22 Например, Игнат. Богон. (ер. ad Phil., с. 3, ad Eph., с. 4), Тертуллиана (de praescr. haeret.), Киприана (de unit. eccls.), Амвросия (de Spirit. Sanct.), Августина (Psal. 108), Илария (ер. ad cor.), Златоуста (см. его толк. на посл. ап. Павла). 32 Киприан. Письма 17, 72 (по издан. свящ. Преображенского); Ириней, lib. V, с. 20; Игнатий Богон., посл., к магнез. 70 Hefele говорит, что папа Виктор просил «знатнейших епископов всех стран» составить соборы по вопросу о времени празднования Пасхи. Conciliengeschichte. B. 1, s. 73. 83 Из 84 еп. См. Поморцев. Историч. обозр. соборов. Орёл 1861. Стр. 104; Hefele. Concilieng., В. 1, s. 251. 92 1 – в 255 году из 32 епископов; 2 – в 256 из 71 еп. (Hefele. Conciliengesch., B. 1, s. 92); – 3 в 257 из 87 еп. (Hefele, s. 93; Поморцев, стр. 124). 96 На нём присутствовали, по Афанасию – около 70, по Иларию – около 80, по диакону Василию (писат. V в.) – около 180 епископов (Hefele. В. 1, s. 138). 109 Как видно, соборы эти составлялись епископами частью отдельно в своих поместных церквах, которые в то время уже существовали (см. 2 часть), частью епископы нескольких поместных церквей соединялись вместе и составляли общие поместные соборы. 111 Они обстоятельно разобраны в книге преосвящ. Никанора – «Разбор римского учения о видимом главенстве в церкви». Поэтому долго останавливаться на этом будет также излишним. 113 См. например, трактат «об единстве церкви», стр. 174 (по русск. изд.), письмо к Стефану, стр. 261–262. 116 Например, к Киприану обращались противники Корнелия и испанские епископы по делу Марциана и Василида (см. предис. к изданию творений Киприана на русск. яз. T. I, Е и LXVII). 125 Это признание данных соборов за вселенские в своё время высказано было всей Церковью. 2 вселенский собор утверждает в качестве вселенского 1 (пр. 1); 4 признаёт 1, 2 и 3; 7-й все предшествовавшие и в свою очередь сам получает подтверждение от обширного поместного собора 879 года. 136 Schulte. Die Stellung Concilien und Päpste und Bischofen vom historischen und Canonischen Standpuncte, s. 72. Anmerk.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Матвей Властаръ пишет: «мнение великого отца Златоустого должно иметь более силы, чем определенное четвертым собором и собором Гангрским» (Синтагма, буква «А», гл. 7). 12) 14 пр. св. апостол «воспрещает епископу оставлять свою епархию и в иную переходити, аще бы и от многих убеждаем был», а 16 пр. Антиох. соб. добавляет, что «подлежит извержению тот, кто восхитил праздную церковь без ведома собора»; то же и 15 пр. Никейского собора. На основании сих правил св. Григория Богосл. упрекали за то, что он из Сасим перешел в Константинополь. Св. Григорий отвечал, что правило это было давно уже умершим и забытым, так как в течение 40 лет, протекших после времени Антиох. собора, было множество случаев перехода епископов с одних епископий на другие (твор. Гр. Богосл. т. VI, стр. 59–60, по изд. 1889 г.). Валъсамон – в толк. 14 пр. св. ап. замечает, что если бы кто стал придавать означенным правилам смысл безусловного требования, «тот обвинил бы и св. Григория Богослова , и св. Прокла и многих других свят. патриархов, перемещенных с других престолов на Константинопольский, или на другие патриаршие престолы, как недостойно священнодействующих после перемещения, чего нельзя допустить» (Полн. Кормч. стр. 25–26). 13 . 