60 Там же.3, 15. Op. cit., 59,149—151 (р. п.: С. 169 (241)). 61 Там же. Op. cit., 59,128—131 (р. п.: С. 168 (240)). 62 Т. е., через отрицание они утверждают отсутствие в Боге смертности, ограниченности, тварности и т.п., и таким образом именуют его Бессмертным, Бесконечным, Нетварным и т. д. 63 Кирилл Александрийский. О Троице, 11. PG 77,1145BC. 64 Василий Великий (Евагрий Понтийский). Письмо 8, 11. PG 32, 265А. (р. п.: Цит. изд. С. 24) 65 Максим Исповедник. Главы о богословии, 2, 86. PG 90,1165AB (р. п.: С. 252). 66 Там же. 1, 68. PG 90, 1108С (р. п.: С. 226). 67 Григорий Нисский. Опровержение Евномия, 3. PG 45, 604B. (р. п.: Цит. изд. Т. 2. С. 183). 68 Дионисий Ареопагит. Послание 2. С. 768—770 (р. п.: С. 769—771). 69 Он же. О божественных именах, 2,1. С. 242 (р. и.: С. 243). 70 Он же. О небесной иерархии, 1, 2. С. 38 (р. п.: С. 39). 71 Там же. С. 40 (р. п.: С. 41). 72 Василий Великий. О Святом Духе, 24. PG 32, 173AB (р. п.: С. 319—320). Ср.: Рим.8:2; Деян.1:8. 73 Василий Великий. Против Евномия, 5. PG 29, 753С (р. п.: С. 214). 74 Дионисий Ареопагит. Послание 2. С. 768—770 (р. п.: С. 769—771). 75 Он же. О церковной иерархии, 1, 4. С. 574 (р. п.: С. 575). 76 Василий Великий. Против Евномия, 5. PG 29, 761AB (р. п.: С. 220). 77 Здесь игра слов, т. к. Акиндин переводится как «безопасный». 78 Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна 32, 1. PG 59, 183B (р. п.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. СПб.: СПбДА, 1902. Т. 8. Репринтное издание: M.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. С. 205). 79 Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию, 61, схолия 16. PG 90, 644D (р. п.: С.. 80 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 8. С. 266 (р. п.: С. 267). 81 Там же, 2, 7. С. 264 (р. п.: С. 265). 82 Максим Исповедник. О недоумениях к Иоанну, 110 (36). PG 91, 1308B (р. п.: С. 280). Также см.: Вопросоответы к Фалассию, 22. PG 90, 320А (р. п.: Творения преподобного Максима Исповедника. M.: Мартис, 1994. Кн.2. С. 64). 83

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3132...

2. Бог-Слово существует вечно, и Он окрылил 28 рыболовов для богословия 29 . Поэтому апостол Иоанн восклицает: В начале было Слово 30 , и Слово было у Бога(Ин 1:1) 31 . Посмотри на точность выражения Евангелиста. Он не говорит — в начале было рождено Слово. Он возвещает не происхождение, а существование 32 . Так как происхождение предполагает указание на основание своего бытия, а коль скоро Евангелист стремится представить безначалие 33 Сына, то он умалчивает о Его рождении и проповедует существование. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1) 34 . Этих трех положений достаточно для прочного основания Церкви 35 . Кто же тебя, Иоанн 36 , этому научил 37 ? Озеро 38 ? — но оно не учит вере; рыболовство? — но оно не говорит о Боге; Зеведей 39 ? — но он простец; твое отечество 40 ? — но оно всего только бедное селение; твои соотечественники? — но они невежды; иудеи? — но они не веруют; Закон? — но он лишь тень будущих благ(Евр 10:1); Моисей? — но он тяжело говорил и был косноязычен (см. Исх 4:10); Авраам? — но он был только прах и пепел(Быт 18:27) 41 ; Давид? — но он червь, а не человек(Пс 21:7); Пророки? — но покрывало Закона еще оставалось неснятым(см. 2 Кор 3:13–16). Итак, как же ты сумел сказать, — в начале было Слово(Ин 1:1); Кто же тебя вознес на такую высоту [умозрения]; Кто одарил тебя этими крыльями 42 ? Ты забыл о человеческом естестве 43 , отрешился от земли, преодолел воздушное