Беседа LVXX. О десятом члене символа веры Исповедую едино крещение, во оставление грехов. В предшествующих беседах с вами, братие, мы говорили, что Господь наш Иисус Христос Своею крестною смертью примирил нас с Богом Отцом и уготовал нам спасение, и что Дух Святый усвояет и прилагает нам это спасение. Все действия Духа Святого в деле нашего спасения называются благодатью. Для доставления ее людям Господь учредил на земле Свое благодатное царство – Церковь , и только принадлежащие к ней могут получать спасительную благодать Святого Духа. Как же она преподается верующим? Сам Господь, братие, установил в Церкви для этого таинства, особые священнодействия, как средства, чрез которые сообщается нам благодать Святого Духа. Всех таинств он благоволил установить семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение. Подаваемая в них благодать удовлетворяет всем потребностям христианской жизни человека, для достижения вечного спасения, и потребностям самой Церкви. Об этих таинствах и говорится в десятом члене символа веры . Здесь, впрочем, говорится только о таинстве крещения, но здесь же разумеются и другие таинства. Принимая крещение, мы должны принимать и прочие таинства. О крещении же только упомянуто в символе веры потому, что во время составления самого символа об этом таинстве было сомнение и споры, не должно ли некоторых людей, как-то еретиков, крестить вторично, и на это нужно было разрешение, которое и положено в символе, а именно, что нужно принимать одно крещение. Что же такое таинство? Таинство есть установленное Самим Господом Иисусом Христом священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что то же, спасительная сила Божия. Каждое таинство должно иметь три существенные принадлежности: 1) установление их Самим Иисусом Христом непосредственно или чрез апостолов, 2) видимое действие и 3) обетование невидимой благодати сообщаемой чрез это действие. Указанные принадлежности необходимы для каждого таинства, ими оно отличается от всех прочих церковных священнодействий, напр., молебнов, панихид и пр., и без них ни одно священнодействие не может быть таинством.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Глава 2. Таинства Крещения и Миропомазания § 1. Духовный смысл Таинства Крещения Первое изучаемое нами церковное ТаинствоКрещение. Мы понимаем, что словесное определение любого Таинства столь же условно, недостаточно, как и определение самой Церкви, в которой оно совершается. И все же на страницах нашего курса следует привести некоторые принадлежащие православным богословам определения, формулировки. Так, по мысли святителя Московского Филарета. «Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую». 54 По-гречески название Таинства Крещения звучит βπτισμα (баптисма) – погружение в воду. В славянском варианте слово «крещение» дает нам гораздо больше для понимания значения Таинства, для постижения происходящего с человеком в крещальной купели, чем его греческий аналог: для всякого слышащего это название оно оказывается изначально созвучным темам Креста. Распятия, сораспятия Христу. Крещение также зачастую называют Таинством Просвещения. Оно именуется так потому, что в Крещении человеку даруется свет Божественной благодати, делающий его способным к богопознанию. По слову святителя Василия Великого , «некрестившийся не просвещен; а без света, как глаз не видит того, что можно ему видеть, так и душа не способна к созерцанию Бога». 55 Как ярко свидетельствует о том же Климент Александрийский , «через Крещение мы получаем свет в душу, со светом получаем право на сыновство, с сыновством – совершенство, с совершенством – бессмертие. «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» ( Пс.81:6 ). Этот акт именуется различно: благодатью, просвещением. совершенством, омовением. Омовением называется он потому, что в Крещении омываются наши грехи; благодатью – потому, что в нем освобождаемся мы от наказания за грехи; просвещением – потому, что в нем усматриваем мы небесный спасительный свет, то есть Бога познаем. Совершенством называем мы отсутствие всякого недостатка; но чего же недостает тому, кто Бога познает?». 56 В сиянии этого Божественного света христианин постигает спасительное значение Таинств, сподобляется подлинного богообшения, делается причастником Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Отдел IV. Жизнь церкви §143. Общий обзор Жизнь церкви, о которой будет речь в этом отделе церковного права, состоит в осуществлении в юридических отношениях церкви ее устройства, под управлением подлежащей власти. Наука церковного права рассматривает здесь человека христианина со дня, когда он становится юридическим членом церкви, и до того момента, когда он перестает быть таковым. Поэтому, на первом месте исследуются условия, посредством которых человек может получить права, даруемые церковью своим членам, затем – церковно-богослужебные отношения его, далее – отношения церковно-юридические, в которые он может вступить или один, или в сообществе с другими, и, наконец, прекращение этих прав. Глава первая. Вступление в церковь § 144. Крещение Необходимое условие для того, чтобы вступить в церковь и сделаться юридическим членом ее, есть крещение 2039 . Если оно совершено по учению церкви, то уже никогда не может быть повторено 2040 , и священник, который совершит его вторично, подлежит извержению 2041 . Совершается оно посредством троекратного погружения крещаемого в воду с произнесением слов: во имя Отца и Сына и Святого Духа 2042 . Употреблять, вместо погружения, обливание строго воспрещается, исключая случая болезни крещаемого или недостатка воды 2043 . Материя таинства крещения есть чистая естественная вода, которая не должна быть ничем заменяема, почему без нее не может быть совершено правильного крещения 2044 . Крещение совершает обыкновенно священник или епископ 2045 . Но в случае необходимости, когда угрожает смерть, его может совершить и всякий другой христианин, если только он имеет намерение сделать это в духе церкви 2046 . Но если лицо, крещенное таким