Постановление следователя Верховного суда РСФСР П. С. Кузнецова о приобщении к делу патриарха Тихона дела Московского ревтрибунала 1206–1921 г. 27 февраля 1923 г. «Копия. 1923 года, февраля 27 дня, я, Кузнецов, следователь по важ делам Верховного суда, рассмотрев дело Московского губернского ревтрибунала 1206–1921 г. по обвинению гр. Мольвера, Аксенова и Зотова в преступлениях по должности и принимая во внимание, что материалы этого дела имеют существенное значение для дела по обвинению гр. Белавина (патр Тихона) и друг в контрреволюционной деятельности, руководствуясь ст 62 Уголовного процессуального кодекса: Постановил: Дело Моск губ рев трибунала 1206–1921 г. приобщить к делу гр. Белавина в качестве доказательства. Следователь по важ делам Верхсуда РСФСР П. Кузнецов» 246 . Глава 11. Судьба мощей преподобного Сергия в 1921–1948 гг. Поскольку закрытие Троице-Сергиевой лавры и судьба мощей преподобного Сергия оказались тесно связаны с созданием государственного музея, необходимо кратко коснуться его истории после расформирования Комиссии по охране Лавры так называемого «первого созыва» 25–28 января 1920 г. 25 января 1921 г. Отдел по делам музеев принял решение о новой реорганизации комиссии (с 15 февраля) в музейную секцию при Сергиевском отделе народного образования в составе: заведующий Вл. И. Соколов , члены В. А. Феоктистов, А. Н. Свирин, В. Д. Дервиз, А. Е. Фаворский; научные сотрудники В. Ф. Мей, В. И. Хрустачев, А. А. Кеслер. Уполномоченным от центра оставался Н. М. Щекотов. Сергиевский историко-художественный музей был передан в ведение подотдела центральных музеев 247 . Состав и задачи Сергиевской музейной секции остались те же, что и Комиссии по охране Лавры, изменилось лишь название. По-прежнему подчинение музея центру, а секции – Отделу народного образования Сергиевского исполкома вносило параллельность в работу и нарушало четкость исполнения. К тому же Сергиевский исполком был уездным, а не губернским центром, при которых могли образовываться подобные секции. Поэтому 23 ноября 1921 г. по предложению Т. Г. Трапезникова, ввиду общегосударственного значения Троице-Сергиевой лавры и для непосредственной связи с центральными органами, Комиссия по охране Лавры была передана в ведение церковной секции отдела учета и охраны Главмузея 248 . Передача Комиссии по охране Лавры в ведение церковной секции предполагалась временной, но сохранилась до упразднения комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Прот. Соколов, исполняющий обязанности Председателя Уч. Совета, уехал в отпуск. Говорят, что по возвращении он примет монашество и останется в Совете и Синоде епископом Козловским. Дел особенно важных за это время в Синоде не было; заслушивались (а больше подписывались) дела брачные, следственные и об открытии приходов. Слышно, что в скором времени поступит к нам на рассмотрение дело об открытии самостоятельных епархий в Сарапуле, Великом Устюге (здесь Конст. Петрович не спешит из-за Е. Гавриила 251 ) и о выделении Сухумской епархии из Грузинского Экзархата. Холмская едва ли поспеет: Пр. Иероним наставил немало денежных требований, которые, пожалуй, не попадут в смету на 1904 й г., составляющуюся в Августе. Недавно обсуждался вопрос о том, где иметь кафедру Епископу Переславскому 252 ; порешили в г. Дальнем (который иные называют «Лишним»; не приложимо ли название это и к кафедре сей?), – оттуда в случае осложнений легче сбежать. У Пр. Иннокентия остался только прежний Авраамий 253 , да ещё из низшей братии: и Леонтий, и наш Неофит 254 , и многие другие сбежали; прибыв в Спб., они раскрыли многие деяния Начальника, и здесь им недовольны, хотя Владыка Митрополит и поддерживает его. О. Неофит находится у Пр. Ректора Академии и ожидает себе смотрительского места где-ниб. на юге. К началу осени ожидают перемен: К. П. был позван, и речь шла о председательстве в Комитете Мин. 255 , обращают внимание на то, что на другой день после сего был позван гр. Игнат 256 (б. Киевский), который и раньше выставлялся кандидатом на прокурорство. В таком случае В. К. получит членство в Госуд. Сов. 257 Понятно, что сии слухи исходят не от самых лиц. Я пока ещё живу в дачном доме, где нынче оч. хорошо (в Благовещ. подворье ещё не всё окончили). В промежуток между заседаниями ездил чрез Москву (в первый раз) в Торопец 258 ; мать моя против возвращения моего в Америку. Здесь не скучаю, присылают бумаги и из Америки. Почтительно приветствую Вас с Вашими (прошедшими) праздниками и, испрашивая Ваших св. молитв, с сыновним почтением и преданностью есмь

