Виталий – цензор – Гречулевич 108 . И я и Василий Борисович 109 находили бесполезными рекомендовать вас в Тверь, по крайней скудости кафедры, не имеющих никаких угодьев, и вредной местности арх. дома. Не знаю, на кого падет жребий по замещению Московской кафедры 110 . И Вильна и Одесса – хлопотливые места!». И от 16 апреля того же 1879 года, прося высокопреосвященного Никандра об укреплении особых способов содержания за причтом села Никольского (родины митрополита Исидора), изысканных им же самим (то есть владыкою Исидором), пишет ему: «Если мое ходатайство не встретит препятствий к удовлетворению, покорнейше прошу вас поспешить представлением Св. Синоду. И мои дни кратки, – и ваше пребывание в Туле, Бог весть, на сколько продлится. Желательно, чтобы при вас дело кончилось»; при чем добавляет: «не заключайте из сего, что вам угрожает перевод. Есть место в Вильне 111 , но я не желаю вам знакомства с Польшей и гнездом иудейским. Выбор будет не лёгким. Нужно лицо авторитетное. Одесскому 112 и Могилевскому 113 обидно было наследовать Макарию, младшему их по службе. Быть может выбор падет на Донского Александра 114 , который был ректором в Вильне и епископом в Минске, – знает край и его знают там. Донское место не завидное, по скудости дома, дурному его расположению на публичной площади и по щекотливым отношениям к казацкому атаману» 115 . Или, как от 24 июля 1882 года владыка Исидор тому же лицу писал: «Трудный настоящий год, лишивший церковь 2 митрополитов 116 , 2 архиепископов 117 и 4 епископов 118 , не мало доставит и нам труда в замещении упразднившихся архиерейских кафедр. Потребовалось много передвижений и пять епископов вновь рукоположены 119 . Еще остаются две вакансии: Вятская, за увольнением о. Аполлоса на покой по прошению 120 , и Кишиневская, за назначением арх. Павла экзархом Грузии. Избрания на сие две вакансии еще не последовало. В Кишиневе, вероятно, переведен будет готовый епископ, а в Вятку, может быть, возвратится из Екатеринбурга Нафанаил. Во всяком случае нужно будет рукоположить еще одного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

[Довод III, от правил церковных.] III.Tauhcmba наконец церковные, особливо ж Евхаристию, кроме священных храмов, совершать и совсем воспрещается. Так о сем пишется в правиле 57-м Лаодикийского Собора 108 : «Епископ или пресвитер в дому просфоры да не приносит». А преподобный Никон, Чёрной горы игумен, в слове 29-м говорит: «Яко службы, бываемые просто в местах и в горах, и всюду без молитвенных домов, арианское есть предание». Подобно и требник иосифовский, в лето 7160 печатанный 109 : «Проклинаю, – говорит, – всех еретиков, иже учат, кроме святых Божиих церквей, в простых домах службу жертвоприношения возносити» 110 . Ещё именуемый Кирилл 111 : «Два-де в церквах христианских святые места во олтари имать, жертвенник и престол: едино есть на приношение жертвы, а другое на освящение. – Еретицы же жертвенников не имут и, егда в церквах христианских пребудут, разоряют и извергают жертвенник и жертвы животного хлеба не закалают, и хлеба незлобивого Агнца пречистого Тела, и вина честныя Крове Христовы в жертву не приносят» 112 . Противоположения [Первое от внутренней Церкви.] А). Церковь , говорят наши отметники, не в брёвнах, да в рёбрах. Ответ. Подлинно, кто правоверен есть и Богу угождает во истине, у того Церковь находится в рёбрах; сердце, то есть, его бывает храмом живущего в нём Духа Божия 113 . Но не сочтёт ли он себе за долг, по предъявленным резонам, приходить и в вещественные храмы? Самый Дух, обитаяй в нём, возбудит его к сему. Так-то благочестивейший Давид 114 желанием скончавался во дворы Господни, и веселился о рекших ему: в дом Господень пойдем. Апостолы 115 по вся дни пребывали в церкви, хваляще и благословяще Бога. [Второе из Деяний апостольских ( Деян.7:48 ).] Б).И по Писанию-де: Вышний не в рукотворённых церквах живёт? Ответ. Вышний не живёт в рукотворённом храме ветхозаконном, о коем хвалились иудеи: поскольку оный с левитским жертвоприношением уничтожен. Что же до христианских храмов, то не живёт Вышний в них объятельно, и весь существом как бы включаясь; также не живёт ещё в них полной славой, как на небеси; однако живёт благодатью: идеже бо есть два или трие собрани во имя Его, там Он посреде их пребывает 116 ; кольми же паче, где великое верующих множество стекается 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

