Первое – это само Преображение: «И преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (9:3). Описывается Преображение не только лица Иисуса, но и его одежды, ставшей ослепительно белой 271 . Этот неописуемо белый цвет невозможно сравнить ни с чем на земле 272 . Слава и свет столь велики, что они не ограничиваются личностью Иисуса, а затрагивают и Его одежду. Мессия открывается во всей своей чудесной славе и божественном величии. Чистая сцена теофании поистине дышит божественной мощью. Второе – беседа Иисуса с двумя великими ветхозаветными праведниками: «И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (9:4). Иисуса признают два самых выдающихся мужа Ветхого Завета, которые связаны с основными мессианскими пророчествами и эсхатологическими чаяниями 273 . В то же время Закон и Пророки соединяются в лице Иисуса: своей божественной силой и славой Он превосходит любого своего предшественника. Третье – реакция учеников: «Пётр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе» (9:5–6). Пётр потрясён случившимся. В его словах безграничная радость совмещается с неописуемым страхом и благоговением. Глагол φοβομαι часто описывает состояние учеников, видящих уникальную власть Иисуса 274 . Именно в этом смысле κφοβοι γνοντο («были в страхе») данное слово употребляется в Мк 9:6 275 . Оно показывает глубокую эмоциональную реакцию и шок учеников, внезапно удостоившихся лицезреть величественное проявление божественности Иисуса при Преображении. Четвёртое – ещё один элемент теофании: «И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (9:7). В данном контексте облако указывает на присутствие Бога (ср. Исх 24:15–18 о Синайской теофании) 276 . Глас Божий из облака санкционирует новый вечный Закон в слове Мессии: «Его слушайте». На Синае Бог дал Закон Моисею, а на горе Преображения Он объявляет Иисуса своим возлюбленным Сыном, чьё слово отныне становится новым Законом. Это торжественное речение о богосыновстве Христа в 9:7 похоже на прозвучавшее при крещении (1:11). Только при крещении это было сказано Иисусу, а здесь – свидетелям Преображения 277 . Более того, здесь добавлено: «Его слушайте». Отсюда видно, что Христос наделён абсолютной властью Сына Божьего: Он – божественный Повелитель и Законодатель 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Тот, кто смотрит на представление и кого очаровывает и услаждает бесстыдное вожделение, хочет он того или не хочет – уже совершенный прелюбодей. Как же ты, не будучи свободен от обвинения в прелюбодеянии, говоришь мне, будто бы душа твоя не терпит никакого вреда, живя в плену и добровольно отдавшись в рабство дьяволу . 273. Епископу Феодулу Уважай хоть имя своё! Сан священства стал для тебя правом на самоуправство, когда ты с неистовством бьёшь и обираешь людей свободных, не делающих ничего дурного. Где же дать место великому Павлу, который постановил: Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не коростылюбец ( Тит. 1:7 ). А ты ради гнусного прибытка обижаешь и гонишь всех. 274. Трибуну Феодору Божественный апостол называет верующих домом и храмом Святого Духа. Как же не убоялся ты в храм Божий вносить падаль блуднических песен и жалкого смеха и душевредных слов? 275. Адъютору Траяну Если предварительно ты раздавишь пузырь высокого о себе мнения, считая себя землей и пеплом, дымом, червем, как учит Писание, то и похвалы не повредят тебе, и оскорбления не выведут из себя. 276. Комиту Востока Елевферию Немаловажны и мелочи. Так мало нужно было Иуде, дабы войти в Царствие Небесное, или тот человек из Севастии, отлучившийся ненадолго, мог бы быть увенчан с прочими мучениками. Поэтому, оставив ложные толкования, поспешим на всякое доброе дело. 277. Постельничему Мефодию Христос, Владыка всяческих не убоялся смерти. Он пришёл пострадать для спасения всех человек. Поэтому когда слышишь: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия ( Мф. 26:39 ), понимай это не как боязнь и трепет, но как смирение, которым Он уловляет мысленного змея, чтобы тот, считая Его простым человеком, боящимся страдания, исполнил через служивших ему иудеев замысел Божий. Ибо враг, сам от себя решив возвести Его на крест, не знал, что тем самым исполняет сказанное: нечестивый уловлен делами рук своих ( Пс. 9:17 ), и: злоба его обратится на его голову ( Пс. 7:17 ), он был пойман рабьим зраком и смиренными речами Владыки. Так был пойман охотящийся на нас, называемый левиафаном и змеем. Это о Христе сказано в книге Иова, что Он способен победить левиафана и поймать его. Поэтому когда слышишь также, что Господь взывает на кресте: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мф. 27:46 ), знай, что Он говорит это от лиц всех, рождённых от Адама. Подобно тому, как ходатай не претерпев обиды и расхищения, от лица расхищаемого взывает к Судии: мы обижены, ограблены, расхищены. Потому что если бы все мы, люди, не были оставлены Богом, то не подверглись бы поруганию от тысяч грехов, не стали бы приносить жертву идолам. 278. Комиту Константину

