Откр.3:15–16 . «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Объясн. И богослов Григорий говорит: нужно тщательно гореть или тщательно быть холодным. И подлинно, ибо о холодном, не имеющем горячей веры, можно иметь надежду, что получит её; а горящий духом чрез крещение и охладевший потом от лености отсекает у себя надежду спасения, отвергаясь избранной веры: Евр.6:4–6 (толков. Андрея, Арх. Кесарийского). Откр.3:20 . «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной». Объясн. «Се, стою у дверей и стучу». Не вынужденно Моё присутствие. Толкаю в двери сердца и с отверзающими его сорадуюсь о их спасении; его почитаю Я вечерей и пиршеством, насыщаемый тем, чем они насыщаются и отгоняют голод слышания слова Господня и тьму заблуждений: Ин.14:23 (Толк. его же). Откр.18:4 . «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её». Объясн. Под «народом», которому голос с неба повелел выйти из блудницы, нельзя разуметь самообольщённых еретиков, отвергающих, например, Крещение: Ин.3:5 , Причащение: Ин.6:53 ; последние, как незаконно подвизающиеся ( 2Тим.2:5 ), подлежат отлучению от Христовой Церкви: Мф.18:17–18 ; и именно от них повелено православ. верующим христианам отвращаться: Тит.3:10 . Пс.13:1:3 . «Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро... Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». Объясн. Думать, что нет Бога, но что всё произошло само собой, – это безбожие, верх всякого зла, есть начало всякой необузданности, всякого беззаконного действия. Применять этот тяжкий грех ко всем православным христианам по меньшей мере безрассудно. От грехов против нравственных заповедей никто не может считать себя совершенно чистым и свободным: 1Ин.1:8 ; Пс.115:8 ; Рим.7:15–17 , но есть грехи против догматов веры вследствие заблуждения человеческого ума или намеренного противления истине – называемые ересью. В таких грехах повинны далеко не все люди, и меньше всего православные христиане, а повинны главным образом отпадшие: Евр.6:4–6 , не почитающие за святыню Кровь завета: Евр.10:29 , не принимающие здравого учения и по своим прихотям избирающие себе учителей: 2Тим.4:3–4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

3 женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями. Смысл этих слов Павла не в том, что все женщины таковы, но что некоторые из ефесских христианок поддались «прельщению» лжеучителей ( 1Тим. 2,14; 5,13–15 ). 3 Ианний и Иамврий. Согласно еврейской традиции, так звались два египетских мага, которые противостояли Моисею, когда он творил чудеса перед фараоном (Исх., гл. 7; 8). 3 в Антиохии, Иконии, Листрах. Три города в римской провинции Галатия, в которых Павел проповедовал Евангелие во время своего первого миссионерского путешествия ( Деян. 13,14 14,20). Несмотря на сильное противодействие, Павел основал церкви в каждом из этих городов ( Деян. 14,21–23 ). Листры родной город Тимофея. избавил меня Господь. См. 4,18 и ком. 3 все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. См. Мф. 10,17.18 ; Ин. 15,20 ; 1Пет. 4,12; 5,9 . 3 кем ты научен. Павел имеет в виду мать и бабку Тимофея (1,5), а также себя самого. 3 из детства. Согласно обычаю, евреи начинали обучать ребенка закону Моисееву, когда ему исполнялось пять лет. знаешь священные писания. Лжеучители искажали Ветхий Завет ( 1Тим. 1,7 ; Тит. 3,9 ). Тимофей должен помнить наставления в истине, которые он получил от матери и бабки. Слово «писания» означает здесь книги ВЗ. Новый Завет в нынешнем его виде в то время еще не существовал, а некоторые из его книг, вероятно, не были еще написаны. которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Ветхий Завет, правильно истолкованный, приводит к пониманию центральной роли Иисуса Христа в Божественном замысле, предначертанном всему творению. 3 Все Писание. Ветхий Завет (см. ком. к ст. 15). богодухновенно. Т.