Но какое сочинение обозначено под цифрой 9, проповедь ли Об истине евангельского учения, или пятая статья О Евангелии и вере в VII книге о христианстве, или же особое какое сочинение, не вошедшее в составе синодского издания, решить утвердительно не можем. 110 Дело в архиве Св. Синода. 1783, 111 Счет страниц, равно как и цитаты во всем сочинении, поставлены по второму изданию 1860 года. 112 Записки Чеботарева. 113 Там же. 114 Какое глубокое уважение и почитание воздавали памяти святителя Тихона, видно, например, из того, что в селе Савинском, подмосковном имении действительного тайного советника Ивана Владимировича Лопухина, в саду, в честь него поставили памятник. На памятнике изображена бьша горящая свеча, означавшая то, как сиял святитель святой и чистой любовью к Богу. («Друг Юношества». 1813 г., февраль.) 115 Преосвященный Антоний, по старости, просился на покой, но в ответ его просьбу изъявлена была Высочайшая воля о продолжении его служения воронежской Церкви. 116 « Слово о спасительном к роду человеческому смотрении» в настоящем издании напечатано по рукописи, хранящейся в Усманском Софийском монастыре. Рукопись эта на 13 листах, писана полууставом. На обороте последнего листа подпись писца. 117 «Слово на Рождество Христово» напечатано по подлиннику, хранящемуся в Усманском монастыре. Подлинник написан рукой келейника святителя Тихона – Ивана Ефимова. Местами встречаются поправки и вписки собственной рукой святителя. Его же рукою написаны и четыре начальные строки. 118 «Слово о сырной седмице». «Слово сие имело такой успех, что пока сей пастырь (Святитель Тихон) правил воронежскою паствою, то не видно было бесчинии в сырную седмицу. Да и после его не скоро возобновлены все оные, из подражания другим городам» (Митрополит Евгений). 119 «Слово в день тезоименитства Императрицы Екатерины II» напечатано по подлиннику, хранящемуся в московской епархиальной библиотеке, и подаренному оной покойным Митрополитом Московским Филаретом. Подлинная рукопись написана рукой келейного служителя святителя Тихона, Ивана Ефимова, на 14-ти листах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

