Силлабус (по-гречески — перечень) — так называлось приложение к папской энциклике (окружному посланию) от 8 декабря 1864 г. с перечислением восьмидесяти «заблуждений», противоречащих учению католической церкви. Полное его название: «Sillabus complectens praecipios nostrae aetatis errores» («Перечень, содержащий основные заблуждения нашего временя»). 268 …принимающий богомольцев… — Почти всю первую половину 1877 г. Пий IX принимал пилигримов, стекавшихся в Рим из Европы и Америки для празднования пятидесятилетия со дня возведения его в звание епископа. 269 …и умирающий… — Во время ежедневных приемов пилигримов Пий IX неоднократно терял сознание вследствие общей старческой слабости. 270 …огромнейшая идея мира, идея, вышедшая из главы диавола во время искушения Христова в пустыне… — Подразумевается искушение Христа властью, о котором рассказывается в Евангелии: «И возведя его на высокую гору, диавол показал ему все царства вселенной вомгновение времени. И сказал ему диавол: тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если ты поклонишься мне, то все будет твое. Иисус сказал ему в ответ: „отойди от меня, сатана; написано: господу богу твоему поклоняйся, и ему одному служи» (Евангелие от Луки, гл. 4, ст. 5–8). Там же говорится о неудавшемся искушении Христа хлебом и чудом. 271 Во Франции за последние годы образовалось парламентское большинство их отличались сдержанностью и необычным еще у них благоразумием. — Имеется в виду послевоенный курс буржуазного республиканского большинства, руководимого такими политиками, как Гамбетта, Дюфор, Жюль Симон, Греви и др. 272 Очень тоже пригодилась потом эта идея правительству Наполеона III. — 31 мая 1850 г. Законодательное собрание Франции провело в жизнь закон о выборах, по существу лишавший права голоса большую часть рабочих. С целью упрочения своей популярности в народных массах Наполеон III, тогда еще только президент, начал борьбу с Законодательным собранием за отмену этого закона. Благодаря этой борьбе, имевшей в значительной степени демагогический характер, будущий император прослыл защитником демократических норм общественной жизни. Закон о всеобщем голосовании был восстановлен Наполеоном III сразу после государственного переворота 2 декабря 1851 г. 273

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

И в другом месте так говорит: «… омойтесь и очиститесь, удалите лукавство из душ ваших перед очами Моими, отставьте от злодейств ваших; научитесь делать добро, ищите правды, избавьте обиженного, рассудите о сироте, оправдайте вдовицу, и придите и будем судиться, – говорит Господь – и если будут грехи ваши, как пурпур, то убелю их как снег; и если будут как червлень, то убелю их как волну; и если хотите и послушаете Меня, то будете наслаждаться благами земли; если же не хотите, и не послушаете Меня, то меч истребит вас: ибо уста Господни сказали это» 271 . Итак, Он всех Своих возлюбленных хочет сделать участниками покаяния, и утвердил это всемогущею Своею волею. Глава IX. Примеры Святых, которые получили благодать Божию через веру и послушание. Энох и Ной Поэтому покоримся величественной и славной воле Его, и оставив суетные дела, раздор и зависть, ведущую к смерти, припадем и обратимся к Его милосердию, умоляя Его милость и благость. Будем постоянно взирать на тех, которые совершенно послужили величественной Его славе. Возьмем Эноха, который по своему послушанию был найден праведным, и преставился и не видели его смерти 272 . Ной был так же найден верным, и по своему служению проповедал миру обновление 273 , и через него спас Господь животных, согласно вошедших в ковчег. Глава X. Продолжение. Авраам Авраам, названный другом 274 , найден верным по своему послушанию словам Божиим. Он из послушания вышел из земли своей, и от родства своего, и из дому отца своего, чтобы, оставив землю малую, родство малосильное, и небольшой дом, наследовать обетования Божии. Ибо так Бог сказал ему: «… удались из земли твоей, и от родства твоего, и из дому отца твоего в землю, которую покажу тебе. И сделаю тебя народом великим; и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословен. И благословлю благословляющих тебя, и проклинающих тебя прокляну, и благословятся в тебе все племена земные» 275 . И опять, по разделении его с Лотом, сказал ему Бог: «… подыми глаза твои, и взгляни с места, где ты теперь, к северу и югу, и к востоку и морю 276 : ибо всю землю, которую ты видишь, отдам тебе и семени твоему навек.