... редкий музеум русских древностей... — знаменитое «древлехранилище» Погодина, богатейшее собрание рукописей, памятников русской истории, культуры и литературы (находится теперь в ПБЛ). 69. А. М. ВЬЕЛЬГОРСКОЙ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано в «Вестнике Европы» 1889, 11, стр. 136-137. Является ответом на письмо Вьельгорской от 7 ноября (там же, стр. 135-136). Датируется 1848 годом, как написанное Гоголем сразу же по переезде к Толстым, адрес которых сообщается в конце письма. 70. М. А. КОНСТАНТИНОВСКОМУ. Печатается по копии, переданной Кулишу Трушковским ( ЛБ). Впервые напечатано: с пропуском окончания и с ошибочной датировкой 1851 г. — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 549; полностью, но с той же ошибкой в дате — в «Письмах», IV, стр. 416-417. Датируется 1848 годом, так как Гоголь сообщает, что переехал (от Погодина) к А. П. Толстому, о чем не было нужды сообщать в 1851 г., к которому отнесли данное письмо Кулиш и Шенрок. 71. А. М. МАРКОВИЧУ. Печатается по тексту «Древней и Новой России» (1879, 1, стр. 65), где было напечатано впервые. Датируется на основании содержания как данного письма к Марковичу (поздравление с новым годом), так и предыдущего письма к нему (см. 68 ), из которого видно, что в конце 1848 г. Маркович приехал в Москву. 72. Н. Н. ШЕРЕМЕТЕВОЙ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Публикуется впервые. Датируется на основании содержания (поздравление с начавшимся новым годом и возобновление по возвращении Гоголя в Москву переписки с Шереметевой). 73. П. А. ПЛЕТНЕВУ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано: с пропусками и искажением даты — в «Записках», II, стр. 216-217; полностью — в «Письмах», IV, стр. 234-235. Написано по поводу второго брака П. А. Плетнева (с кн. Александрой Васильевной Щетининой, 1828-1901), состоявшегося 26 января 1849 года. Письмецо твое получил — это письмо до нас не дошло. 74. А. С. ДАНИЛЕВСКОМУ. Печатается по тексту «Киевской Старины» (1902, 3, стр. 532-536), где было впервые напечатано. Является ответом на письмо Данилевского от 21 декабря 1848 г. («Вестник Европы» 1890, 2, стр. 604-605). Датируется на основании этого и последующего письма Данилевского, от 16 февраля 1849 г. (там же, стр. 605-606), ответного на письмо Гоголя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Так вот, у меня в книге об Иосифе Бродском «Вечный скиталец» есть глава: «Сергей Довлатов - пародийное предприятие Бродского». Там я подробно и даже технологично с помощью лирика из Харькова Юрия Милославского показываю, как это делалось - не хочу пересказывать, потому что надоело, да и в «Дне литературы» огромный материал опубликовал. Просто перечислю три слагаемых успеха: личное снисходительное, но грандиозное для определённых кругов участие Бродского, действия определённой пропагандистско-издательской клики в России, но главное - раскрутка СМИ, порой искренняя: Довлатов - кумир для всех журналистов такого же склада («он - как мы, только удачливей, потому что слинял»). Они сами, в отличие от Довлатова, читавшего вслух парализованной Вере Пановой великие книги, ярче и выше - ничего не читали, сами точно так же пишут, но скучнее, бездарнее да ещё тут, в России, где они «этой проклятой стране не нужны». Но всем же не уехать в США, не попасть под опеку Бродского, не пробиться, потому можно славить ушедшего НЕконкурента как путеводную звезду. Главный редактор московской газеты «Метро» Анна Сирота не может без родимого Питера, каждую неделю ездит туда из надоевшей Москвы и в каждый номер для усталых москвичей и понаехавших дает питерские материалы. В день рождения Довлатова дала питерские адреса его коммуналок - зачем? Кто-то из простых читателей бесплатной газеты рванёт по ним - и что посмотрит? Просто глупость. А как это неинтересно и не вкусно написано! Вот довлатовский адрес - 4. угол Белинского и Моховой: «Пивной ларёк, выкрашенный зелёной краской, стоял на углу Белинского и Моховой. Очередь тянулась вдоль газона до самого здания райпищеторга. (...) Мужчины были в серых пиджаках и телогрейках. Они держались строго и равнодушно, как у посторонней могилы. Некоторые захватили бидоны и чайники». («Чемодан»), Знавал я этот ларёк в самом центре Ленинг рада. И чтобы там в начале 70-х стояли в телогрейках? - бред! Ну, может, один с похмелья попался Довлатову, но Герман-младший, снимая фильм «Довлатов» про четыре дня из 71-го года, обязательно построит такую серую очередь. Уверен - с чайниками, как в военное время на станции, у крана «Кипяток». Что за дурдом?

