Патриарх отреагировал на декрет новым посланием к пастве, в ко тором он заявил о недопустимости изъятия священных предметов «употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается ею как святотатство - миряне отлучением от нее, священнослужители - извержением из сана» (Ап. 73, Двукр. 10). Это послание было разослано епархиальным архиереям. Приходские советы вынесли решение о недопустимости изъятия из храмов богослужебных предметов. Когда декрет ВЦИК стал приводиться в исполнение, вокруг храмов собирались толпы народа; произошли столкновения, пролилась человеческая кровь. В связи с этим в разных городах страны возбуждены были уголовные дела. В Москве судили группу духовных лиц, обвиняемых в подстрекательстве к беспорядкам при изъятии церковных ценностей. В качестве свидетеля на суд вызвали святого Патриарха Тихона. После допроса Патриарха 9 мая 1922 года «Правда» писала: «В Политехнический музей на процесс «благочинных» и на допрос Патриарха набилась тьма народа. Патриарх смотрит на беспримерный вызов и на допрос свысока. Он улыбается наивной дерзости молодых людей за судейским столом. Он держится с достоинством. Но мы присоединимся к грубому святотатству московского трибунала и вдобавок к судебным вопросам бухнем еще один, еще более неделикатный вопрос: откуда такое достоинство у Патриарха Тихона?» Суд вынес суровые приговоры: несколько обвиняемых священников - Заозерский, Добролюбов, Надеждин, Вишняков, Орлов, Фрязинов, Соколов, иеромонах Макарий (Телегин) и прихожан московских храмов (Тихомиров, Рахманов и Брусилова - племянница знаменитого полководца) были осуждены на смертную казнь, другие осуждены на разные сроки. Трибунал вынес также постановление о привлечении Патриарха Тихона и архиепископа Крутицкого Никандра (Феноменева) к суду в качестве обвиняемых. Постановления о привлечении к ответственности Патриарха выносили и провинциальные трибуналы, через которых проходили дела о беспорядках, учиненных в разных городах и селах страны в связи с проведением в жизнь декрета об изъятии церковных ценностей.

http://sedmitza.ru/lib/text/439995/

35 О. Дамаскин Орловский сообщает, что в этом и в других судебно-следственных документах здесь ошибка: был приговорен к смерти и расстрелян Василий Александрович Соколов – Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники... С. 65. 39 Один из них – “Смета расходов технических комиссий и агиткампании по изъятию церковного имущества” на апрель 1922 г. Согласно этой смете, утвержденной Калининым и СНК, выделялось 8 тысяч золотых рублей по статье: “Прием 200 делегатов из расчета их пребывания в Москве в теч. 10 дней” – ГАРФ, ф. 1235, оп. 140, д. 60, л. 731 об. – 732. Документы о реальных размерах мероприятия пока не выявлены, во всяком случае апрельские совещания ГПУ с “обновленцами” оказались куда более камерными, второе организационное собрание прошло в мае, а более масштабный съезд обновленцев состоялся лишь в августе 12–6, 12–7). 42 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. М., 1994. С. 192, 193–194. 45 Два эпизода борьбы с церковью в Петрограде/Публикация М. В. Шкаровского//3венья. Вып. 2. М; СПб., 1992. С. 578. 58 Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. С. 241–256; Савельев С. Бог и комиссары/У Религия и демократия. На пути к свободе совести. Вып. II. М., 1993. С. 164–215; Нежный А. И. Комиссар дьявола. М., 1993. С. 29–144. 60 Могилевский архиепископ Цепляк и его каноник Будкевич вместе с 10 католическими священниками обвинялись в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Дело это вызвало настолько значительную волну зарубежных протестов, что НКИД активно выступал за смягчение конфликта. Но АРК, рассматривая дело Цепляка как своеобразную репетицию процесса патриарха Тихона, настояло на суровом суде над католическим духовенством. Суд приговорил Цепляка и Будкевича к расстрелу 26.03 1923 г., по под влиянием острых международных протестов расстрел Цепляку был заменен 30.03 Президиумом ВЦИК на 10 лет лишения свободы (в 1924 г. он будет выслан из страны). Расстрел 31.03 Будкевича привел к новым протестам за рубежом, что дало повод Г. В. Чичерину просить Политбюро не расстреливать патриарха Тихона 25–13, комм, 19 к д. 24 и 12 к д. 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всецело одобряя решение генерала Барбовича, прошу Вас, ввиду возможности появления этих обращений и в районе вверенного Вам Отдела, осведомить подведомственных Вам чинов о необходимости воздерживаться от дачи своих подписей под обращением. По существу же дела, относительно якобы „останков“ — я могу сказать следующее: к „останкам“ может быть отнесено разве лишь: 1) обгорелый женский палец (две фаланги), 2) несколько обгорелых костей, принадлежащих, несомненно, млекопитающимся, 3) несколько кусков человеческой кожи, 4) комок земли, пропитанный салом. Можно ли говорить о торжественных похоронах вышеперечисленного? Остальные же предметы (их более четырехсот), которые вместе с вышеперечисленными составляют так называемые вещественные доказательства к судебному следствию, произведенному следователем Соколовым, уже никак не являются „останками“. Всё это я знаю непосредственно от следователя Соколова, который, приехав зимою 1920–21 г. в Париж, обратился ко мне с просьбой хранить у меня второй экземпляр следственных материалов — конечно, кроме вещественных доказательств следствия, которые сл. вымараны] находились при подлинном следствии, привезенном Жаненом. Несколько месяцев чемоданы Соколова с копией следствия хранились у меня на квартире, а вещественные доказательства, среди которых имеется и то, что я перечислил, были тогда же переданы на хранение М.Н. Гирсом особой комиссии, в условиях совершенно исключающих возможность утраты их, даже и в случае смерти кого-либо из членов коллегии, как этого опасались некоторые при известии о кончине М.Н. Гирса. Тем, кому сообщаемые мною сведения покажутся недостаточными, надлежит обратиться к труду Соколова „Убийство Царской Семьи“, в каковом труде до мельчайших подробностей приведен и список вещественных доказательств. Приложение: выписка из французского перевода книги следователя Соколова. Генерал МИЛЛЕР (ГАРФ. Ф. Р 6343 Оп. 1. Док. 289. Л. 100.) ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Документ 97 ПРОТОКОЛ осмотра места происшествия г. Свердловск 11–13 июля 1991 г.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/06/...