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Великий аскет, выдающийся писатель и богослов, горячий молитвенник – все это об одном человеке – о святителе Тихоне Задонском. Он жил и нес свое служение в XVIII веке, в совсем другой, отличной от нашей обстановке, среди людей, возможно, мало похожих на нас. Но и сегодня его творения продолжают зажигать сердца людей пламенем веры, и сегодня любая молитва, любое обращение к нему непременно находит отклик. С особой надеждой к святому обращаются с молитвой о врачевании душевных хворей: депрессии, пьянства, помешательства, беснования. Тимофей Савельевич Соколовский (так звали святителя Тихона до принятия монашества) – родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новргородской губернии. Его отец – Савелий Соколов – служил псаломщиком в местном храме. Кстати, свою фамилию он получил во время учебы в духовной семинарии (такова была традиция тех лет), а по рождению носил фамилию Кириллов. Отец семейства умер, когда Тимофей был еще совсем ребенком. Оставшись без кормильца, вдова и сироты стали буквально нищими. Поэтому и будущий святитель с детства знал цену труду, цену хлебу. Когда Тимофею исполнилось четырнадцать лет, мать привезла его в Новгород на учебу – она хотела, чтобы сын поступил в духовное училище. В этом ей помог старший сын, бывший в Новгороде причетником. Он взял брата к себе на содержание и походатайствовал о его зачислении в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме. Большего бедная семья не могла дать своему ребенку. Но это оказалось и не нужно: Тимофей проявил такое прилежание и способность к наукам, что скоро его признали одним из лучших учеников школы. Собственно, и школа-то существовала еще совсем недолго, в 1740-м стараниями Новгородского епископа Амвросия она была преобразована в Духовную семинарию. Тимофей Соколовский, как наиболее способный ученик, был переведен туда и принят на казенное содержание. Впрочем, «казенное содержание» совсем не означало беспечной сытой жизни: по тем временам это давало только право на бесплатное получение хлеба и кипятка. Но Тимофею было достаточно и этого – ведь главное, он получал возможность, не отягощая свою семью, учиться, постигать глубины Православной веры. А ведь учиться предстояло долго. Вообще же, в семинарии будущий святитель провел значительную часть своей жизни, сначала обучаясь (почти 14 лет – ведь в новой семинарии остро не хватало учителей), потом – преподавая греческий язык и богословие и возглавляя кафедру риторики.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1784...

Своими дарованиями, прилежанием и успехами Тимофей Соколов заслужил любовь и уважение как от семинарского начальства, так и от Преосвященного Стефана. В 1750 г. он сделан был учителем греческого языка, начав слушать курс богословия у ректора Иоасафа Миткевича. 15 июля 1754 г. окончил он курс учения и определен учителем риторики, с увольнением с должности учителя греческого языка. Глава II. Пострижение в иночество и училищная служба Еще будучи учителем греческого языка Тимофей, по склонности к духовной жизни, имел желание вступить в монашество. Родные, желая видеть в нем ближайшую подпору для своего семейства, старались склонить его к вступлению в белое духовенство. Когда он сделался учителем, то взял в Новгород и содержал на своем иждивении сестру, которая, овдовев, жила в Короцке тем, что у зажиточных обывателей мыла полы. Может быть, просьбы родных и частью то, что благодетель его архиепископ Стефан скончался 16 сентября 1753 года и новгородская паства оставалась четыре года без пастыря, – заставили его отложить вступление в монашество на некоторое время. Но и необлеченный в монашество, проводил он жизнь монашескую; любил в ночное время заниматься чтением душеспасительных книг или душеполезными размышлениями и молитвою. В такое время он имел видение, о котором вспоминал с восторгом и при конце своей жизни. В одну тихую и светлую майскую ночь вышел он на крыльцо, которое было на северную сторону, и стоя размышлял о вечном блаженстве. «Вдруг передо мною, – так в Задонске рассказывал Тихон,– как бы разверзлись небеса, и увидел я такое сияние и свет, что бренным языком сказать и умом понять невозможно. Это было только на краткое время; небо опять приняло естественный вид; я от этого видения более горячее возымел желание к уединенной жизни, и долго после того чувствовал удовольствие и восхищался умом, и ныне, – прибавил он, – когда вспомню, то ощущаю в сердце моем некое веселие и