http://ruskline.ru/opp/2016/sentyabr/12/...

– [ Климент (Зедергольм) , иером.]. Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида, в схиме Льва. Одесса, 1890. С. 69–70. «Родлукавый и прелюбодейный знамения ищет«… – Мф. 16, 4 . С. 308. Сохранились акты мучений Перпетуи… – В ином переводе см.: Акты мученичества святой Перпетуи, Сатура и прочих, пострадавших в Карфагене в 202– 203 по Р.Х.//Воскресное чтение. 1856. 48. С. 472. «Единым словом… был выражен… христологический догмат»… – Флоренский П. Столп и утверждение истины. С. 54. …в книге Флоренского все «строится как-то мимо Христа», что в ней «нет христо-логическихглав». -Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. С. 496,495. С. 309. «Полнота всего – в Иисусе Христе, и потому ведение можно получить лишь чрез Него и от Него». – Флоренский П. Столп и утверждение истины. С. 13. « Философия высока и ценна не сама в себе, а как указующий перст на Христа и для жизни во Христе», – Флоре некий П. Вступительное слово пред защитою… С. 15. «При изучении религии… возникают два вопроса… как делается эта система переживаний и действований спасительною именно для меня, поскольку я убедился в ее спасительности вообще». – Там же. С. 5. …«все должно быть обрамлением центрального вопроса анфроподицеи – христо-логического». – Там же. С. 8. С. 310. «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущаговмир»… – Молитва Первого часа. «Разум жаждет спасения… он погибает в своей сущей форме, в форме рассудка«… – Флоренский П. Вступительное слово пред защитою… С. 8. С. 311.»Влюбви… Явленная Истина есть любовь». – Флоренский П. Столп и утверждение истины. С. 71, 73–75. «Для собственных человеческих усилий любовь к брату абсолютно невозможна… Если я не познал Бога, не приобщился Его Существу, то я не люблю». – Там же. С. 84. …«семя самой Истины и подлинного ведения… познания и любви». – Там же. С. 85–86. Свою мысль… Флоренский иллюстрирует… объяснением литургического текста… – См.: Там же. С. 86. С. 312. «Нет любви – значит, нет истины»… – Там же. С. 88. Силуан Афонский – см.: Наст.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

К. отмечал 3 трудности, или препятствия, на пути к доброму образу мыслей и к доброй жизни. Первая связана с достижением такого доброго образа мыслей, к-рый всегда соответствовал бы моральному закону. К. утверждал, что это недостижимо, поскольку «отделение добра, к которому мы должны стремиться, от зла, из которого мы исходим,- бесконечно» (Там же. С. 135; Ibid. S. 66). Тем не менее человек должен стремиться к нравственному исправлению, к перемене образа мыслей и образа жизни; в случае наличия у него такого стремления он, несмотря на свое несовершенство, может надеяться на то, что он угоден Богу - Сердцеведу (Herzenskündiger). К. не отрицал возможности Божией помощи человеку, к-рый нуждается в ней. Однако его концепция помощи Божией не совпадает с традиц. христианской. Согласно К., Бог оказывает помощь только тому человеку, к-рый делает все зависящее от него, чтобы быть нравственным существом, и тем самым исполнять Божию волю. Это означает, что угодным Богу можно стать не мольбами, а только совершая нравственные поступки. Кроме того, помощь Божия, как утверждал К., по своему основному и определяющему смыслу понимается