57. Мирские почести ( Мк.15:43 ) и богатство, как дары Божии ( Лк.1:52–53 ), никому не препятствуют в достижении царствия Божия, а для верующих в Бога еще – споспешествуют ко спасению. Гл. 28.Ст. 10. Освящающий и освящаемые – все от Единого Бога Отца: по сей причине и Христос не стыдится называть их братиями ( Евр.2:11 ). 19–20. Крещением мы обязываемся веровать во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, а вместе с сим соблюдать, что заповедано нам Иисусом Христом. Самое важное в священнодействии Крещения есть троекратное, по Апостольскому преданию, погружение в воду, с произношением слов: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. 20. Благодать И. Христа, или благодать Духа Святаго ( Ин.14:16 ) пребывает с верующими до скончания века (мира). 2 Из Евангелиста Марка Гл. 1. Ст. 2–4. О пришествии цлря, по царскому же повелению, возвещают чрез посланников, дабы подданные были готовы к принятию его: пред пришествием Царя небесного, Христа, Сына Божия, явился Иоанн ( Деян.13:24 ) в пустыне Иудейской ( Мф.3:1 ) при Иордане ( Ин.3:26 ), крестя, и проповедуя крещение покаяния всему народу Израильскому ( Деян.13:24 ) во отпущение грехов ( Мф.3:2 ). 4. Священник совершает крещение и принимает исповедь; а грехи отпускает невидимо ( Ин.1:26 ) Сам Бог. 4–5. Покаяние есть продолжение крещения до конца жизни Христианина. 15. Исповедание грехов не утешает грешной души, если к покаянию не присоединится вера во Евангелие – или в спасительную для всех человеков благодать Божию ( Тит.2:11 ). 24. Не только добрые, но и злые ангелы могут знать о пришествии Иисуса Христа по Писанию ( Лк.4:10 ; Дан.9:24 сл.); но последние, притворно исповедуя Его Богом, пришедшим во плоти, не веруют Ему, и отклоняют от веры человеков ( 2Ин.1:7 ). Гл. 2. Ст. 9. Грех ( Мф.2:7 ) и болезнь ( Мф.2:5 ) – все одно как ни различай ( Мф.2:7 ): ибо и врач должен исцелиться сам ( Лк.4:23 ). 15–17. Праведник и ест и пьет с грешниками, чтобы возбудить в них к себе любовь, и вразумить их о спасении; а неразумные люди часто превратно толкуют и такие дела праведников, которые имеют святую и Богоугодную цель ( Мф.11:18–19 ; Ин.11:31 – 1Цар.1:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

В 9-м икосе Пресвятая Дева называется «Вместилищем Премудрости Божией» и Ей прилагаются величания «радуйся, яко увядоша баснотворцы; радуйся, афинейския плетения растерзающая; радуйся, рыбарския мрежи исполняющая». Греческая мифология, после того как рожденным от Пресвятой Девы Богочеловеком было принесено спасение миру, должна была пасть. Рыбари-апостолы, призванные Сыном Пресвятой Марии стать ловцами человеков (см. Мф.4:18–22 ; Мк.1:16–20 ; Лк.5:10 ), просветили светом Христовой веры и Грецию, подорвав и разрушив хитросплетения прежней ее религии – языческой. В величании того же икоса «радуйся, кораблю хотящих спастись» сделано сопоставление Богоматери с ковчегом, на котором Ной спасся от всемирного потопа [см. Быт.6 ]. В 10-м икосе Пресвятая Богородица именуется «Стена девам», «Столп девства», «добрая Младопитательница девам», «Невесто-Красительница душ святых». Воспитавшаяся с детства в целомудрии и чистоте при Храме и пребывшая навсегда Пречистой Девой, Богоматерь дает образ святейшей чистоты и целомудрия. Она является поэтому не только доброй воспитательницей дев, но и воспитательницей «невест – душ святых» всех христиан. Величания «радуйся, Ты бо обновила еси зачатыя студно; радуйся, тлителя смыслов упраздняющая; радуйся, Сеятеля чистоты родшая» имеют следующий смысл. Человекоубийца диавол (см. Ин.8:44 ) своей ложью и клеветой на Бога растлил простой и доверчивый ум и сердце первых людей. После грехопадения ум прародителей помутился, воля стала наклонна ко злу. Растление человеческой природы передалось от прародителей и всему их потомству (см. Рим.5:12 ; Рим.7:17 , Рим.23 ; Пс.50:7 ; Пс.13:3 ). Пресвятая Богоматерь рождением Чистейшего (см. Ис.53:4 ; Ин.8:46 ; 1Ин.3:5 ) и Святейшего (см. Лк.1:35 ; Мф.1:20 ) Сына Своего послужила делу