37 пр. св. апостол: «дважды повелевает быти собору епископов, и да рассуждают они о догматах благочестия и да разрешают случающиеся церковные прекословия». То же 20 пр. Антиох. соб. и 5-е пр. Никейского соб. – Шестой Всел. соб. 8 пр. и второй Всел. соб. 6 пр. – однажды в год, но обязательно, быти собору. Зонара в толк. 87 пр. св. апост. говорит: «В настоящее время сии соборы совсем не собираются» (Полн. Кормч. стр. 71); в толковании 5 пр. I Всел, соб.: «Ныне дело сих соборов совсем оставлено в пренебрежении, так, что их никогда не бывает», а Вальсамон замечает: «правило это уже не действует». 14 . 69 пр. св. апостол «аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во св. четыредесятицу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». 19 пр. собора Гангрского: «кто разрешает пост..., да будет под клятвою». – А в Номоканоне, вместо проклятия, только отлучение от причастия на два года тому, кто в посту ест мясо, или сыр (Потребн. Иосифа л. 969; Иоасафа – л. 51). В тех же потребниках помещен устав, заимствованный у пр. Никона-Черногорца, по которому в праздники Господни, Богородичные, св. Апостолов, хотя бы они случились в среду и пяток, никогда запрещения в пище не полагается, а в Великий пост разрешается есть рыбу по субботам и воскресеньям, «аще же кто непроизволит», то и по вторникам и четвергам; разрешается даже «всем на все» (Потр. Филар. 157–158 лл.; Иоасафа л. 186; Тактикон, сл. 3-е л. 24–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Соответствие греческой традиции нумерации (издание Никифора Шеотоки 1770 г. и последующие) и славяно-русской (в ТСО сохранен порядок слов старославянских рукописей и перевода прп. Паисия) можно представить в виде следующей таблицы: стр. греч. ИЗД. 119 no греч. изд. no pyc. ИЗД. стр. греч. изд. no греч. изд. no pyc. ИЗД. 280–288 370–378 289–290 379–382 291–293 382–383 294–302 383–388 303–308 388–390 309–311 390–396 312–315 397–398 316–317 399–405 317–322 405–408 322–327 409–415 327–343 415–418 344–346 419–430 346–357 431–434 434–436 436–438 439–440 441–443 443–449 96–109 449–451 110–118 451–461 119–125 462–465 126–130 465–472 131–151 472–482 152–153 482–518 154–158 518–524 159–171 525–530 172–175 531–532 176–179 533–540 180–185 540–584 186–196 196–198 198–207 207–214 215–226 226–230 231–235 235–239 239–246 247–249 249–251 251–256 256–259 1-е посл. 259–269 357–359 270–276 359–365 277–280 366–369 1855 120 Творения св. Кирилла Иерусалимского [Часть 1] ТСО 25. Кн. 1. 760 . Слово предогласительное, или Предисловие к словам огласительным. С. 7–18. [С. 1–12.] 121 TLG 2110/1. Procatecheses. CPG 3585 (1). PG 33, 332–365. СЛОВА ОЕЛАСИТЕЛЬНЫЕ. TLG 2110/3. CATECHESES AD ILLUMINANDOS 1–18. CPG 3585 (2). PG 33, 369–769. 761 . Слово 1, к просвещаемым, говоренное без приготовления в Иерусалиме и заключающее в себе первоначальное учение приступающим ко крещению. С. 19–24. [С. 13–17.] PG 33, 369–408. 762 . Слово 2, о покаянии и оставлении грехов и о сопротивнике. С. 24–38. [С. 18–30.] PG 33, 409–424. 763 . Слово 3, о крещении. С. 38–49. [С. 31–41.] PG 33, 425–449. 764 . Слово 4, о десяти догматах. С. 50–72. [С. 42–62.] PG 33, 453–504. 765 . Слово 5, о вере. С. 73–82. [С. 63–71.] PG 33, 505–534. 766 . Слово 6, о единоначалии Божием, на слова: «верую во единого Бога», и об ересях. С. 82–108. [С. 72–95.] PG 33, 537–604. 767 . Слово 7, на слова: «Бога Отца». С. 109–118. [С. 96–105.] PG 33, 605–621. 768 . Слово 8, на слово: «Вседержителя». С. 119–123. [С. 106–110.] PG 33, 625–636. 769 . Слово 9, на слова: «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». С. 124–134. [С. 111–120.] PG 33, 637–656.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

