С любовью приняв чистую душу девицы под свое руководство, он еще более укрепил ее в избрании монашеского пути. Виктория Васильевна, вразумленная видением Божией Матери, преклонила свое сердце и дала материнское благословение на поступление дочери в монастырь. Распродав имение, Мария в 1861 году поступила по благословению старца Лаврентия в Тихвинский Введенский монастырь, где безысходно провела почти 10 лет. 13 мая 1870 г. во Введенском соборе она была пострижена в рясофор с именем Аркадия. В 1872 г. также по благословению старца Лаврентия она перешла в Покровский Зверин монастырь в Новгороде, где подвизалась 6 лет, исполняя послушание регента. В 1878 году инокиня Аркадия была переведена в Знаменский Званский Державин монастырь на Волхове в 70 верстах от Новгорода на должность казначеи. В этой обители 10 мая 1879 г. она была пострижена в мантию с наречением имени Таисия. В ночь на 03 февраля 1881 г. монахиня Таисия увидела необычный сон, в котором «вдруг сверху, как бы с неба упал прямо (ей) в правую руку настоятельский посох», и во вратах монастыря ее встретил крестный ход. На следующий день монахиня Таисия была вызвана в Санкт-Петербург для получения указа митрополита Исидора о назначении ее настоятельницей Леушинской общины. Вся последующая жизнь матушки Таисии была связана с Леушино. Попав в водоворот скорбей, она вначале хотела навсегда оставить Леушино, но ей явилась Богородица со св. Иоанном Предтечей и повелела не оставлять эту обитель. Вразумленная этим откровением, матушка Таисия дала своего рода обет верности – никогда не оставлять Леушино: «Укрепившись верой, я твердо решилась все терпеть и трудиться для пользы святой обители, хотя бы и умереть пришлось для сего, но самовольно не оставлять обители», – писала она в своих «Келейных записках». Уже через 4 года Леушинская община была обращена в монастырь, а матушка получила сан игуменьи. Трудами игумении Таисии Иоанно-Предтеченский Леушинский монастырь вскоре достиг необычайного духовного расцвета. В нем были воздвигнуты два каменных собора, открыты духовные школы, основаны иконописная и золотошвейная мастерские. Всего в монастыре накануне революции подвизалось почти 700 насельниц. В Санкт-Петербурге, Череповце и Рыбинске были устроены подворья. Слава о благолепии и благочестивой жизни женской Лавры Русского Севера распространилась далеко за пределы Новгородской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Не имея профессионального актерского образования, он стал одним из самых узнаваемых и любимых актеров Советского Союза, который сыграл на сцене и в кино роли, ставшие культовыми своего времени. Это прежде всего образ основоположника космонавтики Сергея Павловича Королева в фильме «Укрощение огня» (Башкирцев). Он играл святого князя Ярослава Мудрого и революционера Ленина, Ивана Карамазова Достоевского и Понтия Пилата Булгакова. Опять же, не будучи профессиональным режиссером, Кирилл Лавров после смерти Г. А.Товстоногова в лихие 90-е годы возглавил ведущий театр страны и в буквальном смысле слова спас его от коммерциализации, сохранив труппу, а главное, лицо и душу БДТ. Кирилл Лавров, несмотря на высокие посты, звания и награды, смог сохранить удивительную человеческую простоту, порядочность и верность. Как вспоминают его друзья и коллеги, на него всегда можно было положиться. На юбилейном вечере 90-летия актера в БДТ, на котором я имел честь присутствовать, его коллегами была высказана мысль, которая мне особенно запомнилась: «Кирилл Лавров является образцом человеческой порядочности и его имя можно употреблять как единицу измерения порядочности людей». Мне посчастливилось быть знакомым с актером в последние годы его жизни, и я не могу не согласиться с этой мыслью. Он и в искусстве стал образцом честности и порядочности. Должен сказать, что у меня есть личное основание для особого уважения к памяти Кирилла Юрьевича Лаврова. Будучи родственником игумении Таисии (Солоповой), я должен выразить ему сердечную благодарность за его особую роль в прославлении имени Леушинской игуменьи. Это стало одним из последних деяний в его жизни, о котором я хотел бы подробнее рассказать читателям. Кирилл Юрьевич Лавров родился в самом центре Ленинграда на Озерном переулке рядом с известным в городе подворьем Леушинского монастыря. Окна его дома выходили прямо на храм. Храм ап.ев. Иоанна Богослова (Историческое Леушинское подворье Санкт-Петербург) неразрывно связан с историей семьи Лавровых. В этом храме венчались родители Кирилла Юрьевича Лаврова, здесь был крещён сам Кирилл и здесь же его отпевали.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/02/pu...

