прот. Даниил Смолодович Отделение второе Б) О службах особенных, совершаемых Церковью по известному случаю, или потребностям христиан § 219. Общее содержание сих служб Так как службы церковные разделяются на постоянные, то есть постоянно совершающиеся во храме и особенные или повременные, совершающиеся в известное время по нуждам и потребностям верующих, то, сказавши о службах постоянных – вседневных, седмичных и годовых следует говорить о службах особенных и повременных, совершаемых по особенным случаям и потребностям христиан. Св. Церковь , как попечительнейшая мать, заботясь о спасении чад своих, освящает все важнейшие события в нашей жизни, благословляет наши начинания и плоды трудов наших и вспомоществует нам во всех трудных обстоятельствах наших душевных и телесных совершением святых Таинств, молитвословий и молебных пений, на различные случаи составленных. I) О таинствах § 220. Понятие о таинствах Таинства суть Богоучрежденные священнодействия, при совершении которых таинственным образом низводится благодать, или невидимая спасительная сила Святого Духа на человека приемлющего Таинство, для освящения и врачевания душевных и телесных сил его. Таковых таинств семь: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, (совершаемые над всеми), Священство, Брак и Елеосвящение (над некоторыми). 1) Крещение § 221. Понятие о крещении и оглашении, совершаемом над возрастными из иудеев, магометан и язычников Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела его в воду с призыванием имени Бога-Отца, и Сына, и Св. Духа, совлекается ветхого человека с греховными деяньми его и облекается в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, то есть очищается от грехов и возрождается для жизни новой – благодатной. Прежде совершения крещения бывает оглашение. Оглашением называлось в древности изустное преподавание основных догматов христианской веры для готовящихся к крещению. Так предварительно и ныне приготовляются к крещению возрастные из язычников, иудеев и магометан.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей архимандрит Таврион (Батозский) На Крещение Господне " loading="" decoding="" title=""/> Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры! В Своем Крещении Господь наш Иисус Христос крестил всех нас: меня, вас, Адама – всех. Своим Крещением Он вывел нас из греха. Он крестился, чтобы для нас освятить воду, освятить естество для того, чтобы мы возрождались для новой жизни. Так вот, братья и сестры, почему нам нужно креститься? Зачем нужно погружаться в воду каждому из нас, младенцу и взрослому, – всем? Смысл Крещения состоит в том, что человек, веруя в Бога, приходит, чтобы вступить, так сказать, в общество верующих, в Церковь Божью. А для этого он должен войти в дверь. Вот эта дверь, вводящая нас и в Церковь Божью, в Царство Божье, вводящая нас в те великие блага и достоинства, которые принес нам Сын Божий, и есть Крещение. Поэтому человек крестится. Когда он крестился, он уже сын Божий по благодати. В таинстве Крещения человек смывает все грехи – и наследственные, от своего рода, и грехи, которые он совершил до крещения, – все смываются в крещенской воде. Человек выходит из купели новый, невинный, святой. И эту святость следовало бы нам хранить. Вот смотрите: когда мы уже крещены, для того чтобы сохранить эту крещенскую силу, мы говорим: «Если со Христом крестимся, то со Христом должны быть и распяты. Если со Христом умрем, то со Христом и воскреснем». В таинстве Крещения мы становимся детьми Божьими по благодати, мы вступаем на это поприще, чтобы реально быть детьми Божьими. Пойдемте за Христом! А куда, Господи? На Голгофу! А зачем? Затем, чтобы вместе со Мною распяться, вместе со Мною умереть. Почему ребенка или взрослого при крещении погружают в воду? А для того, чтобы вся жизнь его была такой, чтобы он готов был со Христом распинаться и со Христом умирать. Вот тогда это усыновление, Божья святость, которые человек принял при крещении, будут с ним – когда он сораспинается Христу. А когда ты распят, скажи, будет ли у тебя суета? Будет ли мелочность в твоей жизни? Будет ли у тебя неверие, если ты со Христом распят на кресте, если ты умираешь со Христом? Какая великая честь, сколько великого достоинства, геройства, красоты! Вот тут-то и сила!

http://azbyka.ru/propovedi/na-kreshhenie...

