В 1922 г. проявил себя активным борцом с обновленчеством. Как сообщалось в обвинительном заключении ГПУ, «на съезде Донской епархии Лобов один из всего духовенства оставался тихоновцем». После увольнения обновленческим Высшим церковным управлением на покой Донского и Новочеркасского митр. Митрофана (Симашкевича) прот. З. Лобов, по мнению сотрудников ГПУ, стал его «правой рукой» в организации сопротивления обновленцам. Привлекался к следствию по обвинению в «халатном хранении церковного имущества» (очевидно, за попытку пассивного сопротивления во время кампании по изъятию церковных ценностей). После ареста митр. Митрофана (Симашкевича) в 1923 г. церковный совет Троицкого храма Новочеркасска обратился к Патриарху св. Тихону (Белавину) с просьбой о епископской хиротонии прот. З. Лобова. 5 окт. 1923 г., после принятия монашества, З. был хиротонисан викариями Донской епархии епископами Аксайским Митрофаном (Гринёвым) и Каменским Иннокентием (Бусыгиным) во епископа Нижнечирского, став викарием Донской епархии. 14 окт. того же года в связи с арестом еп. Митрофана (Гринёва) назначен епископом Аксайским. По нек-рым данным, продолжал одновременно числиться и управляющим Нижнечирским вик-вом. В отсутствие правящего архиерея временно управлял Донской и Новочеркасской епархией, достиг большого успеха в борьбе с обновленческим расколом. К нач. 1924 г. практически все приходы Новочеркасска и значительная часть приходов епархии вернулись в Патриаршую Церковь. Сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский. Фотография. 30-е гг. XX в. Сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский. Фотография. 30-е гг. XX в. С окт. 1923 г. З. состоял под следствием по обвинению в «дискредитации советской власти» и «использовании религиозных предрассудков масс с целью возбуждения сопротивления законам и постановлениям». Находился под подпиской о невыезде. На допросах отрицал предъявленные обвинения, подтвердил, что признает главой Церкви Патриарха Тихона, а обновленческий «поместный собор» считает неканоничным.

http://pravenc.ru/text/182679.html

Вильнюс, 27 января. У мемориальной доски на одном из старинных домов в Вильнюсе сегодня, в день избрания нового Патриарха Русской Православной Церкви, появились цветы. Здесь с 1914 года несколько лет жил будущий Патриарх Московский и всея Руси Тихон, причисленный в 1989 году к лику святых. «В списке знаменитых русских, жизнь которых связана с Литвой, сотни и сотни имен. Многие из них хорошо известны, другие, как имя Патриарха Тихона, лишь в наши дни возвращены из нарочитого забвения», – сказала Ирина Арефьева, председатель общества православного просвещения в Литве «Живой колос», добившегося два года назад установления памятной доски. Как пишет Delfi, будущий Патриарх, а тогда еще архиепископ Тихон (в миру Василий Белавин), возглавлял Литовскую кафедру с начала 1914 до середины 1917 года. В Вильнюсе он встречал Николая II, который возвращался из прифронтовой зоны. Это был знаменательный день – у раки с мощами святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия судьба свела государя земного и святителя духовного. Тихону суждено было стать одиннадцатым Патриархом всея Руси и первым после 200-летнего перерыва, когда царь Петр упразднил патриаршество. Тихон стал предстоятелем в переломное время не только для Церкви, но и для всей страны. Не раз он подвергался арестам, на Патриарха было совершено несколько покушений. По одной из версий, он был отравлен. В 1989 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви Патриарх Тихон первым из новомучеников и исповедников был причислен к лику святых. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Состоял членом многих благотворительных обществ. Его связывала длительная духовная дружба с правящим архиереем Ярославской и Ростовской епархии владыкой Тихоном (Белавиным), будущим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, и он неоднократно посещал Ярославль и делал щедрые пожертвования на храмы города и другие благотворительные нужды. С началом Первой мировой войны архиепископ Тихон, занявший незадолго до этого Виленскую кафедру, вынужден был эвакуироваться из прифронтовых областей в Москву и до своего избрания 4 июня 1917 года митрополитом Московским и Коломенским проживал у архимандрита Иоакима в Даниловом монастыре (Новые материалы из архива М.Е. Губонина//Вестник ПСТГУ: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 2 (19). 2006. С. 114, 137). О «добром сердце» отца Иоакима писал архиепископ Антоний (Храповицкий) (РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Д. 504. Л. 122). Сохранилось письмо Павла Николаевича Финляндского к архимандриту Тихону (Рудневу) от 25 января 1904 года с просьбой передать на завод икону благоверного князя Даниила для создания рельефного изображения на колоколе. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Д. 570. Примечательно, что на место епископа Анастасия (Грибановского) ректором в Московскую семинарию определением Святейшего Синода от 19 июля 1906 года был назначен архимандрит Феодор (Поздеевский), будущий священномученик, архиепископ Волоколамский, ревностный пастырь и настоятель Данилова монастыря в период революционной смуты. См.: Аверкий (Таушев), архиепископ. Жизнеописание блаженнейшего митрополита Анастасия// Аверкий (Таушев) , архимандрит. Всему свое время. М., 2006. РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Д. 143. Л. 91–94 об. В некоторых источниках приводится иной вариант написания фамилии: «Подчиненов». Имя Н.В. Подчиненнова получило известность в России благодаря его инициативе припаять отбитый 700-пудовый (11,5 тонн) кусок к 10000-пудовому (201 тонна) Царь-колоколу при помощи изобретенного в 1888 году пермским горным инженером Н.Г. Славяновым метода сварки плавящимся электродом.

