Известно, что в мае 1892 года во время официального открытия первого эсперантского общества в Санкт-Петербурге – общества «Эсперо» – в квартире академика живописи и скульптуры М.О. Микешина эту первую штаб-квартиру столичных эсперантистов освятил отец Дмитрий Булгаковский 187 . В апреле 1893 года он приветствовал телеграммой Минскую духовную семинарию по случаю празднования её 100-летнего юбилея. «Прими, милая моя матушка, – обращался в своём приветствии отец Дмитрий, – незабвенная Минская духовная Семинария, поздравление с твоим юбилейным светлым праздником и от меня, твоего птенца, случайно залетевшего к тебе из Орла и в шестидесятых годах тобою вскормленного для труда на ниве Божией» 188 . Подчеркнув особые задачи Минской семинарии, расположенной «среди иноверцев» и призванной готовить «сильную духовную рать, могущую твёрдо стоять на страже православия и русских интересов» он писал: «Славься же и процветай, великая подвижница, и в новом столетии оставайся верною самой себе! Продолжай приготовлять сильных и мудрых борцов, могущих окончательно побороть иноверные начала там, где они доселе ещё держатся, и на место их насадить православие» 189 . Вместе с приветственной телеграммой Булгаковский прислал в дар семинарии в качестве выражения «любви и признательности» по нескольку экземпляров около десятка своих книг и брошюр 190 . В середине июля 1894 года отец Дмитрий совершил паломническую поездку в Константинополь (Стамбул). Отправился он туда из Севастополя на пароходе «Коцебу», том самом злосчастном «Коцебу», который впоследствии потерпел неприятное столкновение. Во время поездки он познакомился с капитаном парохода Фёдором Алексеевичем, любезным и общительным человеком. Капитан дал отцу Дмитрию дельные советы, что в первую очередь следует посмотреть в Константинополе, отведя, конечно же, первое место храму Святой Софии. Булгаковский вспоминал позже, что был очень доволен поездкой и с нетерпением ожидал, когда начнётся качка, о которой ему так много доводилось читать и слышать. Ему хотелось получить личное впечатление о качке, но погода к его некоторому разочарованию во время поездки выдалась особенно тихой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Некоторые варианты датировки заслуживают серьезного рассмотрения. Так, дата «10 лет после слона» будет соответствовать, при традиционной датировке похода, 580 г. н. э. Ее считал наиболее вероятной А. Лямменс, опираясь на дату 892 г. эры Александра приводимую у Бар Эбрея 187 . Однако, скорее всего, это ошибочный вариант даты, упоминаемой ал-Бируни, – 882 г. эры Александра, т. е. 570 г. н. э., тем более что существуют другие, косвенные датировки, показывающие, что Мухаммад родился до 580 г., скорее всего в пределах 570–573 гг. 188 . Следовательно, оценивая те или иные события в жизни Мухаммада, мы можем полагаться на оценки его возраста, сохраненные мусульманской традицией. Мухаммад был единственным, но, видимо, не первым ребенком Абдаллаха 189 , младшего сына Абдалмутталиба. Мать Мухаммада, Амина, происходила из рода зухра, а ее мать – из рода абдаддар. Абдаллах умер в Йасрибе вскоре после рождения сына то ли на обратном пути из Газзы, то ли во время торговой поездки в Йасриб. По обычаю состоятельных мекканцев мальчика отдали кормилице-бедуинке по имени Халима из племени сад б. бакр (из хавазин), у которой он прожил около пяти лет. К этому периоду биографы Мухаммада относят рассказ о том, как ангелы вскрыли ему грудь и очистили сердце от скверны 190 . Некоторые исследователи пытались видеть в нем отражение какого-то реального факта, искаженное воспоминание о припадках типа эпилептических, которыми будто бы объясняются экстатические видения Мухаммада в зрелом возрасте 191 . Происхождение этих рассказов очень подозрительно 192 , видимо, они родились через несколько лет после смерти Мухаммада в среде благочестивых сочинителей, черпавших вдохновение в готовом репертуаре религиозных легенд Ближнего Востока, для объяснения образного выражения Корана: «Разве Мы не раскрыли тебе твою грудь?» [Кор., пер., XCIV, 1]. На шестом году жизни Мухаммад лишился матери, скончавшейся в Абве на обратном пути из Йасриба, куда она ездила с сыном на могилу