По мнению старообрядцев, православному христианину следует избегать общения с иноверными в пище и питии. Не соблюдающих этого требования они осуждают; равным образом укоряют и православную Церковь за то, что она не возбраняет есть и пить вместе с неверными, 463 но – несправедливо. а) Апостол Павел пишет в послании к Коринфянам: «Аще ли кто от неверных призывает вы, и хощете ити, все предлагаемое вам ядите, ничто же сумнящеся за совесть» ( 1Кор. 10:27 , зач. 146). Св. И. Златоуст так объясняет эти слова: «Зри паки умерение, не бо повеле и законоположи отходити, ниже возбрани, отшедшия паки свобождает всякаго зазора» (Бесед. на 14 посл., ст. 831, нрав. 24; Учит. Еванг. 1652, поуч. в 29 нед., л. 352 об.). Согласно учению апостола, поступает и наша православная Церковь : она не возбраняет есть с неверными и не законополагает. Поэтому, старообрядцы, зазирая православных и всю Церковь за общение с неверными в пище и питии, обнаруживают неразумную строгость. 464 Чтобы оправдать себя, старообрядцы 1) обыкновенно замечают, что дозволение есть и пить с неверными было дано верным только на первое время, пока они еще не усовершенствовались в вере, по снисхождению, – подобно тому, как, по снисхождению к иудеям, дозволено было обрезание. 465 Но дозволяя иудеям обрезание, апостолы в то же время ясно давали знать, что в обрезании нет никакой нужды для спасения; мало того, по словам ап. Павла, если язычники будут обрезываться, то Христос их ничтоже пользует ( Гал. 5:2 , зач. 211). А чтобы дозволение есть и пить с неверными было дано также на первое время, по снисхождению, этого никто ни из апостолов, ни из учителей Церкви не говорил. 466 Св. И. Златоуст говорил даже совершенно противное, именно: «да не мнят, зане яко несовершеннейшим им сего (еже с неверными не ясти и с блудниками) не завеща, совершенные негли (может быть) сотворити то начнут», потому что избежать общения с неверными дело невозможное – «достояше другую вселенную искати» – (Бес. на 14 посл., 16 бес. на 1 Кор., ст. 703, нрав. 15) и совершенно излишнее, – «что бо ми внешних судити» (там же, ст. 704, нр. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

453. Слав. опять о мнозе. Далее ума> ACD1O. 454. παρ μν. В византийском греческом возможны разные вариант перевода предложной конструкции (см.: PGL, s. v. παρ, В 2. 4). Мы следуем переводам славянскому и И. Осэра. Перевод А. И. Сидорова: «нами [можно было бы и «у нас». – А. Д.] взыскуется». По классическим нормам (вряд ли здесь применимым) возможен ещё один вариант перевода: «, по нашему мнению,». 455. Рим. 11, 16. 456. Во всех переводах (в т. ч. слав.) числ. в обратном порядке. 457. вним.: молитвой В. 458. пробужд.: у нас BD1P слав. 459. " скорее " (τχιον codd., ταχ P): несколько двусмысленно – то ли наречно («быстрее»), то ли, как в слав. («скорее рещи», разночтение «рещи» вместо «войны» в учтённых греч. рукописях не засвидетельствовано), ближе к вводному слову (что менее вероятно). 460. фунд.: > В. 461. дома: > Р. 462. Далее В сразу переходит к продолжению сочинения Никифора Уединенника (PG 147, 961 В «внимание есть», рус. пер.: Добротолюбие, V, 2482) под заглавием «О внимании»; в D1 переход к повествованию о 3-й молитве; в D2 P и слав. текст (концовка-славословие) далее отсутствует. 463. и держава С. 464. аминь:> О. 465. Добротолюбие, V, 239–251. 466. 2 Hausherr 1930, 181=Hausherr 1966, 6. 467. Ibid. 468. Сидоров 1995, 205. 469. Если же говорить только о «различных видах безмолвия», то и здесь прп. Иоанн Лествичник сначала выделяет восемь видов, точнее причин, по которым ищут безмолвия, «и одни из них Богу приятны, а другие неприятны; восьмой же вид, без сомнения, носит печать будущего века» (PG 88, 1105 C; слово XXVII, 30 по рус. пер.), и только затем говорит о собственно деланиях безмолвия (там же, 33). 470. Добротолюбие, V, 227. 471. Кстати, прп. Исаак выделяет только три чина (новоначальных, средних и совершенных – см. слово LXVI), а четверица появляется у него при описании способов вражеской брани (слово LX). 472. Два других сочинения под его именем являются отрывком из данного послания и фрагментом из творения Петра Дамаскина. 473. Подробную аргументацию см. в предисл. К. Мицакиса, ср.: Rigo 2008, 145.

