6. Архиеп. Феофил (1823–1827 г.), в мире Феодор Петрович Татарский, священнический сын харьковской епархии, родился в 1767 г. По окончании курса (1789 г.) в харьковском коллегиуме, рукоположен был в священника и потом был благочинным над военным духовенством. В 1803 г. пострижен в монашество и тогда же возведен (24 июля 1803 г.) в сан игумена Корельского монастыря (архангельской епархии); потом был настоятелем монастырей – архангельского училищного) с 1804 г.), сийского (1806 г.), вяжицкого (1810 г.), а с 1813 г. был ректором черниговской семинарии. В 1819 г., 23 марта, хиротонисан в еп. оренбургского, а в 1823 г. перемещен был в Екатеринослав, где пожалован был (1826 г.) саном архиепископа; 16 октября 1827 г. уволен на покой в Куряжский, харьковской епархии, монастырь. Там скончался 14 ноября 1830 г. и погребен в харьковском кафедральном соборе. Он имел (с 1800 г.) наперсный крест, орден св. Анны 1 ст. (с 1824 г.) и бриллиантовую панагию. 463 7. Архиеп. Онисифор Боровик (1827–28 г.), по окончании курса в могилевской семинарии, в 1788 г. был рукоположен во священника и в 1796 г. возведен в сан протоиерея; в 1800–1813 г. был благочинным над военным духовенством; в 1814 г. пострижен в монашество и 22 февраля того же года хиротонисан в еп. вологодского; 28 ноября 1827 г. перемещен в Екатеринослав, где возведен был (1828 г.) в сан архиепископа. Скончался 20 апреля 1828 г. и погребен в Самарском монастыре. Он имел в белом духовенстве наперсный крест (с 1800 г.), камилавку (с 1804 г.), наперсный крест с украшениями (с 1803 г.) и орден св. Анны 2 ст. (с 1810 г.), в монашестве – орден св. Анны 1 ст. (с 1820 г.). 464 8. Архиеп. Гавриил (1828–1848 г.), в мире Василий Федорович Розанов, сын священника села Рожествена, костромской епархии, родился 26 января 1781 г., обучался сперва в костромской семинарии до философского класса включительно, а потом (с октября 1799 г.) в Троицкой, где и окончил курс в 1803 г. и поступил учителем в костромскую семинарию. В 1811 г., 15 октября, был пострижен в монашество в Петербурге, в Александро-невской лавре, и с 24 октября того же года был, в сане архимандрита, префектом, а с 11 сентября 1814 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Может быть, на Каменном острове в 1446 г. изгнанный из Москвы Шемякой Василий Васильевич Темный и встретил Паисия. Там же с Паисием мог познакомиться и сблизиться его сын, пятнадцатилетний Иван (будущий Васильевич, тем более, что в 1452 г. он вторично посетил Спасо–Каменный монастырь, возвращаясь после карательной экспедиции в земли Шемяки. Мы не знаем точно, в Спасо–Каменном, в Ферапонтовом, в Кирилловом или в какомто другом монастыре произошло знакомство московских князей со старцем Паисием Ярославовым, но оно произошло, а вернув себе власть, московский княжеский дом постарался отблагодарить монахов, у которых нашел в трудное для себя время поддержку. Спасо–Каменный монастырь получил от великого князя и княгини щедрые дарения деревнями и угодьями, а старец Паисий был принужден великим князем стать игуменом в Тро- ице–Сергиевом монастыре. Среди рукописей Троице–Сергиева монастыря тоже есть книги, связанные с именем Паисия. Одна из них — Сборник первой половины XV в., РГБ, собр. Троице–Сергиевой лавры (ф. 304), 748, названный записью на л. 450 об. как «Соборникъ Пасеевской». Он содержит жития Иоанна Дамаскина, Павла Фивейского, Макария Египетского, ряд «слов», а кроме того Книгу Григория Синаита, одного из виднейших представителей и учителей византийского исихазма XIV в., включающую Житие Григория Синаита и его сочинения. Какомуто достопамятному Паисию этот «Соборник», видимо, принадлежал. По своему содержанию он прекрасно согласуется с уже упомянутыми книгами и «подходит» Паисию Ярославову. Другая рукопись — РГБ, то же (1660), Сборник 1445 г. На л. 463 об. — 464 читаем такую запись: «Писаны быша сия книга Събор- никъ в лето 6953 индикта 8 рукою многогрешнаго, малейша- го въ единообразных, и въ грешницехъ прьваго, и непотребнаго въ братьстве, и неключимаго ни в каковой же добродетели, смиренаго многыми грехы священноинока Макарьища. А писалъ есмь сей Събор- ник Паисию старцю Сергеева монастыря». (Если этот Паисий — Паисий Ярославов, значит, он приходил в Троице–Сергиеву лавру и вне зависимости от скитаний Василия Темного).

