Осенью 1480 г. П. примкнул к кругу московского придворного духовенства, к-рое призывало правителя Русского гос-ва к решительным мерам борьбы на р. Угре против пришедших из Б. Орды военных сил хана Ахмата. По этому поводу П. написал послание (Там же. Т. 26. С. 266), текст которого не сохранился. П. приписывается формулярный извод послания, которое между 30 сент. и 11 окт. (?) 1480 г. было отправлено в стан рус. войска на р. Угре вел. кн. Иоанну Иоанновичу Молодому, с призывом «о Христе вооружи свое сердце, наполни вся о Бозе духа ратного, стани крепко противу врага Божья и великаго змия безделнаго и немощнаго за имя Божие и за святыя церкви и за сродников своих, великих князей, и за святыя чюдотворци…» (РФА. Вып. 2. 84/I. С. 269-271). В том же году наряду с митр. всея Руси Геронтием и Ростовским архиеп. Вассианом I П. выступил как посредник в переговорах между вел. князем Московским и его мятежными младшими братьями - угличским кн. Андреем Васильевичем Большой Горяй и волоцким кн. Борисом Васильевичем (Там же. Т. 23. С. 181; Т. 24. С. 199-200). До марта 1481 г. вместе с Ростовским архиеп. Вассианом I П. присутствовал при составлении духовной грамоты кн. Андрея Васильевича Меньшого, к-рый передал свой удел, состоявший из волостей на Вологде, Кубене и Заозерье, своему старшему брату Московскому вел. кн. Иоанну III Васильевичу (ДДГ. 74. С. 177). В годы настоятельства в Троице-Сергиевом мон-ре П. пришлось много времени уделять материальным и хозяйственным вопросам жизни обители, подтверждению ее прав на ранее сделанные пожалования, а также добиваться расширения ее вотчин. Вовлеченность П. в решение этих вопросов свидетельствует о том, что его не следует рассматривать как одного из представителей «нестяжательства» (см. Нестяжатели ). В кон. 70-х - нач. 80-х гг. XV в. П. удалось получить в пользу Троице-Сергиева монастыря ряд важных жалованных и иммунитетных грамот, выданных на его имя, в т. ч. княгиней-инокиней Марией Ярославной, угличским кн. Андреем Васильевичем Большим Горяем и вел. кн. Иоанном III (АСЭИ. Т. 1. 458. С. 345-346; 460-461. С. 346-348; 459. С. 346; 464. С. 350; 465. С. 350-351; 462-463. С. 348-349; 490. С. 369; Там же. 491-491а. С. 369-371; 492. С. 371-372; Каштанов С. М. Очерки рус. дипломатики. М., 1970. 30-33. С. 394-400; 56-57. С. 427-428).

http://pravenc.ru/text/2578675.html

После оставления своей кафедры 16 сент. 1229 г. Ростовским еп. Кириллом I М. занял Ростовскую кафедру. 9 марта 1230 г. вместе с членами великокняжеской семьи и «со всем клиросом, и со игумены, и княгыни з детьми, и вси людье» М. торжественно встречал со «свещами» за одну версту от Владимира мощи мч. Авраамия Болгарского , которые были погребены во владимирском Княгинине в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . Вскоре князья братья Константиновичи обратились к Владимирскому вел. кн. Георгию Всеволодовичу и к епископу, чтобы те разрешили поставить на Ростовскую кафедру преемника М. во владимирском Рождественском монастыре «Кирила, игумена и архимандрита», который в 1230 г. стал епископом Ростовским (Там же. Стб. 453-454; Строев. Списки иерархов. Стб. 653, 661-662). 14 апр. 1230 г. во Владимире М. обвенчал св. блгв. кн. Всеволода Георгиевича со св. блгв. кнг. Марией Владимировной , дочерью Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича. Летом 1230 г. должен был принимать участие во встрече и в переговорах во Владимире с Киевским митр. Кириллом I (II), Черниговским еп. Порфирием и настоятелем киевского Спасского на Берестове монастыря игум. Петром Акеровичем, стремившимися заключить мир между князьями Сев.