Неистовые крики раздались и здесь, особенно когда из кареты выводили Преосвященного Виктора, а когда подъехала коляска с игуменом Киприаном, разъяренная толпа с криком бросилась на игумена, рвала его за волосы и бороду, ударами повалила на землю. Только благодаря защите генерал-адъютанта, всем корпусом навалившегося на лежащего игумена, тот был спасен от неминуемой насильственной смерти. Взбудораженная толпа еще долго не расходилась с того места, где были заключены арестованные, и впоследствии не единожды собиралась там, требуя их казни180. Владыка Виктор со своим наместником игуменом Киприаном, разделенные лишь стенкой, были помещены в «красинском дворце», а остальные арестованные в «цейхгаузе " 181. После ареста владыки Виктора и конфискации епархиального архива, на кафедре снова были проведены обыски – «нет ли каких орудий, приуготовленных к бунту, чего везде, даже и в церкви искали». Тоже было проделано «и по другим монастырям, как то: в Грозовских, в Виленском и в Минском " 182. В минских монастырях обыски проводились настолько строго, «что даже и самые мертвых вскрываемы были гробы " 183. Правительством был предпринят ряд и других мер к предотвращению предполагаемого «бунта». От православного духовенства было потребовано принесение присяги на верность королю и Речи Посполитой, а также взято обязательство, впредь не поминать за богослужением «заграничных государей и князей». Причину требования присяги объясняли тем, что «как-де прежде сего была в Польше резанина единственно по поводу монахов и попов; то дабы и ныне того же не последовало " 184. Учрежденные правительством специальные команды разъезжали по разным местам и приводили к присяге не только духовенство, но и народ, причем нередко обставляя сам обряд присяги возмутительнейшими особенностями185. Особой изощренностью в приведении народа к присяге, возмущавшей даже «польские» суды, и неистовостью преследований православных отличился в это время поручик радзивилловских войск и управляющий Грозовскими имениями – Викентий Моравский. Вследствие «жестоких своих поступков, коих само человечество ужасаться должно» Моравский сделался настоящим бичом для православных всей округи186. После взятия под стражу Преосвященного Виктора начались аресты духовенства. Об этом владыка впоследствии писал в Синод: «Как моея консистории канцелярские служители, так духовные и светские паствы моей греческие неуниатские исповедники по разным местам и судам были в аресте содержаны и некоторые из них в кандалы долговременно закованы были " 187. Военные команды очищали пасеки, хутора и леса от проживающих там «подозрительных» монахов и бродяг. Все кто из них был пойман попадали за тюремные стены. Массы простого люда, множество «маркитантов, пилипонов, ни в чем неповинных» находились в заключении и томились в крепостях. «Много тогда казнено было из простонародья» и «очень многих тогда повесили попусту " 188.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

36 Никифоров М. Основы патологической анатомии. Элементарный курс общей и частной патологической анатомии. М., 1913. С. 78. 37 Розанов В. В. По поводу одной тревоги гр. Л. Н. Толстого// Розанов В. В. Легенда о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевского. М., 1996. С. 396–397. 38 В этом пари Паскаль предлагает человеку, не имеющему опыта веры, поразмышлять над своей участью в том случае, если Бог есть, и в том, если Бога нет. “Взвесим выигрыш и потерю, если вы поставите на решку, то есть на Бога. Рассмотрим две возможности: если вы выигрываете, то выигрываете все, а если теряете, не теряете ничего; делайте же вашу ставку скорее но, может быть ставка слишком велика” ( Паскаль Б . Мысли. С. 187)… В первом случае человек получает возможность выиграть бесконечную жизнь в бесконечном блаженстве. Во втором — ставка столь ничтожна и столь недолговечна, что, право, было бы безумием дорожить ею. “Так что же с вами случится плохого, если вы сделаете такой выбор? Вы будете верным, честным, смиренным, благодарным, доброжелательным, искренним и надежным другом Конечно, вы лишитесь мерзких удовольствий, славы, наслаждений, но разве не будет у вас других?” (Там же. С. 188). Вопрос в том, так ли уж мерзки удовольствия в глазах атеиста? Атеист может выстроить зеркальное пари: если Бога нет, а есть только эта жизнь, надо взять от нее все, что только можно. Если Бога нет, а я буду жить для Него, я потеряю все… Однако предложив пари, Паскаль делает необходимую поправку: от Бога человек отвращается не разумом, но страстями: “знайте хотя бы, что неспособность верить проистекает из ваших страстей. Коль скоро разум влечет вас к вере, а вы все-таки не можете уверовать, старайтесь убеждать себя не новыми доказательствами существования Бога но борьбой со своими страстями” (Там же). Как кажется, смысл пари отнюдь не в азарте прагматика. Паскаль переложил на язык атеиста евангельское: Блаженны чистые сердцем. Совсем не логична его мысль, что по мере соблюдения условий пари атеист обретет веру в несомненность вечной жизни. Соблюдая условия пари, атеист начнет бороться со страстями, а стало быть, познает свою немощь, смирится и сможет узреть Бога. Без этого коррелята мысль Паскаля превращается в пустую форму. Паскалевское пари — это разговор на языке выгоды. Но ведь Евангелие и говорит о том, что угождать Богу человек начинает из страха перед наказанием, затем возвышается до желания награды, и лишь в конце приходит к чистой любви. Пари Паскаля — это призыв к действию. Начни искоренять страсти, и ты убедишься в том, что Бог есть. Поэтому неправы те исследователи, которые уличали Паскаля в своеобразном прагматизме.