пространство, миновал эфир, вознесся превыше небес, превзошел ангельские чины, пронесся мимо серафимов и херувимов, приблизился к царскому трону и преклонил главу на груди Царя 44 . Ты получил крылья благодаря вере 45 , когда, прогремев подобно трубе, сообщил [истину] веры, недоступную разуму, когда во всеуслышание, подобно грому, возвестил непостижимое рождение и, как глашатай, провозгласил безначальное бытие, сказав: В начале было Слово(Ин 1:1), в том начале, которое не имеет ничего общего с началом времени 46 . В начале было Слово (Ин 1:1), ибо прежде всякого начала [времени] было Слово. Слово было 47 , а не произошло, ибо Оно 48 , будучи непостижимым для ума, простым, несоставным, недоступным, неизведанным 49 , вечным, неделимым, неизменяемым, несотворенным, во всем Таким же, Каков Родивший, было рождено бесстрастно 50 . В начале было Слово, — чем показал изначальность 51 [сыновней] ипостаси; и Слово было у Бога, — чем удостоверил единство и неделимость Божественной сущности; и Бог было Слово (Ин 1:1), — чем указал на неизменяемость Божественной природы. Оно было в начале у Бога(Ин 1:2), — чем обозначил совечность Сына с Отцом. Все чрез Него начало быть (Ин 1:3), — чем показал, что творение мира было совершено свободно. Все начало быть (Ин 1:3), — прежде было сотворено, а ныне — обновлено 52 .

http://pravmir.ru/slovo-na-svyatuyu-pash...

75 Григорий Богослов. Слово 38, 11. PG 36, 324А (р. п.: Т. С. 527). 76 Максим Исповедник. Πρς M αρινον . PG 91, ЗЗА. 77 Он же. О недоумениях к Иоанну, 78 (16). PG 91, 1253D (р. п.: С. 229). 78 Григорий Нисский. К Евномию, 2, 1, 678. W. Jaeger, 1, р. 364; PG 45, 461AB (р. п.: С. 118). 79 Григорий Богослов. Слово 45, 3. PG 36, 625С (р. п.: С. 663). 80 Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, 4,1. С. 78 (р. п.: С. 79). 81 Максим Исповедник. Главы о любви, 1, 100. PG 90, 981D–984A (р. п.: Творения преподобного Максима Исповедника. ?., Мартис, 1993. Кн. 1. С. 106–107). 82 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 5, 2. С. 404 (р. п.: С. 405). 83 Там же, 5, 1. С. 402–404 (р. п.: С. 403–405). 84 Там же, 12, 4. С. 546 (р. п.: С. 547). 85 Василий Великий. Послание 234. PG 32, 868С (р. п.: С. 282). 86 Афанасий Александрийский. Dialogi duo contra Macedonianos [Sp.], 1, 14. PG 28, 131ЗА. 87 Максим Исповедник. Κεφαλαια διαφορα θεολογικα τε και οικονομικα και περ αρετς και κακας , 1, 42. PG 90, 1193d (р. п.: с. 253). 88 Он же. О недоумениях к Иоанну, 2. PG 91, 1076С (р. п.: С. 64). 89 Дионисий Ареопагит. Послание 2. С. 768–770 (р. п.: С. 769–771). 90 Григорий Нисский. К Евномию, 2, 572–579. W. Jaeger, 1, 393–395; PG 45, 1101D–1105A. 91 Там же. W. Jaeger, 1, 396. PG 45, 1105С. 92 Там же. W. Jaeger, 1, 273. PG 45, 965В. 93 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 3,1. С. 280 (р. п.: С. 281). 94 Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна 30, 2. PG 59, 174А (р. п.: С. 193). 95 Василий Великий. Против Евномия, 2. PG 29, 648А (р. п.: С. 120). 96 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 7. С. 262 (р. п.: С. 263). 97 Он же. О церковной иерархии, 1, 4. С. 574 (р. п.: С. 575). 98 Дионисий Ареопагит. Послание 2. С. 768–770 (р. п.: С. 769–771). 99 Григорий Нисский. К Евномию, 2, 166. W. Jaeger, 1, 271. 100 Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, 1, 3. С. 40 (р. п.: С. 41); 3, 3, С. 76 (р. п.: С. 77). 101 Там же, 12, 3. С. 158 (р. п.: С. 159); 13, 3. С. 166–168 (р. п.: С. 167–169).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3136...

