9 . он сам подаст верный совет и сведение, и будет размышлять о тайнах Его; 10 . он сам преподаст разумное учение, и будет хвалиться законом завета Господня. 11 . Разум его многие восхвалять, и он во век не будет забыт; 12 . память о нем не прекратится, и имя его будет жить в роды родов; 13 . о мудрости его расскажут народы, и о славе его возвестит собрание; 14 . пока он будет жить, он приобретет имя больше, чем тысячи, а когда скончается, оно останется по нем. Так как мудрость достигается человеком главным образом чрез изучение закона Божия (ср. 15, 1, 24, 25–29), то естественно, что занятие книжника, изучающего закон, выше всех житейских занятий (38, 24–39); в одушевленных притчах бен-Сира воспевает высоту призвания ученого мудреца и описывает славу, какая воздается ему всеми людьми (39, 1–14). Отсюда видно, каким почетом и уважением пользовались ученые книжники во времена Иисуса сына Сирахова и как высоко уже тогда ставилось изучение Св. Писания; отсюда можно видеть и то, что свящ. книги тогда уже составляли один определенный канон, пользовавшийся высоким авторитетом и строго отграниченный от остальных человеческих писаний. 24 . В начала отдела бен-Сйра ставит его главную мысль: только при благоприятном досуге можно приобресть мудрость; так как она, как сказано раньше, достигается тщательным изучением закона. Сл.: «Премудрость книжника в благовремении (Остр.: в время) празднества, и умаляйся деянием своим упремудрится». В Евр. первое полустишие читается: «мудрость книжника умножает мудрость», что явно неправильно, хотя и в Сир. переведено: «умножает ему мудрость»; но Гр. чтение: «во благовремении празднества», т. е. досуга, вполне соответствует и второму полустишию, где также говорится о досуге, необходимом для ученого, и потому должно быть признано первоначальным. Под «книжником», сôфер, здесь разумеется, как видно из дальнейшего, человек, посвятивший себя изучению закона Божия и вообще Божественного откровения, не только записанного в свящ. книгах, но проявившегося и в премудром творении Божием, – мире и человеке (ср. 39, 5, 31, 9–11). Впоследствии, ко времени пришествия Христа Спасителя, книжники потеряли свое древнее значение; они сохранили высокое положение в общества, но утратили высоту нравственную и превратились в узких специалистов, изучавших букву закона и не видевших духа его. Но во времена сына Сирахова это были ученые мудрецы, продолжатели дела древних пророков, – учители народа. «Умаляйся деянием» значит – имеющий мало занятий, Сир. свободно: «не занятый пустыми вещами». Сл. «своим», Гр. ατο, соответствует Евр. г «он, этот»: может быть, первоначально в Гр. читалось οτος – «сей упремудрится». Последнее слово точно передает Евр. йитхаккам «сделается мудрым», здесь, по смыслу: «может сделаться мудрым», так как не всякий, имеющий досуг, способен достигнуть мудрости. В талмуде выражена подобная же мысль: имеющий мало занятий, но занимайся законом и будь ревностен к заповедям, и относись ко всем людям со смирением духа» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Апостольские Постановления (книга V, глава 20) 20 , указывая праздновать Пятидесятницу целую седмицу, уже свидетельствуют о существовании к IV веку периода попразднства и о зарождении апостольского поста, как восстановления после праздника обычных для года постов: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу; а после нее одну седмицу поститесь» 21 ; в VIII книге (33 глава) в Пятидесятницу рабам запрещается работать, «потому что тогда пришел Дух Святый, дарованный уверовавшим во Христа» 22 . Однако, по словам Эгерии, в Палестинской традиции того времени этот обычай не был распространен, поскольку, начиная со следующего дня Пятидесятницы, все постились, как в течение года, и восстанавливалось обычное богослужение 23 . Большое количество святоотеческих творений, посвященных празднику и связанных, в основном, с употреблением в литургическом собрании (так называемые Слова, Беседы и гимны), свидетельствует об исключительном положении Пятидесятницы в богослужебном году. Из сочинений западных отцов достаточно указать Беседу и гимн на праздник, приписываемые святителю Амвросию Медиоланскому (333–397) 24 ; четырнадцать Слов на Пятидесятницу блаженного Августина 25 ; три Беседы на праздник 26 святителя Льва I Великого (V век) и его же четыре Слова о посте Пятидесятницы 27 . Рабану Мавру († 856) 28 и святому Григорию I Великому (540–604) 29 принадлежат по одной гомилии на неделю Пятидесятницы, а Беде Достопочтенному (†735) две гомилии, связанные с этим периодом 30 . Кроме того, в Антифонарии святого Григория I (богослужебной книге, включающей в себя антифоны и респонсории 31 ) содержатся тексты для праздника 32 , а католическая гимнография знает гимн на 50-ницу папы Иннокентия III († 1216) 33 . Из восточных Отцов Церкви сочинили слова на Пятидесятницу святители Григорий Нисский 34 ; Григорий Богослов 35 ; святитель Иоанн Златоуст – 2 гомилии 36 и беседы 37 . Василий Селевкийский (V век) 38 и Леонтий Константинопольский (V–VI века) 39 составили Слово на праздник, а последний еще и гомилию 40 . Святителю Василию Великому принадлежит целый богословский трактат «О Святом Духе» (около 375 года), адресованный Амфилохию, епископу Иконийскому 41 . Кроме того, многие Писатели и Учители Церкви повествуют о празднике в контексте сочинений, прямо не относящихся к Пятидесятнице.