http://pravmir.ru/uchebnyiy-protsess-v-a...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

186 Но если субстанция неопределенна, то она неотличима от чего-либо другого, а если она неотличима от чего-либо другого, то для нее невозможно и самоотличение, самость, индивидуальность. Тут не может быть ощущения и самосознания, потому что то и другое возможны только при самоотличении; а где нет ощущения, там не может быть никакой индивидуальности, где нет самосознания, там не возможна никакая личность. Таким образом, если субстанция должна быть признана существом безразличным, неопределенным, то она должна быть не личностью, а чем-то не имеющим никаких определений, следовательно, также ни ума, ни воли, ни чувства. Центр тяжести в воззрениях Спинозы лежит в том понятии, что Божество по своей природе неопределенно, потому что всякое определение было бы Его ограничением. Всякий положительный предикат, приписываемый Божеству, непременно отрицает все отрицательные предикаты и этим ограничивает понятие Божества. Выдерживает ли критику это положение: omnis determinatio est negatio? Мы должны согласиться, что каждое положительное определение есть непременно отрицание всех противоположных: разум отрицает неразумное, добро – зло. Если Божеству приписывается разум или благо, то от него действительно отрицается все неразумное и недоброе. Но разве такое определение может быть названо отрицанием? Если разум отрицает свое отрицание – неразумное, то чрез это, наоборот, он получает значение положения в строгом смысле; добро, как отрицание своего отрицания, есть положение. Какую бы ни взять отрицательную величину, если мы отрицаем ее, то уже чрез это самое вносим положительный признак. Определение Божества всеми положительными предикатами не только не отрицает от него чего-либо, напротив, утверждает в Нем все, отрицая от него всякое отрицание. Таким образом, вместо положения Спинозы – omnis determinatio est negatio – правильнее было бы сказать: omnis determinatio est positio. 187 Так действительно и говорили критики Спинозы: Гегель, Шеллинг, Баадер 188 и др., оценивая это положение с логической точки зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

187) Будем всегда вести себя, как «наказанные сердцем в мудрости» ( Пс. 89:12 ), непрестанно дыша Иисус-Христом, Бога Отца силою и Божиею премудростью. Если же по какой либо случайности опустившись, вознерадим о сем умном делании: то в следующее утро опять добре препояшем чресла ума нашего, и покрепче возьмемся за дело сие, зная, что нет никакого оправдания нам, «ведущим добро творити», если не будем творить оного ( Иак. 4:17 ). 188) Как вредоносные яства, быв приняты в тело, скоро производят в нем болезненную тревогу; но если вкусивший их, лишь только почувствует вред, поспешит извергнуть их вон посредством известного лекарства, то остается невредимым: так и ум, когда поглотив принятые им порочные помыслы, и почувствовав вредную горечь их, поспешит молитвою Иисусовою, из глубин сердца возглашаемою поскорее извергнуть их вон и далеко отбросить от себя, то чрез это избежит всякого от них вреда, как по милости Божией научение от других и вместе с ним собственный опыт предали трезвенствующим разуметь предлежащее дело. 189) С дыханием твоим трезвенно соедини молитву Иисусову, или непрестанное помышление о смерти и смирение: то и другое великую доставляет пользу. 190) Господь сказал: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» ( Мф. 11:29 ). 