Идея же соединения христианства с другими религиями, которую высказывают теософы и некоторые христианские богословы, не имеет под собой никакого основания ни в Писании, ни в христианском Предании. С самого начала для христиан важнейшим моментом их исповедания было свидетельство о том, что только Христос является Спасителем мира. Христианство хотели поставить в один ряд со всеми остальными религиями. И если бы христиане согласились на это, то у них не было бы никаких проблем с языческими властями, потому что христиане были честными и законопослушными гражданами, доблестными воинами, которые защищали свое отечество. Их гнали только за то, что они настаивали на этой исключительной роли христианства и не пожелали, чтобы его поставили в один ряд с другими религиями. Беда современных христиан в том, что многие из них утеряли это сознание невозможности соединить христианство с язычеством, потому что в таком соединении язычество не перестает быть язычеством, а христианство перестает быть христианством, но становится язычеством 273 . Таким образом, в идее тварности Сына, возникшей в самой первой ереси евионитов, мы можем проследить преемственную генетическую связь всех ересей. Эта идея, так упорно насаждаемая еретиками на протяжении веков, является идеологической подготовкой человеческого сознания к приходу антихриста. Вот почему Церковь с такой силой обрушилась на эту антихристианскую идею и сумела выработать против нее духовное противоядие – догматическое учение, запечатленное в четких догматических формулах. Однако эта борьба еще не закончена – она будет продолжаться до скончания века. Церковь лишь выработала критерии для определения чуждого антихристианского духа. Основной смысл этих критериев наилучшим образом выявил преподобный Иустин (Попович) в богословском комментарии на текст апостола Иоанна Богослова: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин.4:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

«Ныне я по влечению Духа иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня» ( Деян. 20, 22–23 ). Вот первохристианство. Это был действительно золотой век Церкви, полнота возможного на земле богообщения в познании и жизни. Поэтому мы мало доверяем западной теории «догматического развития Церкви» 272 в смысле постепенного роста ее познания. Все последующее христианское познание, если говорить о нем в целом, есть только вспоминание богатства первого Откровения, только какоето возвращение к нему, только поиски его впереди себя, только искание формул для закрепления в уже ослабевающем сознании того, что тогда, в огнях Пятидесятницы, горело и в разуме и в сердце, по слову Апокалипсиса, как и «первая любовь» 273 . Конечно, все святые продолжают первохристианство, и Церковь в своей святости живет в его полноте. Вот из Деяний мы привели свидетельства какогото неизреченного разговора Святого Духа с людьми. А вот свидетельство о том же из XI века, из монашеского средневековья: «Говорил он (преподобный Симеон Новый Богослов) еще и следующее, будто об ином ком, себя прикрывая и бегая славы человеческой, понуждаемый однажды объявить то по любви к ближнему на общую пользу. Слышал я, говорит, от одного монаха–иерея, доверявшегося мне как другу своему: никогда не литургисал я, не увидев Духа Святого, как видел Его сошедшим на меня в то время, когда меня рукополагали, и митрополит читал надо мною молитву иерейского посвящения, и евхологий (служебник) лежал на бедной главе моей. Я спросил его, как он Его тогда видел и в какого рода образе? Он сказал: простым и безвидным, однако же как свет. И, когда я, увидев то, чего никогда не видел, удивился сначала и сам в себе рассуждал, что бы это было такое, тогда Он таинственно, но внятным гласом сказал мне: Я так нисхожу на всех пророков и апостолов и нынешних избранников Божиих и святых, ибо Я есмь Святый Дух Божий. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