как оказываемая за границами земного человеческого существования; она заключается в возможности блаженства, которого удостаивается от Бога нравственный человек. Вторая трудность, согласно К., связана с необходимостью постоянной добродетельной жизни и возможных на этом пути сомнений. Твердость в постоянном следовании добру, по мысли К., может иметь разные источники кроме моральной веры: также представления о блаженстве в раю или адских муках. К. называл эти представления мнимым познанием, поскольку в данном случае разум переходит за границы доступной ему области; он утверждал, что «благой и чистый образ мыслей (который можно назвать правящим в нас добрым духом) приносит с собой, стало быть (когда его осознают), и доверие к его прочности и устойчивости, пусть лишь опосредованно, и является утешителем (параклетом), если нас беспокоят наши ошибочные шаги сравнительно с его постоянством» (Там же. С. 140; Ibid. 70-71).

http://pravenc.ru/text/1470269.html

С IX века в Византии были начаты занятия сочинениями классических писателей и почти непрерывно продолжались до эпохи гуманизма, когда греческие музы переселились в Италию и отсюда разошлись по всей Европе. Этими занятиями византийских ученых и был подготовлен для Европы тот век возрождения искусств и наук, которым открывается новый период истории. Известно, что первейшие деятели эпохи гуманизма, Петрарка и Боккачио, своими познаниями в греческой литературе одолжены были Варлааму калабрийцу, проживавшему в Византии и известному там своими спорами о Фаворском свете, и его ученику Леонтию Пилату, впервые познакомившему Боккачио с Гомером, которого он перевел на латинский язык 70 . Что виновниками развития эллинизма на Западе в XIV и XV вв. были переселившиеся сюда византийцы, – это стало уже общепризнанным фактом. Сами основатели классической филологии, Рейхлин и Эразм Роттердамский учились греческому языку у грека Гармонида, преподававшего в Париже при Людовике XI. Но чтобы понять эпоху гуманизма, для этого необходимо обратиться к истории византийской образованности и просвещения. «Заслуга возрождения греческих занятий на Западе, – говорит Крумбахер, – принадлежит не тем только беглецам, которые в XV в. были прибиты политическим штурмом к гостеприимным берегам Италии; гуманистический дух действовал в Византии гораздо ранее. Еще в IX веке он ярко светил в блестящем лице Фотия, который в темный и погруженный почти в варварство век внезапно, как солнце юга, распространяет свои лучи» 71 . О возрождении наук в XIV–XV вв. можно поэтому говорить только в применение к Западу; в Византии же гуманизм был явлением всегда сродным и давно знакомым. «Кто в будущем станет писать историю гуманизма, – замечает также Крумбахер, – тот должен будет обратиться назад к Мосхопулу, Плануду, даже к Евстафию, Пселлу, Арефе и Фотию» 72 . Эпохой гуманизма на Западе только блестяще закончилось то воздействие, какое оказала Византия на просвещение средневековой Европы. Как ни мало было там людей, знавших греческий язык или имевших желание с ним ознакомиться, все же литературный обмен между Византией и Западом находил себе место, и более энергичные люди предпринимали путешествие в Византию для расширения своих познаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Ради чего были страдания Христовы? Говорю это не потому, чтобы ты не имела этого сама в себе, но по единодушию с тобою в Господе. 