Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «АЗ ЕСТЬ С ВАМИ И НИКТОЖЕ НА ВЫ» Даневская икона Божией Матери Даневская икона Божией Матери (празд. в субботу 5-й седмицы Великого поста), находится в Георгия Победоносца вмч. жен. мон-ре в с. Даневка (Черниговская епархия, УПЦ МП); 23 апр. 2002 г. внесена Свящ. Синодом УПЦ в список чудотворных икон. Д. и.- название одной из копий Леушинской иконы Божией Матери , почитавшейся в Леушинском во имя Иоанна Предтечи мон-ре . Была создана, возможно, в кон. 80-х - кон. 90-х гг. XIX в. в иконописной мастерской мон-ря; по благословению игум. прп. Таисии (Солоповой) на ней, как и на др. списках, была сделана надпись: «Аз есмь с вами и никтоже на вы», связанная, возможно, с видением, бывшим игумении ( Таисия (Солопова), игум. Записки и письма игум. Таисии, настоятельницы Леушинского мон-ря. М., 2000. С. 173-174). По рассказу последнего хранителя иконы схиархим. Херувима (Дегтяря), именно этот образ был поднесен прав. Иоанну Кронштадтскому. Незадолго до кончины († 1908) он благословил им петербургского купца Василия Муравьёва (впосл. иеросхим. Серафим Вырицкий), предсказав, что тот будет молиться перед иконой о спасении России и повторит подвиг прп. Серафима Саровского 1000-дневной молитвы на камне. Принятая прп. Серафимом Вырицким икона пребывала с ним в Александро-Невской лавре и в Вырице; после его кончины хранительницей иконы стала мон. Варсонофия, с 1962 г.- схиархим. Херувим, передавший икону в 1997 г., накануне праздника Похвалы Божией Матери, в возобновленный Георгиевский мон-рь. 13 апр. 2002 г. в честь Д. и. был освящен престол левого придела собора Георгиевского мон-ря. Копии Д. и., выполненные в кон. XX - нач. XXI в., имеются во мн. храмах епархий УПЦ (в храмах городов Запорожье, Симферополь, Житомир, Вишнёвое, Киев, Днепропетровск, Измаил и т. д.). По леушинской традиции иконе поются тропарь и кондак, заимствованные из Октоиха (глас 6). В 1997 г. настоятельницей Георгиевского монастыря игум. Пелагией (Филатовой) был написан акафист. В 2002 г. в Георгиевском мон-ре составлена служба на принесение Д. и. в мон-рь. Лит.: Ильинская А. О Леушинской иконе Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». СПб., 2002 (электр. версия: www.leushino.ru); Чудотворная икона XXI в.: Акафист. К., 2002. Рубрики: Ключевые слова: АМАСТРИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Арматийская, Амартийская]; происхождение иконы, получившей название по месту явления или чудотворения, связывают с Амастрийской обителью на Чёрном м.

http://pravenc.ru/text/168804.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЕВА ЧЕРНОЕЗЕРСКАЯ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Находилась на вост. берегу Чёрного оз., в 1,5 км от дер. Анисимово Череповецкого у. Новгородской губ. (ныне Шекснинский р-н Вологодской обл.). Первоначально относилась к Вологодской епархии, с 1778 г.- к Новгородской. Основана в кон. XVI в. прп. Антонием Черноезерским , построившим ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Поляки дважды разоряли А. Ч. п.: в 1585 и 1610 гг., когда пустынь была сожжена, впосл. восстановлена. В XVII в. над гробом преподобного построили деревянную часовню, на месте к-рой в 1875 г. возвели деревянную ц. Рождества Богородицы, в к-рой под спудом за правым клиросом покоились мощи прп. Антония. В 1764 г. А. Ч. п. была упразднена, в 1841 г. приписана к Чуровскому приходу, по штату в ней служили священник, диакон и пономарь. В 1911 г. по инициативе архиеп. Новгородского Арсения (Стадницкого) А. Ч. п. была возобновлена с целью осуществления правосл. миссии среди старообрядцев-беспоповцев Спасова согласия , имевших в Череповецком у. жен. скиты. 7 июня состоялось торжественное открытие пустыни, на к-ром архиеп. Арсений совершил чин освящения мраморного креста. Начальное управление А. Ч. п. было поручено игум. Леушинского мон-ря прп. Таисии (Солоповой) , первая настоятельница А. Ч. п.- игум. Маргарита была также из насельниц Леушинского мон-ря. На миссионерские цели пустыни в 1914 г. было назначено ежегодное пособие в размере 380 р. В кон. 30-х гг. XX в. А. Ч. п. была закрыта, насельницы репрессированы. К 2001 г. на территории обители находились руины недостроенного (начат в 1916) каменного собора и приходское кладбище. Сохранился фундамент Рождественской ц. Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 103-104; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17; Зверинский. Т. 3. 1375; Таисия [Солопова], игум. Торжество восстановления древней Антониево-Черноезерской пустынной обители//Новгородские ЕВ. 1911. 26. Ч. неофиц. С. 861-863; В пустынях старообрядцев-беспоповцев Спасова согласия//Там же. 1914. 7. С. 216-219; Хрусталев М. Из истории Ягановской волости//Череповец: Альманах. Вологда, 2001. Вып. 3. М. Ю. Хрусталёв Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/115844.html

