Здесь мы передаем слово епископу Виталию, со слов которого мы до сих пор вели рассказ. Предварительно же скажем, когда и каким образом нам пришлось беседовать об этом с почившим иерархом. Это было ровно через 20 лет после описываемых событий, когда находившийся в Ульяновске в эвакуации Александр Иванович Введенский праздновал юбилей своего рукоположения во епископа. После литургии, которую обновленческий первоиерарх совершал в сослужении с митрополитом Виталием (бывшим первоиерархом), а один из авторов этой работы служил в качестве диакона, – все трое находились вместе. Митрополит Виталий, разговорившись о старине, начал вспоминать о своей поездке к патриарху. – Приехали мы в Донской, – я один был среди делегатов монах, потому меня и взяли. Народу собралось с передачами для патриарха -видимо-невидимо. Входим. Впереди Блинов. Тот сейчас: “Василий Иванович, мы вам принесли определение Собора по вашему делу. Не угодно ли вам будет прочесть его?” И подает Тихону определение. – А что, переменился ли при этом Тихон в лице? – спросил А.И.Введенский . – Да нет. Да он, я думаю, и не способен был меняться в лице -всегда был одинаков... Сел к столу, надел очки, прочел и написал свой ответ. Надпись патриарха на определении Собора была следующая: “Прочел. Собор меня не вызывал, его компетенции не знаю и потому законным его решение признать не могу. Патриарх Тихон (Василий Белавин). 22 апреля/4 мая 1923 года”. На вечернем заседании 4 мая с докладом по вопросу о мощах выступил Антонин. Это был единственный доклад на Соборе, который шел вразрез с официальным курсом. В эти дни, когда о мощах говорили не иначе как с наглым глумлением, он нашел в себе мужество выступить на защиту вековых святынь православной церкви. “Мы своих святых любим и чтим, – громко настаивал он в притихшем зале, – это наши герои, наши светочи, нам дорог их прах, их останки для нас хранители и действительные возбудители нравственной энергии в нас, и мы должны хранить их так, чтобы на нас не падало подозрение и укор в подделке святого материала... Мы пережили чувство горечи за неосторожное касание к нашей святыне. Но святыня для нашего сердца осталась. Кутанья эти происходили не из злостных побуждений обмана, а из чувства деликатности и бережного отношения к останкам. Мы должны сказать: останки святых дороги нам, это доказательство наших моральных ценностей. Их выставлять в музеи не следует: это не мумии, а мощи, дорогие нашим сердцам останки, которые доселе возбуждают в нас дорогие чувства любви, которые питают нас”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Тексты 2271. Иоанн Дамаскин , прп. Ямбический канон на Рождество Христово (VII–VIII в.)/Пер.: С. С. Аверинцев//МБ. 2000. Вып. 7. С. 101–103. 2272. Никодим (Руснак), митр. Харьковский и Богодуховский. Служба-проект исповеднику святого православия, доктору богословия протопресвитеру Гавриилу Костельнику, положившему душу свою за веру отцов своих, на искони православной Галицкой земле//BiP. 2000. 1. С. 277–284. Служба написана митр. Харьковским и Богодуховским Никодимом в янв. 2000 г. 2273. Роман Сладкопевец , прп. Кондак на брак в Кане/Пер., введение и коммент.; М. В. Асмус//БСб. 1999. 3. С. 163–180. 2274. Стихиры Святейшему патриарху Тихону//БСб. 1997. 1. С. 298–300. 2275. Тихон (Белавин) , патр. Московский и всея Руси, свт. Молитва святого патриарха Тихона//БСб. 2000. 6. С. 330–331. 2276. Туотилон Санкт-Галленский. Троп на Рождество (X в.)/Пер.: С. С. Аверинцев//МБ. 2000. Вып. 7. С. 103. История литургической науки в Росси 2277. Бовкало А. А. Литургика в Петрограде после 1918 г.//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 393–400. 2278. Ващенко М. И. Степан Васильевич Смоленский, его жизнь и деятельность//ВестнЛДА. 1990. 1. С. 73–80. 2279. Георгиевский А. И. Выступление по докладу еп. Питирима (Нечаева) : [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. Загорск, 21–25 окт. 1963 г.]//БТ. 1970. Сб. 5. С. 227–229. Обзор важнейших рус. литургических исследований кон. XIX – нач. XX в. 2280. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Благословенный юбилей//БТ. 1975. Сб. 13. С. 5–7. Посвящ. 75-летию Н. Д. Успенского . 2281. Сове Б. И. Русский Гоар и его школа/Предисл.: Н. Д. Успенский //БТ. 1968. Сб. 4. С. 37–84. Об А. А. Дмитриевском . 2282. Сове Б. И. История литургической науки в России/Вступ. ст., подгот. текста: А. Г. Кравецкий//УЗ РПУ. 1996. 2. С. 21–98. 2283. Стойков В., прот. Актовая речь, посвященная памяти заслуженного профессора СПбДА Н. Д. Успенского (к 100-летию со дня рождения)//ХЧ. 2θ0θ. 19. С. 21–38.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1898 для постройки храма, проект которого составил А. И. фон Гоген, была выдана сборная книга, но собранных денег хватило только на покупку за 30 тыс. марок (из которых 10 тыс. дал московский купец Иоганн Берстлинг) в апреле 1901 трехэтажного дома на Бемервег, 4, на верхнем этаже которого, после приспособления, была 19 декабря 1901 освящена Никольская церковь, вмещавшая всего 30 человек. Она была устроена Свято-Владимирским братством «в память выздоровления от тяжкой болезни Его Императорского Величества Государя Императора Николая II». В 1905 был в рассрочку приобретен соседний дом 2 на средства, пожертвованные судовладельцем Баллиным. Часть помещений в названных домах сдавалась в наем и на эти деньги содержался храм и приезжавшие служить из Берлина священники, ибо своего причта не было. 2 января 1904 в домовой церкви служил литургию епископ Алеутский и Северо-Американский Тихон (Белавин), будущий Патриарх, возвращавшийся на свою кафедру в Нью-Йорке. Об этом напоминает надпись внутри храма. Епископу Тихону прот. Мальцев сообщал, что православное духовенство, которое ехало через Гамбург в Америку и возвращалось в него, «поставлено в известность, что они могут найти себе приют в братском доме и в воскресенье или в праздники отслужить там литургию или всенощную». В том же 1904 Патриарх Александрийский Фотий подарил храму икону вмц. Екатерины. Это произошло благодаря содействию российского консула С. В. Арсеньева, который ранее долго служил в Иерусалиме. Иконостас в церкви с написанными на нем образами был исполнен из шелка в Москве в 1760-е и предназначался для походной церкви Преображенского полка в Мемеле. Некоторое время ошибочно считалось, что он был изготовлен в конце XVIII века для вел. кн. Анны Павловны, которую сватали за шведского короля, и потому находился в русской церкви в Стокгольме, откуда был доставлен в Гамбург. В 1996 этот старинный иконостас был передан в Москву и после реставрации летом 2005 установлен в соборе Христа Спасителя в Калининграде. В начале 1904 открылось благотворительное «Русское общество в Гамбурге», помогавшее русским, которые попали в затруднительное положение. Оно содержало библиотеку и небольшой церковный хор. В общество кроме русских входили и немцы, любившие Россию и говорившие по-русски. Богослужение в Никольской церкви круглый год вели архимандриты-греки, знавшие церковнославянский, или командированные русские священники.