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Это уже в древности породило легенду о христианстве Сенеки и дало повод к составлению мифической псевдопереписки между Сенекой и апостолом Павлом. В одном из писем к Луцилию Сенека приводит распространенную в Риме пословицу «сколько рабов, столько врагов» и, охарактеризовав ее как «безнравственную», пишет далее: «Они (рабы) – не враги. Мы сами делаем их врагами. Разве он, кого ты зовешь своим рабом, не родился от того же семени, не ходит под тем же небом, не дышит, как ты, не живет, как ты, не умирает, как ты? Равным образом и ты мог бы видеть его свободнорожденным, а он тебя – рабом» (Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. Письмо XLVII, 5. С. 77). 240 Христианское представление о равенстве сформулировано апостолом Павлом: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3, 28 ). 243 «Единственный и его собственность» (нем.) – название книги М. Штирнера, которая начинается и заканчивается словами: «Я основал свое дело на ничто». Это выражение Штирнер заимствовал из стихотворения Гете «Vanitas! Vanitatum vanitasi»: «Я сделал ставку на ничто.» (Гете И.В. Собр. соч.: В 10-ти томах. М., 1975. Т. 1. С. 273), который, в свою очередь, повторил начало изречения из собрания Михаэля Неандера (1585). 244 Штаммлер, у которого превосходно выяснен регулятивный характер социального идеала, совершенно справедливо указывает, что такой идеал не может мыслиться достигнутым, движение к нему бесконечно, а следовательно, в этом смысле и социальный вопрос в пределах истории окончательно не разрешим. 245 В «Основах метафизики нравственности» Кант писал: «. Я утверждаю: человек и вообще всякое разумное существо существует как цель сама по себе.». «Отсюда, – продолжает он в «Критике практического разума», – само собой напрашивается вывод, что в ряду целей человек (а с ним и всякое разумное существо) есть цель сама по себе, т.е. никогда никем (даже Богом) не может быть использован только как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью.» (Кант И.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом; и обрушилась стена до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город (6:19). Боевой крик, изданный народом, был «коллективным возгласом, радостным хором народа в честь победы, совершенной Богом и празднуемой как дело Божие» 273 . Речь идет не о членораздельном возгласе, как, например, в Суд. 7:20 , а о нечленораздельном крике. Так, во всяком случае интерпретируют выражение hlvdg hivrt и глагол iir 274 Хумберт 275 , Абель 276 и Сикре 277 . Этот военный крик был единодушным выражением победного ликования. Такое согласие дает Оригену повод обратить библейский текст на пользу тех, кто были слушателями александрийского проповедника: «Если ты даешь прорваться из твоей внутренности согласному ликующему крику, в том смысле, что толпа мыслей и чувств, находящихся внутри тебя, возвышает согласный унисонный голос, если ты не говоришь то правду, то ложь, льстя какой-нибудь сильной персоне, если ты не бываешь временами мягок и ласков, а временами зол и жесток, не ведешь себя гордо с малыми и трусливо с великими, и, наконец, если не находишь внутри себя борьбы, во время которой «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» ( Гал. 5:17 ); итак, если все это внутри тебя составляется уже в согласную гармонию, испусти ликующий крик, потому что мир внутри тебя уже разрушен, подавлен» 278 . Ориген в своих гомилиях часто пользуется психологическим аллегоризмом, заимствованным у Филона. Город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу (6:16; евр. 6:17). Корень ,rx, «посвятить» встречается почти во всех семитских языках. В восточно-семитских языках может означать также «покрыть»; в западно-семитских – «запретить» 279 . Существительное herem, «заклятое» в Ветхом Завете может обозначать как что-то посвященное в дар Богу (ср. Лев.27:28 . Числ. 18:14 . Иез. 44:29 ), так и объект анафемы, проклятия (ср. Втор. 13:17 , евр. 13:18. 1Цар. 15:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

„Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое“. „Сын мой! храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих. Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего“. В благочестивой семье не опускалось ни одного случая научить членов её, во время вкушения пищи, дома или вне его, утром и вечером, закону Господню 266 . Говорит отец своим детям о любви к Богу, о счастье и благоденствии праведных и постоянных страданиях злых, о правдивости, искренности, гневе, ссорах, мудрости, трудолюбии, смирении, об отношении к злым, добрым, глупым, разумным, о молитве, посте, почтении к родителям, старцам и т. д. 267 . Его наставления обнимали всю жизнь человека от его рождения до самой смерти. Кажется, не оставалось ни одной стороны в жизни человека, которой они не касались бы. Если мы вспомним, что труд у Евреев в праздники считался незаконным, и на праздники, если соединить их все вместе, посвящалось ежегодно два месяца 268 , то для нас будет понятно, что у Зеведея вполне было достаточно времени для домашних наставлений... Семейство, к которому принадлежал Иоанн, вероятно, имело столько