е. вдохновлено Духом Святым (ср. 2Пет. 1,21 ). Бог является источником и, в конечном счете, Автором Писания. Хотя и было оно написано людьми, но по вдохновению Божиему, и потому обладает Божественным авторитетом. См. статью «Авторитет Писания». Глава 4 4:1–5 Поручая Тимофею быть проповедником и благовестником, Павел заключает свой призыв к нему, начатый в 1,6.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Братья и сестры, облечемся как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу ( Кол. 3:12–13 ). Подражая Господу и Его угоднику святому пророку Моисею, постараемся быть всегда готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость не только по отношению к начальству и властям, но и вообще ко всем человекам ( Тит. 3:1–2 ). Аминь. 2003 г. О гражданстве (Нед. 12 по Пятидесятнице. Суббота. Мф. зач. 90) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Наше жительство – на небесах» ( Филип. 3:20 )! – сказал апостол Павел. Но, как пояснили святые Отцы, такое жительство для нас, пока мы странствуем на земле, возможно лишь «по уму и по внутреннему человеку», 21 а по телу мы являемся гражданами того государства, в котором временно поселил нас Промысл Божий. И мы не можем забывать о том, что «если мы в Царство Божие призваны, то должны быть и гражданами этого царства, звания этого достойными». 22 Ведь вполне «можно быть слушателем Божественной мудрости и вместе своему гражданскому положению соответствовать». 23 В чем выражается это соответствие? Прежде всего, в повиновении существующим властям и постановляемым от них законам. Так апостол Петр наставляет нас, говоря: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» ( 1Петр. 2:13–14 ). Начальство установлено Богом для того, чтобы ограждать общество от зла, давая простор благу. В этом смысле всякий начальник есть Божий слуга ( Рим. 13:4 ). И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь ( Рим. 13:5–7 ). Обратим наше внимание, братья и сестры, на то, что у христиан есть своего рода долги, которые им следует отдавать сообразно с родом начальствующих. Когда у Христа Спасителя спросили: «Позволительно ли давать (σουναι) подать кесарю, или нет» ( Мф. 22:17 )? Он тут же исправил вопрошавших, сказав, что кесарево кесарю надо не давать, а отдавать (αποσουναι), ибо подать не добровольный дар, но законная обязанность, которую, как и всякую другую, каждый христианин должен исправно выполнять, заграждая уста невежеству безумных людей ( 1Петр. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

– Сын Божий, крестившийся во Иордане, – спаси нас, поющих Тебе: аллилуйя. – Яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову. – Приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои. – Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя; скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах. – Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне. – Милостив Господь и праведен, и Бог наш милует. – Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш ( Пс. 114:1–3, 5 ). Прокимен, гл. 4. Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам. – Благословен грядущий во имя Господне! Бог Господь – и осиял нас ( Пс. 117:26–27 ). Ап. Тит. 2:11–14. 3:4–7 . Ев. Мф. 3:13–17 . Вм. «Достойно есть» – Ирмос 9 п. 1-го канона: «Недоумеет всяк язык». Причастен. Явися благодать Божия спасительная всем человеком. – Явилась благодать Божия, спасительная для всех людей. Совершается освящение воды в память того, что Иисус Христос Своим крещением освятил Иорданские воды. После Литургии совершается великое освящение воды на реках или источниках. Преображение Господне (6 августа) Стихиры на Господи воззвах. Гл. 4. Прежде креста Твоего, Господи, гора небеси подобящися, и облак яко сень протязашеся, Тебе преобразующуся, от Отца же свидетельствуему; тамо бе Петр со Иаковом и Иоанном яко хотяху быти с Тобою и во время предания Твоего: да видевше чудеса Твоя, не устрашатся