Литургии предшествовало чтение часов, во время которых священник совершал проскомидию. Последование наших часов того времени вызывает в памяти сирийского автора воспоминание о совершении часов у греков и у нас. «Что касается часов, то они отправляются у греков весьма небрежно: священник их прочитывает про себя во время литургии. В Малороссии же и в Москве их читают во всеуслышание» (вып. I, стр. 11). О совершении проскомидии возвещалось особым звоном. «Перед благовестом к обедне бывает звон к проскомидии, дабы всякий, кто имеет что-либо принести, приносил своевременно» (вып. I, стр. 51). В общем своем составе наша проскомидия для сирийцев не представляла любопытных особенностей. Однако, одно из «нововведений» на проскомидии архид. Павел отмечает, считал это нововведение в то же время погрешностью. «Принося священную жертву, они (русские), – сообщает архид. Павел, – вынимают из просфоры не девять частиц, а только четыре» (вып. III, стр. 170). В богослужебных памятниках данного времени святые, поминаемые за этою просфорою (третьей), называемой крестовой или иначе «крестной», разделены на четыре класса и следуют в таком порядке: апостолы и евангелисты, отцы вселенские учители, святые отцы – новые русские чудотворцы: Петр, Алексей, Иона, митрополиты Московские; Леонтий, Исаия, Игнатий, епископы Ростовские; Иоанн, Никита, Евфимий и Иона, архиепископы Новгородские; Тарасий, Вакул, Власий, Иаков, Стефан Пермский; великомученики из русских: Никита, Прокопий, Борис и Глеб, Михаил Черниговский, болярин Феодор; преподобные и богоносные отцы – из русских: Антоний, Иларион, Макарий, Феодосий общежитель, Варлаам, Сергий, Кирилл, Димитрий, Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы, Александр Свирский , Никон, Пафнутий Боровский, чудотворцы и бессребреники, отцы и праотцы, великомученицы, преподобные жены, святые – дневной и храмовой 173 . На основании этого классового деления святых, очевидно, русские священники изъятием из третьей просфоры частиц образовывали расположением их на дискосе «не девять чинов», а только четыре (вып. III, стр. 170). Усматривать здесь какую-либо догматическую погрешность, – едва ли возможно. «Несть в сем различие кое», – писал об этой просфоре митрополит Киприан к игумену Афанасию 174 . В греческой церкви то же самое употребляется в настоящее время 175 . «После чтения часов москвиты, – говорит архид. Павел, – как у них принято, начинают обедню» (вып. II, стр. 180). Нашему автору, по преимуществу, приходилось, как сказано, участвовать в патриарших служениях, а потому в его описании мы более всего встречаем подробности совершения литургии (вып III, стр. 143) архиерейским чином. О повседневных литургиях, отправляемых приходскими священниками или монастырским чередным иеромонахом, архид. Павел обычно выражается коротко: «мы слушали у них литургию» (вып. II, стр. 22), «мы вышли от обедни» (вып. II, стр. 23), «поспешили к литургии» (вып. II, стр. 61), «отстояли обедню» (вып. II, стр. 42) и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сагарда. Лекции по патрологии. – Сагарда Н. И. Лекции по патрологии. I-IV века/Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. М., 2004. СДХА. – Сочинения древних христианских апологетов » Репринт пер. прот. П. Преображенского с доп. под ред. А. Г. Дунаева. [М.;] СПб., 1998. Серков. Русское масонство. – Серков А. И. Русское масонство. 1731–2000: Энциклопедический словарь. М., 2001. Сильвестр. Опыт догматического богословия. Т. 2. – Сильвестр (Малеванский) , еп. Опыт православного догматического богословия. Т. 2. Киев, 1885. Симеон Новый Богослов . Творения. – Преподобный Симеон Новый Богослов . Творения. Репринт в 3 т.