414. К Феофилу, [епископу] Ефесскому (II, 70) 1153 Отдав в долг письмо, я ожидал получить долг любви, но, не получив, опять с охотою даю в долг. Ибо для меня весьма приятно так давать в долг, то есть беседовать с твоею священною главою, страждущею ради Христа или, лучше, исповеднически увенчанною и украшенною. Подлинно, не такими глазами, какими смотрит мир, смотрит ум, созерцающий Бога и Божественное. Тот считает за благо тленное и погибающее, рассуждая худо и неправо; а этот считает блаженством только то, что не здесь доставляет удовольствие, но соблюдается в будущем веке для бесконечного наслаждения радостью. Так я, несчастный, взирая на дела твоей святости, радуюсь и сорадуюсь тебе, возлюбленнейший. Ты презрел земную славу; ты со Христом избрал смирение и уничижение (ср. 1Кор.1:28 ) или, лучше, скорбь и (578) воздыхания, бичевания и ссылки. Как блаженны дела твои! Как достохвальны страдания твои! Они прославляются Востоком и Западом, начертываются на небесах, радуют Ангелов, утешают исповедников и мучеников, поражают бесов и подобных им по мыслям и действиям иконоборцев. Поэтому справедливо я сорадуюсь тебе, первый из отцов. Прошу же тебя молиться и обо мне, жалком во всех отношениях, чтобы мне не уклониться от шествия по вашим следам. 415. К чаду Навкратию (II, 71) 1154 Запоздали мы послать тебе письмо, возлюбленный сын, но это потому, что и здесь свирепое гонение, бичевания, узы, заключения под стражей, так как держащий нас 1155 в своей власти дышит гневом и угрозами и, отыскивая благочестивых здесь и там, хватает их и подвергает мучениям. Он, отправляясь в город 1156 (ибо там он теперь находится), не усомнился сказать: «Я упрошу императора послать со мною царского чиновника, чтобы отсечь им голову или язык». Не знаю, будут ли эти слова приведены в исполнение. Между тем мы уже приготовились к этому, предполагая так и по другим причинам, именно по злобе этого человека и по стечению тамошних епископов, ибо, как говорят, они собрались для того, чтобы устроить что-нибудь подобное. Служитель, в страхе и трепете, так как сам начальник нечестия строго угрожал ему смертью, если он провинится в чем-нибудь малом, боялся даже дать нам бумаги и чернил. От этого и произошло промедление. Притом был препятствием и такой слух, будто ты выпущен [Col. 1301] из темницы, а Сардийскому не сказано определенно, кому именно 1157 , за какое-то преступление отсечена голова. По той и другой причине мы и промедлили. Впрочем, вот мы, смиренные, удостоились опять говорить с тобою, извещая тебя, что мы здравствуем телом (о, если бы можно было сказать: и духом!) по святым молитвам вашим и блаженного отца моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Распространенное житие Все редакции Распространенного вида жития представляют небольшой интерес с точки зрения литературы, так как являются более или менее умелыми компиляциями второго порядка по сравнению с Обычным житием. Мы приводим две из них: 3-ю редакцию Распространенного вида – Чудовскую, так как там есть интересные дополнения, и 4-ю редакцию, так как это наиболее часто датируемый текст. 