руководствовался чисто благочестивыми целями в покупке усадьбы ради учреждения в ней монашеской обители; но так или иначе, – Бог весть, ибо никтоже весть от человек, яже суть в человеце, точию дух человека, живущий в нем ( 1Кор. 2:11 ), – а только Максимовы соделались главными виновниками возникновения Леушинской общины, ныне уже вполне окрепшего и процветшего монастыря. Купив усадьбу, они не могли оставаться в ней сами и искали, кому бы вручить наблюдение за всем, находившимся в ней, равно и ведение хозяйства. Им указали на упомянутых Воронинских девиц, коих собралось там уже около 8-ми человек. Им и предложили Максимовы переселиться в усадьбу при селе Леушине, для положения начала предположенной женской обители. С ними переселилась туда и Родимая, уже значительно слабевшая силами, но все еще не изменявшая своему бродячему образу жизни и юродствованию. Впрочем, не так скоро сдались на лестную приманку умные и строгие к себе девицы; только в 1872-м году они оставили свое родное малое гнездышко и переселились в Леушино, чтобы там положить начало новому обширному и святому делу. При самом начале Леушинской общины, хотевшие поступить в число ее сестер принимались не иначе, как с вкладами в пользу ее или денежных сумм, или каких-либо хозяйственных принадлежностей, так как, по новости и скудости общежития, оно во всем нуждалось и терпело крайние лишения. В числе поступивших была одна молодая девица, по имени Евдокия, из деревни Иванцева, принесшая с собою в виде вклада 50 руб. С самого начала поступления ее, Родимая, вопреки своему обычаю, ни разу не приласкала ее добрым словом, всегда была к ней сурова. Вдруг однажды является Родимая в трапезу во время обеда сестер; молча подошла она сзади к Евдокии, вырвала у ней из рук ложку, которую бросила к порогу двери, а Евдокию так крепко дернула за косу, что она перегнулась всем корпусом назад. «Ишь ты», закричала Родионовна: «принесла пять красноголовых змей, да и тех назад тащит; я тебя утащу, я тебя утащу!» Действительно, Евдокия все время жила в общине уклончиво от послушаний, была ленива к молитвенным стояниям и, как сама высказала после одной сестре, все время собиралась уйти из общины, взяв и свой внесенный ею вклад 50 руб., состоявший из пяти красных десятирублевых кредиток, что вскоре и исполнилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

После тяжелых дневных трудов однажды ночью она очень крепко уснула и не слыхала, как муж ее будил ее молотить. Свекор ее, разъяренный как бы неповиновением ее мужу и нежеланием работать, схватил ее сонную за волосы и стащил с полатей, где она спала, и, ударив ее о пол, продолжал бить и толкать ногами. От сильного испуга она не могла опомниться, а, может быть, и от тяжелых побоев не могла встать на ноги. Но обезумевший от злости свекор не унимался; ударами и пинками он протолкал ее почти в бессознательном состоянии до самого овина. Тут избитая и истерзанная Евдокия снова упала, не будучи в состоянии удержаться на ногах, и, вместо того, чтобы молотить хлеб, сама сделалась молотимым снопом для озверевших родственников, которые наконец выбросили ее в бесчувственном состоянии на улицу за овин. Когда Евдокия очнулась, в овине уже никого не было; очевидно, работа была окончена, и все ушли домой. Идти и ей домой – казалось страшнее самой смерти. Куда было деваться? – Избитая, израненная, окровавленная, она кое-как поплелась к опушке леса, чтобы хотя там дать отлежаться измученному телу, не смотря на осеннюю сырость и непогоду. С этой поры и началась ее многотрудная скитальческая жизнь. Ни темные осенние ночи среди леса, с его дикими зверями, ни голод, коему необходимо она должна была подвергаться, ничто не страшило ее так, как мысль попасть опять в руки зверя-свекра и вообще своих домашних. Она тут же решилась воспринять крест скитальчества и юродства, считая это как бы указанием свыше чрез ее страдальческую семейную жизнь. Но не подолгу приходилось ей укрываться и отдыхать душой в своих побегах: ее скоро находили, с побоями и бранью приводили домой, где повторялись самые жестокие истязания, после которых ее, полуживую, привязывали или приковывали к столбу железной цепью, или же запирали в холодный чулан, где и питали ее лишь одним черствым хлебом и то только для того, чтобы не совсем заморить голодом. Так томилась молодая страдалица, в самом цвете лет, от 17-го до 21-го года своей жизни. Наконец в 1824-м году умер изверг – свекор ее, а вскоре за ним и муж. Оставшиеся в семье женщины оказались более сострадательными и предоставили Евдокии полную свободу, тем более, что с удалением ее, они и сами избавлялись от лишнего нахлебника.