Там же, с. 17; 693D–696A. 59 Перевод выполнен студентами Российского Православного Университета К. Михайловым, Л. Нарышкиной, М. Першиным и В. Шевелевым под редакцией М. Журинской и А. Сидорова. 60 Продолжение. Начало см (14) за 1997. Перевод выполнен по изданию: Urs von Balthasar, Hans. Kosmische Liturgie Das Weltbild Maximus’ des Bekenners Zweite, völlig veränderte Auflage Johannes- Verlag, Einsiedeln, 1961. © Перевод, примечания «Альфа и Омега», 1998. 61 «Опровержение, возможно, уникальное в греческой патристической литературе». — Sherwood Р. An Annotated Date-List of the Works of Maximus the Confessor Rom, 195. — P 3. 62 Ambigua//PG 91, 1077B περι μεν ον του μη εναι την θρυλομενην Εναδα περι δε του πς μορα οντες Θεο περρυμε. — Авт. Ambigua (далее — Amb.) — общепринятое в патристике латинское сокращение названия главного труда преподобного Максима «О различных трудных местах у святого Дионисия и Григория». — Пер. 63 Amb//PG 91, 1069А, ср. там же//PG 91, 1089CD, 1100В. 64 Там же//PG 91, 122 °CD. 65 Там же//PG 91, 1069В. 66 Там же//PG 91, 1217D. 67 Там же//PG 91, 1069С. Точно такие же аргументы приводил блаженный Августин против неоплатоников, определяя вечное возвращение как увековечение адских мук (О граде Божием XII, 20). 68 Там же. 69 Urs von Balthasar Н. Parole et Mystère chez Origene. Paris, 195. — P 113–116. 70 Amb.//PG 91, 1069 С. 71 Cp. Гегель Феноменология духа (лекции), 13. 72 Ср. ниже «Половой синтез». 73 Amb.//PG 91, 1077С–1080А. 74 Там же//PG 91, 1080АВ. 75 Там же//PG 91, 1080ВС. 76 κατα την ποιαν και πσην τς προαιρσεως κινησιν (согласно качественному и количественному движению свободного выбора —  Пер.). Там же//PG 91, 1329А. 77 Там же//PG 91, 1329АВ. 78 Там же//PG 91, 1081ВС. 79 Там же//PG 91, 1081С. 80 Там же//PG 91, 1080A. 81 Там же//PG 91, 1084В. 82 Там же//PG 91, 1084А. Ср. также Disdier М. Th. Les fondements dogmatiques de la spiritualité de St Maxime le Confesseur//Echos d’Onent, 1930, — P 296 и сл. 83 Amb.//PG 91, 1097B. 84 Cent Gnost 1, 66–67 (Гностические сотницы)//PG 90, 1108AB. Это утверждение недостаточно принималось во внимание в споре об этом месте (ср. Straubinger. Die Christologie des hl Maximus Confessoi. Bonn, 190. — S 126–130). 85

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

Corpus Hermeticum, collection Bude,I, Traite X, p.112s. 64 Там же, Traite XII, 173s. 65 Строматы VI,4. PG9, col.253. 66 На Лев., XIII,3. PG12, col.547. 67 На Ин.1:7,43. PG14, coll.36–37. 68 Фрагменты толк, на Ин., CGS,10,547. 69 На Nc.CXXXIII. PG12, col.1652. 70 На Nc.CXVII, PG11, col.1581. 71 О началах, III,6,I. PG11, col.333. 72 Там же, III.6,3, col.356. 73 Там же, I,3,8, col.155. 74 Беседа на Бытие, §2. Sources chretiennes,7, p.65 75 О началах, II,6, 3. PG11, col.11. 76 Там же, II,8,3. PG11, coll.222–223. 77 Там же, IV,36. PG11, coll.411–412. 78 Там же, II,6,3. PG11, col.211. 79 Толк. на Ин.10:41. 80 Беседа VII на Лев.2. 81 О началах, I,1,8. PG11; col.129 С. 82 Против Цельса. PG11, col.749 АВ. 83 См. Rahner. Le debut d " une doctrine des cinq sens spirituals chez Origene. RAM. 1932. p. 113–145. 84 О началах, I,1,9. PG11, coll.129–130. 85 Там же, 8, coll.128–129. 86 Там же, I,1,5. PG11, col.124. 87 Против Цельса, VI,20. PG11, coll.1320–1321. 