In view of these facts, argues Hein, Origen has no doctrine of the “real presence.” In de Oratione, 27, he uses the word “bread” for the Eucharist to describe it, and declares that it gives “eternal life.” In his thirteenth Homily on Exodus, he used the expression corpus Domini for the Eucharist; and in the ninth Homily on Leviticus, he spoke of sanguinem verbi and carnem et sanguinem verbi Dei (10 PG 12 523C). When such phrases appear, however, they always refers to the “life-giving doctrine of Christ.” 170 Strictly speaking, St Gregory’s “redemptive history” never ends. Redemption is a process which begins with Baptism and continues into the Eighth Age. The Sacraments of the temporal Church, sacramenta futuri, types of the Age to Come, will expire with the realization of the Kingdom. The effects of the Redemption will never cease, for the saved grow in perfection eternally “from glory to glory“. At the same time, without the historical Church and her Sacraments “perfection” (i.e., deification) is impossible. They prepare us for the eternal Kingdom. 171 “Allegory and Mysticism in Origen and St Gregory of Nyssa.” JTS XXII. 2 (1971), 363. E. DeFaye wrote of Origen that “to propound a philosophical interpretation of Christianity he regarded as his life work” (Origen and His Work, p. 26). 173 According to Daniélou, Origen’s work marks a “turning-point,” because (1) the Scriptures became, for him, “the essential source of revelation” while tradition plays a secondary role; and (2) Origen laid the foundation of scientific exegesis, e.g., determining the right text by a comparison of Hebrew and Greek words (Gospel Message and Hellenistic Culture, p. 273). One may wonder whether Cardinal Daniélou is unaware that the idea of Tradition and Scriptures as two sources of revelation belongs another milieu. If he is right, that Origen understood the Scriptures to be “the essential source of revelation,” then, Origen understood them as something outside and superior to the Apostolic Tradition; and one begins to understand the reason for Origen’s peculiar teachings.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Прав. Соб. 1883. II, стр. 348. Его же, Богослужение в русской церкви в XVI в. Казань. 1884. стр. 268–273). Но этот обычай порицался со стороны высшей иерархии русской церкви как обычай занесенный от латинян и противный правилам православной церкви; вопреки ему предписывалось пастырями русской церкви совершать крещение с одним восприемником, будет ли то мужчина или женщина. Эта борьба русских пастырей с обычаем двувосприемничества закончилась в XVII в. признанием с их стороны этого обычая. В печатных Требниках 1625–1677 гг. помещалось на этот счет следующее правило: восприемником у единого крещающегося мнозем не достоит быти, но токмо, якоже обычай приять, мужеску полу и женску; множае бо тою никакоже. Около этого же времени явился печатно сначало в Киеве, а потом в Москве афонский Номоканон, содержащий в себе (ст. 211) правило о восприемничестве, однородное с напечатанным в первопечатных Требниках: аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем, ктому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются. Однако же правило о восприемниках, содержавшееся в первопечатных патриарших требниках, действовало не долго; при патриархе Иоакиме, в Требнике 1677 года, оно было заменено другим противоположенным правилом, которое и доселе печатается в Большом Требнике (в главе 5 под правилами соборными о крещении): ведати подобает, яко во святом крещении един довлеет восприемник, аще мужеский пол есть крещаемый: аще же женский, токмо восприемница, в нужде же смертный может крещение быти и без восприемника (Павлов. 50-я глава Кормчей. стр. 172–173). После этого 211 ст. Номоканона стала постепенно утрачивать свое значение на практике. Св. Синод с самого начала своей деятельности считал эту статью сомнительной и потому не расторгал браков между кумом и кумой, воспринимавших вместе одного и того же ребенка, а с половины XVIII в. стал и прямо разрешает подобные браки (Горчаков. О тайне супружества, стр. 354–356. Павлов. Номоканон, стр. 5. 189–193). Наконец указом 19 янв. 1810 г. св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