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Когда, по окончании литургии, начальница и большая часть богомольцев вышли из церкви, Родимая взяла свой завернутый в полотенце пирожок, понесла на клирос и, показав певчим, подразнила их сказав: «что? – по усам текло, а в рот не попало!» – и с этими словами выбросила его за окно. Затем, вернувшись к выходным дверям, у которых стояла пекарка Татьяна, не без трепета наблюдавшая за всем происходившим, сказала ей громко: «а ты вперед не хитри, царское добро береги, всякая крошка в обители свята, потому что дана в святую обитель». Татьяна поняла свою вину, просила прощения у Родимой, у которой никак не могла допроситься, равно как не могла понять сама, откуда и каким путем могла Родимая узнать тайну этого злосчастного пирога, о котором никто кроме нее не знал. Если предположить, что она, отыскав ключ, отворила келью, затем шкаф и там нашла покрытый блюдом пирог, – то как же могла она прознать, что он предназначен именно для певчих, которых она и поддразнила им, а не для кого-нибудь другого? Ясно, что это не есть дело обычного человека. Слух о прозорливости Родимой и о чудной жизни ее в новой Леушинской обители, из коей она, впрочем, иногда и отлучалась на некоторое время, распространялся быстро и широко. Все искали видеть ее, конечно не из простого любопытства, что доказывается тем, что многие не предпринимали никакого более серьезного дела, не посоветовавшись с Родимой. И делали это не одни простолюдины, что могло бы быть отнесено к их простодушию и невежеству, но и люди весьма образованные и даже духовного сана. Таковы, напр., многие помещики, священники, купцы, люди разных сословий, пола и возраста. Священник села «Любецъ», о. Василий Преображенский , всегда и во всем спрашивал совета Родимой, вероятно опытом изведавши пользу сего. У него была дочь невеста, которую сватал в замужество один окончивший курс семинарист, выходивший на место священника в село. О. Василий соизволял этому браку, равно как и девица; но он приехал в Леушино спросить: «что скажет Родимая, – благословит ли?» –«Нет», сказала она, «это, батя, не жених нам, – больно уж черен? найдем побелее».

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

крещения данным ей именем Евгении, по паспорту приписавшись вновь к городу. Жила она там совершенно уединенно со своей келейной товаркой, выходила лишь в храм Божий и вообще продолжала в тайне свою келейно-подвижническую жизнь. Все ли в городе знали о ней, или нет, того нам неизвестно; но люди благочестивые, ревновавшие о духовной жизни, не только ближние, но и дальние, знали и почитали ее. В числе таковых была и Агафья Викторова, отправившаяся, как сказано, посоветоваться с нею относительно Родимой. Старица Досифея (Евгения) вполне успокоила Агафью, назвав Родимую «великою подвижницею», и даже просила не оставлять ее, в виду ее преклонных лет, исполненных многотрудных добровольных страданий и подвигов. «Впрочем», прибавила она, «уж недолго и Родимой и вам самим придется пожить в своей хатке; вам готовится уже новое место и новый образ жизни». Эти пророческие слова Евгении сбылись в свое время. Успокоенная же Агафья Викторова вернулась домой и еще с большим радушием стала принимать и покоить Родимую. О какой-то, будто бы имеющей скоро открыться в недальнем от Починка расстоянии, обители давно уже поговаривала и Родимая; но слова ее оставались без внимания, как бы и не замечаемые, ибо тогда ничего подобного и не предвиделось; «мало ли что городит юродивая», порешали слышавшие, на том и толки кончались. В 1868-м году, в 40-ка верстах от гор. Череповца, Ольховской волости усадьба помещика-инженера Н. Каргопольцева продавалась с торгов. Задешево купил ее с.-петербургский купец И. Максимов, по рекомендации и совету одной знакомой монахини Сергии, посещавшей эту усадьбу в бытность свою на родине, неподалеку от нее, для поклонения местночтимой там иконе Богоматери, находившейся в церкви, выстроенной помещиком Каргопольцевым для своих крестьян деревни «Леушина», весьма нуждавшихся в церкви, коей у них не было ближе, как на расстоянии 12-ти верст, и то отделяемой непроходимыми в осеннее и весеннее время болотами. Трудно предположить, на основании последствий, выяснивших дело, чтобы купец М.