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т. 1–2: Слова преп. Симеона Нового Богослова /В пер. на рус. язык с новогреческого еп. Феофана. Вып. 1. М., 1892. Вып. 2. М., 1890. СККДР. Вып. 1. – Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Вып. 1. XI – первая половина XIV в. Л., 1987. СККДР. Вып. 2. – Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Вып. 2. Вторая половина XIV-XVI в. Ч. 1. А-К. Л., 1988; Ч. 2. Л-Я. Л., 1989. СККДР. Вып. 3. Ч. 1. – Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Вып. 3. (XVII в.) Ч. 1. А-З. СПб., 1992. СККДР. Вып. 3. Ч. 4. – Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Вып. 3. (XVII в.) Ч. 4. Т-Я. Дополнения. СПб., 2004. Соловьев. Письма. – Соловьев В. С. Письма/Под ред. Э. Л. Радлова. Цит.: Т. 1. СПб., 1908; Т. 3. СПб., 1911. Репринт т. 1–4 с дополн.: Собрание сочинений В. С. Соловьева. Письма и приложение. Bruxelles, 1970. Cmamjebuч, Глумац. Свето Писмо. – Cmahojebuч Cm., Глумац Д. Свето Писмо у нашим старим споменицима. Београд, 1932. Тахиаос. Кирилл и Мефодий. – Тахиаос А. – Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян/Пер. с новогреч. [и англ.]. Сергиев Посад, 2005. [Рус. пер. сделан с греч. оригинала 1989 г. без привлечения переработанного изд. 1992 г., зато учитывает еще более улучшенное англ. изд. 2001 г.; ряд сносок сделан автором специально для рус. изд.; дополнительно помещены важные приложения. Ценная рец.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Павел (вып. II, стр. 110). Ревность по службе была велика: к тому, что содержится в Типиконе, русские делали еще добавления (вып. II, стр. 160). Все, что положено по Уставу вычитывалось и совершалось «со всяким страхом и смирением» (вып. II, стр. 100:161, 165). Выполнение Устава считалось выше всего. Малейшие промахи и ошибки в церковной уставности влекли за собой гнев, и даже наказание провинившегося. Архидиакон Павел рассказывает следующий эпизод. По возвращении из Новгорода патриарху Макарию случилось присутствовать в церкви вместе с царем. Чтец после пения псалмов раскрыл книгу и обратился к патриарху со словами: «благослови, отче». Царь так вспылил, что с бранью набросился на чтеца и закричал: «что ты говоришь?! мужик, б… сын! Он – патриарх; скажи: «благослови, владыко!» Чтец упал царю в ноги и сказал: «прости, государь» … «Бог простит», – ответил царь Алексей Михайлович 138 . Насколько высоко было понятие о церковной уставности в сознании русского общества XVII столетия видно из признания нашего автора, который говорит, что различия между служебным уставом монастырей и приходских церквей в то время не существовало (вып. III, стр. 123). Вследствие этого, службы русских были весьма продолжительны (вып. III, стр. 138и 196). К такой продолжительности московского богослужения сирийцы не были привычны. А потому восторженные отзывы о русском богослужении у архид. Павла чередуются с неоднократными жалобами на усталость ног от долгого стояния (вып. II, стр. 2:23, 164; вып. III, стр. 123:138, 168:185, 194:203; вып. IV, стр. 106). «О, Боже, Боже. Как долго тянутся у них молитвы, пение и литургия», – с грустью восклицает архид. Павел. «А что касается нас, – замечает он в другом месте, – то душа у нас расставалась с телом от того, что они очень затягивают обедни и другие службы: мы выходили не иначе, как разбитые ногами, с болью в спине, словно нас распинали» (вып. II, стр. 2 и 164). Эта продолжительность богослужения заставляла Павла «обращаться к Богу с молитвою о даровании русским чувства меры в богослужении» (вып.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1901. Вып. 14. С. 1-146; Курдюмов М. Г. Описание актов, хранящихся в архиве имп. Археографической комиссии//ЛЗАК за 1904 г. СПб., 1907. Вып. 17; ПДРКП; Греков Б. Д. Описание актовых книг, хранящихся в архиве имп. Археографической комиссии. Пг., 1916; Тихомиров М. Н. Новгородский хронограф XVII в.//НИС. 1940. Вып. 7. С. 66-114; Из доклада Л. Н. Парийского высокопр. Алексию, митр. Ленинградскому//ЖМП. 1943. 3. С. 31; НПЛ; ПСРЛ. Т. 1, 2; 1841. Т. 3; Т. 4. Ч. 1; Т. 15. Вып. 1; Т. 16, 25, 30, 33, 42, 43; ГВНиП; ДРКУ; ПсковЛет. 2 вып.; РФА. Вып. 1-4; РФА. 2008; Новгородские грамоты на бересте. М., 1953- [ 2015 ] . Вып. 1- [ 12 ] ; Актовые печати. Т. 1-3; Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь в Др. Руси: XI-XIV вв. М., 1972. С. 38-48, 150-177; Медынцева А. А. Древнерус. надписи новгородского Софийского собора, XI-XIV вв. М., 1978; Опись Новгорода 1617 г./Общ. ред.: В. Л. Янин. М., 1984. Ч. 1. С. 27-173; Роспись новгородских мон-рей и церквей 1615 г.