В отличие от прочих В. Р. Ховин (Новая жизнь. 1912. 8) отрицательно отозвался и о самих стихах: «Неблагоприятное впечатление довершает крикливая статья Свенцицкого о Клюеве, возводящая последнего в «пророки», а стихотворения его в «пророческие откровения " ». Но синонимично назвал поэта и Гумилёв: «провозвестник новой силы», а Брюсов (Русская мысль. 1912. 7. С. 25) приводил его лучшие вещи как «образец подлинной религиозной поэзии». Но и поддержка авторитетов раздражала критиков: «Мне тяжело смотреть, когда Клюева представляют публике то парнасец Валерий Брюсов, то мистик – Свенцицкий, то развязный певец Голгофы – Иона Брихничёв, то акмеист – Сергей Городецкий. Как это унижает талант!» (Рогачевский В. Символисты и адамисты//День. 1913. 23 февраля. 74). 115 «Вообще, что хотения Клюева были приняты к сведению, видно из того, что «пророк» просит, чтобы в предисловии Свенцицкого была вставлена фраза Клюева о самом себе, что «братские песни» – отклики тех песен, которые пели мученики Колизея и... братья на жестоких кострах» (Брихничёв И. Новый Хлестаков (Правда о Николае Клюеве)//ОР РГБ. Ф. 386, к. 55, ед. хр. 21). Выражение закрепилось в русском языке, когда еп. Ириней (Орда) перевёл с английского кн. «Мученики Колизея» (Киев, 1875); позднее Е. Я. Тур выпустил кн. «Мученики Колизея. Исторические рассказы для детей» (М.,1890). 117 Ср.: «Всякий из нас перед всеми во всём виноват». Предсмертное прозрение своего брата Маркела на разные лады повторял старец Зосима (Достоевский. 14, 149, 262, 270, 273, 275, 290, 291), а затем и Митенька Карамазов (Достоевский. 15, 31, 173). 118 «Но если это так, тогда покаянными слезами омываются мои грехи и силою свыше в душе моей воздвигается Вечная Голгофа... Но связи, связавшие меня с общим грехом и общей тяготой жизни, от этого не уничтожаются, а, наоборот, закрепляясь, претворяются в новое. Место тёмной истомы и тоски за свою вину и грехи занимают искупления и чистые страдания за других... Я покаялся у креста. Господь простил за страдания, которые я Ему причинил, за раны, которые я Ему нанёс. Но разве от этого прощения из Его ран перестанет сочиться Пречистая Кровь? Нет, страдания эти есть, и раны продолжат болеть. Ну, тогда ясно, что я должен делать так, чтобы страданий этих не было, чтобы раны эти перестали болеть» (Эрн В. Христианское отношение к собственности. М., 1906. С. 40–42).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Od., I, 17, 17–18; III, 13,9; Hor. Sat., II, 5,39–40; Ου. Ars., II, 231). По словам Вергилия, жар Сириуса, принося жажду и недуги болезненным смертным, опечаливает небо зловещим светом (Verg. Aen., X, 273–275; cp.: III, 141). Тертуллиан , говоря о принесшем Маркиона «собачьем» ветре, намекает также на киника («собачьего» философа) Диогена, происходящего из Синопа, родного города Маркиона. Возможны и другие ассоциации, напр., с Tert. Adv. Marc., I, 18, 1 (о влиянии звезд на судьбу маркионитов). 173 Согласно иному прочтению: «В какой именно год правления Антонина Старшего каникулярный ветер Маркионова спасения дохнул с его Понта, я не удосужился исследовать». 202 Идея Преемственности, передачи, связующей нити была очень важным принципом для «материалиста» Тертуллиана , который обрашался к ней не только при доказательстве истинности кафолической Церкви, но и в других случаях. Он утверждал, например, что в каждом человеке есть «отводок» (tradux) (cp.: Tert. De an., 36, 4) души Адама, от которого «происходит все это изобилие душ» (Ibid. 27, 9), а связующим звеном между человеком до воскресения плоти и после него являются зубы, служащие семенами тел (Tert. De res., 42, 7–8). О непрерывности Божьей благости см. ниже, I, 22, 6. «...quod beatum et incorruptibile sit neque sibi neque alii molestias praestet – hanc enim sententiam ruminans Marcion...». Согласно Диогену Лаэртскому, Эпикуру принадлежит изречение: «Существо блаженное и бессмертное ни само забот не имеет, ни другим не доставляет (τ μακριον ка φθαρτον οτε ατ πργματα χει οτε λλω παρχα), a потому не подвержено ни гневу, ни благоволению: все подобное свойственно слабым» (Diog. X, 139. Пер. M. JI. Гаспарова). Ср.: «Ибо та же самая природа, которая вложила в нас представление о самих богах, запечатлела также в наших умах, чтобы мы считали их вечными и блаженными. А если это так, то справедливо также известное изречение (illa sententia) Эпикура, что то, что вечно и блаженно, ни само не имеет никаких хлопот, ни другому их не доставляет (quod beatum aeternumque sit id nec habere ipsum negotii quicquam nec exhibere alteri).