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Из воспоминаний племянницы владыки Варлаама  Г.Л. Солоповой: «В отдалении от большого дома, примерно в полукилометре от него, был построен маленький деревянный домик для монашествующих Варлаама и Германа. Там они жили, когда приезжали на дачу. Этот домик назывался «скит». Мы, дети (а нас было семь человек), сами понимали, что здесь особый мир, и не бегали, не шумели около него. Отец Варлаам был необыкновенно добр и кроток, глаза его так и сияли лаской. Никогда нельзя было услышать от него повышенного, сердитого тона. Всегда ровный, спокойный, самоуглубленный, удивительный… Недаром в семье его называли «кроткий ангел», «тихий ангел». Он был какой-то неземной! К отцу Варлааму мы относились с невольной почтительностью, удивлением и даже страхом. Мы считали его святым, хотя никто не говорил нам этого». В 1913 году владыка Варлаам возглавил Мстиславскую кафедру и был временным управляющим Гомельской кафедрой. 23 июня 1919года  он был арестован в Гомеле, но 5 июля 1919 гогда  – освобождён по прошению 5 тысяч верующих. В 1922 – 1924 годах он был временно управляющим Могилевской кафедрой. В 1924 году  его арестовали в Пскове и приговорили к двум годам тюремного заключения. В 1924–1926 годах он  находился в заключении в Ярославской тюрьме. 13 июля 1927 года владыка стал архиепископом Пермским, но уже 11 ноября был уволен на покой. С декабря 1927 года  он – викарий Ярославской епархии, временно управляющий Любимским викариатством. В подведомственных ему викариатствах насчитывалось около 300 общин. 6 февраля 1928 он в составе группы ярославских архиереев отделился от Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) , поддержав позицию митрополита Агафангела (Преображенского). 11 апреля ему было запрещено священнослужение. 10 мая он заявил о возвращении в молитвенное общение с митрополитом Сергием, после чего 30 мая 1928 года Синод снял запрет в священнослужении.  В сентябре 1929 года архиепископ Варлаам был вновь арестован. Его обвинили в руководстве контрреволюционной организацией ИПЦ и приговорили к 3 годам лишения свободы. Владыка отбывал наказание в Севитлагере ОГПУ (г. Котлас), затем в Беломорских лагерях. В мае 1931 года владыка Варлаам был приговорен к десяти годам лишения свободы. Отбывал наказание на Соловках, досрочно освобожден и выслан в город Вологду на оставшийся срок.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Активна была подпольная церковная жизнь в российском Черноземье. Весной 1944 г. уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви насчитал в Тамбовской области около 20 нелегальных групп и церковнослужителей. Пятеро престарелых священников (все старше 70 лет), по его словам, фактически разделили город Тамбов на сектора, каждый из которых окормлял один из них. По четыре незарегистрированных группы было в городах Моршанске и Кирсанове, одна в Мичуринске и еще четыре в разных районах области. В одной из этих сельских групп богослужения совершал диакон «на дому с участием хора из любителей». При этом на территории, например, бывшего Кирсановского уезда не было ни одной действующей церкви. Моршанские и мичуринская группы принадлежали к буевской оппозиции. Общиной в Мичуринске руководил «иеромонах Александр Филиппенко, который совершает нелегальные богослужения по домам верующих гор Мичуринска. Литургию служит в узком кругу, а причастие распространяет через своих монашек. Сам Александр Филиппенко живет в гор Мичуринске без прописки и не имеет определенного места жительства, а скрывается среди верующих Иосифлянской группы». Кроме того, «быв священник Клименко, который снял с себя сан и опубликовал свое отречение через печать, сейчас ходит по деревням и выполняет требы, как священник». А «быв учитель деревни Дербень, Кирсановского р-на, Котов Андрей Сергеевич, выдавая себя за священника, ходит по глухим деревням и производит богослужения и обряды. Так, например, с 15 по 20 января под руководством местной монашки Анны Солоповой, он совершал обряды по домам и на Крещение с группой верующих ходил на