Пирусс. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты В селе Пирос на берегу красивейшего в Боровичском уезде озера Пирос на средства помещика Ивана Гордеева на месте древней деревянной церкви в 1757 году построили каменную. По преданию, на этом месте ранее было языческое капище. Освятили храм в 1760 году, во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, покровителей рыбаков. Кроме главного придела, освятили еще два придела: во имя святителя Николая чудотворца и преподобного Нила Столобенского. Величественный храм был виден с отдаленных берегов озера. Здание храма капитально отремонтировали и расписали в академическом стиле на средства помещика Дмитрия Казина. О сроках ловли определенного вида рыбы сообщали колокола Петропавловского храма особым звоном на всю округу. Рыбы в озере было много. Торговцы пудами закупали у здешних рыбаков лещей, налимов, судаков, язей и окуней и с немалой выгодой для себя перепродавали. Зимой судаков возили возами, складывая их «поленницами», как дрова. С храмом Петра и Павла связано имя подвижника русского благочестия отца Пахомия Валдайского. В нем часто молилась Мария Солопова, будущая великая подвижница Русской Православной Церкви игумения Таисия (1842-1915). Мученически закончили жизнь последние священнослужители этого храма. Отца Дмитрия Миролюбова в 1930 году арестовали и отправили в лагерь. В 1937 году расстреляли Н.М. Майорова (1884 г.р.) – монаха, проживавшего при церкви. В 1938 году расстреляли и диакона Т.Ф. Белякова (1886 г.р.). К Петропавловскому храму было приписано 7 часовен. В 1940 году храм апп. Петра и Павла закрыли, а в годы Великой Отечественной войны его здание частично разрушили военные стоявшей здесь танковой части. Разрушение храма продолжили местные жители, которые разбирали его стены на кирпич для ремонта печей и других нужд. В 1996 году в деревне Пирос была создана православная община. Начались работы по спасению святыни, но, к сожалению, вскоре прекратились. Один их уроженцев этих мест, А.В. Пронин, ныне живущий в Москве, не смог более смотреть, как на глазах разрушается святыня, и взялся за восстановление храма. К храму, как к месту, связанному с именем игумении Таисии, приезжают паломники. Здесь, вблизи алтарной части храма, находится поклонный крест у места, где предполагается, похоронены ее родители. http://www.novodev.narod.ru/ Комментарии и обсуждение Храмостроитель, " маэор " Иван Антипович Гордеев (+ 1765), был погребен в созданном им храме, в приделе преподобного Нила (Русский провинциальный некрополь. Т. 1. М., 1914. С. 215). 30 апреля 2013. В 1938 году был расстрелян ещё один священнослужитель этой церкви - В.Ф.Фёдоров-Дванилин. 7 апреля 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=12059

