Анна Семёновна и о. Иоанн Орнатские Анна Семёновна и о. Иоанн Орнатские - бабушка и дедушка Тамары Ивановны. В их семье было четырнадцать детей. Отец Иоанн Кронштадтский особо любил эту семью. В 1895 году подарил им свой портрет с надписью: «Своим по духу и по плоти иерею Иоанну Николаевичу и Анне Семёновне Орнатским на добрую память». Отец Иоанн всегда оставался одним из самых духовно близких о. Иоанну Кронштадтскому сподвижников. Именно он провёл у постели своего Кронштадтского родственника последние часы его земной жизни, читал канон на исход души Батюшки и отходную - и он же закрыл усопшему глаза на смертном одре. В октябре 1909г. о. Иоанн Орнатский принял живое участие в организации «Общества памяти отца Иоанна Кронштадтского», во многом продолжившего благотворительную и пастырскую деятельность батюшки и сыгравшего огромную роль в деле будущего её прославления. В советское время о. Иоанн приложил все свои силы, чтобы сохранить могилу Батюшки в Иоанновском монастыре. О. Иоанн был арестован в 1936 г., сослан в лагерь на станцию Погостье, где погиб 20 апреля 1937 г., сподобившись принять мученический венец. В 2005 г. на месте его гибели протоиереем Геннадием Беловоловым в присутствии Тамары Ивановны Орнатской был установлен памятный крест. Анна Семёновна умерла 11 мая 1951 года, её отпели и похоронили на Шуваловском кладбище вблизи храма св. блгв. князя Александра Невского. О жизни и трудах Тамара Ивановна Орнатская родилась 18 мая 1935 года на станции " Песочная " в семье Ивана Ивановича Орнатского (1990 - 1965), сына прот. Иоанна Орнатского. Иван Иванович был инженером, а мать Елена Петровна была учительницей. Она скончалась от истощения во время эвакуации из блокадного Ленинг рада в 1943 году в городе Рыбинске, когда Тамаре было 8 лет. Иван Иванович Орнатский Воспитывалась Тамара Ивановна больше всего своей бабушкой Анной Семеновной Орнатской (в девичестве по отцу Малкиной, а по матери Сергиевой), племянницей Иоанна Кронштадтского, матушкой о. Иоанна Орнатского, бывшей воспитанницей игуменьи Леушинского монастыря Новгородской епархии Таисии Солоповой.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/28/...

Следующей начальницей общины стала монахиня Воскресенского Горицкого монастыря Леонтия (в миру Мария Александровна Коврова), которая построила три обширных двухэтажных келейных корпуса на каменных фундаментах, капитально отремонтировала деревянную Иоанно-Предтеченскую церковь и выстроила домовой храм Спаса Нерукотворного, освященный 15 сентября 1880 г. Он стал первым собственно монастырским храмом. (Предтеченская церковь из-за наличия при ней приходского кладбища была впоследствии оставлена за пределами ограды обители). В 1881 г. монахиня Леонтия, не выдержав внутренних неурядиц, попросилась на покой в Горицкий монастырь, после чего встал вопрос об упразднении общины. В феврале 1881 года митрополит Исидор (Никольский) принимает решение направить в Леушино казначею Званского Знаменского монастыря монахиню Таисию (в миру Марию Васильевну Солопову). В личной беседе он сказал матушке: «…Эта община требует умного распоряжения, деятельного надзора; она мне надоела, вот уже четвертый год, я тебя четвертую назначаю, а если и ты не сделаешь ничего полезного, то я ее закрою…» Монахиня Таисия, несмотря на активное сопротивление купцов Максимовых и некоторых сестер, энергично принялась за благоустройство обители. Читать далее... В 1881-1884 годах она выстроила каменную ограду вокруг монастыря, подворье в Череповце с каменной часовней во имя Божией Матери «Достойно есть», несколько келейных и хозяйственных корпусов. 22-24 июня 1884 г. Леушинскую общину посетил епископ Старорусский Анастасий (Добрадин), что стало первым в истории визитом архиерея в Леушино. 24 июня владыка освятил монастырскую ограду и возглавил крестный ход вокруг монастыря, с этого года ставший традиционным. Благоприятный отзыв епископа позволил игумении Таисии выйти с ходатайством о преобразовании Леушинской общины в монастырь. Современное состояние [ править править код ] Внутреннее убранство монастырского храма 27 декабря 2016 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил в связи с прошением Преосвященного епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана открыть Ново-Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь села Мякса Череповецкого района Вологодской области и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Кириллу (Червову).