Всякое отступление от этих отношений есть попрание любви, что делает его крайне тяжелым и гораздо более трагичным, чем простое нарушение договора. Как мы увидим в дальнейшем, эти образы широко используются в пророческих книгах. В Евангелии Иоанн Предтеча говорит о себе: я «друг Жениха» ( Ин. 3:29 ), женихом называя Христа. И Сам Христос говорит: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?» ( Мк. 2:19 ),– называя Себя Женихом; а Царство Небесное уподобляя брачному пиру сына царя ( Мф. 22:2–14 ). Апостол Павел пишет к коринфянам: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор. 11:2 ) – и, говоря о брачном союзе, добавляет: «Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5:32 ). Исходя из этого, можно заключить, что главная цель книги Песнь песней – описать, насколько возможно, этот союз Христа и Церкви. На протяжении всей книги жених совершенен, притом что в возлюбленной сначала усматриваются недостатки. «Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня» ( Песн. 1:5 ). Но уже в середине о ней говорится: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» ( Песн. 4:7 ). Эти слова явно перекликаются со сказанным апостолом Павлом: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5:25–27 ). Не имея здесь возможности заняться последовательным объяснением книги, приведем описание подхода, предложенного святителем Афанасием Великим : «Отличие сей книги то, что она от начала до конца написана таинственно, со иносказанием гадательным, и смысл догматов, заключающихся в ней, содержится не в букве, но глубоко сокрыт под нею... Вся сия книга наполнена разговорами ветхозаветной Церкви со Словом, всего рода человеческого со Словом и церкви из язычников с Ним же, и опять Слова с нею и с родом человеческим; потом разговор язычников с Иерусалимом, и Иерусалима о церкви языческой и о самом себе. Далее воззвание служащих ангелов к призванным в веру людям. Приспособляясь к таким разговорам в Песне Песней, может каждый, рассматривая сию книгу, сочетать по смыслу сходные между собой происшествия» 273 . Кратко этот же подход формулирует Д. Афанасьев : «В таинственном смысле предмет Песни Песней составляет пророческое учение о развитии и жизни общества верующих в союзе с Богом и под Его непосредственным водительством» 274 . Второе понимание, которое с первым неразрывно сопряжено,– аскетическое. Об отношении Христа с отдельной человеческой душой, по другому выражению – Слова и плоти при воплощении, как с частью Церкви, как с малой Церковью, как с храмом Божиим, отдельно взятым. В аскетической литературе эта тема часто присутствует: в искании невестой своего Жениха и в томлении по Нему святые отцы видят изображение стремления души к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

Праведные и пророки справедливо именуются тельцами, ведь они поднимали беззаконие народа иудейского на рога праведности. А в том, «что выкормлено и заколото», изображаются дети, заколотые Иродом в Вифлееме, ибо они удостоились умереть ради имени Христова 273 . 4 . И поскольку народ иудейский не захотел прийти на такой великий брачный пир, то царь послал своих слуг на распутия, говоря: «Пойдите и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И они вышли, – сказано, – и собрали всех, кого только нашли, и брачный пир наполнился возлежащими " 274 Так что, раз иудеи не захотели прийти на этот брачный пир, то были приглашены все народы, в числе которых и мы, пришедшие к благодати Христовой. Ведь из-за того, что народ иудейский отказался, не могли пропасть даром такие приготовления брачного пира. Посему мы должны быть благодарными Его милосердию за то, что Он пригласил нас, недостойных, на этот великий брачный пир. Однако же мы должны остерегаться, а, может быть, и бояться, как бы Царь, войдя и начав рассматривать возлежащих, не сказал кому-нибудь из нас то, что читалось в нынешнем чтении: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» 275 И тогда он приказал вынести его за руки и за ноги. Брачная одежда – это благодать спасительного крещения, которая сияет не белизною шерсти, а блеском веры. . Ведь чиста и белоснежна одежда Христова, которую мы получаем через благодать крешения, как говорит апостол: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись " 276 . Подобной брачной туники не имеет тот, кто или не получил, или, получив, потерял благодать крещения. И если будет обнаружено, что он таков, то, изгнанный из-за стола брачного пира, он будет извержен во внешнюю тьму. Посему мы должны во всех отношениях хранить брачную одежду, принятую через благодать крещения, через веру Христову, целой и невредимой, чтобы в Церкви достойно находиться на пиру духовном, а в будущем удостоиться быть причастными Царствия Небесного вместе со святыми и избранниками Божиими. Слово 11. О той, которая помазала ноги Господа