иордань и совершал водоосвящение» 385 . На европейском севере нелегальные богослужения были распространены в Вологодской области 386 . В Архангельской области, подобно тому, как это было в Московской области, проводились службы в закрытых церквах 387 . Из Мурманской области у нас есть сведения о единственном действовавшем там нелегальном молитвенном доме. Весной 1944 г. уполномоченный Совета сообщал:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На других двух записках приведены из Библии по синодальному русскому переводу подлинные слова Священного Писания : на одной – Пс. 31:1–2 205 и Пс. 17:10–16 206 ; на другой – Деян. 17:30–31 207 , с добав­ле­нием двух слов: «Синайское законодательство». Биография игумении Таисии Игумения Таисия (в миру Мария Васильевна Солопова) роди­лась в 1842 г. в семье потомственного дворянина, помещика Боро­вичского уезда Новгородской губернии Василия Васильевича Соло­пова и Виктории Дмитриевны, урожденной Пушкиной. Отец Марии окончил Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, плавал на корабле «Полтава», фрегате «Паллада», а 6 февраля 1835 г. был прикомандирован к Морскому кадетскому корпусу. 4 апреля 1851 г. Василий Солопов вышел в отставку в чине капитана 2-го ранга и поселился в родовом поместье Абакумове (Абаконово) близ Боровичей. Мать будущей игумении Таисии, «москвичка, из рода Пушкиных» 208 , была дочерью коллежского асессора Дмитрия Васильевича Пушкина и после смерти родителей воспитывалась дедом генералом Осипом Александровичем Василевским. Виктория Дмитриевна получила образование в московском пансионе г-жи Десаль и в 1838 г. в пятнадцатилетнем возрасте была выдана замуж. Двое первых детей умерли в младенчестве. Позднее Виктория Дмитриевна рассказывала своей старшей дочери: «Много и горячо молилась я о том, чтобы Господь не лишал меня этого утешения, дал бы мне хотя одно дитя, оставив его в живых; особенно же молилась я об этом Матери Божией, нарочно ходила пешком в Ее храмы к Ее чудотворным иконам, пред которыми изливала свои слезные мольбы И не посрамила меня Владычица, Надежда ненадеж­ных. Она даровала мне дитя – дочь, которую я из чувства благо­дарности к Ней назвала Ее именем – Мария» 209 . Виктория Дмитриевна воспитывала свою дочь в любви к Богу и ближним, приучала ее к молитве и благотворительности, много беседовала о событиях Священной истории и страданиях Спасителя. 9 декабря 1852 г. Мария Солопова была зачислена в Павловский институт в Петербурге, учебное заведение для детей-сирот военных офицеров. В феврале 1853 г. она прибыла в институт, но вскоре заболела: «Сделались у меня сильнейшие головные боли, затем воспаление глаз, и я совсем ослепла» 210 . 27 мая 1854 г., после четы­рехмесячного пребывания в частной глазной клинике Денике, Мария была уволена в отпуск для излечения «на вольном воздухе». К концу года зрение стало возвращаться, и девочка смогла продол­жить обучение в институте. 11 декабря 1861 г. в возрасте девятна­дцати лет Мария Солопова окончила Павловский институт и получила от Министерства народного просвещения аттестат на звание домашней учительницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Он обладал космическим обаянием» В 15-ую годовщину кончины Кирилла Юрьевича Лаврова состоится Всероссийский фестиваль «Ленинградские встречи» и будет отслужена панихида на могиле великого артиста и человека Владимир Солопов   08:55 13.04.2022 634 Время на чтение 4 минуты Фото: kino-teatr.ru «Одно из тех качеств, которые меня одновременно и удивляли, и восхищали в Кирилле Юрьевиче,— его отношение к людям. С ним было очень легко. Он был из тех, кто всегда готов внимательно слушать, вникать в то, что ты говоришь. Он очень легко выходил на дружеский контакт, а вместе с тем никогда ни собеседник, ни лучший друг — никто не мог перейти некую грань. Панибратские отношения с ним были невозможны! Оставалась доступность, и вместе с тем ты всегда ощущал, что он на одну ступеньку выше,— это потрясающе. Для меня он олицетворение настоящего русского аристократа, даже не интеллигента, но именно аристократа. С ним было очень приятно и очень легко. Иначе, наверное, на протяжении 15 лет мы просто не были бы вместе. Я счастлив, что судьба в свое время свела меня с ним». Темур Нодарович Чхеидзе

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/13/on...