С начала 1890-х гг. игумения Таисия во всех трудах руководствовалась советами и благословениями св. прав. Иоанна Кронштадтского, с которым была знакома 35 лет. Среди множества тысяч и тысяч духовных чад дорогого батюшки матушка Таисия была, пожалуй, самой близкой по духу и верной его духовной дочерью. По благословению о. Иоанна матушка трудилась над учреждением новых обителей и над возобновлением упраздненных. Ее трудами были устроены следующие монастыри: Иоанно-Богословский Сурский на родине о. Иоанна, Благовещенский Воронцовский в Псковской губернии, древний Ферапонтов монастырь со знаменитыми фресками Дионисия, Парфеновский Богородицкий близ Череповца, Антониево-Черноезерский на Шексне, Троицкий Синезерский близ Устюжны и другие монастыри. В 1889 году Святейший Синод наградил матушку наперсным крестом. В 1892 году она была награждена золотым крестом с украшениями от Кабинета Его Императорского Величества. В 1904 году матушка Таисия была впервые представлена Государыне Императрице Александре Феодоровне, и с этого времени их связывали глубокие духовные отношения. В 1911 году игумения Таисия имела честь представляться Государю Императору Николаю II и всей Августейшей Семье. В том же году ей были подарены портреты Царственной Четы с собственноручными подписями, позднее – аметистовые четки. Игумения Таисия является автором множества духовных книг: «Письма к новоначальной инокине», «Духовные стихотворения», исследование об Иоанне Богослове. Записанные ею «Беседы с о. Иоанном Кронштадтским», а также переписка с ним, стали драгоценным памятником их духовной дружбы. Прочитав «Келейные записки» матушки Таисии, о. Иоанн написал на них: «Дивно, прекрасно, божественно! Печатайте в общее назидание» (впервые изданы в 1915 году). До самой своей кончины матушка Таисия состояла в обществе памяти о. Иоанна Кронштадтского, печатала статьи о нем в журнале «Кронштадтский пастырь». Помимо множества дарований игумения Таисия обладала еще и уникальным поэтическим даром и оставила богатое поэтическое наследие: ее стихи регулярно печатались в духовных журналах, были опубликованы отдельными книгами в 1906 году. Не будучи профессиональным поэтом, матушка изливала в стихах свои сокровенные духовные переживания, свой опыт богообщения. Ее поэтическое творчество необычайно многообразно: здесь и полные лиризма пейзажные зарисовки, и философские размышления, и боль скорбящего сердца, и сюжетные поэтические повествования. Ее стихи даже при некоторых технических шероховатостях отмечены неподдельным благодатным вдохновением. Во всех ее произведениях от четырехстиший до поэм поражает непридуманная простота, небесная ясность, чистота, подобная живой родниковой воде, и в то же время неотмирная глубина чувств и духовная точность образов, которые заставляют еще долго молчать в благоговейном внимании после того, как закончится последняя строка. Это стихи-молитва, стихи-исповедь, стихи-проповедь. Это духовная жизнь великой подвижницы, выраженная на доступном нам языке поэзии.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Читая эти святые свидетельства, эти краткие чудесные рассказы, мне хочется, хотя бы между строк, отметить, что приходит на ум: какие Великие были Люди во Святом Православии, как они просто и вместе глубоко-глубоко духовно, мудро смотрели на жизнь, на её смысл, цель, на то, что ... «одно только нужно» – едино же есть на потребу... яже не отымется! ( Лк. 10, 42 ). А ведь они жили недавно! – И невольно продолжаешь свою думу: как же я далёк от них, а ведь уже стою на пороге временного и Вечного! Господи, прости и яви Свою милость!... Побуждает меня к труду и Братия Святой Обители Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия – и словом, советом, и делом, примером... – Игумен Анастасий (Казмирчук) подарил мне два тома недавно опубликованных писем святого праведного Иоанна Кронштадтского (со словами: «Есть благословение на продолжение изучения творений Отца Иоанна»); игумен Николай (Павлык) продолжает неизменно оказывать мне помощь в публикации моих трудов; игумен Тихон (Барсуков), главный врач Лаврского и Академического медпункта, трижды, с помощью Божией, восставил меня от одра не лёгких