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

461  Это должно сказать о подобиях, сравнениях, символических действиях и даже некоторых чудесах других пророков. 463  Конечно, Иона был и такой трубой не только тогда, когда изрекал пророчество а и тогда, когда получал и передавал слово Иеговы ниневитянам о спасении их. 464  Не потому ли самое слово Иеговы к пр. Ионе изложено в книге его так кратко и неопределённо, тогда как исторические обстоятельства его описаны так подробно? 467  Конечно, это сознание мессианского спасения и после момента его возвещения пророками до Христа не могло быть таким ясным и полным, как после Христа; но это различие есть различие лишь количественное, а не качественное, следовательно, не существенное. Впрочем, подробнее об этом ниже. 468  Не от того ли, что апокалипсическая форма откровения есть достояние духовно умудрённых людей, и апокалипсис Иоанна Богослова и книга пр. Даниила доселе ещё одни из самых трудных для понимания книг Писания? 469  Само собой разумеется, что, сопоставляя прообраз с притчей, мы не думаем отрицать того существенного различия между ними, о котором говорили выше, а утверждаем только, что между ними должно быть существенное сходство в отношении к их наглядной убедительности, и то лишь в том случае, если прообразовательные факты имеют подлинно историческое значение и, как такие, нарочито преднамеренны были самим Богом. В этом смысле и «всё, изведанное отцами еврейского народа, исперва было принимаемо и понимаемо евреями, как притча и гадание ( Пс.77:13 ) и именно, как притча во (на) время настоящее, или что то же, прообраз; в этом именно смысле история пр.Ионы, как прообраз, и может быть называема притчей. 471  Отметим замечательную разность между тем и другим словом, обусловленную различием характера обоих заветов. Слово Ионы звучит угрозой, страшно, как и сам завет; слово Христа – любовно и славно. Так и должно быть между прообразом и тем, что прообразует он. 472  Особенно же ясно буря, постигшая на море корабельщиков и Иону с ними, напоминала собой те волнения политические, те государственные колебания, которые пред временами плена происходили и в разделившемся на два и видимо упадавшем царстве еврейском, и в соседних с ним языческих царствах, сменявших одно другое в своём господстве над остальными. Скоро за этими временами, в которые жил и действовал пр.Иона, Израиль в наказание за свои прежние нравственно-житейские отпадения от Иеговы и для того, чтобы сделаться сознательным светочем язычников на пути их шествия к спасению Иеговы, должен был быть повержен на землю сильным и крепким у Господа, как ливнем с градом, как разлившимся наводнением бурных вод, – должен был быть отдан левиафану, змею, прямо бегущему, и змею изгибающемуся, чудовищу морскому, точно так же, как и пр.Иона, жребием указанный, как виновник бури, брошен был, наконец, в море и там поглощён был рыбой великой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

