Общество в течение 30 лет увидело наши немощи и недостатки. К сожалению, необходимо отметить роль прессы, которая любой недостаток рассматривала в увеличительное стекло, а все достоинства Церкви рассматривала в уменьшительное. Поэтому у общества создалось искаженное представление о церковной жизни. Медиа интересуют больше церковные скандалы, нежели ее ежедневное служение. В силу этого общество не знает героев и подвижников современной Церкви. Если провести опрос населения: кого Вы знаете в Русской Церкви? Ведь у нас около 40 тысяч духовенства, множество интересных ярких священников, мирян. А назовут два-три имени – Патриарха Кирилла, митрополита Тихона (Шевкунова) и протоиерея Андрея Ткачёва. И всё. Печально. Общество должно воспринимать Церковь через подвижников. Церковь – это не только декларация Евангельских заповедей, но и живые её носители. Они есть и их много, но, к сожалению, средства массовой информации больше интересуют скандальные личности типа Андрея Кураева, и маргиналы (не буду их рекламировать). В этой ситуации возникло с одной стороны привыкание к Церкви, с другой стороны разочарование и дистанцирование по отношению к ней Церкви. Истощился запас доверия, хотя он до сих пор остается достаточно большим и Церкви все еще доверяет большая часть общества. Мне кажется. Что Церковь должна более чутко относиться к реакции общества, его запросам, иметь точный и тонкий внутренний сейсмограф. Приглашают ли меня в учебные заведения? Слава Богу, у меня сохранились личные контакты со школами. В частности, я дружу с директором Павловской гимназии 209 Дмитрием Георгиевичем Ефимовым, с которым мы сотрудничаем почти 20 лет. Меня приглашают на праздники, мероприятия и уроки. Периодически провожу памятные уроки, посвящённые игуменьи Таисии (Солоповой), Государю-Императору Павлу Петровичу. Я вижу, что дети с большим интересом воспринимают священника, потому что батюшек они видят, но живое общение – не частое явление, а для многих и вовсе первое в жизни. Конечно, старшеклассники более скептичны, но когда с ними говоришь по душам – они искренне откликаются.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/10/o_...

Приятным событием 2023 года стало открытие музея игумении Таисии «Чайный домик» в поселке Мяксе, где уже несколько лет функционирует Новолеушинский монастырь под управлением игумении Кириллы (Червовой). Как известно, монастырь находится в месте ближайшем к затопленному водами Рыбинского водохранилища исторического Леушинского монастыря. При затоплении этой местности в конце 1930-х гг., из монастыря часть построек была разобрана и перевезена как раз в поселок Мяксу, в частности, это были келейный корпус и чайный домик. К сожалению, келейный корпус сгорел в 2011 году по халатности проживавших в нём беженцев. Чайный домик оставался последней сохранявшейся постройкой Леушинского монастыря. В своё время, чтобы спасти это строение, дом был выкуплен у частных владельцев. Были интересные планы по его сохранению и мемориализации. Однако в 2022 году стало известно о неожиданном сносе этого исторического здания. В интернете появились кадры его варварского разрушения экскаваторами. Общественности было объявлено, что вместо старого будет воздвигнут новый чайный домик. Хотя было очевидно, что главная ценность этого домика как раз и состоит в подлинности. Новодел не может его заменить. Домик, чудом уцелевший при затоплении Леушинского монастыря, сохранявшийся в течение 80 лет на новом месте в Мяксе, был безжалостно уничтожен в наше время на наших глазах. Говорят, что его невозможно было восстановить из-за грибка, поразившего нижние венцы, но современная реставрация достигла таких научных возможностей, что может восстановить всё. Есть множество примеров. Здесь был особый случай, когда нужно было приложить все возможные средства. К сожалению, эта непоправимая ошибка уже произошла, и последнее строение Леушинской обители кануло в лету. В октябре 2023 года на его месте был открыт новый современный дом коттеджного типа, условно названный «чайный домик», который даже не очень похож на подлинный. В нем 19 августа 2023 года был открыт музей, который никак не связан с Леушинским монастырем. Если бы этот музей был просто построен на новом месте, это было бы радостное событие, но открытие нового здания на месте уничтоженного подлинного чайного домика вызывает смешанные чувства.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/ko...