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Немалое количество чернил было затрачено на эти две поэмы. Начать с того, что они изобилуют трудностями, связанными с переводом, а также необычным словарем и грамматикой. Читатель легко сможет проверить освещение каждого стиха в комментариях или исследованиях Франка Кросса и Д. Фридмана, чтобы ознакомиться с некоторыми из указанных вопросов. Другой проблемой была датировка этих поэм. Различные теории считают самым ранним возможным сроком время пророка Самуила, вплоть до времени исхода как самого позднего возможного срока. Я не знаю ни одного богослова, который предложил бы считать датой их написания период времени до пророка Самуила или период Моисея (за исключением Умберто Кассуто, который относит обе поэмы ко времени судей). Равно я не знаю ни одного богослова, который бы не одобрял идею о том, что большая часть этого последнего раздела является вторичной, добавленной гораздо позже к древней форме Второзакония. Традиционный ответ должен включать, по крайней мере, три аспекта. Во-первых, критическое воссоздание, если оно, вероятно, должно просто избегать свидетельства самих этих глав об их происхождении: «И изрек Моисей ... слова песни сей» (31:30); «И пришел Моисей к народу, и изрек все слова песни сей вслух народа» (32:44); «Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертию своею» (33:1). Можно ли так легко игнорировать подобное свидетельство? Во-вторых, язык поэм достаточно архаичен, чтобы считаться подлинно принадлежащим к позднему второму тысячелетию до н. э. ханаанским языком. Джордж Менденхолл заходит так далеко, что предполагает наличие ряда лингвистических соответствий между 32-й главой Второзакония и силлабическими текстами из Библоса, которые он датирует не намного позже 2000 до н. э., если не раньше! 273 . В-третьих, «окончательная» форма текста представляет собой почти идеальную структуру завета второго тысячелетия до н. э. Последние несколько глав должны включать следующие части этой структуры: изъятие текста («Возьмите сию книгу закона, и положите ее одесную ковчега завета Господа, Бога вашего» – 31:26); периодическое публичное прочтение содержания завета («по прошествии семи лет ... читай сей закон пред всем Израилем вслух его» – 31:10:11); наличие свидетелей, чтобы завет соблюдался («чтобы песнь сия была Мне свидетельством на сынов Израилевых» – 31:19; «песнь сия будет против них свидетельством» – 31:21; «сию книгу закона ... и она там будет свидетельством против тебя» – 31:26; «и призову во свидетельство на них небо и землю» – 31:28). Возникает вопрос: что более вероятно: гомогенное создание одной личностью, знакомой с современными образцами речевых оборотов и составления договоров, или создание по кусочкам и частям совершенной структуры, ностальгически взявшей за образец формы, которые давно перестали существовать? Преемник Иисус Навин

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

270 Подобный же смысл имеют и другие слова Господа: «всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред ангелами Божьими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред ангелами Божьими» (Лк. 12, 8–9). Исповедание пред ангелами Божьими исключает, конечно, пассивно–безразличное их отношение к миру, напротив, предполагает их глубокое участие в его судьбах. (Характерен в указанном смысле вариант этого текста у Мф. 10, 32: «исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным»), 271 Может быть, в развитие той же общей мысли сказано перед этим, что «святые будут судить мир» (1 Кор. 6,2), причем понятие «мира», как творения вообще, является общим, а далее следует более частное его раскрытие: судить ангелов (и уж, конечно, человеков). 272 Конечно, удивление означает здесь не только изумление пред неизвестным, но и преклонение пред совершающимся судьбами Божьими и новое, глубочайшее их постижение (таков философский смысл θαμαζαν («удивляться»), которое есть начало философствования). 273 Ничто не мешает видеть в т. наз. предваряющей благодати (gratia praeve–niens) действие ангела–хранителя, который является посредником благодатного влияния. Вообще, в богословском учении о благодати должно быть отведено место воздействий ангелов, чего доселе не делается. 274 Этот метафизический момент отъятия и приумножения, предуказанный в своей онтологической необходимости Словом Божьим, не является исчерпывающим всей эсхатологии. Последняя содержит и дальнейшие тайны (хотя бы указанного ап. Павлом «спасения как бы из огня», в котором совершится окончательное раскрытие нетщетности труда ангелов и над грешниками). 275 Св. Василий Вел. замечает по этому поводу: «посему и апостол, зная, что ангелы приставлены к людям как бы детоводителями и воспитателями, призывает их во свидетели» (О Святом Духе, гл. 13). 