-Вост. и Юж. Руси (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 454-455). В 1230 г. при участии М. «написана бысть церквы святая Богородица в Суждали», а затем «измощена» привозным красным мрамором. Несомненно, М. благословил св. блгв. кн. Святослава Всеволодовича на возведение в Юрьеве-Польском нового каменного собора во имя вмч. Георгия Победоносца, освященного в том же году. В 1237 г. последними большими строительными акциями М. стали постановка кивота во владимирском Успенском соборе «над трапезою», к-рый был украшен «златом и сребром», а также роспись притвора в этом соборе (Там же. Стб. 459-460). 2-7 февр. 1238 г. М. принимал участие в организации обороны Владимира от нападения войск монгольского царевича Батыя. 7 февр. 1238 г., после захвата отрядом монголов города, М. с членами великокняжеской семьи, их родственниками и боярами заперся в стенах Успенского собора, где молился, всех духовно укреплял и причащал. Во время пожара, устроенного монголами, задохнулся от дыма (Там же. Стб. 463, 464). Почитание

http://pravenc.ru/text/2563408.html

Устрашимся, чада, непослушания преподаваемым нам советам, ибо любые преступление и преслушание неизбежно влекут за собой наказание, поэтому будем подвизаться против них. Подчиняйтесь в том, что вам повелевают, чтобы получить неувядаемый венец любви и послушания, когда Подвигоположник Иисус Христос будет раздавать награды и венцы. Желаю, чтобы Победительница в христианских сражениях, Владычица мира удостоила вас предстательства Своего и молитвы всех святых, дабы вы получили неувядаемый венец вечной славы! 3 Чадо мое, злые помыслы, которые приносит тебе диавол, подталкивая тебя к сосложению с ними, старайся изгонять. Особенно же презирай помыслы ненависти к братиям, ибо их цель – отнять у тебя величайшую добродетель, то есть любовь. И если они достигнут этого, то совершенно приобретут твою душу. Когда же мы потеряем любовь, то есть Бога, ибо Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем 461 , что еще у нас останется для спасения? Как говорит и апостол Иоанн: ненавидящий брата своего есть человекоубийца 462 , и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза 463 . Чадо мое, совершенно не слушай эти братоненавистнические помыслы, но изгоняй их тотчас и твори молитву или говори сатане: «Чем больше ты, диавол, будешь приносить мне помыслы ненависти к моим братиям, тем больше я буду любить их, ибо есть у меня повеление от Христа не только любить их, но и приносить себя ради них в жертву, как и Христос принес Себя в жертву ради меня, жалкого». И тут же мысленно обнимай тех, к кому сатана внушает тебе ненависть, и говори: «Посмотри-ка, завистливый сатана, как я люблю их. Я умру ради них!». Когда ты будешь поступать так, то Бог увидит твою благую волю и употребляемый тобой способ борьбы с диаволом и тут же придет на помощь и освободит тебя. 4 Молюсь всеблагому Богу, чтобы Он ниспослал вам Всесвятаго Духа, как и Своим богопосланным святым апостолам, чтобы вы просветились в шествии по претрудному пути спасения. Се, что добрО, или что краснО, но еже жити братии вкупе 464 (в любви). Нет ничего прекраснее братства, исполненного любви по Богу. Все сияет, все полно красоты, а Бог в высоте веселится, и радуются святые души Ангелов там, где любовь безгранична.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Св. Писание написано Духом Божиим. Здесь мы приемлем учение не от человеков, но от Б0га. Слова Писания – слово „Св. Духа, Который рыбаря и ремесленника соделал бытописателем и повествователем истинно божественных и возвышенных предметов» 455 . Оба завета, Ветхий и Новый, имеют одного итого же виновника, одну и ту же цель. Краеугольный камень, соединяющий две стены Ветхого и Нового Завета – Христос 456 . Ветхозаветные книги написаны были для домостроительства о народе; они сообщают также сведения о правлениях царей и историю о них 457 . Переход к Новому Завету от Ветхого, как переход из пустыни в землю богатую и плодородную 458 . Там был тип, образ того, что