Ему все возможно — Ср.: «Услышавши это, ученики его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. XIX, 25–26). 183 Фарисеи — набожные иудеи, тщательно выполнявшие все предписания церкви. 184 Мытари — сборщики налогов, люди в еврейском обществе презираемые и отверженные. 185 сэр Бедивер — согласно легенде, один из рыцарей Круглого стола, единственный соратник короля Артура, уцелевший в последней битве. 186 Наставление ученикам не брать с собою ни золота, ни серебра — См. Мф. X, 9–10. 187 Взять крест свой — имеется в виду текст: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. XVI, 24). 188 Святой Симеон Столпник (390–459) — аскет, много лет проживший на узкой площадке на столпе; внизу столпа стояли его почитатели. 189 Данте по его просьбе похоронили в одежде францисканцев. 190 Жонглеры — странствующие комедианты и музыканты средних веков, скоморохи. 191 «Vita nova» — «Новая жизнь» (1292) — повесть Данте, посвященная встрече с Беатриче, дочерью Фолько Портинари, (1265– 1290). 192 Битва при Гастингсе (1066) — сражение, в результате которого норманны овладели Англией. По преданию, Тайефер, спутник Вильгельма Завоевателя, пел о смерти Роланда, жонглируя мечом. Роланд — французский национальный герой, племянник Карла Великого, погиб в битве с маврами, ему посвящена «Песнь о Роланде». 193 Жонглер Богоматери — персонаж народной легенды. Ремесло жонглера казалось греховным, близким к язычеству. Один жонглер в старости ушел в монастырь, но там он не мог служить Богу принятым в монастыре способом, так как не умел, как другие монахи, переписывать книги и не знал молитв. Однажды, оставшись один, стоя перед иконой Богоматери, он решился порадовать Ее своим искусством. Сбежавшиеся монахи возмутились, увидев, как жонглер кувыркается перед иконой, но тут сама Богоматерь сошла к выбившемуся из сил старику и утерла ему пот. 194 Обращение святого Павла — до своего обращения Павел (тогда он звался Савлом) был одним из наиболее яростных гонителей христианства. На пути в Дамаск, куда он шел, чтобы изловить членов местной христианской общины, «внезапно осиял его свет с неба; Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. IX, 3–4). В Евангелии ничего не сказано о коне, с которого упал Савл, но Честертон со своей любовью к деталям дорисовывает эту сцену — не пешком же «шел» Савл в Дамаск. 195

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

«Из сердца исходят злые помыслы прелюбодеяния, любодеяния» и т. д. 186 Всякое нечистое и похотливое пожелание зарождается в сердце; там грех свивает свое гнездо. А члены тела – это только орудия греха, с уничтожением которых грех остается в сердце с большею силою и напряженностию, а с уничтожением греха в сердце, орудия греха, т. е. органы тела, бездействуют. Эту мысль Христос ясно и положительно выразил в Своей Нагорной проповеди. Я говорю вам, – слышим из уст Его, – что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем» 187 . Ясно, что грех – в сердце, даже без внешнего акта проявления его самым делом, фактически! Так. обр., духовное самооскопление, т е полное отречение от семейной жизни, без всякого физического уродования себя, является высшим подвигом для царства небесного в том только случае, когда человек вырвал из сердца своего всякое желание и стремление к брачной жизни, когда высшие интересы его служения царству небесному подавили в нем низшие интересы его жизни, когда он свободно и всецело может «вместить слово апостолов – «лучше не жениться». В противном же случае он должен последовать совету ап. Павла: «Желаю, чтобы все люди были, как и я, но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». 188 «Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом, и не подавали противникам никакого повода к злоречию. Ибо некоторые уже совратились в след сатаны» 189 . Итак, насильственно вынужденное безбрачие, посредством физического оскопления или по другим причинам, без внутреннего отречения от брака есть зло и отвергается Писанием Ветхого и Нового Завета 190 . Самооскопление всегда считалось пустым делом среди верующих христиан, и отцы церкви возвышали свой голос против такого зла, обличая преступников в извращении смысла слов Христа. Так, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