88 На Иоан., XXXII, 17. PG14, col.817 А. 89 О началах, III, 6,3. PG11, coll.335–336; на Uh.I,16. PG14,coll.49–52. 90 На Ин., I,16. PG14, coll.49–52. 91 Lieske. Theologie der Logosmystik bei Origenes, Munster, 1938. 92 На Ин., II,2. PG14, col.109. 93 Там же, 19,I, col.536C. 94 О началах, I,1.6. PG11, coll.124–126. 95 Там же, 2, U, coll.240–248. 96 Жизнь Плотина, изданная в виде предисловия к Эннеадам Собра–Бюде, I, с.15–16. 97 Там же, с.26–27. 98 Против язычников, §2. PG25, coll.5C–8B. 99 О воплощении, 4. PG25, col.104C. 100 Там же, 43. PG25, col.172B. 101 О воплощении против ариан, 8. PG26, col.991C. 102 Письмо к епископам Египта и Ливии, I. PG25, col.540 А 103 De Trinitate, I,16. PG39, col.332C. 104 In Io., PG39, col.1645C. 105 De Trin., IV,4, col.484A. 106 De Trin., I, 36, col.440A; II,4, col.481A 107 Lettre 234. PG32, col.869. 108 I, 6. PG29, col.521–524; II, 4, col.577–580; II,32, col.648. 109 Apologje. PG30, col.859. 110 Hom, quod est Deus, 6. PG31, col.344B. 111 Contra Eun., III,5. PG29, col.665BC. 112 De Spiritu Sancto, IX,23. PG32, col.109. 113

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Стих 68… Глаголы живота вечнаго имаши …, глаголы, подающие вечную жизнь. Смотри же, что не слова служили соблазном, но невнимание слушателей и плотское, а не духовное понимание их. Совершенно естественно и даже необходимо было сказать это по поводу речи иудеев о манне; а слушателям должно было или понимать духовно, или, если они не были в состоянии, принять все это, а потом тщательно расспросить. Стих 69. И мы веровахом и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго . В шестнадцатой главе (16 ст.) Евангелия от Матфея он сказал то же самое: Ты еси Христос, Сын Бога живаго ; но тогда Иисус Христос назвал его блаженным, по указанной там причине, и здесь, так как Петр сказал от лица всех: мы уверовали и познали, — Он отделяет от них Искариота, как уже колеблющегося. Стих 70. Отвеща им Иисус: не Аз ли вас дванадесяте избрах … Это нужно читать вопросительно. Стихи 70–71… И един от вас диавол есть. Глаголаше же Иуду Симонова Искариота: сей бо хотяше предати Его, един сый от Обоюнадесяте . Не Аз ли , говорит Иисус Христос, вас дванадесяте избрах? и однако един от вас , не получив никакой пользы от Моего избрания, как имеющий свободную волю для добра и зла, диавол есть , т. е. дьяволов, слуга дьявола. Отсюда видно, что от воли человека зависит спастись или погибнуть. Некоторые под дьяволом здесь разумели злоумышленника. Итак, нет ничего странного в том, что во время избрания Иуда имел добрую волю, а потом он переменился, так как воля его была свободна. ГЛАВА VII Стих 1. И хождаше Иисус по сих в Галилеи: не хотяше бо во Иудеи ходити, яко искаху Его Иудее убити . Не имел возможности (вместо ηJελεν— хотяше, по чтению Златоуста стоит — ειχεν εξουσιαν), т. е. не мог безопасно ходить в Иудее. Евангелист сказал это об Иисусе Христе, как о человеке. Как человек, Он уклонялся теперь не потому, что избегал смерти, но потому, что щадил убийц, и потому, что не настало еще время страданий Его. Иногда Ему, как Богу, следовало оставаться неуловимым, а иногда, как Человеку, уклоняться, по планам Божественного Домостроительства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2342...

