В 1982 г. З. овдовел. По его просьбе М. Кармилов написал Экуменическую симфонию «Во имя жизни» (In the Name of Life) и посвятил ее памяти жены З.- Валерии Васильевны. В Женеве была выпущена пластинка с записью исполнения симфонии камерным оркестром им. Н. А. Римского-Корсакова Ленинградской гос. консерватории под упр. Ю. Алиева (зятя З.), рисунок на обложке выполнила Л. Алиева (дочь З.). В 1983 г. З. вернулся к работе в Ленинградской ДА, читал лекции в Софийской ДА, экуменическом ин-те Боссе (Швейцария), папском Григорианском ун-те в Риме, Эрлангенском ун-те (ФРГ), на семинарах военных капелланов стран НАТО. В 1984 г. снова женился, в 1990 г. по состоянию здоровья уволился и переехал на постоянное жительство в Женеву, продолжал контакты с Представительством Московского Патриархата при ОВЦС. Приходом ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (РПЦ) в Женеве З. был избран и назначен членом приходского совета и регентом храма. Награжден орденами св. Владимира 3-й (1969) и 2-й (1974) степени, прп. Сергия Радонежского, орденами др. правосл. Церквей, Патриаршими грамотами, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др. Соч.: В Саратовской ДС//ЖМП. 1954. 9. С. 72-73; Начало 1954/55 уч. г. в Саратовской ДС//Там же. 11. С. 69-70; Перспективы рус.-англиканских богосл. собеседований после конф. 1956 г.//Там же. 1963. 4. С. 53-58; 5. С. 43-46; Об энциклике «Pacem in terris» [«Мир на земле»]//Там же. 6. С. 74-80; Папа Иоанн XXIII: (Некр.)//Там же. 7. С. 75-79; О богословии св. Григория Паламы: (Сокр. текст лекции, прочит. в ЛДА 7 марта 1963 г.)//Там же. 8. С. 62-71; Встреча студентов-богословов//Там же. 1964. 3. С. 41-50; Итоги Одесской сессии Исполнительного комитета ВСЦ//Там же. 4. С. 39-46; Экуменический диалог о Церкви: (О кн. еп. Л. Ньюбигина «Божие Домостроительство»)//Там же. 4. С. 47-50; 5. С. 47-53; К «Huбopry-IV»//Там же. 7. С. 61-66; 8. С. 59-63; Оценка соборной деятельности Церкви в правосл.-евангелическом диалоге//Там же. 10. С. 35-42; Конференция «Huбopr-IV»//Там же.

http://pravenc.ru/text/182409.html

Во исполнение Своего искупительного замысла всемогущий Бог прибегает к посредству наделенных свободной волей людей. Кир повелел пленникам возвращаться Иерусалим и строить там дом Божий потому, что Господь возбудил дух его (1,1). Народ с готовностью подчинился этому повелению (1,5). Ездре сопутствовал успех, «так как благодеющая рука Бога его была над ним» (7,9). Содержание I. Возвращение из плена и восстановление храма (1,1 6,22) А. Возвращение из плена (1,1 2,70) 1 . Повеление Кира (1,1–4) 2 . Приготовления к возвращению (1,5–11) 3 . Перечень возвратившихся (2,1–70) Б. Восстановление храма (3,1 6,22) 1 . Восстановление жертвенника (3,1–6) 2 . Восстановление собственно храма (3,7 6,22) II. Прибытие Ездры в Иерусалим и возрождение городской общины (7,1 10,44) А. Прибытие Ездры в Иерусалим (7,1 8,36) 1 . Ездра отправляется в путь (7,1–10) 2 . Полномочия Ездры (7,11–26) 3 . Благодарение Ездры (7,27,28) 4 . Спутники Ездры (8,1–14) 5 . Прибытие Ездры в Иерусалим (8,15–36) Б. Возрождение городской общины (9,1 10,44) 1 . Реакция Ездры на известие о браках иудеев с иноплеменницами (9,1–15) 2 . Отклик со стороны народа (10,1–44) Глава 1 1:1–3 Эти слова с незначительными изменениями повторяют последние два стиха Второй книги Паралипоменон. Ездра, таким образом, продолжает излагать историю искупления с того момента, которым она заканчивается в предыдущей книге. 1 В первый год. Что соответствует 538 г. до Р.Х., первому году правления в Вавилоне персидского царя Кира. Вавилон был покорен Киром в октябре 539 г. до Р.Х., Персией же он правил с 559 по 530 г. до Р.Х. во исполнение слова Господня. Иеремия предсказал семидесятилетний плен в Вавилоне ( Иер. 25,11.12; 29,10 ; см. также Дан. 9,2 ). С 605 г. до Р.Х., когда из Иудеи были вывезены первые пленники, до 538 г., когда Кир повелел пленникам возвращаться на родину, прошло шестьдесят семь лет. Возможно, Кир имел в виду и другие пророчества того же Иеремии ( Иер. 16,14.15; 27,22 ). Бог, таким образом, исполняет сказанное Им через пророка почти три четверти столетия назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