Души наши славят Дух Святой Его. 8 . Ибо вышел поток и обратился в реку великую и широкую, И все увлек [за собой], истолок и принес к храму. 9 . Не смогли удержать его ни плотины людские, Ни умение тех, кто преграждает воду. 10 . Но прошел он по лицу всей земли, И все наполнил [собой]. 11 . Пили все жаждущие на земле, И ослабла жажда и утолилась. 12 . Ибо от Всевышнего дано это питье. 13 . Блаженны служители этого питья, Те, кто верен воде Его. 14 . Она успокоила 27 пересохшие губы И воскресила ослабевшую волю. 15 . Души, которые были близки к исходу, Она удержала от смерти, 16 . Ослабевшие 28 члены Выпрямила и подняла, 17 . Дала силу ногам 29 их И свет глазам их, 18 . Чтобы все познали себя в Господе И жили водою живой и неиссякаемой 30 . Аллилуйя. Ода 7 1 . Как поток гнева на беззаконие, Так поток радости о Возлюбленном, И я непрестанно 31 приношу от плодов Его. 2 . Радость моя – Господь, и к Нему мое устремление. Вот 32 путь мой прекрасен, 3 . Ибо помощник мой Господь: Он дал мне познать Себя в Своей простоте без зависти, Потому что Его благость умалила Его величие. 4 . Он уподобился мне 33 , чтобы я принял Его, Стал 34 по виду 35 как я, чтобы мне облечься в Него. 5 . Я не затрепетал, когда увидел Его, Потому что Он Сам излил на меня [Свою] милость 36 . 6 . Уподобился мне по природе 37 , чтобы мне постичь Его И моему образу 38 , чтобы я не отвратился от Него. 7 . Отец 39 познания Есть Слово знания. 8 . Тот, Кто сотворил премудрость, Мудрее Своих творений 40 . 9 . И Тот, Кто сотворил меня до того, как я пришел в бытие 41 , Знал, что я сделаю, когда приду в бытие. 10 . Поэтому Он помиловал меня по множеству Своей милости И сподобил 42 меня молиться Ему и приобщаться к Его жертве 43 . 11 . И хотя только Он пребывает нетленен – Завершение веков и их Отец – 12 . Он соизволил 44 явиться к Своим, Чтобы они познали Создавшего их, И не полагали, что они произошли сами по себе. 13 . Он проложил путь к познанию, Распростер его в ширину и в длину и довел до полного совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

...Сойдет Сын Божий... и будет в образе вашем. И князь мира... прострет руки свои на Него, и повесят Его на древе, и убьют, не ведая, кто Он. И сойдет Он во ад, и нагим и опустошенным сделает всю призрачность его 26 , и возьмет в плен князя смерти и сокрушит всю силу его и воскреснет в третий день, взяв с Собой некоторых праведников 27 , и пошлет проповедников Своих по всей вселенной... 28 В том же памятнике Вечный (Бог Отец) говорит Своему Сыну: «Выйди и сойди со всех небес и пребудь в мире; дойти даже до того ангела, который в аду 29 ... и суди князя [смерти] и ангелов его и мир, которым они обладают» 30 . После чего Сын Божий сходит последовательно с седьмого на первое небо и затем на «твердь», «где сидит князь века сего» 31 . В другом христианском фрагменте II в., интерполированном в «Завет Ашера», иудейский апокриф II в. до Р. Х., говорится о том, что Всевышний, придя на землю и сойдя в воду (имеется в виду крещение Иисуса в Иордане), поразил голову находящегося там дракона 32 . Это не что иное, как развитие новозаветной «крещальной темы»: победа Христа над диаволом при сошествии во ад символически изображается на материале евангельского рассказа о крещении Иисуса от Иоанна в Иордане. В дальнейшем эта тема найдет свое