болезней; однажды архимандрит Иоанн (Захарченко) оказал мне существенную помощь в проведении хирургической операции... И это всё произошло тогда, когда у меня заканчивался Библейский возраст! (После семидесяти семи лет)... – В этих святых деяниях мне слышится голос: «Константине! Благодари Бога, поклонись добрым людям и не расслабляйся, не ленись, – трудись, трудись»!.. Можно продолжать и продолжать называть близкие и дорогие мне имена – и из Святой Лавры, и из Духовных Школ, и из врачей, – но сохраню их в своём сердце! Да воздаст сторицею Господь и помянутым, и не помянутым! И как хочется мне сейчас же присоединиться к святым словам Великого Праведника: «Славлю всеблагий Промысл Божий во всём, в малом и великом» (3:213). Итак, слово эпистолярное святого праведного Иоанна Кронштадтского . Отец Иоанн, обращаясь к своему постоянному адресату настоятельнице Иоанна-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумении Таисии (Солоповой .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Ее поэтическое творчество необычайно цельно по смыслу – это прежде всего исповедь души, и в то же время весьма многообразно по жанрам: это и яркие пейзажные зарисовки, и глубокие философские размышления, и лирические строфы, передающие боль скорбящего сердца, и сюжетные поэтические повествования, и большие эпические формы – поэмы, стихотворные летописи, переложение глав Евангелия и богослужебных текстов. Даже при кажущейся технической шероховатости некоторых стихов Таисии они отмечены удивительной молитвенной окрыленностью, совершенством формы, живой свежестью слова, неподдельным благодатным вдохновением и искренним выражением сердечных переживаний. Во всех ее произведениях от четырехстиший до поэм поражает духовная глубина и искренняя простота, небесная ясность и родниковая чистота, и в то же время неотмирная тайна духовной жизни подвижницы. Духовная точность образов и чувств исключают стихию душевности и самолюбования, столь часто присутствующие в светской поэзии. Главное в стихах игумении Таисии понимаешь тогда, когда знаешь и помнишь, что они написаны рукою, более навыкшей держать четки, нежели перо, и видишь за строками и рифмами теплящийся огонек лампадки в уединенной иноческой келье. Ее стихи рождались как продолжение молитвы и поэтому никогда не были главным делом для писавшей их инокини, они лишь запечатлели опыт духовной жизни подвижницы, – «дорогие минуты» ее сокровенного Богообщения. Читая их, мы становимся свидетелями благодатных озарений и сокровенных созерцаний боголюбивой молитвенницы. И силой своего благодатного слова матушка Таисия усваивает их и нашей душе, и мы вместе с нею переживаем «дорогие минуты» сердечной тишины, душевной ясности и светлой радости. Стихи матушки Таисии – уникальный духовный дневник инокини. Название сборника «Духовные стихотворения» обозначает не столько ее религиозную тематику, сколько внутреннее качество этих стихов. Это стихи-молитва, стихи-исповедь, стихи-созерцание. Это сокровенная «жизнь во Христе» благодатной старицы Божией, запечатленная в стихах и выраженная на доступном нам языке поэзии.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Писал он и пророческие стихи. Одно из них — «Пройдет гроза над Русскою землею...» — прочитала заслуженная артистка России Мария Лаврова. Эти строки она соединила со стихами современницы святого Анны Ахматовой, обнаружив одну и ту же боль за Россию, веру в народ и силу русского слова, в покров Божий над нашей землей. Сюрпризом стало выступление ансамбля народной песни «Отрада» под руководством Бориса Сазонова с песней Геннадия Заволокина «Как жить?». В качестве припева к ней взяты слова преподобного Амвросия Оптинского: «Надо жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Известные слова, положенные на запоминающийся мотив, сделали песню поистине народной. А другая песня в исполнении артистов — «Улка широкая» — прославляет русские соболиные меха. Она звучала на русском севере и будущий схимонах, тогда торговец мехом, наверняка ее слышал и не мог оставаться к ней равнодушным. На сцене БДТ мы представили девятое издание рождественского рассказа игумении Таисии «Первая елка на земле» с рисунками детей. В этом году