О существовании школ в Киеве не может быть сомнения. Житийная литература со своей стороны иллюстрирует это положение нескольким фактами. В житии Бориса и Глеба сообщает, что они были “грамоте научены” 109 , но это могло произойти, наверное, только в Киеве. Во второй половине XI века близ Киева или, может быть, в самом Киеве учился Нифонт Новгородский 110 . В первой половине XII века в Киеве учился преподобный Варлаам Хутынский 111 (†1193), а в XIV веке — Стефан Махрищский 112 . В области Великого Новгорода, по показанию житий, имелись школы в последней четверти XIII столетия, когда был отроком архиепископ Моисей 113 . В половине XIV века здесь учился юродивый Феодор 114 . Житие архиепископа Евфимия, избранного на кафедру в 1430 г. 115 , свидетельствует о существовании школы в Новгородской области в последней четверти XIV века. В самом конце XIV или в начале XV века учился в Новгороде архиепископ Иона 116 . В середине XV века в новгородских пределах, в родной деревне Обонежве учился Александр Свирский 117 . В области знаменитого пригорода Новгорода — Пскова в самом конце XIV или начале XV века учился преподобный Евфросин 118 . Житие Мартирия Зеленецкого свидетельствует о существовании школы в Великих Луках. В древнем Смоленске в XII–XIII веках учился преподобный Авраамий 119 . Во Владимире в начале XIV века учился Пахомий Нерехтский 120 . В Москве в начале того же XIV века учился отрок Елевферий Плещеев, позднее — святитель Алексий 121 ; в конце XV века, наверное, Корнилий Комельский 122 , а в начале XVI века — Феодор Колычев, позднее — святитель Филипп; однако нельзя с твердостью сказать, чтобы святители Алексий и Филипп учились в училище, то есть у одного со многими другими детьми учителя, а не дома у своих домашних учителей. В близлежавшем от Москвы Радонеже были училища в 20-х годах XIV столетия и в начале XVI столетия, и там учились преподобный Сергий 123 и Гурий, архиепископ Казанский 124 . В селе Пехорка в двадцати поприщах от Москвы учился Серапион, архиепископ Новгородский 125 .Около Москвы же, хотя неизвестно в каком крестьянском поселке, в 40-х годах XV столетия учился преподобный Кирилл Белозерский 126 . Приблизительно в тех же годах велось обучение детей в Волоколамском Воздвиженском монастыре 127 . Город Старица в одном из своих училищ во второй половине XVI века имел отрока Давида, после архимандрита Троицкой Лавры Дионисия 128 . В Переяславле-Залесском было училище в первой четверти XIV века, в котором учился Димитрий Прилуцкий 129 .

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

См.: Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послание и слова. Беседа XLIX. Глава 4. 109 См. объяснение этих слов Евангелия блаженным Феофилактом Болгарским, также см.: Игнатий Брянчанинов, епископ.Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу//Аскетические опыты. Том 2. 110 Марк Подвижник, преподобный.Слово 1. О законе духовном, 200 глав. Глава 27. 111 Он же.Слово 2. О мнящихся от дел оправдитися, 226 глав. Глава 224. 112 Sanct. Chryssi. Pag. 667. Sermo de Anna. Иоанн Златоуст, свт.Творения. Том 4. С. 820. 113 S. Chr. Tom I. Pag. 915. Contra iudeoi. Sermo VI. Иоанн Златоуст, свт.Творения. Том 1. С. 718. 114 S. Chrysost. Tom XI. Pag. 14. Иоанн Златоуст, свт.Творения. Том 11. С. 50. 115 Очевидно, что это участие может быть лишь сердечным: и такого участия достаточно для отъятия у сердца сосредоточенной, неразвлеченной молитвы. Чтоб стяжать неразвлеченную молитву, должно верою возложить все попечения свои на Бога. 116 Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 68. 117 Там же. Слово 8. 118 Упокоевается Бог человеком тогда, когда человек пребывает в преданности и покорности воле Божией, или, что то же, в учении Евангелия. 119 Память Божия или поучение состоят в непрестанной молитве. См.: Игнатий Брянчанинов, святитель. Слово о поучении или памяти Божией//Аскетические опыты. Том 2. 120 Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 89. 121 Присовокупление этого слова служит намеком, что многие, чуждые благодати, приписывают ее себе, а другие признают благодатию вкравшуюся в них бесовскую прелесть. 122 Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 21. Святой Исааксогласно с прочими Отцами (Слово 1, Слово 84) научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством Святого Крещения, как семя в землю. Дар этот сам собою совершен; но мы его или развиваем или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями, и по мере этого возделания. См. Марк Подвижник, преподобный.Слово о Крещении; Ксанфопуловглавы 4, 5 и 6; Игнатий Брянчанинов, святитель.Слово о различных отношениях естества человеческого к добру и злу//Аскетические опыты. Том 2. 123