3-й вид издается по единственному известному списку ГИМ, Чуд. 264/62, XVI в., л. 329 об. – 333 об. 4-й вид издается по списку «Минеи новым чудотворцам» 1494 г. Сол. 518/537, л. 367–371 об. (Сол. 1) с разночтениями по сборнику Матвея Кусова 1414 г. (Мусин-Пушкинскому) в копии нач. XIX в. РНБ, ОР, Б. 1. 295, л. 45–49 об. (М-П) и рукописи РГБ, ОР, ф. 98 (Ег.), 637, л. 538–543 (1470-е гг., Е). В отличие от «Памяти и похвалы» Иакова и «Слова о Законе и Благодати» Илариона, деление текста на разделы в рукописях отсутствует. В публикации, так же как и у Обычного жития, оно отражает границы заимствованных фрагментов. Особое житие Является самостоятельным памятником (см.: Гл. 5. 2). Текст издан по единственному списку XVII в. БАН 21.5.20 (л. 431 об. – 434 об.). Служба св. Владимиру Служба св. Владимиру издается в двух старших редакциях. 1-ая редакция (по определению М. В. Славнитского) издается по трем старшим спискам: Минея XIV в. РНБ, ОР, Соф. 382 , л. 67–71 об. (С1), Трефолой с уставом XIV в. Соф. 386 , л. 70 об. – 77 (С2); «Минея новым чудотворцам» 1494 г. Сол. 518/537, л. 144–148 об. (Сол.). Особая редакция службы представлена в сборнике Матвея Кусова 1414 г. (Мусин-Пушкинском) в Ермолаевской копии нач. XIX в. РНБ, ОР, Б. 1.295, л. 40–41 об., 43 об. – 44. Первая из этих стихир представлена в йотированном Волоколамском стихираре XIV в. РГБ, ОР, ф. 113, (Волок.), 3, л. 183–184 об. Стихиры из службы 2-й редакции, стихиры и тропари из службы по Сборнику Матвея Кусова читаются в Кирилло-Белозерском йотированном стихираре РНБ, ОР, КБ 586/843, л. 652 об. – 653 об. (XVII в.), иногда в особой в редакции. Оба йотированных стихираря представляют большой интерес с точки зрения языка, так как там текст дан без сокращений и выносных, так, как он должен был звучать при пении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 Плакома — площадь в Андриакском порту, покрытая плитами ( pl£koi), на которой в древности располагался рынок. 9 Стратилаты — одно из высших воинских званий в византийской армии, приблизительно соответствующее нашему генералу. 11 Мученик Крискент (память 13/26 апреля) пострадал в Мирах в 258–259 гг. при Валериане и Галлиене, а мученик Диоскорид (память 13/26 октября) там же в 250–251 гг. при Декии. 12 Спекулятор — младший офицерский чин в римской армии. Спекуляторы приводили обычно в исполнение судебные приговоры. 19 С 71 г. триумфом награждались только императоры. Последним полководцем, получившим триумф, был сын императора Веспасиана Тит, впоследствии сам ставший императором — за взятие Иерусалима в 70 г. 20 Флавий Аблабий — всемогущий фаворит императора Константина, ближайший его советник и доверенное лицо, имевший огромное влияние на царя. В 315 г. Аблабий стал викарием Италии и принял крещение из карьерных соображений. В 331 г. он был консулом, а с 329 по 337 гг., до смерти Константина, префектом претория Востока. Аблабий известен как мстительный и коварный правитель. Жертвой его мести между 330 и 332 гг. стал известный философ Сопатр. После смерти императора Константина в 337 г. Аблабий был смещен со своего поста и удалился в свое поместье в Вифинии, где жил как частное лицо и продолжал плести интриги. В 338 г. он был убит там по приказу императора Констанция. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/deyanie-izhe-vo-svyaty...