мужа. Сироту приютил сначала дед, Абдал-мутталиб, а через два года, когда дед умер, – дядя Абдманаф, больше известный как Абу Талиб. Как и все хашимиты, он занимался торговлей, но большого богатства не имел, семья с четырьмя детьми жила скромно, и Мухаммад, видимо, не всегда ел досыта 193 . Когда Мухаммаду было лет 12–13, дядя взял его с собой на ярмарку в Бусру (Южная Сирия); об этой поездке сообщается лишь то, что будто бы некий монах возвестил там курайшитам, что среди них находится пророк 194 . Лет с пятнадцати Мухаммад начал самостоятельную жизнь: какое-то время нанимался пасти овец мекканцев 195 , а потом, вероятно, участвовал в снаряжении караванов. Около 590 г. он принял участие в сражении близ Указа, а затем был среди хашимитов, заключавших союз хилф ал-фудул 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

187 Не видно, чтобы при этом было строго исследовано показание Федора Жеребца; Тогда, – говорит летописец, – весь город был в сетовании, а ябедники я посульники радовались: стоило только на кого-нибудь сказать и тотчас предавали того смерти, a имение его, обыкновенно спрятанное в церкви, разграбляли. И прежде подобное случалось, когда народ буйствовал, не рассуждая, по первому впечатлению. В 1316 году, некто Данил Писцов быль убит своим холопом, убийца остался без наказания, объявив гражданам, что его господин держал перевет и благоприятствовал враждебному князю. 188 Таким образом, правило, чтобы холопу не верить, когда он будет говорить на господина, правило, которым стесняли Новгородцы своих князей, не имело приложения на вече; там, напротив, низший и бедный скорее мог быть оправдан в деле с богатым и сильным, по естественной злобе толпы к тем, которые над нею возвышаются. Летописцы нередко указывают, что народный суд постигал невинных. В 1137 году предавали потоку на разграблению приверженцев Всеволода. Тогда, – говорит летописец–«сягоша и невиноватых. 189 В 1194 году, когда возвратились новгородское отряды из несчастного похода в Югру, Новгородцы, раздосадованные неудачею, нескольких человек убили, других обложили денежною пенею; на них взводили, что они погубили свою братью в походе; – но видно, преступление не было доказано, потому что летописец прибавляет: «а то Богови судити!». 190 Под 1208 годом рассказывается о свержении с моста невинного Олексы Сбыславича; на другой день, в обличение несправедливости народного суда, заплакала Богородица у св. Якова в Неревском конце. 191 Во время пожаров, раздраженная толпа, подозревая, что город зажигают злодеи, без дальнейших рассуждений, обращала злобу свою на всякого, кто мало-мальски навлекал ее нерасположение; например, в 1442 году, 192 после сильного пожара, народ схватил некоторых лиц: одних бросал в огонь, других с моста в воду. Какие причины иногда руководили народом, можно видеть из примера над архиепископом Арсением в 1228 году: – черному народу вообразилось, что из-за него стоит долго тепло осенью; ибо он, как говорили, неправильно поступил в архиепископский сан; и его выгнали с бесчестием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

...Здоровье не от одной пищи зависит, а наиболее от душевного спокойствия. Жизнь в Боге, отрешая от волн мирянских, миром осеняет сердце, а через то и в теле держит все в здравом строе (3, п. 514, с. 197). Выздоровевший обыкновенно чувствует себя обновленным. Думаю, что и у вас было то же чувство. Надо сделать, чтоб это обновление телесное сопровождалось обновлением духовным. Вам Бог дал или указал его в краткой молитве, которую вы творили тогда... Внимание же при этом держите не в голове и не на небе, а в сердце, там внутри, под левою грудью. Когда навыкнете, то этим будете разгонять все смущающее, и призывать мир на душу (4, п. 647, с. 116 117). Непокой духа и страсти портят кровь, и существенно вредят здоровью. Пост и вообще постническая жизнь лучшее средство к охранению здоровья и процветанию его (4, п. 694, с. 154). ...