленского). Священномученик Николай родился в 1877 году в Москве и был племянником иеросхимонаха Алексия (Соловьева), подвизавшегося в Смоленской Засимовой пустыни, вытянувшего жребий на патриаршество митрополиту Московскому Тихону (Белавину). Николай часто посещал старца Алексия в пустыне, когда учился в Московской духовной академии. В 1909 году он был рукоположен во священника к Николаевской, что в Новой слободе, церкви в Москве. В 1917 году отец Николай был назначен в храм Симеона Столпника, где служили когда-то его дед и отец.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-97-m...

Кто же был Святейший Тихон, имя которого и теперь, через шестьдесят лет, несмотря на все церковные беды и разделения, всеми поминается с такой любовью и преданностью? До того, как он стал монахом, его имя было Василий Белавин. Родился он в 1865 году, в семье скромного батюшки, в маленьком городке Торопец, недалеко от Пскова. Жизнь семьи была простая, скромная. Василия отдали учиться в духовное училище, потом в семинарию, а оттуда он попал в Духовную Академию. Учился он хорошо, но всегда оставался незаметным, скромным, всегда ласковым, всегда готовым помочь товарищам. Шутя, товарищи дали ему кличку «Патриарх», хотя патриархов на Руси вот уже двести лет как не было. Окончив учение, он стал учителем, а потом ректором в семинарии. Потом принял монашество, а когда ему исполнилось тридцать два года, его посвятили в епископы. В 1898 году, когда епископу Тихону было тридцать три года, его назначили епископом в Америку. Там ему пришлось управлять церковью, совсем не похожей на обычные русские епархии. Официально его звание было «Епископ Алеутских островов и Аляски» и жить он должен был в Сан-Франциско, в Калифорнии. Это было наследие трудов первых русских монахов-миссионеров, приехавших в Америку с Валаама в XVIII веке. Теперь, на пороге XX века, положение было совсем другое. Православных в Америке было довольно много: и греков, и сербов, и русских, и сирийцев, и галичан (православных славян родом из тогдашней Австрийской империи), и румын, не считая православных алеутов и индейцев на Аляске. Молодой русский епископ, совершенно не знавший Америки, очень быстро понял, что его дело – служить всем православным в Америке. Ведь он был единственным православным епископом во всей стране. Он был убежден, что православной Церкви суждено расти и крепнуть во всех Соединенных Штатах. Все девять лет своей жизни в Америке Тихон провел в постоянных разъездах. Богослужения он совершал на самых различных языках: и по-славянски, и по-гречески, и по-английски, и по-сирийски, в церквах и в частных домах, в бедных временных помещениях, приспособленных под церковь . Его ласковое, доброе, внимательное отношение ко всем завоевывало любовь и преданность. Трудно перечислить все, что он успел сделать для Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

В Тверской области пройдет Свято-Тихоновская межрегиональная конференция «Пастырь добрый» 27 января 2006 г. 12:40 1 февраля в самом древнем городе Тверской области Торопце начнет работу III православная Свято-Тихоновская межрегиональная конференция «Пастырь добрый», посвященная великому русскому святителю ХХ века Патриарху Тихону, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . На улице Никитина сохранилась построенная в 1706 году Спасо-Преображенская церковь. В конце XIX века в ней служил иерей Иоанн Белавин. Напротив храма стоит небольшой деревянный дом, в котором жила семья священника. Здесь провел детство будущий XI Патриарх Московский и всея Руси Тихон, в миру Василий Иванович Белавин. В Торопце традиция почитания Патриарха Тихона не прерывалась даже в самые суровые годы гонений на Церковь — здание на улице Никитина торопчане всегда называли «домом Патриарха». В Твери под председательством заместителя губернатора Тверской области Михаила Куржиямского состоялось совещание, которое было посвящено подготовке к проведению конференции. Участники заседания отметили, что торопецкими и российскими краеведами накоплен опыт, позволяющий включить проект «Пастырь добрый» в общероссийский контекст масштабных социальных акций. Как особо подчеркнул Михаил Куржиямский, структурно проект выстроен на двух взаимодополняющих составляющих — туристической и православно-религиозной. Каждая из них имеет стратегическое значение для региона. Поэтому администрация Тверской области намерена оказать необходимую поддержку участникам и организаторам конференции. Участникам конференции «Пастырь добрый» предстоит обобщить опыт православного просвещения в районе, уже сложившиеся традиции взаимодействия Русской Православной Церкви с государственными, муниципальными и общественными организациями. Кроме того, планируется разработать предложения по развитию в районе историко-культурного, эколого-ландшафтного и религиозного туризма. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/79241.html