развитие как в византийской иконографии, так и в богослужебных текстах. В частности, в молитве на великом водоосвящении читаем: «Ты и Иорданския струи освятил еси, с небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев». О сошествии во ад упоминается несколько раз в «Завещаниях двенадцати Патриархов» 33 . Основной текст этого иудейского апокрифа датируется первой половиной I в. до Р. Х., однако дошедшая до нас греческая версия является его христианской переработкой 34 . Тема победы над адом звучит в следующем тексте: «...Скалы рухнут, и солнце погаснет, и воды высохнут, и всякое творение смутится, и незримые духи истощатся, и ад лишится защиты своей [от страданий Всевышнего]» 35 . В другом месте речь идет о победе Господа над Велиаром: «И приведет вам Господь спасение от [Иуды и] Левия, и поведет Он войну против Велиара и отмщение воздаст за святых Своих. И заберет пленных у Велиара [ – души святых], и обратит сердца непокорные к Господу» 36 . Наконец, в третьем случае речь идет об исшествии Христа из ада после Своего страдания и смерти: «[И раздерется завеса в храме, и перейдет Дух Божий к народам... И поднявшись из ада, взойдет Он от земли на небо. Познал я, сколь смирен будет Он на земле и сколь прославлен на небе]» 37 . В апокрифе, таким образом, ясно прослеживается раннехристианское учение о том, что после Своей крестной смерти Христос сошел во ад, одержал победу над Велиаром, освободил из ада души святых и взошел на небо 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

21 Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, 2. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Часть 5. М., б.г., с.82. 22 То есть па Евхаристическом собрании, на Литургии. — Прим. пер. 23 Против иудеев. Слово 3, См.; Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.673—675. 24 О священстве. Слово 6. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.471. 25 Имеется в виду, если эти грехи мы не исповедуем. — Прим. пер. 26 Кн.8, гл.14. 27 Литургия св. Василия Великого, молитва священника на «Главы ваша Господеви приклоните». 28 Литургия св. Иоанна Златоуста, молитва священника после преложения Святых Даров. 29 Молитва 2-я ко Святому Причащению. 30 Буквально — «обнаженным от благодати». — Прим. пер. 31 См. Лавсаик Палладия, епископа Еленопольского. М., 1992, с.37—38. Гл.18. О Макарии Египетском. 32 Беседа 32 на Евангелие от Матфея. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т.7. Кн.1. СПб., 1901, с.359—360. 33 Толкование на Второе Послание апостола Павла к Коринфянам. Беседа 18. См.: Указ. издание. Т.10. Кн.1. СПб., 1904, с.632. 34 См.: Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М., 1994, с.93. 35 Гл. 13. 36 Против иудеев. Слово 3. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.674. 37 Слово 2. На сотворение мира. 38 Слово 28. 39 Против иудеев. Слово 3. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.673—676. 40 Беседа о Крещении Господа и о Богоявлении. См ; Указ. изд. Т.2. Кн.1. М., 1993, с.406. 41 Слово о серафимах. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т.6. Кн.1. СПб., 1900, с.427. 42 Кн.4, гл.2. На Евангелие от Иоанна. 43 «Все входящие в церковь и слушающие священные писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от Причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3713...