. Ибо то, что Он взял от нас, у Него пребывает во славе, ведь венец венчает главу Его 180 . И то, что мы приняли от Него, и нам почитать следует. Наше Он чтит не по нашей природе. Почтим же то, что Его по природе Его Самого. Если мы будем чтить [залог] Его, то пойдем к Тому, Кто взял [от нас] и вознесся. А если пренебрежем им, то возьмет Он от нас то, что дал нам: если мы отвергнем залог Его 181 , то там, взяв Свое, Он лишит нас обещанного. Возвеличим Сына Царя, Который с нами, по достоинству, ибо залог за Него взят от нас. И тот, кто почитал Сына Царя, получит от Царя много подарков. Наше, которое с Ним, во славе находится, ведь венец венчает главу Его и Царь посадил Его [рядом] с Собой. Мы же, нищие, что можем сделать Сыну Царя, Который с нами? Ничего Он не требует от нас, лишь бы мы украшали Ему свои храмы, чтобы по исполнении времен, когда Он придет к Своему Отцу, Тот похвалил бы Его за нас, ибо мы почтили Его. Когда Он пришел к нам, то у Него не было ничего от того, что наше, и также у нас не было ничего от (281) того, что Его, хотя обе природы принадлежат Ему и Его Отцу. Итак, когда благовествовал Гавриил благодатной Марии, Которая родила Его 182 , Слово сошло с вышних и пришло 183 . И Слово стало плотию и обитало с нами 184 . И когда восходил к Пославшему Его, то, уходя, Он взял то, что не приносил, как сказал апостол: Он поднял нас и посадил с Ним на небесах 185 . И когда Он пришел к Своему Отцу, то послал нам от Своего Духа и сказал нам: Я с вами до скончания века 186 . Ведь Христос, восседая одесную Своего Отца 187 , обитает и в людях: Он и вверху, и внизу по премудрости Отца Своего. И Он обитает во многих, хотя Он один. И каждого верующего Он осеняет с особым [участием] 188 , не испытывая недостатка, как написано: Я разделю Его во многих 189 . Но разделяясь во многих, Он сидит одесную Своего Отца. Итак, Он в нас, а мы в Нем, как и сказал Он: Вы во Мне, и Я в вас 190 . И в другом месте сказал: Я и Отец Мой едины 191 . (284) 11. И если некто, у кого ум слабее знания, будет возражать и скажет: «Если один Христос и один Отец Его, то как же Они обитают в верующих людях? И каким образом праведники могут быть храмами Бога, а Он – обитать в них? Ведь если это так и к каждому из верующих людей приходит Христос и Бог , Который во Христе, то тогда будет много богов и Христам не будет числа!»

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Наконец боговдохновенный бытописатель здесь еще прямее и определеннее говорит, что мадианитяне только своими «женщинами были для сынов израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору» 184 идолу моавитскому. Ученые богословы также считают в настоящем обстоятельстве Ваал-Фегора идолом одних только моавитян 185 . Второе место священного писания, в котором по-видимому содержится указание на религию еще одного из арабских племен находится у пророка Иеремии, говорящего: «выслушайте слово Иеговы, дом Иаковлев, и все племена дому Израилева! Так говорит Иегова: что худого нашли во Мне отцы ваши, что они удалились от Меня!... Вы осквернили землю Мою, и удел Мой сделали мерзостью. Священники не помышляют, где Иегова? и блюстители откровения ее знают Меня, и пастыри отпали «от Меня, и пророки пророчествуют именем Ваала... Подите на острова Китимские и посмотрите, пошлите так же в Кадар и разведайте прилежно, и рассмотрите делается ли (там) подобное сему? Переменил ли какой народ богов, хотя они не боги? а Мой народ променял славу свою на негодное» 186 . Но в этих стихах, равно как и во всей этой второй главе книги пророка Иеремии, многие слова ни как нельзя понимать в прямом частном, собственном их значении, наприм. слова: плод, пророка, волосы, любовники, – весь 