461 Широко распространенную в святоотеческих творениях тему «подражания Христу» преп. Макарий намечает сочетанием терминов τπον χα υπογραμμν . Аналогичное сочетание позднее встречается у св. Иоанна Дамаскина, который говорит о Господе: «Ибо так как Один и Тот же был весь Бог вместе с Его человечеством и весь человек вместе с Его божеством, то Сам Он, как человек, в Себе Самом и чрез Себя Самого подчинил то, что было человеческого, Богу и Отцу, давая Себя Самого нам наилучшим образом и примером ( τπον μ ν εαυτν Χρστον χα υπογραμμν δδος ), сделался послушным Отцу» (Се. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб., 1894. С. 181). В перевод мы внесли небольшое изменение по тексту: PG. T. 94. Col. 1076. 462 Схожая мысль встречается и в другом творении преп. Макария: «Непоколебимо пребывая в нищете, вы через нее стяжаете небесное богатство. Ибо упражняя [здесь] тела ваши сном на голой земле, преклонением колен и молитвой, вы станете [там] достойнее облачающихся в порфиру в здешней жизни. Ведь они, роскошествуя, не служат Господу; вы же вступили на путь сурового подвига для того, чтобы поклоняться Господу и славословить Его. Но, пребывая в подобной нищете и скудости, не теряйте [духовного] рвения, имея перед собой в качестве примера и цели Господа, так [ревностно] прошедшего путь [Свой]» (Наш перевод: Символ. 26. С. 244). 463 Контекст фразы απομενοντες εχ τν μεγαλων το πνεματος προχοπν не позволяет однозначно решить, идет ли речь о Святом Духе или о духе человеческом. Но принцип православной «синэргии», которого постоянно придерживается преп. Макарий, заставляет предполагать, что любое человеческое преуспеяние невозможно без содействия Святого Духа. 464 В том же примерно ключе толкует это место послания апостола Павла и преп. Ипатий Руфинианский, в одном из своих поучений монахам говоря: «Подвизаясь, не будем впадать в уныние ( μ ον αχηδιασωμεν εν τη ασχ σει ), но, наоборот, усилим рвение наше, ибо, забыеая заднее м простираясь еперед, мы стремимся к елм, к помести еымнего зеанмя Божмя (Флп. 3:13)» (Ca/Amcos. Vie d " Hypatios/Ed. par G. J. M. Bartelink//Sources chretiennes. 177. Paris, 1971. P. 174).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2648...

462 Артемий убежал в Литву. Подозрение его в ереси было, надо полагать, несправедливо. В посланиях его нет ничего противного православному учению. Но современникам его, простым инокам, могли показаться резкими многие его суждения о предметах, которым они приписывали преувеличенное значение. Может быть примешались к его делу и личности против него. Но, во всяком случае, послания его, писанные в Литве против лютеран и увлекавшихся их учением, составляют почтенный памятник его просвещенной ревности и вере. Надо полагать, что в словах Копыстенского не было преувеличения, когда он писал о нем: «поспешествующу ему Господу, в Литве от ереси арианской и лютеранской многих отвернул и чрез него Бог справил, же ся весь народ русский в Литве в ереси тыя не перевернул». 463 Для православных Южной Руси настоятельная нужда была в издании Библии. Поляки давно имели Библию на родном языке. На русском же была только печатная библия Скорины, изданная в первой четверти XVI века, не в интересах православия. Библия Скорпны. «Библиа русска». Под этим заглавием известны 22 книги Ветхого Завета, переведенные на русский язык и изданные, каждая отдельно, в 1517–1519 гг. (Пятокнижие Моисея, Иисуса Навина, Судей, 4 книги Царств, Иудифь, Эсфирь, Иова, Притчи Соломоновы, Экклезиаст, Песнь Песней, Премудрости Соломоновой, Иисуса сына Сирахова, Плачь Иеремии и кн. пророка Даниила). При книге Иисуса Сирахова помещен портрет самого Скорины. 