В видах скорейшего возстановления здоровья, чтоб пространнее работать Господу, можете без греха немного снизойти к немощам тела, в сне, труде, стоянии, и в пище (4, п. 694, с. 154). Здоровье беречь есть обязанность. Берегите. О смерти же думать и здоровым надо. У всех она за плечами, и всякий должен почасту возвращаться к мысли: вот, вот смерть! (4, п. 741, с. 232 233). Здоровье что лошадка. Загонишь ехать не на чем. Всякий день быть с час на свежем воздухе, да сна вдоволь, есть и поменьше можно, винопития совсем не касаться; когда не пишете, больше ходить по хате, чем сидеть. И труд не оставит разорительного следа. Если же можно прибавить к сему и телесное упражнение точить, пилить, строгать, рубить, то этим можно сделаться совсем недоступным для немощей (8, п. 1453, с. 187). Цель гимнастики> та, чтобы ни одному мускулу не давать залеживаться без дела, а напротив, всякий день каждый подергать... и понапрячь. Отсюда мерное течение и питательных отправлений тела (8, п. 1453, с. 188). СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ Гражданство и семейство благословенны у Бога... (68, с. 250). ...Муж глава жены в таком смысле, в каком Христос Глава Церкви. Но Христос Глава Церкви, яко Спаситель сего тела Своего. Да будет же и муж глава жене по причине спасительства своего для нее. В чем и да будет для мужа основание главенства, для жены побуждение к повиновению (38, с. 417).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/119/...

В связи с глубиной содержания Библии стоит неисчерпаемое богатство его. Рядом прекрасных сравнений Златоуст обрисовывает и это свойство слова Божия. Когда виноградник бывает обобран, то он остаётся без плода, с одними листьями. Напротив, в духовном винограднике божественных Писаний всегда остаётся больше, хотя бы мы взяли всё, что видим. Таково именно свойство этого богатого виноградника. Чем более проникаешь в его глубину, тем более будут истекать из него божественные мысли: это – источник неиссякаемый 184 . В другом случае Златоуст сравнивает богатое содержание слова Божия с неисчерпаемым источником. Чем более черпают из духовных потоков слова Божия, тем более умножается духовная их благодать. По мере сил черпали из этих потоков наши предки; то же самое будут делать наши потомки. Но воды будут прибывать снова, потоки будут умножаться 185 . Соответственно этому, опять же посредством сравнения, изображает Златоуст и действие слова Божия на человеческую душу. В боговдохновенном Писании содержится как бы сладкий источник мёда. Но мёд вещественный доставляет удовольствие только языку и скоро портится. Мёд же учения не производит пресыщения, но проникает в совесть, доставляет постоянную радость, руководит к бессмертию 186 . Из книг Нового Завета Златоуст отмечает богатство содержания особенно евангелий и посланий ап. Павла. Невозможно исчерпать смысл Писаний: это – источник не имеющий предела. Много рассуждали о евангелиях и, однако, все говорили нечто новое и особенное. Чем кто более изучает св. Писание, тем яснее видит, тем лучше созерцает чистый свет 187 . Послания ап. Павла, по их неисчерпаемой глубине, Златоуст через сравнение противополагает земным рудникам. Те, которые раскрывают золотые рудники, сколько бы ни извлекали богатства, не отступают до тех пор, пока не выберут всего золота. Мы же, исследуя божественные изречения, также вырываем золото, но не чувственное, а духовное, потому что работаем не в земных рудниках, а в рудниках Духа. Послания ап. Павла суть как бы духовные рудники и источники: рудники, потому что доставляют нам богатство драгоценнее всякого золота; источники, потому что они никогда не иссякают, но столько в них пребывает, сколько оттуда черпается. До пятисот лет прошло с тех пор, как жил ап. Павел. Множество писателей, учителей, толкователей много и часто черпали оттуда, но не истощили богатства, там заключающегося. Так как это – не чувственное сокровище, то оно и не истощается от многочисленности вырывающих его, но растёт и множится 188 . Причина такой неоскудеваемости духовной сокровищницы слова Божия очевидна: её обильно наполняет и изливает источник Духа Святого 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Но принимая беглых раскольников в сожительство с собою и полное обладание всеми принадлежащими им привилегиями, липоване все-таки не смешивали себя с этими беглецами, а иногда, по крайней мере на словах, давали им понять, что они не по закону, а только по милости