52 Там же. С. 27. 53 Там же. С. 93–94. Прим. 3. Testamentum Domini Nostri Iesus Christi//Rachmani–Funk. Das Testament unseres Herrn. Mainz, 1901. 54 Там же. С. 187–188. 55 Там же. С. 225. 56 Там же. С. 252. 57 Там же. С. 258.  Дмитриевский А.  Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в св. Иерусалиме в IX-X в. Казань, 1894. С. 188–189. 58 Последние слова из подготовленного для Поместного собора 1917–1918 гг. доклада митрополита Владимира (Богоявленского) . Глава 2 1 О месте женщины в Евангелии с точки зрения семиотики текста: De Jesus et des femmes. Lectures semiotiques/  Gremias A. I.  Montreal, 1987. 2 Имеется в виду, что именно женщины были свидетелями воскрешения: наинская вдовица – своего восставшего сына, Марфа и Мария – вышедшего из гроба брата Лазаря, Мария Магдалина и прочие мироносицы – воскресшего Учителя своего, ионнийские вдовицы – Тавифу. 3   Порфирий, еп. (Успенский).Священное писание… С. 2. 4   Надеждин А.Права и значение. С. 75. 5   Порфирий, еп. (Успенский).Священное писание. С. 3. 6 Библиографию см.:  Tucker Ruth, Liefeld Walter.  Dauthers of the Church. Women and ministry from the New Testament times to the present. Michigan, 1987. The Diaconat now (ed. by Richard T. Nolan), Washington, 1968. Исследователи отмечают, что трактовка этой темы зависит от общей концепции устройства раннехристианских общин –  Tucker Ruth, Liefeld Walter.  Dauthers of the Church. P. 453–463. 7   Leitpoldt J.Die Frau in der antiken Welt. Leipzig, 1955. 8   Левинская И.Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб., 2000. С. 314–315. 9 Acta Petri. Acta Pauli. Acta Pauli et Theclae. Acta Thaddae/Ricar-dus Adalbertus. Lipsius. Darmstadt. 1989. P. 1. S. 235–272. См. об этих Деяниях:  Appel A.  Moglichkeiten und Grenzen for ein Amt der Frau in frflchristlichen Gemeinden am Beispiel der Pastoralbriefe und der Thekla-Akten. P. 244–256. В русской традиции существует житие Феклы, в основе которого лежат деяния Феклы (см. Избранные жития святых жен I-X вв. М., 2002. С. 43–97).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В 1382 г., во время набега на Москву хана Тохтамыша, М. П. м. был разграблен, братия и настоятель архим. Симеон убиты (Там же. Т. 15. Вып. 1. Стб. 145). Согласно летописному известию, в 1404 г. митрополит «постави… в Киеве наместника своего Феодосиа, архимандрита Спасково» (Там же. Т. 11. С. 191; в статье не называется город, в к-ром находился Спасский мон-рь). В XV в. М. П. м. постепенно утрачивал свои позиции, что было обусловлено появлением московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря (первое время митрополичьего), московского в честь Вознесения Господня женского монастыря , перенявшего «у Спасского функции места пострига, уединения и погребения для женщин из государевой семьи. Не позднее конца XIV в. у великокняжеской семьи появился домовый собор - Благовещенский… При всем том среди московских настоятелей спасскому архимандриту всегда принадлежало первое место» ( Назаров В. Д. Введение//АРГ: АММС. С. 226). В 1394 г. появился каменный домовый храм и у княгинь - ц. Рождества Пресв. Богородицы. Среди известных настоятелей М. П. м.- архимандриты Иоанн (1346), хиротонисанный во епископа Ростовского, Михаил (Митяй) (1376-1379), избранный митрополитом Московским и всея Руси, но так и не добившийся кафедры, Сергий (Азаков) (упом. в 1389), Трифон (впосл. архиепископ Ростовский), Вассиан I (Рыло) (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 45-46, 57, 126, 155; Т. 24. С. 185, 187). Житие прп. Паисия Галичского, составленное, вероятно, во 2-й пол. XVII в., при описании событий, относящихся к 50-м гг. XV в., упоминает «Спасского Задворного монастыря… архимандрита Трифона», причем непосредственно перед чудовским архим. Никандром ( Авдеев А. Г. Житие прп. Паисия Галичского: Исслед. и тексты. М., 2009. С. 320, 356), что может косвенно свидетельствовать об иерархической соотнесенности 2 кремлевских мон-рей. В Чудовском собрании ОР ГИМ хранится рукопись творений свт. Григория I Великого Двоеслова 1-й пол. XV в. с недатированной записью, сделанной полууставом того же столетия, о том, что она поступила по вкладу от спасского архим. Германа «в дом святей Богородицы в Пафнотьев монастырь по своей души» (Описание рукописей Чудовского собр./Сост.: Т. Н. Протасьева. Новосиб., 1980. С. 187-188. 320; Т. Н. Протасьева датирует настоятельство архим. Германа 1467-1482 гг. У Строева одноименный настоятель упомянут в марте 1474 ( Строев. Списки иерархов. Стб. 142)).