464 Франциск Скорина, уроженец г. Полоцка, природный русский, обучавшийся в Пражском университете, доктор медицины и свободных наук, увидев, с какой ревностью протестанты в Германии, Чехии и других землях, распространяли чтение Библии на народном языке, считая Священное Писание единственным источником и основанием веры, решился оказать своим соотечественникам услугу и, при содействии некоторых единомышленников, перевел Библию на русский язык «людем посполитым к доброму научению». Но там как при издании этой библии встретил затруднения со стороны русского духовенства, то напечатал ее за границей в Праге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

С другой стороны, на православном Востоке развился мистический опыт иного рода. С точки зрения Бердяева, в православном мистическом опыте нет ни влюбленности во Христа, ни подражания Христу, поскольку Он не является внеположным объектом страсти, ради которого человек устремлялся бы из самого себя; напротив, Христос есть субъект, иными словами, факт внутренней жизни человека. Таким образом, православная мистика связана с волей, а не с чувствами; в ней особенно важна духовная трезвость. Православной мистикой провозглашается теозис, идея обожения природы человека изнутри, когда сердце его обнимает Христа. В отличие от католической духовности, в православии нет ни мистического голода, ни романтического томления по Богу, но есть мистическое насыщение. Духовная деятельность христианского Востока имеет целью просвещение и обожение человеческой природы изнутри, а не извне. Запад создает великую культуру, на Востоке же развивается динамизм внутреннего общения с Богом. 460 В. Реалистическая гносеология Бердяева 1. Экзистенциалистский ответ критической философии Канта Критикуя теорию познания Канта и неокантианцев, Бердяев настаивает на том, что христианские догматы невозможно постичь с помощью научного метода. Федор Стенун, ведущий русский неокантианец и издатель международного неокантианского журнала «Логос», писал, что в русской религиозной философии после Соловьева в целом бытует мнение Бердяева, согласно которому интерес к теории познания развивается там, где утрачена связь с бытием. 461 Однако Стенун упрощает ситуацию, поскольку русские мыслители критиковали неокантианство с разных сторон. 462 Как бы то ни было, экзистенциалистская позиция Бердяева в этом споре заслуживает особого внимания, потому что он напрямую связывает ее с мистическим богословием Троицы. В «Философии свободы» Бердяев оспаривает критицизм Канта, как само основание доктрины, которая, по мнению Ганса Кюнга, является наиважнейшей для современной мысли. Усматривая поворот парадигмы в теологии, Кюнг указывает на то, что сегодня теория познания есть не что иное, как «наука науки, теория теории». «Нигде,– утверждает Кюнг, – даже в естественных науках, нельзя добиться абсолютной объективности путем исключения человеческого субъекта, личности самого исследователя». 463 Роль познающего субъекта, столь важная в современной теории научного познания, впервые была освещена Кантом, а затем пересмотрена неокантианцами в рамках современной науки. Бердяев же противопоставил неокантианской теории познания гносеологию, которую он назвал «реалистической». Утверждая примат бытия над познанием, она не отрицает важности познающего субъекта, но рассматривает его в целостности его человечности. 464

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/soz...