Пиянство. (о пиянстве без вина: Ис. 28, 1 , – когда человек любовию мipa сего, суетными мыслями и беззаконными начинаниями упивается). IV, 103–109. Пластырь живительный (что пластырь живительный язве или ране телесной, тое душе грешной, печалию за грехи уязвившейся, есть Евангелие). IV, 161. См. еще Евангелие. Плач (о чем подобает плакати христианину). IV, 73, 347 (Малыя дети); II, 25 (§ XLIV). Плевелы между пшеницею (нечестивые и благочестивые). IV, 158. О Плодах Покаяния. II, 213. Плоть и дух. 1,120–183, 42 (сл. V). См. еще: Брань между духом и плотию. Пленники и свободитель их (люди грешные, плененные диаволом, и Христос, избавитель их от этой плени горькой). IV, 14 и 16. О Побуждении грешника к покаянию . III, 333. О Победе христианской. III, 408 (гл. 16). См. еще: Брань христианская с духом злобы. О Повседневном христианском покаянии . III, 200. Подданный, пред царем своим закон его нарушающий (грешник пред всевидящим Богом). IV, 153. Подлый человек, высокому лицу усыновленный (грешник на святом крещении делается сыном Божиим и наследником вечнаго царствия) IV, 24. О Подражании Богу. III, 78. Подражание (христианину не кому подражать, разве Христу). IV, 143. См. Житие Христово. Познание беды или неблагополучия убеждает искать избавления. IV, 306. Познаннаго зла всяк уклоняется (об уклонении от греха). IV, 343. Познанное добро ищется (чем кто более познает Бога, тем усерднее и прилежнее ищет Его). IV, 330. Покаяние. I, 145, 3, 6, 32 (сл. 3-е), 107; II, 197–218 (Стат. 1-я), 28 (§ LI), 40 (§ LXXI); III, 102 (1–3), 200 (гл. 4), 245 (гл. 10), 333; IV, 130–134 65–66), 156 (§ 81), 161 86), 284 118), 353 143); V, 12 (пис. 13), 20 (пис. 17), 22 (пис. 19), 87 (пис. 72), 94–95 (пис. 82–83), 147 (§ 38–39), 186–188 (сл. 8–10). Покой (душевный, в чистой и непорочной совести), IV, 186, 175 94). В Пользу и утешение искушаемым от сатаны . I, 225. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. I, 204. Последнее слово св. Тихона (из его духовнаго завещания). V, 344. О Постоянстве и конечном пребывании в вере. II, 356.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Воспитание будущих пастырей находилось постоянно в центре внимания преосвященного Тихона. По прибытии его в Воронеж в епархии имелось всего две школы, да и те пришлось закрыть из-за нерадивости духовных воспитателей и побегов учеников. Он предписал по всем городам открывать славянские школы, но они оказались малополезными. Тогда были открыты два латинских духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году святитель преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова. Преосвященный Тихон часто посещал классы, отмечал лучшие места из писателей для толкования воспитанникам. Для нравственного руководства учеников составил инструкцию («Инструкция, что семинаристам должно наблюдать»). Поражённый дурным состоянием воронежских монастырей, святитель Тихон усердно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам. Не довольствуясь одною устного проповедью, которую не все могли слышать, епископ Тихон писал и рассылал по церквам особые сочинения для народа, в которых боролся против «годового торжества» в честь языческого божества Ярилы, с сумасбродством и пьянством во время масленицы. Настоящий нерукотворный памятник воздвиг себе святитель религиозно-просветительской работой среди паствы. Его современники единодушно свидетельствуют о громадном нравственном влиянии святителя Тихона на общественную и культурную жизнь Воронежа. С юных лет святитель Тихон стремился к уединённой иноческой жизни. Но многосложные и многочисленные епархиальные дела не позволяли осуществиться его желанию. Он всё слишком близко принимал к своему любвеобильному сердцу. Ни одной праздничной церковной службы не пропускал святитель Тихон и не оставлял без назидания свою паству. В своих поучениях он особенно ополчался против сребролюбия и различных видов хищения, безнравственных увеселений, против роскоши, скупости и недостатка любви к ближним. Святитель смело обличал во всей наготе и безобразии эти и им подобные пороки. Постоянные труды и заботы, от которых святитель Тихон никогда не имел отдыха, а также неприятности и частые затруднения при исполнении благих намерений, сильно расстроили здоровье святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Интересен тот факт, что следователь Соколов не в Екатеринбурге пришел к мысли о версии «сожжения». Напротив, до самого дня приказа об эвакуации он продолжал искать останки, а значит был уверен в том, что они существуют. Но чем далее Соколов удалялся от Урала, а потом и из России, тем более идея «полного сожжения» овладевала им. Что-то произошло с ним в этот период, что подтолкнуло к согласию с такой мыслью: понимание ли того, что, не найдя трупы, он не сможет убедительно доказать сам факт убийства? Влияние ли политической обстановки? Потрясение ли от потери Родины и крушения власти А.В. Колчака? Бессилие ли и расстроенное здоровье ? Но остается бесспорным одно — свое дело следователь Соколов завершить не смог. Вероятно, написание книги было для него некоторой отдушиной для облегчения внутреннего напряжения, в котором он находился в эмиграции. Однако содержание книги и материалы уголовного дела следователя не тождественны между собой. В Западную Европу вместе с вещдоками следователь вывез костные фрагменты и сальные массы, найденные на руднике. Последние, согласно протоколу, были извлечены со дна колодца и при рассмотрении крошились в руках, рассыпаясь на более мелкие кусочки . В протоколе места осмотра все костные фрагменты именовались следователем Соколовым «костями млекопитающегося». Ничего из этих находок не подвергалось научному исследованию или какому-то определению. За исключением санитарного врача Белградского, говорившего Соколову о необходимости представить кости профессору сравнительной анатомии, никто из экспертов этих «вещдоков» никогда не видел. В числе вещественных доказательств находился и человеческий палец с кусочками кожи, найденный на дне шахты 7. Каким образом они оказались там? Сегодня совокупность всех известных документов позволяет ответить на этот вопрос. При осмотре шахты следствием белых в ней обнаружили толстый слой льда «приблизительно в четверть аршина» , то есть толщиной в 17–18 см. Лед был примерзшим к срубу шахты, но в одном углу в нем имелось пробитое отверстие размером в «квадратный полуаршин», (35–36 см). Крепкий лед шахты стал препятствием тому, чтобы тела убитых, сброшенные в нее, утонули и скрылись в воде. Большевики пытались завались сруб шахты взрывами гранат, но безуспешно. Через пробоину во льду, пробитую гранатами, и был выброшен на дно шахты оторванный при взрыве или, скорее всего, отрезанный осколком человеческий палец .