20 Января 1902 г. Игумении Таисии (Солоповой). 26 января 1902. Петербург Дорогая матушка Таисия! С днем Ангела поздравляю тебя. Сегодня святая память преподобных Ксенофонта и Марии, а тебе при крещении дано было имя Мария. Да будут твоими покровительницами и молитвенницами св. Таисия и Мария 18 . Служил сегодня Литургию на твоем подворье и за тебя молились. В конце Литургии говорил слово (без приготовления) на текст: Вся слава дщере царевы внутрь 19 . Вышло очень хорошо, благодатно, помазанно, свято. Все были тронуты; многим преподал Св Тайны. Пил чай и закусывал у тебя в кельях, благодаря Бога и тебя, игуменью. Будь здорова. Господь с тобою. Протоиерей Иоанн Сергиев. 26 Января 1902 г. Полковнику корпуса пограничной стражи Р. Н. Николаеву. 20 февраля 1902. Кронштадт 24 Телеграмма Молюся горячо, молю Бога да пошлет Он Всеблагий выздоровление, да даст сие выздоровление без операции, без мучений и страданий, которые может вызвать она. Игумении Таисии (Солоповой). 23 февраля 1902. Петербург Дорогая сестра матушка Таисия! Мир Божий да будет с тобою и всякая благодать Господа нашего Иисуса Христа 25 , соблюдающая и душу и тело твое многоболезненные и скорбные и многотрудные. Сегодня, 23-го февр , в субботу пред заговеньем 26 , я буду иметь честь служить Литургию в твоей подворской церкви, с предшествующим каноном, – и за тебя, мою дорогую и неоцененную матушку, молиться общему всех Господу, Врачу болящих и недугующих и Упокоителю всех труждающихся и обремененных 27 . Ночевал на подворье вашем в гостиной, как и всегда. Вчера со мной случился крайне неприятный и опасный для жизни сюрприз. После назидательной беседы в одном благочестивом семействе, где было много собравшихся, – когда сел я в карету, в виду давки народа, лошади бешено понесли меня через несколько улиц; я был в большом страхе, моля Бога укротить рассвирепевших животных; никто не мог их задержать, когда, наконец, в одном месте карету затормозили и одна из лошадей упала; тут я вышел из кареты с маленьким повреждением кисти правой руки и приехал на извозчике на ваше подворье. Руку немедленно мне перевязали, обложив ее холодными тряпками, намоченными в воде с арникой; перевязывали много раз, чтобы предупредить жар; ночь спал прекрасно, спокойно. Теперь рука почти совсем поправилась и опухоль опала. Благодарю Господа за спасение от великой опасности, угрожавшей жизни. Видно, она еще нужна для многих, да и для меня самого, как еще не совершившего, не окончившего поприща земного и не исполнившего еще завета Христова 28 . Дай Бог тебе и мне еще пожить во славу Божию и во спасение свое и других. Кланяюсь тебе и всем сестрам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Все это невольно заставляет в благоговейном молчании внимать таинственному горнему эху, звучащему в ее стихах и долго откликающемуся в душе после того, как прочитана последняя строка… Судя по всему стихи матушка Таисия начала писать в самом начале своего иноческого пути. Широко и регулярно публиковаться они стали начиная с 1880-х гг. в самых разных духовных периодических изданиях России и зарубежья, в т.ч. в «листках» Святой Горы Афон. В 1890-м году леушинская игумения собрала воедино свои избранные стихи и издала в Синодальной типографии Санкт-Петербурга отельной книгой под названием «Духовные стихотворения». Этот сборник с дополнениями выдержал до революции шесть изданий (последнее вышло в 1911 г.). Первое послереволюционное издание стихов игумении Таисии было выпущено издательством «Леушинское подворье» в 2002 году под моей редакцией. Настоящая публикация стихов является электронным вариантом сборника стихотворений, выходившего несколько раз в издательстве «Леушинское подворье» в 2002 – 2005 гг. В настоящую публикацию не включены большие формы поэзии игумении Таисии – ее поэма «Сурская обитель», переложение глав Евангелия от Иоанна (кроме небольшого фрагмента), переложения Канона Благовещению. Главной особенностью настоящей публикации является композиция расположения стихов в сборнике. Она не повторяет расположение стихов в сборниках игумении Таисии и является моей авторской концепцией. Стихи расположены не в хронологическом порядке, поскольку большинство стихов не поддаются точной датировке. Для композиции был выбран тематический принцип, в соответствии с которым стихи разделены на 10 тематических разделов: 1. Молитвы 2. Духовные размышления 3. Впечатления 4. Воспоминания 5. Над Священным Писанием 6. Богоматерь 7. Образы святых 8. Посвящение русским царям 9. Иоанну Кронштадтскому 10. В Леушинской обители Названия разделов даны мною и говорят сами за себя, не требуя подробных объяснений. Некоторые стихи могут быть одновременно отнесены к разным разделам. Я определял их расположение в связи с собственным представлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