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

А также Он сказал через пророка: Вселюсь в них и буду ходить в них 261 . [Именно] в этом смысле следует тебе понимать слово, сказанное нашим Жизнодавцем. 12 . Теперь я покажу тебе, возлюбленный мой, что с каждым нашим праведным отцом, возносившем молитвы, пребывал Бог . Так, когда Моисей молился один на горе, был с ним Бог 262 . И хотя [Моисей] был один, он был услышан 263 . Прекрасно услышана была его молитва , и она успокоила гнев Божий. —61— И хотя Илия был один на горе Кармил, молитва его являла дивные чудеса 264 . Ибо молитва его заключила небеса 265 И развязала оковы [небес] 266 . Его молитва похитила из рук смерти И вызволила из Ада 267 . Его молитва искоренила нечистоту в Израиле И трижды низвела огнь: один раз на жертвенник 268 и два – на вельмож 269 . Огонь отомстил за него, когда сошел по его молитве. Помолился [Илия], упав на колени, и в тот же момент был услышан, а четыреста пятьдесят вопивших громким голосом не были услышаны, потому что призывали они имя Ваала 270 . Илия же, будучи один, был прекрасно услышан. Так же и Иона пророк, помолившись из Ада преисподнего, был услышан 271 . Хотя 272 и был он один, он был тотчас услышан и получил ответ. И так же Елисей, помолившись, извел из Ада [сына сонамитянки] 273 . Он был избавлен от рук злодеев, обступивших его. Хотя и казалось, что он был один, но на самом деле многочисленное войско окружало его, ибо он сказал своему ученику: Тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними 274 . И хотя были они в одиночестве, но не были они одни. Итак, благодаря моему пояснению ты можешь [теперь] понять слово нашего Господа, Который сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них 275 . 13 . Как уже я объяснил тебе выше, всякий раз, когда ты будешь молиться, направь свое сердце ввысь, а глаза – вниз. Вой- —62— ди в своего внутреннего человека и помолись тайно Отцу твоему Небесному. Всё это я написал тебе о молитве – если чиста, то будет услышана, а если не чиста, то не будет 276 – из-за того, что находятся среди нас такие, кто умножают моления, продлевают прошения, кладут поклоны и простирают свои руки 277 , но далеки они от дел молитвы, хотя и молятся той молитвой, которую преподал наш Жизнодавец: Прости нам долги наши, и мы также простим должникам нашим 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мало-помалу утратилось самое воспоминание о связи, существовавшей первоначально между именем верховного божества и его прилагательными и эпитетами, и последние превратились в названия новых самостоятельных богов. Следовательно, можно предположить, что такие божества, как, например, Vaticanus, Fabulinus – составляли первоначальные названия Юпитера и употреблялись так: Divus Pater Vaticanus, Divus Pater Fabulinus. С течением времени из различных атрибутов одного и того же бога возникли особые независимые боги. Монотеизм выродился в политеизм (Буасье. Римская религия от Августа до Антонинов. Москва, 1878, стр. 5). 263 См. Waitz. Antropologie der VI, S. 796. Cp. Картфаж. Das Menschengeschlecht, II, 231, 239. 265 Roskoff. Das Religionswesen der rogesten Leipzig, 1880, S. 46. Cp. Waitz, II, S. 342. 266 Max Einleitung in die vergleichende Religionswissenschaft. Strassburg, 1874, S. 168–169. 270 Wilson. Westafrica geogr. und hist. geschildert; aus dem Engl. von Lindau. Leipzig, 1862, S. 153. 273 То же самое подробно доказывает Вутке (Wutke) в своей истории язычества «Geshichte des Heidenthums», стараясь ослабить всякий монотеистический оттенок в представлениях американских дикарей о великом духе. 281 Слово это не было в употреблении до появления сочинения De Brosses: «Du Culte des Dieux F)etisches, ou Parall9ele de l’ancienne religion de l’Egypte avec la religion actuelle de Negritie» 1760. См. у M. «Vorlesungen» 62 и дальше. 282 Pfleiderer. Zur Frage nach dem Anfang der Religion («Jahrb. protest. Theol». 