20 стих 187 . И в выражении: «пророки пророчествуют именем Ваала», – название Ваала означает не собственно идола Ваала, но вообще идолов, ложных богов без частного определения, в противоположность единому истинному Богу Иегове 188 . Так и слово Кадар, хотя в частности есть название потомков Кидара, сына Измаилова но, в представленном выше стихе пророка Иеремии, ученые толкователи священного писания 189 считают название это относящимся не к одному определенному какому нибудь народу или племени, а употребленным для обозначения вообще племен разного происхождения и разных народностей, живших только на востоке от Палестины в противоположность тем, которые жили на западе от нее и означены словом китимские. При том под этими значениями полагают не все народы на востоке и на западе от Палестины, но именно только такие, о которых израильтяне имели точные сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

56 . Не эта ли страна мертвых, где тень смерти 184 , где врата смерти, где тело смерти? Потому и Петру дана власть, чтобы врата адовы не одолели ее 185 . Врата адовы суть земные врата 186 , потому и говорит пророк: Ты, который возносишь меня от врат смерти ( Пс. 9. 14 ). Ведь как существуют врата праведности, где святые исповедают Господа, так существуют и врата греха, где нечестивые отверглись Господа. Послушай, ибо это страна мертвых: Если кто коснется мертвого, нечист будет ( Числ. 19. 11 ); нечист 187 же пред Господом всякий беззаконный. Значит, если кто прикоснется к беззаконию, нечист будет, если – к похотям, будет мертв, так как сластолюбивая заживо умерла ( 1Тим. 5. 6 ). И те, которые неверны, сходят заживо в преисподнюю: хоть и кажется, что они живут вместе с нами, но они в преисподней. Когда кто-то лихоимствует, творит хищение, он не живет жизнью, как ты можешь прочесть у Иезекииля 188 . Когда же кто праведный правду и суд Господа блюдет, чтобы исполнять их, жизнью будет жить, – говорит пророк. – и будет жить в них ( Иез. 33. 19 ). Значит, он пребывает в стране живых, в той стране, где жизнь не сокрыта, но свободна, где нет тени, но пребывает слава; тогда как в сем мире и сам апостол Павел не жил во славе. Напротив, он томился в теле смерти. Послушай, что говорит он: Жизнь наша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь наша, тогда и мы явимся с Ним во славе ( Кол. 3. 3–4 ). 57 . Итак, поспешим к жизни. Если кто прикасается к жизни, он живет. Ведь прикоснулась к жизни та женщина, которая коснулась края ризы Его, и была спасена от смерти та, которой сказано было: Вера твоя спасла тебя. Иди с миром ( Мф. 9. 22 ). Если тот, кто касается мертвого, нечист, то, без сомнения, тот, кто касается живого, – спасен. Итак, станем искать живого. Но да увидим вновь, что не следует искать Его среди мертвых, и сказано будет нам, как и тем женам: Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес ( Лк. 24. 5–6 ). Также и Сам Господь показывает, где Он хочет, чтобы Его искали, говоря: Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин. 20. 17 ). Стало быть, там мы будем искать Его, где Иоанн искал и нашел. Иоанн искал Его в начале 189 и нашел живым у живого, Сына в недре Отчем ( Ин. 1. 18 ). Станем же и мы в конце времен искать Его, и обнимем ноги Его, и поклонимся Ему, чтобы и нам Он сказал: Не боитесь ( Мф. 28. 10 ), то есть не бойтесь грехов века сего, не бойтесь беззаконий мира, не бойтесь волнений плотских страстей: Я есмь прощение грехов. Не бойтесь тьмы: Я есмь свет. Не бойтесь смерти: Я есмь жизнь. Всякий приходящий ко Мне не увидит смерти вовек ( Ин. 8. 51 ), ибо Он есть полнота Божества и Ему честь, слава, вечность от века и ныне, и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Предмет этики Л., к-рую он называет «конкретная этика»,- поступки конкретной личности, на к-рых лежит печать индивидуальности. Л. отмечает, что не всегда нравственные поступки могут быть подведены под общие нормы. Так, напр., любовь направлена на конкретную индивидуальную ценность личности как целого, невыразимого в общих понятиях и правилах, поэтому ради любимого существа человек часто поступает так, как того требует «индивидуальное своеобразие жизненных положений». Область применения конкретной этики во всей полноте Л. полагает только в Царстве Божием (Условия абсолютного добра: Основы этики//Условия абсолютного добра. 