страданий Твоих, имже поклонитися нам в мире сподоби, великия ради Твоея милости. – Прежде креста Твоего, Господи, гора (Фавор) уподобилась небу, и облако распростиралось над ней, как сень, 112 во время Твоего преображения и свидетельствовал (о Тебе) с неба Отец: там был Петр с Иаковом и Иоанном, потому что им предстояло быть с Тобою и в час предания Твоего (на смерть): для того, чтобы они, видевши чудное (бывшее) с Тобою, не убоялись страданий Твоих, которым поклониться в мире удостой нас за великую Твою милость. – Прежде креста Твоего, Господи, поим ученики на гору высоку, преобразился еси пред ними, лучею силы озяряя их, отсюду убо человеколюбием, отонуду властию, показати хотя воскресения светлость: егоже и нас, Боже, в мире сподоби, яко милостив и человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так Иоанн понижал «горы». Но «долы» он всегда рад был наполнить. Кто приходил с истинным смирением и покаянием, тот, в ответ на суровый укор, задавал самый главный вопрос: «что же нам делать»? Иоанн отвечал: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же» ( Лк.3:11 ). Вот – универсальный совет. Кто бы ты ни был, – поступая так, не ошибешься. Обращались к Иоанну и отдельные группы людей. Приходили мытари. Эти люди брали на откуп у римских властей право собирать налоги. Они сразу выплачивали ожидаемую сумму, и при этом четко оговаривалось, сколько, собирая налоги, они могли оставить в свою пользу. Но как проследишь, сколько собрали и сколько взяли себе? Тут была огромная возможность для неправедного обогащения, и профессия вызывала ненависть у народа. Однако на вопрос «что нам делать»? – Иоанн не заставлял бросить эту работу, как заведомо греховную. Он только говорил: «ничего не требуйте более определенного вам». Точно выполняйте договор. Приходили и воины. Воину дано оружие и право применять его. И здесь тоже – немалый соблазн употребить оружие не для защиты слабых, а для их ограбления. Но и воинам Иоанн не говорит: бросай оружие, и спасешься. Профессия воина необходима, но выполнять ее надо с честью: «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием». Воин окружен уважением. Существует специальный чин освящения оружия. Священник молится, чтобы Господь благословил это оружие для защиты вдов и сирот, и Церкви Божией. Итак, – вот «работа с людьми» Иоанна Крестителя. Гордых он суровыми словами ставит на место. Но зато тем, кто смиренно спрашивает, – с радостью дает советы. И еще он учит, чтобы никакой род деятельности мы не отдавали на откуп врагу. Все, даже самое шаткое, надо стараться преобразить своим честным трудом, и тем самым – отвоевать для Господа Бога. О главном вечере. Богоявление Мф.3:13–17 Тит.2:11–14, 3:4–7 Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня – день, когда Господь Иисус Христос пришел к Иордану, чтобы вместе со всем народом принять от Иоанна водное крещение. «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды». При этом отверзлись «небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на» Иисуса. «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». После этого Иоанн стал говорить: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

8, 10, 12. Вера ( Деян.13:8 ) или учение Господне ( Деян.13:12 ) есть прямой путь к Богу ( Деян.13:10 ). 10–11. И внешние чувства и душевные дарования надобно употреблять правильно, сообразно с заповедями Божиими, дабы в противном случае не лишиться оных в наказание ( Лк.1:64 сл.). 15–39. Чтение Моисеева Закона (пятокнижия) и (писаний) Пророков должно руководить нас к уразумению истины Христианской религии. Книги законодателя Моисея и Пророков составляют все ветхозаветное писание о Христе ( Лк.24:27 ), и в соединении с новозаветными книгами составляют основание Христианской религии ( Еф.2:20 ). 16. Кто не боится Бога, тот не внимает Слову Божию ( Лк.23:39, 40 сл.): не давайте святыни псам ( Мф.7:6 ), чтобы они не растерзали вас ( Деян. 7:54 сл.). 