θλψεως αντιμετπιση 45, 199, 206 θλψεις 25, 209, 216 βλ. και δοκι- μασα – ανθρπου πνευματικο 198 θυμο αντιμετπιση 49 θυσα 44, 74, 140, 151, 175, 221, 238, 246, 255 θυσας λλειψη 81 Ιακβ 142 ιατρικ 173 κ.ε., 225 ιατρς 97, 173 κ.ε., 224, 227 – και διγνωση 227 ιδιοτροπας αντιμετπιση 51 ικανοποηση 170 ικαντητα 171 Ιοδας 201 ιστητα δο φλων 42 κ.ε. Ιωακεμ γιος 61, 69 Ιβ δκαιος 215 Καθαρτητα 285 κθαρση 201, 210, 282 καθυστερημνος διανοητικ 241, 242 καθυστερημνα παιδι 237–238 – και καλωσνη 237 – και ταπενωση 237 καθυστερημνων παιδιν γονες 238 – μητρα 237 κακα 105 κακομοιρι 147 κακοπθεια 194 κακο επιλογ 201 καλ 266 – πνευματικ 210, 228 καλο επιλογ 201 καλοπραση 194, 195, 257 καλωσνη 52, 57, 162, 164, 174, 240, 255, 277, 285 κπνισμα 228 κ.ε. Καππαδκης 160 καρδι 88 καρκινοπαθς 223 καταδκη μλλουσα 274 κατκριση 19, 164, 178 κατανηση 44, 58 κατρα 148 – μητρας 143 κατσταση πνευματικ 155, 173, 279 κατφορος πνευματικς 102, 128 κ.ε. καχηση 213 κεκοιμημνοι 255, 271 κ.ε. – και αγνας ζντων 279 – και συνασθηση αμαρτωλτητος 273 κεκοιμημνων ανγκη 278 – βοθεια 276, 277 κεκοιμημνοι υπδικοι 273–274 – και μετνοια 274, 275 – και προσευχ 274 κ.ε. κεν 165 κ.ε. κρυγμα 162 κ.ε. κληρονομι 142, 143 – πνευματικ 96 κληρονομικ 115 κ.ε. κλση 21, 22–24, 27, 167, 168 κοινωνα 174 Κοινωνα Θεα 226 – και νηστεα 179 κλαση 149, 248, 250, 258, 284, 285, 286 κλλυβο 276 – Αγου 277 κομποσχονι για κεκοιμημνους 278 κοροδα 240 κσμος σγχρονος 33, 101 κ.ε., 111, 115, 153 κ.ε. κοραση 166, 170 – ψυχικ 170 κορασης αντιμετπιση 172 κουφς 236 κρματα Θεο 71, 193, 244 κρση 130 κ.ε. – κατ ψιν 203 Κρση Θεο 123 – μλλουσα 98, 271, 274, 282–283 κυοφορα βλ. εγκυμοσνη Λακς 214 λαιμαργα βλ. γαστριμαργα Λειτουργα Θεα 277, 278 – και μνημσυνο 276 λεψανο 284 Λεψανα για 120 λευχαιμα 226 Ληστς Ευαγγελου 202, 274 λιττητα 65, 150 λογικ 178 κ.ε. – και θλημα Θεο 64–68 – πνευματικ 212 λογισμς 81, 166 κ.ε., 185, 239 – κακς 34, 132, 215

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

τεκνοποια 61–78 – και εμπιστοσνη στον Θε 64 κ.ε. τεκνοποιας δυσκολα 68–70 τελειτητα κατ Θεν 24 τελνια 260 τχνης εκμθηση 28, 172 κ.ε. τεχντης 173 τρλλα 240, 242 τυφλς 235, 236 τψεις βλ. συνειδσεως τψεις βρις 203 υγεα 210, 212 – και αγνας κατ παθν ψυχικν 236 – πνευματικ 33, 199 υιοθεσα 72, 73 υπλληλος 172, 173 υπερηφνεια 21, 26, 120 – γονων βλ. γονες και υπερηφνεια – δαιμονικ 248 υπερηφνειας συνπειες 243 υπερκπωση 239 υπερπληθυσμς 67, 76 κ.ε. πνος 166 υπογεννητικτητα 78 υπομον 47–58, 111, 153, 192, 196, 197, 199, 201, 206, 210, 220 – και Χρις θεα 49–51 – στην αναπηρα 236 – στην αρρστια 212 – στον πνο 213–215, 231 υποσχσεις μοναχικς βλ. μοναχικς υποσχσεις Φαγητ και ποικιλα 187 κ.ε. – λιτ 188 Φαρασιτης 214, 220 φθνος 285 φιλαργυρα 152 φιλονεικα 164 φιλτιμο 20, 21, 24, 74, 76, 136, 203, 239, 245, 285 φβος 285 – Θεο 37 φοιτητς 131 φρνημα αγν 62 – σαρκικ 61, 62 φτχεια 65 φτωχς 151, 277 φς κτιστο 45 φωτισμς θεος 101, 131 Χδι Θεο 148 χαρ 163, 170, 192, 199, 200, 257, 285, 286 – μλλουσα 285 – παιδικ 135, 161 – παραδεισνια 149, 280 – πνευματικ 160, 166, 178 χαρακτρας 25 – γυναικεος 37 Χρις θεα 131, 133, 150, 174, 184, 223 Χριτος θεας απκτηση 44, 51, 175, 200, 221, 228 – απομκρυνση 51, 248 – εγκατλειψη 186 χρισμα 51, 171, 192 χαρσματος αξιοποηση 171–173 Χρος 254 Χατζεφεντς βλ. Αρσνιος Καππα- δκης σιος Χατζη-Γεργης 90 χανωση 187 χημειοθεραπεα 219 Χριστιανισμς 137 Χριστιανο πρτων χρνων 27 Χριστο αγπη 51 – Ενανθρπηση 61, 194 – θυσα 51, 200 – Πθη για 216 – Σταρωση 182, 191, 194, 216 Ψαλμωδα 30, 84 ψευδασθηση 151 ψυχανλυση 86 ψυχασθενς 241 ψυχ 210, 212, 213, 218, 224, 258, 273, 282, 285, 286 ψυχολογα 239 ψυχολογικ προβλματα 86, 88, 128, 239, 263 ψυχοπαθς 263 ψυχορργημα 258, 260 – και δυσκολα 258, 259 Ωριμτητα 22, 29, 106, 129 2 Ο Γροντας χρησιμοποιε συχν σ αυτς τις περιπτσεις το μριο «σν» αντ του μορου «ως», που εναι το ορθ. 8 Το 1966 ο Γροντας κανε στο Σανατριο εγχερηση στους πνεμονες, γιατ πασχε απ βρογχεκτασα.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

