У Святителя Тихона не видно и нет философских доказательств Бессмертия души ; но он раскрывает доказательства безсмертия души богословские, нами указанные там, где говорится о первозданном совершенстве природы человеческой; и особенно доказательство Евангельское. Вопр. Какое же это доказательство Евангельское безсмертия души? Отв. Когда – так любомудрствует блажен. Тихон – человек, змием прельщенный, пал; и бессмертная душа образ Божий в ней начертанный погубила: тогда образ души и самую ее взыскать не чрез ходатая и Ангела, но Самому Собою Богу благоизволилось. – Сам Бог и Создатель, Сын Божий и Отчее Слово, в сие великое посольство вступил. Сам Царь небесный, ради души человеческой, на земли явился... Как царь земный, намереваясь в какой-либо град войти, посылает туда вестников, дабы граждане приготовились к принятию Его: так Господь, небесе и земли Творец и Обладатель, имея прийти в мир, как некий превеликий град, от Него созданный, предпослал вестников – Пророков, дабы возвестили душе человеческой, что Сам Господь и Создатель идет в мир для нея, идет взыскать и спасти ее. Слыши дщи (душа), и виждь и приклони ухо твое.. И возжелает Царь доброты твоея ( Пс. 44:11 ). А потом Сам Господь, по обещанию Своему, пришел взыскать и спасти погибшего... Видишь, душа, коль великое твое благородие и достоинство! Сам Господь пришел в мир ради тебя, взыскать и спасти тебе погибшую... Сын Божий сыном человеческим сделался ради души. Не лишнее ли было бы сие велие таинство, если бы душа не была безсмертна?.. Сын Божий, одеявшись в подобную нашей плоть, тридцать три года на земле жил, как един из человеков, и как раб и нищий трудился, бедствовал, плакал, жаждал, бесчестие терпел – ради кого? Ради души. Наконец, как один из злодеев, на кресте повешен, Святый и Праведный – ради души же. Так дорога душа человеческая! Бесценная цена крове Господней за нее дана! – Как же она после сего не безсмертна? Безсмертна, безсмертна душа наша и потому, что она есть невеста, Сыну Божию, Царю неба и земли обрученная ( 2Кор. 11:2 ). Она дщерь небесного Отца и храм Святого Духа... Как чистый хрустальный сосуд, когда внутрь себя огнь имеет, дивное сияние и блистание издает: так душа, которая кровию Сына Божия очистилась и верою Ему обручилась и храмом Святого Духа – огня невещественного и чистительного – сделалась, дивно просвещается и света сияние издает... Не видно сие ныне, когда праведные и грешные один вид внешний имеют; но явится слава сия души в общее воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Пост (пост телесный и пост душевный). IV, 166. О Почитании страстей Христовых. III, 145. О Праздности. II, 172; III, 226 (§ 396). Предостережение одному иноку, котораго окружали раскольники и безбожники. I, 238 (пис. XV). О Презрнии и отрицании мира. II, 245; I, 168; III, 86 (§ 324), 164–171(§ 357–358); V, 26–33 (пис. 21–23). О Преображении Господнем. V, 136 (пис. 122). Пресельник (христианин не имеет зде пребывающаго града, но грядущаго взыскует). IV, 335. Преступники и радостная им весть (весть, принесенная Сыном Божиим грешникам, что Отец небесный прощает их и паки в милость Свою приемлет). IV, 17. См. еще Евангелие. О Пресечении помыслов злых . II, 82 (§ CXXI), 93 (§ CXXXIV); III, 210 (§ 385). Прещение Божие некающимся. I, 107, 143; II, 217; IV, 157 (о томжде) См. еще: о Угрожениях Божиих, и: о гневе Божием противу греха). Прибавление к должности священнической (о тайне св. покаяния). I, 6–8 О Прибежище и помощи христианской. III, 386; II, 79–80 (§ CXIX-XX) (§ CXXII), 53 (XCIX); IV, 298 122). Примирение с ближним. I, 164, 230–232 (пис. I); V, 169 (§ 61). См. еще Отпущение согрешений ближнему. Примечай. I, 202. Примечания некая, возбуждающая грешника от сна