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

Леушинский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Леушинский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь. Фотография. Нач. XX в. В февр. 1881 г. Новгородский и С.-Петербургский митр. Исидор направил в Леушино казначею Званского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря мон. Таисию (Солопову) . В личной беседе митрополит сказал ей: «Эта община требует умного распоряжения, деятельного надзора; она мне надоела... я тебя четвертую назначаю, а если и ты не сделаешь ничего полезного, то я ее закрою…» ( Таисия (Солопова). 2006. С. 102). Согласно утверждению игум. Таисии, к этому времени купцы Максимовы изменили свои планы и стремились, «чтобы общину закрыли, и земля, таким образом, осталась бы снова их собственностью, на которой и устроили бы они сыроварню, так как они торговали в Петербурге сыром и маслами, почему и от общины, и от меня требовали доставлять им масло; очевидно, и я, как и мои предместницы, на это не сдавались» (Там же. С. 106). Мон. Таисия, несмотря на конфликты с Максимовыми, благоустроила обитель. В 1881-1884 гг. были выстроены несколько келейных и хозяйственных корпусов, каменная ограда, подворье в Череповце с каменной часовней в честь иконы Божией Матери «Достойно есть». В июне 1884 г. Л. м. впервые посетил архиерей - еп. Старорусский Анастасий (Добрадин) . 24 июня он освятил монастырскую ограду и возглавил крестный ход вокруг Л. м., впосл. ставший традиционным. Благоприятный отзыв епископа позволил мон. Таисии ходатайствовать о преобразовании общины в общежительный мон-рь. Св. прав. Иоанн Кронштадский и игум. Таисия (Солопова). Фотография. Нач. XX в. Св. прав. Иоанн Кронштадский и игум. Таисия (Солопова). Фотография. Нач. XX в. В июле 1885 г. определением Синода община была переименована в монастырь «с наименованием его Иоанно-Предтеченским Леушинским женским общежительным» (Новгородские ЕВ. 1885. 18. С. 243). Соответствующий указ Новгородской духовной консистории был подписан 3 сент. 1885 г., а 1 окт. того же года мон. Таисия возведена в сан игумении; 8 нояб. в обители состоялся 1-й монашеский постриг. 19 окт. 1885 г. игум. Таисия получила разрешение на строительство каменного собора в честь иконы «Похвала Пресв. Богородицы» (1891) «на средства благотворителей и остаточную неокладную сумму» (Там же. 20. С. 280). Для нового храма духовенство Софийского собора Новгорода пожертвовало частицы мощей святителей Новгородских Иоанна и Евфимия и прп. Антония Римлянина. Эти св. частицы были положены в раку, и над ними устроена резная сень. В собор была перенесена также чтимая икона Божией Матери. В 90-х гг. XIX в. игум. Таисией были основаны Успенский и Иоанно-Богословский скиты с домовыми храмами, подворья в С.-Петербурге и Рыбинске, пароходная пристань близ дер. Борки на р. Шексне, велось строительство корпусов, надвратной колокольни и домовой ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделом прп. Иоанна Рыльского.