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

112 См. мой этюд «Вступление в Церковь» (литографированное издание Высших Женских курсов. Париж, 1952). 113 См. мою статью «Таинства и тайнодействия». Православная Мысль, No.8. 114 См. S.Boulgakoff. L " orthodoxie, p. 76, 82 и др. 115 Бл. Августин. In ps. 126, η . 3. P. L., t. XXXVII, col. 1669. 116 Апостольское предание, VII, 2. G. Dix, p. 13; Dom Botte, p. 38. 117 Congar также рассматривает согласие верных как особый вид их служения в Церкви (op. cit., p. 357 и др.). 118 Киприан К. Послание XIV, 4. Французский перевод. Edition «Les Belles Lettres», Paris, 1925, t. 1, p. 42. 119 Апостольское предание, II, G. Dix, p. 2; Dom Botte, p. 26. 120 Там же, III, 4. G. Dix, p. 5; Dom Botte, p. 29. 121 Киприан. Послание XXXVIII, 1. Французский перевод, p. 95—96. 122 См. его послания XXIX, 1; XXXIX, 1. 123 Евсевий. Церковная история, VI, XLIII. Русский перевод, стр. 358—359; франц. перевод, стр. 157—158. 124 Игнатий Богоносец. Послание к Ефесянам, IV, 2. Русский перевод, стр. 42; франц. перевод, стр. 73. 125 Возможно, что в некоторых церквах на верных возлагались в области церковного управления те или иные поручения, которые ими выполнялись под контролем епископа и пресвитериума. Мы имеем сведения о существовании в Карфагенской церкви «seniores laici» (старейших лаиков), которые, по-видимому, заведовали церковным хозяйством и, может быть, имели некоторые судебные функции К сожалению, наши сведения о них остаются очень неясными. Если даже они избирались народом, то они получали некоторое поставление и действовали под контролем епископа. Поэтому они не были делегатами народа и не участвовали в служении епископа. См. Congar, op. cit., p. 350—351. 126 В рамках настоящего моего исследования я не имею возможности касаться вопроса о составе соборов. Этот вопрос является очень сложным, особенно потому, что мы одним и тем же термином «собор» обозначаем церковные организмы или установления, которые в течении истории далеко не были тождественны между собою. 127 Послание Поликарпа: «Поликарп и сущие с ним пресвитеры…». Франц. перевод, стр. 203.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3724...

(113) Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние. Священника Евфимия Малова. - С. 104. (114) См.: Ордена Российской Империи. - С. 8. (115) Зеленецкий А. Указ. соч.//Известия по Казанской Епархии. - 1910. - 13 (1 апреля). - Неофициальный отдел. - С. 411. (116) Краткое описание Рождественского девичьего Тверского монастыря и его достопамятностей. Составлено по достоверным сведениям, частью собранным бывшим протоиереем того же монастыря, Григорьем Дранициным, а частью взятым из новейших об этом монастыре известий. - Москва: «В Университетской типографии», 1852. - С. 27. (117) Зеленецкий А. Указ. соч.//Известия по Казанской Епархии. - 1910. - 13 (1 апреля). - Неофициальный отдел. - С. 411. (118) Е.А. Малов писал, что он был освящён «преосвященным Павлом», однако в «Истории Российской иерархии» архимандрита Амвросия (А.А. Орнатского) указания на это не имеется. (См.: История Российской иерархии... - С. 384.; Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние. Священника Евфимия Малова.- С. 7.) (119) Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние. Священника Евфимия Малова. - С. 9. (120) История Российской иерархии... - С. 385. (121) См.: Там же.; Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние. Священника Евфимия Малова. - С. 7 - 8. (122) См.: Краткая история города Казани. Соч. Михаила Рыбушкина. - С. 97. (123) Зеленецкий А. Указ. соч.//Известия по Казанской Епархии. - 1910. - 13 (1 апреля). - Неофициальный отдел. - С. 379. (124) История Российской иерархии... - С. 390. (125) 23.887. - Октября 1. Именнный, данный Синоду. - О помещении Казанскаго Богородицкаго монастыря в первый класс. - С приложением штата//Полное собрание законов Российской Империи, с 1649 года. - Том XXX: 1808 - 1809. - Санкт-Петербург: «Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорскаго Величества Канцелярии», 1830. - С. 1194. (126) См.: К 23.887. Октября 1. Штат Казанскаго первокласснаго Богородицкаго девичья монастыря//Полное собрание законов Российской Империи. - Том XLIV. - Часть вторая. - Книга штатов. - Отделение III и IV. - Санкт-Петербург: «Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорскаго Величества Канцелярии», 1830. - С. 80.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