19. Василий Великий , свт. Беседы//Творения. Ч. IV. М.: Типография Августа Семена, 1846. Репринт: М.: Паломник, 1993. 20. Василий (Родзянко) , еп. Теория распада вселенной и вера отцов. М., 1996. 21. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление//Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 22. Вигуру Ф. Руководство к изучению Библии. Т. I. Рус. перевод. М., 1897. 23. Владимир Киевский, свщмч. Где истинное счастье: в вере или неверии? М., 1998. 24. «Вся премудростию сотворил еси…» Труды семинара ПСТГУ «Наука и вера». Выпуск 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 25. Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1–2. Троице-Сергиева Лавра, 1994. 26. Григорий Нисский , свт. Об устроении человека. СПб.: Аксиома, 1995. 27. Григорий Нисский , свт. Творения. М., 1862. 28. Григорий Палама , свт. Беседы (омилии). Ч. 1, 2. М.: Паломник, 1993. 29. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. 30. Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и труды о. Серафима (Роуза) Платинского//М., 2001. 31. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование. Т. I. Ч. 1. СПб., 1885. 32. Дарвин Ч. Происхождение видов. М.: Гос. изд-во с.-х. лит., 1952. 33. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. М., 1953. 34. Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1909. 35. Димитрий Ростовский , свт. Летопись. М., 1998. 36. Дионисий Ареопагит , сщмч. Божественные имена//Мистическое богословие. Киев., 1991. 37. Дионисий Ареопагит , сщмч. О божественных именах. СПб., 1994. 38. Добротолюбие. Т. 1–5, М., 1895. 39. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. М., 1900. 40. Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения. Изд-во СвятоУспенского Псково-Печерского монастыря, 1994. 41. Евангелие от Марка с беседами прот. Алексея Уминского. М.: Никея, 2013. 42. Ефрем Сирин , прп. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. Сергиев Посад, 1901//Репринт: М., 1995. 43. Ефрем Сирин , прп. Творения. Т. 2. Сергиев Посад, 1901//Репринт: М., 1995. 44. Ефрем Филофейский. Моя жизнь со старцем Иосифом. Москва–Ахтырка: Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2012.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

29 . Афинагор Афинянин . Прошение о христианах/Пер. прот. П. Преображенского //СДХА. 30 . Белоброва O. A. Андрей Критский в древнерусской литературе и искусстве//ТОДРЛ. 1999. Т. 51 [публикация древнерусской версии «Жития» святого (BHG 113 – 114с)]. 31 . Св. Василий Великий . Беседы. М., 2001. 32 . Св. Василий Великий . О Святом Духе к Св. Амфилохию, епископу Иконийскому//Св. Василий Великий . Творения... М., 1846 (репр.: М., 1993). Ч.3. 33 . Св. Василий Великий . Первая гомилия на Шестоднев. Вторая гомилия на Шестоднев/Пер. и комм. О. Нестеровой//Символ. 1996. Декабрь. 36. 34 . Византийский сатирический диалог/Изд. подг. С. В. Полякова и. В. Феленковская. Л., 1986. (Литературные памятники). 35 . Св. Григорий Богослов . Пять слов о богословии. М., 2000. 36 . Св. Григорий Нисский . О блаженствах. М., 1997. 37 . Св. Григорий Нисский . Об устроении человека/Пер. В. М, Лурье подред. А. Л. Берлинского. СПб.1, 19952; 2000. 38 . Св. Григорий Нисский . О жизни Моисея Законодателя/Пер. А. С. Десницкого . М., 1999. 39 . Св. Григорий Нисский . Изъяснение Песни Песней Соломона//Св. Григорий Нисский . Творения. М., 1862. Ч.3 (репр.: М., 1999). 40 . Преп. Григорий Синаит . Творения/Пер. с греч., прим. и посл. еп. Вениамина (Милова) . М., 1999. 41 . Св. Григорий Чудотворец . Благодарственная речь Оригену /Пер. Н. [И.] Сагарды//Отцы и учители Церкви III века/Сост., биогр. и библиогр. статьи иером. Илариона (Алфеева) . М., 1996. Т. 2. 42 . Св. Григорий Чудотворец . К Феопомпу, о возможности и невозможности страданий для Бога/Пер. Н. [И.] Сагарды//Там же. 43 . Димитрий Кидонис. Монодия на павших в Фессалонике/Пер. М. А. Поляковской//Поляковская М. А. Портреты византийских интеллектуалов. 44 . Дионисий Ареопагит [(Псевдо-)]. О церковной иерархии. Послания/Пер. Г. М. Прохорова под ред. В. М. Лурье. СПб.: Алетейя, 2001.1 (Византийская библиотека). 45 . Древний патерик, изложенный по главам/Пер. с греч. М., 1899 (репр.: М., 1991). 46 . Евагрий. Слово о духовном делании, или Монах/Пер. А. И. Сидорова //Творения аввы Евагрия. М., 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Разбор римского учения о главенстве, сделанный на основании голоса древней восточной церкви. § 26. Задача и разделение главы § 27. I) Разбор – на основании учения; разделение отдела § 28. 