2) Как и творения ап. Петра, молитвы весьма сильно обвеяны духом священной ветхозаветной поэзии, отличаются большою изобразительностью в отдельных словах и выражениях, художественностью сравнений и ритмическим благозвучием. В частности, можно указать на вторую строфу первой молитвы (стр. 28–46) и строки 21–26, 45, 53, 61–62, 81–82 третьей молитвы, – места, по своей поэтичности напоминающие вторую главу второго послания ап. Петра. 3) Молитвы повсюду и глубоко проникнуты заимствованиями из Ветхого Завета, большею частью в виде рефлексов, претворенных в собственный стиль поэта, пишущего языком ветхозаветной поэзии. В этом отношении рассматриваемые пийютимы сходствуют не только с посланиями и речами ап. Петра, но и, особенно, с поэтическими новозаветными творениями в первых двух главах евангелия Луки, – и не только по заимствованиям из ветхозаветных поэтических творений, но и по самой внешней форме своей. В частности, можно указать из первой молитвы строки: 1. 4. 10. 11. 12. 18. 19. 20. 24. 25. 26–30. 69. 70. 75. 76, – второй молитвы четвертая строка, а третья молитва вся состоит из таких заимствований, особенно стр. 39–40. 66. 67. 68. 4) Столь же нередки, как и в творениях ап. Петра, прямые указания на Ветхий Завет , в виде ли примеров, или цитат, каковы в 1 молитве: 39–46. 64–65. 73. 79 и в 3-й молитве: 38. 54. 67. 68. 73–75 и 89. 5) То же надо сказать об употреблении причастий, эпитетов, синонимов, повторений: 1 мол. 1–6. 9–11. 21–26. 53–63. 66–68. 71–72. 89–96, – 2 мол. 1–2. 9–13, – 3 мол. 3–4. 9–12. 23–30, –12, 49–50 и 72, –14 и 33, –7, 35, 51, 52 и 82, –18, 41 и 53 др. 6) Параллели противоположениям (не ... но), сложному условию и множественному абстрактных представляют: 1 мол. 20–21, 74 и 95, 28–38 ср. 2 П 4–8 и др. 7) Наконец, в качестве более частных сближений можем указать: 1 мол. 20 и 3, 32 ср. 2Пет. 2:2. 3 и 2Пет. 3:9 (ср. примечания к первому месту), – 1, 12 и 1Пет. 2:12 , – идея славы Божией постоянно предносится созерцанию и творца пийютимов 1, 5. 17. 27. 83, – 3, 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

В изданном арабском тексте г. Марр находит новые данные для обеления его памяти. Труд г. Марра, доказывающий лишний раз, как много обязана церковная история языкознанию, дает, однако, повод отметить, что первоначальная история армянской церкви, как и грузинской, даже при свете новейших открытий, все еще полна легендарного тумана и неразрешенных по-видимому противоречий. Русская церковно-историческая наука мало занята прошлым церквей, некогда процветавших на Кавказе. Тем приятнее отметить на страницах академического журнала появление работы представителя университетской филологической науки! К. Х. 1 По армянским источникам, число их колеблется между 300 и 400, и последняя цифра не представляется чрезмерной, если принять в соображение страшную раздробленность армянского царства, которое в начале IV в. состояло из 600 отдельных округов (А. Аннинский. Древние армянские историки, как исторические источники, Одесса, 1899, стр. 104). 