А.- один из наиболее авторитетных богословов СПЦ, участник мн. международных конгрессов и симпозиумов, в т. ч. Первой конференции правосл. богословов (Бостон, 1970), автор широко известных трудов: Патрология (1984), «Духовность Православия» (1990), «На путях Святых Отцов» (2 кн.) (1991), «Святой Савва и Косовский Завет» (1992). Его перу принадлежат также монографии «Монастырь Челии» (1985), «Великомученический Ясеновац - документы и свидетельства» (1990), «Страдания сербского народа в Косово и Метохии» (1990), книга путевых записок «От Косова до Ядовна» (1984), многочисленные публикации о выдающихся серб. богословах еп. Николае (Велимировиче) и архим. Иустине (Поповиче) . Более 200 его работ переводились и публиковались в др. странах. А.- член Союза писателей Сербии. Соч.: Peлuruja, наука и уметност у cbojoй mpojuчhoj несливености али и and Culture: A Study of Cohesive and Disjunctive Forces/Ed. by G. Holton. Boston, 1965. P. 332-345; То же//Теолошки погледи. 1968. Год 1. 3. С. 226-243; Светог Jobaha Дамаскина о Npecbemoj Богородици: О npabocлabhoj meoлoruju//Там же. 1971. Год 4. 1. С. 18-42; Светог Upuheja Лионског о Цркви, и ebxapucmuju//Там же. 1972. Год 5. 1. С. 39-62; Увод у meoлorujy Kanaдokujckux Отаца о Светом Духу//Там же. 1973. Год 6. 1. С. 22-35; Православна вера и живот: догма и морал у же. 2. С. 131-145; Свети Amahacuje Велики и Aлekcahдpujcku Сабор 362 године//Там же. 4. С. 262-286; 1974. Год 7. 1/2. С. 7-44; Ebxapucmuja у Источной Цркви//Там же. 4. С. 209-223; Лumypruja и (Ebxapucmujcku приступ же. 1976. Год 9. 4. С. 213-220; Ориген и грчка фuлocoфuja//Там же. 1978. Год 11. 4. С. 162-183; Теолошко дело Св. Bacuлuja Великог изме у «Hukejaцa» и «Источних»//Там же. 1979. Год 12. 4. С. 177-192; Лumyprujcku живот - срж napoxujckor живота//Там же. 1980. Год 13. 3. С. 89-105; Апостолско-светоотачко о Светим majhaмa//Там же. 1981. Год 14. 1/3. С. 2-17; Други сабор: (Поводом другог сабора)//Там же. С. 81-95; Paзboj код Срба//Там же. 3/4. С. 81-104; и мистика//Там же.