См. план монастыря конца XIX - начала XX века (к сожалению, условный, без соблюдения масштаба http://photoprogulki.narod.ru/leushino_plan.htm . Облик монастыря известен по старым фотографиям. Особый интерес представляют 16 цветных фотографий, сделанных С.М. Прокудиным-Горским в 1909 г. Несомненно, фотографа сопровождала игумения Таисия (среди фотографий есть и ее портрет). Сюжеты, по меньшей мере, двух фотографий (на первый взгляд, нейтральные) явно перекликаются с воспоминаниями Таисии Леушинской " Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским " . Это " Монастырский сенокос " (Иоанн Кронштадтский любил посещать сенокос во время своих приездов) и " Деревня Леушино " (видом полей с монастырем вдали любовался он напоследок при отъезде из Леушина летом 1908 г. – уже тяжело больной, незадолго до смерти). Литература: 1. Историческое описание Иоанно-Предтеченского женского монастыря Череповецкого уезда, Новгородской губернии. СПб, 1890. http://www.knigafund.ru/books/124006 . 2. Игумения Таисия Леушинская. Келейные записки. Автобиография. Издательство " Леушинское подворье " , СПб, 2004. 3. Игумения Таисия (Солопова). Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским. В кн.: Игумения Таисия (Солопова). Автобиографические записки. Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским. М., " Отчий дом " , 2006. 4. Леушино. Сайт храма св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря в Санкт-Петербурге и Мемориальной Квартиры-Музея св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте. http://leushino.ru/ На территории Леушинского монастыря находилось 5 храмов: 1. Каменный собор Похвалы Божией Матери с приделами Михаила Архангела и Николая Чудотворца (главный храм обители). Строился по проекту известного архитектора М.А. Щурупова (1815-1901), создателя многих храмов в России, на Афоне и в Японии. Архитектура собора сочетала в себе традиции популярного тогда «русского стиля», а также умеренность в декоративных элементах и уравновешенность композиции, характерные для классицизма. В этом состояло главное отличие М.А. Щурупова от ведущих представителей «русского стиля» И.П. Ропета и В.А. Гартмана. Центральный придел освящен 08.09.1891 г., боковые – 09.09.1891 г. в сослужении 3 владык: архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана (Руднева), епископа Орловского и Севского Мисаила (Крылова) и епископа Старорусского Антония (Соколова). В храме была похоронена игумения Таисия. Изначально собор не был оштукатурен. Таковым он зафиксирован на фото С.М. Прокудина-Горского (1909 г.). Но в 1910 г. из-за начавшегося разрушения наружных кирпичей, его пришлось оштукатурить и побелить. Храм закрыт постановлением президиума Ленинградского облисполкома от 15.04.1935 г. и передан на нужды школы для трудновоспитуемых.