http://pravoslavie.ru/4462.html

После службы Елизавета Федоровна приложилась к святым мощам святителя и обошла все святыни обители. У Ватопедской иконы Божией Матери владыка Иосиф благословил Великую княгиню точной копией этой иконы, пред которой святитель Димитрий предал дух Богу (эта икона была родительским благословением св. Димитрию при вступлении в монашество). Днем Великая княгиня побывала в Благовещенской церкви, Ростовском соборе, женском монастыре, где прикладывалась ко всем местным святыням. А вечером после небольшого отдыха она вновь прибыла в Спасо-Иаковлевский монастырь на всенощную по случаю памяти св. пророка Даниила. Отстояв «с обычною своею сосредоточенностью и молитвенным умилением» службу, продолжавшуюся три с половиной часа, приняв помазание св. елеем из лампады у св. мощей св. Димитрия, Великая княгиня простилась с настоятелем и отбыла в Москву вечерним поездом. В своей статье о визите Елизаветы Федоровны владыка Иосиф особо отмечал: «Так исполнилось, по милости Божией, давнее горячее желание Обители принять под кровом своим столь дорогую Гостью-Паломницу. Глубокое умиление и молитвенное утешение пережила Она под кровом Святынь Ростовских. Но не менее глубокую радость и утешение пережили и мы в молитвенном общении с Нею» 106 . В декабре 1913 года по указу Св. Синода на Ярославскую кафедру был назначен архиепископ Виленский и Литовский Агафангел (Преображенский), Ярославский же архиепископ Тихон (Белавин) был переведен на его Виленскую кафедру. 12 января 1914 года состоялись проводы владыки Тихона в Ростове. Вместе с епископом Иосифом и ростовским духовенством он отслужил последнюю совместную Литургию и молебен. По окончании молебна были сказаны прощальные слова и архиепископу Тихону преподнесена панагия с частицами мощей св. угодников ростовских. В ответном слове владыка Тихон сердечно благодарил ростовцев и отметил, что «в Ростове произошли великие, можно сказать, исторические события. Так, благочестивые граждане Ростовские ходатайствовали об учреждении викариатства в городе Ростове. По мере сил владыка Тихон содействовал сему. Теперь ростовцы имеют ревностного к вере и благочестию святителя преосвященного Иосифа» 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Таким образом, 20 век – век вражды против Православия как организованного вероисповедания, имеющего свою иерархию, учреждения, имущество и особые духовные и социально-культурные служения. Этот Декрет не ставит особых препон для сектантского развития вероисповедных течений в обществе. Любая секта так и образуется, как велит Декрет (если его читать между строк), что потом и будет подробно определено специальным Постановлением ВЦИК 1929 года. Ближайшая задача данного Декрета была ошеломить Церковь полным неприятием ее требований, содержащихся в Соборном Определении о правовом положении Российской Православной Церкви, и лишением ее всех гражданских и социальных прав. Вся логичность вражды против целостности и организованности Церкви потом будет подробно расписана в Постановлении 1929 года, а пока провозглашением «отделения Церкви от государства» решалась задача ликвидации экономической самостоятельности (полная экспроприация имущества) и игнорирование организационно-иерархического устройства отечественного вероисповедания. Ведь за обращением к Святейшему Патриарху Тихону по имени «гражданин Белавин», или, например, к Патриарху Пимену – «гражданин Извеков» стоит именно государственное непризнание особого, значимого для всего верующего народа, вероисповедного положения их личностей – Святейший Патриарх. Начавшиеся с принятием сего Декрета противоцерковные безобразия, расстрелы клириков и глумления над Церковью вынудили Священный Собор издать 18 апреля 1918 года особое Определение «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь ». Вот две статьи из сего документа: «10. Издать отдельно соборное Определение о правовом положении Церкви в государстве с необходимыми разъяснениями для широкого распространения среди населения правильных понятий о взаимоотношении Церкви и государства, особенно необходимых в переживаемое смутное время враждебных Церкви течений. 