//Там же. Ч. 2. Прил. С. 322-330; Румянцева В. С. Народное антицерк. движение в России в XVII в. М., 1986. Прил. II: Док-ты Новгородского приказа о раскольниках. C. 227-243; Андреев В. Ф. Новый список «Семисоборной росписи» Новгорода//НИС. 1989. Вып. 3(13). С. 219-223; Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1990. 10. С. 4; 1994. 2. С. 39; Рождественская Т. В. Древнерусские надписи на стенах храмов: Новые источники XI-XV вв. СПб., 1992; Смирнов С. М. Восп. о времени моей работы в Новгородском музее//НИС. 1997. Вып. 6(16). С. 296-344; Письма патр. Алексия (Симанского) своему духовнику. М., 2000; Янин В. Л. «Семисоборная роспись» Новгорода// Он же. Средневек. Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 393-401; Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. М., 20042; Анкудинов И. Ю. Роспись новгородских церквей 1615 г.//НИС. 2008. Вып. 11(21). С. 367-382; Письма патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ. М., 2009. Т. 1. С. 299-301; 2010. Т. 2. С. 163, 165-167; Приходная книга новгородского Дома Св. Софии 1576/77 г.: («Книга записей софийской пошлины»)/Сост.: И.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Соч.: Крины молитвенные: Сб. ст. по литург. богословию. Белград, 1928. М.; СПб., 2002; Отец архим. Антонин (Капустин), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. Белград, 1934 (переизд. под назв.: Отец Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817-1894). М., 19972, 20053); Mamepujaлuзaм и наука. 1936 (серб. яз.); Левитство и пророчество, как типы пастырствования//ПМ. 1937. Вып. 3: Живое предание. С. 140-152; Ангелы, иночество, человечество: (К вопросу об ученом монашестве). П., 1942 (То же//Богословский сб. Саут Канаан, 1955. Вып. 2. С. 22-41; То же//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 135-153); Духовные предки св. Григория Паламы//ПМ. 1942. Вып. 4: Богословская мысль. С. 102-131; Евхаристия: (Из чтений в Правосл. Богосл. ин-те в Париже). П., 1947. [М.], 19952, 19993, 20064; Предисловие к новому изданию//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. П., 1948. C. 3-6; Антропология св. Григория Паламы. П., 1950. М., 19962; Явление воскресшего Господа Богоматери//ПМ. 1951. Вып. 8. С. 86-112; Дореволюционное русское духовенство за границей: (Экуменизм до экуменического движения)//Там же. 1957. Вып. 11. С. 100-122 (То же//ЖМП. 1993. 11. С. 60-72); Православное пастырское служение. П., 1957. СПб., 19962, 20003; Les traductions russes des textes patristiques: Guide bibliographique. Chevetogne, 1957 (рус. пер.: Русские переводы патристических текстов: Библиогр. справочник. М., б. г. Маш.); Литургика: Гимнография и эортология. П., 1964. М., 1999, 2002; Золотой век святоотеческой письменности: Жизнь и учение вост. отцов IV в. П., 1967. М.; СПб., 19952; О религиозном пути А. Блока//ВРСХД. 1968. 87/88. С. 66-94 (То же//А. Блок: Pro et contra. СПб., 2004. С. 559-580); Требник - книга чудотворная//Вечное. 1972. 7/8. С. 14-15 (То же//БСб. 2002. Вып. 9. С. 237-239); Памяти патриарха Тихона//Ежегодник Правосл. Церкви в Америке. 1976. Кн. 2. С. 62-65; Верующий вольнодумец//Н. А. Бердяев: Pro et contra: Антология. СПб., 1994. Кн. 1. С. 447-450; Патрология: Лекции. П.; М., 1996. Ч. 1. К., 20032; Богослужение Праздника Рождества Христова//БСб. 2001. Вып. 8. С. 24-36; Зло в религиозном сознании человечества: (Лекция)//Там же. Вып. 7. С. 43-55; Литургия//Там же. Вып. 8. С. 10-23; Чудо: (Конспект лекции)//Там же. Вып. 7. С. 32-42; Воспоминания о митр. Антонии (Храповицком) и еп. Гаврииле (Чепуре). М., 2002; Переписка И. Бунина с архим. Киприаном (Керном) по поводу «Освобождения Толстого»/Публ., вступ. ст.: Г. Н. Симонов//И. А. Бунин в диалоге эпох: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 2002. С. 184-191; Се, восходим в Иерусалим: Иерусалимские дневники архим. Киприана (Керна). Иерусалим, 2013.