1991. С. 187). В царстве же психоматериального бытия содержание однообразных действий может быть «почти сполна выражено какой-нибудь группой общих отвлеченных понятий». «Неудивительно,- пишет Л.,- что поведение, поскольку оно состоит из таких действий, может руководиться нормами, выраженными в виде общих правил, заповедей, законов. Эти правила, выражаемые в виде кратких повелений, не учитывают всей сложности индивидуальных положений, и потому строгое исполнение их в некоторых случаях было бы крайней несправедливостью и жестокостью» (Там же. С. 187-188). Конкретная этика Л. допускает возможность нарушения нравственных правил «этики закона» в случаях, когда обстоятельства совершения поступка слишком сложны для оценки принятыми правилами либо когда происходит столкновение правил этики закона, и «во имя более высокой ценности или вследствие столкновений ранга и силы ценностей приходится одно из правил действительно нарушить». В этих случаях нравственное поведение становится драматическим, поскольку человеку приходится брать на себя вину за совершение злого дела во избежание большего зла (Там же. С. 188-189). Л. акцентирует внимание на том, что разграничение добра и зла производится человеком интуитивно, «на основе непосредственного усмотрения» (Мир как осуществление красоты: Основы эстетики. 1998. С. 21). В своем учении о конкретном в аксиологии и этике Л. выделяет несколько центральных пунктов: «1) утверждение абсолютной ценности конкретного, индивидуального бытия, именно личности; 2) утверждение, что ценность личного бытия по рангу стоит выше ценности отвлеченных начал; 3) недопустимость поглощения личности видом, родом, обществом, государством, вселенною; 4) несводимость нравственной задачи личности только к подчинению отвлеченным общим правилам, законам и нормам; иными словами, необходимость конкретной этики; 5) учение о свободе в точном смысле слова, т. е. не только отрицательной относительной, но и положительной абсолютной» (Идея конкретности в русской философии. 1991. С. 129). Персоналистическая эстетика

http://pravenc.ru/text/2110741.html

185. «Благовещение» – фреска церкви Св. Марии Антиквы Исследователь фресок церкви Св. Марии Антиквы пришел к выводу, что это изображение Божией Матери «в славе», на алтарной стене и в декоративной аркаде, с двумя преклоняющимися ангелами, принадлежит VI столетию. Фреска была написана тогда, когда абсида еще не была увеличена и представляла небольшую языческую экседру, увеличение же это произошло, как видно из указаний Папской Книги, при папе св. Мартине (649–654). Вывод этот можно принять, с той оговоркой, что фреска может относиться к концу VI или к началу VII века. Затем, эта фреска имеет вид иконы (для Божией Матери; архангелов не видно, кроме низа правой фигуры) и не дает живописного стиля, в чем убеждает простое и непосредственное сравнение ее с другими фресками, даже VIII столетия, напр. с херувимами и ангелами алтарной стены (l. c., pl. I С. LI A. LII), а уже тем более с «Благовещением» (рис. 185) времен папы св. Мартина (pl. I С. XIX А), открытым недавно под «Благовещением», написанным при Иоанне VII (pl. I С. XIX): сравнение, с художественной стороны, говорит не в пользу этого изображения. Крайне сухую манеру и архаизм его следует, правда, отчасти отнести к тому, что фреска эта может представлять копию большого иконного изображения, напр. мозаического, которое было само исполнено ремесленным образом и оригинал которого, вероятно, украшал или абсиду в римской базилике, или ближайшую к алтарю стену главного нефа, подобно церкви св. Аполлинария Нового в Равенне. В церкви Марии Антиквы это декоративное изображение требовало, конечно, подобного же по левую сторону, и потому возможно, что там помещалось «Поклонение волхвов», с размещением волхвов в боковых аркадах. 