Вот этот псалом, и в таком ключе написаны все псалмы. Если хочешь растопить своё сердце, настроить его на покаянную волну, вот как мы ищем по приёмнику нужную нам волну, так и здесь этой покаянной волной будут Псалмы Давида. только открыть Псалтирь – хотя и говорят, почему там такая жестокость, столько говорится о врагах, о мести врагам и прочее. Не о личных врагах говорит он, а о врагах Божиих – вот кто враги Церкви, это и есть враги Божии. Надо определиться, как же в Псалтири 150 псалмов, если мы будем прочитывать здесь на этих курсах, это нужно нам всем срок жизни продлить до 150 лет. Если разбирать и толковать эти псалмы. Нам хотя бы с вами посмотреть мессианские псалмы, в которых пророк явно говорит о Христе. А чтобы легче это было, давайте посмотрим, из каких частей состоит Псалтирь. И в каждой части найдём эти мессианские псалмы. Так вот первая книжка – это 1–40 псалмы. Откройте 1-й и посмотрите сразу 40-й. И ощутите на пальцах, много ли это: сорок псалмов? Это четвёртая часть почти. Почему мы так ? Это шов, который можно проследить. Смотрите 40-й псалом. Я читаю вам с 12 стиха: «Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мною, а меня сохранишь в целости моей и поставишь пред лицем Твоим навеки. [Вот, как поставить человека пред лицом навеки, когда он живёт какие-то 70 лет и проводит треть этой жизни во сне? Из 70-ти лет мы сколько с вами проспим? 25 лет или 20 проспим, если взять чистого времени? Пожалуй что. А любители сна так и побольше проспят. Так. А тут говорит: “и поставишь пред лицом Твоим навеки”. Это ведь указание на то, что человек не умирает и не остаётся после него лопух. Нет такого, он будет стоять пред Богом навеки. И дальше берахот – благословение:] Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! [А кто-то подхватывает – народ:] Аминь, аминь! [истинно, истинно] ( Пс. 40:12–14 ). Так говорит Аминь... (см. Откр. 3:14 ) – это одно из имен Божиих: Истинный, Верный. Это первая книга: 1–40. Отмечайте у себя. Вторая – с 41-го по 71-й. , как они были собраны в одну книгу. Очевидно, ходили сначала сборники отдельные, а потом кто-то собрал их, а швы остались.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

453. Боровкова–Майкова М. С. Нил Сорский и Паисий Величковский//Сборник статей, посвященных С. Ф. Платонову. СПб., 1911. С. 7–8. 454. Там же. С. 7. 455. Нила Сорскаго Предание и Устав со вступительною статьей М. С. Боровко- вой. ПДПИ, CLXXIX, ОЛДП, 1912. С. XII. 456. См.: Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и спостником, старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве. Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. (Издание третье с прибавлением.) М., 1892. 457. См. о нем: Raccanello, Dario. La preghiera de Gesu negli scritti di Basilio di Poiana Marului. Dissertatio ad lauream in Facultate S. Theologiae apud Pontificiam Universitatem S. Thomae de Urbe. Alessandria, 1986; Joanta, Bishop Seraphim. Romania: Its Hesychast Tradition and Culture. St. Xenia Skete, Wildwood, CA, 1992. P. 107–127. 458. Tachiaos A. — E. N. The Revival of Byzantine Mysticism among Slavs and Roumanians in the XVIIIth Century. Thessalonica, 1966. P. 89. 459. См.: Леонид, иером. (Поляков). Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературная деятельность. Диссертация на соискание ученой степени магистра богословия. Кн. 1. Л., 1956. С. 22 (машинопись). 460. Tachiaos А. — Е. N. The Revival of Byzantine Mysticism… P. 56. 461. Ibid. P. 89. 462. Tachiaos А. — Е. N. The Revival of Byzantine Mysticism… P. 76–77, ср.: P. 177. 463. Ibid. P. 182. 464. Ibid. P. 69. 465. Ibid. P. 70. 466. Tachiaos А. — Е. N. The Revival of Byzantine Mysticism… P. 70–71. 467. Ibid. P. 77. 468. Ibid. P. 178. 469. Ibid. P. 179. 470. Tachiaos А. — Е. N. The Revival of Byzantine Mysticism… P. 193. 471. Прот. Сергий Четвериков. Старец Паисий Величковский. Париж, 1988. С 125–126. 472. ГИМ, Епархиальное собр., 349/509, Сборник, содержащий автографы Нила Сорского, XVI в. Л. 81. См. также с. 194 наст. изд. 473. ГИМ, Епархиальное собр., 349/509, Сборник, содержащий автографы Нила Сорского, XVI в. JI. 81 об. См. также с. 196 наст. изд.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