В Вильнюсе почтили память Святейшего Патриарха Тихона 27 января 2009 г. 15:27 У мемориальной доски на одном из старинных домов в Вильнюсе сегодня, в день открытия Поместного Собора Русской Православной Церкви, появились цветы. Здесь с 1914 года несколько лет жил будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон, причисленный в 1989 году к лику святых. «В списке знаменитых русских, жизнь которых связана с Литвой, сотни и сотни имен. Многие из них хорошо известны, другие, как имя Патриарха Тихона, лишь в наши дни возвращены из нарочитого забвения», — сказала Ирина Арефьева, председатель общества православного просвещения в Литве «Живой колос», добившегося два года назад установления памятной доски. Как пишет Delfi, будущий Патриарх, а тогда еще архиепископ Тихон (в миру Василий Белавин), возглавлял Литовскую кафедру с начала 1914 до середины 1917 года. В Вильнюсе он встречал императора Николая II, который возвращался из прифронтовой зоны. Это был знаменательный день — у раки с мощами святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия судьба свела государя земного и святителя духовного. Тихону суждено было стать 11-м Патриархом всея Руси и первым после 200-летнего перерыва, когда было упразднено Патриаршество. Тихон стал Предстоятелем в переломное время не только для Церкви, но и для всей страны. Не раз он подвергался арестам, на него было совершено несколько покушений. По одной из версий, он был отравлен. В 1989 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Патриарх Тихон первым из новомучеников и исповедников Российских был причислен к лику святых. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/541696.htm...

В Вильнюсе сегодня увековечат память Святейшего Патриарха Тихона 19 февраля 2007 г. 11:34 На одном из старинных домов на улице Диджейи в Вильнюсе 19 февраля торжественно открывается мемориальная доска в честь Патриарха Всероссийского Тихона, причисленного в 1989 году Русской Православной Церковью к лику святых. «В списке знаменитых русских, жизнь которых связана с Литвой, сотни и сотни имен. Многие из них хорошо известны, другие, как имя Патриарха Тихона, лишь в наши дни возвращаются из нарочитого забвения», — сказала Ирина Арефьева, председатель общества православного просвещения в Литве «Живой колос», радением которого увековечивается память святого. Будущий Патриарх, а тогда еще архиепископ Тихон (в миру Василий Белавин), возглавлял Литовскую кафедру с начала 1914 до середины 1917 года, когда он оставил Вильнюс с последним уходящим на восток эшелоном. Святителю Тихону суждено было стать одиннадцатым Патриархом всея Руси и первым Патриархом после 200-летнего перерыва, вызванного упразднением Патриаршества при Петре I. Святитель Тихон стал во главе Русской Церкви в переломное время не только для Церкви, но и для всей страны. Не раз он подвергался арестам, на Патриарха было совершено несколько покушений. По одной из версий, он был отравлен. В 1989 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Патриарх Тихон первым из новомучеников ХХ века был причислен к лику святых. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/198991.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Тверской области прошла межрегиональная конференция, посвященная памяти Святейшего Патриарха Тихона 05.02.2008 Пятая Свято-Тихоновская межрегиональная конференция, посвященная святителю Тихону , ставшему первым Патриархом Московским и всея Руси после восстановления патриаршества в 1917 году, прошла в минувшие выходные в Торопце . Об этом сообщили 4 февраля в управлении информационной политики и общественных связей обладминистрации. Тема конференции - " Образование и творчество как средство духовно-нравственного воспитания молодежи " . В ней приняли участие губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, иерархи Русской Православной Церкви, представители власти, историки, архивисты, ученые, а также православные миряне городов и стран, где служил в свое время Святейший Патриарх Тихон. В рамках работы форума освящены колокола торопецкой Спасо-Преображенской церкви, после чего состоялся концерт колокольного звона. В Торопце сохранились дом, где жил Святейший Патриарх Тихон, храм, где служили будущий Предстоятель и его отец - иерей Иоанн Белавин, а также могила родителей и братьев Патриарха, где в 1997 году были установлены гранитное надгробие и распятие, а в 2001 году была построена часовня. ИА Regnum/Седмица.Ru Редакция текста от: 05.02.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4415.html