греховнаго и к покаянию призывающая. I, 107. О Пристрастии или привычке ко греху. II, 124; IV, 185–186 (о томжде). О Присутствии Божием с христианами в скорбях их. III, 407; IV, 298 122). Присяга (обеты при крещении). IV, 272 111). Пришлец или страиник (христианин, от небеснаго отечества удаленный в многобедственном мipe сем живущий). IV, 47. К Просившему совета, «где ему удобнее для спасения жить». I, 236 (пис. XII). О Прославлении имени Божия. III, 64; V, 3 (пис. 4), 120 (пис. 107–108); II, 304 § 248). Прямое и кривое древо (что прямое и кривое дерево, тое есть правое и неправое сердце). IV, 176. Путь безопасный (в отечество небесное). IV, 144. Путь (о пространном и тесном пути жития нашего). IV, 368. См. еще Узкий и пространный путь. Путник (христианин от дня рождения своего до дня смерти по пути жития сего в отечество небесное шествующий). IV, 45 24); V, 293 (пис. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

III. О позорище всего мира есть у бл. Тихона к приятелю (част. 14) письмо (15). «Давно я к тебе не писал. Прости, виноват! Ныне пишу и на сей картине представляю тебе всего мира позорище. 1) Житие наше в мире сем не иное что есть, как путь к будущему веку. На сей путь во время рождения всходим, – во время смерти его оканчиваем. Путь сей иному – кратчайший, как-то младенцам умирающим; иному – должайший, как то отрокам и юношам умирающим; иному – еще длиннее, как-то мужам и старикам умирающим. Как известен нам – день и образ начатия пути сего, потому что все равно рождаемся: так неизвестен – день, час и образ скончания его. Внимай сему... 2) Ежели житие наше в мире сем есть путь, и мы путники и странники: то отечество наше, дом наш, упокоения нашего место, наследие наше не здесь. Почто же на пути скрываем сокровища наши? Почто на пути ищем чести, славы и утехи?... 3) Путь жития нашего есть двоякий: тесный и широкий. Тесный путь есть потому, что путники, идущие по нему, окружаются терпением и искушением бед, напастей и скорбей... Широкий путь потому называется, что путники его по воле своей живут, делают что хотят, не взирают на волю Создателя своего, не подклоняют воли своей под иго Христово»... Вот тебе отчасти позорище всемирное (сокращено)! IV. Видим в мире сем, говорит бл. Тихон (см. 50 ст. сокровища духовнаго), как рыболовы мещут сети свои в воду и распростирают их, дабы рыбу уловить. Так диавол с бесами своими везде различныя сети ради нас, о христиане, распростер: распростер в дому, распростер на пути, распростер во градех и селех, распростер в пустынях, распростер на земли и на мори; скрыл сети в пище, в питии, в сластолюбии; скрыл сети в чести, в богатстве; скрыл сети в беседах и молчании; скрыл сети в видении и слышании... Кто их усмотреть и от них уклониться может, аще не Ты, Господи, покажешь их и Твоею всесильною десницею сохранишь от них?.. Рыба, которая не минует сети рыболовца, попадает в сеть: так кто не избежит диавольской сети, увязает в ней... Рыболов увязшую рыбу в сети своей влечет к себе: так и диавол...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Показания семьи Усковых чрезвычайно важны, потому что свои свидетельства (день встречи с Юровским) они подтверждали сохранившимся у них документом с датой — это была повестка с требованием явиться в ЧК, по которой Усковы точно определяли день случайной встречи с Юровским . В этот же самый день, 17 июля, Ускова увиделась со знакомым ей горным техником Фесенко, который производил разведку местонахождения руд. Фесенко тоже, около пяти часов вечера, видел тех же самых всадников и сообщил Усковой, что один из них комиссар Юровский. Следователь Соколов с доверием принял дату события, о которой говорил сам Фесенко: Было это около 11 июля или после этого числа, он хорошо не упомнит, но только знает, что в те именно числа . Но к этим же словам в показаниях Фесенко составитель документального сборника Н.