2. Там же, стр. 47. 3. Там же, стр. 47-53. 4. Там же, стр. 53. 5. Там же, стр. 31. 6. Там же, стр. 54-57. 7. Там же, стр. 57-59. 8. Там же, стр. 60-62. 9. Там же, стр. 62-65. 10. Там же, стр. 65-69. 11. Там же, стр. 69-70. 12. Там же, стр. 71. 13. Руппельт. Доклад о неопознанных летающих объектах. Эйс Букс, Нью-Йорк, 1956, стр. 80,83. 14. Хайнек. Опыт с НЛО: научное расследование. Баллентайн Букс, Нью-Йорк, 1977, стр. 215-219. 15. " НЛО, что это такое? " , " Смена " , 7 апр., 1967. См. также его статью " Неопознанные летающие объекты " в " Советской жизни " , февр. 1968; Шейла Острандер и Линн Шредер. Психические открытия за железным занавесом. Бантам Букс, 1977, стр. 94-103. 16. Феликс Зигель " О возможном обмене информацией с внеземными цивилизациями " , доклад во Всесоюзном инженерном институте в Москве 13 марта 1967: Психические открытия, стр. 96. 17. Филипп Дж. Класс. НЛО объяснены. Рэндом Хаус, Нью-Йорк. 1974, стр. 360. 18. Хайнек. Опыт с НЛО: научное расследование. Баллентайн Букс, Нью-Йорк, 1977, стр. 14. 19. Хайнек. Опыт с НЛО: научное расследование. Баллентайн Букс, Нью-Йорк, 1977, стр. 10-11. 3. Шесть категорий встреч с НЛО Доктор Хайнек, изучавший вопрос более подробно, чем кто-либо из широко известных ученых, для удобства разделил феномены НЛО на шесть категорий [ 1 ]. Первая, " ночные светящиеся объекты " , относится к наиболее часто наблюдаемым и наименее удивительным. Большинство таких объектов легко опознаются как небесные тела, метеориты и т.д., и их не относят к НЛО. Настоящие загадочные " ночные светящиеся объекты " (т. е. те, что остаются " неопознанными " ) кажутся связанными с разумной деятельностью, но не могут быть опознаны, как обычный самолет, и часто наблюдаются многочисленными свидетелями, в том числе полисменами, летчиками и диспетчерами аэропортов. Вторая категория НЛО - это " дневные диски " , которые ведут себя сходно с " ночными светящимися объектами " . Это и есть " летающие тарелки " , и почти все неопознанные объекты этой категории представляют собой диски, которые по форме варьируются от круглых до сигарообразных. Часто они кажутся металлическими, и сообщается, что они способны на невероятно быстрые остановки и старты на высокой скорости, а также проявляют необычайную маневренность (например, внезапные перемены направления или неподвижное зависание), которая технически невозможна для всех известных в наше время воздушных кораблей. Имеется множество документальных фотографий подобных дисков, но все они не очень убедительны из-за удаленности объектов, не исключена и возможность подделок. Как и " ночные светящиеся объекты " , НЛО этой категории почти всегда совершенно бесшумны и часто их видят по два и больше одновременно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/906/...

Другие полагают, что имя Теодула или Теодола есть не аноним, но именование эклоги, подобно тому, как название одной комедии есть Eunuchus, или трагедии нередко называются собственными именами 70 . Или же это – слово, которое спаяно из греческого и латинского (theos-dolos), дабы обозначить содержание эклоги 71 . Наиболее общее мнение то, что автор указывается в имени Теодул, что последний был родом италиец, посещал Афины, получив там греческое образование, слышавший там споры язычников с христианами, воспроизвел их в своей эклоге, достиг там посвящения во епископа, или просто был духовным по званию, рановременно скончался и потому не успел надлежаще исправить своей эклоги 72 . Разбирая это сказание, в компетентнейшем из двух первичных его источноков – в свидетельстве Зигберта (12-й век), профессор Бек находит, что оно не представляет сообщения каких-либо исторических данных, а есть простой вывод из эклоги – италиец взято по предположению из того, что эклога написана по-латыни, исторического данного в нем нельзя читать потому, что в таком случае сказано было бы точнее, например, что