http://pravenc.ru/text/2564210.html

После богородична стихословятся непорочны , т. е. 17-я кафизма, «за мертвыя»,- под этим подразумевается пение кафизмы с разделением на 2 части (вместо обычных 3) с заупокойной ектенией между ними (Там же. С. 403-404). Соединяются 2 заупокойных канона - 6-го гласа из Октоиха и 8-го гласа из Триоди. После 9-й песни канона все переходят в усыпальницу, там поют светилен, хвалитные псалмы и прочее последование утрени. Отпустительный тропарь на утрене заменяется заупокойным песнопением (      ,     или        ), к заключительной ектении утрени прибавляется заупокойное прошение с пением 40-кратного «Господи, помилуй». На литургии - изобразительны, на блаженнах - тропари 4-й песни канона прп. Феодора Студита; чтения те же, что и в Типиконе Великой ц., но прокимен взят из Пс 24, причастен - Пс 64. 5a и 111. 6b. Служба в Троицкую субботу совершается так же, как в субботу мясопустную. В афонской и южно-итал. редакциях Студийского устава (см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 273, 302; Arranz. Typicon. P. 187-188, 276 и др.) устав службы В. с. излагается в целом сходно; неск. варьируется объем используемых за богослужением песнопений Октоиха; есть и др. небольшие отличия. Согласно малоазийской редакции Студийского устава, представленной в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 503-504, 592-593), устав службы также в основном соответствует Студийско-Алексиевскому Типикону. Тропарь на вечерне, в начале и конце утрени - Ο βθει σοφας (    ). После вечерни совершается панихида в усыпальнице с пением канона об усопших настоящего гласа из Октоиха. На утрене в мясопустную субботу стихословятся 16-я и 17-я кафизмы, в Троицкую - только 17-я; поются 2 канона - святого дня из Минеи и заупокойный канон Триоди. После 6-й песни параекклесиарх идет в усыпальницу, зажигает все светильники и воскуривает фимиам; после 9-й песни в усыпальницу идут все братия, и служба допевается там. В Типиконе выписаны указания о совершении службы в соединении с последованием великого святого: в этом случае в усыпальнице совершается «пролитургия» (последование изобразительных) с песнопениями и чтениями В.

http://pravenc.ru/text/Вселенские ...