http://pravenc.ru/text/76888.html

Связь седьмой главы с предыдущей можно увидеть уже в её начале. Неверию братьев противостоит вера Двенадцати, которую формулирует Петр: «Ты – Христос, Святой Божий» (6:69). После того как апостолы в конце шестой главы исповедали Иисуса Христом, в следующей, седьмой главе мы становимся свидетелями споров о Нём в Иерусалиме – Христос ли Он? Можно сказать, что окончание шестой главы является введением в седьмую. В седьмой главе представлен своего рода «срез» иерусалимской среды. В центре внимания свангелиста находится толпа народа, встречающая праздник Кущей и слушающая Христа. Она разнородна: это и паломники, пришедшие издалека, и жители Иерусалима. Многие в толпе готовы уверовать. Ей противостоят начальники и фарисеи. Они не хотят верить и неоднократно пытаются арестовать Иисуса. Их неверие ещё более выделяется, во–первых, из–за готовности поверить в Иисуса служителей–левитов, посланных ими Его схватить (7:46 – 47); во–вторых, из–за защиты Иисуса Никодимом в синедрионе (7:50 – 52) и, в–третьих, благодаря надежде народа на то, что начальники поняли: Иисус и есть Христос (7:26). На обращение братьев явить себя миру Иисус отвечает так же, как и на просьбу Матери в Кане Галилейской: «время Мое еще не пришло» (2:4; 7:6). Эти слова Христа можно понять только как то, что час Его Страстей ещё не наступил и Ему преждевременно подвергать Себя смертельной опасности. Братья ждут одобрения Иисуса Миром – примет ли Его мир? В контексте этого отрывка мир сближается с иерусалимской средой. Для братьев Иисуса «явить Себя миру» означаст прийти в Иерусалим 109 . Они не знают, что его там разыскивают, чтобы убить. Не испытывая ненависти к братьям, сопричастным этому миру, мир ненавидит Христа, так как Он обличает его: «Не может мир ненавидеть вас. Меня же ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его лукавы» (7:7). Если мир не принимает проповеди Христа, то, стало быть, и не согласится принять и Ero чудес. Иисусу надо изобличать мир за его лукавые дела, а не совершать для него знамений. Поэтому Он от казывается сопровождать братьев. Они уже сейчас могут пойти на праздник, а Он пока «ещё» останется в Галилее (7:9). Однако вслед за братьями Иисус тоже идёт на праздник, но «не явно, а как бы тайно» (7:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Кроме загадочной фразы ( Евр. 13,23 ) о том, что Тимофей был «освобожден» (предположительно, из тюрьмы), мало что известно о его жизни после того, как было написано Второе послание к Тимофею. Павел написал Первое послание к Тимофею, находясь в Македонии (1,3). Он счел необходимым оставить Тимофея в Ефесе, поскольку в этом городе действовали лжеучители (1,3). Павел основал церковь в Ефесе в начале своего третьего миссионерского путешествия и провел там около трех лет (Деян., гл. 19; 20,31). В конце своего путешествия он вынужден был предупредить ефесских пресвитеров, что лжеучители, часть из которых выйдет из их же числа, будут нападать на церковь ( Деян. 20,29.30 ). Данное же послание свидетельствует, что предсказание Павла, безусловно, оправдалось (1,6.19; 4,1.2; 6,3–5.10.21). Есть и свидетельства того, что некоторые из этих лжеучителей или вышли из среды руководства церкви, или же, напротив, заняли место в нем (1,7.20; 2,12; 3,6; 5,19.20; 6,3–5.10), а также оказал особенно вредное воздействие на некоторых женщин, принадлежавших к церкви (2,9–15; 3,11; 5,11–15). Характерные особенности и темы Для Первого послания к Тимофею характерен интерес к вопросам организации церкви. В нем содержится самое пространное в НЗ перечисление качеств, необходимых для епископа и пресвитера (3,2–7), а также указание на две категории служителей: начальствующих и учащих (5,17), разъяснения о том, какое содержание следует предоставлять пресвитерам и в каком порядке могут выдвигаться обвинения против них (5,17–20), и единственное в Новом Завете подробное описание качеств, требуемых от диаконов (3,8–10.12.13). Конкретные указания Павла Тимофею также содержат много практических советов относительно того, как должен действовать руководитель церкви. Это послание отличается тем, что в нем уделяется особое внимание истинному учению (1,10; 3,9; 4,6; 6,3) и содержатся богословские размышления о спасении, дарованном Богом в Иисусе Христе (1,13–16; 2,3–6). В этих размышлениях Павла утверждаются положения о спасении по благодати (1,13–16), о Христе как Посреднике между Богом людьми (2,5) и о том, что Христос предал «Себя для искупления всех» (2,6). Кроме того, Первое послание к Тимофею содержит поэтическое прославление подвига Христа, воспевающее Его воплощение, воскресение и вознесение (3,16). В нем также говорится об ожидании второго пришествия Христа (6,14), содержится прекрасная формула прославления Бога (6,15.16) и свидетельство о расширении понятия «Писание», выходящем за пределы ВЗ и включающем элементы новозаветного откровения (5,18), где цитируются слова Христа из Евангелия от Луки (10,7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