обновления человеческого естества (см. 2Кор.5:17 ; Еф.4:22 , Еф.4:24 ; Тит.3:5–6 ; Рим.6:4 ). В 11-м икосе даются [такие] величания Божией Матери: «радуйся, купели живописующая Образ; радуйся, греховную отъемлющая скверну; радуйся, Бане, омывающая совесть». От указания на ветхозаветную умывальницу, которая находилась в скинии перед первою завесой святилища и из которой первосвященник и священники должны были омывать руки и ноги перед тем, как входили в святилище (см. Исх.30:18–21 ), мысль в икосе переносится к новозаветной купели Крещения и бане пакибытия и обновления Духа Святаго ( Тит.3:5 ), где крещаемые омываются и освобождаются от скверны греховной, унаследованной от прародителей, очищаются, освящаются и оправдываются именем Господа Иисуса Христа (см. 1Кор.6:11 ; Деян.2:38 ; Гал.3:27 ; Мк.16:16 ; Евр.9:14 ). Величание «радуйся, обоняние Христова благоухания» имеет такой смысл: подобно сосуду, сохраняющему запах содержащегося в нем благовонного вещества, Богоматерь причастна святости Своего святейшего Сына, Который возлюбил есть нас, и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания ( Еф.5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Устрашенная всем этим, братия много оплакивала умершего злой смертью Евагрия, и похоронили его с открытыми глазами и устами, и расставленными руками. А сами стали внимательно оберегаться от вражды, прощая друг другу, если кто на кого имел жалобу ( Кол. 3:13 ), и, вспоминая после наказания Евагрия слова Господа, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду ( Мф. 6:22 ), и слова, сюда относящиеся, святого Ефрема: «Если кому случится умереть во вражде, он встретит неумолимый суд», – и можно было сказать тогда о тех вразумленных братьях: « Велик мир у любящих закон Твой» ( Пс. 118:165 ). Но особенно сам блаженный этот пресвитер Тит, видя, что за то, что он искал мира с братом, он нашел мир с Самим Богом, и Им сохранен был от смерти душевной и телесной, с тех пор никогда не предавался вражде, но всячески ее искоренял в себе, и приобрел никогда не ослабевающую любовь в Боге ко всей братии – любовь, которая есть совокупность совершенства ( Кол. 3:14 ), как корень мира, любовь чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры, любовь долготерпящую, милосердствующую, не завидующую и содержащую все прочие добродетели, в особенности же целомудрие, пост и постоянную молитву ( 1Кор. 13:4 ). Ибо воспринял этот блаженный слова Писания: « Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах, больше же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов» ( 1Пет. 4:7–8 ). И так, при своих пресвитерских жертвах совершал он память соответственного евангельского слова, что любить Бога и ближнего – больше всех всесожжений и жертв ( Мк. 12:33 ). Приобрел он и мир совершенный, и так, покрытый совершенством любви, не мог поскорбеть и сказать: « Нет мира в костях моих от грехов моих» ( Пс. 37:4 ). Но совершенный мир этого преподобного подвижника был таков, что над ним исполнились неложные слова апостола: « Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир...» ( Рим. 14:17 ). Потому ради мира и на небе преподобный Тит удостоился того упокоения, в жажде которого он уснул в Господе после великих богоугодных трудов. И почивает он нетленным телом в пещере, где там много святых, как в дальнем небе, а равноангельным духом вознесен в горнее небо на вечный покой руками явившихся к нему прежде ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Ап. Иаков: и бесы веруют и трепещут ( Иак. 2:19 ). Посему человек оправдывается делами, а не верою только (2,24; 14-17). Как бы в противовес словам ап. Павла: всякий, верующий в Него, не постыдится… ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся ( Рим. 10:11 ;13), из уст Самого Христа слышим: Не всякий говорящий Мне: Господи, Господи, войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего ( Мф. 7:21 ). В изображении последнего Суда из среды осуждённых звучат слова о вере и делах: многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» ( Мф. 7:22 ). И в посланиях того же апостола Павла читаем: Если имею …всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто ( 1Кор. 13:2 ). Принцип православного понимания оправдания целиком и полностью зиждется на изменении “внутреннего человека” ( 2Кор. 4:16 ), а не его внешнего статуса. Евангельский мытарь ( Лк. 18:14 ) был оправдан Христом не по чьим-либо заслугам или послушанию, а исходя исключительно из его внутреннего духовного состояния. Неоднократно указывает на эту связь и ап. Павел: Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу… оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу ( Рим. 8,1 ;4) . Потому не слушатели закона (т.е. соглашающиеся и принимающие его) праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут ( Рим. 2:13 ). Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа ( Евр. 12:14 ), так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви ( Еф. 1:4 ). Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор. 7:1 ). Таким образом, критерий оправдания полагается внутрь верующего, а его средством является не юридическое урегулирование, а полнота причастия благодати. Чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни ( Тит.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Приведенные места первого послания ап. Петра служат, можно сказать, любимыми местами штундистов, на которые они постоянно ссылаются в своём отрицании храмов и церковной иерархии. Но есть ли, спрашивается, действительные основания в рассматриваемых местах для такого отрицания? Христос, говорит Апостол, есть живой Камень, т. е. камень, источающий нам жизнь и нетление, дающий нам возрождение и спасение. Приступая к живому Камню – Христу, т. е. веруя в Него, находясь в общении с Ним, пользуясь благодатными средствами спасения, принесенными Им, мы и сами становимся живыми камнями, или живыми членами Христовыми ( Рим.12:5 ; 1Кор.6:15; 12:12–28 ), и, как таковые, созидаемся в дом духовный, т. е. Церковь Христову, которая наздана на основании Апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу ( Еф.2:20 ). Христос… якоже Сын в дому своем, егоже дом мы есмы ( Евр.3:6 ). Этот дом духовный вовсе не исключает собою дома видимого, т. е. храма (ср. Мф.26:55; 21:13 ; Мк.11:17 ; 1Кор.11:18, 22; 14:35 и др.), ибо чем служит храм, как не видимым выражением, а вместе и важнейшим средством христианского единения, на основе христианской веры, надежды и любви. Созидаясь в дом духовный, христиане являются в нём «священством святым», «царственным священством», – в том смысле, что они освящены благодатию Христовою, представлены в царство Великого Первосвященника Сына Божия ( Кол.1:13 ; Евр.4:14 ), могут приносить духовные жертвы, т. е. представить тела свои в жертву живу, святу, благоугодну Богови ( Рим.12:1 ). Такое духовное священство вовсе не исключает собою священства в собственном смысле, т. е. церковной иерархии, о богоучрежденности которой ясно говорится в Свящ. Писании. См. 1Кор.12:28–30 ; Еф.4:11, 2 ; 1Сол.5:12, 13 ; 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 ; Деян.14:23, 20:28 . Только церковной иерархии дано право быть строителями тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ), пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею ( Деян.20:28 ; ср. 1Пет.5:2 ), Христиане называются в Писании царями ( Апок.1:6; 5:10 ), – в том смысле, что они введены в царство Христово; в таком же переносном смысле они именуются и священниками. На высоту христианского звания и назначения ап. Петр так же указывает, называя христиан «родом избранным», «языком святым», «людьми обновления». Род избран (ср. Ис.43:20 ; Исх.19:5 ), т. е. выделенный из среды неверующих; язык свят (ср. Исх.19:5 ; Втор.7:6 ), т. е. призванный жить во обновлении жизни ( Рим.6:4 ), во святыни Духа ( 1Пет.1:2 ); людие обновления (в снабдение), ср. Мал.3:17 , т. е. люди, составляющие наследие Божие, собственность Божию, как люди искупленные честною кровию яко Агнца непорочна и пречиста Христа ( 1Пет.1:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Зачем сектанты имеют на жаловании пресвитеров, проповедников, издателей сект. журналов и книг? Очевидно, нужда есть в научении, но без Церкви православной «никогда они не могут дойти до познания истины» ( 2Тим.3:7 ). 