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

– «Верю теперь я во всё то, что ты говорил», – и сознавался потом друзьям своим, что «чувствовал непреодолимую силу истины, всходившую из уст святого епископа» ... Прославленный многими чудесами, святитель Спиридон, предузнав заранее время своего отшествия из мира, мирно скончался в глубокой старости – в 348 г. Был погребён в церкви святых Апостолов в г. Тримифунте. О нетленных мощах его известно 171 , что «около половины VII стол. по причине набегов варваров они были перенесены в Константинополь; в 1453 г., мая 29-го иерей Георгий, по прозванию Калохерет, взяв их и также мощи Феодоры Августы, отправился в Сербию, а оттуда на остров Корфу в 1460 г. Мощи св. Феодоры он передал жителям Корфу в общее достояние, а мощи св. Спиридона до сих пор, как многоценное сокровище, хранятся у его потомков неповреждёнными, так что кожа плоти его сохраняет мягкость. – Действительно Русские паломники XIV и XV веков, Стефан Новгородец в Зосима, видели мощи его в Константинополе в храме Апостолов. Барский в XVII стол. видел всё тело его на о. Корфу в церкви его имени, кроме правой руки, которая – в Риме, в церкви Богоматери новой». «Слава давшему тебе крепость, слава венчавшему тя, слава действующему тобою всем исцеления!» – воспевает Церковь святителю Спиридону, – любовию Христовою уязвився, священнейший, ум вперив зарею духа, детельным видением твоим деяние обрел еси, Богоприятне, жертвенник Божественный быв, и прося всем Божественнаго сияния» ... Св. Александра, епископа Иерусалимского Около 209 года епископствовал в каком-то городе Каппадокии и за ревность к христианству претерпел темничное заключение. Бывши в узах, услышал о возведении (210 г.) на Антиохийский престол исповедника Асклипиада и приветствовал церковь Антиохийскую следующим посланием: «Александр, раб и узник Иисуса Христа, блаженной Церкви Антиохийской желаю здравствовать о Господе. Лёгкими и удобоносимыми соделал Госиодь узы мои во время заключения, сподобив меня услышать, что на епископский престол Антиохийской Церкви вашей промыслом Божиим поставлен Асклипиад, муж достойнейший по заслугам веры» и проч. Освободившись из заключения, прибыл на Богомолье в Иерусалим (212 г.) и тут избран в соправители сто-шестнадцати-летнему Иерусалимскому епископу Наркису (7 августа), по смерти коего, (213 года) епископствовал в Иерусалиме 38 лет. В истории христианского просвещения он известен тем, что на свой счёт собрал при Иерусалимской Церкви значительную библиотеку книг св. Писания и существовавших в то время творений христианских писателей. Этой библиотекой пользовался в своё время (в IV веке) и Евсевий, писатель Церковной Истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вообще особенностью сирийской рукописной традиции является крайняя распространенность псевдоэпиграфов 27 , практически каждый исследователь, изучая тот или иной текст, имеет дело с переатрибуцией 28 . Так, сочинение “О молитве” в некой рукописи приписывалось преп. Иоанну Ликопольскому, а в двух других – преп. Иоанну Отшельнику 29 . Осер доказывал принадлежность этого сочинения последнему, одновременно говоря о необходимости различать трех Иоаннов: первого – православного святого, второго – пантеиста-гностика, который, возможно, является Иоанном Египетским, учение которого было осуждено монофизитом Филоксеном Маббугским, и третьего Иоанна – монаха, осужденного на несторианском соборе 786/7 года 30 . Известна рукопись с сочинением, приписываемым Аврааму Натпарскому и представляющим из себя незначительно переработанный текст “О молитве” с