Едва «Таймыр» и «Вайгач» прошли Берингов пролив и вышли в Берингово море, они попали в жестокий шторм. Ледоколы имеют форму корпуса, приспособленную для плавания по тихой воде, поэтому их изрядно потрепало. По воспоминаниям Евгенова, крен достигал 59° (Евгенов Н. Купецкий В. Ук. соч. С.187). Для закупки угля, чистки котлов и замены сломанных лопастей винтов суда 27.09.1913 (ст.ст.) зашли в ближайший порт - Сент-Майкл, на Аляске. Оттуда 30.09.1913 (ст.ст.) Николай Евгенов послал письмо, в котором говорится : «Новая земля, возможно, что она будет названа земля Николая II». Это - первое известное упоминание о предполагаемом названии Земли. «Во время пребывания экспедиции на Аляске установились дружеские и радушные отношения как с военным гарнизоном, так и с местными жителями. Все живо интересовались вновь открытыми землями, много расспрашивали про плавание». «Днём 19 октября (н.ст., 6.10 ст.ст.) суда экспедиции снялись с якорей и пошли в Петропавловск-Камчатский» (там же. С. 188) . О каких-либо репортёрах Евгенов не пишет. Однако весть как об открытии, так и о его предполагаемом названии быстро разлетелась в прессе, вначале - в американской, а затем и по миру. И уже 4 (17) октября 1913 г., ещё до прибытия ГЭСЛО на Камчатку, «Санкт-Петербургские ведомости» написали: «С захватывающим интересом и понятным нетерпением ждут просвещенные слои общества подробностей от руководителя полярной гидрографической экспедиции капитана Вилькицкого, открывшего в Ледовитом океане новый материк, названный Землей Императора Николая II». Таким образом, когда «Таймыр» и «Вайгач» 14 (27) октября пришли в Петропавловск-Камчатский, там уже знали об открытии. Следовательно, знал о нём и Государь. Но не мог же он наименовать открытую землю на основании заметки в газете! Тем более на основании заметке, ссылающейся на противоречивые публикации иностранных газет. А первая телеграмма об открытии Земли была направлена начальником экспедиции Б.А. Вилькицким из Петропавловска только 19 октября 1913 г. Так что у Императора Николая II не было возможности назвать Землю в честь себя ни до публикации в прессе, ни до получения первого официального извещения об открытии.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/26/tr...

Послушников воспитывал старец, поседевший в келье Архангелов. Раз в год он приводил их в монастырь на стрижку: как можно было распутать волосы, свалявшиеся от пыли и пота? Над ними как бы совершали постриг прежде пострига. – Теперь срежь волосы, и тебе не нужно будет ни расчёсывать их, ни мыть. Всё это смиряло плоть, и её не тянуло к женскому полу. Монахи не позволяли блуждать своему взгляду и не смотрели людям в лицо. Другое мучение – постель: голые доски, давившие на бока. Где было найти покой? Некуда было повернуться, чтобы дать телу хоть немного отдыха. В этой кузнице я встретил людей, которые оставили неизгладимый след в моей жизни. Я умолчу о старце-игумене, который просиял подобно яркой звезде не только в своей обители, но и во всём христианском мире 187 , и займусь описанием его подчинённых. Начну я с эконома – отца Дамиана, третьего в монастыре по занимаемому положению. Учитель терпения Отец Дамиан был родом из Триполи 188 . Он окончил какое-то торговое училище, отслужил в армии и уехал в Америку, «страну счастья». Там у его братьев был свой ресторанчик, в который заходили многие греки, в основном беженцы, бывали там также уроженцы Понта и Малой Азии. Разговоры у посетителей всегда были о церквях, о приходских традициях, о священниках, монастырях и их храмовых праздниках. – В этот день мама не давала нам пищи с маслом, а бабушка вообще ничего не ела. – Ну да, ведь с сегодняшнего дня начинает петься «Господи Сил, с нами буди» 189 . У нас на родине супруги на это время разлучались и спали в разных комнатах, чтобы больше молиться. А книг о святых в их магазине было так же много, как карт в казино. – Ты читал это? Замечательная книга. Почитай, не пожалеешь. Книга «Грешных спасение» была у них на первом месте: в Америке она глубоко трогала сердца, в то время как в Греции была предана забвению как написанная только для монахов, вместе с другими книгами, на которых был воспитан некогда порабощённый греческий народ. Кому нам теперь её предлагать? Нас тут же обвинят: «Вы, монахи, хотите завлечь наших детей в ваши монастыри. Не бывать этому! Живите себе в монастырях, но подальше от других христиан, и тогда вас будут любить».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