образом, останется в живых, то крещение это пополняется по церковному чину 2047 . Священник, по небрежности допустивший кого-нибудь умереть неокрещенным, подлежит каноническому наказанию 2048 ; а мирянин, бывший этому причиною, отлучается на три года от причащения 2049 . Крещение должно быть совершаемо в церкви и только в исключительных случаях в доме 2050 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Содержание Глава 1 Приготовление к крещению 1. Значение приготовления 2. Оглашение 3. Изгнание нечистых духов 4. Отречение от сатаны 5. Исповедание верности Христу 6. Исповедание веры Глава 2 Крещение 1. Таинство воды 3. Молитва священника о себе 4. «И покажи воду сию...» 5. Елей радования 6. «Форма» и «сущность» 7. «Подобием смерти и воскресения Христа» 8. Крещение Глава 3 Таинство Святого Духа 1. Белая одежда 2. Печать дара Духа Святого 3. Царь 4. Царь Распятый 5. Священник 6. Пророк 7. Святой Дух Глава 4 Вход в Царство 1. Шествие 2. Крещение и Евхаристия 3. Обряды восьмого дня 4. Смывание святого мира 5. Пострижение Глава 5 Воцерковление 1. Ветхое и новое 2. Молитвы первого дня 3. Наречение имени 4. Воцерковление Заключение Избранная библиография     Предисловие к русскому изданию Книга эта, составившаяся из лекций по литургическому богословию, прочитанных в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке, была написана и издана на английском языке. Между тем всякий раз, что за эти годы мне приходилось писать по-английски, я испытывал обостренную тоску по своему родному русскому языку. И не только потому, что у каждого человека в конечном итоге только один по-настоящему свой язык. А и потому, что что бы я в моей жизни ни писал, я так или иначе обращал написанное к России и к судьбам Церкви и православной веры в России. И вот я уже подумывал о том, чтобы самому перевести «Водою и Духом» на русский язык, когда совершенно неожиданно на моем столе появился полный и прекрасный перевод этой книги, сделанный в России. К нему приложено было письмо переводчицы, которое, несмотря на то что я не заслуживаю и малой доли рассыпанных в нем похвал, я хочу частично процитировать здесь, потому что оно дало мне такую огромную радость, такое чувство близости и единства во Христе и Его Церкви, что я испытываю потребность свидетельствовать о нем перед моими русскими читателями. «Глубокоуважаемый отец Александр! – пишет мне моя незнакомая, а вместе с тем такая близкая и родная переводчица 1 . – Я имела честь и удовольствие перевести с английского языка Вашу замечательную книгу о крещении. Прошедшим летом в случайно попавшемся мне Вестнике РХД я прочитала рецензию на эту Вашу книгу, которая заканчивается призывом, чтобы кто-либо перевел ее на русский язык. К тому времени мой перевод был уже готов (книга также попала ко мне весьма случайным – или, вернее, чудесным – образом). И мне очень захотелось, чтобы Вы смогли увидеть мой перевод и вообще узнать о том, как мы – недавно принявшие православие более или менее молодые (есть всякие!) русские, живущие в СССР, – как мы любим Вас и Ваши книги. Что касается книги о крещении, то она не только способствует углублению веры молодых христиан, но также помогает людям, еще не ставшим христианами, но находящимся в поисках Истины, способствует их обращению к христианству, и именно к Православию...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: крещения, миропомазания, покаяния, Причащения, брака, священства и елеосвящения. Сегодня речь пойдет о Таинстве крещения. Каков смысл этого Таинства в целом, и что означают отдельные его моменты? Почему так важно полное погружение крещаемого в купель? Как Крещение преображает человека? Есть такие события и вехи земной жизни человека, которые определяют его будущность – как во временной, так и в вечной перспективе. И Крещение, несомненно, относится к таким поворотным пунктам мирового исторического процесса. Речь идет о выборе личности, обращающей свой взор к Богу. Крещение – это менее всего процедура, отвлеченное действие, но это подлинно священнодействие, в котором встречаются два слагаемых: свободное человеческое произволение и вечная энергия Божества, благодать Святого Духа. Таинство это, совершаемое и над младенцем, и над возрастным человеком, начинается с наречения имени в так называемой молитве восьмого дня. На восьмой день еще в глубокой древности крестили малышей. В этой молитве мы слышим имя небесного покровителя, избранного нами. Так что с самого момента крещения князь Александр Невский, к примеру, или мученица Татиана, или архангел Михаил (в зависимости от пола младенца и выбранного имени) становятся покровителями новокрещенного человека. В имени, как в бутоне, сокрыто многое, однако, по русской пословице, не имя крестит человека, а человек имя. То есть ваши нравственные качества, ваш выбор в пользу добра определяют, насколько вы будете соответствовать жизни вашего святого и насколько полнокровным будет его незримое участие в вашей земной судьбе. После наречения имени в древней Церкви епископ возлагал руку на взрослого крещаемого и читал молитву – особую молитву, с которой начинается период обучения, катехизации, просвещения взрослого человека. Однако речь шла не только и не столько о каких-то занятиях в учебном классе, сколько о вхождении вчерашнего язычника в общину христиан. И, уже проживая совершенно новую жизнь в общении с иными людьми, он стремился отрешиться от языческих обычаев, боролся с самим собой, готовил себя к Таинству Крещения, непременно проходил исповедальную покаянную беседу, непременно с участием епископа или пастыря, переосмысляя всё прожитое, готовился принести Богу клятву, обет веры и верности, отрекшись от власти тьмы, от диавола, который господствовал через помыслы или страсти над этим человеком до его крещения. И особый чин заклинательных молитв , или запрещения, сохранен в целости и неприкосновенности именно в лоне Православной Церкви. Нигде – ни у католиков, ни в армяно-григорианском исповедании – вы не найдете этого развернутого чина, который в глубокой древности был еще более пространным.