Я убежден, что необходимо для воспитания подрастающего поколения проводить фестивали памяти таких людей, как Кирилл Лавров, называть их именами школы, улицы, корабли, самолёты и т.д. (кстати, есть танкер «Кирилл Лавров» и улица имени Кирилла Лаврова в Вырице!) Для меня Кирилл Юрьевич Лавров - Великий человек, истинный патриот России и настоящий  Русский артист! Всех почитателей Кирилла Юрьевича Лаврова мы приглашаем 27 апреля в 13:00 на Богословское кладбище, где на его могиле священником Геннадием Беловоловым будет отслужена панихида. Часто можно услышать такое выражение как «улыбка Юрия Гагарина». А мне навсегда запомнилась необыкновенная улыбка Кирилла Юрьевича Лаврова, он обладал космическим обаянием! Владимир Владимирович Солопов , потомок игумении Таисии, представитель Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь» в СЗФО Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Чебоксарах около многоэтажки нашли труп молодой девушки Кадров нашел нового куратора в Российский университет спецназа В России женщина сделала около 30 абортов:к чему привело Видео «голого прыжка» девушки с моста в Петербурге: смотреть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/13/on...

1916. Из области словообразования//РФВ. Т. 66, 1921–1922. Русско-скифские этюды//Изв. ОРЯС. Т. XXVI–XXVII. Солопов А. И. 1994. Семантический спектр прилагательного pulcher: Автореф. канд. дис. М. Сталмане В. Э. 1989. Ономастическая лексикография. М. Старинин В. П. 1955. К вопросу о семантическом аспекте сравнительно-исторического метода (изосемантические ряды С. С. Майзеля)//СВ. 4. Тиандер К.Ф. 1910. Город Бирка//ЖМНП. Т. 27. Толстой Н. И. 1969. Ответы на анкету//Лekciчhыя балтызмы у беларускай мове. Mihck. 1997. Избранные труды. Т. I. М. Топоров В. Н. 1960. О некоторых теоретических основаниях этимологического анализа//ВЯ. 1970. О балтийских следах в топонимике русских территорий//Т. 2. 1972а. «Balmica» Подмосковья//Балто-славянский сборник. М. 1972б. К древним балкано-балтийским связям в области языка и культуры//Античная балканистика: Предварительные материалы. М. 1973. К фракийско-балтийским языковым параллелям. I//Балканское языкознание. М. 1975. К объяснению некоторых славянских слов мифологического характера в связи с возможными древними ближневосточными параллелями//Славянское и балканское языкознание: Проблема интерференции и языковых контактов. М. 1977. К фракийско-балтийским языковым параллелям. II//Балканский лингвистический сборник. М. Топоров В. Н., Трубачев О. Н. 1962. Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья. М. Тохтасьев С. Р. 1984. Ред. на кн.: Демографическая ситуация в Причерноморье в период Великой греческой колонизации: Материалы II Всесоюзного симпозиума по древней истории Причерноморья. Цхалтубо, 1979; Тбилиси, 1981//ВДИ. 3. Третьяков П. Н. 1953. Восточнославянские племена. М. Тронский И. М. 1953. Очерки из истории латинского языка. М.; Л. 1960. Историческая грамматика латинского языка. М. Трубачев О. Н. 1957. Славянские этимологии. 1–7//ВСЯ . Вып. 2. 1958. Рец. на кн.: П. Я. Черных. Очерк русской исторической лексикологии. М., 1956//КСИС. Т. XXV. 1959а. История славянских терминов родства. М. 1959б. Следы язычества в славянской лексике//ВСЯ. Вып. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010