70) Прекрасно и количество в молитвенных псалмопениях, когда им руководит терпение и внимание, но собственно качество оживляет душу и бывает причиной плода (от молитвы). Качество же псалмопения и молитвы (доброе) состоит в том, чтобы молится в духе умом; а умом молится, кто, когда, поя и молясь, он умом обозревает то, что содержится в Божественном Писании и приемлет восхождения разумений в сердце своем из боголепных мыслей, коими мысленно в воздух света восхищаемая душа, светло осиявается, еще паче очищается, вся восторгается к небесам и созерцает красоты уготованных святым благ, вожделением коих возгораясь, тотчас являет плод молитвы источением из очес источника слез от действия светотворного Духа, доставляющих душе вкушение столь сладостное, что сподобившийся его нередко забывает совсем о телесной пище. Это и есть плод молитвы, от качества псалмопения порождающийся в душах, добре молящихся. 71) Где видится плод Духа, там присуще качество молитвы; а где есть это качество, там прекрасно и количество псалмопения. Где же плод не проявляется, там сухо и качество; если же оно сухо, тем паче количество, которое хотя и дает труд телу, но всячески для многих бесполезно бывает. 72) Берегись козней вражеских, когда молишься и поешь псалмы Господу: ибо они всячески ухищряются отвлекать мысль и чувство от того, чтó поется и всё то изгладить из памяти. Делают же сие для того, чтоб лишить нас плодов молитвы, и чтоб не вкушая сих плодов, мы заскучали на псалмопении и пресекли его, в предположении, что уже долго молились, как подущает враг. Но ты настой мужественно и еще прилежнее внимай псалмам, неспешно читая их; да пожнешь плод молитвы при созерцании того, что представляют стихи псаломские, и обогатишься просвещением Святого Духа, воссиявающим в душах молящихся (сокращенно). 73) Когда что–либо такое случится с тобою, когда стараешься петь разумно, смотри не разленись возмалодушествовав, и покой тела не предпочти пользе душевной, подумав, что уже позден час. Но как только заметишь пленение ума, остановись, и хотя бы ты был уже на конце псалма, востеки усердно к началу его, и снова начав, читай по ряду тот же псалом, и делай так, хотя бы многократно в час случилось с тобою пленение. Если будешь так делать, то демоны, не снося твоего терпения и постоянства и силы рвения, убегут от тебя, стыдом покрытые.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

64. Чернавский М. Ипполит Никитич Мышкин. -//Каторга и ссылка. Историко-революционный вестник, кн.16. - М., 1925. - С.36-36. 65. Августинович Ф.М. Жизнь русских и инородцев на острове Сахалине -//Всемирное путешествие.- 1874, январь. – с.66-67. 66. Чехов А.П. Ук. соч. - с.341.; Описание другой казни: " Накануне казни, вечером и ночью, приговоренного напутствует священник. Напутствие заключается в исповеди и беседе. Один священник рассказывал мне: " В начале моей деятельности, когда мне было еще 25 лет, пришлось мне однажды напутствовать в Воеводской тюрьме двух приговоренных к повешению за убийство... Вошел я к ним в карцер и струсил с непривычки; велел не затворять за собой дверей и не уходить часовому. А они мне: - Не бойтесь, батюшка, мы вас не убьем. Садитесь. Спрашиваю: где же сесть? Указывают на нары. Я сел на боченок с водою, потом, набравшись духу, сел на нары между обоими преступниками. Спросил, какой губернии, то да се, потом стал напутствовать. Только во время исповеди гляжу - проносят мимо окна столбы для виселицы и всякие эти принадлежности... Потом, когда их повесили, я с непривычки долго боялся в темную комнату входить " . – Там же. - с.340. 67. Там же. – с.300-308. 68. Российский Государственный Исторический Архив Дальнего Востока. – Ф. 1154.- Оп.1. – Д.2. – Л.56. 69. Государственный Архив Сахалинской области. – Ф. 23. – Оп.1. – Д.1. – Л.48-49. 70. " Поехал отец Симеон Казанский, или, по-просту, поп Семен, на собаках в Найбучи " постить " солдат, на обратном пути его захватила сумасшедшая вьюга, и он сильно захворал (другие же говорят, что он возвращался из Александровска). К счастью, попались аинские рыбачьи юрты, он приютился в одной из них, а своего возницу послал во Владимировку, где тогда жили вольные поселенцы; эти приехали за ним и доставили его еле живого в Корсаковский пост. После этого аинские юрты стали называться поповскими; это название удержала за собою и местность " . - Чехов А.П. Ук. соч. - с.206. 71. Там же. – с.309. 72. Костанов А. Ук. Соч. – с.28.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/407/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010