Именины (День Ангела) — как определить день именин? Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня – день Ангела, день тезоименитства. 1 августа, 2009 Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня – день Ангела, день тезоименитства. Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня – день Ангела, день тезоименитства. Каждый православный христианин носит имя святого, в честь которого он назван. Имя выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящен памяти того или иного святого. День памяти святого, имя которого носит православный христианин и называется: День ангела, или Именины. Именины После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем. Читайте также: Как узнать дату своих именин Вы сами можете из нескольких святых выбрать того, кто Вам особенно близок. Если Вы ничего не знаете ни о ком из них, считайте своим небесным покровителем того, чей день памяти в календаре находится ближе всего к дню Вашего рождения. «Господь каждому из нас дает двух Ангелов,- учит нас Федор Едесский,- один из которых – Ангел хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас перед Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные. Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются  наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре». «Святые, — писал преподобный Силуан Афонский, — в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

http://pravmir.ru/imeniny/

Слова в двунадесятые и великие праздники Слова в день Пятидесятницы и в день Святого Духа Дух Святой да снидет в сердца наши Настал великий праздник – праздник необычайной радости для христиан: Дух Святой сошел на апостолов (см. Деян. 2:1–11 ). И не только на апостолов: Дух Святой пришел в мир, во исполнение обещания Господа нашего Иисуса Христа: Не оставлю вас сиротами, пошлю Духа Святого, Утешителя ( Ин. 14:18, 15:26 ). И освятил Он землю, и будет вести до конца веков весь род христианский по пути спасения. Дух Святой зримо сошел на апостолов в виде огненных языков. Такого больше никогда не было. Это произошло потому, что через апостолов святое Евангелие должно было утвердиться во всем мире. Они были первыми его проповедниками, первыми, кто понес свет Христов в мир. И Дух Святой огненными сотворил их сердца и умы, освятил и просветил их, напомнил им все, что они раньше слышали от Господа Иисуса Христа, и дал им силы весь мир вести ко Христу. Но разве на этом все кончилось? Разве Дух Святой ныне не сходит на всех, кто достоин Его принять? Разве не исполнен был Им преподобный Серафим Саровский ? Он весь сиял благодатью Духа Святого, Который сошел на него не в виде огненного языка, но таким образом, что овладел всеми его помышлениями, желаниями, чувствами и стремлениями, пленив его. Так нисходил Дух Святой и на многих святых. И нам всем, недостойным нынешним христианам в Таинствах Крещения и Миропомазания подается благодать Духа Святого. Все ее получили, но не все сохранили. Многие потеряли это сокровище. Ибо подобно тому, как дым отгоняет пчел, смрад сердца человеческого отгоняет Духа Святого. Дух Святой живет только в сердцах чистых, только им подавая Свои святые дары, ибо Он есть Сокровище благих – Сокровище всех истинных и самых великих благ, какими может обладать сердце человеческое. Разве может воспринять их сердце нечистое? Разве может получить благодать Духа Святого сердце греховное, лишенное милосердия и любви? Как же нам приобрести сердце чистое? Как воздерживаться от постыдных грехов? Как уберечься от соблазнов врагов спасения нашего? Нужно неустанно, во все дни жизни нашей, каждый час помнить о том, что Дух Святой не живет в сердце нечистом. Нужно не поддаваться соблазну. И когда дух нечистый, враг спасения нашего, нашептывает нам стремления к земному благополучию, рисует картины славной обеспеченной жизни, пробуждает в нас гордость, желание чести и славы, мы не должны принимать этого в сердце наше. Когда приходят подобные помыслы, мы должны сразу понять, что это искушение, и тотчас же начать всеми силами ума и сердца отгонять их, а не смотреть на соблазнительные картины, которые рисует нам дух нечистый. Если же мы этого не сделаем, если будем созерцать эти картины славы и процветания земного, если будем больше думать о них, то горе нам, ибо тогда соблазн овладеет сердцем нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Беседа 31. Почему Бог прощает. Второе крещение. Нам не нужны перевыборы. Как сделать замечание и не осудить. Главный замысел бытия. Псы. Чародеи. Любодеи. Убийцы. Идолослужители. Крайняя форма неправды. Приди! Не хватает денег – бери даром. Аминь. Сегодня