6. Алтарь кафоликона расписан мозаикою: Св. Воскресение и кругом написано: с нами Бог . Тут и престол патриарха и пол его из мозаичных плит. Есть и четыре толстых пиластра храма, т.е. высокого купола. Купол имеет внутри 50 малых колонн и наверху Кувуклий, поддерживаемый 4 колоннами. 7. Направо от главного храма (кафоликона) Голгофа. Туда входишь по 15 ступеням. Там Господь наш Иисус Христос был распят безбожными Евреями за грехи наши, когда померкло солнце и разодралась завеса храма. Там разбойник сказал: Помяни мя, Господи, во царствии Твоем и уверовав вошел в рай 2405 . Храм великолепен и расписан мозаикою: жертвоприношение Авраама и Пророки. То место, где безбожные Евреи поставили честной крест, изукрашено мрамором. Направо от отверстия на разстоянии меньше сажени разселина скалы сверху до низу до главы Адамовой; ибо когда Христос был на кресте воин копьем пронзил Ему ребро и тотчас же истекла кровь и вода, потекла вниз на голову Адамову и окрестила ее. Оттуда исходит очень приятное благоухание. Над теми отверстиями висят 14 лампад. Там есть и другие лампады и паникадила. Пол мозаичный. Храм имеет два алтаря, первый в том месте, где распят был Христос; он принадлежит Грузинам, православным христианам. Есть и дерево на верху на Св. Голгофе, где был привязан овен, когда Авраам совершал жертвоприношение Исаака. Это плодовитая маслина и, как говорят, она стоит до сих пор. 8. Под Голгофою, где голова Адамова, очень красивый храм, украшенный лампадами и другими предметами. Там гробница Мельхиседека. 9. Перед этим место, где был обвит Христос пеленами, по снятии со Креста, украшенное белыми и порфировыми мраморными плитами. Там висят 8 лампад. 10. Налево от главного храма (кафоликона) темница Христова. Перед темницею висят четыре лампады. 11. На запад столб, к которому привязали Христа и били его. Там церковь еретиков латинян. 12. За алтарем главного храма место, где разделили ризы Христовы, как говорит пророк: и об одежде Моей меташа жребий 2406 . 13. Оттуда на восток 30 ступеней и там храм с куполом, он имеет 4 колонны и вода течет зиму и лето. Там и престол Св. Иакова, брата Господня. Отсюда Св. Елена смотрела на народ, когда рыли землю, чтобы найти крест. Там в стене мраморное окно и оттуда слышен большой шум и рычание и говорят, что это ад. Из храма ведут вниз 12 ступеней. Там место, где обретен крест. Там и пещера и алтарь и престол. Висят 6 лампад. Здесь и млеко Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