1875. I Th.). Happe. Die Anlage des Menschen zur Religion. 1878 и др. 284 Особенно ясно и обстоятельно этот предмет доказан в вышеупомянутом сочинении Happel’я (стр. 135–140). 285 Подробное доказательство этой мысли всею историею язычества см. во II томе «Апологетики» Эбрарда. Перев. прот. Заркевича. 1880 г. 287 В книге премудрости Соломона в XIII главе происхождение многобожия с внешней стороны объясняется следующим образом: «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, – а почитали за богов правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Из тех, которые добровольно взяли на себя Крест Господень и пошли тесным путем, готовые и душу свою погубить за жизнь вечную, многие видели Бога и прежде, и теперь, как, думаю, многие видят Его, и всякий может увидеть, если пожелает это и устремится к этому как должно ( 61, 340 ) . Где глубокое смирение, там и обильные слезы. А где слезы, там и посещение Святого Духа. Когда же придет благодать Духа, в том, кто попадает под действие Его, является всякая чистота и святость – тогда он видит Бога и Бог взирает на него. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 61, 562 ) . Исполняй заповеди Господа – и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах ( 108, 105 ) . Видение судеб Божиих – видение духовное. В свое время к этому видению Божественной благодатью возводится ум христианина, подвизающегося правильно ( 109, 78 ) . Нет никакой пользы видеть Господа телесными очами, когда слеп ум, когда вера – эта сила духовного зрения не действует. Напротив, когда действует вера, отверзаются небеса, и виден Сын одесную Отца, везде существующий по тождеству и все исполняющий, невыразимый. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 273– 274 ) . «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5, 8 ). Бог предлагается зрению очистивших сердце. Но, как говорит великий Иоанн: «Бога не видел никто никогда» ( Ин. 1, 18 ). Подтверждает это высокий разумением Павел: «Которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим. 6, 16 )... И Моисей утверждал, что Бог недоступен намеревающемуся учить о Нем, потому что разум наш никак не может приблизиться к Нему из-за непостижимости Его. Ибо Он говорит: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33, 20 ). Видение Бога – это и есть Вечная Жизнь, а такие столпы веры, как Иоанн, Павел и Моисей, признают это невозможным. Видишь ли круговорот, которым увлекается душа в глубину смысла этих слов? Бог – Жизнь, кто не видит Его, не видит и Жизни... На что же опереться человеческой надежде? Но Господь подкрепляет слабеющую надежду, как поддержал Он утопающего Петра, снова поставив его на воду. Потому если и к нам, не твердо стоящим над глубиной умозрений, протянется рука Слова, удержит нас на твердой мысли, то и мы будем бесстрашно руководствоваться Словом. Святитель Григорий Нисский ( 18,436 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

И имать на ризе и на стегне своем имя написано. Царь царем и Господь господем» ( Откр. 19:11, 13, 15–16 ). Иудеи и иудействующие христианские экзегеты, конечно, отрицают мессианское достоинство предсказания. Под личностью величественно Грядущего от Едома“ они разумеют Иегову, который по ближайшей параллели ( Ис. 59:15–20 ) так живо напоминает могущественное Существо 63 гл. 272 . Но не говоря о вышеприведенных соображениях в пользу того, что субъект данного пророчества значительно отличается от Иеговы, нужно заметить об указываемой параллели Ис. 59:15–20 еще следующее. Если бы в 59 гл. ( Ис. 59:15–20 ) пророк действительно говорил о всесильном Иегове, то и тогда, по нашему мнению, необязательно было бы предполагать в главе 63 того же Иегову. Кроме того, мы уже видели, что пророчество 59 главы относится к Мессии. 20-й стих 59 гл.: И приидет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь, а также следующий: вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, который на тебе, и слова Мои, которые Я вложил в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века“ несомненно объяснимы лишь в приложении к Мессии. Оба стиха с одной стороны говорят о грядущем Мессии-Искупителе, а с другой неразрывно связываются с предшествующим отрывком ( Ис. 59:15–19 ). Можно думать, что и в предыдущих стихах предполагаемся тот же Мессия-Спаситель 273 . Св. отцы и учители церкви субъектом пророчества 63 главы считают богочеловеческую личность Мессии, победителя диавола. Блаж. Иероним 274 , блаж. Августин 275 , Дионисий 276 , Кирилл Александрийский 277 , Иустин Мученик 278 , Амвросий Медиоланский 279 , Афанасий 280 , блаж. Феодорит 281 , Ориген 282 решительно и единогласно считают данное пророчество мессианским, исполнившимся на Христе. Приведем рассуждение хотя Кирилла Александрийского относительно 63 главы. “Пророческое слово, пишет он, как бы живописует премудро и искусно восшествие на небеса Спасителя всех нас Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