17. Мышца вместо руки, а сила в руке: высокая мышца – великая сила. А посему в Писании и сказано: Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная рука Твоя сокруши враги. ( Исх.15:6 ). 17–18. Кто вывел Израильтян из Египетской земли, и питал их в пустыне за Чермным морем сорок лет, Тот же Самый ( 1Кор10:1–4 ) омыв грехи наши в водах Иорданских, постился в пустыне за Иорданом сорок дней ( Мф.4:2 ). У Господа один день, как и год ( 2Пет.3:8 ). 21–22. Человек смотрит на лицо (на звание, рост и красоту), а Бог на сердце (на доброту души). Никто не избирай себе в Начальники Саула по чувственному сердцу, но избирай подобного Давиду, т. е. такого, который бы имел страх Божий. 23. Не тот только спаситель, через кого мы получаем спасение, но и тот, кто посылает нам спасителя ( Ин.3:16 сл.); но если Спаситель есть ходатай о нашем спасении, то он преимущественно есть Спаситель наш ( 1Ин.2:1–2 – 1Тим.2:3–6 ; Тит.2:13–14 ). Бог Отец – Спаситель, Бог Сын – Спаситель, Бог Дух Святый – Спаситель, но непосредственно совершил наше спасение Своими подвигами, страданиями и смертию великий Бог и Спаситель наш Иисус Христос ( Тит.2:13–14 ). 23–24. И обрезанный вместо крещения народ Израильский имеет нужду в крещении покаяния; ибо все мы, Израильтяне и Христиане, грешим не только до обрезания и крещения, но и после крещения и духовного обрезания. Крестись до самой смерти покаянием и верою в Спасителя Иисуса ( Деян.4:12 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Христианство есть религия, преобразующая человека no образу Спасителя – Богочеловека и перерождающая плоть человека из тела душевного в тело духовное, – религия богочеловечества и богосовершенства человека. Полнее и подробнее эта сторона Нового Завета – идея богочеловечества – может быть построена и раскрыта на основе общей идеи блага, в такой системе: 1) Гносеология Нового Завета. Самопознание как методогносеологический принцип для систематического построения новозаветной идеологии. Психическая необходимость этого принципа доказуется как всеми древними (γνϑι σεαυτν) и новыми (cogito ergo sum) философскими системами, так и библейско-новозаветным учением о человеке, как отобразе Бога. Особое указание на этот принцип дается в следующих местах Новаго Завета: Мф.11:25 (отрицательно и положительно), – Ин.10:14–15 , – 14:7,23,26 др. 1Ин. 4:13 , – 1Кор.2:10–16 , – 2Кор.13:5 , – особенно 1Кор.13:12 срав. ст. 10–13. 2) Теология, космология и антропология Нового Завета. Благо и блаженство как первопричина, конечная цедь и высший смысл бытия и жизни. Первичность, всеобщность и самодостоверность идеи блага и блаженства. Бог есть всеблаго и самоблаго ( Мф.19:17 ) и всеблаженство и самоблаженство ( 1Тим.1:11 , – 6:15 др.), а в существах тварно-ограниченных благо и блаженство необходимо ограничиваются безгрешным и греховным (в человеке после падения) неблагом и страданиями, – блаженство страждущей любви (любовь есть благо и блаженство), восходящей к богосовершенству или богочеловечеству ( Мф.5:3–12 : подробное толкование блаженств, Мф.5:48 и других многих соответственных мест 4 . 3) Вера, как субъективно-человенеческое условие и средство к осуществлению блага и блаженства в мире: Пистология в связи с психологией Нового Завета. Соединение понятий веры и блаженства в Еванг. Ин. 20:29 , – Лк.1:45, 11:28, 14:14 , – Мф.16:17 , – Тит.2:13 , – в посл. Рим.4:9 ср. 3, – в Откр.14:13, 22:7 др. Вера у древне-классических писателей, по отношению к вещам, людям и богам, в страдательном значении – как благонадежность и верность, в действительном – доверие, уважение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Однако обмануть Бога они не могут: для них не дремлет погибель здесь, ожидает погибель и в будущей жизни. Не трудно заметить, что такие люди или еретики среди нас суть сектанты, называемые штундисты, баптисты, евангелики, толстовцы и им подобные. Мф.7:15, 22, 23 ; 2Пет.2:1–3, 3:16, 17 ; Иуд.1:4, 18, 19 ; 1Кор.8:2 ; 2Кор.11:13–15 ; Гал.1:6–8 ; 1Тим.1:3–7, 4:1, 2 ; 2Тим.3:4–9, 4:3 ; Тит.1:10–12 ; 1Цар.15:22, 23 . 