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

На стр. 101–103 наш автор защищает Цамблака против тех, кто обвинял его в отступничестве в унию. IV. О православных миссиях: I, 298–9; II, 11–2 и 230–233. V. Об исправлении и печатании богослужебных книг и самих типографиях: I, 55–56, 141–143, 261–286, 296, 304–306; II., 12, 26–9, 34–5, 60–61, 112, 272–273. На подчеркнутые нами страницах «предлагается статья о словено-русских типографиях. Как бы чувствуя некоторую неуместность этой статьи в Словаре писателей, м. Евгений извиняет ее помещение в нем тем, что «История книгопечатания принадлежит к истории словесности (стр. 261). В ней преосв. автор (первый в нашей литературе) проследил постепенный ход книгопечатания – от первой славянской псалтири, напечатанной в Кракове в 1491 г., до начала XIX ст., передал историю учреждения русских типографий и первоначальной их деятельности, а также учреждения русских типографий в Голландии при Петре великом. Статья заканчивается описанием введения в России фигурных и нотных типографий. VI. О переводе библии на славянский язык: I., 64–5; II, 227–229. Перечислив на стр. 173–176 первого тома литературные труды Епифания Славинецкого, Евгений в конце 177 стр. пишет: «Но важнейшее дело, предприятое им, было то, чтобы перевести вновь на словенский язык с греческого всю библию. Обстоятельства сего предприятия подробно описаны в одной исторической старинной записке, найденном в архиве Коллегии иностранных дел, которая для любопытства читателей помещается здесь (стр. 178–183) буквально». – На стр. 61–67 второго тома Словаря ученый архипастырь решает вопросы о том, вся ли библия переведена Кириллом и Мефодием на славянский язык или нет, и на какое наречие переведена она (а также и разные богослужебные книги). Таким наречием, по его мнению, было наречие Моравов и Болгар; на первый вопрос Евгений склонен отвечать отрицательно. И в том и в другом случае он прибегает к помощи критико-полемического приема. (Им же и тут же, – стр. 67 и 68, – Болховитинов пользуется и против тех, кто утверждал, что равноапостольные братья были посланы в славянские земли не из Константинополя, а из Рима папою).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Начальство семинарии, наблюдая за образом жизни воспитанников на вольнонаемных квартирах, обращает, вместе с тем, постоянное внимание на благонадежность, в нравственном отношении, лиц, отдающих квартиры, и других живущих с ними. (§ 167). В случае сомнений в благонадежности этих лиц, начальству семинарии предоставляется требовать от родителей немедленного перемещения их детей на другие квартиры и вообще указывать родителям людей, известных Правлению семинарии. (§ 168.) Казеннокоштные ученики семинарии, в случае выхода из духовного звания и ведомства в гражданское до окончания учебного курса или после него, обязываются возвратить сумму, употребленную на их содержание. Правлению семинарии предоставляется рассрочивать, с утверждения Епархиального Архиерея, взыскиваемую уплату. (§169.). Содержание всей семинарии определяется приложенным к уставу штатом 272 . (§ 170.) 