13. Призвать всех православных, в целях ограждения от расхищения церковного достояния, возвращения уже отобранного и защиты гонимых:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на окружение со всех сторон недоброжелателями, Епархиальное управление продолжало свою работу. Архиепископ Алексий, лишенный возможности совершения богослужения в Казанском монастыре и своем кафедральном соборе, решил совершать богослужения в одной из окраинных церквей – Троицкой. 30 октября года] скоропостижно скончался член Управления протоиерей Павел Митрофанович Руфимский, скончался во время диспута на тему «Был ли Христос?» в зале университета, где он выступил в качестве официального оппонента. Протоиерей Руфимский говорил с большим воодушевлением, основательно разбивая доводы докладчика, оставаясь на строго научной точке зрения. Переполненный зал аудитории шумно приветствовал оратора, свой часовой доклад в защиту христианства протоиерей Руфимский закончил словами: «Христос был, есть и будет!» Смерть последовала моментально. Священный Синод по заслушании доклада Казанского епархиального управления об этой кончине почтил усопшего возглашением вечной памяти доблестному защитнику имени Христа, [а] КЕУ выразил чувство глубокого удовлетворения, что среди казанского духовенства находятся такие одушевленные защитники имени Христа, и вместе с тем выражает сочувствие по поводу утраты, понесенной епархией. Вдова покойного, оставшаяся после смерти мужа без всяких средств, от КЕУ значительное время получала вспомоществование в память усопшего. Новый стиль в церковном обиходе пришлось заменить Епархиальному управлению старым, но в день Рождества Христова 1923 года было совершено богослужение в Троицкой церкви по новому стилю. Богослужение было совершено архиепископом Алексием в сослужении восьми священников и трех диаконов, приехавших на епархиальное собрание, которое и открылось на второй день Рождества Христова декабря 1923 г. по н. ст.] в помещении Епархиального управления. На съезд собралось всего 63 священника, 2 диакона и 1 псаломщик. Повестка дня была намечена из 10 пунктов. В числе их было: отношение к б[ывшему] Патриарху Тихону, отношение к бывшим викариям Казанской епархии с вопросом о возможности примирения с увлеченным ими духовенством ; избрание викарных епископов, избрание членов Епархиального управления. По всем вопросам, намеченным программой, были вынесены определенные решения, вынесено пожелание о примирении б[ывшего] Патриарха со Священным Синодом как правящим органом Церкви; запрещение, наложенное Синодом на б[ывших] викариев Казанских за их противление соборной власти, [было признано] правильным; избраны епископы для Чистопольского кантона в лице вдового протоиерея с[ела] Шумкова Василия Никифоровича Троицкого и для Маробласти вдового священника с[ела] Кузнецова Краснококшайского кантона Владимира Александровича Дерябина ; избран в члены Епархиального управления священник Евгений Федорович Сосунцов и протоиерей Василий Иванович Белавин и Уполномоченный Священного Синода протоиерей С. К. Спирин.