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

460 Пол. Собр. Зак. Рос. Ими. III, 1541, IV, 2118; Иркутск. Епархиал. Вед. 1871 г. стр. 688–696. Автор помещенной здесь статьи «Викариатство Тобольской епархии древнее и новое...» стр. 691 напрасно думает, что Варлаам был в полной независимости от тобольского архиерея. Он был «не настоящим архиереем». Одно это название говорит о его зависимости. 461 Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. VII, 350. Тут назван Бийский острог, следует Бельский (там же XI, 224). 462 Иркутские Епарх. Вед. 1908 г. 1, стр. 1–2. Об определении архиерейских домов см. наше исследование «Средства и штаты великорусских архиер. домов со времени Петра I...», Казань. 1907 г. стр. 46–50. 463 Пол. Собр. Пост. и Распор. по Вед. Прав. Исп. VII, 2417. Иркут. Епарх. Вед. 1871 г. стр. 23. С. Петровский . О Сенате в царствование Петра Вел. (Опис. Докум. и Бум. Арх. Минист. Юстиции III, стр. 319–322). Некоторое недоумение относительно пребывания еписк. Варлаама в Москве не у дел вызывается выражением, встречающимся в деле об определении состава Иркутской епархии в 1731 г. Тут говорится об указе сибирского губернатора князя Гагарина, которым определился состав епархии «в прошлом 1714 г. января 11 дня, бывшему тогда в Иркутске на епархии преосвященному епископу Варлааму не настоящему», т. е. викарию (Пол. Собр. Пост. и Расп. по Вед. Пр. Исп. VII, 2417, стр. 224). Как будто перед Назначением в Тверь Варлаам некоторое время жил в Иркутске. Вернее всего тут имеется в виду прежнее пребывание Варлаама в Иркутске. 464 Моск. Глав. Арх. Мин. Юст. Дела Сената по Монастырскому Приказу 1711–1722 гг. л. 86–94. М. Иосиф псковский, как легко заключить по фамилии, мог быть родственником несчастному сибирскому митрополиту Игнатию, сошедшему с ума на Сибирской кафедре. Судьбы м. Игнатия не хотел себе м. Иосиф. 465 Прот. А. Сулоцкий . Митроп. Филофей... стр. 31–32. Имея ввиду вышеприведенный архивный документ, мы полагаем, что о. Сулоцкий напрасно писал, что указ м. Филофею о назначении его снова на Сибирскую кафедру застал его в Киеве. М. Филофей мог получить указ уже в Сибири, по возвращении туда 20 марта 1717 г. К этому времени еще не кончилось дело о переводе м. Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Он не мог ни дарить что-либо, ни сам получать; потому что ни тот ни другой не имели собственности, которую могли бы дать. Новости мipa не имели места в их разговоре, они говорили только о предметах благочестия и утешались одною надеждою веселиться в блаженной вечности 460 . По его смерти Феодор, бывший настоятелем Тавеннских монастырей, назначил правителем женского монастыря Мин и монастыря Бехре Епониха, человека святого и престарелого 461 . Ему преемствовал Тифой. Чрез него главный эконом раздавал инокиням лен и шерсть для работы 462 . В этом монастыре были и девицы и вдовы. Здесь постриглись сестры Петрония, одного из первых учеников Пахомия, его преемника в управлении Тавеннскими монастырями. Здесь же в иночестве подвизались мать и сестра Феодора Освященного, любимого ученика Преподобного Пахомия 463 . Когда скончается одна инокиня, другие, приготовив её к погребению, выносят и полагают на берегу реки. Иноки, переплывши реку, переносят умершую на свой берег, держа в руках пальмовые и оливковые ветви и поя псалмы, и погребают в своих