13 О правах и преимуществах семинарий Семинарии имеют собственные печати, большую и малую, с изображением Государственного герба и с надписью: «печать Правления такой-то семинарии.» Примечание. Большая печать хранится у ректора, а малая – у секретаря Правления. (§ 171.) Семинарии свободны от платежа весовых денег за отправляемые по делам их и за их печатью бумаги и посылки, когда последние весом не более пуда. (§ 172). Семинарии свободны от гербового сбора, от платежа крепостных и иных пошлин по совершаемым от имени их актам и вообще по всем касающимся до них делам. (§ 173). Семинарские здания свободны от квартирной повинности, как постоем, так и деньгами, а равно и от денежных в пользу города сборов. Правило это не распространяется на те из принадлежащих семинариям зданий, которые приносят доход посредством отдачи их в наем. (§ 174.) Права и преимущества служащих при семинарии лиц определяются особым положением 273 . (§ 175.) Ученики, окончившие полный курс учения в семинарии по первому разряду, получают звание студента. (§ 176). Студенты семинарии, при определении на епархиальную или духовно-училищную службу, пользуются преимуществами пред не получившими этого звания; в случае же поступления на гражданскую службу, определяются в нее, без различия состояния, с чином четырнадцатого класса. (§ 177.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

А. А. Турилов Тверской (Троицкий) лицевой список хроники Г. А. (РГБ. Ф. 173/I (собр. МДА фунд.) 100); пергамен в 1° (29,0×22,2 см), 273 листа), написан уставом (неск. почерков); начало и конец отсутствуют, повествование обрывается на событиях нач. 80-х гг. IV в. (2-я половина текста, вероятно, включала продолжение по хронике Симеона Логофета). Это единственный известный науке иллюстрированный список хроники греко-слав. рукописного наследия в рамках визант. хронологического периода, к-рый восходит к несохранившемуся, но, безусловно, существовавшему греч. иллюстрированному протографу в отличие от созданных по особому заказу миниатюр хроники Скилицы 2-й пол. XII в. (Matrit. gr. 2 (26-2)) или болг. списка Хроники Константина Манассии сер. XIV в. (Vat. slav. 2). На какой стадии он попал в распоряжение создателей слав. оригинала Тверского кодекса, остается неясным. Наиболее предпочтительна (с т. зр. художественной оценки иллюстраций Тверского списка хроники Г. А.) киевская версия создания перевода греч. оригинала с изготовлением лицевого экземпляра в том же XI в. Реально предположение и о том, что между тверским списком и киевским, уже слав. его протографом, стоит промежуточный список 2-й пол. XII или нач. XIII в., также иллюстрированный и скорее всего имеющий владимиро-суздальское происхождение. Спас на престоле, кн. Михаил Ярославич и кнг. Ксения. Миниатюра из Тверского списка. Хроники Георгия Амартола. 1-я пол. XIV в. (РГБ. Ф. 173/I. 100. Л. 18 об.) Спас на престоле, кн. Михаил Ярославич и кнг. Ксения. Миниатюра из Тверского списка. Хроники Георгия Амартола. 1-я пол. XIV в. (РГБ. Ф. 173/I. 100. Л. 18 об.) Длительное время Тверской список датировали кон. XIII в. не столько на основании археографических признаков, сколько по культурно-художественным и историческим соображениям (Д. В. Айналов, Н. Д. Протасов, А. И. Некрасов, О. И. Подобедова). В наст. время благодаря более тщательному палеографическому изучению часть исследователей (О. А. Князевская и др.) относит Тверской список к нач.- 1-й пол. XIV в. Сужение этой даты возможно на основании определения времени создания 1-й выходной миниатюры рукописи. На л. 17 об. представлены фигуры донаторов - тверского кн. Михаила Ярославича и его матери блгв. кнг. Ксении, предстоящих сидящему на престоле Христу Пантократору. Соответственно под местом «действия» подразумевается кафедральный Спасо-Преображенский собор в Твери, построенный по инициативе великокняжеской семьи.

