Положение Духовных академий ухудшилось задолго до октября 1917 г. Духовная школа переживала кризис, разрешение которого связывалось с проведением широкой церковной реформы. Дальнейшее развитие богословской науки Глубоковский видел в создании свободных богословских факультетов в стенах университетов, о необходимости которых говорил с 1905 г. Война и революция обнажили проблемы духовной школы, в первую очередь обострив материальные и финансовые. Многочисленные свидетельства этого мы находим в документах академических архивов и переписке профессоров. Так, старейший профессор КазДА Ф. А. Курганов , отвечая на вопрос Глубоковского о возможности эвакуации ПДА в Казань, сообщал ему 6 октября 1917 г.: «У Вас лихо, да и у нас не лучше. Академию у нас отняли. Пришел в нее и вижу: койки, шкафы, парты, столы и пр. и пр. вынесены во двор и разбросаны как попало вверх ногами, боком и т. п. Многое поломано: чисто монгольское нашествие! Будем помещаться как-нибудь на задворках. Семинарию отняли еще раньше, года за два до всего». 543 Свое отношение к происходящему Глубоковский выразил в одном из писем (апрель 1917 г.): «Теперь идет жестокая буря, и мы все должны усугубить горячие молитвы к Небесному Кормчему о спасении. Кажется, настал момент исполнить заповедь о «непротивлении злу», чтобы не вызвать горшего ожесточения его. Сам я ослабел телом и удручен духом». 544 17 февраля 1918 г. в ПДА состоялся традиционный годичный акт, на котором был прочитан отчет о состоянии Академии в 1917 г.: семь почетных членов Академии скончались, здание реквизировано под приют для «малолетних преступников», Академия находилась на грани финансового краха, но продолжала бороться за жизнь. С 25 мая по 14 (27) июня 1918 г. по поручению Совета ПДА Глубоковский находился в Москве для сбора информации о судьбе Академии. Он был у патриарха Тихона, митрополита Новгородского Арсения, председателя Училищного совета, протоиерея П. И. Соколова , председателя Учебного комитета при Св. Синоде К. М. Агеева, а также члена Высшего Церковного Совета профессора МДА И. М. Громогласова. Патриарх и митрополит Арсений одобрили намерение Петроградской академии спасать себя своими силами. Общий же вывод – каждая Академия решает свою судьбу индивидуально.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последний раз я видел Румянцева на сороковой день памяти Розова на Ваганьковском кладбище, где он служил. Помню, что эта панихида совпала с освобождением из заточения патриарха Тихона, которому всегда сослужил Розов. Поэтому настоятель храма на Ваганьковском кладбище вышел и сказал: «Ну, а теперь мы споем «многая лета“ нашему патриарху». Руководил пением Румянцев. Комментарии Очерк А. П. Смирнова написан по просьбе известного московского регента Н. В. Матвеева. Задуманный как учебный материал по истории церковного пения, он предназначался для студентов регентского класса Московской духовной академии, где с 1969 года преподавал Матвеев. «Календарь» составлялся в течение года: начат 27 августа 1979 и завершен 28 августа 1980 года. Мемуарист как бы вновь прожил в течение этого года свою училищную молодость, записав вспомнившееся в виде своеобразной «хроники», вобравшей в себя то, что осталось в памяти от восьмилетнего пребывания в Синодальном училище. «Хроника» не может претендовать на исчерпывающую полноту, однако Александру Петровичу удалось воссоздать достоверный и фактически точный контур событий. На этом работа не закончилась. Текст воспоминаний стал поводом для многочасовых бесед редактора и мемуариста. Таким образом, предлагаемая читателям версия «Календаря» существенно расширена введением в основной текст фрагментов устных воспоминаний. В 1995 году мемуары были опубликованы в церковно-богословско-философском ежегоднике «Православный путь», издаваемом Свято-Троицким монастырем в Джорданвилле (США). Авторская рукопись и аудиозаписи бесед хранятся у редактора. 342 В Синодальном хоре существовали должности регента и его помощника; с 1907 года введены должности старшего и младшего помощников. 343 В таком возрасте в Синодальный хор, конечно же, не принимали; в случае со Свирским могла подействовать записка-просьба дьякона Протопопова. 344 С 1881 по 1891 год помощником регента Синодального хора был Н. И. Соколов . Многие регенты старой школы репетировали со скрипкой в руках, время от времени подыгрывая, исправляя ошибки или показывая. Считалось, что звук скрипки приближается к человеческому голосу и идеально передает кантилену.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Орлова, профессора Духовной Академии священника В.