Теодол был неаполитанцем, мантуанцем и т. д.; о греческом образовании говорится потому, что в эклоге собственные имена библейских лиц пишутся не по вулгате, а по 70-ти, и есть сочетания невозможные для латинского языка; об афинских спорах христиан с язычниками говорится по предположению на основании эклоги, а не фактическая, потому, что, в то время, к которому относится писатель эклоги, языческих софистов не только не могло быть в Афинах – откуда они были изгнаны в 5-м веке, но и в глухих местностях Греции; наконец в виду всего этого, речь о духовном звании автора и ранней смерти, помешавшей ему исправить свое произведение, вернее всего толковать в том смысле, что в эклоге общий характер наиболее свойственен писателю духовному; но, по местам, встречаются неправильные стихи с точки зрения нравственной аллегоризации 73 . Сам Бек, склоняясь к тому, что Theodutus есть аноним, относить писателя к концу 7-го или началу 8-го века, опираясь на том отрицательном, что свидетельство Зигберта, следуя которому писателя отодвигают (различно) к важнейшему времени, не может считаться твердым – хотя З., в своем сочинении о церковных писателях, сначала соблюдает точный хронологический порядок; но в аппендиксе – большая неопределенность, и потому Теодул у него – между двумя писателями, из коих один стоит под 709 г., другой же под 852-м г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

дарами поклон, ставит дискос на свою голову и, держа обеими руками, в предшествии диакона со свечею и кадильницей, переносит его на жертвенник. Здесь в чашу вливает вино, растворенное водою, ничего не произнося: берет кадильницу, кадит звездицу и покровы и покрывает с молитвою: Молитвами святых отец... (чит. Служебн., стр. 258). Возвратясь после того к престолу, священник складывает антиминс и полагает на нем Евангелие. Когда же диакон произносит вышеуказанную малую ектению, тогда священник (тайно) прочитывает молитву первого антифона: Господи щедрый... (чит. ее в Служ., стр. 268), которая есть не что иное, как первая светильничная молитва: потом (вслух) произносит возглас: Яко твоя держава... Лик: Аминь (москов. изд., л. 70). Чтец начинает второй антифон, или второй отдел, 18 кафизмы и читает пс.: 124–128. После 128 пс. – Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3 (там же. л. 70 и 71). Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся и т. д. Священник – молитву второго антифона, или вторую светильничную молитву: Господи, да не яростию твоею... (чит. Служебн.. стр. 270) и возглас: Яко благ и человеколюбец... Лик: Аминь. Чтец – третий антифон 18 кафизмы: пс. 129–133. После 133 пс. – Слава, и ныне. Аллилуиа 3. слава тебе, Боже 3. Диакон: Паки и паки и т. д. Священник – молитву третьего антифона, или третью светильничную молитву: Господи Боже наш... (чит. ее в Служ., стр. 271) и возглас: Яко ты еси Бог наш. Бог миловати и спасати, и тебе славу возсылаем... Лик: Аминь. Господи, воззвах..., т. е. пс. 140, 141, 129 и 116, так, как разъяснено выше, а диакон кадит (Служебн., стр. 272). Господи, воззвах поется во глас стихир на Господи, воззвах, помещенных в Триоди Постной. Стихиры полагаются на 10, а потому пение их начинается со стиха: Изведи из темницы душу мою... 685 . Чтобы видеть, как именно следует петь стихиры на Господи, воззвах, для примера возьмем некоторые дни, положим, среду 1-й седмицы Великого поста. В Типиконе в последовании этого дня сказано: «самогласен дне, повторяюще тойжде, таже мученичен в той же глас, и три подобны Триоди и три Минеи, повторяюще едину, Слава, и ныне, богородичен».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