http://pravenc.ru/text/164333.html

Рассеянность ...Не можем преуспевать ни в соблюдении всякой... заповеди, ни в самой любви к Богу и в любви к ближнему, блуждая мыслями туда и сюда (свт. Василий Великий , 9, 90). Источник. Рассеянность происходит от праздности ума, не занимающегося необходимым. А ум остается в праздности и беспечности от неверия в присутствие Бога, испытующего сердца и утробы (свт. Василий Великий , 9, 191). Источник. Можно ли достигнуть нерассеянности во всем и во всякое время, и как сего достигают?.. – Для сего не должно давать душе времени быть праздною от размышлений о Боге и о Божиих делах и дарах, также от исповедания и благодарения за все (свт. Василий Великий , 9, 262). Человек рассеянный в праздник работает, и в рабочий день прислуживает (прп. Ефрем Сирин , 30, 173). Источник. ...Развлечения и парения мысли непрестанно возобновляют тайные язвы (прп. Ефрем Сирин , 30, 304). Источник. Многими молитвами должно собирать рассеянные мысли (прп. Ефрем Сирин , 37, 292). Источник. Блажен, кто, в общении со многими, не развлекается многим, но преселил к Богу всецелое сердце (свт. Григорий Богослов , 15, 273). Источник. ...Три средства рассеивающийся ум делают постоянным: бдение, размышление и молитва. Непрестанное упражнение в них и непрерывное внимание доставляют душе постоянную твердость (прп. авва Исаак, 56, 364). Источник. ...Парения ума никто не может преодолеть, разве только изучением духовного ведения (прп. Исаак Сирин , 58, 362). Источник. ...Если ты, пребывая в келье, рассеиваешься мыслями, укоряй себя во всем и повергни немощь твою перед Богом. Он поможет тебе и укрепит тебя преуспеть о Нем (прп. авва Дорофей , 29, 222–223). Источник. Рассеянность, столько вредная вообще, в особенности вредна в деле Божием, в даче спасения, требующем бдительности и внимания постоянных, напряженных (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 373). Рассеянность окрадывает молитву. Помолившийся с рассеянностью ощущает в себе безотчетливую пустоту и сухость. Постоянно молящийся с рассеянностью лишается всех плодов духовных, обыкновенно рождающихся от внимательной молитвы... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 164–165). Источник. ...Лютая рассеянность и многопопечительность непременно соединены с глубоким неведением себя, а такое неведение всегда очень довольно, гордо собою (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 108). Когда при молитве мы подвергаемся постоянной рассеянности, это служит признаком, что сердце наше находится в плену у земных пристрастий и попечений, которые не допускают ему устремиться всецело к Богу и пребывать при Нем (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 257). Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В предисловии к Житию Лев Остийский обращается к Одеризию I, аббату мон-ря Монте-Кассино (1087-1105), и говорит, что составил Житие М. и Сказание о первом перенесении мощей в Каяццо по его повелению. Одеризия в свою очередь просил написать Житие Роберт, граф Алифе и Каяццо (1086-1115; Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1935. T. 8: Regnum normannorum. Compania. P. 273), к-рый обрел мощи святого. Хотя граф мог доверить этот труд кому-то из своих приближенных при дворе, он предпочел, чтобы текст был написан монахами Монте-Кассино простыми и поучительными словами, а не высокопарным выверенным слогом, присущим светски образованным людям. Кроме составления нового Жития, более полного по сравнению со сказанием, сохранившимся в «Диалогах» свт. Григория, к-рое Роберту казалось недостаточно подробным, граф просил написать песнопения в честь М., к-рые верующие могли бы исполнять в день памяти святого ( Leo Marsicanus. Vita S. Mennatis//PL. 173. Col. 989-993). В Сказании о первом перенесении мощей говорится, что по прошествии примерно 500 лет со дня кончины М., в 1094 г., когда гр. Роберт закончил реконструкцию кафедрального собора во имя Божией Матери в Каяццо, он захотел поместить туда мощи к.