http://sobory.ru/article/?object=38164

Яркой страницей этого периода явилось Петроградское дело митрополита Вениамина (Казанского) и его ближайших сотрудников. В кампании по изъятию ценностей митрополит Петроградский Вениамин занял позицию еще более мягкую, чем Патриарх Тихон, и призвал вообще все отдать, не сопротивляясь. Однако, после отказа сотрудничать с обновленцами он был арестован и осужден на «открытом» судебном процессе. В ночь с 12 на 13 августа 1922 г. митрополит Вениамин был расстрелян. Обновленческий раскол развивался по плану, согласованному с ВЧК, и быстро втянул все неустойчивые элементы, которые были в Церкви. В короткое время по всей России всем архиереям и даже всем священникам поступили требования от местных властей, от ЧК, чтобы они подчинились ВЦУ. Сопротивление этим рекомендациям расценивалось как сотрудничество с контрреволюцией. Патриарх Тихон был объявлен контрреволюционером, белогвардейцем, и Церковь, которая осталась ему верна, была названа «тихоновщиной». Во всех газетах того времени ежедневно печатаются большие погромные статьи, которые обличают Патриарха Тихона в «контрреволюционной деятельности», а «тихоновцев» во всяких преступлениях. В 1923 году устраивается обновленческий «Собор», на котором присутствует несколько десятков по большей части незаконно поставленных архиереев, многие из которых женаты. На этом «Соборе» делается лживое объявление о том, что «единогласно принято решение о снятии с Патриарха Тихона сана и даже монашества. Отныне он просто мирянин Василий Иванович Белавин». Этот разбойничий «Собор» получает широкое освещение и поддержку в печати, где отныне Патриарх Тихон до самой смерти именуется только «бывшим патриархом». С августа 1922 г. до весны 1923 г. велись регулярные допросы Патриарха и привлеченных вместе с ним лиц. Патриарха Тихона обвиняли в преступлениях, за которые предусматривалась высшая мера наказания. В апреле 1923 г. на заседании Политбюро ЦК РКП(б) было принято секретное постановление, по которому Трибунал должен был вынести святителю Тихону смертный приговор .