1) Разбор на основании творений св. Игнатия богоносца § 29. 2) Разбор на основании творений Климента Александрийского § 30. 3) Разбор – на основании творений Оригена § 31. 4) Разбор – на основании послания Фирмилиана Кесарийского § 32. 5) Разбор – на основании творений Евсевия Кесарийского § 33. 6) Разбор – на основании других письменных памятников древней восточной Церкви первых веков § 34. II. Разбор на основании деяний: разделение отдела §35. 1) Разбор на основании исторических событий, из которых, по притязанию римских богословов, видно будто бы, что древняя восточная Церковь признавала за римским епископом право судить окончательно все сомнительные вопросы и дела в Церкви: разграничение этого отдела § 36. А) Разбор – на основании поведения древних восточных еретиков в отношении к римской кафедре § 37. Разбор – на основания поведения православных христиан древней восточной церкви в отношении к римской кафедре: части этого отдела § 38. а) Разбор – на основании сношений христиан коринфских со св. Климентом Римским, по поводу возникших в Коринфе несогласий § 39. Разбор – на основании сношений св. Поликарпа Смирнского с Аникитой Римским по вопросу о времени празднования пасхи § 40. в) Разбор – на основании отношений восточных церквей к римскому епископу Виктору, по поводу разногласия о времени празднования пасхи § 41. т) Разбор – на основании сношений Оригена с Римом и римским епископом Фабианом § 42. д) Разбор – на основании сношений церквей восточных с Римским епископом Корнилием по делу раскольника Новатиана § 43. е) Разбор – на основании сношений церквей восточных с Римским епископом Стефаном, по вопросу о крещении еретиков § 44. ж) Разбор – на основании сношений Дионисия, епископа Александрийского, с римскими Ксистом и Дионисием, § 45. з) Разбор – на основании сношений церквей восточных с римским епископом Дионисием по делу Павла Самосатского § 46.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Смерть Д. Г. во всех источниках отнесена к 18 окт., но различаются указания на год. Согласно Типографской летописи, святитель скончался в 6935 (1427) г., при этом сообщается, что он «пас Церковь Божию 7 лет и 5 месяцев»; в таком случае Д. Г. преставился в 1425 г., что, по-видимому, является правильной датой. 6933 (1425) год фигурирует в нек-рых списках «Сказания о начале Спасо-Каменного монастыря», в частности в сб. РНБ. Соф. 1457, сер. XVI в. Др. встречающиеся даты (напр., 6903 (1395)) являются результатом описок. Д. Г. был погребен в ростовском кафедральном Успенском соборе. Почитание О местном почитании Д. Г. в Спасо-Каменном мон-ре во 2-й трети XV в. свидетельствует уже цитировавшаяся запись в сб. творений свт. Григория Богослова. В записи отмечается, что «преподобныи игоумен Дионисии... житиемь преизящен и разоум глоубочаишь имоущь»; «многаго же его ради смиренья и глоубочаишаго разоума и добродетелнаго его ради жития... епископомь поставлен бысть градоу Ростовоу» (РНБ. Погод. 989. Л. 349 об.- 352). Имя «священного Дионисия» внесено в Ростовский соборный синодик (РГБ. Ф. 344. 99. Л. 29 об., список 1642 г.; Титов. 1903. С. 6, 10, 29, 47). Вероятно, Д. Г. упомянут в синодике Павлова Обнорского во имя Св. Троицы Комельского мон-ря : «Помяни Господи… митрополита Фотиа, митрополита Филиппа, митрополита Феодосиа, епископа Дионисиа, архимандрита Феодора, преподобнаго отца нашего Павла» (ГИМ. Барс. 952. Л. 6 об.- 7, кон. XV в.). В ряде рукописных святцев XVII-XVIII вв. Д. Г. (уже с прозвищем Грек) упоминается под 18 октября как святой ( Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 42-43; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 557). Канонизация Д. Г. совершилась включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых (празд. установлено в 1964). Ист.: ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2; Т. 20. Ч. 1; Т. 24 (по указ.); Лихачёв Н. П. Летописи и записи в рукописях и на книгах как генеалогический материал//ИРГО. СПб., 1900. Вып. 1. С. 135-141; Титов А. А. Синодики XVII и XVIII вв. ростовского Успенского собора. Ростов, 1903. С. 6, 10, 29, 47; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского. СПб., 2003; Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисиев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели. СПб., 2005. С. 35-38, 117, 154, 234-244, 246, 248, 262, 265, 281-282.

http://pravenc.ru/text/178453.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010