– καλς 50, 162, 217 – υπερφανος 170 λογισμο ανπαυση 67, 178 λγος Ευαγγελικς 149 – Θεο 149 λπη Θεο 285, 286 Μακαρισμο 206 μακροζωα 196 Μακρυγιννης 58 κ.ε. μλωμα βλ. εππληξη μνα βλ. μητρα μαραγκς 169, 173 Μρτυρες γιοι 234, 236 Μαρτρων Αγων αγπη προς Θεν 218 μαρτριο 203, 216 μαστεκτομ 85 ματαιτητα 148, 254, 258 μθη 55, 57, 269, 273 μελαγχολα 239, 240 μελτη 30 κ.ε., 131, 132 βλ. και σπουδς και μελτη – Ευαγγελου 235 – πνευματικ 132, 154, 235 μελτη πνευματικ παιδιν 160 κ.ε. μετνοια 53, 100, 196, 201, 206, 244, 245, 246, 260, 261, 262, 269, 271, 286 μετνοιες 30 μεταστροφ προς Θεν 99, 195 μητρα 33, 43, 52, 53, 80, 95, 98 κ.ε., 113, 129, 134, 141, 283 – εργαζμενη 85–87, 89, 97 – και αγωγ 79–90 – και αντοχ 82–84 – και αυστηρτητα 113 κ.ε. – και διατροφ 69 – και ευλβεια 90 – και ζω πνευματικ παιδιν 99, 111 – και κοραση 88 – και μελτη Ευαγγελου 84 – και μελτη πνευματικ 84, 89 – και παιδιν αρρστια 84 – και προσευχ 89 κ.ε., 90, 111 – και ταπενωση 90 – και φβος Θεο 90 μητρας αγπη 79–80, 83, 85 – ευθνη για τα παιδι 93 – ζω πνευματικ και παιδι 89 – θυσα 79, 83 – παρδειγμα 95, 111 – προσευχ για τα παιδι 106 κ.ε., 269 – στοργ 85 μμηση Χριστο 25, 202 μισθς ουρνιος 20, 54, 185, 195, 201, 210 μσος 207, 285 μνημσυνο 153, 274–279 βλ. κα Λειτουργα Θεα και μνημσυνο μδα 150 Μολχ 99 μοναχικ ζω 25, 164 μοναχικς υποσχσεις 283 Μοναχισμς 19, 20, 21, 23 κ.ε. μοναχοκρη 74 μοναχς 20, 24, 50, 63, 130, 253, 283 – ηλικιωμνος 139, 276 – και αρρστια 215, 218 – και σκηση 178, 179 – και κσμος 280 – και προσευχ 280 – και σωτηρα 20 μοναχο αποστολ 19 μοναχο αποταγ 24 μοναχς αρχριος και μνμη θα- ντου 255 μοναχν αρχαρων ποιμαντικ βλ. ποιμαντικ μοναχν αρχαρων μοναχς δκιμος 38 – ηλικιωμνος 139 μοναχ 283 μονοφαγα 188 Μουσουλμανισμς 137 μυαλ 130 κ.ε., 171, 172 κ.ε. Μυστριο γμου 38 Νας Θεο 178 ναρκωτικ 55 κ.ε., 102 νεκρς βλ. κεκοιμημνοι – λειωτος 253 – κατ κσμον 257 νεκρο ανσταση 176 – σεβασμς 255

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

С передней стороны скинии к востоку должны ставить свои палатки Моисей и Аарон и сыновья его и охранять святилище, чтобы никто из посторонних не приступал к священному месту и к святым предметам под страхом смерти (ст. 14–38). Всех исчисленных Левитов мужского пола, от одного месяца и выше, оказалось 22. 300 чел.; но 300 чел. были первенцы, родившиеся по издании закона о посвящении Богу первенцев ( Ucx.XIII ), посему они исключены были из общего числа Левитов, которых для сравнения с количеством первенцев всех других колен взято ровно 22.000 (ст. 39). Когда по повелнию Божию исчислены были все первенцы других колен, от одного месяца и выше, родившиеся по издании закона о посвящении Богу первенцев, то их оказалось 22.273 чел., т. е. на 273 чел. больше против заменяющего их количества Левитов, и потому Господь повелел взять за них (за 273 чел.) выкуп, по пяти сиклей серебра за человека, и отдать это серебро Аарону и его сыновьям. Таким образом Левиты взяты были на служение Богу вместо всеъ первенцев из сынов Израиля и скот Левитов вместо первенцев скота их (ст. 40–51). Потом сделано было второе исчисление Левитов, от двадцати пяти 97 лет и выше до пятидесяти, способных к службе, чтобы отправлять работы в скинии, и при этом указаны священные предметы скинии, какие каждое из трех племен Левитов должно носить при передвижениях. Левиты племени Каафова, долженствующие носить священные предметы святого святых, святилища и двора, должны были приступать