…в одной скинии…— здесь в значении: вместе в раю. 114 Вдовица Наинская. — В евангелии рассказывается о том, как Христос воскресил единственного сына вдовы, жительницы города Наин. 115 …бирюч, фактотум…— Бирюч — древнерусское название глашатая, объявлявшего народу распоряжения властей; фактотум (лат. fac totum) — человек, исполняющий чьи-либо поручения. 116 …на дне, дремал крокодил…— перефразированные стихи K. H. Батюшкова: Сердце наше кладезь ясный, Тих, спокоен сверху вид, Но спустись на дно, — ужасный Крокодил на нем лежит. 117 Жуковский вакштаф — трубочный табак фабрики Жукова. 118 …Святой Николай Угодник Ария тоже ведь всенародно же смазал…— Имеется в виду легендарный рассказ о пощечине, которую Николай Мирликийский будто бы дал на Никейском церковном соборе в 325 году Арию — главе религиозного направления, отрицавшего догмат о равенстве всех трех лиц Троицы. 119 …вводится новый суд…— Реформа судебной системы была осуществлена в 1866 году. 120 Пудромантель (накидка, которую надевали во время бритья или прически у парикмахера) — здесь: головомойка. 121 …певец «Одиссеи» недаром сказал…— Лесков цитирует «Одиссею» Гомера (песнь VIII, стих 550) в переводе Жуковского. 122 …в умном романе «Живая душа» умная Маша написала своему жениху…— В романе Марка Вовчка «Живая душа» («Отечественные записки», 1868, 5) главная героиня Маша действительно отказывает своему жениху потому, что находит его богатство несовместимым со служением передовым идеям («Отечественные записки», 1868, февраль, стр. 282–283), однако такого письма, которое цитирует Лесков, в романе нет; Маша пишет: «Я не согласна и никогда не соглашусь быть вашей женой. Вы мне очень дороги, но вы не по мне. Я это чувствую, я это знаю, и ничем этому нельзя помочь» (там же, стр. 283). 123 …жених, ожидая живую душу, побил свои статуи и порвал занавески? — Подобного эпизода в романе «Живая душа» (см. предыдущее примечание) нет. 124 Как идет млад кузнец да из кузницы. — Здесь и далее приводятся слова агитационной песни Бестужева и Рылеева «Уж как шел кузнец» (1824–1825), впервые опубликованной Огаревым в сборнике «Русская потаенная литература XIX столетия», Лондон, 1861; в России впервые напечатана с цензурными пропусками в 1872 году. 125

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Его Величество передал дело митрополиту и его преосвященство говорил мне что как он ни сожалел, о том, что произошло от невежества этих людей и вероятно от заражения скопческою ересью, или от желания создать избавиться от службы, искалечив себя (обыкновение, нередкое между ними), но он никак не соглашался с этим предложением генерала. Если, они не поняни мысли Спасителя,-были его слова в ответ на это предложение,-то Новый Завет нужен им теперь больше, чем прежде, чтобы привести к лучшему пониманию, и вообще наша обязанность делать благое дело, предоставляя последствия Богу; за них мы отвечать не можем» (см. цит. статью Цыпина в «Вестн. Европы за 1808» г. VI, стр. 754; срав. Чистовича цит. статью в Христ. Чт. за 1872 г. ч. II, стр. 114, 115 примеч.). А теперь тот же Серафим, как мы уже видели, говорил совершенно иное. 200 См. у Чистовича в цит,– ст. Христ. Чт. за 1872 г. Ч. II, 112–115 Копию с этой записки святитель московский вскоре сообщил наместнику своему Антонию (которому вообще он поверял свою душу), прося его при этом дать свое мнение о ней и успокоить взволнованный событиями Петербургскими дух святителя. См. писем Филарета к Антонию, ч. II, стр. 14–17. Срав. также цит. ст. П. С. Казанского в «Православном Обозрении» за 1878 г. стр. 115–116. 201 Разумеется раньше приведенное и недавно упомянутое отношение митрополита к обер-прокурору от 1 марта. 202 См. у Чистовича в Христ. Чт. за 1872 год. ч. II. стр. 115–117. Уже самое содержание бумаги, хотя и имеющей необходимое отношение к содержанию бумаги от 1 марта, доказывает принадлежность редакции ее (а может быть и редакции последней) ареопагу советников графа Протасова. Есть мнение, которое даже прямо указывает автора бумаги в упомянутом выше ректоре академии архимандрите Афанасие. См. у И. А. Чистовича, там же, стр. 115, примеч. Срав. также Н. В. Сушкова, об увольнении киевского и московского митрополитов в свои епархии в 1842 г., в Чтен. Общ. истор. и древн. 1869 г., кн. IV, стр. 185 смеси. «Впрочем одно другому не противоречит», скажем мы словами И.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