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/06/...

4) Рассмотрение дополнительного проекта цирк[уляра] НКВД о регистр[ации] рел[игиозных] общин. 4) Отложить до следующего заседания – пригласив на таковое т. Хлопнянкина б . 5) Отказать. 6) Отказать. 7) Об освобождении из-под стражи без ведома Комиссии Верхсудом 3-х лиц, содержащихся по делу Тихона, а имен- но: митрополитов НИКАНДРА и АРСЕНИЯ и мирянина ГУ- РЬЕВА. 7) Ввиду того что освобождение означенных лиц политически вредно – поручить ГПУ немедленно их арестовать и на следующем заседании Комиссии поставить вопрос о деле ТИХОНА вообще 279 . 8) Об объединенном совете сектантов. 8) Предложить НКЮ составить проект постановления о ликвидации Объединенного Совета сектантов и провести таковой через ВЦИК 280 . 9) Рассмотрение переписки, об оставлении Центр[ального] Духовн[ого] Управ[ления] мусульман в Уфе. 9) Вопрос перенести на следующее заседание Комиссии – пригласив на таковое т.т. Петерса, Хлопнянкина и Сергиевского. 13 Января 1924 года. РГАСПИ. Ф. 1. Оп. 12. Д. 565-а. Л. 50–51. Машинописный подлинник (?). Формула «П[одлинный] п[одписали]» написана дважды разными чернилами рукой Е. А. Тучкова. Подписи – автограф Е. А. Тучкова, рядом машинописью. На л. 50 выше текста красными чернилами помета Е. А. Тучкова: «С[овершенно] Секр[етно], т. Соколовскому. Почему долго нет от т. Попова протокола. 16/1. Е. Тучков». Рядом его же рукой фиолетовым карандашом помета: «К делу». Примечания а Номер протокола вписан рукой Е. А. Тучкова. б Здесь и далее так в тексте протокола. Верное написание фамилии – Хлоплянкин. Протокол 44 заседания комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП от 13/II – г. Совер[шенно] Секретно. Хранить конспиративно. ПРОТОКОЛ 44 а ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА ПРИ ЦК РКП ОТ 13 ФЕВРАЛЯ 1924 ГОДА. ПРИСУТСТВОВАЛИ: т. КРАСИКОВ. ПОПОВ. СМИДОВИЧ, МЕНЖИНСКИЙ, ЯКОВЛЕВА, ТУЧКОВ и приглашенные по вопросу о страхов[ании] молитвен[ных] домов – т. ЕФРЕМОВ. ПОРЯДОК ДНЯ: 1 . Рассмотрение тарифа по страхованию молитвенных домов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

План о. Сергия, по которому располагает он нравоучитель- —130— ную систему Святителя Тихона, отличающийся удивительной тщательностью внешнего расположения, вполне соответствует самому мировоззрению Святителя. – Вкратце он таков. Глава первая говорит о христианском идеале. Но это не есть разрозненное, частичное описание только заповедей Закона Божия и христианских обязанностей; а это есть начертание цельного и полного христианского нравственного мировоззрения. Глава вторая имеет дело с христианской психологией и описывает состояние человеческой природы до падения, после падения и по возрождении в христианстве. Глава третья посвящена раскрытию христианской аскетики. Здесь идёт речь о том, как совершается само усвоение человеком христианской божественной жизни, как ведётся эта безостановочная брань плоти и духа, божественного и мирского мировоззрений. – План этот так стройно изложен и выдержан, что сочинение производит впечатление целого полного курса христианского нравоучения. Особенное достоинство изложения самой системы – в том, что оно сплошь ведётся собственными словами самого Святителя. Посему тетрадка автора преиспещрена вносными знаками. Даже и