Н. Страхова, инспектора Вифанской духовной семинарии иеромонаха Тихона (Тихомирова), брата почившего священника Ф.И. Введенского и другого многочисленного духовенства из среды родственников, учеников и почитателей памяти усопшего. К заупокойному богослужению в Васильевский храм собрались: попечитель Московского учебного округа тайный советник А.А. Тихомиров, председатель Общества для содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей княгиня С.А. Голицына, фрейлина Государынь Императриц Е.А. Тучкова, супруга покойного редактора «Московских Ведомостей» Л.Д. Грингмут, супруга нынешнего редактора Е. Д. Тихомирова , Московский губернский предводитель дворянства А.Д. Самарин, П.Д. Самарин, профессора и доценты Московской Духовной Академии почти в полном составе, директор Педагогического Института имени И.Г. Шелапутина А.Н. Ясинский, преподаватели того же Института, среди которых были: директор 3-й Московской гимназии И. И. Виноградов , Е.В. Барсов , И. А. Лебедев , бывший окружной инспектор С.М. Зегер, бывшие профессора Московской Духовной Академии В.А. Соколов , Н.А. Заозерский , почетный член Московской Духовной Академии В.А. Кожевников , Г.А. Белокуров, инспектор 2-го казенного реального училища Н.М. Соловьев, епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ А.Д. Италинский, сотрудники «Московских Ведомостей» в полном составе и служащие в конторе газеты, бывшие ученики покойного профессора, из которых некоторые прибыли из других епархий, слушательницы Московских женских богословских курсов, сту- —24— денты Московской Духовной Академии, слушатели Педагогического Шелапутинского Института, многочисленные почитатели памяти покойного ученого и писателя, а также бывшие товарищи усопшего по Вифанской семинарии и Академии. Обширный храм был полон молящимися. На левом клиросе пел студенческий академический хор. Кроме перечисленных на гроб покойного были возложены еще венки: от Педагогического Института имени П.Г. Шелапутина «Глубокоуважаемому члену совета А.И. Введенскому »; от студенток Московской Духовной Академии – «Дорогому и незабвенному профессору А.И. Введенскому » и крест из лавровых ветвей и живых цветов от слушателей Педагогического Шелапутинского Института « профессору-руководителю».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из последующих преемников апостольского служения те только были достойными, носителями высокого звания пастыря и учителя церкви, которые приступали, к этому званию, обладая высокими нравственными достоинствами и отличались высоким нравственным совершенством во все продолжение жизни своей. Таков, например, был святитель русской церкви Тихон Задонский . Св. Тихон, в мире Тимофей Савельич Соколовский, был сын бедного дьячка Новгородской губернии, который вскоре после его рождения и умер, оставив, после себя множество сирот. Благодаря поддержке своего старшего брата, и своему трудолюбию, св. Тихон поступил в Новгородскую семинарию и. принят был на казенное содержание (1740 г.). Отличительными качествами молодого воспитанника семинарии были прилежание и любознательность, которые соединялись с заметно сильным, строго благочестивым настроением его души и его поведения, отличая его тем от прочих товарищей и всей его жизни придавая вид подвижничества. Товарищи Св. Тихона чувствовали особенность его жизни и его высокое нравственное превосходство; но вместо того, чтобы соревновать ему, как бы следовало делать, они, как обыкновенно бывает с легкомысленными юношами, напротив, только смеялись над ним и над его бедностью. Они брали его бедную, домашнюю обувь – лапти и, махая ими пред ним, приговаривали: «величаем тя.» На 30-м году своей жизни Св. Тихон окончил курс своего семинарского образования в числе лучших студентов. Жизнь в школе была, для него временем искуса и послушания и потому неудивительно, что он чрез девять лет по окончании курса уже удостоился стоять в сонме иерархов русской Церкви. Св. Тихон был посвящен в епископа в 1761 г. и послан в Новгород викарием. Прибыв в Новгород, он встретил своих бывших товарищей по воспитанию, которые прежде смеялись над его бедностью и его религиозностью. Он, шутя говорил им: «вот вы махали прежде на меня лаптями, а теперь будите кадить мне.» Впрочем, святитель Тихон недолго жил в Новгороде. В 1763 г. его перевели, на Воронежскую кафедру. Прибывши в Воронеж, Св. Тихон, действуя на свою паству словом и авторитетом своей власти, в тоже время, действовал на нее и примерок своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