радость» 2 . Был еще случай с ним во время его учительства, который он вспоминал и в духовном завещании своем, благодаря Бога за сохранение жизни его во время смертельных опасностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Преосвящ. Евгений, Митроп. Киевский, – жизнеописатель св. Тихона, – сказует, что святитель преимущественно любил беседовать с простым народом и еще – с большим удовольствием, когда сии люди не узнавали его под простым одеянием. Часто, в виде монастырского брата, встречая их на дворе или у крыльца, заводил он с ними простодушный разговор, сажал около себя, распрашивая каждого сперва об их работах и делах, а старых – о прежних происшествиях и пр. Такой способ скрытно изведывать обстоятельства и нужды простых людей потребен ему был и для оказания помощи истинно и наиболее нуждающимся... Другой предмет его человеколюбия и сострадательности составляли заключенные в темницах. Пока еще Задонск не был городом, он езжал в Елец, под предлогом посещения друзей своих и приятелей, из коих особенно известен благополучно ныне пребывающий дом Ростовцевых, имеющий доселе торговлю на Нижегородской ярмарке. Но его преимущественное намерение было то, чтобы посетить тамошние богадельни и тамошних узников. Иногда бывал он в Ельце так скрытно, что не ведали о том и тамошние друзья его. При случае такого приезда, он в сумерки оставлял свою повозку за рекою Сосной и пешком приходил к заключенным в темницу... Вскоре узнавали о нем граждане и искали его; но он уже был далеко... К чести сокровенных христианских добродетелей свят. Тихона, должно сказать, что они подвержены были таким же пересудам некоторых злоречивых и гордых людей, каким, обыкновенно, подпадают все истинные добродетели. От злоречия утешал он себя и укреплял примером своего Спасителя и словом Апостольским: Иже – Христос – укоряем, не укоряше; стражда же, не прещаше (§:391). Вопр. Как святитель Тихон рассуждает о добрых делах ? Отв. Не все то доброе дело, говорит он, что очам человеческим кажется добрым. Доброе дело от доброго конца познается. Посему и доброе дело, если не на добрый конец совершается, добрым быть не может. Творят часто и лицемеры добрые свои дела; часто молятся, воздыхают, дают обильные милостыни, показуют знаки смирения, облекаются в рубища, тихо говорят, грешниками себя называют, и, по видимому образу, благочестие показуют, но силы его отвергаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

У меня нет никакой «своей» уголовно-криминалистической версии цареубийства. Начиная с Января 1990 года я вижу главной целью своей гражданской и церковной публичной позиции всецело отстаивать справедливость материалов и выводов следователя по особо важным делам Н.А.Соколова, который на основании уголовно-процессуальных законов Российской Империи вел это следствие с Января 1919 года и до своей загадочной кончины в Ноябре 1924 года. Большей частью данной теме была посвящена и моя книга «Царское Дело. Материалы к расследованию убийства Царской Семьи» (М., 1996), а также целый ряд публикаций на интернет-порталах « Русская Линия » и « Русская Народная Линия » в 2000-х годах. Возбуждение следствия Генеральной прокуратуры РФ 19 Августа 1993 года под 18/93-123666, которое потом с перерывами продолжалось после 2010 года рамках СК РФ вплоть до Сентября 2015 года, было всецело связано не с самим цареубийством, а велось исключительно вокруг «екатеринбургских останков» и необходимости доказать их «подлинность». Процесс этот был настолько навязчивым и рекламным, что по одному этому можно задаваться классическим поросом Римского Права: Cui prodest? - Кому это выгодно? Осенью 2015 года статус следствия был кардинально повышен, изменился номер дела, из него исчезло пресловутое число зверя «666», и в его формулировку помимо темы «екатеринбургских останков» вошла тема расследования цареубийства. Меня весьма вдохновило и то, что для сотрудничества с новым следствием с согласия руководства СК РФ была создана специальная Патриаршая комиссия, секретарем которой назначили моего старинного знакомого - аж 1987 года! - Его Преосвященство Епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова), к которому я отношусь и с большим уважением, и с большим доверием, о чем, кстати, свидетельствовал публично в телепередаче, посвященной цареубийству, в Царские Дни прошлого года, когда говорил: зная дотошность и принципиальность Владыки Тихона, считаю, что его надзор над новым следствием может быть весьма плодотворным. И я стараюсь придерживаться такой позиции и сейчас.