гробницах 464 . Палладий говорит, что в его время было в монастыре Мин 400 сестер 465 . Палладий разсказывает об одной великой подвижнице из сего монастыря Исидоре, которая по редкому смирению и уничижению показывала себя юродивой и безумной. Служа в поварне, она исполняла всякое послушание для всех сестер; не носила куколь, а покрывалась ветхой повязкой. За трапезу никогда не садилась, никогда не брала себе и ломтя хлеба. Никто из сестер не видал, чтобы она ела; она питалась крошками, собираемыми со стола, и остатками в сосудах, которые мыла. Обуви никогда не носила. Как над безумной – над ней нередко издевались, но она никогда не обижалась и ни полсловом не показывала ропота. Святость сей подвижницы открыта была святому отшельнику Питириму. Его объяли однажды помыслы тщеславия. «Для чего превозносишься своими подвигами? – сказал ему представший пред ним Ангел. – Ступай в женский Тавеннский монастырь и найдешь там женщину в повязке, она лучше тебя, ибо подвизается среди многолюдства, служит всем, и, хотя все её осмеивают, она сердцем никогда не отступала от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

11 Нынешний город Манд (Μende) на юге Франции (Прим. Migne (Ruinart " a): PL, T. 71. Col. 0831D). 20 Титул сенатора в знатных галло-римских семьях был фактически наследственным./Савукова В.Указ. соч., прим. 96 к кн. I HF. C. 357. 25 Данное упоминание о трех книгах чудес свт. Мартина говорит о том, что глава 6 была написана (в отличие от предисловия) до 588 года. См.: Krusch, p. 457. 34 Св. Ерминингельд, поднявший в в 579 г. в Севилье восстание против отца по причине открытых (с государственной поддержкой короля–арианина) притеснений арианами православных. См. прим. 61. 37 Об этой истории свт Григорий также повествует в HF. IX, 15, прибавляя: «…о чем мы подробно рассказали в книге о Чудесах» – очевидно, имея в виду данную главу. Король, о котором здесь идет речь – Реккаред I (586–601), сын Леовигильда и брат мч. Ерминингельда (память последнего 1/14 ноября). 45 Еп. Евфроний, предшественник свт. Григория на турской кафедре, скончался в 573 г. в возрасте семидесяти лет (HF. X, 31). 46 В оригинале – перефраз Вергилия. Ср.: , «…ac venti cuncta turbine perflant» и «… ac venti…ruunt et terras turbine perflant»(Aen. I, 82). 48 Хариберт I, король т.н. «королевства Хильдеберта», сын Хлотаря I, разделивший Франкское государство на четыре части. Умер в 567 году. Его смерть расценивалась как кара Божия за женитьбу на монахине Маркофейве, сестре его прежней жены Мерофледы (за этот поступок он был отлучен от Церкви на Турском соборе в том же, 567, году). Об этом свт. Григорий пишет в HF. IV, 26. 57 Совр. L " Île Barbe, остров на р. Соне. Krusch в соответствующем примечании (p. 761) приводит все случаи упоминания данного владения монастыря в материалах PL. 58 Совр. г. Шинон. Там до 1653 года хранились мощи св. Максима, пока не были сожжены кальвинистами (в то время было сожжено громадное количество мощей чтимых западных святых – не менее трети мощей святых, о которых идет речь в данной книге (по примечаниям Migne). О церкви этого города упоминается в HF. X, 31. 59 Эдигий Афраний Сиагрий, магистр конницы. Известный военный деятель того времени. Умер в 464 г. после битвы с саксами. Данное событие произошло в 463 г, во время войны с вестготами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