3 Г. Аннинский относит жизнь автора «Истории» Агафангела к концу IV – нач. V в. (Древние армянские историки, 25, 26, 29, 71–72). Автор монографии об Агафангеле Дамян (Вена 1894) относит к V столетию появление «Истории» в сохранившейся до нас греческой редакции его. (Н. Марр. О начальной истории Армении Анонима. Византийский временник, I, 290, прим.) 4 Н. Ковальницкий признает св. Василия армянином, св. Григория Богослова – армяно-каппадокийцем (О значении национального элемента в историческом развитии христианства. Труды Киевской духовной академии, 1880, III, 426) 6 Письма 95, 98, 99, 115, 116, 117, 187, 2019, 220 – в VI и VII томах Творений св. Василия в русском переводе (изд. Моск. дух. акад.). Св. Григорий Богослов в надгробном слове Василия вел. говорит об афинских студентах армянах, знакомых и дружных с ним еще по товариществу отцов и дедов, учившихся в одном училище (Творения, ч. IV (М. 1844), 71. 7 « И приготовил епископов этот святой Григорий, ставший католикосом всей Армении, и он рассылал их по всей армянской земле, и в Грузию, и в страну «Д-р-з-к-й-т», и к аланам. И взял он одного грузина из тех, кто пришел к ним из Севастии, по имени Ибир-б-з-хит, сделал его митрополитом и отправил с тем, чтобы он ставил епископов над всей Грузией… И направил он в страну абхазов Софрония, и был он священник из Каппадокии. Он находился при св. Григории, и тот сделал его епископом и послал. И направил в страну аланову избранного мужа. Он был из маленького города Саталы. И эти были из тех, которые пришли с ним (из Севастии), и были они сведущи в священных книгах» (137; ср. 164–174 – анализ географических названий арабской версии).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

л. 26. Правило молебно ко святейшему в Пророцех Предтечи и Крестителю Христову Иоанну. По 6 песни: акафнсто, творение вселеньскаго патр. кир Исидора. л. 41. Служба, дек. 6, святителю Николаю. На утрени после Евангелия: (кондаки и) икосы, творение вселеньскаго святейшаго патр. Новаго Рима кир Исидора Константинуполеос. л. 57. Кондаки и икосы по азбукы св. врховным првопрестолным апостолам Петру и Павлу, вкупе же и 12-тим. л. 71. Правило молебно св. чудотворцю Николе. Каноны св. Николаю и Апостолам. л. 82. Правило молебно Кресту честному. По б песни: кондаки и икосы (акафнст). л. 97. Последование св. Купины Неопалимыя. л. 105. Канон живоносному Гробу и Вскресению Господа нашего Ис. Христа с акафистом. л. 118 об. Канон, певаем за опитемью гл. 6, творение Иосифа. Вместо стихов пред тропарями читается молитва Манасиина. См. 254 л. 89. л. 124. Каноигь молебен к Господу нашему Ис. Христу и ко всем Святым брани ради на поганыя. л. 130. Канон о плачи св. Богородицы в пяток великый. л. 135 об. В св. великую суботу клеплет в било в 7-й час нощи. Служба на конце: Уставы о соборном сгласии. л. 143 об. Чин бываемый на разлучение души. л. 150. Последование бываемо о усопших инокох. л. 155. Аще кто произволяет от подвижних наедине в кельи своей, свершает сиа молитвы (вечернии). л. 158. Служба, ноября 8, на собор архангела Михаила и Гаврила, (без канона). л. 164 об. Канон св. чюдотворцю Петру митрополиту. л. 170. Канон Алексею чюдотворцю митрополиту. л. 177. Канон св. Леонтию чюдотворцю (ростовскому) молбен. л. 183. Канона три: Покрову св. Богородици, знамению Кресту, да Варлааму чюдотворцу ноугородцкому. л. 199. Служба, сент. 25, препод. Сергию радонежскому. л. 211 об. Служба, дек. 21, св. Петру митр. московскому. л. 214. Служба, февр. 12, св. Алексию митр. московскому без канонов, см. выше л.161:170). л. 219. Канон молебен к Господу нашему Ис. Христу, певаем по вся дни, гл. 6. Канон