http://pravenc.ru/text/1684754.html

А. С. Верещагина//Тр. Вятской УАК. 1907. Вып. 2. Отд. 2. С. I-VI, 1-116; Вып. 3. Отд. 2. С. 117-212; Вып. 4. Отд. 2. С. 213-306; Акты по делу о присоединении к Вятской епархии Усть-Вымской десятины/Сообщ. А. С. Верещагин//там же. 1908. Вып. 2. Отд. 2. С. 61-78; Доп. акты архиерейского дома//там же. Вып. 1. Отд. 2. С. 307-324; Открытие в г. Вятке Братства во имя Божией Матери, Всех Скорбящих Радости, для попечения о слепых и освящение при нем храма//Вятские ЕВ. Ч. неофиц. 1908. 43. С. 1151-1152; 51/52. С. 1418-1426; Оглавление грамот и актов Вятского архиерейского дома//Тр. Вятской УАК. 1908. Вып. 1. Отд. 2. С. 1-20; Ведомость о Вятском архиерейском доме и о мон-рях Вятской епархии XVIII ст.//там же. 1912. Вып. 1/2. Отд. 2. С. 111-203; Храмозданные грамоты на построение церквей в Вятской епархии/Подгот. В. И. Шабалин//там же. 1914. Вып. 2/3. Отд. 2. С. 1-508; Вятский архиерейский дом и архиерейские вотчины 1727 г.//там же. 1916. Вып. 1. Отд. 2. С. 1-143; Вятский край на рубеже тысячелетий: Стат. сб. Киров, 2002. С. 462-463, 540-560. Лит.: Никитников Г. А. , прот. Иерархия Вятской епархии. Вятка, 1863; Верещагин А. С. История Вятской семинарии//Вятские ЕВ. 1868. Отд. дух.-литер. 1. С. 4-19; 2. С. 24-32; 4. С. 58-68; 12. С. 197-204; 14. С. 241-251; 15. С. 253-259; он же. Первые проповедники в Вятке//Тр. Вятской УАК. 1905. Вып. 3. Отд. 3. С. 104-108; Учреждение проповеднической цензуры в Вятке при преосв. Лаврентии (Барановиче) в 1794 г.//Там же. С. 108-112; Из села Великорецкого: [Офиц. донесение о нек-рых древних порядках и обычаях при празднестве в честь чудотворной иконы свт. Николая]//Вятские ЕВ. Ч. неофиц. 1869. 24. С. 493-504; Суворов Н. И. Мат-лы для истории Вятской епархии//Там же. 1878. 17. С. 434-443; 18. С. 460-472; он же. Каким путем была препровождена из Вятки в Москву Великорецкая чудотворная икона свт. Николая при царе Иоанне Васильевиче Грозном//Там же. 1886. 15. С. 396-401; А. О чудотворной иконе, изображающей лик Спасителя на убрусе, находящейся в вятском Спасском соборе//Там же.