http://pravoslavie.ru/90781.html

Разделы портала «Азбука веры» священник Даниил Сысоев , кандидат богословия Господь наш Иисус Христос дал заповедь Своим ученикам научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). По Его Божественному повелению святая апостольская Церковь и до сих пор совершает это священное таинство, в котором «верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую» (Пространный христианский катехизис). По учению Священного Писания, в крещении омываются все грехи (см.: Деян.22:16 ), человек участвует в смерти и воскресении Христа Спасителя (см.: Рим.6:3–5 ), облекается во Христа (см.: Гал.3:27 ), становится чадом Божиим (см.: Ин.3:5–6 ). А потому само крещение, по прямому и недвусмысленному слову Библии, спасает нас воскресением Христовым (см.: 1Пет.3:21 ), и без истинного крещения невозможно спастись (см.: Ин.3:5 ; Мк.16:16 ). Именно из столь великого значения данного таинства каждому крайне важно знать, омыт ли он водами священной купели или нет, оправдан ли он кровью Христовой или еще доныне тлеет во грехах своих. Ведь если человек думает, что он очищен, а между тем грех его на нем пребывает, то ему ничем не поможет ложная уверенность. Примером этого может служить лечение рака, когда уверенность в том, что врач удалил опухоль, ничем не поможет тому, кому на деле опухоль не удалена. Особенно это важно знать тем, кто, читая Священное Писание, поверил в Господа Иисуса Христа и решил, что этого достаточно для спасения. К сожалению, знание о Враче не тождественно исцелению. Еще необходимо приступить к духовному лечению и отдать свою душу в руки Небесного Хирурга, Который отсечет от сердца наросты греха водами крещения. Приходится слышать от самых разных людей, что креститься можно и не в Православной Церкви. Многие были крещены различными проповедниками в бассейнах на стадионах, многие получили крещение в различных евангельских общинах, и при этом они искренно считают себя возрожденными детьми Божиими, нашими братьями во Христе, готовыми даже приступить к Христовой чаше в наших храмах. Но так ли это? Можно ли признать истинным крещение радикальных протестантов (так называемых евангельских христиан) – баптистов, харизматов, методистов и последователей других подобных движений?