Ферапонтов монастырь до этого дважды посещали Святейшие патриархи. Правда, Никон ни разу не был здесь в официальном сане. Патриарх Алексий II, бывший в Ферапонтово 11 лет назад, произвел неизгладимое впечатление своей проницательностью, доступностью и исходящей от него добротой и любовью. Он благословил сотрудников музея на дальнейшее хранение неповторимой богодухновенной живописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы и оставил запись в книге почетных посетителей: «С большим душевным волнением, мы посетили Ферапонтов монастырь и осмотрели фрески Дионисия Мудрого в соборе Рождества Пресвятыя Богородицы в год 490 летия их создания. Божие благословение на труды работников музея – хранителей Ферапонтова монастыря и реставраторов, которые стремятся передать грядущим поколениям шедевры русской иконописи. Посещение этой святыни земли русской оставило на нас глубокое впечатление и мы благодарим Бога за эту возможность. + Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. 15 августа 1992 г.». Примечательно, что и сто лет назад монастырь ожидал высоких гостей. Это было время женской обители. Ферапонтов мужской монастырь, ведший древние монашеские традиции с конца XIV века, был упразднен в 1798 году за бедностью. В декабре 1903 года стараниями игумении Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря Таисии (Солоповой) было получено разрешение на открытие здесь женского монастыря. Труды матушки по возобновлению богослужений и обустройству жизни монахинь стали причиной исследований монастырских строений сотрудником Императорской археологической комиссии, академиком Петром Петровичем Покрышкиным. Данная им высокая оценка подлинной древности монастырских зданий и разработанный проект реставрации впоследствии послужили сохранению старинного архитектурного ансамбля. По смете П.П. Покрышкина на все восстановительные работы в монастыре нужно было 50 тысяч рублей, а на первоначальный ремонт в церкви Мартиниана требовалось всего 5 тысяч с дополнительным указанием архитектора, что «весьма желательно произвести ремонт фундаментов, цоколей и крыш во всех зданиях одновременно». Чуть позже матушка Таисия докладывала в записке, предназначенной для представления императору Николаю II: «Храмы, переданные причтом монастырю, слишком ветхи. Всех храмов 4, но 2 из них грозит разрушение, почему в них совершать богослужение невозможно; совершаются же таковые лишь в одном храме во имя Благовещения Пресвятой Богородицы … Церковь Преподобного Мартиниана треснула по двум взаимно-перпендикулярным направлениям, цоколя её слабы, юго-восточный угол откололся и грозит отпадением; алтарь очень слаб. Полы ветхи, покосились в сторону Раки Преподобного».

http://sobory.ru/article/?object=05147

Я написала более 100 хоровых композиций на стихи русских поэтов: Алексея Хомякова, великого внязя Константина Романова, игумении Таисии (Солоповой), Сергея Бехтеева, Николая Гумилева, Александра Солодовникова и нашего талантливейшего современника протоиерея Андрея Логвинова из Костромы. Получился большой цикл песен о русских святых на его слова. Очень тронуло меня, что замечательный исследователь классической музыки Сергей Феликсович Тухленков написал целый ряд эссе, посвященных моим хоровым произведениям (пока что они размещены только на его странице в «Вконтакте»). Ноты с моей хоровой музыкой, большинство из которых выпущено издательством Союза композиторов, берут в репертуар многие хоры, певческие и воскресные школы – на сегодняшний день вышло в свет 16 нотных изданий. Становясь музыкальными композициями, стихи русских поэтов глубже проникают и в чуткое юное сердце, и в сердца наших слушателей. Часто бывает: приношу новую песню, начинаем учить – у одной девочки в глазах слезки, у другой… В самих стихах этих авторов живет способность преображать душу, а когда они соединены с музыкой, это углубляет впечатление. Возрастая в такой атмосфере, душам детей легко напитаться красотой и воспринять важнейшие духовные и нравственные понятия. Таким образом, моя методика тесно сопряжена с воспитанием, а основа подлинного воспитания – любовь.   Если же говорить собственно о методике преподавания церковного пения, то она основана на исследовании природы певческого слова и физиологичном звучании голоса. Доклад на эту тему я прочитала на II Международном съезде регентов и певчих Русской Православной Церкви, который проходил в храме Христа Спасителя в 2019 году. Ознакомиться с ним можно в видеоматериалах последнего фестиваля «Сибирь знаменная». Это будет интересно не только певчим и филологам, но и широкому кругу церковных людей. – Много ли ваших хористов остается в музыке? Сохраняете ли вы связь с выпускниками? – Да, достаточно много. Некоторые посвятили себя светской музыке: окончив консерваторию, концертируют, становясь лауреатами международных конкурсов, преподают в музыкальных школах, занимаются теорией музыки, фольклором. Нескольких учеников я подготовила к поступлению на кафедру древнерусского певческого искусства. Все они не оставляют пения в храме.

http://ruskline.ru/opp/2021/12/29/kak_to...