Г. Росс сделал примечание: По свидетельству М.В. и И.В. Усковых, Юровский со спутником ездили на рудник позже — 17 июля: док. 169 и 170 . Документально доказанная хронология, в показаниях Усковых, говорит о том, что дату (11 июля или после этого числа) Фесенко назвал неверно, он, как и Ускова, видел Юровского 17 июля, то есть после совершенного расстрела. Таким образом, свидетели Волокитин, Фесенко и Ускова встретили Юровского на Коптяковской дороге в один день. Вернемся теперь снова к словам отца Александра Салтыкова, который пишет: Тела расстрелянных вывозили сразу в заранее назначенное место, где их уже ждали. Такие заключения вымысел, не имеют подтверждения в достоверных источниках. Мы подведем итог, который диктуют документы: никто тела убитых на руднике не ожидал, само место предполагаемого захоронения (шахта) было известно лишь Ермакову, который заранее его не проверил, и даже не подумал о том, чтобы это сделать. Нет ни одного документа, подтверждающего версию следователя Соколова, о предварительной поездке Юровского на Четырехбратский рудник в дни 13–14 июля. Сам Юровский сообщал, что он никогда не бывал в этих местах, что не должен был ехать на захоронение и не собирался и, следовательно, никак его не готовил.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/06/...

Тогда-то среди большевиков впервые возникла идея о сожжении тел. Ее предложил комиссар Полушин : Стали совещаться, что делать дальше. Был некто Полушин, который успел бежать из вагона, в котором был Малышев и другие, он предложил их сжечь. А как-же, никто не знает . На практике никто не представлял сожжения тел, поэтому комиссара Полушина (Павлушина) чекисты взяли для исполнения роли инструктора по сожжению. Но все пошло не по плану при выезде из района рудника: легковая машина с Полушиным поехала не через Поросёнков лог, а в объезд, по «времянке». В то время, как грузовая машина, поехавшая в сторону города напрямик, в ночь на 19 июля застряла в Поросёнковом логу недалеко от переезда 184. Тогда похоронщики стали действовать наугад, они пытались сгрузить несколько тел в одном месте и поджечь их все сразу. Однако из этого ничего не вышло, о чем выше уже шла речь. Противники Царских останков пытаются приписать чекистам невероятную предусмотрительность, полную готовность ко всем непредвиденным случаям, идеальное планирование и действия согласно первоначальным планам. Но внимательное, непредвзятое знакомство с документами позволяет увидеть какой хаос и стихийные метания были в среде большевиков, в течение трех (!) дней занимавшихся «похоронами Романовых». Необходимо понять еще и то, откуда идут корни мифа, утверждающего, что захоронение останков Царской семьи большевиками было заранее продумано и четко спланировано. Миф этот основан на ошибке следователя Н. А. Соколова, который сопоставляя показания двух свидетелей (Фесенко и Волокитина), видевших на Коптяковской дороге Юровского, считал, что: Фесенко и Волокитин говорят о разных фактах: о двух разных встречах с Юровским . Следователь ошибся в определении хронологии событий и пытался доказать, что Юровский заранее, еще 14–15 июля приезжал на рудник для того, чтобы осмотреть место будущего захоронения. Но, в действительности, свидетели Фесенко и Волокитин говорили об одной и той же встрече с Юровским, которая произошла 17 июля, именно тогда, когда цареубийца после расстрела, впервые оказавшись на Коптяковской дороге, искал способы, как надежно запрятать останки, чего не сумел сделать с первого раза Ермаков.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/06/...