    Σιναιτης Ιωαννης. Κλιμαξ. Λγος ΚΣΤ. Σ.136. Σημ.2.    Свт. Григорий Палама. Φιλοκαλα T.Δ. Σ.145—146, λστ-λζ.     Ιερομ. Αμφιλχιος Ραντοβιτς. Το Μυστριον της Αγας Τριαδος κατα τον αγ. Γρηγριον Παλαμα. Πατριαρχικον Ιδρυμα Πατερικων μελετων. Θεσσαλονκη, 1973. Σ.3.     Ιουστινος. Περι αναστασεως//Βιβλιοθκη Ελλνων Πατρων και εκκληστικων συγγραφων. Αθηναι, 1955. Т.Δ. Σ.229—230. См.: Βαντσου Χρηστος. Ο γαμος και προετοιμασα αυτου εξ επψεως ορθοδξου Ποιμαντικης. Αθνα, 1977. Σ.70.     Αγ. Μαξιμος. φιλοσοφικα και θεολογικα μελετματα. Т.А. Εκδ. Αποστολικης διακονας. Αθνα, 1978. Σ.222.     Ρωμανδης Ιω. Το προπατορικον αμαρτημα. Σ.131.    Там же, Σ.130.    Там же, Σ.131.     Παλαμας Γρηγριος. Συγγραμματα Т.А. Σ.85.    (Γρηγορου Παλαμα ργα. Т.В " . Σ43.     Αρχιμ. Σωφρνιος. Γρων Σιλουανς. Εκδ. «Ορθ. Κυψλη». Σ.188.     Συμβουλευτικν Εγχειρδιον. Εκδ. Σχοινα. Βλος, 1969. Σ109—113.     Αννυμος Ησυχαστθ. Νηπτικη θεωρα. Εκδ. Ορθ. Κυψλη. Θεσσαλονκη, 1977 171—174.    Умное делание. С.70—71.     Νοερα αθλησις. Εκδ. Β. Yπο Γρ. Κλμεντος. Αγιον Ορος, 1978. Σ.141. – Прим. пер.    Умное делание. С.74. Ср. обратный перевод с греческого: «Позаботьтесь поэтому, чтобы ум был собран не в мозгу, но в сердце, и чтобы он, находясь там, вместе с сердцем творил молитву не только в час молитвы, но и во всякое время. Прилагайте усилия, пока в сердце не возникнет нечто вроде раны. Такое настойчивое делание скоро приведет к этому. Неважно, что это называегся раною, хотя, в сущности, это боль, мука. Это не такая язва или телесная боль, которая доводит до отчаяния и угрожает жизни, но рана сердечного рачения и опьяняющей любви, проистекающей от соединения кающейся души в объятиях, куда Бог заключает человека, как блудного сына. Это умилостивительная боль и неутолимая сладость, невыразимое таинственное созерцание, неразрывная связь с Богом в желании удалиться из настоящей жизни и любовная беседа с Богом. Эта рана вначале собирает все силы души в этой любовной боли, Бог же, видя произволение, дает желаемое. Тогда в сердце совершатся определенные изменения и возникнут состояния божественного чина». (Νοερα αθλησις. Σ.87—88. – Прим. пер.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3151...

В Пруссии сельское население уменьшалось относительно с 73, 5% в 1816 г. до 71, 7% в 1849 г. и 67, 5% в 1871 г., а ввоз ржи начался лишь с начала 60-х, пшеницы – с начала 70-х годов (там же, II, 70 и 88). Наконец, если мы возьмем европейские страны, ввозящие хлеб, – например, Францию и Германию последнего десятилетия, – то мы увидим несомненный прогресс сельского хозяйства наряду с абсолютным уменьшением числа занятых им рабочих: во Франции это число уменьшилось с 1882 по 1892 г. – с 6 913 504 до 6 663 135 («Statist. agric.», ч. II, с. 248–251), в Германии с 1882 по 1895 г. – с 8064 тыс. до 8045 тыс. 668 Таким образом, можно сказать, что вся история XIX века массовыми данными по отношению к самым различным странам неопровержимо доказывает, что «универсальный» закон убывающего плодородия совершенно парализован «временной» тенденцией технического прогресса, который дает возможность уменьшающемуся относительно (а иногда даже абсолютно) сельскому населению производить увеличивающееся количество земледельческих продуктов на увеличивающуюся массу населения. Во-вторых, прогресс сельского хозяйства при уменьшении или ничтожном абсолютном увеличении сельского населения вполне опровергает нелепую попытку г. Булгакова воскресить мальтузианство. Из русских «бывших марксистов» эту попытку сделал едва ли не впервые г. Струве в своих «Критических заметках» 670 , но он, как и всегда, не пошел далее робких, недоговоренных и двусмысленных замечаний, недодуманных до конца и не сведенных к одной системе воззрений. Г-н Булгаков смелее и последовательнее: «закон убывающего плодородия» он, ничтоже сумняшеся, превращает в «один из важнейших законов истории цивилизации» (sic! 671 с. 18). «Вся история XIX века... с его проблемами богатства и бедности была бы непонятна без этого закона». «Для меня совершенно несомненно, что социальный вопрос в теперешней его постановке существенно связан с этим законом» (это наш строгий ученый заявляет уже на 18-й странице своего «исследования»)!.. «Несомненно, – заявляет он в конце сочинения, – что, при наличности перенаселения, известная часть бедности должна быть отнесена на счет абсолютной бедности, бедности производства, а не распределения» (II, 221).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010