1Кор.12:3 ; 2Кор.3:5 ; Деян.17:28 сектанты применяют к себе и утверждают, что в религиозной жизни «способность их от Бога», ибо «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым», ибо «Им мы живем и движемся». На это должно ответить сектантам, что по этому нельзя узнать человека истинной веры: призывали имя Господа Иисуса и бесы ( Мк.1:23–26 ) и неверные иудейские заклинатели ( Деян.19:13–16 ). Кроме того, если сектанты свое соображение признают верным, то почему они не остаются в православии ведь все православные признают Иисуса Господом? Выходит, что сектанты только превращают Писания. В первом из этих мест разумеется не признание Иисуса Господом на словах (как у сектантов – ср. Мф.7:15, 21–23 ), но полное истинное признание по вере и по жизни; во втором месте говорится о способности св. апостолов начертывать письмо Христово на скрижалях сердца (ср. ст. 3); в третьем разумеется зависимость каждого человека от Бога по бытию. Сектанты: «мы – на истинном пути, ибо у нас все по Писанию. Самая мудрость эта у нас не от науки, ибо нам Господь ее открыл, как сказано в Евангелии Луки гл. 21 ст. 14 и 15». Напрасно сектанты ссылаются на то, что у них все будто бы по Писанию: бес в пустыне тоже действовал будто бы по Писанию (см. Мф.4:5, 6 ). Чтобы действовать по Писанию и ссылаться на него, нужно истинно понимать его (см. §§ 6 и 7). Вся беда заключается в том, что сектанты, как и бес, не истинно понимают Писание, а извращают его и тем производят разделения и соблазны ( 2Пет.3:16 ; Гал.1:7 ). Что касается знания буквы Св. Писания или мудрости, которую приписывают себе сектанты (ср. 2Тим.3:7 ), то она дается им посредством научения, но только посредством научения домашнего, а не школьного. Да и самая мудрость сектантская слишком жалка, если сравнить ее с мудростью, которую открыл Господь православным. Сектантам следует вспомнить следующие слова ап. Павла: «кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» ( 1Кор.8:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Введение в деятельное Богословие Понятие о деятельном Богословии Деятельное Богословие есть основанное на слове Божием и в правильном порядке изложенное учение о том, как в падшем человеке силою благодатного возрождения востановляется потерянный образ Божий, и новая благодатная жизнь, начинается, возрастает, раскрывается и совершенствуется в благодатной деятельности. – Порядок вступления Дабы в истинном духе разуметь и в надлежащей полноте представить Деятельное учение веры, то в объяснение данного понятия о Деятельном Богословии надлежит предварительно показать отношение Деятельного Богословия к умозрительному; источник из коего почерпает оно свое учение, пользу и нужду изложения в правильном порядке, (вещественный) предмет или внутреннее свойство и дух оного; личный предмет, цель; образ изложения деятельных истин, наконец, разделение оного. Отношение деятельного богословия к умозрительному Хотя по тесной и неразрывной связи истин веры и деятельности нельзя строго отделять одних от других, потому что целость спасительного ведения слагается из неразрывного единства веры и любви. ( 2Тим.1:13 ) ( Гал.5:6 ), что и самые умозрительные истины имеют целию привести человека в благодатную деятельность ( 1Тим.2:4 ), ( Тит.2:11–12 ), ( Ин.13:17 ). Впрочем, Богословие умозрительное и деятельное как науки, нарочито излагающие истины веры и деятельности, правильно могут быть отделены и разделяются одна от другой: 1–е) по своему предмету 1 . Богословие умозрительное, излагая откровенное учение о Боге, о Его намерениях и благодеяниях в рассуждении человека, содержит истины необходимые для спасительного познания о Боге и о должном