переходы от одной мысли к другой и те из собственных святительских слов. В этом изложении автора совсем не приметно. Впечатление посему получается положительно художественное. В начале каждой главы автор прилагает подробный конспект её содержания, который составлен весьма тщательно. Сие весьма похвально. Так как автор ведёт изложение нравоучительной системы выдержками, то посему язык изложения – краткий, отрывочный, но церковно-величавый. Где автор говорит от себя (введение), там слышится голос послушного ученика Святителя. Автор относится с чувством великого благоговения к Святителю. Видимо, что он переселил его учение с книжных страниц в своё сердце. Его перо начинает быть беспокойным, когда ему приходится им отмечать чьё-либо неуважение к Святителю. Приведя, напр., выдержку из «курса Нравственного Богословия» А. Покровского (Самара. 1891): «из сочинений учёных отцов XVIII в. достойны изучения творения св. Тихона Задонского , под названием Сокровище духовное», о. Сергий под строкой пишет: «мы не совсем понимаем эти последние слова: неужели православному русскому (курсив везде о. Сергия) мора-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1861. С. 11). 183 …народные славянские рассказы и предания из книги Боричевского… — Имеется в виду книга историка и этнографа И. П. Торнавы-Боричевского (1810–1887) «Повести и предания славянского племени» (1840–1842). 184 ( Должно быть напечатано — авторитета»). — У Щербины: «Они должны быть напечатаны церковнославянским шрифтом, равно как и места из Четиих Миней, для ознакомления народа с церковнославянскою грамотою и чтоб придать книге более веса и авторитета» (Отеч. зап. С. 294) 185 …последние дни Иисуса Христа из книги Иннокентия. ·— Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) (1800–1857) русский богослов и церковный оратор, ректор Киевской духовной академии Трактат Иннокентия «Последние дни земной жизни господа нашего Иисуса Христа, изображенные по сказаниям всех четырех евангелистов» вызвал сомнение у представителей ортодоксального богословия (противником Иннокентия выступил Филарет, по настоянию которого было назначено секретное дознание «об образ «мыслей архимандрита Иннокентия») и был напечатан только после смерти автора. О нем см.: Погодин M. П. Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия. M. 1867. 186 …места из объяснений на литургию из сочинений Гоголя и других… — Имеется в виду богословское сочинение H. В. Гоголя «Размышление о божественной литургии» (1848) 187 …из «Начертания христианских обязанностей» Кочетова. — И. С. Кочетов (1789–1854) — протоиерей, с 1841 г. ординарный академик имп. Академии наук, его сочинение «Начертание христианских обязанностей» в 40-60-х годах служило учебником в светских и духовных учебных заведениях. 188 …из поучений Иродиона Путятина… — P. T. Путятин (1807–1869) — известный проповедник, его «Краткие поучения» стали появляться в печати с 1842 г., некоторые из них были помещены в «Русской хрестоматии» Галахова (ч. 1) 189 …слово о пьянстве Тихона Задонского. — Имеется в виду популярная проповедь воронежского и елецкого епископа Тихона Задонского (в миру Тимофея Савельевича Соколова; 1724–1783), пятнадцатитомное собрание сочинений которого вышло в начале 1860-х годов. О Тихоне Задонском см.: IX, 511–513. 190