к принадлежностям святого святых, особенно к кивоту завета, только после того, как священники покроют его покрывалами и вложат шесты его. Сами же Левиты не должны подходить к непокровенной святыне, смотреть на нее и прикасаться к ней, чтобы не умереть. Всех Левитов от 25 до 50 лет оказалось восемь тысяч пятьсот восемьдесят (гл. IV). б) Во-вторых, в этой части излагаются законы, полученные Моисеем в это время и служащие к благоустройству внутренне-духовному, к дисциплине нравственной (гл. V и VI). – Стан Евреев, расположенный вокруг скинии, представлял священное место, осененное присутствием Господа в облаке над скиниею, и все Израильтяне, составляя общину Божию, должны быть чисты и очищены от тайных даже грехов; посему Господь заповедал: все оскверненные проказою, истечением семени и прикосновением к мертвому должны быть удалены из стана и жить вне стана в палатках до очищения (гл.5:1–4); нечистые совестью по причине учинения убытка ближнему должны очищать себя исповеданием греха пред священником, возвращением потерпевшему сполна и с прибавкою пятой части цены всего утаенного и принесением овна в жертву повинности (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

По учению святителя, величие христианской религии не только в том, что она учит любить своего ближнего, брата, но и в том, что она заповедует любить и врагов. «А возможность» любить врагов «показал и засвидетельствовал Господь, когда явил любовь Отца и Свою собственную в послушании до смерти ( Флп. 2: 8 ) ради врагов, а не ради друзей, как свидетельствует апостол, говоря: «Составляет же Свою любовь к нам Бог, яко еще грешником сущим нам, Христос за ны умре» ( Рим. 5: 8 ); и нас увещевает к тому же, говоря: «Бывайте убо подражателе Богу, якоже чада возлюбленная, и ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас, и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу» ( Еф. 5: 1–2 ). А Благий и Справедливый не предписал бы этого, если бы не даровал к тому способности. И он привел в ясность, что такая способность вложена в нас в самом естестве» (V, 273). Причем любовь к любящим и ненавидящим нас надо оказывать в равной мере. «Ежели брат – благодетель наш, – учит святитель Василий Великий , – то мы и по-человечески обязаны ему любовью... Ежели он злодей нам, то и в таком случае мы обязаны любить его, не только по заповеди, но и за то, что оказывает благодеяние в важнейшем» (V, 266). Ведь и друг не «оказывает столько благодеяний, сколько враги, которые доставляют нам ублажение от Господа, сказавшего: «Блажени есте, егда... ижденут вы, и поносят, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» ( Мф. 5: 11–12 )» (V, 273). Святой отец указывает, что и «апостол учит нас своим примером сохранять незлобие ко всем и поступающим с нами лукаво воздавать добром: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» (V, 294). Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга ( Ин. 13: 34 ). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15: 13 ), – заповедует Спаситель. Христос не говорит, чтобы мы любили только достойных, – этого недостаточно, но чтобы мы любили друг друга так, как Он возлюбил нас. А Он возлюбил людей такими, когда они были исполнены грехами и оскорбляли Его, возлюбил... когда человеческая неблагодарность и злоба распяли Его, и тогда Он любил нас и молился за Своих распинателей: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23: 34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Сказал Господь Моисею, говоря: вот, Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых; они будут взамен их; ...