276 Это не касается вопроса о происхождении человеческой души (гипотезы креационизма или традуционизма). Душа наша во всяком случае имеет в себе божественное начало, которое вселяется в человека (в этом и состоит его рождение).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В руках ее букет белых роз…— Белые розы — символ чистоты и невинности. В виде белой розы предстают перед Данте в „Рае“ ступени амфитеатра, заполненного светлыми душами тех, кто удостоен райского блаженства: Так белой розой, чей венец раскрылся, Являлась мне святая рать высот, С которой агнец кровью обручился. („Рай“, песнь 31. Пер. М.Лозинского) 272 Он простирает перст свой и велит стражам взять его. — Одним из возможных источников изображенной здесь ситуации могло быть рассуждение Ф.-М. Клингера (1752–1831), немецкого писателя, жившего в России, представителя литературного движения „Буря и натиск“, наименование которого восходит к его же драме: „Если бы он (Христос. — Ред.) теперь пришел и стал бы в Риме проповедовать свою религию, в том чистом духе и смысле, как он проповедовал ее когда-то, инквизиция быстро схватила бы его как еретика и заключила бы в Энгельсбург, если б только она не сделала чего-нибудь похуже, чтобы как можно скорее предупредить ужасное нечестие“ (Klinger F.-M. Betrachtungen und Gedanken. Berlin, 1958. S. 384). 273 C. 281… настает темная, горячая и „бездыханная“ севильская ночь. Воздух „лавром и лимоном пахнет“. — Измененная цитата из трагедии А.С.Пушкина „Каменный гость“ (1826–1830; сц. 2): Приди — открой балкон. Как небо тихо; Недвижим теплый воздух — ночь лимоном И лавром пахнет… 274 Не ты ли так часто тогда говорил: „Хочу сделать вас свободными“. — В Евангелии Христос говорит уверовавшим в него иудеям: „…если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позн аете истину, и истина сделает вас свободными“ и т. д. (Евангелие от Иоанна, гл.8, ст. 31–36; ср.: от Луки, гл.4, ст. 18). 275 …уходя, ты передал дело нам. Ты обещал, ты утвердил своим словом, ты дал нам право связывать и развязывать…— Великий инквизитор напоминает слова Христа, сказанные одному из апостолов: „…Я говорю тебе: ты — Петр и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах“ (Евангелие от Матфея, гл. 16, ст. 18–19; см. там же: гл. 18, ст. 18; от Иоанна, гл. 20, ст. 21–23). 276

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Поэтому омой ноги мои, чтобы я имел часть с Тобою. Но что я говорю «омой ноги мои»? Так может сказать Петр – он не нуждался ни в чем, кроме омовения ног, потому что весь был чист 266 . И я, однажды уже омытый, нуждаюсь в том крещении, о котором говорит Господь: «У Меня есть другое крещение, чтобы крестить» 267 . Зачем мы сказали это? Я готовлю и себя, и слушателей к большим тайнам, если только придет, если снизойдет до нас слово (sermo) Божие. Ибо я боюсь, что оно станет избегать меня и отвергнет мое благословение. Когда-то слово покинуло народ из-за одного [только] грешника Ахара; да, из-за одного [только] Ахара грешника, сына Замврия, сына Зары, из колена Иудина, который перестал повиноваться Богу и за это был отлучен 268 . И поскольку нынче множество народа из-за пятницы 269 (и особенно [много людей бывает] в день Господень 270 ), которая есть воспоминание страданий Христовых (ведь и воскресение Господа празднуется не единожды в году и не всегда после восьми дней), то помолитесь Богу Всемогущему, чтобы к нам пришло Его слово. Молитесь Господу, даже если вы и грешники. Бог внимает грешникам. Или вы боитесь сказанного в Евангелии: «Мы знаем, что грешников Бог не слушает» 271 ? – Не страшитесь, не верьте! Человек, сказавший это, был слеп 272 . Вы же больше доверяйте Тому, Кто говорит и не лжет: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как шерсть убелю; и если захотите и послушаетесь Меня, будете вкушать блага земли» 273 . Если и сейчас вы хотите послушаться, то помолимся сообща Господу, чтобы по крайней мере сейчас, с пришествием Слова, мы смогли обратить [внимание] на пророческие изречения 274 . III. «И было в год смерти царя Озии: видел я Господа, сидящего на престоле высоком» 275 . Надписано: «Видение» 276 . Зачем отмечено время царя 277 ? Обратите внимание на время видения: когда умер царь Озия, Исаия увидел Господа Саваофа, сидящего на престоле высоком. Если кто-нибудь из нас знает, кем был Озия и что он совершил, то он может и познать, чему научил пророк в Духе, что являет нам божественное слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Очи Господа обозревают всю землю, чтобы благодатно поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему. Богопреданные устремлены к Богу, и Бог взаимно с ними. Он непременно