http://sobory.ru/article/?object=35039

В конце 2023 году было анонсировано открытие музея и на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге. Правда, здесь также не обошлось без странных проблем. Дело в том, что на самом деле музей на Леушинском подворье был открыт еще в 2011 года. Мне приходилось не раз бывать в нем. Он состоял из двух мемориальных комнат: кельи матушки Таисии и кабинета св.Иоанна Кронштадтского, а также исторической экспозиции в большом зале с портретной галереей настоятельниц Леушинского монастыря. Музей прекрасно функционировал до начала 2017 года. Потом он несколько лет был практически недоступен, а потом стало известно, что музей был демонтирован и три прежних помещения были втиснуты в одну комнату в другом месте. Именно этот перекроенный прежний музей и был открыт 17 декабря 2023 г. Можно ли считать это открытием нового музея, большой вопрос. Точнее это было бы назвать открытием сокращенной версии прежнего музея. Лично у меня создалось впечатление, что была поставлена цель не столько создать новый музей, сколько предать забвению то, что сделал прежний настоятель храма Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов в соответствии с проводимой на подворье политикой «отмены» всего того, что с ним связано и всего, что было сделано им за предыдущие 18 лет, о чем выразительно говорит хотя бы тот факт, что за прошедшие семь лет его ни разу не пригласили на подворье послужить. На официальной странице подворья также нигде не упоминается о прежнем настоятеле. Так легко можно присвоить себе труды других людей и заявлять, что музей создан новой «настоятельницей». Попасть в «новый» музей оказалось делом не простым. Будучи недавно в Петербурге, я посетил подворье, но в музей попасть не получилось . Нужно было получить благословение у монахини Евфросиньи (Олюшиной), которую здесь все называют «настоятельницей монастыря». Но на месте её не было. Так что пришлось отложить посещение до лучших времен. Тем не менее, хочется надеяться, что музей Таисии в Санкт-Петербурге начнет работать и будет доступен почитателям.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/ko...

Когда случалось мне видеться со старичком – отцом моим, пред которым я надеялась излить свою тоску и облегчить ее, то и тут видела следы жалоб на меня и слышала одни сухие старческие назидания и морали. Через год родился у меня ребенок; ожидая его появления на свет Божий, я утешалась надеждой, что он-то, этот младенец, будет мне Ангелом-утешителем, что ему я отдам всю свою жизнь, посвятив ее его вскормлению и воспитанию, но и этого не судил мне даровать Господь: через несколько часов после рождения, лишь успели просветить новорожденного таинством Крещения – он скончался от чрезмерной слабости. Года через два повторилось то же, и я уже отчаялась иметь утешение в детях, утешение единственное, по мнению моему, доступное мне. Много и горячо молилась я о том, чтобы Господь не лишал меня этого утешения, дал бы мне хотя одно дитя, оставив его в живых; особенно же молилась я об этом Матери Божией, нарочно ходила пешком в Ее храмы к Ее чудотворным иконам, пред которыми изливала свои слезные мольбы, дерзновенно напоминая Ей, что Она Сама была Матерью и может сочувствовать скорби земных матерей, хотя и грешных и недостойных Ее помощи, но в Ней имеющих единую, твердую надежду. И не посрамила меня Владычица, Надежда ненадежных. Она даровала мне дитя – дочь, которую я из чувства благодарности к Ней назвала Ее именем – Мария.» Этой счастливой Марией, Богом дарованной на утешение скорбной матери дочерью, и была я, недостойная, пишущая эти строки; я, в монашеском образе принявшая имя Таисии, а ныне уже имеющая около шестидесяти лет от рождения, игумения пустынного монастыря. Как прежде моего рождения, так и после него, родители мои детей не имели в живых; когда уже мне было восемь лет, родился сын Николай, проживший лишь десять месяцев и скончавшийся, оставив великую скорбь по себе не только родителям, но и мне. Когда мать моя молилась о даровании и сохранении ей ребенка, она давала многие священные обеты, как сама мне об этом говорила. Один из таких обетов состоял в том, чтобы всеми силами стараться вложить в сердце ребенка страх Божий, любовь к Богу и ближним и, вообще, сделать его хорошим христианином. Она со всем усердием старалась выполнить этот обет, внушая мне еще с самого младенческого возраста все правила христианской жизни, стараясь применять их во всем и ко всему, что каким-либо путем было доступно моим детским понятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