271. Был ли Сам Господь изгоняем за истину Его святой проповеди? Даже близкие Ему ученики выказали известное отчуждение своему Учителю, когда Он внушал им важнейшия истины учения: «Многие из учеников Его, слышав это, говорили: какия странныя слова! кто может это слушать?» ( Uoah. VI, 60 ). После исцеления двух жестоко бесновавшихся Гадаринские жители не желали принять Господа: «И вот весь город вышел на встречу Иисусу, и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» ( Mф. VIII, 34 ). А после предивного исцеления при овчей купели человека, лежавшого тридцать восемь лет в разслаблении, Христос подвергся открытой вражде: «И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такия дела в субботу» ( Uoah. V, 16 ). 272. Можно ли указать душевныя побуждения людей, изгоняющих ревнителей правды? Человек, преуспевший в служении славе Божией, по евангельски угождает ближним. Такое служение часто приводит в раздражение тех, кто не оставили угождения собственным страстям, своему самообольщению. Мало живущих Богоугодно и много угождающих плоти. Врагов евангельской жизни гораздо больше чем преуспевающих в благочестии: «потому что широки врата и пространен путь, ведущие к погибели, и многие идут ими» ( Mф. VII, 13 ). Таким образом, продолжая оставаться во власти похоти и тщеславия, люди впадают в завистливое недоброжелательство к тем, кто твердо стоят в служении славе Божией. Они внутренне насмехаются над учением о тесном пути. Их душевныя побуждения корнями уходят в тщеславное славолюбие и «...уста их исполнены злословия и горечи» ( Puм. III, 14 ). 273. Откуда черпают духовную силу те, кто готовы по слову Господню терпеть отчуждение, изгнание и поношение за правду? Вожделение славы Божией и пути этого стремления основываются на живой вере во всемогущество Божие и Его милость к падшему человеку . Отсюда духовная сила гонимых. Промысел Божий не допускает пребывания в полном благополучии избранных Божиих, ни в земной славе. Господь не благоволит, чтоб избранные были в этом превратном мире почитаемы суетным восхвалением.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Евангелие на литургии – Матфея, зачало 108 ( Мф. 26:6–17 ). В нем рассказ об этой самой женщине, воспоминанию которой посвящена вся служба великой среды. Порядок событий шел таким образом. Когда Господь беседовал с учениками на горе Елеонской, первосвященники, книжники и старейшины народа, т. е. вся еврейская знать, собрались на совет к первосвященнику Каиафе. Здесь окончательно положили они взять Иисуса хитростью и убить, но лишь не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Иисус с горы Елеонской удалился в Вифанию. Здесь вошел Он в дом Симона прокаженного (страдавшего прежде проказой) и возлежал. Пришла женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему на голову. Ученики вознегодовали на эту, по их мнению, бесполезную трату. «Можно бы было, – рассуждали они, – продать это миро за большую цену и раздать нищим». Но Иисус вполне оправдал эту женщину. «Нищие всегда будут при вас, с– казал Он, – а Я не всегда. Она, возлив миро на Мою голову, приготовила Меня к погребению». Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот 272 , пошел к первосвященникам и сказал: «Что вы мне дадите, и я вам предам Его?» Они предложили ему тридцать сребреников 273 . И с того времени он искал удобного случая предать Его. Преждеосвященной литургией в среду оканчивается порядок служб собственно великопостных. Поэтому тут есть некоторые особенности, на которые нужно обратить внимание. Именно, часы перед литургией оканчиваются не как обыкновенно, а как великие повечерия, т. е. вместо «отпуска» иерей читает над преклонившимся до земли народом молитву: «Владыко многомилостиве» и пр. Затем он сам испрашивает прощение во всем, в чем согрешил пред кем-либо во всю свою жизнь и во всю святую Четыредесятницу: словом, делом, мыслью и всеми своими чувствами. На литургии оканчиваются великие поклоны, оканчиваются также кафизмы как на утрени, так на часах и на вечерни. Повечерие в великую среду (и в следующие дни) малое. С трипесницем, который читается на этом повечерии, начинается уже воспоминание собственно принадлежащее Великому четвергу: о Пасхе, совершенной Спасителем, тайной вечери, о предательстве Иуды и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