покаянный умилительный, кажется, русского сочинения, хотя под 299 л. 38 и приписывается Андрею критскому . Он напечатан в исправленном виде 1642 г. в следов. Псалтири киевской стр. 227 с тем же именем автора, но в следов. Псалтири, издан. в Чсрнигове 1763 г. л. 218 об. без имени. По сличению с другими ркпными имеет особенности: положена вторая песнь, заключающая 10 тропарей с разными стихами ( Втор.32:39–43 ), стихиры на хвалитнах и стиховнах, апостол и евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

61 . Гараджа В.И. «Социология религии». М., «Наука». 1995. 62 . «Где истинная Церковь ? Сведения о церквах и сектах». «Курьер-2». С.-Пб., 1993. 63 . Григулевич И.Р. «Пророки новой истины». Москва. 1983. 64 . Гуревич П.С. «Современные внеконфессиональные организации на Западе». Москва. 1983. 65 . Гуревич П.С. «Спасает ли Мессия». Москва. 1981. 66 . Дворкин А., «Десять вопросов навязчивому незнакомцу или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным», Москва, 1995. 67 . «Дидаскалия, т.е. кафолическое учение двеннадцати Апостолов и святых учеников нашего Спасителя». Пер. П.А. Прокошева . Томск. 1913. 68 . Добренькое В.И. «Современный протестантский теологический модернизм в США: его замыслы и результаты». Изд. МГУ. 1980. 69 . Евсевий Памфил, «Церковная история. Т.3.27» в сборнике «Богословские труды». N.24. Москва. 1983. стр.111 70 . Евсевий Памфил, «Церковная история. Т.7.27» в сборнике «Богословские труды». N.26. Москва. 1985. 71 . Жуков А.В. « Церковь Объединения. Вероучение, идеология и практика». РГПУ им. А.И. Герцена. Спб. 1995. 72 . Ириней Лионский . Творения. «Паломник», «Благовест». 1996. 73 . «История Кореи (с древнейших времён до наших дней)». T.I и Т.11. Москва. «Наука». 1974. 74 . Иустин Философ . «Разговор с Трифоном Иудеанином о истине христианского закона». 1995. Св.-Троицк. Голутвин женск. монастырь. 75 . Иустина (Святого) Философа и мученика творения. Москва. «Паломник» и «Благовест». 1995. 76 . Кассиан, епископ. «Христос и первое христианское поколение». Париж-Москва. IMCA-Press. 1996 77 . Кураев Андрей, диакон. «Миссионеры на школьном пороге». Москва. 1995. 78 . Лёв, Конрад. «О «ведьмах» и охотниках за ведьмами. Мунисты и свобода вероисповедания», Москва, «Гуманитарий», 1995. 79 . Лихачёв А.Е. «Корейский лжемессия Мун. Деятельность «Церкви Объединения’’ в России». Св.-Троицк. Сергиева Лавра. 1996. 80 . Макарий, архиепископ Харьковский, Д.Б. «Православно догматическое богословие». Т.1. Св.-Троицк. Голутвин женск. монастырь. 1993. Реприннт с издания: С.-Пб., 1868.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/munizm-v...

б) Διταξις τς εροδιακονιας. Migne, PG, t. 154, col. 745–766. Устав божественыя службы: како достоит священнику с диаконом служити. – 1) ГИМ, Синод., 346 (892), Служебник, XIV в., лл. 2–9 (без конца); 2) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 732, Служебник, XV в., лл. 2–7 об.; 3) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 864, Требник, XV в., лл. 96–115 об. (без конца); 4) ГИМ, Синод., 376 (268), Требник и Служебник, кон. XV в., лл. 7–24 (под названием: «Устав божественных служеб. Творение Филофеа патриарха Цариграда. Списажеся се смиреным митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном»); 5) ГИМ, Синод., 350 (606), Служебник новгор. архиеп. Евфимия, XV в., лл. 99 об.