Об отступлении никто не думал, и ночью же выехали в сторону В-Исетского завода. Ехали на экипажах. Точно не помню сколько нас было человек, но многих помню… …Приехали утром к шахтам, где были трупы, около шахты пепел костра, братва начала рыться, догадавшись, что здесь сжигали царскую одежду. Кое-кому попало изрядно: например Поспелов нашел 2 крупных бриллианта оправленные платиной, Сунегин нашел бриллиантовое кольцо и т. д. Время шло, работа — ударная. Нужно было приступить к извлечению трупов, кругом расставили конных и пеших патрулей и приступили к работе . Список Сухорукова представляет отряд из 21 человека. Это: 1. Юровский, 2. Повлушин, 3. Горин, 4. Радзинский, 5. Ермаков, 6. мадьяр (фамилия не установлена). 7. Федор Тягунов, 8. Алексей Боженов, 9. Николай Поспелов, 10. Иван Поспелов, 11. Николай Самойлов, 12. Михаил Веселков, 13. Кют, 14. Кильзин, 15. Дмитрий Пономорев, 16. Гурьев, 17. Петров, 18. Алексей Рябков, 19. Владимир Сунегин, 20. Яков (фамилия не установлена), 21. Григорий Сухоруков. Составители сборника «Преступление века» также не считали, что «участники уничтожения трупов» это те лица, на список которых ссылался отец Александр Салтыков. Ведь захоронение происходило в два этапа: первое неудачное — 17 июля, а второе, «перезахоронение», как именовали его большевики, завершилось лишь утром 19 июля. Команда, задействованная 17 числа, была отправлена и заменена новым подкреплением, прибывшим из города. Поэтому действительные участники захоронения указаны в сборнике «Преступление века» хронологически гораздо ниже, там, где излагаются события 18–19 июля . Вероятно, протоиерей Александр Салтыков не знакомился обстоятельно с трехтомной работой, изданной Следственным комитетом РФ. Иначе как понять то, что он даже не упомянул о существовании этих двух различных списков? Современное следствие к списку Сухорукова добавило еще четыре фамилии: верхисетских большевиков А.Е. Костоусова, Н.С. Партина, В.И. Леватных и бывшего матроса С.П. Ваганова. Ваганов, военный комиссар Верх-Исетского завода, был опознан многими свидетелями, давшими показания следователю Соколову. А сведения о Костоусове, Партине и Леватных — взяты из показаний Прокопия Кухтенкова, завхоза рабочего клуба Верх-Исетского завода, которого допросил следователь Иван Сергеев . Кухтенков стал свидетелем секретных разговоров большевиков в дни 17–18 июля о захоронении и перезахоронении членов Царской семьи и их слуг.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/06/...