у нас последнее занятие по Книге Откровение Иоанна Богослова, потому что мы будем изучать последнюю, 22 главу. Откр.22:1 . «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца». Андрей Кесарийский поясняет: «Рекой, исходящей из Церкви называется иносказательно крещение пакибытия, потому что омываемые в нем действием Духа Святого делаются чистейшими снега и кристалла». Итак, река воды жизни – воды Таинства святого Крещения, омывающие наши грехи, исходят от престола Бога и Агнца. Не в том смысле, что благодать Крещения – это дождик с неба, а в том смысле, что благодать Крещения, равно как и Таинство исповеди, – это проявление Божьего милосердия. Такого обильного Божьего милосердия, которое можно сравнить с потоком реки, светлой, чистой, как кристалл. И светлось благодати отнюдь не мутнеет от нашей греховности, остается светлой «как кристалл» . То есть Божье милосердие не предполагает никаких предварительных условий со стороны Бога. Если кому-то может показаться, что Бог нас прощает ради того, чтобы мы потом начали вести хорошую жизнь и таким образом отблагодарили бы Бога – это неправильное представление. В Писании сказано: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили» ( Тит.3:5 ). То есть сотворили бы после прощения. Господь отлично понимает, что мы до конца не сможем исправить свою природу. Преподобный Макарий Великий говорил, что нельзя доверять своему телу, пока оно не ляжет во гроб. Святые Отцы не испытывали никаких иллюзий относительно себя, тем более относительно других людей. У некоторых людей неправильное представление о святости, – об этом мы часто говорим. Им кажется: да, святые грешили, но до обращения к Богу. Потом их жизнь радикально поменялась, и они уже были как земные Ангелы, небесные человеки. Но писания самих святых этого не подтверждают… Августин Блаженный пишет о себе в настоящем времени как о грешнике. И многие другие святые Отцы, описывая свое прошлое и настоящее, сознаются в своем недостоинстве принятия дара благодати. Но благодать она и есть благодать, потому что получается даром – «благая дать», то есть это нельзя заработать. Сказано: «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» ( Рим.11:6 ). Святой праведный Иоанн Кронштадский писал: «Если бы не благодать Божия, кто бы из грешников обратился к Богу, так как свойство греха – омрачать нас, связывать по рукам и ногам. Но время и место для действия благодати – только здесь: после смерти только молитва».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Александр Люлька Предметом настоящего рассмотрения будут несколько цитат из одной книги:  Осипов А.И. “ Из времени в вечность: посмертная жизнь души ”. – 2е изд. – М., Изд-во Сретенского монастыря, 2011,  ISBN 978–57533–06548, тираж 100 000 экз . (номера страниц дальше в тексте даются по этому изданию). Глава « Христос – Спаситель всех человеков » фактически обосновывает идею о возможности спасения вне Церкви, якобы для людей есть возможность спасения без принятия Святого Крещения и без крещения собственной мученической кровью, но как бы “перелазить инде». Конечно, святоотеческая максима «Без Церкви нет спасения» не отвергается прямо, но автор настойчиво подводит читателя к определённым выводам, в частности, приводя слова святых отцов, утверждая что даже, когда они прямо « говорят, что спасение возможно только в лоне Православной Церкви, этим самым… не утверждают, что вхождение в нее возможно только через Таинство крещения… » А.И. Осипов прямо провозглашает: « Православный – тот, кто приобрел состояние кающихся… они оправданы Христом и, следовательно, пребывают в лоне Православной Церкви » (сс.134–135), при этом такое состояние по его мнению никак не связано с принадлежностью к Церкви. Проанализируем же, как Алексей Ильич обращается со святоотеческими текстами, подтверждая свои тезисы/ Пример первый. Страница 146 указанного сочинения: « Святой Иустин Философ не сомневается: « Поелику те, которые делали всеобщее, естественное и вечное добро, приятны Богу, то и они, подобно прежде их жившим праведникам Ною, Еноху, Иакову и другим, во время воскресения спасутся чрез Христа нашего вместе с теми, которые этого Христа признали Сыном Божиим » [Разговор с Трифоном Иудеем. 45//Сочинения святого Иустина Философа и мученика. М., 1892, с. 202] Не удивительно, что св. Философ не сомневается, ведь на самом деле эти его слова являются ответом на конкретно поставленный сего собеседником вопрос: «- Скажи мне, спросил Трифон: те, которые жили по закону, данному Моисеем, будут ли жить в воскресение мертвых, подобно Иакову, Еноху и Ною, или нет?»