191) Сказал еще Господь: «иже... смирится яко отроча сие, той есть болий в царствии небеснем» ( Мф. 18:4 ); «возносяйся же смирится« ( Лк. 18:14 ). – »От Мене, – говорит, – научитеся». Видишь ли, что научение есть смирение. Заповедь Его живот вечный есть; и сия заповедь есть смирение. Следовательно, кто не смирен, тот отпал от живота, и конечно обрящется там, что противоположно ему. 192) Если всякая добродетель производится душою и телом, душа же и тело, коими, как я сказал, составляется всякая добродетель, суть творение Божие; то не крайне ли сумазбродствуем мы, когда величаемся и тщеславимся чуждыми украшениями души и тела? И не тем ли это паче, что, опираясь на гордость, как на тростниковую трость, мы восставляем против себя беспредельного величием Бога, таким крайним беззаконием своим и безумием привлекая на главу свою страшнейшее Его неблаговоление; ибо «Господь гордым противится» ( Иак. 4:6 )? Вместо того, чтобы подражать Господу в смирении, мы своим тщеславным и гордостным мудрованием вступаем в содружество с неистовым врагом Господа, гордым диаволом. По сему-то Апостол говорит: «Что... имаши, егоже неси приял?» ( 1Кор. 4:7 ). Разве ты сам себя создал? Если же тело и душу, из которых, в которых и чрез которых всякая добродетель составляется, получил ты от Бога, то «что хвалишися, яко не прием?» (там же). Ибо Господь все сие даровал тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

184. Приложим попечение о себе, чтоб не впасть в руки врагов наших, то есть чтоб не возобладала над нами воля плоти нашей и не увлекла нас насильно в страну ассириан, чтоб не раздалась о нас горестная весть: «Совершил царь Ассирийский нашествие на землю Израильскую, переместил племя Ефрема из отечества его в страну ассирийскую, поселил там на реках Алои и Аворе [ 660 ]. Там они и до сего дня». Постигло бедствие Ефрема за то, что он поступал вопреки представлениям соперника-совести и попрал суд [ 661 ]. 185. Тому, кто начинает служение Богу, открывается лишь образ добродетелей — поверхностное понимание их. Если он не вступит в подвиг самым делом, то не возможет приблизиться к Богу посредством деятельного и существенного понимания добродетелей [ 662 ]. 186. Если человек не совершит подобающего телесного подвига вполне, то истинное видение не открывается ему [ 663 ]. 187. Слепота очей первой супруги патриарха Иакова [ 664 ] знаменует, что человек не способен быть зрителем славы истинного видения, когда он еще находится в училище телесного подвига, хотя и правильного; в это время враги еще примешивать человекоугодие в дела подвижника и держать его в слепоте [ 665 ]. 188. Когда он при посредстве удовлетворительного телесного подвига подчинит чувства власти духа и освободится от страстей: тогда истинное видение открывается во всей славе уму [ 666 ]. 189. Телесные труды охраняют человека от врагов его, грехов и демонов; истинное видение совокупляет его с Богом [ 667 ]. 190. Когда ум достигнет видения Божественной славы, тогда он делается страшным для врагов. Хотя Исав, полный ярости, и вышел навстречу Иакову, возвращавшемуся в отечество, но смиренномудрие Иакова погасило злобу противника, и Исав не сделал задуманного нападения на Иакова [ 668 ]; так и враги-демоны, хотя неистовятся на человека, но не могут совершить над ним насилия, видя великую славу, объемлющую его в то время, когда он повергается пред Богом. Бог уже соделался помощником его, как сказано в Писании: востани и изыди от земли сея, и иди в землю рождения твоего, и буду с тобою [ 669 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Далее из Ріга начинаются эманации «без конца и без числа“. Между ними особое значение имеет великая река (Иордан). Из нее происходит первая жизнь (Hajje qadmàje) и много других рек 183 , которые изливаются в царство эфира. Из первой жизни возникает «вторая жизнь“ (Hajje tinjane), которая вместе с тем есть Utra Mkaima, Демиург и первый ангел. Затем от «второй жизни“ появляются Utra’s. Они выражают желание создать мир и просят об этом своего «отца“, вторую жизнь. Последняя изъявила согласие. Но этого не желала первая жизнь; она объявляет Мана о замыслах Utra’s 184 . Мана, в противодействие Utra’s, создает Mand d’Hajje. Между тем, неизвестно откуда, является уже мрак, великое море без конца, клокочущая пучина, гибельные и пожирающие воды, место всех злодеев – и уничтожающий огонь. В это царство зла и мрака посылается Manda d’H., чтобы покорить мятежные силы бездны.