Селенинову я послал 28 июня сего года 1000 рублей в уплату долга 3075 р. Остальные платите вы 1045 . А Маккавеев пусть мне пришлет отчет об этом долге, потом почему он не был выведен в его отчете и был утаен?! Ваш слуга и строитель Сурской обители, Протоиерей Иоанн Сергиев. 30 Июня 1901. Игумении Таисии (Солоповой). 18 июля 1901. Петербург Родная моя Матушка Таисия! Благодать, милость и мир тебе от Господа 1046 . Доехал я благополучно, слава Богу – здоров. Прямо с машины служил у вас на подворье 1047 , пользуясь, между прочим, его близостью к машине 1048 . Сестры все были очень рады, мы с ними молились, конечно, за тебя; они здоровы и кланяются тебе. Кланяюсь сердечно и я. Иоанн Кронштадтский . 18-го Июля 1901 г. Игумении Варваре (Ивановской). 28 июля 1901. Кронштадт Матушка Варвара! Мир тебе и сестрам! Я благополучно вернулся домой 1049 . Письмо твое последнее получил; деньги тысячу рублей высылаю. – Прошу тебя уведомить меня о всех вещах по именам, полученных тобою с Карповой Горы, – привезенных нами на пароходе 1050 . Протоиерей Иоанн Сергиев. 28 Июля 1901. Деньги расходуй бережно и расчетливо, но не скупо – отчет во всем. О получении черных больших платков для всех сестер уведомь. Игумении Варваре (Ивановской). 31 июля 1901. Кронштадт Матушка Варвара! Божие благословение тебе и сестрам, мир и любовь да умножит в вас Господь, Отец щедрот и Бог всякой утехи 1051 . Посылаю тебе на устройство обители и служб тысячу рублей 1052 ; о посланной уже ранее тысяче уведомь, если получила 1053 . От места на берегу Двины в г. Архангельске я отказался на предложение о. Маккавеева, потому что просят непременно 8 тысяч, а не берут шести, которые я давал. А сколько бы потом потребовалось денег на приспособление к делу! И конца бы не было. – Бог пошлет в будущем место на берегу. 1054 – Еще повторяю – уведомь о всех вещах, полученных тобою с парохода на Карповой Горе 1055 . Получена ли чаша серебряная (потир для причастия Св Таин) с дискосом и прочими принадлежностями? Всем мой сердечный поклон. Старайся, мать Варвара, быть ко всем справедливой, – о всех пекись, всем воздавай должное, чтобы в обители царствовали мир, любовь, правда, довольство, благочестие, послушание, чистота, трудолюбие. Бог да умножит вам всякую благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

          Из фильмов о войне и ее героях нельзя обойти вниманием фильм И. Сафарова «Советский солдат». Молодой солдат из Азербайджана Армен Мишель, чуткий и талантливый к языкам, попадает в плен и становится столь ярким героем французского Сопротивления, что награды он получает из рук генерала Де Голя. Более того, когда генерал в 60-е годы приезжает в СССР, он просит найти этого героя, о котором на родине давно забыли. С большим трудом отыскали, устроили встречу… Истинный героизм, который не мог укрыться. Наконец Армен Мишель становится героем и у себя на родине.                                                            Фильм Варвары Филипчук «Переведи меня через Майдан» отмечен жюри к/ф Радонеж как «ЛУЧШИЙ ДЕБЮТ». Тема Украины. Кровоточащая, парадоксальная, нелепая, непонятная… В мастерской В. Хотиненко эту тему представили так. Две старые приятельницы, киевские подруги со студенческих времен – по разные стороны баррикад. Одна, более здравая и здоровая,  -  на стороне России. Другая, почти слепая, противница России. Несмотря на непримиримые позиции и жаркие дебаты первая приходит ко второй, покупает ей хлеб, а потом «переводит ее через Майдан». Хорошая кинематографическая метафора.                                                            Одной из «тем года» стал 70-летний юбилей Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В адрес к/ф пришло четыре фильма, освещающих  личность и служение Святейшего. «Патриарх Кирилл – годы служения на Смоленщине» А. Быкова и Ю. Солопова - рассказывает нам некую предисторию, становление будущего Патриарха Кирилла. Фильм «Патриарший хор» А. Андреева повествует о Патриаршем хоре Храма Христа Спасителя в Москве, одном из лучших в Православном мире, который продолжает славные традиции церковного пения с более чем 130-летней историей. Два фильма представлены как  поздравления. Фильм «Крылья» (это и крылья на иконах евангелистов, это и парение духа…). На фоне постепенно раскрываемой  иконографии ХХС, этой библии в красках,  мы участвуем в прекрасных великопостных Патриарших богослужениях.