http://azbyka.ru/kak-professor-mda-obras...

О СВЯТЫХ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯХ И ТАИНСТВАХ ЦЕРКОВНЫХ Клирик: – Получив уже от вас наставление об истинной вере, мы просим объяснить нам и смысл церковных Таинств: сколько их и какие они, а также в чём сила каждого из них и что мы получаем через их посредство. Архиерей: – Брат! То, чего ты просишь, выше сил моих. Знай же, что только понуждаемый любовью к вам, я перешёл пределы самоуглубления и смирения, дабы говорить для вашей пользы. Я утешал себя лишь тем, что всё, о чём говорил, извлекал из божественных писаний. Точно так же и теперь: поскольку ты желаешь узнать о Таинствах Церкви, я скажу тебе о них в меру того, что смогу по долгу любви. Ты же, если сумеешь извлечь какую-то пользу из моих слов, не останавливайся, но ищи людей, имеющих ум более высокий и чистый, и задавай вопросы им. Так ты сможешь поистине получить желаемое. Клирик: – Благодарим тебя, отец, ведь ты дал нам так много уроков смирения. Да даст нам Господь, по твоим святым молитвам, «не думать... более, нежели должно думать, но думать скромно» ( Рим. 12:3 ). Наставь же нас, просим тебя, и о Таинствах. 1. О том, что церковных Таинств – семь Архиерей: – По настоятельной вашей просьбе я скажу о них во имя Христово. Существуют, как говорит Исаия ( Ис. 11:2 ), семь даров Духа и семь Таинств церковных, совершаемых Духом. Таковые суть: крещение, миропомазание, причащение, священство ( χειροτονα), брак, покаяние и елеосвящение ( ελαιον αγιον). Кратко я скажу о каждом из них, хотя, толкуя ранее Божественную литургию, мы их уже касались. 2. О крещении Крещение возрождает нас Духом Святым. Возрождает потому, что некогда мы наше первое рождение, бесстрастное, погубили и теперь зачинаемся в беззакониях, и как сказано псалмопевцем Давидом, во грехах рождает каждого из нас матерь наша ( Пс. 50:7 ). 3. О миропомазании Миропомазание полагает первую печать и восстанавливает образ Божий, повреждённый в нас через преслушание. Точно так же оно возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого. Оно – сокровищница Его благоухания, знамение и печать Христовы. 4. О Божественном причащении

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

1. Понятие о таинстве миропомазания I. За крещением следует миропомазание, в котором сообщаются христианину благодатные силы для укрепления и возрастания его в духовной жизни. Таинство это в церкви апостольской известно было под именем возложения рук, потому что апостолы для сообщения крещаемым даров Св. Духа сначала возлагали на них свои руки ( Деян. 8:14–17 . Сн. Евр. 6:2 ), но потом это действие заменено помазанием миром, и потому от слова помазание – (χριομα) оно называлось χρομα ( 2Кор. 1:21, 22 ; 1Ин. 2:20–27 ). Хотя в Евангелиях нет такого прямого указания на заповедь Спасителя относительно миропомазания, какое есть относительно крещения, но тем не менее, что весьма важно, у св. Иоанна находится совершенно ясное и прямое обетование Спасителя относительно того, что по Его прославлении, т. е. по Его воскресении и вознесении на небо, все уверовавшие в Него имели сподобляться Св. Духа, хотя при этом еще не был указан самый способ такового преподаяния Его верующии. Такой именно имеют смысл сказанные Христом в последний великий день праздника следующие многознаменательные слова: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева Его истекут воды живы», по поводу которых евангелистом замечено: «Сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующие во имя Его: не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен» 240 ( Ин. 7:37–39 ). Между тем, во всем согласно с волею Христовою поступавшие, апостолы, как видно из книги Деяний Апостольских, по вознесении Господнем на небо, и ниспослании Им обетованного Утешителя, и на самом дел стали преподавать всем верующим, по получении ими крещения, Св. Духа, и именно преподавали Его через руковозложение, которое, как должно полагать, вскоре заменилось миропомазанием. Так, когда жители Самарии были крещены (Филиппом), и известие о сем достигло до находившихся в Иерусалиме апостолов, последние, вследствие того, что никто из самарян не получил еще Святого Духа, потому что только были крещены, посылают к ним Петра и Иоанна с тою нарочитою целью чтобы преподать новокрещенным Святого Духа, что и выполняется Петром и Иоанном, которые, по изображению книги Деяний, «сошедше помолишася о них, яко да приимут Духа Святаго... тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго» ( Деян. 8:15, 17 ). Отсюда само собою очевидно как то, что апостолами преподаяние новокрещенным Духа Святого признавалось столь же необходимым и неотложным священнодействием, как и крещение, так и то, что оно, по их верованию, составляло особое и отдельное от крещения священнодействие, отличающееся от него по своему особенному благодатному действию и особенному видимому знаку, каким на первых порах было соединенное с молитвою руковозложение. Тоже самое вполне подтверждает обстоятельство крещения ап. Павлом учеников Иоанновых и преподание им через руковозложение Духа Святого ( Деян. 19:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О таинствах. Таинство Миропомазания Понятие о Таинстве Миропомазание есть таинство, в котором верующие, при помазании святым Миром частей тела во имя Святого Духа, получают дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие к жизни духовной (Православный катехизис). Сообщение благодатных даров Святого Духа новокрещенным, подаваемое теперь в Миропомазании, первоначально в апостольское время совершалось чрез молитву и возложение рук. Но с умножением верующих и крестившихся эта внешняя первоначальная форма таинства (руковозложение) была заменена уже при апостолах и их преемниках помазанием Миром (1 Ин. 3, 20, 27; 1 Кор. 1, 27). В III и IV веках чин Миропомазания достиг своего полного развития и слагался уже из тех элементов, какие в него входят и в настоящее время: помазание святым Миром — с произнесением известных слов, руковозложение, — главным образом в Западной Церкви, — соединенное с молитвой и крестным знамением; крестное знамение называлось печатью в отношении к Миропомазанию. В IV веке таинство совершалось чрез помазание Миром непосредственно после Крещения (Лаодикийский Собор, 48 пр.). Этим помазанием запечатлевались различные члены и части человеческого тела: чело, очи, ноздри, уста, уши и перси, с произнесением слов: «печать дара Духа Святаго» (Второй Вселенский Собор; Трулльский Собор, 7 пр.; Кирилл Иерусалимский, 95 пр.). Самое помазание совершалось крестообразно, как можно заключить из свидетельств отцов Церкви Дионисия Ареопагита, блж. Августина, свт. Амвросия и др. Обрядовая сторона таинства Миропомазания состоит из двух частей: из освящения Мира и собственно помазания. ОСВЯЩЕНИЕ МИРА Право освящать Миро принадлежит исключительно епископу. В Синодальный период Русской Церкви Миро освящалось однажды в году в Москве или в Киеве. В настоящее время Миро освящается через год в Москве патриархом. В состав Мира, кроме воды, елея и вина, входит в определенных дозах до 30, а иногда и более, различных благовонных веществ: благовонные масла (бергамотовое, гвоздичное, померанцевое и др.), различные ладаны (росный, простой белый и черный и др.) и корни (фиалковый, имбирный, кардамонный и др.), благовонные цветы (розовые и др.) и травы и многое другое. Разнообразие благовонных веществ символически указывает на обилие и разнообразие благодатных даров Святого Духа, сообщаемых в Миропомазании.