– Во мраке царствует Ruha (Namrus) и его сын Ur. В 8 тр. миссия Manda d’H. перелагается уже на его сына Hibil-Ziwa, и там подробно разсказывается о его победоносных подвигах в темном царстве 185 . 13. К теогонии тесно примыкает космогония, которая в древнейшем 8 тракт. слабо развита. Творение мира приписывается сыну Abatur’a Pmahil’ю 186 . Отец поручает сыну произвести уплотнение в темной воде. Не сразу, но он сделал это, бросивши некоторые из своих блестящих одежд в черную воду. «Отвердела земля на 12 тысяч парасангов. И возник целый мир (на ней): темная вода была кругом мира“ 187 . Дальнейшая деятельность над устройством мира принадлежит уже известному сыну Manda d’Η.– Hibil-Ziwa, который по 8 трактату часто действует вместо отца. Hibil, который называется еще Jawar, Asganda и чистая мана 188 , одобрил громким голосом действие Plahil’ю, чем привел его в испуг, и установил небесные светила. «Я назвал, говорит о себе Hibil-Jawar, Sames (солнце) его именем; и Cum (месяц) и Kewon (Сатурн) и Bel (Юпитер) и Dlibat (Венус) и Nbu (Меркурия) и Nireg (Марс) – каждаго в отдельности из них я дал ему“ 189 ... «И посадил я их (семь) в колесницы и они освещали мир 360 тысяч лет в пустыне“.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Умоляйте Матерь Божию о предстательствовании: Она обидимых защищает и сохраняет под покровом Своим. Уверьте сами себя, что не только соблазнительными шутками, или кощунством и смехом, – но и праздным словом оскорбляется благодать Господа и оставляет человека по воле его, как он хочет. Этого несчастья нет ничего опаснее!!!» (2:187–188). 26. Духовный алфавит «Употреби ревность на изыскание угодного пред Господом» (2:211) Алфавит предполагает не только некий порядок в изложении материала, но и указатель – перечень содержимого. – Старец Георгий неоднократно в своих письмах указывает или перечисляет то, что для духовной жизни прежде всего нужно. Обращаемся к гласу Затворника: «Малодушных святой Апостол повелевает утешать, а не наказывать. Наказание малодушного сблизить может с отчаянием, а утешение оживотворяет душу и подает к терпению новые силы. Моя мысль всегда мне внушает одно и то же: люби, терпи, смиряйся; не мни себя великодушным. Аще не Господь твоя крепость, все прочее падет и разрушится. Бодрствуй, веруй, уповай, надейся, но не в превозношении духа, а в сокрушении сердца. В немощи и смирении говорю к себе: Ежели кто на тебя и плюнет, ты порадуйся этому и не оскорбись. Искра священной любви воспламеняется и превосходит всякую скорбь, и нет того озлобления, которое бы не исчезло при самом появлении чистейшей любви» (2:89–90). «Буди вам одна мысль: молиться, смиренномудрствовать и угождать Господу чистотою совести в простоте душевной. Пусть нас огорчают, а мы будем пить живую воду от сладчайшего источника Христа и тем услаждаться. Хотя бы и скорбь на скорбь, и многие скорби приумножились, но мы простираемся ими в Царствие Божие. Что же нам мешает порадоваться о Господе и в самих скорбях? Велика вещь – терпение ради Бога и приобретения души» (2:169–170). Посему в делании всякого добра ради Христа Спасителя ограждай себя «долготерпением, прими меч духовный – глагол Божий; секи, руби, истребляй сим мечом возникающие помышления, наносимые от сопротивной силы. Веруй, надейся, прославляй; помни, чей меч столь сильный, что сопротивная сила от единого показания его сотрясается, а от действия вовсе исчезает» (2:157). С Господом Христом ничего не страшно – одно призывание Его имени наполняет сердце наше неизреченной радостью. – «О, сколько можно удаляйся от молвы, уклоняйся от суетных людей, употреби свою волю и ревность на изыскание угодного пред Господом и на приобретение вечных вещей. Все временное изменится: но вечное пребудет вечно. Не позволяй рассеиваться добрым мыслям – они от доброго сердца не должны отлучаться в дом чуждого: все там чуждо, где не назидается душа во спасение и не просвещается страхом Божиим» (2:211–212).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010