186. Группа Божией Матери с Младенцем в алтарной фреске церкви Св. Марии Антиквы в риме, по реставр. рис. В. Ф. Грюнейзена 187. Деталь образа Божией Матери с Младенцем в церкви Св. Марии Антиквы 188. Голова Младенца Иисуса Христа в алтарной фреске церкви S. M. Antiqua Наиболее характерным обстоятельством является в этой фреске (рис. 186, 187 и 188) почти полное отсутствие моделировки в лицах и сухо-схематический чертеж контуров драпировки на поверхности одежд. Далее, краски иллюминуют сплошным и однообразным тоном цвет тела и одежды, и только по контурам слегка наложены тени. Эта черта обращает на себя тем больше внимания, что рядом, в других фресках, находим художественную лепку, почти напоминающую позднейшие фрески римских катакомб. Остается думать, что самый оригинал этой фрески был мозаикой того одноцветного и монотонного типа, какой вообще нам известен в мозаиках Равенны VI и VII столетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

187//188     ний раз был доклад Г. П. Федотова: «Смысл и цели совр войны». Доклад очень удачный и ясно выражающий сущность проблемы. Эта война есть война добра с злом — основная мысль докладчика, свободы с насилием, культуры с варварством. Доклад мне очень понравился и по идее, и по форме — простой и ясной. Вчера обрадовало меня письмо от Лени. Он призван на фронт уже больше месяца, и я веду с ним переписку. В последнем моем письме я высказала ему мое отношение к войне, этой войне, которую ведут Франция и Англия, борясь за свободу. Писала о том, как сочувствую этой борьбе. И вот начальство Лени, прочитав это письмо, попросило Леню дать прочесть его перед солдатами. Леня пишет, что гордится «тетушкой» (он так зовет меня), а я тоже рада, что это письмо имело такой успех, да еще от русской! 22 октября. Воск Странная война! Будто гроза, кот гремит где-то вдали, воздух удушливый, давит, но гроза не разражается. Томительное, жуткое ожидание чего-то грозного, а пока жизнь идет себе по-своему. Вспоминаю слова Христа: «будут покупать, продавать, жениться...» Вчера была Г.  и принесла с собой атмосферу того Парижа, что живет бульварами, кафе, кабаре. Странно и дико было слушать, как люди и теперь умеют сохранять этот свой стиль, приспособляя его к условиям войны. Г. вращается в среде артистов, художников, балета [но скорее Что теперь для них Париж без блеска, 5 ноября. Воск Ни сегодня делал доклад у нас на тему: «Война и эсхатология» . Основная мысль доклада та, что конец мира происходит всякий раз, как человек совершает добро и этим побеждает зло. Зло конечно, добро бесконечно. В беседе участвовали: Н. Алексеев, Г. Федотов, мать Мария. Мысли  Ни, как всегда, очень сложные, часто парадок- Полусвета (фр.). Роскоши 188//189   сальные и, думаю, мало кому понятные. Нужно хорошо знать всю его философскую систему, иначе получается много недоразумений и споры часто бесплодны. Суббота, 18 ноября Ни сегодня начал семинар на тему «Идолы и идеалы» . Слушателей было 40 человек. Семинар прошел оживленно. Меня поражает работоспособность  Ни.Теперь у него задумано одновременно 3 книги помимо статей и семинара. Недавно я, сидя у него в кабинете, наблюдала, как он в одно и то же время может и писать письмо, и делать заметки в тетрадь к той или иной задуманной книге. Он писал одному испанскому философу, проф. Ксирао, в Мексику (куда тот бежал во время революц ) и вдруг среди фразы остановился и говорит: «Нужно записать мысль, кот сейчас пришла мне для новой книги!» И так часто: среди разговора, даже в синема, куда он любит ходить для отдыха (как он говорит), но, видно, и там творческий процесс у него не прекращается. Это время чувствует он себя лучше. Доктор Хозацкий ему очень помог...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010