http://pravenc.ru/text/161163.html

I, стр. 16). – В церкви Св. Иоанна Крестителя, в Кум-Капу, «все христиане со своим духовенством нас ожидали и, встретив нашего владыку-патриарха, сопровождали его со свечами, кадильницами и со всеми знаками почета и уважения в свою церковь , где торжественно была совершена литургия» (вып. I, стр. 21). – В Киеве точно также патриарха Макария в Печерском монастыре, при служении им литургии в праздник апостолов Петра и Павла, священники и диаконы встречали «вне храма» (вып. стр. 61). – В Новоспасском монастыре, где патриарх служил обедню (в понедельник Мясопуста), навстречу ему «вышел архимандрит с монахами» (вып. IV, стр. 146). При входе патриарха в церковь анагносты, иподиаконы и певчие пропели ему «Достойно есть» (вып, I, стр. 45), и «прочее в надлежащем порядке» (вып. II, стр. 162; вып. III, стр. 117), а дьяконы «кадили ему» (вып. III, стр. 165) в молчании, «пока не дойдут до царских дверей» (вып. II, стр. 162). Затем следовало обычное прикладывание к иконам, святым мощам и облачение (вып. III, стр. 117). После этого часы с отпустом (вып. III, стр. 127). Отцы Стоглавого собора категорически повелевают «по всем святым церквам после часов отпуст творити в царских дверех, потом обедню начинают и прочая вся совершают по божественному уставу» 178 . Архид. Павел умалчивает о подробностях начала литургии и о тех молитвословиях, которые предшествовали литургии. – Служебники и исторические записи свидетельствуют о разнообразных молитвах. Так, согласно с практикою сербской церкви, когда литургию совершал епископ, перед отпустом часов, он читал: «Во гроб плотски», слава «Яко живоносец», и ныне «Вышняго освященно Божие селение», а затем молитвы: «Молютися, Господи, отыми от мене вся беззакония моя» и «Владыко, Господи, Боже наш, ныне приступити к чудней сей и страшней тайне». В греческом служебнике вместо этих молитв читаем следующее: «Κριε ’Ιησο Χριστ о (“)εζ μν, δζ μν προθυμαν κα σχν κτελεααι μετ, φβου κα προσοχηζ τν θιαν ερουργαν» 179 . Согласно уставу, по прочтении указанных молитв святитель возглашал: «приступите», и все сослужащие с ним священники и дьяконы кланялись трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вологодского об-ва изуч. Северного края. 1999. Вып. 7. С. 79-83; Художественное наследие Карелии: Иконопись, народное искусство, эпос: Кат. выст. М., 2001; Фролова Г. И. Внутреннее убранство часовен Спасо-Кижского погоста//Кижский вестн. Петрозаводск, 2002. Вып. 7. С. 115-139; она же. Внутреннее убранство Преображенской ц. Спасо-Кижского погоста//Там же. 2005. Вып. 10. С. 3-18; она же. Путь длиною в три столетия: Иконы из фондов Музея-заповедника «Кижи»: Кат. выст. Петрозаводск, 2006; она же. «Небеса» Заонежья: Иконы из собр. Музея-заповедника «Кижи». Петрозаводск, 2008; Гущина В. А. К вопросу об истоках формирования кижского архит. ансамбля//Кижский вестн. 2004. Вып. 9. С. 180-210; она же. Преображение: К 290-летию ц. Преображения Господня на о-ве Кижи. Петрозаводск, 2004; она же. Покровская ц. Кижского погоста: Ист. сведения о ремонтных работах: Предложения к разработке проекта реставрации//Кижский вестн. 2005. Вып. 10. С. 19-30; она же. О колокольне Кижского архит. ансамбля: Время создания и восприятие образа//Там же. 2009. Вып. 12. С. 212-231; она же. Ограда Кижского погоста//Там же. 2011. Вып. 13. С. 13-25; Крохин В. А. Новое в формообразовании Кижского ансамбля. Петрозаводск, 2006; Воробьева С. В. Крестьянские родословные: Из истории дер. Ямка на о-ве Кижи//Кижский вестн. 2007. Вып. 11. С. 3-15; Пуцко В. Г. Храмовая икона Преображенской ц. Кижского погоста//Там же. 2009. Вып. 12. С. 188-210; Боде А. Б. Деревянное зодчество Рус. Севера: Архит. сокровищница Поонежья. М., 2010; Мусин А. Е. О времени основания и освящения Спасо-Преображенской ц. Кижского погоста//Кижский вестн. 2011. Вып. 13. С. 3-12; Герман К. Э., Мельников И. В., Спиридонов А. М. Юж. Заонежье в X-XVI вв.: Археология центра Кижского погоста. Петрозаводск, 2012; Мильчик М. И. Заонежье: История и культура: Очерки, фотографии. СПб., 2012. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома

http://pravenc.ru/text/1684581.html