Данный сборник в настоящее время является максимально полным собранием стихов игумении Таисии. Большинство стихов публикуются по дореволюционному сборнику «Духовные стихотворения», некоторые по редким периодическим источникам, несколько стихов по найденным рукописям публикуются впервые. Всего в сборник вошло 70 стихотворных произведений игумении Таисии. Издатели будут рады новым открытиям и дополнениям к настоящему собранию стихов. Протоиерей Геннадий Беловолов Молитвы Молитва 1-я Молитва есть дар благодати священный, Минуты отрады святой; Любовию сердца и верой смиренной Душа в ней беседует, Боже, с Тобой! Молитва 2-я Спаситель, Спаситель! Согрей мою душу В молитве любовью к Тебе, Чтоб ум не метался заботою чуждой, Безумным пристрастьем к земле! И чтобы молитва к Тебе возлетала, Как чистый, святой фимиам; Земной оболочки она бы не знала, Свободно неслась к небесам! Спаситель, Спаситель! Ведь нет Тебя краше, Нет слаще Тебя никого! Зачем же так горько земное пристрастье Тревожит беседу с Тобой!? То скорби, невзгоды мне душу смущают, Молитву уныньем томят; То счастье и радости меры не знают, В молитве пустое твердят! Спаситель, Спаситель! Согрей мою душу Святою любовью к Тебе. Чтоб ум, воскрыленный свободою духа, Легко возносился горе!... Молитва 3-я Люблю я возсылать Тебе сердечные мольбы, Люблю я воспевать Тебе хвалебные псалмы. Как сладко в них покоится усталая душа! Как радостно возносится к Тебе на небеса! И, словно вся забывшися от суеты земной, Вкушает, наслаждаяся, нетленный Твой покой! Но вот молитва кончилась; и бедная душа, Как нехотя проснулася от сладостного сна. И волей иль неволею вернулась к суете, Хоть тяжко ей, бедняжечке, и скучно на земле. О, Господи, мой Господи! Когда ж наступит час, Когда ничто житейское уж не разлучит нас С Тобой, Сладчайший Боже наш, Спаситель, наш Творец. Возьми к Себе детей Твоих о, благостный Отец! Молитва 4-я Свет пресветлый, Иисусе! Просвети меня, Чтобы жизнь познать мне в Дусе, Чтоб познать Тебя!... Благодатию Твоею Ты покрой меня,

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Я убежден, что необходимо для воспитания подрастающего поколения проводить фестивали памяти таких людей, как Кирилл Лавров, называть их именами школы, улицы, корабли, самолёты и т.д. (кстати, есть танкер «Кирилл Лавров» и улица имени Кирилла Лаврова в Вырице!) Для меня Кирилл Юрьевич Лавров - Великий человек, истинный патриот России и настоящий  Русский артист! Всех почитателей Кирилла Юрьевича Лаврова мы приглашаем 27 апреля в 13:00 на Богословское кладбище, где на его могиле священником Геннадием Беловоловым будет отслужена панихида. Часто можно услышать такое выражение как «улыбка Юрия Гагарина». А мне навсегда запомнилась необыкновенная улыбка Кирилла Юрьевича Лаврова, он обладал космическим обаянием! Владимир Владимирович Солопов , потомок игумении Таисии, представитель Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь» в СЗФО Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Видео жуткого наезда женщину на толпу детей в Волгограде: смотреть В России мужчина оттаскал женщину за волосы на глазах дочки В России родители убили своё дитя и засунули в мясорубку Всех пенсионеров России ошарашили нововведением: читать Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/13/on...