http://pravoslavie.ru/2112.html

О церковных Таинствах 688 О таинстве покаяния Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вот, братья и сестры, мы беседовали с вами о таинствах крещения и миропомазания. Эти таинства совершаются над человеком только один раз в жизни и не повторяются; но есть и другие таинства, которые повторяются, которые являются постоянными спутниками жизни человеческой. Вот, например, таинство покаяния. Это таинство – действительно постоянный спутник нашей жизни и, можно сказать, что если бы это таинство было от нас отнято хотя бы на один день, то не спаслась бы никакая душа. Дары Крещения, Божественный дар Святого Духа, получаемый в таинстве миропомазания, мы скоро расточаем, отгоняем от себя Божественную благодать. Хотя эта благодать всё-таки остаётся в нашей душе, в глубине её, но она там находится под спудом множества наших грехов. И вот, когда мы совершенно отходим от этих Божественных даров благодати, когда мы впадаем во многие тяжкие грехи, когда душа наша изнемогает, и мы чувствуем себя совершенно бессильными в борьбе с тёмными силами, – тогда-то приходит к нам на помощь таинство покаяния, которое всегда внушает нашей душе надежду и проливает свет на нашу жизнь. К одному старцу пришёл его ученик и сказал ему: «Отче, я пал». «Встань», – отвечал старец. Снова приходит ученик и снова говорит: «Отче, я опять пал». «Встань», – отвечает ему старец. И опять приходит ученик и опять говорит: «Отче, я опять пал». «Встань», – отвечает старец. «До каких же пор мне вставать?» – спрашивает ученик. «До тех пор, пока не отдашь ты души своей Богу, до тех пор будешь ты вставать всякий раз, когда упадёшь», -отвечал старец. Так, каждый раз, когда мы чувствуем, что мы пали, что мы отступили от благодати, – таинство покаяния говорит нам: «встань». Это таинство, как говорит святитель Тихон Задонский , – посох христианина. Каждому оно нужно, и вся Церковь живёт этим таинством. По словам прп. Ефрема Сирина , вся Церковь есть Церковь кающихся, есть Церковь погибающих, которые «спасаются только таинством покаяния».

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010