первое место заняли рисунки воспитанников школы изобразительных искусств из Калининградской области. Их педагог — Альбина Солопова, родственница игумении Таисии. А хореографическую иллюстрацию к книге показали участники ансамбля «Росинка» детской школы искусств поселка Сиверский Ленинградской области, который находится недалеко от Вырицы. На вечере состоялась церемония записи имени преподобного Серафима Вырицкого в Золотую книгу Санкт-Петербурга. Ее открыл хор Академической Капеллы под руководством народного артиста СССР Владислава Чернушенко. Запись огласил протоиерей Валерий Клименков — строитель и настоятель первого строящегося в северной столице храма преподобного Серафима Вырицкого в Купчино. Также подписи поставили протоиерей Александр Покрамович, настоятель Спасо-Преображенского храма в поселке Тярлево, где жил Серафим Вырицкий, игумения Елизавета (Кольцова), основательница первого в России скита преподобного Серафима Вырицкого под Калининградом.

http://old.aquaviva.ru/news/2010-01-13/1...

Первая из них – игумения Леушинского монастыря Таисия (Солопова) – происходила из древнего дворянского рода. Более тридцати пяти лет она состояла, говоря ее словами, «в самых близких духовных отношениях» с отцом Иоанном Кронштадтским . Их связывала настоящая духовная дружба. Матушка Таисия была «соутешительницей» в беседах с отцом Иоанном о «предметах духовного, возвышенного характера» и все услышанное «тщательно записывала, стараясь упомнить каждое слово». Будучи высокообразованным и литературно одаренным человеком, игумения Таисия сохраняла память об отце Иоанне в текстах различных жанров: стихах, летописях, воспоминаниях, духовных размышлениях, «беседах». «Беседы» игумении Таисии с отцом Иоанном особенно ценны тем, что Батюшка в свое время пожелал сам их «проверить, нашел правильными, сделал в некоторых местах поправки, где вписал своей рукой прибавления». В книгу также включены воспоминания Александры Нарцизовой, жительницы Ярославля, родившейся в семье небогатого чиновника, выходца из духовного звания. Нарцизова – возможно, один из самых необычных «мемуаристов» в истории: Александра Флегонтовна была глухой. Неизвестно, отважилась ли бы она на писательское дело, если бы сам отец Иоанн не благословил ее. «На мой вопрос, какой образ жизни мне избрать? – отец Иоанн между прочим сказал: “Ты имеешь пишущую руку, делись своим талантом! " » Лишенная слуха, Александра Нарцизова острее видела и глубже чувствовала; на все происходящее она смотрела радостно, открытыми глазами, стараясь не упустить ничего из того, что привлекало внимание ее духовного отца. Батюшка неоднократно приглашал ее в поездки на его родину – в Суру. С первого же путешествия Нарцизова начала записывать свои впечатления. Глухота не помешала ей с максимальной точностью донести до нас слово отца Иоанна: после проповеди она просила у Батюшки текст речи и тщательно переписывала его в свою тетрадку. Третья часть книги – дневник Екатерины Духониной, жены прославленного генерала, героя русско-турецкой войны 1877–1878 гг., защитника Шипки Михаила Лаврентьевича Духонина. Благочестивый читатель в ее дневнике увидит истинное чудо преображения человеческой души, произошедшее благодаря молитвенному участию отца Иоанна: «...как этот настоящий светильник на нашей помраченной земле, спас мою жизнь, свел с ложного пути, на котором я могла совсем погибнуть, как он взял меня под свое руководство как духовную дочь и поставил меня на истинный путь, сделав искреннею убежденною христианкой». Екатерина Духонина внимательно следила за политической жизнью страны. Благодаря ее дневнику до нас дошли драгоценные сведения, дающие представление об общественной позиции Кронштадтского Пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