http://pravoslavie.ru/41953.html

М.И. Одинцов Глава II. Призван к духовному деланию На Финляндской кафедре. 1905–1917 годы На революционный 1905 год пришелся и перелом в судьбе епископа Сергия. На заседании 6 октября 1905 года Синод постановил: «…быти преосвященному Ямбургскому Сергию архиепископом Финляндским и Выборгским». Правда, злые языки поговаривали, что владыка Сергий этим назначением перешел дорогу епископу Американскому Тихону (Белавину) . Его еще в марте 1905 года Синод избрал на эту кафедру. Однако поддержка и интриги В. К. Саблера сделали свое дело и Тихон был оставлен в Америке, хотя и был награжден архиепископством. Коллизия взаимозависимости этих двух иерархов повторилась в 1907 году. Тогда уже Сергия (Страгородского) «сватали» в Америку на Североамериканскую кафедру вместо архиепископа Тихона (Белавина) , которого переводили в Россию на Ярославскую кафедру. Сам Сергий не возражал, но выехать в Америку ему не пришлось, и 12 лет, как никто другой долго, оставался он на Финляндской кафедре. 15 октября Сергий сдал свою должность архимандриту Сергию (Тихомирову) , бывшему ректору Санкт-Петербургской духовной семинарии. Проводы архиепископа Сергия из стен академии прошли незаметно, так как академия была закрыта, а студенчество разъехалось по домам вплоть до начала декабря. Лишь официозный «Церковный вестник» откликнулся статьей о назначении Сергия на новую должность, отметив, что «уходящий оставляет по себе самую светлую память», и пожелав ему «успешного продолжения служения на пользу Православной церкви». Епархия, вверенная правлению Сергия, была еще очень молода. Как самостоятельная она была учреждена лишь в 1892 году. Паства, состоявшая из русских и финнов, насчитывала около шестидесяти тысяч человек. Имелись три монастыря, в которых было 600 монашествующих, 86 церквей и 90 часовен. При них учреждено было три с небольшим десятка библиотек, богаделен, приходских попечительств. Сергий был достаточно хорошо осведомлен о делах епархии, ибо уже с апреля 1905 года в связи с переводом в Тверь тогдашнего архиепископа Финляндского Николая (Налимова) временно управлял ею. Всем памятно было слово, сказанное преосвященным Сергием на молебне в Успенском соборе Гельсингфорса по случаю опубликования 15 августа манифеста о созыве Государственной думы. В нем выражалась надежда, что «объявленная правительством реформа приведет русский народ к благу и преуспеянию», и ее разделяло большинство присутствовавших и в храме, и за его пределами. Хотя следует признать, что «преуспеяния» представлялись различным социальным группам весьма по-особенному. Что, к примеру, касается финской паствы, то в своем большинстве она ожидала расширения свобод и укрепления независимости Финляндии от России.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