давал личное почетное гражданство. Статские – речь идет о статском советнике – гражданском чине V класса, соответствовал должности вице-директора департамента, вице-губернатора, председателя казенной палаты и др. Лицам, его имевшим, давалправо на личное дворянство. Для производства в этот чин необходимо было отслужить пять лет в предыдущем чине.) 462 (Генеральша Иолшина – вероятно, речь идет о супруге генерал-майора Иолшина Михаила Александровича (1830–1883), участника военных действий на Кавказе во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг.) 463 (Студент IV курса А. Малевич – Малевич Анатолий Игнатьевич (1872–?), выпускник МДА (1903), кандидат богословия; подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 591.) 464 (...с окончившими курс Горчуковым и Светловым Анатолием. – Горчуков Мирон Афиногенович (16.08.1873–10.08.1952) – педагог и общественный деятель. Родился в семье казака станицы Кочетовской области Войска Донского. Окончил Донскую ДС (1894), затем – МДА со степенью кандидата богословия(1898), магистрант LIII курса. С 28.01.1899 г. преподаватель Священного Писания в Симбирской ДС. Впоследствии занимался педагогической деятельностьюв г. Новочеркасске и станице Урюпинской области Войска Донского. С 1917 г. депутат Донского Войскового круга, вместе с которым выехал заграницу. В лагере интернированных на о. Лемнос организовал гимназию для взрослых, затем преподавал в Чехословакии; редактировал в Праге журнал «Тихий Дон»; являлся ближайшим помощником Донского атамана генерала П.Х. Попова. С 1949 г. проживал в США; в последние годы жизни преподавал в Свято-Троицкой ДС в Джорданвилле. Похоронен там же на монастырском кладбище. Подробнее о нем см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1017. Личноедело студента МДА М.А. Горчукова; www.cossackdom.com/enciclopedic/g. htm. Светлов Анатолий Андреевич (05.08.1872–?) – иерей, выпускник МДА, кандидат богословия. Из семьи священника с. Любомирки Балтского уезда Подольской губернии. Окончил Новгородскую ДС (1894), затем – МДА созванием действительного студента (1898).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

449 В тропаре на день Преображения. 450 Исповедание веры Гр. Паламы. 451 О свойстве света, виденного апостолами на Фаворе. 452 Синаксарь во вторую неделю Четыредесятницы. Чет. Мин. 14 ноября. 453 См. надпись последования во вторую неделю Четыредесятницы. 454 Песнь 8 канона понедельн. 3 седмиц. 455 В понедельн. вечера на " Господи воззвах» 456 Синакс. в третью неделю Четыредедятницы. 457 Служба в среду третьей недели Четыредесятницы. 458 68 слово, том 4. 459 18, 1, том 2, по Монтфокону. 460 Maxim. Bibliothec. patrum. 461 О мытаре и фарисее см. выше. 462 Тропарь св. Иоанна Лествичника. 463 Кондак 30 марта. 464 Стихи синаксаря о пр. Иоанне. 465 Daniel Monachus Raitenus conscripsit historiam vitae Joannis Climaci. Пролог. 30 марта. 466 Церковная служба в пятую седмицу Четыредесятницы. 467 Синаксарь в четверток 5 недели Четыредесятницы. 468 Синаксарь в четверток пятой седмицы Четыредесятницы. 469 Чет. Мин. 1 апреля. Жизнеописание Марии Египетской. 470 Чет. Мин. 1 апреля. 471 Никифор. истор. кн. 17, гл. 5. 472 Theodor. lector, lib. Чет. Мин. 26 июня. Стихиры литии 26 августа в службе Богоматери Владимирской иконы. 473 Socrat. Lib. 7, cap. 46. 