короткими фрагментами из тахвит Афраата во вступлении 31 . В другой рукописи текст “О молитве” с незначительными расхождениями приписывается монофизиту Филоксену Маббугскому 32 . Брок считает, что сочинение Авраама Натпарского “Заповеди и наставления” целиком состоят из фрагментов одной из тахвит Афраата, но в другой рукописи это произведение с незначительными отличиями и под другим названием приписывается уже преп. Иоанну Отшельнику 33 . Еще в одной рукописи приписка на полях указывает автором сочинения “О молитве” свт. Василия Великого 34 . В арабском переводе, записанном сирийскими буквами (рукопись Vat. syr. 198), сочинение “О молитве” и вовсе приписывается преп. Исааку Сирину 35 . Даже сам митр. Иларион отрицает, что автором некоего текста, направленного против православных, является преп. Исаак, несмотря на соответствующее надписание 36 . Митр. Иларион указывает, что лже-второй том содержится полностью или частично в девяти рукописях с надписанием имени преп. Исаака, однако существует и девять монофизитских и одна, как кажется, несторианская рукопись (наиболее ранняя датируется концом XIII века) на сирийском языке, где преп. Исааку приписывается т. н. “Книга благодати”, авторство которой сейчас усваивается Симеону д-Тайбуте, жившему в VII веке 37 . Основным аргументом такой атрибуции считается наличие двух рукописей X и XIII веков, где лишь фрагменты этой книги приписываются Симеону 38 . Так что такой аргумент митр. Илариона о количестве надписаний не является весомым даже в мирской науке. У православных подобное приписывание преп. Исааку этого сочинения отсутствует. Митр. Иларион говорит, что сочинения некоторых Отцов дошли до нас лишь в одной-двух рукописях, однако православные руководствуются не количеством надписаний, а церковной рецепцией авторства тех или иных текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

– «Говорят, что на Новой Земле есть половинчатые люди – с одним глазом, рукой и ногой; одна половинка чуть-чуть может шевелиться, а две половинки, схватившись вместе, так быстро бегают, что их ни за что не догонишь; видели ли вы там таких людей?» – Да, видел, даже гонялся за ними, да где же угонишься!», шутил офицер. При таком невежестве и неразвитии религия не может быть религией духа, а только религией формы, внешности, обряда: сделать столько-то поклонов, прочитать определенное количество кафизм, молитв и т. д. Я говорю, конечно, о массе, а не об отдельных личностях 77 . Круг духовных интересов монашествующих очень узок: хозяйственные и ремесленные дела обители, поступки и поведение начальства, пересуды, даже нередко сплетни, отчасти чтение книг и беседа между собою на религиозные темы. Летом, за недостатком времени и массой различных впечатлений, не читают, а зимой, когда спокойнее, скучнее и больше свободного времени, многие не забывают и книг, конечно, религиозного содержания. Книги берутся из своей довольно обширной библиотеки, содержащей, наверное, все, что имеется на русском языке по части аскетизма. В Соловецкой библиотеке и в её скитских отделениях имеется 7500 книг, записанных под 4000 нумерами и имеющих до 1000 названий. Наибольшее количество экземпляров падает на следующие сочинения: Разные богослужебные книги – 1018 экз., Псалтирь следовательная – 320, Апостол – 88, Новый Завет – 68, Библия – 61, Евангелие – 58, Беседы Иоанна Златоуста – 56, Лествица Иоанна Лествичника – 49, Четьи Минеи – 38 экз., т. е. 456 книг, Писания Ефрема Сирина – 34 экз., Добротолюбие – 29, Беседы Василия Великого – 20, Писания Григория Назианзина – 15 экз. и т.