http://radonezh.ru/analytics/filmy-kinof...

И любовию Своею Ты согрей меня! Непостижный, неприступный, Горних сил Творец! Ты ли, сердцу столь доступный, Сладкий наш Отец?! Ты мне душу согреваешь, Дух – животворишь, Ум и мысли просвещаешь, Сердцу говоришь. Царь души моей Ты, Боже! Царствуй же во мне! Без Тебя весь мip ничтожен, Жизни нет душе! Воскреси меня с Собою В чудный славы свет, Чтоб и там мне жить с Тобою В бесконечный век! Молитва Духовным оком созерцая, Тебя, о Боже, пред собой, Я в умиленьи прибегаю К Тебе с смиренною мольбой. Велик Ты, Боже наш, в твореньи И на земле, и в небесах, Велик и дивен в промышленьи, Могуч и славен в чудесах! И мы, смиренное созданье, Мы носим образ Твой в себе; Питаем в сердце упованье За гробом перейти к Тебе, Дабы на век соединиться, С Тобою, неразлучно быть. Но, чтоб достойно нам явиться, Даждь нам всегда Тебе служить! Даждь сердцем чистым, незазорно Святую веру сохранить, Душою теплой, непритворно Тебя и ближних всех любить! Молитва грешницы у подножия Креста Приди ты, грешная душа, Приди в сознании и страхе, Пади к подножию креста, Смирись во вретище и прахе! Лобзай подножие Христово, Его слезами орошай, Как грешница стопы Святого, Главы власами отирай! Воскликни с нею со слезами: «О, мой Спаситель дорогой! Ты пощади Твое созданье, И обнови в нем образ Твой! О, не отвергни покаянья И слезы грешницы прими; Не как Иудино лобзанье, А как стенания души, Души, грехом обремененной, Души, измученной борьбой, Души униженной, смиренной, Но не отвергнутой Тобой! Сам даждь мне образ покаянья Пред вечной правдою Твоей! Я – Твое падшее созданье, Раба греха и злых страстей! Ответа нет в моем сознанье, Мои безмолвствуют уста, Одно, одно мне оправданье, Лишь у подножия Креста! Распятого на нем Тебя, Христе мой, слезно умоляю: Дай мне прощенье со Креста, О, Свете тихий и пресветлый, Я на Тебя лишь уповаю. Воззри на мрачную, воззри! И зрак греха ее нелепый Своим воззреньем озари!... О, Благость, Благость пресвятая, Услышь вопль грешныя души! Утешь скорбящую, вещая: «Прощаются тебе грехи!» Духовные размышления