Пример сему – разбойник, со Христом распятый. О нем повествуется: когда пречистая Матерь Божия с Сыном своим – Христом Господом, и со св. Иосифом обручником, спасаясь от Ирода, путешествовала во Египет, негде в пустых местах напали на Них разбойники и хотели отнять осла, на котором несены были некоторыя потребныя вещи, а иногда Матерь с Божественным младенцем Иисусом ехала. Один из разбойников, видя отроча, зело красное, и удивившись красоте необычной, сказал: если бы Бог принял на Себя тело человеческое; то не был бы прекраснее сего отрочати. Изрекши сие, он возбранил друзьям своим – прочим разбойникам и не допустил их озлобить сих путников. Разбойник сей, чрез некоторое время пойман и осужден на крестную смерть, и распят с Господом нашим, и со креста воззвал к Нему: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем ( Лк. 23:42 ). Господь же, помянув его оную давно сотворенную добродетель, милосердовал о нем, и обещал ему рай: днесь со Мною будеши в раи... ( Лк. 23:39 ). Се слышишь ты, каковым подаются при кончине покаяние и прощение? Тем, которые хотя и грешны, по нечто доброе прежде содеяли. Не сумнимся, говорит св. Исидор, что при кончине оправдается человек слезами покаяния; но поскольку сие редко сбывается, то – боязненно, да не к кончине отлагаему покаянию, нечаянно прежде покаяния, внезапная постигнет смерть. Заметим здесь особенно сие речение: редко, и вспомянем еще св. Григория, глаголющаго: часто те, коих беззакония много Бог долготерпит, нечаянною смертию похищаются, так что и проплакать о содеянных ими бывает при смерти невозможно. Никтоже убо глаголи: при смерти покаюся, в последней болезни покаюся. Посему то Господь наш внушает нам: подобает делати, дóндеже день есть; приидет нощь, егда никтоже может делати ( Ин. 9:4 ). День есть – житие наше; нощь – скончание наше (ч. II, поучен. в недел. XXIV по пятид.). Образец разглагольствия святаго божественнаго обретается у святителя Тихона в VII-й час. гл. 5, §337. Верная душа взывает: Ты еси, Господи, прибежище от скорби, обдержащия мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Позиция, выраженная в статье В. В. Буреги, также не может быть интерпретирована как позиция всей профессорско-преподавательской коропорации МДА или всей редакции портала Богослов.Ru. Еще раз обращаем Ваше внимание на строки внизу каждой страницы портала: " Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций " . Таким образом, В.В.Бурега высказал лишь свое личное мнение, и готов отстаивать свои позиции. Поэтому мы и ожидаем плодотворной дискуссии, а не одного эмоционального принятия или отвержения мнения автора критической публикации. Николай Ульянов, Москва 06 марта 2008г. 22:01 Комментарий на реплику В.В.Буреги. Действительно, среди историков нет единодушия по поводу обстоятельств IV крестового похода. Но о чем ведут они спор? Разногласия касаются лишь преднамеренности изменения маршрута похода, то есть вопроса, было ли разграбление Константинополя следствием заранее продуманной политической операции или же результатом стечения обстоятельств. Добавим, что упомянутые " три версии " уже давно подверглись серьезной научной критике, и многие ученые, в том числе крупнейший отечественный специалист по данному вопросу, Николай Петрович Соколов, вообще отрицают предопределенность событий 1202-1204 гг., считая, что ситуация развивалась спонтанно. Это наиболее основательное мнение лапидарно выразил известный историк Венеции Генрих Кречмайр: " auctor casus, actrix Venetia " . Не вдаваясь в подробности научной дискуссии (о которой лучше прочитать в фундаментальной книге Соколова annals.xlegio.ru/evrope/sokolov/sokolov.htm), обратим внимание на главное: как бы ни относиться к злополучной для судьбы Византии акции " крестоносцев " , центральная роль Венеции в ней несомненна. И если допустить, что венецианцы действовали не по продуманному плану, а лишь воспользовались сложившимися обстоятельствами, их хищная и циничная политика предстанет в еще более зловещем свете. К тому же, сложно себе представить, чтобы по каждой теме, затронутой в фильме, зрителю предлагалось бы рассмотреть все – существующие и отвергнутые исторической наукой версии.