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

— Ну, чтобы совсем прошло — это невозможно! — вздохнул Соколов. — Испробованы все средства. Но попробовать можно. В Покровке, говорите? — уточнил он и вопросительно взглянул на охранника. Тот утвердительно кивнул. — Спасибо за информацию, молодой человек, — давая знак везти его к храму, поблагодарил бывший министр. — Я непременно воспользуюсь вашим советом и когда-нибудь съезжу туда! — Зачем же когда-нибудь? — воскликнул Стас и, подхватывая с земли пустое ведро, сказал: — Я прямо сейчас принесу это брение, и мы после службы приложим его к вашим ногам! Он и сам не знал — действительно ли хотел помочь страдающему человеку или решил таким образом попасть к нему на дачу и увидеть монеты. Ему очень хотелось, чтобы правдой было первое. Но и монеты он должен был увидеть, чтобы воочию убедиться, что все то, что в дневнике — не вымысел. И тут пришла спасительная мысль. «Помогу ему просто — ради Христа!» — даже улыбнулся ей он и помчался навстречу людям, которые шли в храм. — Эй, куда? — прокричал ему вдогонку Ваня. Но Стас не остановился, и он авторитетно заявил сестре: — Видал, как его нечистая сила из храма выталкивает? Нет, с ним еще надо работать и работать… 3 Отец Тихон смотрел на него ласковым, понимающим взглядом… В кладбищенских воротах Стас едва не столкнулся с выходившей красивой женщиной, которая в первый день его приезда плакала у могилы отца Тихона. Ее глаза снова были заплаканы. «А не Настя ли это? — подумалось вдруг ему. — И тогда тот мужчина, что так напугал тогда ее… Ну конечно же, он — Градов!!! Как я сразу об этом не догадался?!» Поражаясь неожиданному открытию, Стас и не заметил, как подошел к ограде могилы отца Тихона. Отворил скрипнувшую металлическую дверцу. Осторожно прошел к бугорку к белым крестом. Надо было помолиться, как это делали здесь другие. Но он не знал — как. И просто, глядя на фотографию, сказал: — Здравствуйте, батюшка!.. Я тут вот за земелькой со снегом с вашей могилки пришел Целебное брение из них для Соколова сделать. Ну, тому самому, для которого вы собирали монеты. Он когда еще сюда заедет! А ноги-то его совсем не носят. Вы помогите, пожалуйста, если можно, ему…

http://azbyka.ru/fiction/denarij-kesarja...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010