почтении к Нему. ( Ин.18:9 ), ( Ин.20:3 ). А Деятельное, изображая во всем пространстве отношение верующего человека к Богу, начертывает порядок внутренней и внешней деятельности. ( Мф.22:37, 39 ). Отселе во 2–х: по приложению к двум главнейшим способностям в человеке, – первое относится к исправлению ума, естественное омрачение и неведение коего озаряет и просвещает светом веры ( Флп. 3:7–10 ), последнее/относится/к исправлению воли и соделывает для воли человеческой единственным законом волю Божию ( Пс.39:7–9 ), ( Гал.2:20 ). Следовательно, в известном отношении различаются и по цели. Умозрительное Богословие, изличая начала духовного познания, научает деятельному употреблению членов веры ( Ин.20:31 ), а Деятельное прилагает духовные истины к самому употреблению ( Тит.2:11–12 ), ( 1Пет.4:2 ). И таким образом первое уготовляет и предрасполагает, а последнее направляет к Духовной деятельности и усовершает в оной ( 2Тим.3:14 ). Источник

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Но когда человек-грешник ни от дел закона Моисеева, ни от дел праведных по закону естественному, а единственно по благодати призван в Царство Сына Божия: то он и тщится жить и вести себя так, как надлежит сыну Царствия, сыну света. Он уверен не только, что прилежание к добрым делам не противно славе благодати Божией; но даже что на сии-то дела он и призван и создан о Христе Иисусе, и должен быть ревнителем оных ( Еф.2:16 ; 1Фес.4:3 ; Тит.2:11–14 ). Когда любвеобильный, милосердый отец, сына своего расточившего достояние в развратной жизни, но с раскаянием возвратившегося к нему принял с отверстыми объятиями, облек в прежнюю одежду, восстановил во всех качествах и правах любезного сына: мог ли сей подумать, что теперь ему остается только жить в бездействии, спокойно и беззаботно наслаждаться любовью отца своего? Не паче ли он возвратился к занятиям, какие имел, когда еще не оставлял отеческого дома; не паче ли начал служить и работать отцу своему, стараясь о том, чтобы своим послушанием, усердием и верностью соответствовать его любви, и, сообразно его воле и указаниям, устроять и ограждать свое будущее благосостояние? – И можно ли предположить какое-нибудь противоречие между собственным попечением человека о спасении, и благодатью Спасителя Бога, когда в слове Божием живот вечный называется и дарованием Божиим ( Рим.6:22 ) и также мздою, воздаянием, и воздаянием достояния ( Мф.5:12, 19, 29 ; Рим.2:6–7 ; Кол.3:24 ), а обещается под условием, и даруется за сохранение сего условия ( Мф.6:14, 19:17, 29 ; Рим.8:13 ; 2Тим.2:12, 4:7 ; Иак.1:12 ), когда сам Бог в верных своих обретает достоинство ( Лк.10:7 ; Прем.3:5, 2 ; 1Фес.1:5 ; καταξιωϑναι – Откр.3:4 ), и даже по своему неизреченному снисхождению представляет себя облагодетельствованным от них, как бы их должником ( Мф.25:34 ; ср. Притч.19:17 ). – Естественно для покровительствуемого, стараться заслужить благоволение покровителя; и однако милости сего не делаются чрез то ни возмездием, ни должною наградою, а остаются чистыми, незаслуженными милостями. Можно ли сказать, что подобные чувствования и расположения в отношении к Богу затмевают славу благодати Божией? Не значит ли это вносить в понятие о Боге черты снятые с таких смертных благотворителей, которые, оказавши какую-нибудь милость, с заботливостью смотрят, чтобы приемлющие оную вполне чувствовали, что это милость, и не покусились принять ее за должную, заслуженную награду? – Христианин имеет дело не с каким-либо суровым, жестоким судьею и истязателем, который не принимая в нем ни малейшего участия только рассматривает его дела, взвешивает его заслуги или виновность, но со своим Небесным Отцом, Который на усилия и труды чад взирает отеческими очами, и находит заслугу там, где только исполнение долга, успех там, где только слабое, но искреннее покушение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010