пользуются правами природных липован. Причиною, которая держала коренных липован в некотором отдалении от пришлых, было то, что эти последние вообще не отличались хорошей нравственностью; тогда как природные липоване довольно строго соблюдают добрые нравы предков 185 . В Белой-Кринице семейства беглых раскольников селились даже большей частью отдельно от коренных белокриницких жителей, – там есть даже особая улица, заселенная беглыми, которая и зовется «Бежнаркой», или «Быжнаревкой» 186 . В тридцатых годах, когда относительно раскольников у нас приняты были строгие меры, число беглых в липованских селениях особенно увеличилось. И так как первоначально занятое липованами количество земли в Белой-Кринице и Климоуцах было незначительно 187 , а правительство, несмотря на возраставшее население, в новом наделе земли решительно отказывало, то пришлось позаботиться о поселении новых выходцев где-нибудь на наемных землях. Белокриницкие и климоуцкие липоване поручились за них, как за природных липован, и, под именем белокриницких и климоуцких выходцев, эти бежавшие преимущественно из Польши и Бессарабии раскольники, в 1837 году, наняли по контракту на 20 лет землю у думении Бергомет где и основали особый поселок, называющийся Мехидра, у самого селения Бергомет на Серете 188 . Из природных липован переселился в Мехидру один только белокриницкий житель – Барабаш, который для большего удобства и вел все это дело от своего имени: в последствии однако же он возвратился в Белую-Криницу. В 10 верстах от Мехидры, на земле того же владельца, спустя несколько времени образовалось таким же образом еще небольшое селение Лукавец. В Мехидре, по той же конскрипции 1843 года, считалось 36 старообрядческих семейств, состоявших из 160 душ обоего пола 189 . Таким образом, по официальным известиям, в начале сороковых годов во всех липованских селениях Буковины считалось до 350 семейств и в них до 2.000 душ обоего пола 190 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

178. Неподчиненного тебе не обличай в проступке; ибо это есть более дело власти, чем совета. 179. Что говорится (вообще) в числе множественном, то бывает всем полезно; ибо каждому свое укажет совесть. 180. Говорящий справедливое, должен и сам как бы от Бога принимать слова. Ибо истина не есть (собственность) человека говорящего, но действующего Бога. 181. Не имей спора с противляющимися истине, которые не подчиняются тебе добровольно, чтобы не возбудить в них ненависти к себе по Писанию. 182. Кто попускает послушнику противоречить себе там, где не следует, тот обольщает его в этом деле, и допускает отвергать обеты повиновения. 183. Кто со страхом Божиим вразумляет и наставляет согрешаюшего (в чем-либо), тот приобретает себе добродетель, противоположную греху. А злопамятный и недоброжелательно порицающий его, впадает по закону духовному в одинаковую с ним страсть. 184. Хорошо обучившийся Закону, боится Законодателя; и боясь Его, уклоняется от всякого зла. 185. Не будь двоязычен, то есть иначе расположен на словах, и иначе в совести. Ибо таковой, по Писанию, подлежит проклятию. 186. Иной говорит истину, и бывает за сие ненавидим от безумных, по слову Апостола; иной лицемерит, и бывает за то любим: однако ни одно из сих воздаяний не бывает продолжительно. Поелику Господь в свое время каждому воздаст должное. 187. Желающий отклонить от себя будущие бедствия должен с радостью переносить настоящие. Ибо таким образом, мысленно изменяя одно на другое, он чрез малые скорби избежит великих мучений. 188. Огради ум от самохваления и помысл от высокого о себе мнения, дабы не быть попущену сделать противное, ибо благое не одним человеком совершается, но помощью всевидящего Бога. 189. Всевидящий Бог как делам нашим определяет достойное воздаяние, так и помыслам и произвольным разумениям. 190. Невольные помыслы рождаются от предварительного греха, а произвольные от самовластной воли. Посему последние бывают причиной первых. 191. Злым мыслям, бывающим против (нашего) намерения, последует печаль; посему они скоро и исчезают; а бывающим по произволению последует радость, посему и трудно от них избавиться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/620/...