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Ее поэтическое творчество необычайно цельно по смыслу – это прежде всего исповедь души, и в то же время весьма многообразно по жанрам: это и яркие пейзажные зарисовки, и глубокие философские размышления, и лирические строфы, передающие боль скорбящего сердца, и сюжетные поэтические повествования, и большие эпические формы – поэмы, стихотворные летописи, переложение глав Евангелия и богослужебных текстов. Даже при кажущейся технической шероховатости некоторых стихов Таисии они отмечены удивительной молитвенной окрыленностью, совершенством формы, живой свежестью слова, неподдельным благодатным вдохновением и искренним выражением сердечных переживаний. Во всех ее произведениях от четырехстиший до поэм поражает духовная глубина и искренняя простота, небесная ясность и родниковая чистота, и в то же время неотмирная тайна духовной жизни подвижницы. Духовная точность образов и чувств исключают стихию душевности и самолюбования, столь часто присутствующие в светской поэзии. Главное в стихах игумении Таисии понимаешь тогда, когда знаешь и помнишь, что они написаны рукою, более навыкшей держать четки, нежели перо, и видишь за строками и рифмами теплящийся огонек лампадки в уединенной иноческой келье. Ее стихи рождались как продолжение молитвы и поэтому никогда не были главным делом для писавшей их инокини, они лишь запечатлели опыт духовной жизни подвижницы, – «дорогие минуты» ее сокровенного Богообщения. Читая их, мы становимся свидетелями благодатных озарений и сокровенных созерцаний боголюбивой молитвенницы. И силой своего благодатного слова матушка Таисия усваивает их и нашей душе, и мы вместе с нею переживаем «дорогие минуты» сердечной тишины, душевной ясности и светлой радости. Стихи матушки Таисии – уникальный духовный дневник инокини. Название сборника «Духовные стихотворения» обозначает не столько ее религиозную тематику, сколько внутреннее качество этих стихов. Это стихи-молитва, стихи-исповедь, стихи-созерцание. Это сокровенная «жизнь во Христе» благодатной старицы Божией, запечатленная в стихах и выраженная на доступном нам языке поэзии.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Mipckoй любви не понимая. Бежала мipa и людей. И как «елень источник водный» В день зноя ищет, и спешит Струей живительной, прохладной Скорее жажду утолит, Так я спешила к влаге чудной, К струям живительной воды, От зноя жизни многолюдной, От искушений суеты! В одежде инока смиренной, На рамо возложив свой крест, Пошла стезей уединенной, Спешила «за Тобою вслед». Нашла ль Тебя, иль нет,– не знаю; Но сердце мне мое твердит, Что Ты со мной; я ощущаю, Что дух мой лишь к Тебе горит! Горит; но и порой тускнеет От хлада жизни и страстей, Под бременем душа дряхлеет, В ней меркнет огнь любви Твоей! Да! я порою забываюсь, Вскружась служебной суетой. И ум и душу наполняю Заботой жизни трудовой. И как свеча, перед Тобою Горев, тускнеет, угасает, Так и душа моя порою. Как бы забывшись, засыпает. О, не покинь меня, мой Боже! Из мглы житейской изведи, Чтоб сон не стал мне в смерти ложе, Ты спящую мя пробуди! Дай мне узреть Свет жизни снова, И действием его лучей Стряхнуть греховныя оковы С тяжелых заспанных очей! Спаси меня, о, мой Спаситель! Твоей «овцы не погуби!» Ведь Ты – мой Пастырь, мой Хранитель, Ты Сам заблуждшую взыщи! Пред Святым Причащением Из купины новозаветной Твоей, святого алтаря, Где огнь Божественного Света, Твой тихий глас зовет меня. Се, предстою! Обремененный Тяжелой ношею греха, Сознаньем горьким обличенный, Страшусь небесного огня! Как приступлю к Трапезе тайной, К Трапезе чистой, пресвятой?! Я в язвах весь! Я весь страдаю Моею грешною душой! Но Ты – мой Бог , мой Свет пресветлый! Ты – крепость, сила, жизнь моя! К Тебе любовью беззаветной Стремлюсь я, – не отринь меня! Я двери сердца отверзаю: Войди, молю, пребудь со мной! С Тобой жизнь новую познаю, Воскресну мертвою душой! Ты – сладость сердца, верх блаженства, Ты – мир премирный и покой, Любви священной совершенство, И смертным нам жизнь лишь с Тобой! Насыть несытую всем мipoм Ты бездну алчущей души! Напой живой воды пучиной И зной греховный прохлади! Приди ко мне, со мной останься, Уж к ночи день мой преклонен,