http://pravenc.ru/text/2463615.html

В последние годы в этот памятный день — 15 января — мне часто приходят грустные мысли, связанные с процессом канонизации игумении Таисии. С одной стороны, святость ее жизни и подвига совершенно очевидна и ее не нужно доказывать, а нужно только зафиксировать. Я не раз спрашивал многих знакомых священников и даже архиереев о том, является ли леушинская игумения святой? И слышал всегда один ответ: кто же в этом сомневается?! О ее святости говорил еще сам Иоанн Кронштадтский. Процесс канонизации игумении Таисии был официально начат еще в 2014 году комиссией по канонизации Тихвинской епархии, о чём было объявлено на многих информационных ресурсах, в том числе на РНЛ. Потом подготовку канонизации приняла и продолжила Череповецкая епархия. Именно от неё было обращение в Синодальную комиссию по канонизации в Москве. Однако в 2020 году все процессы были остановлены. Говорят, что это связано с кадровыми проблемами в Череповецкой епархии. Нужно отдать должное, нынешний епископ Череповецкий Игнатий много делает для почитания игумении Таисии и, насколько мне известно, вновь ставит вопрос о ее прославлении. То, что имя Таисии остается до сих пор все еще не прославленным, на мой взгляд, является большим недостатком для духовной жизни Церкви. Сейчас много говорят о канонизации Суворова, объясняя это необходимостью текущего момента нашей истории. Но канонизация игумении Таисии не менее актуальна для фронта духовного. Не секрет, что возрождение женского монашества идёт в Церкви с большим трудом и с большими проблемами. Знаю это не понаслышке, ибо невольно стал свидетелем попытки создать женский монастырь на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге, но воз и ныне там. На этом фоне трудных процессов монашеского возрождения канонизация игумении Таисии стала бы действенной помощью и показала бы яркий пример настоящего монашества. Выражаясь по военному, канонизация Таисии дала бы правильную ориентировку для современных монахинь. Игумения Таисия попала в какое-то двусмысленное положение: с одной стороны никто не сомневается в ее святости, с другой стороны она до сих пор не канонизирована и поэтому ее уникальный подвиг и духовное наследие остаются не во всей полноте востребованными и оценёнными. Несмотря на некоторые издержки, очевидно, что народная любовь к матушке Таисии воплощается в самых разных формах. Хочется выразить надежду, что следующий 2025 юбилейный год, когда мы будем вспоминать уже 110-летие кончины леушинской игумении, станет решающим, и мы наконец-то дождёмся прославления игумении Таисии в лике святых

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/ko...