http://pravoslavie.ru/105281.html

Вопр. Что за слова: госпиталь и лазарет? Отв. Думаю, что лазарет от Лазаря, который в болезни у врат богача бесприютно лежал; а госпиталь от латинского Hospes – гость. Сколько в сих наименованиях разума и сердца! Болезнь есть предвестница и предтеча смерти. Посему не ни у места здесь предложить блаж. Тихона наставление о том, как увещавать и утешать больнаго при исповеди. Больнаго при исповеди, иерей, увещавай, чтобы всех простил, от кого обижен, и кого сам обидел, наградил бы, елико можно. По исповеди же утешай его, представляя ему Божие милосердие, никакими грехами непреодолимое. Чадо! – так можешь сущему в болезни, говорить, – чадо! хотя ты тот и тот грех сотворил; но не отчаивайся Божия милосердия, признавай себя пред Богом виновным, и жалей: Бог и малое твое покаяние и сокрушение сердца твоего приимет: не от долгого времени, но от усердия успех покаяния зависит: мытаря, великого грешника, в едином часе к Богу возопившего, Бог простил; блудного сына, имение расточившего, любезно принял. Вспомни также больному о разбойнике, о Петре, о Манассии и пр., и скажи: тот же милосердый Бог и ныне туже милость являет кающимся: ибо Он – Бог наш, а мы Его создание; Он Господь наш, а мы рабы Его; Он Отец наш, а мы сыны Его... Буди убо надежен в спасении своем, мужайся, утверждайся, взирая и уповая на Христа Спасителя, и противных сему дум в голову никаких не принимай. В болезни сущему и в путь вечныя жизни уготовляемому, по предании ему Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа, в напутие сии ободрительные слова прилично рещи: благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобою, вразумляющая, укрепляющая, ограждающая, наставляющая в тихое живота вечного пристанище, и Ангел Божий, верный твой хранитель! Аминь. Вопр. Какое утешение болящему у блаж. Тихона? Отв. Многие благочестивые страждут в болезнях различных: иной в ранах лежит, иной – в расслаблении, иной – в слепоте и пр. Всякому, в какой бы кто – ни находился болезни, следующее, по моему, говорит св. Тихон, убогому разуму, предлагаю утешение: 1) различным болезням – различные причины полагают врачи; но я, им сие в рассуждение оставляя, повторяю, что выше сказано (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

З Видим, что различны ложь и заблуждение в мире бывают. Лжет купец, когда сказует, что товар его такой-то цены стоит, но в самом деле, поистине, не так. Лжет свидетель на суде, когда говорит то, чего не видал и не слыхал, и черное называет белым и горькое – сладким. Лжет раб, когда говорит господину то, чего не было. Лжет судия, который обещался и присягал по совести на суде поступать, и хранить и изыскивать правду, но не исполняет сего. Лжет работник, который, взявши достойную цену, обещался работать усердно наемшему его, но лениво работает или совсем не работает. Лжет должник, который приемлет деньги от заимодавца и обещается ему отдать, но не отдает. Лжет воин, который присягал – государю и обществу служить, но не выполняет сего. Лжет пастырь, который обещается и присягает стадо овец Христовых пасти, но не пасет или нерадиво пасет и проч. Так лжет и христианин, который в крещении святом обещается Христу Господу работать, но не работает. Таковым творит себя всяк тот, который по крещении святом беззаконнует и к суете мира сего прилепляется. Лжет Христу Господу блудник, прелюбодей и всякий сквернитель; лжет хищник, кощунник, злоречивый, клеветник и ругатель... Христианине! Тяжко пред человеком простым солгать, тягчае – пред чиновным, далеко тягчае пред царем: коль же несравненно тягчае и страшнее пред Богом солгать! Помяни убо, Кому ты обеты свои чинил в крещении, и, не сохранивши их, Кому солгал? Богу ты солгал, а не человеку. Покайся убо, пока время не ушло. Примеч. Заблуждение и ложь, как и истину, должно рассматривать в двух отношениях: нравственном и догматическом. Приведенные выше примеры относятся ко лжи и заблуждениям нравственным. Но заблуждение догматическое есть все то, что несогласно с словом Божиим, с учением Церкви Православной, с Символом веры , с преданием Священным и с соборами Вселенскими. Завещание святителя Тихона достойно того, чтобы всякая душа, прославляющая во святых – святителя Тихона, знала его наизусть. Выпишем его здесь: «Слава Богу о всем!