познаний, сколько предлагала тогдашняя синагога 269 . Под руководством своего отца, Иоанн получил обычное воспитание, какое получал в то время каждый еврейский мальчик. До пяти лет они изучали молитву (Schemone-Ezre), которую не только каждый израильтянин должен был читать три раза в день, но даже рабы и дети 270 . Это одна из самых замечательных еврейских молитв как по своему содержанию, так и по глубине и силе религиозного чувства, каким она проникнута вся от начала до конца 271 . В пять лет они приступали к изучению Св. Писания 272 . Священные книги, в крайнем случае отрывки из них, можно было найти в каждом еврейском доме. Если полный список Св. писания, написанный на пергамине или папирусе, большей частью имели богатые люди, то закон, пророки и псалтирь были даже в домах незажиточных людей. Отдельные изречения, взятые из Св. Писания, постоянно встречались в каждом доме на дверях; косяках и филактериях 273 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Но неприятель скоро узнал о бегстве царя и халдейские воины поспешили за ним в погоню, настигли его в равнинах крихонских и легко взяли его, так как иудейское войско разбежалось от своего несчастного повелителя. Взятый Халдеями, Седеш был отведен к Навуходоносору в Ривлу. Здесь пред его глазами умертвили сыновей его, ему самому выкололи глаза и, в оковах, отвели в Вавилон, чем и был положен конец Иудейскому царству 270 . По равнине Иорданской проходил Предтеча Господень, Иоанн, поучая народ, возвещая ему о приближении царства небесного и благовествуя о Грядущем за ним. К Иоанну, чтобы послушать его ученая и креститься от него в Иордане, выходили Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская 271 . Равнину Иорданскую и ее города посещал, во время земной жизни своей, Христос Спаситель, ознаменовывая свои посещения делами милосердия и любви к страждущему человеку. Так, восходя в Иерусалим пред вольными своими страданиями, Господь Иисус проходил между Самариею и Галилеею 272 , а затем чрез иорданскую равнину по пути между Вефсаном и Иерихоном. Когда Он, окруженный народом, подходил к Иерихону, один слепец, сидя при дороге, просил милостыни. И услышав, что мимо его проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди унимали его; но он еще громче кричал: сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к себе и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри; вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел, и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя сие, воздавал хвалу Богу 273 . Равнина Рувимова лежит между узкою долиною потока Есевона (вади Хесбан) с одной и – верховьями Арнона (вади ел-Моджиб); долина потока Есебона ограничивает ее на севере, верховья Арнона служат южною ее границей. Восточной своей, стороной равнина сливается с пустыней; западная ее часть глубоко вдается в Моавитское плоскогорье и оканчивается при подошвах горного хребта Фазги, составляющего северную часть Аваримских гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Святые Отцы и учители Церкви также учили: а) что Бог не имеет ни в чем недостатка, и потому не нуждается ни в чем; 270 б) что “Он не подлежит ни порядку вещей, ни влиянию звезд, ни случаю, ни судьбе;” 271 в) что Он есть “существо самодержавное и самовластное, вседержащее, жизнодательное..., есть сила, над всеми начальствующая и царствующая царствованием нескончаемым и бессмертным, – сила, которой ничто не может противиться..., которая установляет все начальства и чины, а сама выше всякого начальства и чина,” 272 и г) что Он “делает все, что хочет, когда хочет и как хочет”. 273 Здравый разум, признавая Бога самобытным, и также Творцем и владыкой всего существующего, необходимо должен при­знать Его и независимым. 4. Неизмеримость и вездесущие. Неизмеримость при­писывается Богу в том смысле, что Он, как Дух чистейший и притом беспредельный во всех отношениях, не подлежит, в частности, никакому ограничению пространством или местом, но наполняет Собою все ( περγραπτος και τ πντα πληρν – immensus); а вездеприсутствие – в том, что, наполняя собою все, Он естественно находится во всяком месте и присущ всякому существу ( πανταχο κα πσι παρν omnipraesens). 274 Вера в вездеприсутствие Божие и учение о нем существовали во все периоды Божественного откровения: а) в период патриархальный. Эта вера выражается в словах Иакова и Лавана, когда они утверждали завет между собою: При сем Иаков сказал ему: вот, с нами нет никого; смотри, Бог свидетель между мною и тобою ( Быт. 31:44 ; срав. 50); и потом – в ответе Иосифа жене Потифаровой: как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом ( Быт. 39:9 ). б) в период подзаконный. Ясное учение о вездеприсутствии Божием находим в наставлении Моисея Израилю: Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его] ( Втор. 4:39 ), и потом в словах самого Господа: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? ( Ис. 66:1 ); Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь ( Иер. 23:24 ). А столько же ясное исповедание вездеприсутствия Божия – в обращении Давида к Богу: куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, -и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя ( Пс. 138:7–10 ; срав Амос. 9:2–3 ), и в молитве Соломона: Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил [имени Твоему]; (3 Царст. 