2. Предстоятелем святой иерусалимской церкви в то время был весьма благочестивый муж, имя которого Ермон. Сей, исполненный божественной ревности и проникнутый заботой о дальних [...] 185 . [по]хоронили его вне города, на западе, близ стены 186 . 3. Когда преставился, таким образом, блаженный Василеос из этого мира и паства его осталась без защитника и управителя своего, один из его тамошних учеников, доплыв даже до Геллеспонта 187 , нашел там жилище других епископов, которые посланы были из Иерусалима вместе с Василеосом для проповеди слова Божия; вот они: Евгений, Агафодор и Елпидий 188 . Он им поведал о Василеосе; выслушав все, они ублажили его, как совершившего врученное ему дело хорошо и богоугодно и получившего венец мученический. Движимые чувством ревности, они направились в те же самые места, в Херсон, чтобы восполнить то, что было не докончено почившим тем, и ввести во двор Господа не вошедших еще туда овец. По благословению Бога они прибыли в ту страну и стали сеять семена слова Божия; проповедь их с каждым днем преуспевала через приращение обращающихся в веру Христову и возрождение благочестия в тех местах. Злоначальный дракон, видя это, стал строить козни против епископов и, возбудив против них беспорядочную и смешанную толпу, в особенности же иудеев, подверг добрых тех пастырей такой же смерти, как и триблаженного Василеоса. Ибо безжалостные поймали всех троих, связали их веревками, повалили на землю и повлекли, причем без стеснения били их толстыми палками, большими камнями и другими разными орудиями, так что покрыв тела их ранами, предали их смерти, а потом мертвые тела их выбросили безжалостно из города и бросили на восточной стороне на съедение псам. Некоторые из ревностных христиан сумели укрыть их и предать законному погребению 189 ; таким образом и сии три епископа сподобились блаженной кончины и достигли точно таких же венцов, как и всехвальный Василеос. 4. Спустя некоторое незначительное время иерусалимский епископ, узнав об этом, прислал херсонянам другого епископа, по имени Еферия; он вскорости прибыл в эту страну и убедился в трудности обращения жителей ее к вере и в жестокосердии их.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ч. брата императрицы. По рассказу свт. Иоанна, блудница внезапно под действием благодати покаялась, приняла крещение и остаток жизни провела «как в темнице» - в затворе, откуда ее не смогли забрать ни ее бывш. друзья, ни даже стража, посланная градоначальником. Упоминание о соблазненном брате императрицы позволяет датировать покаяние не названной по имени блудницы 70-ми гг. IV в. Камерон отмечает, что в 371 г. в Антиохии находились братья жены имп. Констанция II , Евсевий и Гипатий, причем последний, по-видимому, проживал там до 379 г. ( Cameron. 2000. Р. 185). Имя Пелагия, вероятно, было дано безымянной кающейся грешнице, о которой упомянул свт. Иоанн Златоуст, из-за смешения (намеренного или нет - не вполне ясно) ее с мц. Пелагией , также Антиохийской (см.: Delehaye. Legendes. P. 187-188). Общность дня памяти - 8 окт.- подтверждает это. В тот же день совершается память прп. Таисии , раскаявшейся блудницы, к-рая жила в затворе, в келье без дверей. Возможно, историческим прообразом прп. Таисии является та же кающаяся грешница, что и в случае с П. Подробное описание подвижничества П., ее переодевание в муж. одежду и т. д. отсутствуют в тексте свт. Иоанна Златоуста, но представляют собой крайне распространенный сюжет в монашеской лит-ре (см.: Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. С. 67). Нек-рые затруднения вызывает определение личности еп. Нонна. Хотя в повести достаточно ясно сказано о том, что он являлся епископом Илиопольским (упом. его миссия на Илиопольской кафедре и обращение в христианство 30 тыс. арабов), в «Хронографии» прп. Феофан Исповедник отождествляет его с участником Вселенского IV Собора (451) Нонном , еп. Эдесским ( Theoph. Chron. P. 91), что по времени невозможно, если принять тождество П. с каявшейся блудницей из гомилии свт. Иоанна Златоуста (см.: Sauget J.-M. Nonno//BiblSS. Vol. 9. Col. 1046). Неоднократно выдвигались предположения о том, что сказания о П. имеют языческую первооснову. Исследовательница З. Павловскис предположила, что повесть о П.