http://bogoslov.ru/article/288551

Когда в храмине различный шум, крик и мятеж бывают; тогда, что ни говорится человеку, не слышит: тоже и в душе бывает. Когда ее безпокоит различный мирских похотей шум и мятеж; тогда она не может слышать слова Божия: потому что мирския похоти, которыя воюют на душу, не допускают достигнуть до нея слову Божию, отражают и отгоняют его от нея. Что в таком случае глас слова Божия успеет? Как глухому – музыка, так таковым шумом объятой душе слово Божие. Слышит таковый проповедь Божия слова и похваляет ее; но пользы оттуда никакой не получает; отходит от проповеди таковым же, каковым пришел, и о если бы не горшим! Ибо слышанное Божие слово в больший вред обращается тому, кто слышит его, но не исправляется от него. Так ожесточенные книжники и фарисеи часто слышали слово Божие от Христа, и не исправлялись, и посему в горшее успевали. И для того-то сатана, враг душ человеческих, всеми силами старается запутать душу в похоти мирския, как рыбу – в сети, дабы слова Божия до себя не допустила, и так бы погибла. О Христе Иисусе! избави мя от всякаго неведения, забвения... и окамененнаго нечувствия. Вопр. Простенькое слово сие: он сделал свое дело и отшел – что представило и напомнило уму бл. Тихона? Отв. Все домостроительство нашего спасения, предизображенное и предначертанное в Ветхом завете, и совершившееся благовествованное в Новом завете. «Говорят слово сие тогда наипаче, размышляет святитель Тихон в своем Задонском уединении, когда один у другаго спрашивает: где такой-то человек? тогда ответствует ему другой так: он сделал свое дело и отшел . Христианин! Мы слово сие о Христе Спасителе нашем можем и должны говорить, а наипаче – тогда, когда нас вопрошают безбожнии, нечестивии, незнающие и не приемлющие Его, мы со дерзновением должны отвечать: Он сделал свое дело и отшел, хотя Он невидимо и неотступно с нами пребывает, и до скончания века пребудет, по неложному Своему обещанию ( Мф. 28:20 ). Дело Его есть дело спасения нашего, которое Он сделал посреди земли – и отшел. О сем деле глаголет Он к небесному Отцу Своему: дело соверших, еже дал еси Мне ( Ин. 17:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Да скажет и о тебе небесный Отец: яко сей сын Мой мертв бе и оживе. Плачут люди, что насилие и обиду терпят от врагов своих: плачь и ты, о душе моя, пред Богом на врагов твоих душевных, которые тщатся отнять у тебя вечное спасение. Они суть – диавол и злые его ангелы. Плачут люди, зовомые и ведомые на суд, боясь, дабы не посрамиться на суде и не подпасть осуждению и наказанию: плачь и ты; ибо и ты на суд позовешься – не человеческий, но Божий... Плачут люди, что много долгу на себе имеют, и не имея, чем отдать, боятся, да не ввержены будут в темницу: плач и ты, что много одолжился небесному Царю грехами твоими, и воистину не имеешь, чем заплатить. Плачут люди, сидящие в темнице, что не видят света: плачь и ты, что душа твоя тьмою страстей объята, не видит света божественнаго. Изведи из темницы душу мою. Плачут люди, окованные узами и кандалами, что не имеют свободы: плачь и ты, что душа твоя грехами, как узами, связана и не имеет своей свободы. Аще Сын Божий свободит нас, воистину свободни будем ( Ин. 8:36 ). Плачут люди, живущие на чужой земли, что не видят дома и любезнаго отечества своего. Так плакали иудеи, находясь в плену Вавилонском, как сами о себе возвещают: на реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. Плачь и ты, о христианине, что ты в мире сем, как на земли чужой, живешь, и не видишь отечества небеснаго и прекраснаго горняго Иерусалима. Увы мне, яко пришельствие мое продолжися ( Пс. 119:5 )! Плачи душе моя, да и здесь и тамо утешишися. Кто даст главе моей воду, и очесем моим – источник слез, и плачуся день и нощь ( Иер. 9:1 )? Слово: Плоть имеет в св. Писании разные значения. Плотию называется тело наше, ядущее, пиющее, рождаемое, рождающее, умирающее и истлевающее. Плотию именуется совокупность склонностей, пожеланий, стремлений и дел наших греховных, закону Господню противных. – В сем последнем значении предложу тебе рассуждение Святого отца нашего Тихона о плоти и об её различии от духа. – В человеке, Христианскую веру восприявшем, два обретаются закона: закон плоти и закон духа ( Гал. 5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010