Гостям был предложен русский чай, мороженое, пунш. Оживленный обмен приветствий, впечатлений не умолкал ни на минуту. Два часа спустя состоялось торжественное собрание креолов и колошей в школе. Принимал их Владыка как гостей. Кроме обычного угощения собравшимся здесь было предложено учителем г. Черепниным чтение о жизни и подвигах м. Иннокентия, и затем ученики русской школы пропели много русских песен, предваренных русским гимном и законченных «Коль славен». Спели и американский гимн. Фонограф воспроизвел затем несколько классических пьес, после чего Харлампием Соколовым, при участии гостей, пропета была незабвенная Барановская песня, причем голос ситхинского старожила, свидетеля давних времен, старосты церковного г. Костромитинова выделялся в этой песне особенно рельефно. На память о празднике Его Преосвященство дарил присутствовавшим портреты поминаемого святителя, а также юбилейные издания – «Указание пути в царство небесное» Преосв. Иннокентия на колошинском наречии и Священную Историю на том же наречии» 419 . «Сан-Франциско. 7-го Декабря 421 Его Преосвященством, Преосвященнейшим Тихоном, было освящено нове православие кладбище. Под кладбище для С. Францисковскои правосл. церкви давно уже был отведен городом участок земле. Но в 1898 г. город заявил церкви, що с 1902 р. на той земле уже не можна буде ховати, бо она ему необходима для яких-то стратегических (военных) целей. По той причине православный стали погребати своих умерших с 1898 р. на разных других кладбищах. Но с 1902 р. повинни прекратитесь погребения и на тех других кладбищах. Оно и понятно, бо яких 20–30 лет тому назад все те кладбища были за городом, а теперь, когда он розросся, они оказались як раз в середине его. Для того разни общества и парохии в Сан-Франциско стали куповати земле для кладбищ своих в соседном Сан-Матео Каунта, миль 7–8 от С. Франциско. Сему примеру последовало и «Српско-Црногорско Добротворно и Литерарно Дружство» и купило там 422 под свое православие кладбище досить великий кусок земли за 2 250 дол.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Минск, 3 мая. – «На 2-ое мая было назначено изъятие ценностей из костелов. Ксендзы, ведшие предварительную агитацию против изъятия, отказались отдать ключи и присутствовать при изъятии. Ксендзы Лисовский и Василевский арестованы. Дело будет передано на днях суду трибунала. Вечером 2-го мая арестован польский уполномоченный по репатриации Беда-Петрович, ведший в костеле контрреволюционную агитацию, называя, в присутствии верующих изъятие грабежом» 80). По этому делу ксендзы: Лисовский, Василевский и Томашевский были приговорены к тюремному заключению от пяти до трех лет. Коснулись преследования также и еврейского духовенства: «Одесский революционный трибунал приговорил раввина Гуровича за оскорбление комиссии по изъятию церковных ценностей к двум годам тюрьмы и денежному штрафу в 300 миллионов рублей» 81). Основными чертами обстановки, в которой протекали самые процессы являются: 1) постоянные ожесточенные требования казенной коммунистической печати применить «высшую меру наказания», требования, печатающиеся систематически во время хода самого процесса и 2) и крайнее отягощение условий защиты как для самих подсудимых, так и для их защитников. В дни майских процессов коммунистическая Московская «Правда» 100 от 7 мая 1922 г.) требовала: ... « Пусть эти церковные воротилы понесут по заслугам всю тяжесть революционного правосудия». И еще: ... «Будет великим истязанием над народом, если трибунал отнесется снисходительно к его врагам. Во всяком случае обвинение требует высшей меры наказания для идейных вдохновителей сопротивления, благочинных Вишнякова, Соколова и Надежина» 82). И еще: (по поводу процесса Смоленского духовенства и мирян: «Мы твердо надеемся, что Верховный Трибунал, в лице военной коллегии, ответит должным образом организаторам мятежа...» 13 83). Достойное поведение подсудимых или свидетелей служит также поводом для издевательства в казенной печати. По поводу поведения Патриарха Тихона, (вызваннаго тогда еще лишь в качестве свидетеля) по делу 54 священннков см. докум. 42 и 43 «Правда» 101 от 9 мая 1922 г.) издевается:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