269 Госуд. Секретариат, Рескрипт по аудиенции... (25. 07. 1973), р. 602, где говорится, что Св. Отец Павел VI распорядился, «чтобы, в духе п. 56, § 1 Апостольской Конституции Regimini Ecclesiae Universae, впоследствии Свящ. Конгрегация Таинств рассматривала также дела о незавершённости бра ка, в которых одна из сторон не крещена». 270 1Кор. 7. 12–16: 12 . Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять её; 13. и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. 14. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. 15. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. 16. Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? 273 Свящ. Конгр. св. служ., Архиепископу Эстергомскому (Arch. Prim. N 7029/41): «Может ли брак между некрещёными быть расторгнут в пользу веры согласно кан. 1120, § 1, также в том случае, если одна сторона примет крещение в ереси и, оставаясь в ней, пожелает вступить в другой брак с католиком? – решила ответить: ‘В изложенных обстоятельствах пользоваться привилегией Св. Павла не разрешается’». Ср. [Банк, 1959], р. 545. 274 Свящ. Конгр. распр. веры (30. 01. 1807), Coll, I, п. 690: «Ибо, если речь идёт о неверном, который уже удерживал подле себя верную сторону после обращения и продолжает удерживать, и если последняя даст ему уважительную и разумную причину для ухода, особенно из-за прелюбодеяния, то в таком случае уход неверного делает верную сторону неспособной ко вступлению в другой брак... Если же речь идёт о неверном, который, когда его просили о том, чтобы он соединился со стороной, ставшей верной, и жил с ней, отказался от этого по той лишь причине, что ему внушает отвращение прелюбодеяние, совершённое до обращения, то в таком случае отказ неверного делает верную сторону свободной для заключения другого брака, ... Поскольку следует считать, что прежнее пятно прелюбодеяния смыто обращением и крещением, и неверная сторона неразумно и несправедливо коснеет в своем решении не примиряться с верной стороной».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

«И в день страдания Господа, как говорит св. Ефрем Сирин , возрыдала вся тварь о Нем, как о первенце: распались камни, поколебалась земля, солнце померкло на тверди, восстенал самый ад, оставляемый, исходящими из него мертвецами» 272 . В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской (12:11) 273 , когда умирал любимый царь иудейский, благочестивый Иосия, смертельно раненый стрелками египетского фараона Нехо (см. 4Цар. 23:29–30 ; сравн. 2Пар. 35:24 ) 274 . И будет рыдать земля, каждое племя особо, племя дому Давидова особо, и жены их особо; племя дому Нафанова особо, и жены их особо, племя дому Левиина особо, и жены их особо, племя Симеитов особо, и жены их особо; все остальные племена, каждое племя особо, и жены их особо ( Зах. 12:12–14 ); потому что каждый будет плакать по различным побуждениям: уверовавшие во Христа будут плакать о тяжести грехов своих, ради которых нужно было Самому Богу пострадать, – а неуверовавшие должны будут плакать ради тех бедствий, какие имели постигнуть их за нераскаянность их 275 . б) Пророчество о даровании людям ради крестной смерти Христовой очищающей и освящающей благодати Божией (Гл. 13) Итак, в тот день, когда Спаситель мира принесет Себя в жертву искупления за грехи мира, будет родник открыт дому Давидову и жителям Иерусалима, – родник благодати для очищения грехов и омытия скверн (13:1) 276 через таинства св. Церкви 277 , или источник спасения (сравн. Ин. 7:37; 4:14 ), под которым, как говорит св. Ефрем Сирин , разумеем излияние пречистой крови и святых вод, истекших на святом кресте из ребр Господа нашего, в окропление и очищение, – в окропление, для омовения от скверн, и в очищение, для изглаждения грехов 278 . «Сей источник, как говорит блаж. Феодорит, стал отверст дому Давидову, – потому что от родства Давидова восприял Господь естество человеческое; стал отверст и живущим в Иерусалиме в предвижение, совершившееся от завета ветхого в завет новый, и в окропление святым крещением, с которым прияли мы отпущение грехов» 279 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010