http://pravenc.ru/text/2579910.html

Церковь находилась от Вологодской духовной консистории в 72 вер., от местного благочинного в селе Большой Сизьме в 5 вер., от уездного гор. Вологды в 72 вер.; от почтового отделения в 5 вер.; почтовый адрес церкви: Сиземское почтовое отделение Вологодского уезда. Ближайшие церкви – Николаевская Большесиземская в 5 вер. и Иоанно-Краснораменская в 12 вер. В приходе находилась церковная школа, которая помещалась в доме церковном, на содержании её отпускалось от уездного отделения епархиального училищного совета и от церкви 15 рублей. В 1916 году в ней обучалось 16 мальчиков и 12 девочек. При церкви церковным старостой состоял крестьянин Иван Титов Харьезин, который должность свою проходит с 1910 года. Преосвященный последний раз посетил приход в 1904 году . Автор статьи: историк, писатель-краевед Пшеницын Дмитрий Александрович. Зуева. О. «Днесь славно красуется древняя Сизьма».//Звезда. – Шексна, 1990. 7 апр. С. 2. Чайкина Ю.И. Словарь географических названий Вологодской области. Вологда, 1993. С. 318. А.Л. Грязнов, М.С. Черкасова. О формировании межуездных границ на Русском Севере в XV–XVI вв.: Белоозеро–Вологда–Устюг//Северная Русь и проблемы формирования Древнерусского государства: сборник материалов Международной научной конференции (Вологда – Кириллов – Белозерск, 6-8 июня 2012 г.). – Вологда, 2012. – С. 188. Там же. С. 187. Белозерье: Краеведческий альманах. Вып. 3. – Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2007. С. 118. ГАВО. Ф. 1063. Д. 53. Л. 1-6. Современное местоположение: д. Соловарка, Сиземское с/п, Шекснинский р., Вологодская обл. (Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния). Малосиземская Богородицкая церковь, 1868 года, каменная. Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, Крестителя Господня Иоанна Предтечи. Новоустроенный каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящён 22 октября 1877 г. Придельный храм во имя Иоанна Предтечи освящён 28 ноября 1882 г. Местоположение: на 1859 год - погост Сизма малая во 2-м стане Вологодского уезда, при р. Сизьме.

http://sobory.ru/article/?object=13032

Зах.6:6 .  Вороные кони там выходят к стране северной и белые идут за ними, а пегие идут к стране по­луден­ной. Зах.6:7 .  И сильные вышли и стремились идти, чтобы прой­ти землю; и он сказал: идите, прой­дите землю, – и они про­шли землю. Восьмое видение имеет близкое сходство и со вторым видением. Там четыре рога и четверо рабочих обозначают языческие державы всех стран света и поражающие их бедствия. Здесь частнее указываются страна северная, под которою принято разуметь Вавилон, и южная, представляющая Египет, по выражению Корниля, «Египет – Вавилон всегда являются четою враждебных Иегове держав» (S. 167, Kohl. Sach. 1–8, ss. 185, 187–188); но и другие страны не оставлены без посещения исполнителей гнева Божия ( Зах.6:7 ). Зах.6:8 .  Тогда по­звал он меня и сказал мне так: смотри, вышедшие в землю северную успоко­или дух Мой на земле северной. Наказание, постигающее Вавилон, как видно, всего более соответствовало намерениям Божиим; враги народа Божия, претерпевшего от них великие, не преданные еще забвению бедствия, заслуживают и гнев Божий в сильнейшей степени. Зах.6:9 .  И было слово Го­с­по­дне ко мне: Зах.6:10 .  возьми у при­шедших из плена, у Хелдая, у Товии и у Иедая, и пойди в тот самый день, пойди в дом Иосии, сына Софониева, куда они при­шли из Вавилона, Содержание второй половины главы шестой, далеко не всеми толкователями понимаемо одинаково, таково: оставшиеся в Вавилоне евреи, желая прийти на помощь своим возвратившимся в Иерусалим соотечественникам в деле восстановления храма, отправили строителям с избранными представителями вавилонских жителей из евреев золота и серебра. Пророк получает повеление от Господа – в тот же день, как придут в Иерусалим вавилонские послы, отправиться в дом некоего Иосии, где они остановятся. Зах.6:11 .  