д. Библиотека содержит также большое количество различных духовных журналов. В 1885 году выписывались следующие журналы и газеты: «Православный собеседник», «Чтение любителей духовного просвещения», «Творения Св. Отец», «Душеполезное чтение», «Труды Киевской Дух., Академии», «Православное обозрение», «Церковный Вестник», а из светских – только «Русская старина» и «Московские Ведомости». Кроме того, с восьмидесятых годов шесть человек братии сообща на свои деньги выписывали «Свет» и газету Гатцука. Чтение светских книг, кроме справочных и учебных, считается вообще неприличным, даже предосудительным монаху, а потому светских книг в библиотеке очень немного, да и те попали сюда как-нибудь случайно – это разные учебники, гражданские истории, лечебники, книги по разным мастерствам и механике и даже несколько разрозненных книжек светских журналов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мартиролог Флора Лионского (IX в.) под 19 окт., следуя Иеронимову Мартирологу, указывает память П. под 19 окт., однако вместо 9 др. мучеников названы 49 и не указана память 8 окт. Мартиролог Адона Вьеннского полностью следует Мартирологу Флора, а под 8 окт. отмечена память Пелагии, «называемой грешницей», т. е. прп. Пелагии Антиохийской (MartAdon. 1984. P. 350). Мартиролог Узуарда вслед за Флором Лионским также под 19 окт. помещает память П., а под 8 окт.- память прп. Пелагии Антиохийской. Римский Мартиролог кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) содержит день памяти П. под 9 июня (MartRom. P. 230); здесь, очевидно, воспроизводится память, указанная в Синаксаре К-польской ц. под той же датой. Также под 19 окт. в Римском Мартирологе стоит память «мучеников Вероника, Пелагии девы и еще 49 антиохийских» без сказания (MartRom. P. 462). Современная редакция Римского Мартиролога не включает указанных выше памятей, но под 8 окт. содержит отдельную память П. (MartRom. (Vat.). P. 529). Память П. со сказанием была при переводе с греческого языка (кон. XI - нач. XII в.) включена в слав. нестишные Прологи (см.: Славяно-русский пролог по древнейшим спискам. М., 2010. С. 178-180), причем сказание следует версии, в которой отсутствует упоминание о самоубийстве П. Также память святой входит и в стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 29-30); впосл. сказание о П. было внесено в ВМЧ свт. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 89 паг.]). В «Книге житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , митр. Ростовского, мученичество П. описано кратко ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Т. 1 . Л. 196 об.). Ист.: BHG, 1477-1477d; Ioan. Chrysost. De sancta Pelagia virgine et martyre//PG. 50. Col. 579-586 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Похвальные беседы о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей//Творения. Т. 2. Кн. 2. С. 622-631); Amros. Mediol. De virginib. 3. 7. 33//PL. 16. Col. 229 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. О девственницах//Собр. творений. М., 2012. Т. 2. С. 177); idem. Ep. 37 ad Simplicianum//PL. 16. Col. 1139-1140 (рус. пер.: Он же. Письмо 7. 38//Там же. 2014. Т. 4. Ч. 1. С. 177); ActaSS. Oct. Т. 8. P. 421-423; SynCP. Col. 117-120; PO. 10. P. 21; Euseb. Hist. eccl. VIII 12//PG. 20. Col. 769, 772; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 310-311; ЖСв. Окт. С. 198-199; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 380; MartUsuard//PL. 124. Col. 593-594; Frauchi de " Cavalieri P. La «Homilia II in S. Pelagiam» e veramente di S. Giovanni Crisostomo?// Idem. Note agiografiche. R., 1935. Vol. 8. P. 279-303. (ST; 65).