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

«У бабушки, Марии Федоровны, – вспоминает Гали Леонидовна Солопова, племянница Владыки, – единственно что сохранилось по смерти мужа, – это небольшое имение под Тамбовом, недалеко от станции Ляда. Там был выстроен большой рубленый дом, а с появлением на свет многочисленных внуков к нему была сделана пристройка. Летом на дачу съезжалась вся большая семья, братья и сестры со своими детьми. Всем хватало места, у всех была своя комната. Дача была окружена лесом. Сразу за забором начинался сосновый и дубовый лес, какой-то участок был посажен Марией Федоровной и назывался „бабушкин лес”. Вся детвора должна была каждый день отправляться на сборы ягод и грибов, их было великое изобилие поблизости от дома. А вечером на костре отваривались грибы и варилось варенье, детям при этом полагались душистые пенки, которые намазывались на кусок черного хлеба. В отдалении от большого дома, примерно в полукилометре от него, среди поля, был построен маленький деревянный домик для монашествующих, Варлаама и Германа, там они жили, когда приезжали на дачу. Этот домик назывался „скит”. Мы, дети, а нас было семь человек, сами понимали, что здесь особый мир, и не бегали, не шумели около него. Отец Варлаам был необыкновенно добр и кроток, глаза его так и сияли лаской. Никогда нельзя было услышать от него повышенного, сердитого тона. Всегда ровный, спокойный, самоуглубленный, удивительный... Недаром в семье его называли „кроткий ангел”, „тихий ангел”. Он был какой-то неземной! К отцу Варлааму мы относились с невольной почтительностью, удивлением и даже страхом. Мы считали его святым, хотя никто не говорил нам этого. Отец Герман в то время был более земным, и мы его не боялись, он любил поговорить и пошутить с нами. Семья была очень дружная, и я не помню ни одной ссоры. Помню такой эпизод: дети решили строить шалаш, притащили веток, устроили основу, но не успели закончить – настал вечер. Утром проснулись, побежали к шалашу и замерли в удивлении и восторге – шалаш был полностью закончен! Мы решили, что „это, наверное, волшебник приходил”... А отец Герман решил сделать детям сюрприз, он вечером закончил шалаш и потом посмеивался, говоря: „Упустили волшебника!..”»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Ведомости», РБК и «Коммерсантъ» обратились к властям Беларуси с требованием отпустить российских журналистов 10 августа, 2020. Новостная служба Российский МИД также прокомментировал их задержание 10 августа. ПРАВМИР. Редакции «Ведомостей», РБК и «Коммерсанта» потребовали от белорусских властей «предоставить полную и исчерпывающую информацию» о состоянии журналистов, которые пострадали в столкновениях вечером 9 августа. В совместном обращении изданий, которое  опубликовал РБК, говорится, что власти Беларуси пошли на применение силы в отношении журналистов. Авторы обращения напомнили, что еще накануне выборов на улице Минска в жесткой форме задержали, а потом депортировали из страны журналистов «Дождя». «В ходе ночных столкновений пострадали бывший специальный корреспондент РБК, журналист „Медузы“ Максим Солопов, а также корреспонденты Daily Storm Антон Старков и Дмитрий Ласенко. Был задержан и избит корреспондент „Sputnik Беларусь“ Евгений Олейник. В автозак, как следует из видео с места событий, был помещен российский военкор, основатель проекта WarGonzo Семен Пегов», — говорится в обращении. Авторы заявления возмущены применением силы к коллегам и отсутствием информации об их состоянии и местонахождении. «Мы, представители российских СМИ, требуем от властей Белоруссии предоставить полную и исчерпывающую информацию о состоянии журналистов, при необходимости предоставить им медицинскую помощь и допустить до них сотрудников российского посольства в Минске. Также мы настаиваем на их немедленном освобождении», — сказано в обращении. Российский МИД также прокомментировал задержание журналистов. «К сожалению, не обошлось без инцидентов с освещавшими выборы российскими журналистами. Посольство России в Минске занимается каждым конкретным случаем. Призываем сотрудников отечественных СМИ при ведении профессиональной деятельности на территории Белоруссии полностью соблюдать ее законодательство. Хочется надеяться, что и белорусская сторона будет способствовать нормальной организации их работы», — сказано в комментарии Департамента информации и печати МИД России.

http://pravmir.ru/vedomosti-rbk-i-kommer...