Одним из центров памяти и почитания игумении Таисии остается Павловская гимназия No209 в Санкт-Петербурге. Здесь под руководством директора-энтузиаста Дмитрия Георгиевича Ефимова уже много лет проводятся Дни памяти выпускницы Павловского института благородных девиц матушки Таисии. В ее день рождения (17 октября) проводятся уроки памяти игумении Таисии, в 2022 году такой урок провела инокиня Аркадия (Ковина), постриженница Леушинского подворья в Санкт-Петербурге. В школьных дневниках помещается изображение игумении наряду с другими известными выпускниками этих стен. В гимназии создан превосходный портрет Таисии художницей Еленой Петрусенко, который помещен в большой аудитории. Радует, что не прекращается публикация сочинений игумении Таисии. Считаю самым интересным за последние два года издание редкой книги матушки Таисии «Беседы протоиерея Иоанна Кронштадтского с игуменией Таисией», предпринятое издательством Сретенского монастыря совместно с Мемориальной Квартирой св.Иоанна Кронштадтского в 2022 году. Уникальная запись живых бесед с отцом Иоанном, изданная Таисией впервые 115 лет назад (в 1909 г.), со временем становится все более востребованной. Прекрасно оформленная и проиллюстрированная книга со структурной разбивкой по главам и комментариями стала настоящим подарком всем почитателям игумении Таисии. Тираж разошёлся за несколько месяцев, и Сретенский монастырь готовит уже новое издание. Создаются новые телепрограммы и документальные фильмы, посвященные игумении Таисии. Об одном из них я подробно писал на страницах РНЛ. Моя статья вызвала горячий диспут в интернете. О том, насколько дорога память игумении Таисии в наше время, говорит интересный факт активной музеефикации мест, связанных с ее жизнью. Возрождается музей в доме Солоповых в Боровичах на улице Советской. Дом, сохранившийся в городе, описанный в «Записках» Таисии и выявленный в нулевые гг. XXI в. историком Галиной Александровой, был передан Боровичской епархии. В нем был создан духовно-просветительский центр. Он стал объектом паломничества и туризма в городе. В настоящее время в нем создается новая экспозиция о жизни игумении Таисии.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/ko...

По её результатам вышел в свет сборник материалов с одноименным названием «Гори во мне светильник веры». Инициатор конференции и составитель книги – кандидат филологических наук, доцент кафедры социальных коммуникаций и медиа Гуманитарного института ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» А.Е.Новиков. В сборник вошли доклады настоятельницы Новолеушинского монастыря игумении Кириллы (Червовой), древлехранителя Череповецкой епархии М.Г.Мальцева, сотрудников Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии иерея Сергия Бондаря и Е.А.Силиной, директора Мемориальной Квартиры св.Иоанна Кронштадтского протоиерея Геннадия Беловолова и многих других. В конце книги размещена фотохроника мероприятий, посвященных 180-летию игумении Таисии (Солоповой). Это университетский сборник предназначен как для богословов, историков, музейных работников, так и для всех неравнодушных к памяти игумении Таисии людей. Я рад был получить в дар это сборник, каждая статья которого открывает новые сведения об игумении Таисии. В том же юбилейном году в Боровичах, городе детства игумении, в одиннадцатый раз прошли Таисиинские чтения. Именно из Боровичей начался её подвижнический монашеский путь. Последний год жизни в миру после окончания Павловского института Мария Солопова провела в родительском имении Абаконово в 20 километрах от Боровичей на берегу оз. Пирос. Зимой 1860-1861 годов девушка жила в городе – в доме, оставшемся ей от деда. Почти ежедневно посещала Свято-Духов монастырь и лишь укрепилась в желании служить Господу. В память об этой великой труженице и молитвеннице с 2002 года в Боровичах регулярно (раз в два года) проходятся Таисиинские чтения, носящие культурно-просветительский характер. По благословению архиепископа Боровичского Ефрема их проводит благочинный Боровичского округа протоиерей Иоанн Мороко. В епархии делается большая работа по мемориализации мест связанных с игуменией Таисией. В последние годы на месте родительской усадьбы игуменьи освящена часовня-колодец. Возрождается храм святых апостолов Петра и Павла на берегу оз. Пирос, где часто молилась Машенька Солопова. На ул. Советской в Боровичах сохраняется её дом. В 2022 году Боровичской епархией выпущена книга «Начало подвижнического пути игумении Таисии». Имя благодатной старицы Таисии Леушинской, духовной дочери праведного Иоанна Кронштадтского занесено в Золотую Книгу Санкт-Петербурга – летопись славы северной столицы. Особенность Боровичских Таисиинских чтений состоит в совмещении докладов с интересной концертной программы, в которой участвует хор кафедрального Успенского собора, коллектив Детской школы искусств, воспитанники Воскресной школы Свято-Духова монастыря, учащиеся школ города. Проводится конкурс рисунков на тему «Храмы в жизни игумении Таисии».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/ko...