ЖМП. 1972. 8. С. 4. 114 Там же. 115 См: МЦВ. 1991. 5. С. 8. 116 Приводится в русской транслитерации (Прим. Ред.). 117 Историйа Српске Православие Цркве са народном историйом. Београд, 1967. С. 12. 118 Пальмов И. Исторический взгляд на начало автокефалии Сербской Церкви и учреждение патриаршества в древней Сербии. СПб., 1891. С. 15 — 16. 119 Пальмов И. Указ. изд. С. 16 — 36. 120 В середине XVII в. Сербская Церковь насчитывала 40 епархий — 8 митрополий и32 епископии. См.: Е. Голубинский, проф. Краткий очерк истории Православных ЦерквейБолгарской, Сербской и Румынской, или Молдо–Валашской. М., 1871. С. 491. 121 Цит. по: Д, Слийепчевич. Историйа Српске Православие Цркве. 1 кнь. Минхен, 1962.С. 115. 122 Снегаров И., проф. Кратка историа на съвременните Православии Църкви. Том втори.София, 1946. С. 319. 123 Из двенадцати Архиепископов Автокефальной Сербской Церкви семь (вместе со св. Саввой) вышли из Хилендарской обители. Все они причислены к лику святых. Это: Савва II, Иоанникин I, Евстафий I, Савва III, Никодим и Даниил II. 124 Вскоре после кончины св. Саввы было написано его Житие. В 1254 г. оно было составлено Хилендарским иеромонахом Дометианом, а около 1330 г. — монахом того же монастыря Феодосией. Последнее отличается живостью, ясностью и поэтичностью изложения. Эти жития представляют собой главный источник сведений о деятельности св. Саввы, в частности по вопросу об учреждении им Архиепископии. 125 27 апреля (по старому стилю) православные сербы молитвенно вспоминают сожжение турками св. мощей первого Сербского Архиепископа. См. об этом ниже. 126 Краткие жития сербских Архиепископов и затем Патриархов см.: Голубинский Е., проф. Указ. изд. С. 449–459; 473–487. 127 Управление Сербской Церковью «за время ее самостоятельного существования до1766 г., — по утверждению М. П. Чельцова, — было весьма просто и несложно. Во главе Сербской Церкви стоял Архиепископ, а с 1346 г. Патриарх — из сербов родом (среди последних Патриархов были и греки. — К. С.). Им принадлежала вся власть в Сербской Церкви как административная, так и судебная… По временам, нужды ради, созывались или церковной властью, или светской Соборы из епископов страны и правителей Сербии. На них решались общие церковные, а иногда и гражданские дела, напримеро венчании Стефана Дечанского королевским венцом. Избирались и поставлялись Архиепископы, а затем и Патриархи Собором местных архиереев. И только в XVIII столетии некоторые из сербских Патриархов были присланы из Константинополя турецким правительством, по желанию, конечно, Константинопольского Патриарха». (Чельцов М. П. Церковь королевства Сербского со времени приобретения ею автокефальности (1879—1896):(Историко–канонический очерк). СПб., 1899. С. 58—59). 128

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010