явилось впоследствии. Но этих образов будущего евреи не поняли разумно 459 . Весь закон Моисеев со всеми его религиозными учреждениями и жертвами был только типом Нового Завета и христианского культа. „Моисей всем, что он делал, назнаменовал образы имеющего совершиться впоследствии: и устройством скинии, и воспоминанием труб, так же, как и обрезанием, и опресноками, и горными травами. Все это были указания жизни во Христе, подобия, предначертанные для тех, которые постепенно тайноводствовались к совершенству» 460 . Типология св. Астерия – ясна и определенна. Исключительный и единственный образ Ветхого Завета, скрывающийся в гаданиях и сени – это „тайны нашей религии, уже давно открытые, но получившие исполнение в определенное время, когда совершилось богоявление Спасителя Нашего во плоти 461 . Три странника, явившиеся Аврааму – это прообраз христианской Божественной Троицы 462 . А сам праотец Авраам – отец и начаток верующих во Христа 463 . Иосиф – яркий прообраз Христа. В этом нет ничего удивительного, говорит св. Астерий, потому что события из жизни Иосифа непременно предызображали жизнь и судьбу Христа 464 . Великий Пророк, предсказанный Моисеем – это предначертанный образ Христа 465 . Седьмой месяц еврейский обозначает седьмой день христианский, а десятый день – десятый час, в который Господь испустил дух на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Возбудив этим гнев болгарского царя, латиняне раздражали в то же время и греческое население Фракии и Македонии, осмеивая греческие церковные верования и обряды. Тайные сношения греков и болгар с царем Иоанном подготовили на Балканском полуострове восстание в пользу болгар. 463 Можно предположить, что бывший патриарх Константинопольский Иоанн Каматир, который, как известно, жил в Болгарии, сыграл важную роль в подготовке византийско-болгарского союза. 464 “Этот союз, – писал Ф. И. Успенский, – разрешил колебания Иоанна и определил план его будущих действий. Выступить защитником православия и греко-болгарской народности против католическо-латинского преобладания и вместе с тем принять на себя задачу оживления оскудевшего в Византии императора – стало с тех пор главнейшим мотивом предприятий Иоанна против крестоносцев.” 465 Болгарский царь стремился к короне византийского басилевса. Вспыхнувшее на Балканском полуострове греко-болгарское восстание заставило крестоносцев оттянуть посланные в Малую Азию на борьбу с Феодором Ласкарем войска в Европу. В битве под Адрианополем (в апреле 1205 года) Иоанн, при помощи бывшей в его войске половецкой (куманской) конницы, нанес решительное поражение крестоносцам. В этом сражении пал цвет западного рыцарства, а сам император Балдуин был взят болгарами в плен. Какова была судьба пленного императора, до сих пор неизвестно; по всей вероятности, Балдуин, по приказанию болгарского царя, был так или иначе убит. 466 За неимением известий о судьбе Балдуина, на время его отсутствия регентом Латинской империи был избран его брат Генрих. Более восьмисот лет до этого, в 378 г., другой римский император, Валент, был убит около Адрианополя в битве с готами. Другой участник битвы, престарелый дож Энрико Дандоло, вынесший на себе тяжелое ночное отступление остатков разбитого войска, вскоре после этого удара умер и был погребен в храме Св. Софии. По распространенному преданию, прах его оставался там до взятия Константинополя турками, когда султан Мехмед приказал будто бы развеять прах венецианского героя по ветру. 467

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