Протоиерей Иоанн Сергиев. На письме в левом верхнем углу помета монахини: «Получ. в Воскр. на Крестопоклон. неделе. 14 Марта». Вероятно, в помете описка: воскресенье Крестопоклонной недели в 1902 г. приходилось на 17 марта. Игумении Алексии (Пляшкевич). 22 марта 1902. Кронштадт Честная Мать Игумения Алексия! Спешу послать тебе на нужды твоей обители и Подворья 44 пятьсот рублей. Благодари Бога, промышляющего о врученной тебе обители и да неоскудны будут дары благости Божией для вас и ныне и в будущее время. Дай Бог вам всем совершить подвиг поста в мире и здравии и достигнуть поклонения 45 страстям Господним и всеспасительной Пасхе. Будьте здоровы. Ваш Богомолец, Протоиерей Иоанн Сергиев. 22 Марта 1902. Игумении Таисии (Солоповой). 22 марта 1902. Кронштадт Дорогая, неоцененная Матушка Таисия! Когда я принялся писать эти строки, я вообразил твои страдания, коим подвергает тебя болезнь твоя, и молил благоутробного Врача душ и телес 46 – облегчить твою скорбь и дать силу перебороть болезнь, мучащую тебя столько лет 47 . Твоя преданная Серафима приехала ко мне нарочно в Кронштадт известить меня о твоей болезни и просить молитв пред Владыкою живота и смерти 48 о сохранении твоей жизни. Да продолжит Господь дни жития твоего многотрудного и многоскорбного во славу Божию и на радость и благополучие сестрам. Молю Господа увидаться мне с тобою еще и не в последний раз. Всем сестрам от души поклон. Протоиерей Иоанн Сергиев. 22 Марта 1902 г. Игумении Таисии (Солоповой). 28 марта 1902. Кронштадт Матушка Таисия! 28-го Марта, в четверг, я служил на твоем подворье при бесчисленном множестве народа; давка была громадная. Говорил назидательное поучение 49 на слова: Чаша Твоя упоявающи мя, яко державна 50 . Вспоминали тебя и благодарили Господа за твое исцеление. До свиданья. Протоиерей Иоанн Сергиев. 28 Марта 1902 г. Игумении Таисии (Солоповой). 9 апреля 1902. Кронштадт Дорогая Матушка Таисия! Божиего милостию сегодня, в Страстной вторник, имел радость служить Преждеосвященную Литургию в церкви твоего Леушинского подворья. Ночевал в Кронштадте; прибыл на подворье в 9? ч. утра, побывавши наперед экстренно у генерала Богдановича 51 . Поздравляю тебя и всех сестер, и братию, то есть священнослужителей обители вашей, с великими днями Страстей Господних и с наступающим праздником праздников – Пасхою 52 . Да хранит Господь тебя и обитель твою. Дай Бог увидеться со всеми вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Как видим, редакторы присвоили себе право квалифицировать и интерпретировать мистические явления в жизни Таисии. Это граничит уже с каким-то произволом. При этом удивительно, что в новой книге сами издатели на обороте титульного листа заявляют: «Печатается по изданию «Записки игумении Таисии (Автобиография), Петроград, 1916 г.». Но получается, что это заявление не соответствует действительности, так как подобное указание предполагает точное воспроизведение текста предыдущего издания. Если уж редакция пошла на такие кардинальные изменения и дополнения авторского текста, то это, как минимум, требует объяснения. Издатель обязан предупредить читателя, что в текст внесены существенные изменения и дополнения. Любой доверчивый читатель новой книги, увидев надпись «Печатается по изданию…», будет совершенно уверен, что перед ним тождественная книга, что каждое слово в данной книге написала сама игумения Таисия, что именно этот текст прошёл духовную цензуру Святейшего Синода и получил благословение св.Иоанна Кронштадтского. Читателю же вместо указанного первого издания преподносят самочинную интерпретацию текста - откровенную отсебятину. На наших глазах происходит подмена, прямо-таки «фокус-покус»: пишут и заявляют одно, а демонстрируют совсем другое. Видимо, эта ссылка на оригинал усыпила и бдительность обычно строгого, не допускающего такие вольности Издательского совета РПЦ. Члены совета, будучи убеждены, что перед ними текст, идентичный тому, который был в первом издании, доверились этому указанию и пропустили тотально измененную книгу игумении Таисии, рекомендовав её к печати. Общий низкий уровень издания привёл к ряду грубых ошибок и досадных ляпов в тексте, которые я также хотел бы отметить. Об уровне издания говорит и ещё одна грубая ошибка. В книге на странице 100 помещён портрет якобы архимандрита Лаврентия Валдайского, «духовника Марии Солоповой в 1862-1876 гг.». Но напечатанная фотография не имеет ничего общего с архимандритом Лаврентием. На самом деле на снимке запечатлен архимандрит Иосиф (Николаевский, 1862-1930гг.), ставший в советское время гонимым епископом-исповедником. Никакого отношения ни к Таисии, ни к её «Запискам» он не имеет. Этот ляп стал результатом общей небрежности издания. Можно было спокойно посмотреть предыдущие издания «Записок», где помещён настоящий портрет старца-архимандрита Лаврентия, чтобы избежать неприятной ошибки, которая бросает тень на двух чтимых подвижников. Очевидно, что редакторы не потрудились заглянуть в предшествующие издания «Записок».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/24/mo...

Причём, речь Татарова как ведущего фильма представляет собой уникальное явление с точки зрения владения русским языком. Попробую застенографировать то, что он говорит: «Мы хотели бы рассказать о человеке, который подарил нам эту несусветную радость, благодаря которому фрески Дионисия, как привет и напутствие от потомков, дошли до нас почти в авторском виде» (2 мин.51 сек.). В фильме фрески Дионисия называются «несусветной радостью». Я не поверил собственным ушам и проверил в толковом словаре значение этого слова. Действительно, «несусветный» – это «несуразный, поражающий своей нелепостью». Неужели автор хотел выразить именно эту мысль?! Как говорится, это же «несусветная чепуха»! На этом фоне уже не так удивляет заявление о том, что фрески Дионисия шлют нам «привет и напутствие от потомков». Видимо, Татаров хотел сказать «привет потомкам от предков», но получилось так, как получилось. Уже от этих первых неуклюжих фраз теряется доверие к фильму и возникает тревожное ожидание еще каких-нибудь подобных перлов. Почему редакторы не поработали над фильмом, не вырезали эти неряшливые фразы, – остаётся загадкой. Православие среди кряшен: исторический опыт и современная ситуация На этой надуманной концепции о том, что игумения Таисия спасла и подарила человечеству фрески Дионисия, что «человечество обязано Таисии» за эти фрески, строится фактически весь фильм. Он начинается этим заявлением и заканчивается той же мыслью: только благодаря Таисии сохранились росписи Дионисия. Но подобные заявления сильно удивили бы, прежде всего, саму матушку Таисию. Да, действительно, в 1903 году Ферапонтов монастырь по инициативе игумении Таисии (Солоповой) был возобновлен как женский, но это совершенно не значит, что именно она спасла фрески. Таисия написала книгу «Сказание о Ферапонтовом монастыре», где подробно рассказала о том, как была восстановлена обитель. После просмотра фильма я специально перечитал эту книгу и нигде не нашел в ней ни одного упоминания Дионисия и его фресок. Ею двигали совершенно другие мотивы.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/13/ne...