13) В Церкви все равны, не должно быть разделения на пастырей и пасомых ( Гал.3:28 ; Кол.3:11 ). Апостол в указанных местах разъясняет, что внешние преимущества и отсутствие их никакого влияния не имеют на достоинство верующего, как христианина. Тут все зависит от силы веры, любви и преданности Иисусу Христу и готовности на всякие пожертвования в угоду Ему. Следовательно, могут раб и незнатный в очах Божиих стоять выше знатных и сильных. Нет различия в Церкви Христовой касательно призвания и соделывания спасения во Христе, но во взаимных отношениях различие удерживается: «мы соработники у Бога, а вы – Божия нива, Божие строение» ( 1Кор.3:9 ), – есть пастыри и пасомые ( 1Пет.5:1–5 ); верующие должны повиноваться наставникам и быть покорными им ( Евр.13:17 76 ); «рабы, повинуйтесь господам своим» ( Еф.6:5 ); «дети, повинуйтесь своим родителям» ( Еф.6:1 ); «жены, повинуйтесь своим мужам» ( 1Пет.3:2 ); «будьте покорны всякому человеческому начальству» ( 1Пет.2:13–18 ; ср. Рим 13:1–6 ). Апостол Павел уподобляет Церковь телу и говорит, что оно, если бы было одним членом, не было бы телом: тело может быть только в разнообразии членов ( 1Кор.12:14–26 ). Так и в Церкви Христовой: каждому верующему дано Богом свое место, определено свое Дело ( 1Кор.12:27–28 ). Не могут быть все апостолами, все пророками, все учителями, все истолкователями.. ( 1Кор.12:29–30 ). 14) Никто из верующих не должен иметь власть над другими ( Мк.10:43–44 ; Μф.20:26–27). Эти выражения не означают того, что в Церкви Христовой не должно быть ни высших, ни низших, а указывают на смирение и самоотвержение, которыми должны руководиться высшие в своих отношениях к верующим. В Церкви Христовой есть «бóльшие» ( Мф.23:11 ), «начальствующие» ( Лк.22:26 ), «начальства», – «высшие» ( 2Пет.2:10 ), получившие от Господа власть (управления, суда) «к созиданию» ( 2Кор.10:8, 13:2, 10 ; ср. Тит.2:15 и др.), которым остальные верующие обязаны повиноваться ( Мф.18:17 ; Лк.10:16 ; Евр.13:17 ; 1Тим.4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

О толковании Священ. Писания О спасении О властях от Бога установленных 1Кор.2:7–8 . Здесь апостол разумел тех князей, которые премудрости Божией противопоставляли свою «премудрость», т. е. премудрость века сего: ст.6; потому то они и распяли Господа славы: ст.8, и хотели на место Его правды поставить свою правду: Рим.10:3 . Вопреки воле Сына Божия, усиливались удержать в своей власти достояние Его: Мф.21:38 . Таковы были книжники и фарисеи, считавшие себя мудрыми и разумными: Мф.11:25 ; таковы были подобные им самообольщенные руководители людей в мире языческом; они нераздельно называются у апостола князьями века сего, потому что господствовали в мире пред явлением Христа. Сим веком называется мир, лежащий во зле: 2Тим.:4–10, и враждебный Евангелию и царству Божию. Все эти черты не приложимы ни к православным государям, ни к властям, от них поставленным: Рим.13:1–7 , ни к пастырям Церкви Христовой, от Господа получающим обязанности пастырства: Еф.4:11 . О пастырстве О сущности сектантства О храме О судах и судьях О Священ. Предании и Священ. Писании 1Кор.4:6 . Здесь ап. Павел внушает Коринф. христиан., чтобы они брали пример с него и Аполлоса и не мудроствовали сверх того, что написано, т. е., чтобы каждая коринф. партия не превозносилась своими учителями, как это они делали, называясь – одни Павловы, другие Аполлосовы. Вот это обстоятельство и заставило ап. Павла писать, чтобы Коринфяне так не мудрствовали, ибо это уже будет сверх написанного: 1Кор.3:21–22 ; но чтобы все одинаково хвалились только Богом, как написано: 1Кор.1:12, 31 . Этим местом апостол также нисколько не запрещает христианам пользоваться