возьми у них серебро и золото и сделай венцы, и воз­ложи на голову Иисуса, сына Иоседекова, иерея великого, Взяв у пришедших золото и серебро, пророк должен сделать венец и возложить его на голову первосвященника Иисуса. Для обозначения венца, предназначаемого для первосвященника, в подл. т. употреблено множественное число: «венцы». Отсюда Эвальд заключает, что, согласно повелению Божию, следовало изготовить две короны: для Иисуса и для Зоровавеля; таким образом, в тексте Зах.6:11 необходимо предположить пропуск слов: «и на голову Зоровавеля». Но такому толкованию не соответствует контекст: по смыслу всего отдела корона предназначалась для одного лица – именно, для первосвященника Иисуса. По мнению некоторых, множ. ataroth указывает только на сложность устройства короны, имевшей, быть может, не один обод (наподобие папской тиары).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Две книги индейской богословии, посланы в канцелярию правления академического, для доставления вам, и вам можно будет под печатью академии, прислать на имя правления семинарского деньги за них, ибо тут дело казенное. Прошу вас покорнейше известить меня, как скоро узнаете что-нибудь достоверное об увольнении меня от должностей общественных. 185 Я, слава Богу, спокоен в сем пункте. Лихорадка по обычаю ко мне стала привязываться, а я учусь бодриться перед ней, по примеру отца Ливерия. Простите, почтеннейший Федор Александрович! Засвидетельствуйте глубочайшее почтение мое к его высокопреподобию Василию Ивановичу. 186 Я упадаю как-то в духе, когда мне правят поклоны от его имени. 1824 г., июля 22 дня. 187 32 188 Иегова дал, Иегова взял, да будет имя Иеговы благословенно! Сим веселящим сердце вином, без сомнения, многократно уже услаждал ты, возлюбленный о Господе Федор Александрович, горесть разлуки с матерью детей твоих... Но прими, незабвенный мой, сие священное, утоляющее печаль, питие и от моей недостойной руки. Помнишь, каким приветом провожал я тебя, вступавшего на стезю жизни супружеской? «Призови», – писал я словами Григория Богослова , – «призови Господа Иисуса на брачное торжество». Иисус Христос есть Тот же вчера и сегодня, и во веки. И жизнь христианина – есть единое торжество, при всех изменениях временного и видимого, та же вечная жизнь во Христе вчера, и сегодня и во веки, при всем разнообразии видов свои. И Тот же Иисус Христос, Который безмолвным словом своим претворил воду в вино на браке, и самым уже присутствием своим вливал в души, Ему открытые, мир свой, и радость свою. Тот же Иисус Христос, Который радовался с радующимися, плачет с плачущими сестрами Лазаря, Марией и Марфой, и говорит: «Я есмь воскресение и жизнь, и верующий в меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет во век». И сказал: «Где вы положили его»? Говорят Ему: «Господи! Пойди и посмотри». Иисус прослезился. Он есть единство, и потому что Он ни делает со Отцом и Святым Духом, все то единство разнообразное и прекрасное. Если в Кане Галилейской Он положил начало чудесам, то воскресение Лазаря было продолжением явлений славы Его в человечестве, которым не будет конца. И как там благословлял Он жизнь человека в исходах ее, так и здесь показывает, что Он есть наш Бог Спаситель, и что во власти Его, как истинного Иеговы Господа, во власти Его исходища смерти, что после того, как Он своей смертью сокрушил имеющего державу смерти, т. е. диавола, для верующих в Иисуса Христа уже не существует смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010