Святейший Патриарх Алексий совершил молебен в Донском монастыре перед мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского 4 декабря 2007 г. 16:15 4 декабря 1917 года, в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы , на Патриарший престол был возведен митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин). В этом году исполняется 90 лет со дня его Патриаршей интронизации, в связи с чем в Русской Православной Церкви проходили торжества, посвященные 90-летию восстановления Патриаршества . Сегодня, после Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил молебен перед мощами святителя Тихона в Большом соборе Донского монастыря . Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений и епископ Бронницкий Амвросий . После молебна Святейший Патриарх обратился  собравшимся с приветственным словом, в котором, в частности отметил, что восстановление Патриаршества на Поместном соборе 1917 года произошло в преддверии трагических и трудных событий в истории нашего Отечества. «Сколько пришлось пережить Патриарху Тихону, когда закрывались храмы, расстреливались архипастыри и пастыри за веру Христову. Но мы верим, что по молитвам новомучеников  происходит возрождение нашего Отечества», — сказал Патриарх. Также Святейший Патриарх отметил, что жизнь святителя Тихона была во многом связана с праздниками в честь Божией Матери: «Его поставление на Патриарший престол состоялось в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, а кончина произошла в праздник Благовещения. Мы верим, что Царица Неба и земли хранит наше Отечество, Святую Церковь и всех нас молитвами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского», — заключил Святейший Патриарх Алексий. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/333018.htm...

Апостол Иоанн чистотой девственной души своей так возлюбил Господа, что никакие земные привязанности не отяготили его в жизни. Он отдал Богу сердце свое, полное ароматов чистой и святой любви только к Нему. Совсем юным он оставил дом отца своего, рыбаря Зеведея, и откликнулся на проповедь Предтечи Христова, призывающего людей Божьих приготовить путь Господу: « прямыми сделайте стези Ему» (Лк. 3:4). Юный Иоанн сам встал на этот путь в ожидании Грядущего за Крестителем, Который « будет крестить вас [людей] Духом Святым и огнем » (Мф. 3:11). И вот святой Иоанн Предтеча указывает ученикам своим Некоего и говорит им: « вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира » (Ин. 1:29). И, послушный слову девственника–учителя, девственник–ученик оставляет Иоанна Предтечу, чтобы идти за Величайшим Девственником и Учителем и Спасителем своим. Последовал Иоанн за Христом, все оставив ради Него: и дом родной, и отца, и мать, и тихую, спокойную жизнь рыбаря, — он пошел по бурному житейскому морю неведомым доселе путем в неведомую обетованную землю — в Царство Небесное. Так в I веке в присутствии Христа загорелось сердце Иоанна. Но не так же ли загорелось сердце юного Василия Белавина в далекой от Израиля стране, холодной России, через девятнадцать столетий, прошедших со времени подвига Спасителя и трудов Иоанна Богослова? Тринадцати лет Василий оставляет отчий дом ради учебы в духовной семинарии, ибо уже в родительском доме уязвилось юное сердце любовью ко Христу, к заповедям Его, к Его Церкви. И шутливо–уважительное прозвище — Архиерей, данное ему семинаристами, пророчески зрит жизненный путь праведника в самом его начале. И как Иоанн отдал Богу сокровище нерасхищенное — девственное сердце свое, так и Василий принес тот же дар Богу. И с любовью, как дар святой, принял Христос преданность юных сердец. От полноты Своей любви Господь излил в их сердца неиссякаемый источник живой действенной любви. А они, достигнув в любви совершенства, смогли освещать и согревать ею и дальних, и ближних. Любовь Иоанна Богослова прошла сквозь века, а любовь святителя Тихона воссияла нам от гроба. В свое время возлюбил Иоанн Христа всею душою, всецело прилепился к Нему и неотступен был от Него до конца пребывания Христа на земле. Это были три года его «академии», где преподавателем стал Сам Божественный Учитель, где живое слово Нового Завета являлось видимым образом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Итак, две свечи горят ныне в Церкви нетленным Фаворским светом, освещая и нам своей жизнью путь к небу. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов - первое звено в неразрывной цепи благодатного преемства от Самого Господа Иисуса Христа в I веке христи­анства, и звено последнее - святитель-мученик Тихон, на двадцать столетий уда­ленный от дней пребывания Христа Спасителя на земле. И не возникнет ли у нас вопрос, поче­му так соединил Господь двух избранни­ков Своих здесь, на земле? Не единым ли сердцем, не единым ли умом жили они, хотя в разное время и в разных условиях, не единое ли дело исполнили, живя на земле, чтобы соединиться и в вечности и на земле в памяти людей. Посмотрим при­стальнее на жизнь их и почерпнем из ис­точника приснотекущего живую воду, да­ющую бессмертие душе. Апостол Иоанн чистотой девственной души своей так возлюбил Господа, что никакие земные привязанности не отяго­тили его в жизни. Он отдал Богу сердце свое, полное ароматов чистой и святой любви только к Нему. Совсем юным он оставил дом отца своего, рыбаря Зеведея, и откликнулся на проповедь Предтечи Христова, призывающего людей Божиих приготовить путь Господу: «...прямыми сделайте стези Ему...» (Ак. 3, 4). Юный Иоанн сам встал на этот путь в ожидании Грядущего за Крестителем, Который «...будет крестить вас [людей] Духом Свя­тым и огнем...» (Мф. 3, 11). И вот святой Иоанн Предтеча указыва­ет ученикам своим Некоего и говорит им: «...вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира...» (Ин. 1, 29). И, послуш­ный слову девственника-учителя, девствен­ник-ученик оставляет Иоанна Предтечу, чтобы идти за Величайшим Девственни­ком и Учителем и Спасителем своим. Последовал Иоанн за Христом, все оставив ради Него: и дом родной, и отца, и мать, и тихую, спокойную жизнь рыба­ря, - он пошел по бурному житейскому морю неведомым доселе путем в неведо­мую обетованную землю - в Царство Небесное. Так в I веке в присутствии Христа загорелось сердце Иоанна. Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/08/...

святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси Содержание Поучение, сказанное при служении литургии в Николо-Воробьинской церкви в Москве 14 января 1918 г.    Возлюбленные братие, вы только что выслушали в Евангельском чтении повествование о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил десять прокаженных мужей.        Проказа — ужасная, тяжкая болезнь, часто встречающаяся на Востоке. Тело больного покрывается язвами и струпьями, кожа лопается и гноится, члены по частям отпадают (Иов. 7:5), и все это длится по целым годам! Страдальцы «ждут смерти, и нет ее» , и обрадовались бы до восторга, если бы нашли гроб (Иов. 3:21—22). Прокаженного все чуждаются, близкие покидают и знакомые забывают его, гнушаются те, которые раньше любили его (Иов. 19:13—19).        Эти мучительные переживания прокаженных невольно напоминают собою то ужасное состояние, в котором находится ныне наша дорогая Родина, страдалица Россия.        Все тело ее покрыто язвами и струпьями, чахнет она от голода, истекает кровью от междоусобной брани. И как у прокаженного отпадают части ее — Малороссия, Польша, Литва, Финляндия, и скоро от великой и могучей России останется только одна тень, жалкое имя. «Как сокрушен жезл силы, посох славы!» (Иер. 48:17). «Великий между народами, князь над областями, становится данником. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его» (Плач. 1:1—2). Как прокаженный, Родина наша покрылась стыдом и стала «посмеянием и ужасом для всех, окружающих» ее (Иер. 48:39). Вы, конечно, читали сообщение о том, как иногда за границей наши союзники при появлении русских в общественных местах спешат уйти от наших соотечественников, как бы от заразы. И мы сами у себя дома нередко отмежевываемся от тех, кого еще недавно считали своими защитниками и на кого взирали с гордостью и упованием. Так происходит «переоценка ценностей», столь для нас плачевная!        Где же выход из современного печального положения нашего? Все чаще и чаще раздаются голоса благомыслящих людей, что «только чудо может спасти Россию».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4015...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010