474 Theodor. lector. Lib. 1. Чет. Мин. 10 сентября. Никифор. Церковная история, кн. 14, гл. 2. 475 О Влахерне см. день положения ризы Пресвятой Богородицы. 476 Феодор-чтец, кн. 1,? 1. 477 Синаксарь в субботу пятой недели Великого поста. Чет. Мин. 26 июня. Карамзин, история, т. 1, прим. 284. 478 Там же. 479 Синаксарь в субботу пятой недели Великого поста и Чет. Мин. 26 июня. 480 Синаксарь в субботу пятой седмицы Четыредесятницы. Комбефизий. Auctores incerti, т. 2, с. 805. 481 Карамзин. История, том. 1, прим. 284, и другие сказания. 482 Синаксарь на Акафист. 483 Воскресное чтение, т. 1, 19. 484 См. Церковный Устав. Надпись в пятую неделю Великого поста. 485 Синаксарь в четверток пятой седмицы Четыредесятницы. 486 Codin. de officiis cap. 12, 11. 487 — Чет. Мин. 26 июня. 488 Вместе с точным списком с нее, который находился в подмосковном (в 9 верстах от Москвы) местечке Строгановых. Местечко поэтому называлось Влахернским. Ведом. Спб. Градск. Полиции, 1853 г. 196.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Осенью 1480 г. П. примкнул к кругу московского придворного духовенства, к-рое призывало правителя Русского гос-ва к решительным мерам борьбы на р. Угре против пришедших из Б. Орды военных сил хана Ахмата. По этому поводу П. написал послание (Там же. Т. 26. С. 266), текст которого не сохранился. П. приписывается формулярный извод послания, которое между 30 сент. и 11 окт. (?) 1480 г. было отправлено в стан рус. войска на р. Угре вел. кн. Иоанну Иоанновичу Молодому, с призывом «о Христе вооружи свое сердце, наполни вся о Бозе духа ратного, стани крепко противу врага Божья и великаго змия безделнаго и немощнаго за имя Божие и за святыя церкви и за сродников своих, великих князей, и за святыя чюдотворци…» (РФА. Вып. 2. 84/I. С. 269-271). В том же году наряду с митр. всея Руси Геронтием и Ростовским архиеп. Вассианом I П. выступил как посредник в переговорах между вел. князем Московским и его мятежными младшими братьями - угличским кн. Андреем Васильевичем Большой Горяй и волоцким кн. Борисом Васильевичем (Там же. Т. 23. С. 181; Т. 24. С. 199-200). До марта 1481 г. вместе с Ростовским архиеп. Вассианом I П. присутствовал при составлении духовной грамоты кн. Андрея Васильевича Меньшого, к-рый передал свой удел, состоявший из волостей на Вологде, Кубене и Заозерье, своему старшему брату Московскому вел. кн. Иоанну III Васильевичу (ДДГ. 74. С. 177). В годы настоятельства в Троице-Сергиевом мон-ре П. пришлось много времени уделять материальным и хозяйственным вопросам жизни обители, подтверждению ее прав на ранее сделанные пожалования, а также добиваться расширения ее вотчин. Вовлеченность П. в решение этих вопросов свидетельствует о том, что его не следует рассматривать как одного из представителей «нестяжательства» (см. Нестяжатели ). В кон. 70-х - нач. 80-х гг. XV в. П. удалось получить в пользу Троице-Сергиева монастыря ряд важных жалованных и иммунитетных грамот, выданных на его имя, в т. ч. княгиней-инокиней Марией Ярославной, угличским кн. Андреем Васильевичем Большим Горяем и вел. кн. Иоанном III (АСЭИ. Т. 1. 458. С. 345-346; 460-461. С. 346-348; 459. С. 346; 464. С. 350; 465. С. 350-351; 462-463. С. 348-349; 490. С. 369; Там же. 491-491а. С. 369-371; 492. С. 371-372; Каштанов С. М. Очерки рус. дипломатики. М., 1970. 30-33. С. 394-400; 56-57. С. 427-428).