В 1918 г. Д. был арестован в Орловской губ., приговорен к расстрелу, избежал казни. В том же году переехал в Киев, стал насельником киевского Златоверхого во имя св. арх. Михаила мужского монастыря , зачислен студентом в КДА. Киевский митр. Антоний (Храповицкий) назначил Д. епархиальным миссионером. После отступления осенью 1919 г. из Киева войск ген. А. И. Деникина Д. переехал в Крым, в следующем году архиеп. Таврическим Димитрием (см. схиархиеп. Антоний (Абашидзе) ) Д. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Балаклавского во имя вмч. Георгия Победоносца муж. мон-ря . 5 нояб. 1922 г. в Симферополе привлечен к суду вместе с уволенным на покой архиеп. Димитрием (Абашидзе), управляющим Таврической епархией архиеп. сщмч. Никодимом (Кротковым) , Севастопольским еп. сщмч. Сергием (Зверевым) и др. священнослужителями. Оправдан Верховным судом Крымской АССР. В нач. 1923 г. Д. вновь был арестован, неск. месяцев находился в тюрьме вместе со Ставропольским еп. Евсевием (Рождественским) , затем выслан за пределы республики. По отзыву архиеп. Никодима (Кроткова), в Крыму Д. ревностно отстаивал интересы Церкви перед властями, зарекомендовал себя «любителем благостного богослужения (он прекрасный чтец и певец), проповедником усердным и умелым практическим деятелем» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 211. Л. 14 об.). После освобождения Д. уехал в Москву, жил в Даниловом муж. мон-ре . В 1923 г. представители общин г. Глухова Черниговской губ. обратились к Патриарху Московскому и всея России св. Тихону (Белавину) с просьбой об открытии у них епископской кафедры (см. Глуховское вик-ство Черниговской епархии ). 18 нояб. 1923 г. свт. Тихон возглавил в Донском мон-ре хиротонию Д. во епископа Глуховского, викария Черниговской епархии, назначенного временно управляющим Черниговской епархией. В янв. 1924 г. Д. прибыл в Глухов. Архиерей организовал деятельность епархиального управления и канцелярии, викарных и благочинных правлений, совершал поездки по епархии. 15 сент. 1924 г. Д. был арестован в г.

http://pravenc.ru/text/168696.html

Белавина (Тихона)» ( Гидулянов. 1924. С. 28). Прекращение поминовения патриарха, помимо прочего, должно было способствовать оформлению «правого течения» среди тихоновцев, недовольных компромиссной линией главы Русской Церкви. По замыслу Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) (см. Комиссия по проведению отделения церкви от государства ) и ОГПУ главой новой оппозиции патриарху должен был стать управляющий московским Даниловым мон-рем архиеп. бывш. Волоколамский Феодор (Поздеевский) . Согласно сводке ОГПУ от 14 янв. 1924 г., «архиепископ Феодор Поздеевский послал патриарху официальное предложение, чтобы он сам распорядился о непоминовении его за церковной службой, ввиду распоряжения Наркомюста… При этом, не дожидаясь формального ответа от самого патриарха, архиепископ Феодор распорядился о категорическом запрещении поминать вслух патриарха в своем монастыре». В той же сводке отмечалось недовольство людей, к-рые заявляли, что будут «гнать вон из приходов тех настоятелей и попов, которые перестанут поминать патриарха Тихона, точно так же, как и доселе народ выгоняет от себя «красных» попов-обновленцев» ( Сафонов. 2013. С. 447). В действительности ОГПУ преувеличивало оппозиционность патриарху Тихону Даниловской группы непоминающих , к-рая оставалась по отношению к нему в канонических рамках. Если архиеп. Феодор и шел на прекращение поминовения предстоятеля Церкви, то для спасения Данилова мон-ря от закрытия, к чему сам патриарх относился с пониманием. В устной форме он разрешал не поминать себя всем, кто его об этом просили (Там же. С. 459). Т. о., если и относить возникновение движения «Н.» ко времени патриарха Тихона, то лишь по форме, а не по существу. Ситуация кардинально изменилась в 1927 г. Пробыв более 3 месяцев в заключении, митр. Сергий принял условия легализации Московской Патриархии, суть к-рых сводилась к полной политической лояльности к советской власти, включая негласный контроль органов гос. безопасности над кадровой церковной политикой. Результатом компромисса митр.

http://pravenc.ru/text/2565044.html

Троицк. Домовая церковь Тихона, Патриарха Всероссийского, при епархиальном управлении. Домовая церковь. Действует.   Престолы: Тихона, Патриарха Всероссийского Год постройки:2022. Адрес: Россия, Челябинская область, г. Троицк, ул. Красногвардейская, 81 Координаты: 54.078762, 61.558643 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 31 июля 2022 года митрополит Челябинский и Миасский Алексий, временно управляющий Троицкой и Южноуральской епархией, освятил в Троицком епархиальном управлении домовый храм, посвящённый святителю Тихону (Белавину), избранному Святейшим Патриархом Московским и всея Руси на Поместном соборе 1917 года и несшему крест этого служения в годы революции и послереволюционных гонений. В 1920-х годах Русскую Церковь постигли расколы – обновленческие и правые, и за теми, кто оставался верен канонической церковной власти, на долгие годы закрепилось имя «тихоновцы». «Тихоновцам» принадлежало тогда и большинство храмов Троицка, так что город заслужил эту святыню по праву. «Во славу святителя Тихона, Патриарха Московского и Исповедника веры православной в городе Троицке появилась ещё одна святыня, где будет совершаться молитва, благодаря которой жители будут получать освящение, благословение и благодатную помощь по своим просьбам во всех делах, – поздравил молящихся владыка Алексий». Идея устроения домовой церкви при Духовно-просветительном центре Троицкой епархии принадлежала митрополиту Григорию, ныне правящему архиерею Екатеринодарскому и Кубанскому, который начал здесь своё архипастырское служение. «Я благодарю владыку Григория, который решил создать этот храм, уголок святыни, – сказал митрополит Челябинский и Миасский Алексий. – Пусть по молитвам угодников Божиих Господь хранит всех нас на многая и благая лета». Источник: сайт Челябинской митрополии Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=60613