…при открытии мощей нового угодника…— по-видимому, Лесков описывает канонизацию мощей воронежского епископа и духовного писателя Тихона Задонского (Соколова, 1724–1783), произведенную 13 августа 1861 года с большим шумом и длительными торжествами. Указываемое в рассказе направление Орел — Ливны — Елец ведет как раз к Задонску, находящемуся приблизительно в 50 км. от Ельца. Во всяком случае после 1861 и до 1896 года никаких других канонизаций мощей не происходило. См. Е. Голубинский. История канонизации святых в русской церкви, Сергиев-Посад, 1894, стр. 134–137. 309 …пятьдесят две копейки (то есть пятиалтынный)…и т. д. — счет на ассигнации, и в скобках — на серебро. 310 Девясил — растение, используемое в народной медицине для лечения грудных болезней. 311 Пиония — трава марьин корень. 312 Надхождение стени (древнеслав.) — наступление боли (стенаний). 313 Майран (майоран) — дикий, так называемый конский чеснок. 314 Силоамская купель — водоем в юго-восточной части Иерусалима с солоновато-сладкой водой. С ним связан евангельский рассказ об исцелении больных. 315 Нивари и рыбари — земледельцы и рыбаки. 316 Пах — сильный запах, духота. 317 Пихтерь — большая высокая корзинка, плетенка с раструбом. 318 Хрептуг — мешок, подвешиваемый к оглоблям для корма лошадей. 319 Бойло — побои. 320 …дело о подделке мощей из бараньих костей…— Некоторые подробности этого дела Лесков рассказал в «Заметке» («Русская жизнь», 1894, 28 марта, Перепечатано в издании: Н. С. Лесков, Избранные сочинения. Редакция текста и комментарий Б. М. Эйхенбаума, М. — Л., «Academia», 1931, стр. 737–739, и более подробно в неопубликованной при жизни статье Лескова: «Где добывают поддельные мощи» («Красная нива», 1930, стр. 19). 321 «Болячки афедроновы» — по-видимому, геморрой. 322 Пупавки — растение (желтушки или ромашки). 323 Жертовки — пожертвования. 324 Архитриклин (греч.) — хозяин. 325 Рассказывали, что он (Голован) упал в какую-то яму, которой не видно было под пеплом, и «сварился». — Как указано в книге В. Гебель (Н. С. Лесков. В творческой лаборатории. М., «Советский писатель», 1945, стр. 89), «современники Лескова усмотрели здесь «дисгармонию между духовной красотой героя и отвратительной картиной его смерти» и ставили это обстоятельство в вину писателю. Но по воспоминаниям его сына (А. Н. Лескова), подобный конец был почерпнут из эпизода, случившегося с приятелем писателя, чему лично Лесков был свидетелем». 326

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Курсы патронажных сестер милосердия откроются в Архангельске 3 ноября 2008 г. 16:33 В Северном государственном медицинском университете (СГМУ) 6 ноября откроются курсы патронажных сестер милосердия. Об этом ИА «Православие на Северной земле» сообщила организатор курсов, доцент кафедры Социальной работы СГМУ Людмила Громова. По ее словам, курсы проводятся по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона , с целью подготовки православных верующих и всех желающих к социальному и медицинскому служению. В программу занятий входят духовно-нравственные и богословские предметы: основы православного вероучения (катехизис), христианское милосердие. Кроме того, слушателям преподаются специальные медицинские дисциплины, такие как сестринское дело, терапия, педиатрия, фармакология, иммунология, основы массажа. Лекционные занятия, семинары проводят руководитель Миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов, сотрудник епархиального отдела религиозного образования и катехизации Дмитрий Зинченко, ученые и преподаватели СГМУ. Кроме того, воспитанием будущих сестер милосердия занимается сестричество святой мученицы царицы Александры Федоровны при Свято-Троицком храме в Архангельске. Основное внимание православное сестричество и преподаватели уделяют милосердию, как духовному деланию и служению ради Господа и ближнего. «Впервые курсы патронажных се6стер милосердия открылись в 2002 году. За 6 лет, более 80 человек прошли обучение и теперь применяют свои знания и умения на практике. Только в Архангельске сестры милосердия трудятся в пяти отделениях медицинских учреждений, выполняя нелегкую работу младшего медперсонала. По окончанию курсов выпускникам выдается удостоверение государственного образца за подписью ректора СГМУ «Патронажная сестра милосердия по уходу за больными. Как сообщалось ранее, активное сотрудничество между Архангельской епархией и СГМУ началось в 2004 году. Университет принимает участие в разработке, совместном планировании и осуществлении программ по духовно-нравственному просвещению, социально-медицинскому служению и попечению. Преподаватели вуза обучают прихожан архангельских храмов на курсах «Патронажная сестра милосердия», учащиеся СГМУ совместно с Обществом православных врачей города Архангельска организует и осуществляет медико-социальное просвещение.

http://patriarchia.ru/db/text/483798.htm...