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Надо сказать, что агентство «Двина-информ» - одно из двух реально действующих в Архангельске информагентств. Но, по всей видимости, оно решило сменить свой профиль: отказавшись обозначить свою гражданскую позицию, «Двина-информ», по сути, выступило в качестве агентства по оказанию платных услуг. Рекламные материалы неоднократно появлялись в областной газете «Правда Севера», «Ректайм», «Рекламный Архангельск», «Северный рабочий», «Поморье», «Северный край»... «Иудин грех», - так кратко и ёмко определил ситуацию протоиерей Евгений Соколов. Ссылка на незнание, что они творят и с кем они имеют дело, не оправдывает руководителей этих компаний. Желание получить 33 серебряника, и... предать православную веру на поругание – вот истинное положение вещей. Ещё до того, как началась акция, Архангельская епархия выразила к ней негативное отношение: «Согласно благословению Преосвященнейшего епископа Тихона, Архангельская епархия отказывает в сотрудничестве и всяческой поддержке акции «Сила перемен», проведение которой запланировано в Архангельске в мае 2005 года… Отказ в благословении и участии основан на анализе рекламных материалов, а также опыта российских городов, где имела место акция «Сила перемен». Изначально, при встрече с епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном, представители АНО " Центр социальной помощи «Сила перемен» " сформулировали цели её проведения как социальный нерелигиозный проект. На основании представленных материалов, а также публикаций в региональных СМИ, становится очевидным, что акция «Сила перемен» носит религиозно-миссионерский характер. Однако, местные масс-медиа проигнорировали точку зрения Православной Церкви, и на страницах газет и в электронных СМИ стали появляться сектантские рекламные материалы. Тогда последовало обращение епископа Тихона к губернатору области Николаю Киселеву, где Владыка ещё раз высказался о недопустимости проведения акции. И на этот раз масс-медиа бойкотировали мнение Православной Церкви, продолжая при этом размещать материалы «переменщиков». Неоднократно во время акции сайт Архангельской епархии публиковал документы и материалы, проливающие свет на неопятидесятничество и предостерегающие от общения с сектантами. В течение всей акции горожане выражали свой протест, «срывая» телефоны на телевидении, радио, в редакциях газет... (Кстати, та же реакция у людей была и в других городах, где проходила акция раньше - Уфе, Петрозаводске, Волгограде, люди негативно её оценивали и возмущались размахом сектантской рекламы). На улицах Архангельска шла «война листовок»: на месте сектантской рекламы появлялись листовки «Осторожно, секта», листовки с текстами, которые объясняли истинное значение акции, затем они вновь заклеивались «переменщиками»....

http://pravoslavie.ru/5161.html

Дарья Буланова сообщила, что в рамках 40-й выставки-ярмарки работает Смысловой клуб, и отрадно, что его деятельность началась с такой важной темы, как принадлежность «екатеринбургских останков». Директор компании «Узорочье» подчеркнула символичность того, что круглый стол и презентация проходят в Гербовом зале Нижегородской ярмарки, где традиционно проводятся важные для Нижегородской земли мероприятия. Собравшиеся посмотрели фильм о поиске и обнаружении «екатеринбургских останков», подготовленный телекомпанией «Образ». Презентацию книги архимандрита Тихона провела Ольга Рябова. В ходе своего выступления она рассказала и о первой встрече с ее автором. «Когда Гелий Трофимович Рябов рассказывал у нас в квартире историю поиска и находки будущему архимандриту Тихону, тот слушал буквально не дыша — эта история настолько его потрясла, он буквально растворился в этом. Появление книги, безусловно, является промыслительным. Как промыслительно было и то, что Рябов занялся этим делом, что он вместе с Авдониным смог добыть, осмыслить, проанализировать информацию и найти захоронение. Книга отца Тихона для меня, несомненно, станет настольной», — сказала Ольга Рябова. После этого выступил профессор кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук Александр Лушин. Он отметил, что познакомился с книгой еще в рукописи и рад присутствовать на презентации издания. Александр Лушин выразил благодарность архимандриту Тихону за его труд. По его словам, появление книги стало поистине историческим событием. Далее состоялся круглый стол, на котором выступили эксперты. Сергей Мироненко представил доклад «Документальные свидетельства об убийстве царской семьи». Он рассказал, какая огромная работа была проведена по поиску документов, касающихся убийства царской семьи. В частности, удалось получить архив следователя Соколова, который вёл дело, когда в Екатеринбург пришла Белая армия. «Изначально я сам не верил, что останки принадлежат царской семье. Но постепенно, занимаясь этим делом, увидел, что результаты исследований говорят о другом», — сказал Сергей Мироненко.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/15/ya...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010