Соч.: «Двойной покров» XVI в.//Сообщ. Загорского гос. ист.-худож. музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 25-30; Мастерская худож. шитья князей Старицких//Там же. 1960. Вып. 3. С. 41-64; О датировке древней копии «Троицы» Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора//Там же. С. 170-174; К истории иконостаса Благовещенского собора Моск. Кремля//Культура Др. Руси. М., 1966. С. 152-157; Худож. шитье//Троице-Сергиева лавра: Худож. памятники. М., 1968. С. 112-139; Древнерус. шитье. М., 1971; Методика исслед. памятников древнерус. лицевого шитья//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1973. Вып. 1. С. 111-131; Памятник шитья моск. великокняжеской светлицы XV в.//Там же. 1980. Вып. 3: Искусство Москвы периода формирования рус. централизованного гос-ва. С. 56-75; «Светлицы» в доме боярина Д. И. Годунова//Там же. М., 1984. Вып. 4: Произведения рус. и заруб. искусства XVI - нач. XVIII в. С. 32-56; Памятники средневек. лицевого шитья из собр. Успенского собора//Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 189-214; Древнерус. лицевое шитье из собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники рус. Севера. С. 203-224; Декоративно-прикладное искусство// Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры. М., 1990. С. 81-87; К вопросу о южнослав. связях в рус. лицевом шитье XV-XVI вв.//ГММК: Мат-лы и исслед. 1990. Вып. 7: Проблемы рус. средневек. худож. культуры. С. 87-100; Средневек. лицевое шитье: Византия. Балканы. Русь: Кат. выст. к XVIII Междунар. конгрессу византинистов. Москва, 8-15 авг. 1991 г. [М., 1991]; Древнейший покров митр. Ионы//ГММК: Мат-лы и исслед. 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 26-38; Произведения средневек. молдо-влахийского лицевого шитья в собр. ГММК//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 257-276; Образ прп. Сергия Радонежского в древнерус. шитье: (К вопросу об иконографии)//Там же. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 40-53; Лицевое шитье круга Дионисия//Дионисий, «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002. С. 208-214; Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/2562742.html

Переводами патериковых текстов занимались святители Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов) . В переводе еп. Феофана был опубликован «Митерикон» (впервые напечатан в ж. «Воскресное чтение» в 1853-1859). Еп. Феофан опубликовал «Мысли и изречения святых подвижников: Из разных патеричных сборников святого Саввы Освященного» (ДС. 1913. Окт. Вып. 10. С. 342-343). Находясь в Иерусалиме, еп. Феофан перевел с греческого рукописный «Патерик монастыря святого Саввы Освященного» (ДС. 1915. Вып. 2. С. 52-60. Вып. 3. С. 106-111. Вып. 4. С. 153-158. Вып. 5. С. 182-189. Вып. 6. С. 219-224. Вып. 8. С. 280-285. Вып. 9. С. 337-338. Вып. 11. С. 407-411. Вып. 12. С. 452-455). На основе греч. и лат. источников, творений св. отцов, Четьих-Миней, Пролога, Алфавитного, Скитского и др. печатных и рукописных П. еп. Игнатий составил «Отечник - избранные изречения святых иноков и повести из жизни их». Оригинальные русские патерики С возникновением монашества и распространением мон-рей на Руси появились оригинальные П.- древнейший Киево-Печерский, Иосифо-Волоколамский патерик , Соловецкий П., созданный к кон. XVII в. на основе произведений кон. XV-XVII в. Отличительной чертой древнерус. П. был их «исторический» характер при сохранении беллетристичности. В древнерус. П. редко фигурируют «некие персоны», как правило, речь идет о подвижниках, имена к-рых называются. Целью древнерус. агиографов было не только создание сборника назидательных повествований, но и написание истории конкретных обителей. Во 2-й пол. XIX в. в России началось издание собраний житий святых, подвизавшихся в одном регионе или происходивших из одного региона. Эти собрания назвали П., т. о. термин «патерик» приобрел более широкое значение - сборник жизнеописаний святых (первоначальное значение - собрание агиографических новелл). В этот период были изданы: Афонский (Афонский патерик, или Жизнеописания святых, во святой Афонской горе просиявших. СПб., 1860. 2 ч.), Волыно-Почаевский ( Хойнацкий А., прот. Волыно-Почаевский патерик.

http://pravenc.ru/text/2579738.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010