“Записки” игумении Таисии Солоповой раскрывают перед нами внутреннюю жизнь женских монастырей второй половины XIX века. Из ее повествования видно, какое значение для правильного устроения монастырской жизни имела аскетическая традиция. “Записки” свидетельствуют о том, что в женских монастырях, как и в мужских, подвижничество черпало свои духовные силы либо в народном благочестии, либо в аскетической традиции. Все христианские подвижники, известные из истории церковной жизни России, духовно питались из этих двух источников 13 . Особый расцвет иноческого аскетизма наблюдался в Серафимо-Дивеевской обители Нижегородской епархии. Возможно это был отблеск духовного подвига преподобного Серафима Саровского, который явил собой вершину русского благочестия XIX века. В кругу подвижниц, сложившемся под влиянием преподобного Серафима Саровского, самой характерной чертой была совершенная преданность Богу. В своем духовном окормлении преподобный Серафим особое значение придавал молитве и духовной любви к ближнему. Из истории Серафимо-Дивеевского монастыря мы видим, что Преподобный, может быть, больше, чем другие старцы, занимавшиеся духовным окормлением женщин, требовал от своих духовных дочерей аскетического делания. Не исключено, что в монастыре для этого была уже уготована почва, что там существовала аскетическая традиция, которую он продолжил, ибо крепкое основание для аскетического делания заложено было еще основательницей и предстоятельницей общины, монахиней Александрой Мельгуновой, которую Преподобный знал лично. Образы юродивой во Христе Пелагеи Серебряковой (†1884) и других насельниц обители говорят о том, что и после преставления святого аскетическая традиция не угасла, а была продолжена 14 . “Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIIIu XIXbb.” знакомят нас со многими другими русскими подвижницами: игуменией Дорофеей из Знаменского монастыря под Тамбовом (том за январь); игуменией Антонией из Сретенского монастыря под Каширой Тульской епархии (там же); монахиней Дорофеей из Иоанновского монастыря в Москве (февраль); схимонахиней Авраамией из Сретенского монастыря под Каширой (февраль); схимонахиней Марфой из Арзамасского монастыря Нижегородской губернии; двумя затворницами, Марфой и Евдокией, из Харькова (март); схиигуменией Олимпиадой, настоятельницей Алексеевского монастыря в городе Арзамасе Нижегородской губернии (август); монахиней Елисаветой из Сретенского монастыря под Каширой (сентябрь); монахиней Иларией Кобелевой которая в возрасте 13 лет поступила послушницей в Курский Троицкий женский монастырь, через 19 лет суровой подвижнической жизни приняла постриг, провела в этом монастыре 70 лет и все время беспрерывно занималась благотворительной деятельностью.

http://pravmir.ru/zhenskoe-monashestvo-v...