http://pravenc.ru/text/2579918.html

Подвиг воздержания относится не только к получению удовольствия от яств, но простирается на всякое устранение препятствий (к духовности). Поэтому воздержанный, побеждая чрево, не будет (в то же время) уступать славе человеческой, и преодолевая постыдную похоть, не поработится богатством или другим каким-нибудь неблагородным расположением, например гневом. Есть воздержание языка – не говорить много и не говорить пустого, владеть языком и не злословить, не празднословить.., не клеветать одному на другого.., не пересуживать брата, не открывать тайн, не заниматься тем, что не наше. Есть воздержание и для глаз владеть зрением, не устремлять взора или не смотреть внимательно на все приятное или на что-либо неприличное. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 28 ). Управляй своим глазом, чтобы когда-нибудь через зрение не вторглись в тебя стремительные волны вожделения. Святитель Василий Великий ( 7, 190 ). Испроси себе Хранителя оку твоему, пусть не смотрит оно на возбуждающее к вожделению и не передает похоти сердцу, чтобы сердце не разлучалось с Царством. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 349 ). Часто глаз становится входом многих смертей: видит он раздраженного и сам возбуждается к той же страсти, видит благоденствующего не по достоинству и воспламеняется завистью, видит горделивого и впадает в ненависть. Или видит красивое лицо и впадает в вожделение. Святитель Григорий Нисский ( 17, 461 ). Храни очи твои – и сердце твое не узрит зла. Преподобный Авва Исаия ( 34, 95 ). Не дозволяй глазам своим смотреть по сторонам и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой ( 25, 151 ). Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стезей целомудрию ( 25, 155 ). Кто обуздывает очи свои, тот делается легким, а у кого взор блуждает, тот возлагает на себя бремя ( 25, 167 ). Кто постоянно хранит взор чистым и целомудренным, тот узрит наивысшую красоту рая. Преподобный Ефрем Сирин ( 29,386 ). Глаз создан для того, чтобы мы, видя им творения Божии, прославляли их Создателя ( 38, 205 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Пролог (§ 1–2) Часть I. О вере, или о символе истинной веры Глава 1. Триадология (§ 3–6) Полемика с савеллианством и арианством (§ 3–4) (§ 5) (§ 6) Глава 2. Христология (§ 7–24) О свойствах Второго Лица Троицы (или о Воплощении) (§ 7–10) Божество Христа (§ 11–13) Человечество Христа (§ 14–15) Плотское влечение и совокупление (или о передаче первородного греха) (§ 16) Соединение Слова и плоти в одном Лице Христа (§ 17–20) О двух природах во Христе (§ 21) Тайна Жертвы Христовой (§ 22–24) Глава 3. Учение о творении и о том, как Бог действует в мире (§ 25–32) Откуда происходят и [как] изменяются сотворенные природы (§ 25) [О том, как] различаются тела небесные и земные (§ 26) [О том, что] Бог повсюду (§ 27) Бог — жизнь всего (§ 28–29) О свободном произволении духовной и разумной природы (§ 30–32) Глава 4. Эсхатология (§ 33–35) О Суде Божием (§ 33) Происхождение нечестивой жизни (§ 34) Тела нечестивых (или о воскресении плоти) (§ 35) Глава 5. Учение о Церкви (§ 36–44) О покаянии (§ 36) Ключи Петра (§ 37–38) Хула на Духа Святого (§ 39–40) О том, что не следует повторять крещения (§ 41) Вселенская Церковь (§ 42) О воздержании (§ 43) Соблюдение обетов (§ 44) О вере, или о символе истинной веры, к Петру 1. Сын Петр, я получил письмо твоей милости, где ты выражаешь желание направиться в Иерусалим и просишь нашими письмами наставить тебя правилу истинной веры, которого тебе должно придерживаться в тех краях, дабы никакое измышление еретической лжи не могло застичь тебя врасплох. Я рад тому, что ты испытываешь беспокойство за истинную, достойную защиты веру, свободную от всякого нечестивого заблуждения, без которой никакое обращение не только не может быть полезно, но даже и быть не может. Ведь апостольское Послание говорит, что без веры угодить Богу невозможно (Евр 11:6). Ибо вера — основание всякого блага. Вера — начало человеческого спасения. Без нее никто не может относиться к числу сынов Божиих, поскольку без нее ни в этом веке никто не получит благодати оправдания, ни в будущем не наследует жизнь вечную. И если кто-либо здесь [в этой жизни] не прошел через веру, [тот] не приходит к созерцанию [Бога в жизни будущей]. Без веры всякий труд человека тщетен. Всякий, кто желал бы угодить Богу через презрение к миру, но без истинной веры, подобен тому, кто, стремясь к отчизне, где, как он знает, будет ему блаженно житься, оставляет прямой путь и неосторожно следует заблуждению, вследствие которого он не достигнет блаженного Града, но низвергнется в пропасть, где не радость дается пришедшему, но погибель настигает падшего.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