– А вы можете с дочерью говорить на латыни, на греческом? – Она, вероятно, могла бы, я не очень могу. Родной язык имеет то преимущество, что вы можете со всеми оттенками сказать то, что вы думаете. Достаточно хорошо зная современные иностранные языки, переходя на эти современные языки, вы невольно кое-что огрубляете из того, что сказали бы более точно на родном языке. Когда вы переходите на мертвый язык, то оказывается, что вы много сил тратите просто на то, чтобы сказать какую-то вполне простую вещь. Мне вспоминается некролог, который написал заведующий кафедрой МГУ Алексей Иванович Солопов, где в целых трех строчках по-латыни объяснялось, что такое овощебаза. Общение состоит не только в произнесении мыслей, общение состоит и в некотором молчании в какой-то момент, на родном языке это важно, другое дело – степень владения этим родным языком.   Обсуждения текстов должны начинаться со школьной скамьи – Как вам кажется, что сейчас происходит с классическим образованием в России, кто придет вам на смену? Есть ли достойная смена? – Образование должно начинаться со школы, должна быть начитанность в хорошо подобранных книгах, благодаря которым вырабатывается языковой вкус. Филология всегда в чем-то субъективна. Соответственно, должен быть выработан вкус к литературе. На чем его вырабатывать? На хороших текстах! Эти тексты желательно знать наизусть. – Например? – Например, Пушкина. Нет, я не говорю, что, окончив школу, дети должны знать наизусть полное собрание сочинений поэта, упаси Бог, но некоторое количество текстов становились родными на протяжении веков. Без них человек себя плохо чувствовал. Эти тексты, и об этом не надо забывать, спасали многих. Я еще застал тех, кто отсидел по много-много лет, тех, кого допрашивали так, что при этом можно было потерять вообще все, что угодно. От этих людей я знаю, что те, кто знал наизусть «Евгения Онегина», намного легче выдерживали тот напор, при котором другие ломались. – Как вы думаете, почему? – В том числе потому, что в них не могли вбить позорный текст покаяния, который надо было произнести… Потому что человек мог очнуться и про себя прочитать текст, который разительно отличался, и тот текст, который был его родным, с которым структура личности уже слилась, соответственно, происходило возвращение, если не сохранение личности.

http://pravmir.ru/nikolay-kazanskiy-nauk...