В 1956-1961 гг. И. являлся профессором кафедры византологии и общей церковной истории ЛДА, ученым секретарем Совета академии. В 1960 г. за труд «История Византийской Церкви: от Константина Великого до отпадения Западной Церкви от Вселенской» (Т. 1. 2 ч.) И. была присвоена ученая степень д-ра церковной истории. В 1961 г. И. вышел на пенсию, в 1960-1970 гг. занимался преимущественно изучением лит. наследия прп. Максима Грека , составил каталог сочинений ученого монаха: «Литературное наследие Максима Грека» (Л., 1969; не все предложенные И. атрибуции являются бесспорными). И.- автор ок. 100 трудов, посвященных вопросам библеистики, церковной и гражданской истории, совр. церковной жизни. Статьи исследователя публиковались в ЖМП, в сб. «Богословские труды» (в течение ряда лет И. являлся членом редколлегии этих изданий), в «Византийском временнике», в «Исторических записках» АН СССР, в ТОДРЛ. И. похоронен на Киновеевском кладбище в С.-Петербурге. Соч.: Новейшая реконструкция греч. текста Нового Завета//ЖМНП. Н. с. 1915. Ч. 58. 8. С. 327-342; Новозаветные писания по новейшему восстановлению их подлинного текста//ТКДА. 1916. 7/8. С. 269-298; Миланский эдикт и его значение//ЖМП. 1953. 6. С. 51-55; Захват К-поля латинянами в 1204 г.//Там же. 1954. 10. С. 64-73; Из истории взаимоотношений Англиканской и православной Церквей//Там же. 11. С. 47-58; Православие в Америке//Там же. 1955. 1. С. 44-55; 3. С. 69-76; Вера и знание по учению христианских философов II-III вв.//Там же. 5. С. 53-60; Рус. Православная Церковь и Правосл. Восток//Там же. 1956. 6. С. 55-62; 7. С. 58-63; Греч. Восток в трудах рус. церк. историков//Там же. 1960. 10. С. 45-52; К вопросу о нестяжательских взглядах Максима Грека//ВВ. 1969. Т. 29. С. 135-147; Максим Грек и итальянское Возрождение//Там же. 1972. Т. 33. С. 140-157; 1973. Т. 34. С. 112-121; О пребывании Максима Грека в доминиканском мон-ре св. Марка во Флоренции//БТ. 1973. Сб. 11. С. 112-119; Максим Грек и Савонарола//Там же. 1974. Сб. 12. С. 184-208; Максим Грек как ученый на фоне современной ему рус. образованности//Там же. 1976. Сб. 16. С. 142-187; Несколько замечаний по поводу издания нового списка «Судного дела» Максима Грека//ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 284-298; Несколько замечаний к вопросу о лексиконе «Свида»//БТ. 1978. Сб. 18. С. 223-230.

http://pravenc.ru/text/200477.html

Находясь в Македонии, Павел и отправил в Коринф Второе послание, выражая благодарение по поводу раскаяния Коринфской общины и ее возвращения на путь послушания (7,5–16). Другой целью послания был призыв к коринфянам завершить сбор пожертвований в пользу малоимущих христиан в Иерусалиме (гл. 8; 9). Кроме того, в этом послании Павел снова и снова защищает свое служение от обвинений со стороны «лжеапостолов» (11,13), появившихся в Коринфе и ставивших под сомнение авторитет Павла и безупречность его благовестия (гл. 10–13; также 3,1–6; 7,2). Наконец, Павел прибыл в Коринф сам и провел там три месяца ( Деян. 20,2.3 ), и только после этого направился в Иерусалим, имея при себе пожертвования, собранные многими общинами в помощь нуждающимся христианам в Иерусалиме ( Деян. 20,3 21,17). Характерные особенности и темы Второе послание к коринфянам очень личное письмо, содержание его глубоко эмоционально. Поэтому оно предоставляет редкую возможность постичь подлинный характер благовествования Павла, ставшего смыслом всей его жизни. Две основные темы послания раскрывают природу служения апостола: гл. 1–7 проникнуты мыслью об утешении и поддержке свыше в страданиях и скорбях (1,3–7; 7,4.7.13); гл. 10–13 посвящены постижению силы Божией, проявляющейся в немощи человеческой (12,9.10). Другие темы послания: безупречность поступков Павла (1,12.17.18; 6,3–10; 7,2.3), страдания, неоднократно перенесенные им ради блага Церкви и во славу Божию (1,5–11; 4,8–12; 6,4–10; 11,23 12,9), его любовь ко всем основанным им церковным общинам, особенно же к Коринфской (2,4; 11,2.7–11; 12,14.15), его апостольский авторитет, дающий ему право основывать церкви и одолевать всякое сопротивление (2,9; 10,8; 13,8–10). Часто подчеркивается мысль, что суждения Павла сообразуются не с критериям мира сего, а с незримой духовной сферой, открытой очам веры (1,12). Павел также говорит о величии новозаветного служения (гл. 3), принципах христианского хозяйствования и благотворительности (гл. 8; 9). Трудности истолкования