Храм Живоначальной Троицы в Москве (подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры) Дата создания: начало XVII в. Описание: Сретенское благочиние Московской епархии В 1609 г. по указу царя Василия Ивановича Шуйского Свято-Троицкой Сергиевой лавре был пожалован земельный участок в Москве на берегу реки Неглинной в память о героическом стоянии Лавры за веру и Отечество в Смутное время польско-литовского разорения. Первое упоминание о Троицком подворье и деревянном храме Живоначальной Троицы относится к 1638 г. В 1696 г. на территории подворья возводится каменный Троицкий храм. В 1766 г. настоятелем Лавры становится наставник наследника престола Павла I архимандрит Платон (Левшин; †1812) — будущий митрополит Московский и Коломенский. С этого времени он активно принимается за благоустройство Троицкого подворья: в 1767 г. построено здание Митрополичьих палат (арх. Василий Яковлев) с домовым храмом в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. С 1815 по 1923 г. подворье являлось постоянной резиденцией московских митрополитов. 46 лет (с 1821 по 1867 г.) прожил на подворье святитель Филарет (Дроздов; †1867). С 1868 г. подворье становится резиденцией святителя Иннокентия (Вениаминова-Попова; †1879), митрополита Московского и Коломенского, в 1879-82 гг. здесь проживает митрополит Московский Макарий (Булгаков). В разные годы своего земного служения посещали это место и проживали здесь святитель Игнатий (Брянчанинов; †1867), священномученик Владимир (Богоявленский; †1918), святитель Макарий (Невский; †1926). На Троицкое подворье 5 ноября 1917 г. будущий священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир принес митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону (Белавину; †1925) весть об избрании его на Патриарший престол. В 1917-22 гг. Митрополичьи палаты подворья становятся резиденцией Патриарха Московского и всея Руси Тихона, арестованного в мае 1922 г. В 1922 г. подворье было упразднено, здания переданы обновленцам, затем светским учреждениям. В 1992 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II деятельность подворья была возобновлена. Настоятелем назначен  иеромонах Лонгин (Корчагин) .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244446...

9 октября Русская Церковь празднует память и день прославления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю этого праздника. Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея России Святитель Тихон (Белавин) был избран Патриархом Московским и всея Руси после восстановления патриаршества на Всероссийском Поместном Соборе, 15 августа 1917 года. 21 ноября (4 декабря по новому стилю) в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля состоялась его интронизация. Принять управление Русской Церковью в этот тяжелейший период было настоящим подвигом Несомненно, для Русской Церкви это было знаменательное событие, но при этом на святителя Тихона это налагало огромную ответственность, поскольку гонения на Церковь только начинались, и принять управление Русской Церковью в этот тяжелейший период было настоящим подвигом. И действительно, вся жизнь святителя Тихона является исповеданием Христа. Он всеми силами старался сохранить чистоту Православия от нападок советской власти. Тропарь святителю Тихону звучит следующим образом: Тропарь: «Апостольских преданий ревнителя и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим избранного Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим и к нему с верою и упованием возопиим: предстательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, расточенная чада ея во едино стадо собери, отступившия от правыя веры к покаянию обрати, страну нашу от междоусобныя брани сохрани и мир Божий людем испроси» . Ревнитель апостольских преданий В начале тропаря святителя Тихона называют «ревнителем апостольских преданий». Термин «предание» многозначен. Одно из значений – «передача по наследству» . И действительно, мы можем предположить: не за любое предание готовы умирать, но только за то Предание, которое передано через апостолов Святым Духом, за то Предание, которое спасает человека от смерти. Складывается вроде бы парадоксальная ситуация: человек, идя на смерть ради апостольского Предания, обретает жизнь. Это перекликается со словами Спасителя:

http://pravoslavie.ru/142208.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010