–120; 6) БАН, 32.2.3 (Сев. 266), Служебник, 2-я пол. XVIII в., лл. 1–20 об.; напечатан по славяно-русскому Служебнику Ватиканской библиотеки, 14, конца XIV–haчaлa XV в. в кн.: Н. Ф. К р а с н о с е л ь ц е в. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки. Казань 1885, стр. 172–194. 2. Учительное Евангелие (сборник воскресных и праздничных поучений различных авторов, главным образом Иоанна Златоуста ). 71 – 1) ГИМ, Увар. 297 (55), Евангелие Учительное, нач. XV в.; 2) ГБЛ, ТСЛ, 99 (6), Евангелие Учительное, XV в.; 3) ГПБ, ОЛДП, 90, Учительное Евангелие, 1464 г.; 4) ГПБ, Кир.-Белоз., 134/1211, Сборник патристический, нач. XVI в., лл. 1–96; 5) ГИМ, Синод., 209 (76), Собрание поучений, XVI в.; 6) ГБЛ, ТСЛ, 100 (2), Учительное Евангелие, 1524 г. (другой перевод); 7) ГИМ, Синод., 210 (59), Собрание поучений, XVI в.; 8) ГПБ, Соловецк., 371 (155), Учительное Евангелие, XVI в.; 9) ГПБ, Соловецк., 372 (156), Учительное Евангелие, XVI в.; 10) ГПБ, Соловецк., 373 (157), Учительное Евангелие, XVI в.; 11) ЦГИА, ф. 834, оп. 4, 1441, Поучение, серед. XVII в.; 12) ГИМ, Синод., 211 (75), Собрание поучений, XVII в.; 13) ГИМ, Синод., 212 (408), Собрание поучений, XVII в. 3. Предание к ученику. Святейшаго патриарха Константинаграда кир Филофея предание к своему его ученику, еже како внимательне седети в келий с сущими своими послушниками. – 1) ГБЛ, ТСЛ, 704 (1821), Патерик скитский с прибавл., XV в., лл. 318–320 об.; 2) ГБЛ, ТСЛ, 756 (1637), Сборник, XV в., лл. 19–24 об.; 3) ГПБ, Q.I.738, Псалтирь с восследованием, XV в., л. 15 об.; 4) ГИМ, Увар., 205 (61), Авва Дорофей , XV в., л. 171; 5) ГПБ, Кир.-Белоз., 26/1103, Сборник («Иларион Великий»), 1-я пол. XV в., лл. 29–35 об.; 6) ГПБ, Кир.-Белоз., 101/1178, Сборник, XVI в., лл. 97 об.–112; 7) ГПБ, Кир.-Белоз., 25/1102, Сборник («Ниловы главы»), XVI в., лл. 383–387; 8) ГПБ, Кир.-Белоз., 29/1106, Сборник нравоучений, XVI в., лл. 73–80 об.; 9) ГПБ, ОЛДП, Q.661, Сборник, XVI в., лл. 425–433; 10) ГИМ, Воскр.-Новоиерус, 76, Сборник, XVI в., лл. 376–383 об.; 11) ГБЛ, ТСЛ, 799 (1927), Нил Сорский , нач. XVII в., лл. 156–178 об.; 12) ГПБ, Соловецк., 398 (85), Главник, XVII в., л. 115. 72

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

17 января. Память св. Антония Великого (Parva Cat., n. 49. 538). 18 января. Память преп. Евфимия (ibid., p. 436). 27 января. Память св. Иоанна Златоуста (ibid., p. 153). 28 января. Память св. Ефрема Сирина (ibid.). 2 февраля. Сретение Господне. 7 февраля. Память св. Феодора Стратилата (ibid., n. 14, p. 638). 8 февраля. Память св. Иоанна Предтечи (ibid., n. 14, p. 53). 9 марта. Память 40 мучеников (ibid., n. 62, p. 218). 9 марта. Память 14 мучеников, пострадавших в Болгарии за свою твёрдость в соблюдении Великого поста (ibid., n. 63, p. 562). 25 марта. Благовещение (ibid., n. 64, p. 63). 25 марта. Память блаженного Домитиана (ibid., n. 2, p. 474). 5 апреля. Память преп. Платона (ibid., n. 33, 69, p. 525. 568). 14 апреля. Память преп. Пахомия (ibid., n. 7, p. 636). 8 июня. Память Михаила Синадского (ibid., n. 21, p. 507. 640. Ср Ер. II, 200). 11 июня. Память св. Варфоломея (Migne, ibid. 792). 24 июня. Рождение Иоанна Предтечи (ibid., p. 746. Par. Cat., n. 15, p. 53. 495, Magna Cat. 8 p. 22). 29 июня. Память св. ап. Петра и Павла. 6 августа. Преображение Господне (Par. Cat., n. 20, p. 71). 15 августа. Успение Пресв. Богородицы (ibid., n. 23, p. 508). 