http://sedmitza.ru/lib/text/10058553/

«Святые против мятежа» Одним из значимых событий культурной жизни столицы на минувшей неделе стала премьера документального фильма «Святые против мятежа», состоявшаяся в Доме русского зарубежья. Автор и режиссер фильма – Татьяна Карпова, творчество которой хорошо знакомо православному зрителю. Достаточно напомнить ее знаковые киноработы: «Видимое и сокровенное» (1996), «Сказание о Высоцком монастыре» (2002), «Корецкий монастырь. Обитель верных» (2009). Татьяна Михайловна, почти десять лет преподававшая кинодраматургию во ВГИКе, сценарист и режиссер в общей сложности почти двух десятков фильмов, большая часть которых посвящена православной тематике. За многие из них режиссер удостаивалась призов на различных фестивалях и церковно-общественных наград. 44-минутная документальная кинолента, представленная ею в Доме русского зарубежья, посвящена трем подвижникам Русской Церкви, жившим в течение одного столетия, – святителям московским: митрополиту Филарету (Дроздову), священномученику Владимиру (Богоявленскому) и Патриарху Московскому и всея России Тихону (Белавину). Они жили в XIX веке в разные годы, но каждый из них оставил заметный след не только в церковной истории, но и в общественно-политической жизни своего времени. Им суждено было совершать свое служение в то самое столетие, когда в России нарастали политические и общественные процессы, приведшие огромную империю к гибели. Каждый из этих угодников Божиих был призван противостоять попыткам потрясения основ российского государственности и православной веры, пастырским словом вразумляя идеологов бунта и тех, кто сознательно и неосознанно следовал за ними. Для святителя Филарета это были декабристы, а затем участники народнического движения; для священномученика Владимира и патриарха Тихона – большевики. Нет нужды пересказывать сюжет – фильм обязательно нужно посмотреть. Отмечу только, что в его съемках приняли участие многие известные духовные и светские лица. В фильме звучат слова епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла – наместника Донского ставропигиального монастыря столицы, председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством; митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла – наместника Киево-Печерской лавры; настоятеля московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры игумена Дионисия (Колесника), писателя Александра Сегеня, историка, доктора наук, профессора Александра Яковлева. Дополняя друг друга, каждый из них добавил свои штрихи к документальным портретам московских святителей, свидетельствуя о том подвиге стояния за веру и правду, который они совершили. Ключевая идея, «красной нитью» проходившая через весь фильм, выражена в приведенной его авторами цитате из проповеди святителя Филарета: «Береги, Россия, и воздвигай сильнее твой внутренний домашний свет, потому что за пределами твоими, по слову пророческому, “тьма покрывает землю, и мрак на языки” (Ис. 60: 2)».