1998. Vol. II. 34. Tl. 4. P. 3175-3178; Streck M. Aristotelische und neuplatonische Elemente in der Anthropologie des Nemesius von Emesa//StPatr. 2001. Vol. 34. P. 559-564; idem. Das Schönste Gut: Der menschliche Wille nach Nemesius von Emesa und Gregor von Nyssa. Gött., 2005; Joly E. L " origine de l " вте chez Némésius d " Йmuse//Dionysius: Annual. Halifax, 2004. Vol. 22. P. 133-148; Motta В. La mediazione estrema: L " antropologia di Nemeslo di Emesa fra platonismo е aristotelismo. Padova, 2004; idem. Nemesius of Emesa//The Cambridge History of Philosophy in Late Antiquity. Camb., 2010. Vol. 1. P. 509-519; Beatrice P. F. L " union de l " âme et du corps: Némésius d " Émèse lecteur de Porphyre//Les Pères de l " Église face à la science médicale de leur temps/Ed. V. Boudon-Millot, B. Pouderon. P., 2005. P. 253-285; idem. Origen in Nemesius " Treatise «On the Nature of Man»//Origeniana nona: Origen and the Religious Practice of His Time/Ed. G. Heidl, R. Somos. Leuven, 2009. P. 505-532; Boulnois M.-O. L " union de l " âme et du corps comme modèle christologique, de Némésius d " Émèse à la controverse nestorienne//Les Pères de l " Église face à la science médicale de leur temps. P., 2005. P. 451-475; eadem. Némésius d " Émèse et la comparaison de l " union de l " âme et du corps en christologie//Annuaire dell " École Pratique des Hautes Études: Resumé des conférences et travaux. P., 2012. Vol. 119. P. 163-172; Palanciuc А., Chase M. Némésius d " Émèse//DPhA. 2005. Vol. 4. P. 625-654; Солопова М. С. Немезий Эмесский//Античная философия: Энцикл. словарь. М., 2008. С. 501-503; Морескини К. История патристической философии. М., 2011. С. 738-742; Alejandro R. E. Christology and Hybridity in Nemesius of Emesa//StPatr. 2012. Vol. 52. P. 265-274; Беневич Г. И. Краткая история «промысла» от Платона до Максима Исповедника. СПб., 2013. С. 131-148; Follinger S., Brasi D., de. Nemesios von Emesa//RAC. 2013. Bd. 25. S. 822-838; Panteleakos G., Poulakou-Rebelakou E., Koutsilieris M. Anatomy and Physiology in the Work of Nemesius of Emesa «On the Nature of Man»//Acta Medico-Historica Adriatica.

http://pravenc.ru/text/2564906.html

игумения Таисия (Солопова) (1842–15.01.1915) Воспоминания Нравственно-аскетические труды Стихотворения Аудиокниги игумения Таисия (Солопова) Настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного женского монастыря Новгородской епархии, духовная дочь св. прав. Иоанна Крондштатского. Биография В миру – Мария Васильевна Солопова, родилась в Санкт-Петербурге в 1842 году. Родители ее происходили из древних дворянских фамилий: отец – Василий Васильевич – потомственный дворянин, мать – Виктория Дмитриевна – москвичка из рода Пушкиных, к которому принадлежал и великий русский поэт. В браке Виктория Дмитриевна долго не имела утешения в детях – они умирали во младенчестве. Тогда она стала усердно молиться Божией Матери и совершать паломничества в московские храмы к Ее чудотворным иконам, прося о даровании младенца. Вскоре благочестивая мать родила дочь, которую назвала Марией, будущую игумению Таисию. Мария Васильевна Солопова получила блестящее образование, окончив в 1860 году курс обучения в Павловском институте благородных девиц в Санкт-Петербурге (на ул. Знаменской). Здесь обнаружились ее незаурядные способности и духовное призвание. На выпускном экзамене по Закону Божию ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии Преосвященный епископ Выборгский Иоанникий (Руднев) был весьма удивлен тем, что выпускница Института знала наизусть все Евангелие. На его изумленный вопрос девица Мария Солопова ответила: «Каждое слово Евангелия так приятно и отрадно для души, что мне хотелось его всегда иметь при себе, а так как с книгой не всегда удобно быть, то я вздумала заучить все, тогда всегда оно будет при мне в моей памяти». В годы учебы произошло событие, которое изменило всю жизнь Марии Солоповой. В чудесном сне отроковица увидела Христа Спасителя с сонмом святых, который благословил ее, коснувшись десницей главы. Это видение она восприняла как призвание к служению Господу и благословение на монашеский путь. Однако желание девицы встретило непонимание со стороны ее матери, ибо та не верила в серьезность принятого дочерью решения. После окончания Института последний год своей жизни в миру Мария Солопова провела в родительском поместье Абаконово близ Боровичей, а зиму в самих Боровичах в своем доме на улице Бежецкой, дом 1, доставшемся ей по наследству от деда. В это время она почти ежедневно бывала в Свято-Духовом Боровичском монастыре, где окормлялась у игумена Вениамина (Позднякова), познакомившего ее с архимандритом Лаврентием (Макаровым), настоятелем Иверского Валдайского монастыря. Известный и чтимый старец стал ее духовным отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010