29 августа. Усекновение главы Иоанна Предтечи (Migne, ibid., p. 757). Если сравнить этот перечень памятей в студийском месяцеслове с перечнем, представленным у проф. Мансветова (Ст. Уст., стр. 100–102), то легко можно заметить, что первый обширнее второго. Это объясняется тем, что профес. Мансветов не мог воспользоваться подлинным текстом Малого Катехизиса для своих изысканий. Отсюда можно сделать тот вывод, что изучение многочисленных рукописей Большого Катехизиса, несомненно, восполнило бы синаксарь студийской обители времён преп. Феодора Студита множеством новых памятей и именно памятей местных, так как в студийском монастыре на каждый день приходилась память какого-либо святого 390 , и подвижники студийские весьма исправно вписывались в местный синодик 391 , а отсюда уже переходили на страницы местного синаксаря 392 . По каким книгам совершалось богослужение, и какие оно имело особенности в дни памяти тех или других святых, об этом в источниках нет сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

59 Творения Илии Экдика были изданы в Migne P. G. 1277. 1128—1176 и (под именем пр. Максима Исповедника) P. G. 90. 1401—1461. Считается, что он жил в IX-X веке. К той же эпохе относится Филофей Синайский, автор значительного писания о духовной жизни (его труды находятся в Филокалии, 3-е издание, Афины, 1959 , т. II, стр. 274—286). Все эти писания не оказали, как будто бы, влияния на пр. Симеона. Нужно отметить, что в ту же эпоху (X век) аскетические творения великого сирийского мистика Исаака (еп. Ниневийского) были переведены с сирийского оригинала на греческий язык. Они быстро распространились в византийском мире, возбудили большой интерес и много содействовали мистическому возрождению. Пр. Симеон знал, вероятно, эти писания, хотя он о них никогда не говорит. 60 Cat 12.6—25. 61 Cat 9.9—17. 62 Cat 17.87—95. 63 Cat 12.32—37. 64 Cat 12.252—259; cf. 227—229. 65 Vie 38.1—2; 44.14—20; 59.1—4 ид. 66 Vie 58. 67 Vie 52—57. 68 Vie 54.5; 55.1—2. 69 Cat 19.35—38; 82—95. 70 Cat 21.108—110; 136—140. 71 Cat 3.44—57 72 Cat 3.68—77. 73 Cat 29.137—150. 74 Cat 29.166—167; 181—190. 75 Cat 4.411—442. 76 Cat 9.374—385. 77 Cat 34.7—15. 78 Cat 34.97—102 79 Cat 34.370—383 80 Vie 38.7—10. 81 Vie 38.10—18. 82 Vie 39.1—5. 83 Vie 39.6—11. 84 Vie 39—40. 85 Никита Стифат, родившийся около 1005 года, послушник Студийского монастыря с четырнадцати лет. Уже в преклонном возрасте он стал настоятелем монастыря и умер около 1090 года. Известен своими трактатами по мистическому богословию, из которых наиболее значительны три Сотницы деятельных, естественных и гностических глав (P. G. 120.851—1009), а также трактаты О Душе, О Рае и О Иерархии, изданные ассомпционистом А. А. Даррузес в Sources Chretiennes 81 (1961). Не менее известен своим участием в конфликте между патриархом Михаилом Келлурарием и кардиналом Гумбертом в 1054 году, когда написал ряд антилатинских памфлетов, главным образом об опресноках. Никита хорошо знал пр. Симеона в последние годы его жизни, когда стал его учеником. Он написал Житие своего духовного отца около 1053—1054 года, то есть через 30—50 лет и даже больше после событий, которые описывает. См. о нем: Hausherr. Vie de Symeon, Introduction, 6. Nicetas Stethatos et ses idees sur la saintete pp. XXIII- ΧΧΧΙ II и в особенности Volker: Nicetas Stethatos als mystischer Shriftsteller und sein Verhaltnis zu Symeon dem Neuen Theologen в его большой книге: Praxis und Theoria… 456—489. Wiesbaden. 1974.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010