http://pravenc.ru/text/2578675.html

Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1376CD; 1165 ВС; 1168С. 461 См. III 1, 10–11. 462 Иоанн Дамаскин. Беседа 1 на Преображение 12–13: PG 96, 564С–565А. 463 Песнопения вечерни Преображения. 464 Иоанн Дамаскин. Канон на Преображение, песнь 9, тропарь 2. 465 Андрей Критский. Беседа 7 на Преображение: PG 97, 933С. 466 О небесной иерархии VII 2: PG 3, 208С. 467 См. 1 3, 29. 468 Косьма Маюмский. Канон на Преображение, песнь 9, тропарь 1. 469 Слова из кондака праздника Преображения. 470 Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение 12: PG 96: 564В. 471 Главы богословские и икономические 1, 48: PG 90, 1100D. 472 Слова из седальна после полиелея на утрени Преображения. 473 Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1165D. 474 Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии XV 2: PG 3, 328D–329C. 475 Иоанн Дамаскин. Гомилия на Преображение 7; 10; 12; 15–16: PG 96, 557С; 561D; 564С; 569AB. 476 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1 4: PG 3, 592ВС. 477 Андрей Критский. Гомилия 7 на Преображение: PG 97, 949С. 478 Из богослужения вечерни Преображения. 479 Дионисий Ареопагит. О божественных именах II 7: PG 3, 645A. 480 Там же, V 2: PG 3, 916С. 481 Максим Исповедник. К Марину: PG 91, 268D. 482 Дионисий Ареопагит. Послание 2: PG 3, 1068A–1069A. 483 Выражение Максима Исповедника. 484 Максим Исповедник. Вопросы к Фалассию 22: PG 90, 324А. 485 Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1240С. 486 Там же: 1076С. 487 Там же: 1088ВС; 1320В. 488 Василий Великий. Послания 1 4: PG 32, 229В. 489 Неизвестно, кто здесь цитируется. 490 Этот текст, приписываемый св. Максиму также в I 3, 20 и III 3, 13, не обнаруживается в его изданных сочинениях. 491 О небесной иерархии III 3: PG 3, 165A. 492 Дионисий Ареопагит. Послания 2: PG 3, 1068–1069. 493 См. III 1, 9; 18. 494 Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1140А; 1144С. 495 Ср. III 3, 3. 496 Григорий Назианзин. Гомилии, 30, 21: PG 36, 132В. 497 Ср. Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1076ВС. 498 Андрей Критский. Беседа 7 на Преображение: PG 97, 933С. 499

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Из отставных солдат принимать в расчет только тех, которые действительно водворились и занимаются пашнею на отведенных им от казны или от самих казенных поселян землях, равно как и поселившихся на прежних своих участках; тех же из них, которые проживают в казенных селениях без водворения, не занимаясь хлебопашеством, в расчет не полагать; поставив в обязанность уездным землемерам, по отмежевании на этом основании, для каждой церкви, земли, доносить о количестве ее в тоже время Палате Государственных Имуществ, с приложением планов. (Ст. 463 там.) В губерниях Херсонской и Екатеринославской за теми церквами, которым по многоземельности некоторых дач этого края, отведено во владельческих и казенных селениях по сту двадцати десятин, без выдачи на эти церковные земли особых планов и с означением лишь тех на планах дач, в которых состоят эти церкви, остаются и впредь отведенные в этой мере земли. (Ст. 464 там.) В округах, назначенных под селение иностранных колонистов и в прикосновенных к ним местам, отводить к каждой церкви по шестидесяти десятин и межевать их в общую межу с поселянскими землями. (Ст. 465 там.) Где прежде к церквам земель дано не было, а владельцы пожелают дать их из своих земель, там отмежевать к церквам земли по отводу тех самых владельцев, но к одним местам и по близости каждой церкви. (Ст. 466 там.) Если владельцы добровольно не отведут земли к церкви, то узаконенную пропорцию намеривать не от одного того владельца, у которого в селении состоит церковь , но от всех тех, которых деревни причислены в приход той церкви и прикосновенны к этому селению своими землями. От каждого владельца отрезывать участок земли в церковный удел, по соразмерности его дачи к прочим владениям того прихода.(Ст. 467 там.) Если деревня приписана в приход какой-либо церкви, но земли свои имеет чрез другие владельческие дачи: то владеемых ею земель при нарезке церковного участка в расчет не полагать. (Ст. 468 там.) Узаконенное количество земли межевать также и к ружным церквам, не смотря на то, что церковнослужители ныне довольны ружным содержанием, и эту землю оставлять за владельцами, доколе взаимное согласие между ними и священнослужителями о руге будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010