На этот вопрос мы получаем сразу три ответа – или, если угодно, ни одного. Первый ответ – отрицательный: во всей сумме тех доселе опубликованных византийских текстов, которые можно с известной долей условности, но с достаточным основанием назвать теоретико-литературными и литературно-критическими и которые все относятся к области риторического теоретизирования, ни сам Роман Сладкопевец , ни доведенная им до совершенства жанровая форма так называемого кондака 461 , ни, наконец, сам по себе феномен неантичного, тонического стихосложения в гимнографии (согласно латинской терминологии, «ритмы» в противоположность «метрам») не упоминаются ни разу, точно их и не было 462 . Этому когдато, на заре научного изучения византийской поэзии, сумел удивиться Э. Буви. «Что нам представляется совершенно непостижимым, – писал он о Романе, – так это молчание, которым окружили его имя и его славу. Одна только церковь сохраняла память о его существовании… Но книги, школы, все вообще литературные предания молчат о его памяти» 463 . Замечание Буви остается неопровергнутым. Второй ответ – положительный: византийская церковь чтила Романа, и притом не только как аскета, обладавшего личной святостью («преподобного», σου), но и специально как идеал «боговитии», θεορρ– τορος 464 , вдохновенного свыше певца, чудесно получившего дар песен от Богородицы 465 , изпод языка которого истекали мед и млеко 466 , от которого по всему миру расцветали «услады сладкопения», γλυκσματα μελωδας 467 . Эти похвалы, даже со скидкой на условную гиперболику, необходимо им присущую по жанровым законам, чтонибудь да значат 468 . Но третий ответ – снова отрицательный: на словах восхваляя Романа и его дар, та же византийская церковь не оставила в конце концов ни одного его гимна в своем обиходе 469 . Только одна-две вступительные строфы (так называемый кукулий, т. е. строфа-зачин, да иногда еще идущий за ним первый икос, т. е. рядовая строфа) остались на своих местах в богослужебном комплексе как абстрактный знак отвергнутого богатства, глухое напоминание о нем 470 . Центральным жанром византийской гимнографии с VII в. к IX в. становится, а в последующие столетия остается канон 471 . И вот примечательный факт, отчасти относящийся к литературной критике в лоне церкви, а не просто к церковному обиходу: в стихотворном каталоге гимнографов, составленном в начале XIV в. церковным историком Никифором Каллистом Ксанфопулом, присутствуют только имена сочинителей канонов – имени Романа мы там не находим 472 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

23:33 и др.); как в отношении к нравственному закону, так и в отношении к обрядовому постановлению она остановилась на одной форме, – букве и ее только преследует со всем жаром неразумия; г) эта неразумность ее открывается, при настоящем случае, в том, что, не зная, на сколько предпочтительнее 463 бесконечная любовь Божия желает спасения человека, нежели погибели его, следовательно не зная духа всего закона и пророков, она предполагала напротив, что лучше было бы ученикам Христовым помереть с голода, нежели нарушить внешность закона о субботе, о субботнем покое 464 ; – д) эту же неразумность Господь указывает и внутренним противоречием в собственном же сознании ревновавших по законе фарисеев. Он косвенно выражает им то, что Его Апостол прямо выразил: скажите мне вы, желающие быть под законом π νμον – свободно сами обрекающие себя игу рабства внешности закона), разве вы не слушаете закона (по его духу)? (сл. Гал. 4:21 ) Ибо разве вы не читали в законе вашем, (по смыслу Ин. 10:34  и др.), что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? (Мф. 12:3 сл. Луки 2:25 ). Познайте же отсюда, как бы так говорит Господь, в чем вечный дух закона, а ее мертвая буква, внешность его: «суббота для человека, а не человек для субботы 465 . Эту же неразумность доказывает и другой случай касательно священнических занятий при храме в день субботний, например, жертвоприношений, определенных законом для каждого дня ( Исх. 29:38 ) вообще и для субботнего в особенности ( Чис. 28:9–10 ). Но