172. Иеремиас И. С. 18. 173. Иеремиас И. С. 29. 174. Имеется в виду Мк. 9, 31 и пар.: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие». 175. Иеремиас И. С. 30. 176. Иеремиас И.С. 26. 177. Знание этой особенности библейской стилистики ограждает от неоправданных поисков серьезных различий в смыслах двух параллельных фраз — ведь этих различий нет. 178. См. также Мень А., прот. Евангелия.//Библиологический словарь. Т. I. М. 2002. С. 386. 179. Иеремиас И.С. 36 180. Иеремиас И. С. 36. 181. См. Иеремиас И. С. 38. 182. См. Иеремиас И. С. 36-44. 183. Созвучия. 184. Неточные рифмы, в которых совпадают только ударыне гласные. 185. Использование созвучных слов, разных по смыслу. 186. Другие примеры см.: Грилихес Л., свящ. С. 76-7. Там же о. Леонид приводит высказывание С. Аверинцева: «Для нашего уха такие созвучия отдают чем-то не очень торжественным, и мы называем их каламбурами; но учительная традиция восточных народов искони пользовалась ими как приздничным убранством речи и одновременно полезной подмогой для памяти, долженствующей цепко удержать назидательное слово. ... Серьезно это было или несерьезно? Серьезнее некуда.» — Аверинцев С.С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М. 1987. 187. См. Иеремиас И. С. 44. 188. «Храмовые кружки для пожертвований назывались «трубами», так как для защиты от воров их делали в виде конуса». — Иеремиас И. С. 45. 189. Напрасно экзегеты трудятся, пытаясь найти этому изречению какое-то более «похожее на правду» объяснение: будто бы здесь или название узких ворот в Иерусалиме, или, напротив, особый вид толстой нити или каната. 190. Иеремиас И. С. 46. 191. Cм. Meier J.P. Jesus.//NJBC. Р. 1322-3. 192. Иисусу Христу были предъявлены различные обвинения в зависимости от того, перед каким судом Он стоял. Если Синедрион обвинил Его в богохульстве и лжепророчестве, то перед римскими властями тот же Синедрион представил обвинение политического характера: что Иисус хотел сделать Себя царем. «Евангелия рассказывают о трех совершенно разных по содержанию эпизодах издевательства. Караульная команда Синедриона (таков правильный перевод Лк. 22, 63) устроила нечто вроде игры в жмурки: стражники закрывали ему глаза, били по щекам и, говоря: «profh/teuson [прореки]», предлагали угадать, кто ударил (Мк. 14, 65 и пар.). Личная стража тетрарха Ирода Антипы, согласно особому источнику Луки, набросила на него белый плащ — отличительный признак облачения именно иудейских царей (Лк. 23, 11). Наконец, римская солдатня использовала для насмешек красный солдатский плащ и терновый венок (Мк. 15, 16-20 и пар.): пурпурная хламида и венок были знаками отличия эллинистических правителей. Насмешки пародируют соответствующие обвинения, что особенно ясно в случае второго и третьего эпизодов издевательства: здесь маскарад с белым и красным плащами властителей отражает политический характер выдвинутого перед римским наместником обвинения». — Иеремиас И. С. 98.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Я проехал всего ещё три дня. Впереди ещё почти вся Волга, Кама, Уральские горы. И как всегда: «люди» терзают душу, природа её исцеляет. Ведь в природе – низшее проявление духовной жизни мира, но и зло там в таком же «зачаточном» состоянии. Человек – высочайшее проявление духа, и если бы он мог быть самим собой, как природа, какую бы красоту мог бы проявить он. А сейчас хочется бежать от людей за леса и горы. Потому что святость природы облагораживает и твою душу. Ибо и себя чувствуешь и бессильным, и нелюбящим, и погрязшим в материальной культуре. Может быть, потому путешествия так и захватывают, что в них есть какой-то прообраз «бегства». Сейчас