Молю Бога о вашем здравии и преспеянии. Смиренный молитвенник Протоиерей Кронштадтского Собора Иоанн Сергиев. Марта 4, 1902. Сурское Подворье Карповна 45. Игумении Алексии (Пляшкевич). 6 марта 1902. Кронштадт 34 Матушка Алексия! С постом! Дай Бог тебе и всем сестрам о Христе благодушествовать и усердно служить Господу ради вечной жизни. Присылаю на нужды обители полтораста рублей. Дай Бог обители не иметь недостатка во всем нужном и необходимом. Кланяюсь тебе и всем сестрам и духовным отцам. Протоиерей Иоанн Сергиев 6 Марта 1902. Игумении Таисии (Солоповой). 13 марта 1902. Кронштадт Дорогая моя Матушка и сестра о Господе Таисия! Мир Божий да царствует в душе твоей! Благословение Божие и Матери Божией да осеняют тебя, да радуют тебя. Недуги тяжкие, удручающие тебя, да оставят тебя; мир и любовь да наполняют твое сердце и да царствуют в обители твоей. Долго ты не писала мне, зато разом много написала. Напрасны твои опасения касательно меня, что я мог истолковать твое молчание не в добрую сторону. Я полагал только, что ты или недомогаешь, или слишком занята делами. Серафима регентша (сегодня, 13-го) сама навестила меня и передала твое письмо. Очень порадовался я и письму и ей. Я был трои сутки без голоса и недомогал 35 . Теперь поправляюсь, голос вернулся; завтра хочу служить у тебя на подворье, – дай Бог 36 37 38 39 40 ! Благодарю за розовые ризы. Молодым, а не старым приличен розовый цвет. Это все любовь твоя меня украшает и молодит 41 . Все другим и ничто себе – вот твой девиз. Да воздаст тебе Господь за любовь твою небесную, святую. Дай Бог свидеться скоро. Кланяюсь тебе и всем сестрам, казначее, батюшкам и их супругам. Твой сын и брат о Господе Протоиерей Иоанн Сергиев. 14 Марта 1902 г. Монахине Флорентин (Егоровой). 14 марта 1902. Кронштадт 14 Марта 1902 Дорогая сестра о Господе Флорентин! Прочитал предлинное письмо твое и в ответ на него присылаю тебе четыреста рублей. Хорошо, что по недомоганию я оставался дома и имел свободное время; а то, пожалуй, и не прочел бы. Пиши меньше, потому что у меня писем много, много 42 . Сердечный мой поклон маме и тебе и всем сестрам 43 . Не знаю, с кем переслать ряску Батюшке о. Петру. Хоть бы приехала какая монахиня. Прощай.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Едва ли хоть одна из класса любила Салопову, с ней никто не ходил обнявшись, никто не болтал по ночам на кровати, но, когда девочка раз упала на молитве и ее, бледную, с закрытыми глазами, унесли в лазарет, в классе вдруг образовалась пустота, а вечером, когда все легли в кровать, тем, кто спал около нее, стало жутко, до того привыкли они видеть ее на коленях перед образом и, засыпая, слышать, как она благоговейно, с чувством шепчет молитвы. Через два дня после того, как Салопову взяли в лазарет, целая группа девочек пришла ее проведать, вскоре это приняло характер паломничества, приходилось даже чередоваться, каждую побывавшую у нее класс осыпал вопросами: – Ну, что Салопиха? Что говорила? – Да ничего не говорила, ведь у нее одна просьба: придешь – читай ей Евангелие, а уходишь – просит не ссориться, да ведь как просит-то, чуть не со слезами! – Ну и что же, ты обещала? – Да ты бы видела, какими глазами она смотрит, когда говорит, тут все что хочешь обещаешь. У девочек появились в карманах маленькие Евангелия, которые, по их просьбе, купил отец Адриан, ссоры стали гораздо реже. Не успеют двое войти в азарт, раскричаться, как третья скажет: – Ах, Господи, а я сегодня к Салопихе, ну что я ей скажу, как спросит? – И ссора затихала сама собой. Пробовали девочки носить ей гостинцы, но Салопова тут же при них раздавала все другим. – На что мне лишнее, не надо, и так дают больше, чем съешь, – говорила она, – ты вот лучше потешь меня, посиди подольше да почитай! – И девочки не только охотно сидели, читали, но даже вынимали за ее здравие просвирки и ставили свечи» 9 . В 1861 году Мария сдала выпускные экзамены и вышла из института с аттестатом в котором стояли почти одни пятерки. На экзамене по Закону Божию ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии Преосвященный епископ свт. Иоанникий был весьма удивлен тем, что выпускница Института знала наизусть все Евангелие на церковно-славянском языке. На его изумленный вопрос девица Мария Солопова ответила: «Каждое слово Евангелия так приятно и отрадно для души, что мне хотелось его всегда иметь при себе, а так как с книгой не всегда удобно быть, то я вздумала заучить все, тогда всегда оно будет при мне в моей памяти».

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010