О современном кино и не только Фильмы снимают как известные и маститые режиссеры (например, Аркадий Мамонтов), так и безвестные и начинающие авторы. Уровень и качество фильмов очень отличается друг от друга. Начиная смотреть очередной «православный фильм» не знаешь, на что попадёшь. Есть откровенно слабые фильмы, единственное достоинство, которых состоит в том, что они «православные». По большому счету, такие фильмы лучше бы и не снимали, поскольку они только дискредитируют тему. Одной из причин такого положения дел я считаю отсутствие в православном сообществе здоровой аналитики и позитивной критики по отношению к новым документальным лентам. Новые работы в подавляющем большинстве нигде и никем не обсуждаются и не анализируются. Поэтому из фильма в фильм переходят одни и те же недостатки, штампы, банальности и промахи. Хочу вложить свои пять копеек в решение этой проблемы и предложить вниманию читателей аналитический разбор нового документального фильма об игумении Таисии (Солоповой), вышедшего в сентябре 2021 года. К счастью, имя Таисии сразу же после 70-летнего забвения в начале нулевых привлекло к себе внимание широкой общественности, в том числе и кинематографистов. О ней, её наследии и трагической судьбе Леушинского монастыря было снято несколько документальных фильмов. Одним из первых стал глубокий фильм петербургского режиссера-документалиста Сергея Левашёва «Леушинские стояния», снятый в 2005 году на студии «Румянцевский сад». Буквально, через год другой известный петербургский документалист Николай Макаров создал фильм «Аз есмь с вами». Имя игумении Таисии и история Леушинского монастыря привлекли внимание даже на Украине , где режиссер Александр Таненков из Мариуполя снял серию фильмов на леушинскую тему (например, фильм «Игумения»). Новый всплеск внимания к имени Таисии был связан с празднованием 100-летия ее памяти в 2015 году. В цикле «Русские праведники» на телеканале «Спас» в 2012 году был представлен фильм «Блаженные. Игумения Таисия» режиссера Александра Капкова. В 2013 году был создан оригинальный по сюжету с элементами игрового кино документальный фильм режиссера Ивана Дьяченко «Моё Леушино». А в самый юбилейный год протоиерей Алексий Уминский выпустил на ТВЦ большую биографическую беседу об игумении Таисии с протоиереем Геннадием Беловоловым «Матушка Таисия Леушинская», – по сути, еще один документальный фильм о ней. И это далеко не все работы.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/13/ne...

Особое заступничество Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих чувствовали не только мама с детьми, но и все, кто бывал в их доме: все они выжили в страшные дни блокады. Образ Пресвятой Богородицы, так чудно названный «Хлебным», до самого недавнего времени бережно хранился в доме Нины Михайловны Федоровой. Град Китеж Русская Православная Церковь всегда разделяла с Россией ее тяжелую судьбу. Тысячи новомучеников, разоренные храмы и монастыри – таков итог совсем недавнего прошлого… Многие обители – большие и малые, богатые и бедные – так и не смогли восстановиться после семи десятилетий строительства коммунизма. Особая история у Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Основана обитель в 1875 году недалеко от реки Шексны между городами Череповцом и Рыбинском. Расцвел монастырь благодаря мудрому настоятельству игумении Таисии (Солоповой) и молитвенному покровительству отца Иоанна Кронштадтского. Обитель даже называли одной из трех крупнейших «женских лавр» России (наряду с Дивеево и Шамордино). Накануне 1917 года в обители проживало около 700 насельниц. Леушинский монастырь. Фото: С.М. Прокудин-Горский Матушка Таисия, сподобившаяся явления Божией Матери, во всех делах обители видела благую и промыслительную помощь Царицы Небесной. В конце 1880-х годов один богомолец принес из Соловецкой обители в Леушинский монастырь список чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Хлебная». Сестры торжественно встретили святую икону и, пройдя с ней крестным ходом, поместили в пекарню. Заступничеством Царицы Небесной монастырь, знавший разные времена, никогда не оставался без хлеба. В Леушинской обители был уникальный обычай – чтение Неусыпающего акафиста перед иконами Богородицы Позже по благословению игумении Таисии для «Хлебной» иконы была устроена особая келья, куда стали собирать и списки других явленных икон Божией Матери. Перед образами Пресвятой Богородицы сестры читали Неусыпающий акафист. Так матушкой Таисией был учрежден уникальный обычай – «Чин чтения Неусыпающего акафиста». Подобной традиции не знал ни один монастырь ни в России, ни даже на Афоне.