е) Господь, исполнитель ветхозаветного закона и пророков (Мф. 5:17), выставляет и другое основание того, почему незаконно со стороны фарисеев обвинение учеников Его в незаконности их действия в субботу: «но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма». Это напоминает собой другие уже рассмотренные изречения Господа: «и вот здесь больше Соломона и вот здесь больше Ионы». Сн. Луки 11:31–324 . Если там доказывались через то типические отношения настоящего к прошедшему, то и в рассматриваемом месте тоже: «здесь находится Сам Господь святилища, Истина, а не образ» (τπος), объясняет Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Совсем недавно важный вклад в дискуссию о до-Марковом источнике повествования о Страстях сделал Герд Тайссен, опубликовав статью «Крупная нарративная единица (Рассказ о Страстях) в Иерусалимской общине в 40–50-е годов н. э.» 462 Тайссен высказывает предположение, что различные подробности в повествовании Марка о Страстях отражают ситуацию в Иерусалимской церкви около 40–50-х годов. Некоторые из таких деталей связаны с поименованными и безымянными героями этой истории. Здесь мы рассмотрим его рассуждение о безымянных персонажах. До сих пор я писал о том, что присутствие безымянных персонажей в Евангелиях вполне нормально, и спрашивать следует не о том, почему многие персонажи не имеют имен, а о том, почему некоторые названы по имени. Вместе с тем я указывал, что вплоть до рассказа о Страстях имена героев, кроме Иисуса и Двенадцати, у Марка редки, однако в главах 15 и 16 имена начинают появляться гораздо чаще: возможно, это связано с тем, что в этой части повествования, когда Петра или Двенадцати нет на сцене, это люди выступают как очевидцы – источники информации. Учитывая эти аргументы, может показаться, что изучать безымянных персонажей в Евангелии от Марка излишне. Однако в этом Евангелии, особенно в главе 14, есть персонажи, чья анонимность несколько отличается от той евангельской анонимности, к которой мы привыкли, и выглядит странно. Они заслуживают более пристального внимания. Герд Тайссен о защитной анонимности Начнем с аргументов Тайссена 463 . Как и многие другие комментаторы, Тайссен указывает, что из рассказа Марка об аресте Иисуса в Гефсимании (14:43–52) трудно понять, были ли два безымянных героя этого эпизода – человек, отрубивший ухо рабу первосвященника, и юноша, убежавший нагим, – учениками Иисуса или нет 464 . Что касается первого – очень маловероятно, что это один из стражников, ранивший своего товарища по ошибке; тогда не было бы особого смысла включать в повествование данный эпизод. Но странно говорить «один же из стоявших тут» об одном из Двенадцати, которые, по Марку, сопровождали Иисуса с Тайной вечери в Гефсиманию. Используя похожее выражение в другом месте – «некоторые из стоявших тут» (tines tôn parestëkotôn, Мк 15:35 ), – Марк имеет в виду собравшихся у креста (см. также 14:69–70). Но в рассказе о Гефсимании можно ли ожидать, что рядом находились какие-то люди – не ученики Иисуса, а просто посторонние, оказавшиеся там случайно? И зачем постороннему человеку вдруг поднимать меч на раба первосвященника? Одним словом, трудно предположить, что Марк имеет в виду кого-то не из числа Двенадцати, но упоминание об этом человеке звучит очень туманно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Возможно, что если бы я был человек более серьезный и физически и душевно, жизненно, я, может быть, сумел как-то и не работая защитить их здесь, создать какое-то тепло, заработок, каким-нибудь ремеслом, кроликами, курами или еще чем-нибудь. Но я вижу теперь, что я ни к чему, кроме канцелярской работы, не способен, если и возьмусь, то не сумею. И уменья нет, да и сил уже нет. Все эти мысли меня сейчас гнетут и, кроме тебя, мне некому о них сказать. Только для того, чтобы «жить вместе», могу ли я толкать их на такой риск? Что это за «жизнь вместе» будет, когда у нас ничего не будет? Не становимся ли мы на ходули и не честнее ли сказать себе, что «жизнь вместе» почему-то не возможна для нас? Что надо еще ждать? Прождали 6 лет 463 , ну еще, может быть, надо. Другой вопрос о том, – насколько реально и прочно то, что у них есть сейчас, т е аренда, маленькая комната, вязанье? И еще: близость к тебе? Ты понимаешь меня? Если бы мама получала за аренду и еще прирабатывала и при этом жила бы где-то недалеко от тебя – ведь это самое лучшее, что я могу сейчас для них представить. Я еще осенью тебе писал про Хотьково 464 , о своей мечте, чтобы мама с Варенькой пожила пока около тебя в Абрамцеве. Но если нельзя там, то в Загорске, посадив весной картошку на своем участке. Я попрошу тебя вот о чем: подумай об этом и поговори с мамой, не давай ей всего письма, может быть, я что-нибудь не так пишу, но поговори с ней и от меня и от себя. Я хочу знать ее мнение по существу, а не под углом зрения того, что «Сережа, мол, не может быть вечно один». Надо вовремя ликвидировать эту романтику и принять то, что наиболее благополучно для них. Можно ли продолжить аренду на неопределенно будущее время? Может ли мама жить в маленькой комнате, не заботясь о дровах, получая за сдачу помещения? Или же все деньги за аренду будут уходить на ремонт и налоги? Если на третий вопрос ответ положительный, тогда продажа неизбежна, но, и при неизбежности продажи, стоит ли покупать здесь, где ничего для нас нет? Не лучше ли после продажи остаться или в Загорске или около тебя?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

Архонты же тех областей 460 , проведав о такой молве, как могли укрепились, а [кроме того] направили послов к хазарам, чтобы они при- слали войско для их охраны и спасли тех из них, кто остался в живых. Узнав об этом, Юстиниан посылает [в Херсон] патрикия Георгия и эпарха города Иоанна с другими архонтами 461 и войском, [насчитывающим] до трехсот мужей, передав им Тондуна и Зоила, с тем чтобы восстановить их в прежней власти, а Илью привести к нему. Когда же они прибыли в Херсон, горожане сочли нужным впустить в город лишь Георгия и бывших с ним архонтов 462 . После того как это произошло, они закрыли за ними ворота и уничтожили мечом Георгия и Иоанна. Оставшихся за стенами стратиотов, а также Тондуна и Зоила они передали подступившим туда хазарам и отправили к хагану. Взяв [всех], хазары убили их по дороге 463 . А жители Херсона 464 Юстиниана позорили и поносили, Вардана же, бывшего там в изгнании, провозгласили императором 465 . Прослышав об этом, Юстиниан еще больше распалился гневом: детей Ильи 466 он убивает на груди матери, а жену его заставляет вступить в брак с собственным поваром, индийца родом и безобразным с виду. Затем Юстиниан снова посылает другой большой флот, назначив командовать им патрикия Мавра 467 и приказав разрушить город Херсон, а его [жителей] безжалостно уничтожить. И вот он, переправившись в Херсон, взялся за дело 468 . Но когда на [ромеев] внезапно напало войско хазар 469 , город был спасен, а Вардан бежал к государю 470 хазар. Тогда патрикий Мавр, не зная, как продолжать осаду, и в то же время опасаясь возвращаться к Юстиниану, переходит на сторону города херсонитов. Они отреклись от Юстиниана, а Вардана провозгласили императором, переименовав его в Филиппика, и направили послов хазарину, с тем чтобы он прислал им Вардана. Тот связал ромейское воинство 471 клятвами в безопасности Вардана и обратил их в деньги 472 , взыскав с каждого мужа по сто номисм 473 . Прошло некоторое время, и Юстиниан начал подозревать, что они его свергли 474 . Поэтому он и на сей раз 475 избирает себе в союзники Тервеля 476 , архонта булгар.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010