Наконец оратор Карфагенский Тертуллиан , раздраженный разъединявшими Церковь ересями, выражается еще более категорически. В речах его виден адвокат, требующий доказательств, и в свою очередь готовый представить их. «Я с давнего времени, говорит он, владею источниками, восходящими ко времени самих деятелей, к самим героям событий; я сам преемник Апостолов; что они завещали, что они совершили, что с клятвой провозгласили для веры, того и сам держусь 462 . Итак хотите ли вы в этом деле вашего спасения удовлетворить свое любопытство? Обратитесь к Церквам Апостольским, к тем Церквам, в которых самые кафедры Апостолов стоят еще на своих первоначальных местах, в которых подлинные их Послания читаются всенародно – передавая голос и воспроизводя черты каждого из них. Отправляйтесь в Ахаию, и здесь в Коринфе. Если вы не далеко от Македонии, то пред вами Филиппы, Солунь. – Если вы можете проникнуть в Азию, то пред вами Ефес. Если вы придете в Италию, там Рим... Как счастлива эта Церковь , которой Апостолы передали всецело запечатленное своей кровью учение!.. Посмотрим же, что она сама приняла, чему учила, что утверждала с общего с Африканскими Церквами согласия? 463 Предание, первое по времени, по порядку то самое, которое происходит от Господа И.Христа, есть истинное 464 . Если ереси утверждают, что начало их восходит ко временам Апостольским, и что они происходят от Апостолов, потому что они возникли при Апостолах, то мы можем сказать им: покажите нам происхождение ваших Церквей, разверните пред нами список ваших епископов с самого начала и в таком порядке, чтобы первый ваш епископ имел учителем и предшественником или одного из Апостолов или такого из Апостольских людей, который пребыл верным Апостолам. В Апостольских Церквах всегда имеются списки. Смирнская Церковь предъявляет, что Поликарп был поставлен Апостолом Иоанном, равно как Римская свидетельствует что Климент был рукоположен Апостолом Петром. Точно так же все прочие Церкви указывают как на основателей и охранителей Апостольского наследия, на лиц возведенных в сан епископов Апостолами» 465 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рассмотренное выше содержание последнего не позволяет считать его творением Антониева ученика, которому оно приписывается. По литературным понятиям, господствовавшим в древней Руси, иной грамотей, переделав старое произведение, смотрел однако ж на свою переделку только как на новый список подлинника и усвоял первому автору, что он мог написать, хотя и не написал. Живя в монастыре Антония, Нифонт первый возбудил мысль открыть и прославить его мощи. Потом он много хлопотал об этом. Для успеха дела необходимо было представить властям приличное житие святого с чудесами и похвалой. В монастыре, вероятно, было предание, что краткая записка о святом составлена Андреем Переделывая и дополняя другими источниками эту записку к торжеству открытия мощей, последовавшего в 1597 году, Нифонт не только поставил над биографией имя Андрея, но и считал себя вправе говорить в ней от лица последнего. Наконец, новый биограф сам указывает на происхождение анахронизма, который он допустил, отнесши события жизни Антония до игуменства ко времени епископа Никиты: имя ничем не памятного преемника его Иоанна забылось, а мысль открыть мощи Антония пришла Нифонту, по его словам, немного после обретения мощей Никиты. В житии основателя Сыпанова монастыря Пахомия, очень мало распространенном в древнерусской письменности, нет никаких прямых указаний на время и место его написания; лишь по некоторым неясным признакам можно относить его появление к концу XVI века 463 . Но его дельный, внушающий доверие и простой рассказ показывает, что поздний биограф имел под руками надежные источники известий об этом подвижнике XIV века. Распространенное в рукописях житие митроп. Филиппа составлено кем-то в Соловецком монастыре, по поручению игумена и братии, вскоре по перенесении туда мощей святителя из Отроча монастыря в 1590 году. Автор замечает: «Никтоже яже о нем написав нам остави, тем же и аз от инех достоверно поведакяцих о нем слышах»; но в рассказе об игуменстве Филиппа он нигде не выставляет себя очевидцем рассказываемого 464 . Этим объясняются некоторые неточности в рассказе его о жизни Филиппа и на Соловках и в Москве. Сохранилась другая редакция жития, составление там же: она во многом повторяет первую, короче описывает управление Филиппа русской Церковью, но представляет много новых и любопытных черт в рассказе о заточении Филиппа и особенно о его хозяйственной деятельности в монастыре на Соловках 465 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