-л. святого. В это время к нему пришли Мадельм, аббат мон-ря Св. Софии в Беневенто (1074/75-1107), и Гвиз, аббат мон-ря св. Лупа в Беневенто, и посоветовали отправиться в Витулано, где на горе Табурно возвышалась полуразрушенная часовня, в к-рой покоились мощи М. Роберт тотчас предпринял поиски и после обретения святыни перенес ее в Каяццо, в часовню в своей резиденции. Согласно Сказанию о втором перенесении мощей, Роффред, архиеп. Беневенто (1076-1107), и Адалард, еп. Сант-Агата-деи-Готи (1101-1108), настойчиво просили гр. Роберта вернуть мощи М. в окрестности Беневенто. С согласия епископа и духовенства Каяццо, Роберт передал мощи М. в Сант-Агата-деи-Готи. Еп. Адалард в сопровождении большого числа клириков и мирян торжественно встретил св. останки около реки Бизерела, вдоль к-рой располагался город, и перенес их на собственных плечах в часовню графской резиденции в Сант-Агата-деи-Готи, где положил святыню на алтаре ап. Петра. Год 2-го перенесения мощей неизвестен, в рукописи указано лишь число 11 апр., однако очевидно, что оно произошло до 4 сент. 1110 г., когда папа Пасхалий II (1099-1118) освятил в этом городе новую церковь, построенную гр. Робертом между 1102 и 1107 гг. во имя Спасителя, Божией Матери, апостолов Петра и Павла, М. и в честь Св. Креста ( Ughelli F. Italia sacra. Venetiis, 1721. T. 8. Col. 346; Jaff é . RPR. T. 1. P. 500; Gaiffier. 1944. P. 13).

http://pravenc.ru/text/2563246.html

л. 144. Мес. того же в 15 день, о явлении мощей препод. отець наших Григория и Касияна иже на Авнезе и воспоминание о чюдесех их. Списано бысть смиренным ермонахом Иасафом, игуменом обители Данилова монастыря. Нач. Коль благ Бог Израилев правым сердцем. Последнее чюдо о беснующемся человеце (Харитоне Злобине). См. 635. л. 168 об. Мес. тогоже в 16 день, житие препод. Анны, нареченныя Еуфимиян. Нач. Препод. Анна родися в Византии от благочестиваго некоего диякона. л. 173. Мес. тогоже в 17 день, успение св. и препод. Михаила воина. Нач. Той святый Божий Михаил бяше в лето благочестиваго царя Михаила. л. 175 об. Мес. тогоже в 18 день, житие препод. отца нашего Фомы Дерфукина. Нач. Сей священный Фома отечество имяше иже к долней стране лежимыя горы. л. 180 об. Мес. тогоже в 19 день, страсть св. апостола Июды, сродника Господня по плоти, слово похвално. Нач. Якоже состроение различных брашен тело питает и укрепляет. л. 185 об. В тойже день, житие препод. отца нашего Паисия Великаго. Списано препод. отцем нашим Иоанном Коловым. Нач. Якоже красная мира сего, иже суща и тленна и преходимая. л. 231. В тойже день, память препод. отца нашего Варлама, пенежьскаго чюдотворца, иже на Важе пречестен монастырь составльшаго во имя св. и слав. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, егоже отчасти чюдес исповедания. Нач. Бог прославляем в советех святых, рече богоотец Давид. Чудес 21. Соч. сийский иеромонах Иона, в Важеском Богословском монастыре для игумена Даниила в 7097 (1589) году. л. 265. Мес. тогоже 20, память св. священномученика Милия епископа и обоих ученик его. Нач. Сей святый отец наш Милий епископ родися во единой веси перстей. л. 267 об. Мес. тогоже 24, Слово св. Григория, папы римскаго , на Рожество св. великаго Иоанна Предтеча, св. Евангелия сказание еже от Матфея. Нач. Во оно время слышав Иоанн во узилищи дела Христова. л. 273 об. В тойже день, Слово похвалное на Рожество честнаго Предтеча и Крестителя Господня Иоанна. Нач. Приснотекий источннк Божества, напаяя преизсохшая неверьством (душа).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