8:27; срав. 2 Парал. 6:18).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Так как в искушение впадает тот, кто им побеждаем бывает, то мнение будто Бог кого-либо вводит в искушение, его как бы предавая на поражение, оказывается неуместным. Ту же самую нелепость представляет первое вошедшее на ум понимание места: Молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Лк 22,40 ; Мф 26,41 ). А именно, если нечто злое представляет собой подвергаться искушению и если мы молимся, чтобы с нами этого не случалось, то не бессмысленно ли думать, что добрый Бог, Который не может приносить злых плодов ( Мф 7,18 ), кого-либо ввергает во грехи? Здесь полезно будет привесть то, что говорит Павел в послании к римлянам. Выдавая себя за мудрых они обезумели и славу нетленного Бога изменили в подобие и образ тленного человека, и птиц, и четвероногих, и пресмыкающихся животных. Потому и предал их Бог в похотях сердца их нечистот, так что они взаимно сквернили свои тела ( Рим 1,22–24 ). И несколько далее: Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобным образом и мужчины, оставив естественное употребление женщины, разжигались ( Рим 1,26–27 ) и т.д. И опять несколько далее: И так как они не заботились Бога иметь в разуме, то предал их Бог превратному уму творить неподобающее ( Рим 1,28 ). Но все это может быть тем противопоставлено, которыми Божество разделяется; и так как по их мнению добрый Отец нашего Господа отличен от Бога закона, то можно их спросить: Добрый ли Бог того в искушение вводит, чья молитва безуспешна; и Отец ли Господа передает грешников нечистот в похотях сердца их, так что они взаимно сквернят свои тела; и Оно ли, который по их уверению далек от осуждения и наказаний, предает их постыдным страстям и превратному уму творить неподобающее: потому что они похотям своего сердца не подпали бы, если бы этим не предал их Бог 273 ; и постыдным страстям они не предались бы, если бы и этим их не предал тот же Бог; и превратному уму предоставлены не были бы, если бы они не были осуждены и преданы Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения 265 . Древняя Церковь всем сердцем приняла этот пример Христа и апостолов и на практике последовала их увещеваниям. Бдение является одним из самых древних обычаев первоначальной Церкви. Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши 266 , и чресла ваши да не будут развязаны 267 , но будьте готовы, ибо не знаете часа, в который приходит Господь ваш 268 . Настоящий христианин подобен солдату. «Молитва – оплот веры», наш щит и меч против подстерегающего повсюду врага». «Итак, да не ходим никогда безоружными». Днем будем помнить о бдении, а ночью о бодрствовании. С оружием веры да сохраним знамя нашего Водителя, да будем в молитвах ожидать трубы ангельской! 269 . Эта «эсхатологическая черта» ожидания второго пришествия Господа среди первых христиан, чья вера нередко проходила через испытания кровавых гонений, перешла к тем «воинам Христовым», коими считали себя древние монахи. Можно видеть,/как они живут/, затерянные в пустыне, ожидающие возвращения Христа как законные сыновья ожидают возвращения отца или как войска ожидают возвращения царя, или как преданные слуги ожидают своего господина и освободителя. Они не заботятся об одежде, не беспокоятся о пище, но проводят время/в пении/гимнов 270 и в ожидании пришествия Христа 271 . Этому ожиданию подчинен у них распорядок каждого дня. Что касается ночного сна, то молись с вечера два часа, считая их от захождения солнца 272 , а кончив славословие/Богу/, спи шесть часов 273 , потом встань на бдение и бодрствуй остальные четыре часа 274 . И в летнее время также; но сократи славословие и читай менее псалмов, ввиду краткости ночей 275 . Для измерения времени вместо точных часов, коих, разумеется, еще не было, служило то число стихов псалмов, которое, как знали по опыту, можно было прочесть за один час 276 . Шесть часов сна, половина ночи 277 , были вполне разумным количеством. Конечно, чтобы вставать ночью, требовалось определенное усилие воли. Нет ничего удивительного в том, что со временем первоначальное рвение ослабевало даже среди духовенства. По этой причине великий аскет Нил Анкирский настоятельно увещевает дьякона Иордана:

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010