http://pravoslavie.ru/52494.html

Из четырех статей Уголовного кодекса, предъявленных в качестве обвинения Святейшему Патриарху Тихону: 59, 69, 119, 120, обвиняемым совершенно начисто отвергнута ст. 59, а по трем остальным виновность “признана” с такими существенными оговорками, что, собственно говоря, от инкриминируемых ему “преступлений” решительно ничего не остается. Т. е. практически (если отбросить всю сопутствующую демагогию) все эти дутые и за уши притянутые обвинения Патриархом начисто отметаются, а беспомощный и псевдозаконный лепет обвинителей бессилен создать хотя бы иллюзию виновности своего подследственного. Дутость возводившихся на Патриарха обвинений вскоре же была подтверждена и официально появившимся из недр государственной власти актом, в виде постановления Президиума ЦИК о прекращении “дела” гр. Белавина. Каждый, ознакомившийся тогда с этим постановлением, прекрасно понимал, что истинной причиной прекращения “дела” являлись, разумеется, не те лирические мотивы, которые упомянуты в постановлении, а фактическое отсутствие состава “преступления”, что и было воспринято как должное церковным и нецерковным обществом внутри страны и отдалось соответствующим резонансом за рубежом”. [ 33 ] См. комм. 12 к д. 25. [ 34 ] Согласно изданной обновленческим лидером “протопресвитером” В. Д. Красницким работе “Поместный Собор Российской Православной Церкви. 1923 год. (Бюллетени)”. (М., 1923. С. 9–11) решение о лишении сана и монашества патриарха Тихона было принято обновленческим Собором на втором заседании 03.05 23 г. По докладам обновленческих лидеров А.И. Введенского , В.Д. Красницкого и А. Дьяконова была утверждена резолюция, во втором пункте которой, в частности, постановлялось: “...Собор считает Тихона отступником от подлинных заветов Христа и предателем Церкви, на основании церковных канонов сим объявляет ЕГО ЛИШЕННЫМ САНА И МОНАШЕСТВА И ВОЗВРАЩЕННЫМ В ПЕРВОБЫТНОЕ МИРСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Отныне патриарх Тихон – мирянин Василий Белавин”. Среди обновленческих делегатов только один голос был подан против подобного решения, воздержалось от голосования пять человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При возглашении «вечной памяти» выпустить поименное перечисление государей, начиная с Петра I, так как в предшествующем стихе «вечная память» возглашается «всем от рода царей... преставившимся». 900 Возглашение «вечной памяти» усопшим патриархам и епископам православным оставить без изменения 901 ... – Первое, второе и третье многолетствования опустить 902 и начинать много-летствования так: «Великому господину нашему Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону, многая лета, трижды». Следующее возглашать: «Святейшим Патриархом» 903 , причем многолетствовать их поименно, третье «[Епархиальному] Преосвященному (имя рек), многая лета, трижды»; четвертое: «Преосвященным православным митрополитом», после какового возглашается: «Христианского благочестия ревнителем и защитником Христовой Церкви, и всем православным христианам, многая лета, трижды». 904 Опустить: «Благоверным, 905 правительствующему Синклиту 906 » и т[ак] flfanee]. 907 Во всем прочем чинопоследование сохранить в прежнем виде. Порядок анафематствований, возглашений вечной памяти и многолетствовании прилагается при сем. 908 [Подписали:] Председатель Совещания Патриарх Тихон [(Белавин)]; Секретарь Серафим Е[пископ] Челябинский [(Александров)]. 909 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 625. Л. 5506. Машинопись. Заверенная копия. 679. Обращение членов редколлегии газеты «Сибирский свет» 910 к православным жителям Томской губернии 911 1 марта 1917 г. Возлюбленной пастве московской от Господа мир и благословение. Отлучаясь еще на некоторое время, долгом пастырским поставляю опять сказать несколько слов предохранения возлюбленной о Христе пастве московской. Бога бойтесь и Царя чтите. Бога бойтесь, верьте Его слову. Надейтесь на Него Одного и любите Его всем сердцем. Больше родного отца, больше матери любите Господа Бога. Любите Его больше сына или дочери; любите Господа больше золота и серебра, и больше всякого имения. Почитайте Царя как Помазанника Божия, о котором Господь сказал: «не прикасайтеся помазанным Моим» [ Пс.104:15 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ярославскому и членам комиссии удалось тем не менее, хотя и с некоторой оттяжкой, настоять на открытии Собора, который и начал свою работу 29 апреля, правда первоначально не в Храме Христа Спасителя, а в 3-м Доме Советов в Москве. За две недели до его открытия на 15-м заседании Комиссии при ЦК РКП (б) было постановлено:«1. Признать необходимым сохранение ВЦУ и обновленческих групп после Всероссийского поместного собора. 2. Не допустить на Соборе решения вопроса о церковной реформе. 3. По окончании Собора созвать в Москве съезды обновленческих группировок, где поставить вопрос о церковной реформе, на котором углубить раскол между группами, перенеся эту работу затем на места. Просить Политбюро ЦК РКП (б) дать точные директивы суду о мере наказания Тихона, приняв во внимание международную обстановку». 350 делегатов (не считая приглашённых), направленных на Собор, утвердили его программу заседаний из 10 вопросов. В числе главных был вопрос об «отношении Церкви к Октябрьской революции, к Советской власти и патриарху Тихону». С докладом по нему выступил 3 мая А. Введенский, и после бурных прений Собор принял резолюцию, в которой одобрил социалистическую революцию, осудил капитализм, отменил анафему Тихона, наложенную им в 1918 году на действия Советской власти, а также постановил: «…Собор считает Тихона отступником от подлинных заветов Христа и предателем Церкви и на основании церковных канонов объявляет его лишённым сана и монашества и возвращенным в первобытное мирянское положение…» За эту резолюцию Собора проголосовали в числе других и 16 епископов старого поставления, рукоположенных до октября 1917 года. Ем. Ярославский и его подручные, казалось, могли торжествовать победу над патриархом Тихоном и его приверженцами. Однако в резолюции патриарха Тихона на доставленном ему постановлении обновленческого Собора о лишении его сана и монашества говорилось: «Прочёл. Собор меня не вызывал, его компетенции не знаю и потому законным его решение признать не могу. Патриарх Тихон (Василий Белавин), 4 мая 1923 года». Кроме того, большинство участников Собора не поддержали предложения обновленцев по коренным преобразованиям в Церкви. Эти два момента значительно поколебали авторитет организаторов Собора, и прежде всего руководителя «Живой церкви» В. Красницкого.

http://azbyka.ru/parkhomenko/russkaya-pr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010