440 Обладающий энергией 441 Дионисий Ареопагит, О божественных именах 8, 2 — PG 3, 889D 442 Афанасий Александрийский, Против эллинов, 42 — PG 25, 84В 443 Ср.: Стихира на «Господи воззвах» на вечерне Рождества Христова 444 Афанасий Александрийский, Против эллинов, 47 — 93С 445 Максим Исповедник, К Марину — PG 91, 200С 446 Для Одного как рождающий; для Другого — как изводящий 447 Иоанн Златоуст, De incomprehensibili dei natura (­ Contra Anomoeos, homiliae 1—5): Homily 1, line 194 PG 48, 705 448 Ср.: Иоанн Златоуст, In adorationem venerandae crucis [Sp.], PG 62, 754D 449 Ср.: Григорий Нисский, Orationes VIII de beatitudinibus, PG 44, 1280B 450 Акиндин в одном месте написал « τς ακνδυνου διανοας »; поскольку в те времена прописные буквы не употреблялись, вместо «мысли Акиндина» здесь можно было прочитать: «безопасная мысль» 451 Εσβιος — «благочестивый» 452 Ευτυχς — «благополучный» 453 Εδξιος — «благославный» 454 Ενμιος — «благозаконный» 455 Монашеское имя Акиндина — Григорий 456 Ср.: Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 22 (V, 15), PG 91, 1128А 457 См.: прим. 643 458 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 41 (5, 37), PG 91, 1160С 459 Там же, 43 (5, 39), PG 91, 1165В 460 Он же, Главы богословские и домостроительные 1, 1, PG 90, 1084А 461 Палама имеет в виду соответствующие главы «Амбигв» преп. Максима 462 Имеется в виду: Триады 3, 1, Χρστου, σ . 623—630 463 Афанасий Александрийский, О воплощении Бога Слова, 4, PG 28, 96А 464 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564B 465 1 Изложение православной веры 3, 15 — PG 94, 1057В 466 Месяца августа в шестый день на утрени по полиелеи седален вторый на Слава, и ныне 467 Григорий Нисский, Liber de cognitione dei (­ Φεογνωσα ) (fragmenta ар. Euthymium Zigabenum, Panoplia dogmatica) [Sp.], PG130, 269D 468 Ср.: Иоанн Златоуст, De Eleazaro et Septem pueris, PG63, 526A; Триады, 3, 1, 14, Χρστου, τ.Α, σ . 628 469 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564C 470 Григорий Богослов, Слово 38, 12, PG 36, 324С; Слово 45, 632D

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

461 Ярким образчиком до какого изуверства дошли униаты-фанатики, может служить приказ этого униатского епископа (в 1622 году) выкопать из земли тела православных, недавно погребенные в ограде одной из церквей гор. Полоцка, и выбросить их из могилы на съедение псам, как какую-нибудь падаль. К сожалению, это был не единственный пример; так преемники Потея по Владимирской епископской —346— кафедре Мороховский выбросил тоже из соборной церкви (в 1616 году) г. Владимира тело православного дворянина Ивана Ляховецкого, лежавшее там уже лет тридцать. 462 В заключение этой грустной картины первых времен введения унии в западной России приведем несколько слов из протеста, поданного в 1621 году православным духовенством против насильственных действий униатских духовных властей. В этом протесте между прочим свидетельствуется: «в Могилеве, Минске и Орше (у православных) отобраны церкви; в Перемышле умерщвлены (mordowano) в тюрьме 24 человека мещан; в Ярославле, Кременце, Гродке (w Grodku) и Пинске отняты церкви; в Бресте Дорофея с братьями бросили в колодезь; в Красноставе ворвались в каменную церковь и многих в церкви убили, тоже сделали в Сокале, в Бельзе (Relzec) и Буске (Rusk), и взрослых без покаяния, предавали смерти, а детей без крещения». 463 «Неужели сие не самому Богу обида? Неужели за то отмщевать не будет Бог? " … Этим возгласом, произнесенным доблестным православным чашником земли Волынской Лаврентием Древинским в обличительной его речи, в 1620 году, на Варшавском сейме, пред королем Сигизмундом III, сенатом и послами обоего народа; польского и литовского, – лучше всего определяется душевное настроение всех православных в это тяжелое и смутное время. 464 Деятельность князя Константина Константиновича Острожского на пользу православия Что же предпринимали для охранения своих прав рус- —347— ские, остававшиеся верными православию и народности и имевшие возможность дать отпор всем этим вопиющим насилиям? Сначала надлежит упомянуть о деятельности православного русского князя Константина Константиновича Острожского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010