Несмотря на все усилия, обновленческая орг-ция в Подолье, как указывало ГПУ в мае 1924 г., находилась в стадии становления. Обновленческие общины в значительном количестве имелись в Каменец-Подольском и Винницком округах. В Могилёв-Подольском окр. существовали общины УАПЦ и синодальные. В 1925 г. обновленчество признала треть духовенства Каменец-Подольского и Винницкого округов, все духовенство Могилёвского окр. Однако, по сведениям ГПУ, большинство клириков являлись обновленцами номинально. В 1923 г. ГПУ выявило в Каменец-Подольском окр. ок. 20 приходов тихоновского направления «замаскированных» под синодальные, в 1924 г.- 50 таких общин. В отчетах окружных адм. отделов сообщалось о частых переходах священнослужителей из «синодального течения» в «тихоновское» и обратно. Приходы массово перерегистрировались в тихоновские, а те, что оставались обновленческими, совершали обряды и богослужения в соответствии с практикой РПЦ. Власти делали вывод, что РПЦ продолжала иметь численное преимущество и сильные позиции в Подолье, действия обновленцев не способствовали росту авторитета раскола. Тихоновское белое духовенство в отличие от обновленческого было активным и оказывало большое влияние на народ, даже на общественную жизнь. ГПУ отмечало, что в советские органы избирались лица, предложенные правосл. священниками. Бывш. член браиловского благочиннического совета свящ. Спивачевский вел активную агитацию за патриарха св. Тихона . После высылки Проскуровского еп. Валериана в 1923 г. совет управления во главе с благочинным Колтуновским руководил правосл. общинами в округе. Активную агитационную работу проводили на Проскуровщине благочинный Разумовский и служивший в Сатановском мон-ре архим. Соколов, в Каменце-Подольском - прот. Охримович. Обновленческий архиеп. Лоллий наградил митрами правосл. протоиереев, служивших в Могилёвском окр.: Ясинского, Галевича и Танашевича, но они отказались принять награду. Правосл. клирики распространяли антиобновленческие обращения и воззвания, так, среди духовенства имела хождение листовка, написанная благочинным с.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

И Вопр. Где и как свят. Тихон выясняет необходимость Божественной помощи для спасения человека ? Отв. В своем сокровище духовном, от мира собираемом, в статье 10 (част. X), под названием: бедствующие люди и царь – их посетитель и им состраждущий. Если бы к людям, в пленении находящимся, и всякое злострадание терпящим, и ничего более, кроме горькой смерти, не ожидающим, сам царь их пришел, и посетил их, и с ними бедствовать и для них страдать восхотел, чтобы их от горькой той работы избавить, и в свое отечество возвратить: столь бы сие велико и дивно было, что все бы веки с великим удивлением славили тое. Но царь, хотя и высокое лице, но – человек смертный... То чудно и всякое удивление превосходит, что Бог, Творец неба и земли, великий и непостижимый, к нам бедным пришел, и посетил нас; и пришел в нашем образе к нам, чтобы искупить нас; – что Дух невещественный, плотию одушевленною и нам подобострастною благоволил одеятися; прежде век – от Отца, Бог – от Бога, Свет – от Света нетленно возсиявый, от Девы неискусобрачныя и Пресвятыя родитися, и ее Материю называть, и ея Сыном нарицатися восхотел, для нашего искупления! О, чудо чудес! Бог рабу Свою Материю Своею нарицать, и Сын Божий Сыном Девы назваться и быть благоволил, – и тако безначальный – начаться, невидимый – видимым быть, неосязаемый – осязаться. неприступный херувимам и серафимам – для грешников приступным быть... Всемогущий – немощным, Всесильный – безсильным стал. И, что чуднее? Господь от рабов Своих злых хуление, посмеяние, укорение, озлобление, оклеветание, биение, раны, на смерть ведение, ко кресту пригвождение и со беззаконными вменение, кротко и волею претерпеть восхотел. Ради кого? Ради меня, тебя, сущих врагов Своих. Пророк, издалеча провидя сие, с ужасом воскликнул: Господи, услышах слух Твой, и убояхся! Господи, разумел дела Твоя, и ужасохся ( Авв. 3:1, 2 )!.. Хощеши на всяк день видеть чудо: на всяк день размышляй о воплощении и страдании Христовом. А от сего душеспасительного размышления последуют: 1) вера живая: ибо если Христос за всех умер, то – и за меня и за тебя; если Он – всех Спаситель, то – мой и твой; 2) надежда: ежели толикое совершил и толикое пострадал за нас, то оставит ли нас в нужде? 3) послушание: ибо чтобы любителю любимого не оскорбить, неотменно нужно послушание ему оказывать; 4) последует благодарность, страх, утешение согрешившему и кающемуся; 5) отсюда ясно открывается благородие, честь, достоинство и преимущество души человеческой. Для искупления и избавления ее пришел не ангел, не иной какой ходатай, от Бога посланный, но сам Бог и Господь, о чем и выше уже предложены пространнее мысли свят. Тихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010