19 янв. 1918 г. особая комиссия Боровичского уездного исполкома описала монастырское имущество, верующие во главе с иером. Валентином оказали сопротивление властям, за что подверглись денежным штрафам. В февр. 1918 г. Совет рабочих депутатов постановил закрыть мон-ри Боровичского у., весной было изъято имущество Б. м.: документы, продукты, скот. Молодым насельникам предложили покинуть мон-рь, престарелых оставили в организованной при мон-ре богадельне. К маю 1918 г. в Б. м. оставались игум. Владимир, 2 иеромонаха, иеродиакон. В 1920 г. из обители конфисковали серебряную утварь весом более 16 кг. В Свято-Духовом храме нек-рое время продолжались богослужения, затем его закрыли. В 20-30-х гг. были разобраны главы куполов собора и ц. Иакова Боровичского. В 1937 г. закрыли храм в честь иконы «Умиление». Здание использовалось под сапожную мастерскую, во время войны здесь изготовляли бутылки с зажигательной смесью, затем в храме находилась керосиновая лавка, склад горюче-смазочных материалов завода «Мстатор»; в 1995 г. возобновились богослужения. Под храмом находится целебный источник св. Иакова, освященный в 1997 г. В 1941-1945 гг. на территории Б. м. располагались госпиталь, затем воинская часть (до 2001). В 80-х гг. XX в. Боровичский участок Новгородской реставрационной мастерской осуществил ремонт с частичной реставрацией служебных корпусов и сев.-зап. угловой башни. К наст. времени на территории Б. м. сохранились собор Сошествия Св. Духа (XVII в.), Иверская ц. над св. вратами (1792) и теплая ц. прав. Иакова с трапезной палатой (1865-1872), а также настоятельский корпус, братские кельи, хозяйственный комплекс, ограда с неск. башнями. Ребро св. Иакова Боровичского после закрытия мон-ря верующие сохранили и передали сначала в Успенский храм Боровичей, в 1960 г.- в приходской храм вмц. Параскевы Пятницы. 14 сент. 2000 г. в Б. м., в храме св. Иакова, был совершен первый после возобновления здесь церковной жизни молебен. С 2003 г. Б. м. является архиерейским подворьем Новгородской епархии, настоятель свящ. Валерий Дьячков. Богослужения совершаются в восстанавливаемом храме Св. Духа. В нем же находится рака с частицей мощей св. Иакова. В окт. 2002 г. в Боровичах и в Б. м. состоялись первые Таисиевские чтения, посвященные игум. Таисии (Солоповой) .

http://pravenc.ru/text/153209.html

В настоящее время на территории монастыря расположено Архиерейское Подворье. Напротив храма Сошествия Святого Духа на апостолов восстановлен святой колодец игуменьи Таисии (Солоповой), настоятельницы Леушинского монастыря, которая здесь в 1861 году получила благословение на монашество и начала свой духовный путь – об этом сообщает мемориальная доска на здании настоятельского корпуса. Ежегодно проводятся Таисинские чтения. Информация: Сказание о Иакове Боровичском. Свято-Духов монастырь. Боровичи 2008; Полевиков А.П. Боровичи – на Мсте прекрасный город. - Боровичи, 2006 Духовным и историческим памятником боровичского края является Свято-Духов монастырь. Предполагают, что он был основан в очень древние времена благочестивыми монахами-отшельниками, которые выбрали для молитв и спасения своей души тихое и красивое место. С трех сторон небольшую низменную равнину закрывали холмы, поросшие хвойными и смешанными лесами, которые укрывали ее от сильных ветров. С юго-западной стороны чистым и тихим потоком несла свои воды река Мста, сменив здесь свой буйный нрав. Сама природа на этом месте как бы смирялась и умолкала. Точной даты основания монастыря установить не удалось, т. к. монастырские архивы погибли во время пожара в 1732 г. На древней раке праведного Иакова сохранялась надпись, из которой следовало, что Свято-Духов монастырь основан в 1327 г., а соборная церковь построена в 1345 г. Широкую известность монастырь получил во второй половине XV в. в связи с перенесением в него мощей праведного Иакова Боровичского. Иван Грозный, имея склонность к новоявленным святым и чудотворным иконам, наделил монастырь пахотными землями и угодьями. Это дало возможность монастырю построить новый соборный храм в честь Святого Духа. Следующий после Троицы день называется Духовым и посвящен прославлению Святого Духа, который дает человеку разум и мудрость, помогает его сердцу любить и понимать Иисуса Христа, открывает мир духовной жизни. Храм был деревянный, шатровой архитектуры. В XVI в. он имел очень богатый четырехъярусный иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=01908

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010