http://pravoslavie.ru/89895.html

Толпа собиралась такая, что каждый раз, то есть многократно каждый день казалось, что отца Иоанна раздавят, но так продолжалось полвека и сила Божья хранила угодника Своего. В нашем сборнике мы публикуем (с небольшими сокращениями) беседы праведного Иоанна Кронштадтского с игуменией Таисией (Солоповой) , настоятельницей Леушинского монастыря. Среди множества тысяч и тысяч духовных чад дорогого батюшки игумения Таисия была, пожалуй, самой близкой по духу и верной его духовной дочерью. Воспоминания игумения таисии Имев счастье состоять в течение более тридцати пяти лет в самых близких духовных отношениях к незабвенному, в Бозе почившему отцу протоиерею Иоанну Сергиеву (Кронштадтскому), я нередко беседовала с ним, иногда подолгу и обстоятельно, о предметах духовного, возвышенного характера. Пользуясь такими случаями, я старалась предлагать ему вопросы, относящиеся к моей личной духовной, иноческой многотрудной жизни, и, слагая в сердце своем все ответы батюшки, уединяясь вечером в своей келье, тщательно записывала, стараясь упомнить каждое его слово. Из таких записей составилась целая тетрадь. За последние годы (в точности, указать год – не могу) я сказала об этом батюшке, и он пожелал сам проверить записи, нашел их правильными, сделал в некоторых местах поправки, где вписал своей рукой прибавления, а затем сказал мне: «Хорошо, что ты запоминаешь мои слова: „хвалю вас, – говорит апостол, – яко слово мое помните и предания моя держите“ ( 1Кор. 11, 2 ). Значит, семя падает на добрую землю и принесет плод, довольный к насыщению и других». Вот эти записи, начиная с 1891 года, то есть с первого года, как отец Иоанн стал ездить на свою родину, в село Суру, для постройки в нем приходского каменного храма. Когда батюшка, обратным путем с родины по Мариинской системе, вступил в реку Шексну для следования по ней до города Рыбинска, его ожидал в городе Череповце большой пассажирский пароход, арендованный г-ми Л., приглашавшими батюшку в Рыбинск. Я накануне этого дня, 17 июля, по своему монастырскому делу прибыла в Череповец; но о предстоящем посещении его отцом Иоанном ничего не знала и не помышляла. К вечеру же в Череповце я узнала об этом, а поутру следующего дня стало известно, что батюшка уже приехал и находится у соборного старосты купца Крохина. Я направилась туда, едва пробираясь через огромную толпу народа, и стала убедительно просить батюшку заехать в нашу обитель, находящуюся невдалеке от берега реки Шексны. Батюшка отказывался за неудобством задерживать пароход, арендованный хозяевами для доставления его к ним, а не для заездов. При этом он прибавил: «Если хочешь побеседовать, так лучше поедем с нами на пароходе и поговорим». И таким образом мы отправились. Но и тут я снова повторила ему свою просьбу, заручившись согласием на то хозяев парохода, и он согласился. На пристани (нашей монастырской) «Борки» мы сошли на берег и поехали в экипаже в обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010