на «Христофоре Колумбе» по Волге, потом по Каме, потом через Урал... А когда-нибудь, может быть, и на край света! Волга и Кама 187 Н а «Христофоре Колумбе» дело, как и следовало ожидать, кончилось плясом. В салоне первого класса собралась «чистая» публика. Начали с музыки и пения. Играли плохо. Пели ещё того хуже. Пел какой-то чиновник с кокардой, в пенсне. Он же играл на рояли, он же играл на скрипке. Вообще, молодой чиновник «с карьерой». Потом запел другой чиновник – с чёрной бородкой, и тоже с кокардой. Пел из «Демона» 188 . Глаза почему-то всё время поднимал к потолку и слегка улыбался. Пела девица с очень озабоченным лицом, краснела, бледнела и вообще страдала, по-видимому, до чрезвычайности. Потом играл длинный белобрысый гимназист на мандолине... Но всё это оказалось недостаточно «весело». Начали плясать. Девица со связанными ногами пустилась вальсировать с чиновником-баритоном и чуть не упала. Белобрысый гимназист подхватил ту самую барышню, которая накануне изумила меня чисткой своих ногтей. Сиреневая дама оставила в покое капитана и набрасывалась то на гимназиста, то на солидного господина с физиономией присяжного поверенного. Чья-то нянька спросила про неё: Чья эта толстая-то? Кто её знает. И что она с разными мужчинами? Кто её знает. Я смотрел на «пляску» в окно. Музыки не слышно. «Зрители» образовали полукруг, в центре несколько пар делают какие-то странные движения, обхватив руками друг друга. То подымут ногу, то повернутся, то наклонятся. Лица напряжённые, усталые, потные.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Человек этот был, по-видимому, исключительных военных и политических дарований. Если вспомнить, что происходило в Римской империи до воцарения Октавиана Августа, то остается только удивляться, каким образом Ирод смог маневрировать между всеми борющимися сторонами и при этом уцелеть. Кто там только не был замешан, включая Клеопатру. Тем не менее Ирод всё-таки остался у власти. Одно из известных его деяний то, что в 20-м году до Р.Х. он начал перестройку храма. Когда Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» ( Ин. 2:19 ), ему сказали, что храм этот строился 46 лет. Второе восстановление храма произошло за гораздо меньший срок, за 20 лет, а вот та реконструкция, которую затеял Ирод, к моменту этого диалога Христа с иудеями как раз и продолжалась где-то 46 лет. Ирод был человеком крайне жестоким, и, понимая всю незаконность своей власти, он весьма жестоко относился даже к своим родственникам; спустя семь лет после воцарения он казнил свою жену Мариамну 187 , после этого у него было еще семь жен. Ирод предал казни и многих своих сыновей 188 , так что Август в свое время шутил, говоря, что в доме Ирода гораздо безопаснее быть свиньей, нежели сыном, по той причине, что свинины иудеи не ели, а вот сыновей своих Ирод уничтожал весьма усердно. В конце концов их осталось только трое: Архелай, Ирод Антипа и Филипп, известные нам уже по Евангелию. К характеристике Ирода можно прибавить еще вот что: иногда удивляются, почему же такое событие, как избиение младенцев в Вифлееме, никак не было зафиксировано в других источниках. До нас вообще дошло мало исторических трудов того времени. Когда Ирод уже умирал, он вполне отчетливо понимал, что никто не будет горевать о его кончине. Тогда он повелел взять достаточно большое количество заложников, юношей из самых знатных семейств, и умертвить их в тот момент, когда он умрет, чтобы среди иудеев был плач по случаю его кончины 189 . Для человека с таким масштабом злодеяний избиение младенцев в Вифлееме было весьма рядовым событием.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010