ибо все первенцы – Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых ( Чис. 3:11–13 ). Когда исчислили всех левитов, то число их – 22 тысячи (см.: Чис. 3:14–39 ) – оказалось почти совпадающим с числом первенцев мужского пола, которых было 22 273 (см.: Чис. 3:40–43 ). Замена легко состоялась, а за излишек первенцев в 273 человека был взят выкуп по 5 сиклей (см.: Чис. 3, 44–51 ). В этом библейском объяснении избрания колена Левиина можно видеть, что и в Библии сохранилась связь нового порядка, нового принципа избрания с прежним. Прежде естественным представителем в культе был старший в роде; после из евреев было определено особое колено, но было определено именно взамен первенцев, которые были освобождены от служения при скинии. Произведенная Моисеем реформа священства, как это видно из указаний 3-й главы книги Чисел, касалась только лиц священных, а принцип священства остался тот же, что как бы особенно отмечается. Как прежде родоначальник или первенец был естественным представителем своей семьи, так и теперь таким же представителем является священник из колена Левиина; священник выступает искусственным представителем взамен прежнего представителя естественного. Но при учреждении левитского священства нельзя не отметить и его отличительных особенностей. По некоторым библейским данным, уже самое избрание колена Левиина основывалось на некоторых особенностях этого колена, и особенностях этического свойства. В сознании еврея позднейших времен этот этический момент выступает довольно ясно. Сирах говорит, что Господь возвысил Аарона, подобного Моисею святого, брата его ( Сир. 45:7 ). Из среды всех левитов к священству призвано было потомство Аарона, может быть, по особым этическим свойствам родоначальника. Во всяком случае, от священства по закону требуются особые качества, которые даже совне выделяли бы его и делали бы его взамен естественно-родового представителя – представителем этическим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Слово на Дамаск. 1 . Вот Дамаск исключается из (числа) городов и падет. 2 . Оставлен (будет) навеки в ложе стадам и на отдых 269 , и некому будет отгонять (их). 3 . И не будет он более укреплен для убежища Ефрему, и не будет царства в Дамаске, и остаток сириян погибнет, ибо ты не лучше сынов Израилевых и не славнее их. Так говорит Господь Саваоф. 4 . Померкнет 270 в тот день слава Иакова, потрясется верх славы его 271 . 5 . И будет: подобно тому, как если кто собирает жатву стоящую и жнет 272 наполненные зерном колосья 273 ; или подобно тому, как если кто собирает колосья в непроходимой дебри 274 , 6 . И останется в ней стебель; или две-три масличных ягоды на самой вершине (маслины), или четыре-пять на ветвях ее останется 275 . Так говорит Господь Бог Израилев. 7 . В тот день человек будет уповать на Творца своего, и очи его будут устремлены к Святому Израилеву. 8 . И не будут надеяться на капища и на дела рук своих, что сделали персты их, и не будут смотреть на дубравы и мерзости их. 9 . В тот день города твои будут оставлены, как оставили (их) аморреи и евреи пред лицом сынов Израилевых 276 , и будут пусты. 10 . Поскольку ты оставил Бога, Спасителя твоего, и не вспомнил о Господе, Помощнике твоем, посему ты насадишь обманчивый сад и обманчивое 277 семя. 11 . В день, в который насадишь, обманешься, а что на другой день посеешь, то процветет в жатву, на тот день, в который получишь наследие, и как отец передашь наследие сыновьям твоим 278 . 12 . О, горе множеству народов многих! Подобно волнующемуся морю вы будете волноваться, а над хребтами многих народов будет шум, как от воды 279 . 13 . Как большая вода – множество народов; как шум 280 большой воды с силою несущейся, так и Он отвергнет его и далеко будет гнать его 281 , как мелкую солому, (отлетающую) от веющих против ветра, и как пыль колесную относит вихрь. 14 . К вечеру – и будет плач; прежде утра уже нет (его). Такова участь пленивших нас и жребий овладевших нами. 270 σται κλειψις – будет умаление, очень хорошо выражено по-слав. помрачение. Только мы перевели применительно к русской речи глаголом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010