дает им найти Себя, познать и почувствовать 267 . «Я буду их Богом, – обещает Он чрез пророка, – и дам им уста чистые для призывания имени Господня» 268 ; «Для благоговеющих пред именем Моим взойдет солнце правды и исцеление в лучах Его« 269 ; »Свет воссияет на них и веселие« 270 . Божие приближение к человеку на молитве очевидно уже в том, что человек называет Иисуса Господом именно силою Духа Святого и Его же помощью вообще молится 271 . Мы не знаем, о чем молиться как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными 272 . Бог Отец посылает в наши сердца Святого Духа, и Он здесь вопиет: »Авва, Отче!» 273 Благодать молитвы исходит на верующих от триединого Бога, в порядке же действия Божественных Лиц – от Бога Отца, во имя Господа Иисуса Христа – Сына Божия во Святом Духе. «Отец Небесный, – сказал Спаситель, – даст Духа Святаго просящим у Него " 274 . Говоря обобщенно, человеческая молитва есть жертва Богу Отцу от людей, приносимая Иисусом Христом в Духе Святом 275 . Люди молятся Богу то мыслью и сердцем, то воплем, стенанием и слезами. И когда их молитвы, подобно кадильному дыму фимиама, возносятся к Божию престолу, Бог благоволительно призирает на смиренно взывающих, исполняет их благие желания и прошения уст их. Божий ответ приходит к ним не в человекообразных звуках голоса, но в действии Святого Духа, в сердечно ощутимом благословении Его благости. Дух Святой успокаивает взволнованные сердца молящихся, озаряя их светом радости 276 . По образному библейскому выражению, Господь простирает к молящемуся руку с высоты... и извлекает его из страшного рва, из тинистого болота... из вод многих, из сетей скорби... просвещает его очи сиянием утешения и рассеивает внутри его томительный мрак 277 . У человека молитвенно оживляемого холодность сменяется согреянием, сетование – ликованием, беззащитность – чувством осененности крылами Божиими, сердечное стеснение – чувством широты. Это происходит именно потому, что приближается к человеку Бог – Источник жизни и свет Лица святого Его воссиявает внутри человека. Бог возвращает молящемуся утраченную им радость спасения, умилостивляется над ним и благодатью Своею его поддерживает. Горячо помолившийся переживает прилив бодрости и духовного мужества 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Еще он говорил, как светлый облак осенил их, и вот из облака слышится голос: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте 272 . Глас был от Бога Отца. Услышав божественный глас, ученики Господни пали ниц и сильно убоялись. Господь подошел к ним, коснулся их и сказал: встаньте, и не бойтесь. Они возвели взор свой: не было уже ни кого, кроме Иисуса Христа. Когда стали сходить с горы, Господь сказал им, чтобы они никому не говорили о видении дотоле, пока Он воскреснет из мертвых. Итак воображайте себе, возлюбленные братия, прославленный вид пречистой плоти Господней, подобно солнцу просиявшей на Фаворе, – и наслаждайтесь дольше, дольше этим небесным зрелищем; воображая его, торжествуйте духом своим и радуйтесь: это – наш человеческий лик просиял в такой славе, в теснейшем единении его с существом Самого Бога Слова. Торжествуйте и радуйтесь в той надежде, что, если вы будете послушны в этой привременной жизни Господу своему, последуете Его божественным заповедям, то Он преобразит некогда такою же славою и ваши – тела так, что они сообразны будут славному телу Его; в этом уверяет и Сам Господь, когда говорит, что праведники просветятся, как солнце, в царстве Отца небесного 273 ; и св. апостол Павел, который говорит, что Господь преобразит смиренное тело наше так, что оно будет сообразно славному телу Его 274 . – Но для чего Господь преобразился во славе на горе Фаворской и только пред тремя учениками Своими? Братья! Господу Иисуса Христу надо было пострадать за нас и быть до того поруганным и уничиженным, что, если бы ученики Его прежде страдании Его не были утверждены разными знамениями или чудесами в вере в Него, как Сына Божия, они могли бы соблазниться касательно Его лица, отпасть от Него и рассыпаться, каждый в свою сторону. Надобно было каким-либо поразительным чудом уверить их, что Он есть во истину Отчее Сияние, свет от света, Сын Божий, волею грядущий страдать за нас. Таким чудом, между прочим, Господь избрал преображение тела Своего на горе, и вот лице Его просветилось, как солнце, а одежды возблистали, как свет, и Сам Бог Отец глаголал из облака: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того слушайте 275 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010