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7 июня 2022 г. в ответ на обращения митр. Феодосийского и Керченского Платона (Удовенко), митр. Симферопольского и Крымского Лазаря, еп. Джанкойского и Раздольненского Алексия (Овсянникова), исходя из необходимости сохранения действенной канонической и административной связи с центральной церковной властью для благополучного течения церковной жизни и учитывая практическую невозможность регулярного сообщения этих епархий с Киевской митрополией, Синод постановил принять Джанкойскую, Симферопольскую и Феодосийскую епархии в непосредственное каноническое и административное подчинение Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду Русской Православной Церкви. Митрополит Лазарь был назначен главой новообразованной Крымской митрополии. Решением Синода от 11 окт. 2023 г. почислен на покой. Л. награжден орденами прп. Сергия Радонежского 3-й и 2-й степени, прп. Серафима Саровского 2-й (2005) и 1-й (2014) степени, свт. Иннокентия Московского (2019), блгв. кн. Александра Невского 1-й степени (2022), прп. Антония и Феодосия Печерских (1997, УПЦ), св. кн. Владимира 2-й степени (1999, УПЦ), свт. Луки Крымского (2012, УПЦ), знаком отличия Предстоятеля УПЦ (2014), орденами Дружбы народов (1988), «За заслуги» (Украина) 3-й (1998), 2-й (2000) и 1-й (2002) степени, Дружбы (2009, Россия), кн. Ярослава Мудрого (Украина) 5-й (2009) и 4-й (2013) степени. Соч.: Епархия в Латинской Америке: [Интервью]//ЖМП. 1989. 2. С. 19. Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1980. 5. С. 8; 1985. 8. С. 8-9; 1992. 7. Офиц. хроника. С. VIII-IX; Наречение и архиерейская хиротония архим. Лазаря (Швеца) во еп. Аргентинского и Южноамериканского//Там же. 1980. 7. С. 32-37; Хроника//Там же. 8. С. 5; Из жизни епархий: Аргентинская епархия//Там же. 1981. 6. С. 28-30; 10. С. 31-32; 1985. 3. С. 24; 8. С. 29-30; Из выступлений участников Архиерейского Собора РПЦ//Там же. 1992. 7. С. 11-20. Лит.: Пальжок З., прот. Из жизни епархий: Аргентинская епархия//ЖМП. 1981. 2. С. 22-23; 10. С. 32; 1983. 1. С. 23-24; Вавелюк В. Из жизни епархий: Аргентинская епархия//Там же. 7. С. 12; Цыпин. История РЦ. С. 512, 517; Петрушко В. И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период, 1989-1997. М., 1998. С. 92, 100, 115-116; он же. О попытках создания Киевского патриархата украинскими униатами и раскольниками-автокефалистами в XX в. М., 2008. С. 265, 271, 288-289.

http://pravenc.ru/text/2462537.html

Ин.6:2 .  За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Объяснение к истории насыщения пяти тысяч см. в комментариях к Мф.14:13–21 . Но у Иоанна есть некоторые детали этого события, требующие также пояснения. Ин.6:3 .  Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Христу нужно было побеседовать с возвратившимися из путешествия апостолами ( Мк.6:30–31 ), и потому Он удалился с ними на одну из гор. Ин.6:4 .  Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иоанн замечает о приближении праздника Пасхи, с одной стороны, для того, чтобы объяснить необычайное скопление народа на восточной стороне Галилейского моря: шедшие в то время на Пасху в Иерусалим жители северной Галилеи должны были идти восточной стороной моря. С другой стороны, Иоанн намекает этим замечанием на связь чудесного насыщения народа с приближающейся Пасхой, так как агнец пасхальный прообразовал собою Христа, Который хотел предать Себя на смерть за грехи всего мира и в знак этого изобразил в следующей за насыщением народа речи Себя как истинный хлеб жизни. Ин.6:5 .  Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Ин.6:6 .  Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Господь обращается с вопросом к Филиппу для того, чтобы тот убедился, что обычным образом помочь голодному народу тут нет возможности, и чтобы Филипп по совершении насыщения народа признал в этом действие всемогущества Христова. Очевидно, что этот апостол более чем другие нуждался в укреплении своей веры во Христа. Ин.6:7 .  Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. «Двести динариев» – около 40 руб. на наши деньги 26 . На такую сумму можно было приобрести в то время около сорока пудов хлеба, но и такого количества хлеба было мало на пять тысяч народу, который окружал Христа. Кроме того, тут были еще женщины и дети ( Мф.14:21 ). Ин.6:8 .  Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010