Леушинская игумения была глубоким богословом. В своей книге о святом Апостоле Иоанне Богослове она касается сложных вероучительных вопросов. Наделенная литературным даром повествовательницы, матушка Таисия составила замечательное «Жизнеописание блаженной Христа ради юродивой Евдокии Родимой». Памятником духовной дружбы с о. Иоанном Кронштадтским стали ее «Беседы» с Дорогим Батюшкой, без которых сейчас невозможно представить русскую духовную литературу. Эта духовная связь с Всероссийским пастырем запечатлена и в «Письмах о. Иоанна Кронштадтского к игумении Таисии» (изданных в 1909 г.) и в ее сочинении «Иоанн Кронштадтский как духовный пастырь». Игумения Таисия отдала много сил педагогической деятельности, основав при Леушинском монастыре две школы: церковно-приходскую и церковно-учительскую, возрастив сотни и сотни воспитанниц. Даже краткое перечисление деяний игумении Таисии может вызвать удивленный вопрос: как было возможно одному человеку все это успеть совершить, совместив столь многоразличные труды и подвиги? Вся жизнь великой праведницы блаженной старицы и дорогой матушки игумении Таисии была неусыпающей Похвалой Христу Спасителю и Его Пречистой Матери. Но помимо множества дарований игумения Таисия обладала еще одним уникальным талантом – поэтическим, который по заповеди Христовой не сокрыла в земле, оставив богатое поэтическое наследие. Духовные стихи игумении Таисии были весьма высоко оценены о. Иоанном Кронштадтским , который считал ее талант данным от Бога. Матушка Таисия имела обыкновение посылать отцу Иоанну еще в рукописи свои новые стихи. На одно из них, присланных к Рождеству Христову в 1898 г., Батюшка отозвался такими словами: «Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, Матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возвращаешь». Многие современники считали Таисию «внучкой Пушкина». Даже о. Иоанн Кронштадтский в переписке с нею назвал ее этим «титулом». Хотя в действительности она была представительницей одной из многих ветвей московского рода Пушкиных. Ее мать – московская дворянка Виктория Дмитриевна Солопова в девичестве носила фамилию – Пушкина. Но по силе поэтического дарования в духе и традиции Пушкина, игумения Таисия в творческом смысле действительно может быть названа «внучкой» великого русского поэта.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

В 1872 г. Каргопольцевы продали усадьбу. Землю купил петербургский купец И.М. Максимов для устройства здесь женской православной общины - купил после настоятельных уговоров монахини Сергии (в миру Анастасии Серединой, уроженки одного из окрестных сел) и жены купца. В 1875 г. была официально учреждена Леушинская женская община (пока не монастырь), ее настоятельницей стала Сергия. К сожалению, начало истории общины связано с неурядицами, интригами. Первых двух настоятельниц - Сергию и сменившую ее в 1877 г. Леонтию (Марию Александровну Коврову) - Максимов и поддерживавшая его часть монахинь выжили из общины. Впору было неудавшуюся общину закрывать. Но все же в 1881 г. была сделана последняя попытка привести дела в общине в порядок. Настоятельницей была назначена Таисия - монахиня Званского Знаменского монастыря (в Новгородской губернии), до этого не имевшая опыта подобной работы. Таисии удалось, наконец, навести порядок (это стоило ей здоровья: после клеветнического доноса на нее она заболела нервной болезнью, продолжавшейся два месяца). В 1885 г. община официально получила статус Иоанно-Предтеченского Леушинского женского монастыря. Вскоре Леушинский монастырь стал одним из самых известных и процветающих монастырей России. Игумения монастыря Таисия (Мария Васильевна Солопова, 1842-1915) - замечательная подвижница, очень много сделавшая не только для своего монастыря. Ее трудами были устроены новые и возобновлены ранее существовавшие монастыри: Иоанно-Богословский Сурский на родине св. Иоанна Кронштадского (духовного отца Таисии), Благовещенский Воронцовский в Псковской губернии, древний Ферапонтов монастырь со знаменитыми фресками Дионисия, Парфеновский Богородицкий близ Череповца, Антониево-Черноезерский на Шексне, Троицкий Синезерский близ Устюжны. Игумения Таисия обладала и литературным даром. Известны ее духовные стихи, а также прозаические работы - воспоминания: " Келейные записки " (изданы после ее смерти), " Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским " (1909). Предположительно ее же перу принадлежит " Историческое описание Иоанно-Предтеченского женского монастыря Череповецкого уезда, Новгородской губернии " (1890), опубликованное без имени автора. Помимо прочего, эти три работы представляют интерес и как источники сведений по истории Леушинского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=35039

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010