мудростию из разных наук, помимо сказанного в Св. Писании: 1Фес.5:21 ; Деян.17:28 ; Тит.1:12 . Апостол здесь предостерегает только от пересудов и сплетней, чтобы люди «не превозносились один перед другим». О содержании для свещеннослужителей О церковном суде 1Кор.5:3–5 . В главе 5 настоящего послания мы находим пример церковного суда. Узнав, что между Коринфскими христианами есть некто, вступивший в преступную связь с мачехою, апостол по сему предмету и писал изложенное в 3–5 ст., а ниже, в 13 ст. заключил: «итак извергните развращённого из среды вас«. Очевидно, «предать сатане» (ст. 5) значило «извергнуть из среды» верующих, отлучить от Церкви. Здесь находятся следующие черты церковного суда: 1) Он совершается именем и силою Иисуса Христа (ст. 4): 2) решающий голос принадлежит сначала апостолам, а потом, конечно, их преемникам; 3) решение объявляется в собрании верующих; при живом духовном общении предстоятеля Церкви с её членами; 4) одним из наказаний служит извержение из Церкви; а с этим само собою соединяется предание во власть сатаны, на душевные и телесные страдания: 1Цар.16:14 ; 1Кор.11:30 5) Целью подобных наказаний является вразумление, исправлено, возвращение в Церковь и спасение осуждённого: 2Кор.2:6–10 . С этими чертами церковный суд сохраняется в Церкви и до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

5:9), и хотя, увлеченные представителями Церкви, апостолами, хотят вместе с ними идти на проповедь, но, как свидетельствует ап. Павел, «некоторые по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа» (Флп. 1:14-15), во всяком же случае, с опасливостью и с незнанием, куда приведет их такое искание Господа (Песн. 5:17). Далее, в следующем явлении, мы увидим, что чувство зависти к свободе и славе Церкви из язычников более и более развивается в верующих из Иудеев и отторгает их от единения в любви с этою Церковью… Замечание в объяснение таинственного смысла второго явления во втором действии. – В предыдущем явлении мы видели изображение того исторического момента состояния Церкви, когда она явилась в ночи языческого богоневедния с проповедью о Возлюбленном Христе и терпела кровавые гонения от неверующих; в настоящем же отделе Церковь под образом Возлюбленной, занимающейся хозяйством в своем саду (Песн. 6:10) является в историческом моменте преимущественно внутреннего религиозно-умственного и нравственного своего устроения. Но здесь она встречает задерживающее препятствие к свободному раскрытию духа евангельской свободы и любви, во-первых, со стороны рабского духа иудейской формалистики в исполнении закона, что изображается неодобрительными и ропотными пересудами относительно поведения Возлюбленной от дщерей Иерусалимских, и, во-вторых, со стороны языческого легкомыслия и нравственной распущенности, прикрытых блеском мудрования об истинных достоинствах развития Церкви, что представлено под образом роскошествующих «знатных народа моего», т.е. Возлюбленной, и в их льстиво-коварной речи к ней (Песн. 6:11 – 7:9). Во внутренней борьбе с этими (особенно с языческим), враждебными развитию истинной христианской жизни направлениями, Церковь остается непоколебимою и неуклонно посвящает свои силы на служение Богу и спасение немощных (Песн. 7:9-10), и, во свидетельство своего мудрого и плодоносного попечения об устроении жизни верующих, представляет пред возлюбленным Господом ветхие и новые плоды, т.е. древние проявления и формы жизни, одухотворенные новым учением Христовым (Песн. 7:13; ср. Мф. 13:52). Этими усилиями Церкви в борьбе с враждебными ее духу направлениями достигается теснейшее и блаженнейшее единение верующих со Христом, как своим Женихом – братом (ср. Притч. 4:6, 8; 7:4-5) и Учителем (– «тамо мя научиши» ср. Мф. 23:8, 10 и Ис. 54:13), и их упокоение под нежно-материнским покровом благодати Божией, как любящей матери всех прибегающих к ней (Песн. 8:1-2; ср. Ис. 49:15; 66:13 и Тит. 2:11-13).

http://sedmitza.ru/lib/text/431621/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010