Среди проповедей и речей выделялись Слова митр. Григория, особенно многочисленные в 1858 г. 1-34, от 1 до 4 в каждом номере), речи при наречении мн. епископов (в т. ч. свт. Феофана Затворника во епископа Тамбовского (1859. 23)), «Слова по случаю пожаров, бывших в Тамбове в 1860 г.» (1860. 45. С. 241-256; 46. С. 273-281; 49. С. 371-379) и др. поучения свт. Феофана. Также заслуживают внимания «Катехизические беседы» прот. И. Яхонтова (1859. 40. С. 1-11; 42. С. 77-84; 45. С. 209-217; 49. С. 374-385; 50. С. 419-427; 52. С. 531-545), ст. Шаврова «Отпадение человека от Бога и его возвращение к Богу» (1859. 6, 13), «Советы молодому священнику» прот. Феодора Гиляровского (1868-1869). Публиковались агиографические материалы: жития, составленные свящ. Константином Добронравиным (впосл. епископ Псковский Ермоген ) (1858), П. И. Савваитовым (1858), свящ. Димитрием Флоринским (равноапостольных Константина и Елены (1860. 38. С. 57-70; 43. С. 177-196; 45. С. 256-272; 47. С. 301-328; 49. С. 380-397)), П. М. Сладкопевцевым («О святых юродивых Христа ради» (1860. 30. С. 362-368; 31. С. 369-381; 33. С. 428-438)), ст. свящ. Александра Преображенского «Значение мученических актов древности» (1858. 49. С. 397-405), переводы мученических актов (1858-1860), «О святых столпниках» прот. Василия Нектарьевского (1859. 35. С. 288-301; 36. С. 326-339), переводы житий греч. новомучеников свящ. Петра Соловьёва (напр., о св. Иоанне Новом, мч. Янинском (1861. 15, 17)). В «Д. б.» были напечатаны переводы святоотеческих текстов: посланий и др. творений свт. Фотия К-польского (1859-1866; анонимный очерк о нем опубл. в 3-4 за 1859), «Латинянина» Марка Эфесского (1859. 29. С. 73-80), «Изложения веры» Митрофана Смирнского (1859. 37. С. 343-344), «Изъяснения десяти заповедей» Григория Паламы (1860. 9. С. 273-285), «Гимна Спасителю» Григория Двоеслова (1869. 1. С. 14-16) и др. В журнале встречались изъяснения евангельских чтений и притч (напр., «Изъяснение притчи о домоприставнике» Новомиргородского еп. Софонии (Сокольского) (1869.

http://pravenc.ru/text/180643.html

Семь дней или суток составляли неделю ( Быт. 29:27–28 ). Седьмой день посвящался Господу – в память покоя Творца по окончании творения мира, откуда и дано ему название суббота, т. е. покой ( Быт. 2:2 ; Исх. 20:11 ). Отдельные дни не имели особых названий, а обозначались просто числами: первый, второй день и т. далее, начиная от субботы ( Мк. 16:2 ; Лк. 24:1 , Ин. 20:1 ). Иудеи-эллинисты называли пятницу παρασχευ, т.е. приготовление, так как этот день они посвящали приготовлению к празднованию субботы. Суббота имела весьма большое значение в общественной жизни иудеев и строго соблюдалась до позднейшего времени. Как закатом и восходом солнца определялись дни, так движением луны определялись месяцы ( Сир. 43:6–8 ). Месяцы были совершенно лунные, и так как вращение луны вокруг земли совершается в 29 ½ дней, то и месяцы у евреев попеременно были в 29 и 30 дней, причем первые назывались „недостаточными“ и последние – «полными». Сначала они не имели особых названий и различались лишь по числовому обозначению их – первый, второй месяц и т. д. ( Быт. 7:11; 8:4–5 ), но с течением времени вошли и особые названия, хотя в Пятикнижии такое название носит только один месяц Авив, т. е. месяц новых колосьев, сделавшийся началом священного года и получивший впоследствии название Нисана ( Исх. 12:2; 23:15 ; Втор. 16:1 ). Во время вавилонского плена иудеи усвоили халдейские названия для месяцев, которые и вошли в окончательное употребление. Вот эти названия в последовательном порядке месяцев священного года, с обозначением соответствующих месяцев по нашему календарю: 1) Нисан, древний Авив ( Неем. 2:1 ), в 30 дней, соответствует марту. 2) Зиф ( 3Цар. 6:1 ), месяц цветов, в 29 дней, соответствует апрелю. 3) Сиван ( Вар. 1:8 ), в 30 дней, соответствует маю. 4) Таммуз в 29 дней, соответствует июню. 5) Аб в 30 дней, соответствует июлю. 6) Елул ( Неем. 6:15 ), в 29 дней, соответствует августу. 7) Тисри или Афаним ( 3Цар. 8:2 ), в 30 дней, соответствует сентябрю. 8) Бул ( 3Цар. 6:38 ), месяц дождей, называемый также Мархесван, в 29 дней, соответствует октябрю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010