При этом возможность (потенциальная способность) души видеть, в отличие от ее реальной способности, не зависит от состояния тела. Это аналогично тому, как если бы на глаза человека, способного видеть, были бы надеты непрозрачные очки. В этом случае человек теряет способность видеть окружающие его объекты, но сохраняет возможность (собственно способность) видеть. И эта возможность сразу же реализуется (эта способность сразу же проявляется) при снятии очков. 57 Например: «Вся силы души моея, придите поклонимся Богу в Троице единому» (свт. Димитрий Ростовский ) (цит. по 80: 6); «Зло всю обняло душу , всеми овладело силами ее» (св. авва Дорофей) (цит. по 80: 7); «Душа тречастна и созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной» (свт. Григорий Палама, архиепископ Солунский) (цит. по 123: 259); «…и изводит из него (сердца — П. Д. ) источники слез, в которых погружается вся троечастность души (то есть разумная, желательная и раздражительная ее силы) …» (прп. Симеон Новый Богослов) (цит. по 123: 13); «Греховному повреждению подверглись все силы души: ум, воля и сердце» (протоиерей Николай Малиновский) (65: 319. Кн. 1); «Воскреснешь и ты в третий день… по очищении тричастия души, т. е. желательной, раздражительной и разумной силы» (прп. Иоанн Лествичник) (153: 273. Гл. 15). 58 Например: «Должно знать, что все способности… как познавательные, так и жизненные, так и естественные, также и искусственные называются … действиями или деятельностями» (св. Иоанн Дамаскин) (61: 173); «Чувства человеческие, ум, мышление, внимание ума и тому подобное… суть движения и действия самой души» (св. Ириней) (цит. по 80: 7); «Все действия, или вернее движения души, столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства различения принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания. Эти движения души служат предметом изучения науки, называемой “психологией”» (32: 11 со ссылкой на творения свт. Феофана Затворника).

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

Земной путь христианина – это «цепь страданий» (555). Ему приходится «многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Бо жие» ( Деян. 14, 22 ), пройти «сквозь огнь и воду» прежде, чем быть «введену в покой» (321). Святые Отцы говорят, что путь христианина – это повседневный крест. Говорят они так, «руководясь словами Самого Господа Иисуса Христа, Который повелел желающему совершенства, взять крест свой и последовать за Ним» (216). Или: «Кто последует Христу, как верховный Пётр и первозванный Андрей, тому предназначен крест. Кто обращается ко Христу, как разбойник, того удел – опять крест. В первом случае крест соделывается венцом, во втором он бывает лествицею. Но каковы бы ни были наши обстоятельства, к какому бы образцу мы ни подходили, -невозможно быть Христовым без креста, „еже есть, – говорится при пострижении в монашество, – готову присно быти к подъятию всякой скорби, которую Промыслитель нам попустит " » (173). Крестоно-шение – это и признак христианина, и его венец – вечная радость (504). Потому-то Святитель и убеждает христианина: «Готовься и приготовься ко всякому поношению, ко всякой досаде, поруганию и теоризне от всех. Прими всё это с радостию, как точно достойный того. Претерпи с благодарением Богу всякую болезнь, скорбь и беду от бесов, которых волю ты совершал. Претерпи всякую нужду и горести естественные!» (269). Многомилостивый и Премудрый Господь «попускает тебе сперва потрудиться в волнах, чтоб ты утомился, умучился в борьбе с ними, – дал цену пристани. Человек не даёт должной цены тому, что достаётся ему ценою слишком дешёвою» (273). Пристани же, где чинится душевный корабль, где находят покой суть: «Молитва в сокрушении духа, чтение Священного Писания и Отеческих книг, совет ближнего, если этот ближний способен дать совет о Господе. Успокойся... Прошедшая буря пусть послужит для тебя предуготовительным, опытным учением к перенесению будущих бурь... А бури последуют непременно. Премудрый Господь установил так, чтоб многими скорбями входить нам в Царствие Небесное, которое мы потеряли, теряем чрез безвременное и незаконное стремление к наслаждению...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010