http://azbyka.ru/mozhno-li-priznavat-kre...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Таинство Крещения Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывании крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом. Уже самое определение Таинства Крещения говорит о том, что оно связано с коренным переломом в жизни человека. Стать христианином – это не значит переменить убеждения или даже образ жизни, это значит решительно переродиться, стать новым человеком. Слова Господа, что зерно не оживет, если не умрет ( Ин.12:24 ), или: «Кто не несет креста своего… не может быть Моим учеником» ( Лк.14:27 ), или сказанное Никодиму: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ), не остаются без свершения. Священная история, как и история христианства, знает множество примеров, начиная с апостола Павла, когда уверовавшие во Христа, а потом крестившиеся становились действительно новыми людьми. Духовное рождение означает, что человек перестает жить для себя, а начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом и для себя полноту жизни. Обращение ко Христу совершенно меняет центр интересов. Такое обращение бывает иногда крутым или же постепенным. Крещение взрослых является результатом свершившегося в них духовного) переворота, и благодать Таинства его освящает и закрепляет, а при крещении детей, хотя они еще и не имеют сознательной веры, в них тоже всевается семя благодатной жизни, приводящее впоследствии к полному перерождению крещеного, при условии надлежащего христианского воспитания. Для достойного принятия Крещения нужны вера и полное покаяние, отказ от прежней своекорыстной жизни, с осознанием связанности ее с действием злых духов и отречения от них. Крещение младенцев началось с древних времен. От них, конечно, нельзя ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры их родителей и восприемников, на которых лежит святая обязанность научить крещаемых истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни.

http://azbyka.ru/pamyatka-zhelayushhemu-...

Священное Писание Нового Завета ясно свидетельствует, что Церковь Христова, руководствуясь наставлениями Господа, с первых же дней своего исторического бытия неизменно поставляла условиями для принятия Крещения веру и покаяние. В Евангелии от Марка Господь Иисус Христос начинает свою проповедь словами: Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ), а в Своей последней беседе с учениками Он наставляет их словами: Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Подобно тому, как вера и покаяние открывают человеку вход в Царствие Божие через рождение от воды и Духа ( Ин.3:5 ), так и участие в таинстве Крещения без предварительного покаяния и живой веры не только лишает человека этой возможности, но и навлекает на него осуждение. В день Пятидесятницы св. апостол Петр возвещает ту же самую истину Христова Евангелия: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа ( Деян.2:38 ), а диакон Филипп на вопрос эфиопского вельможи — что препятствует мне креститься? — отвечает: если веруешь от всего сердца, можно ( Деян.8:37 ). Вместе с тем, при внимательном чтении Нового Завета мы находим, что вера и покаяние являются не единственными условиями для вступления в Церковь, — требуется еще научение, которое как раз и необходимо для того, чтобы вера была осмысленной, а покаяние — глубоким: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:19-20 ). В этой заповеди Спасителя содержится ясное указание на пред- и посткрещальную катехизацию. Св. апостол Павел также напрямую связывает совершение таинства Крещения с таинством возвещения Благой Вести в слове проповеди и научения: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова ( Еф.5:25 ). Таким образом, в новозаветном Предании Церкви катехизация, будучи прямой и непосредственной заповедью Спасителя, является неотъемлемым компонентом единого таинства умирания для греха и воскресения для обновленной жизни во Христе ( Рим.6:11 ). С библейской точки зрения катехизация вообще не является проблемой, но — самоочевидной нормой церковной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/problema-p...

Скачать epub pdf День рождения Церкви Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, – подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами. Событие сошествия Святого Духа Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги “Деяний святых апостолов”. Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории. Пятидесятница – т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи – был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка паломничать в Иерусалим. Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и ...изолью от Духа Моего на всякую плоть …Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» ( Иез.36:26–27 ; Иоил.2:28 ; Ис.12:3, 44:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

О таинствах Необходимая человеку для спасения души благодать Божия дается ему в таинствах Православной Церкви. Таинствами называются такие священнодействия, в которых, под видимыми действиями священнодействующего, на человека невидимо, тайно действует спасительная сила Божия, или благодать. Таинств семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак и елеосвящение. Крещение В беседе с Никодимом Иисус Христос указал на необходимость таинства крещения для получения Царства Небесного: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ); по воскресении Своем Спаситель сказал ученикам: «идите научите все народы крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ), потому что только тот спасется, «кто будет веровать и крестится» ( Мк.16:16 ) . Крещение есть такое священнодействие, в котором верующий или младенец (последний по вере восприемников), отреклась от диавола и всех дел его, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской греховной и рождается от Бога Духа Святого в жизнь духовную, святую. В таинстве крещения всякий человек прежде всего освобождается от наследственного Адамова греха, а если крещается взрослый, то и от его собственных грехов; делается сыном Бога и присоединяется к Церкви Христовой. Неосмысленные младенцы крещаются по вере восприемников, или крестных отца и матери. Что вера восприемников может заменить веру самих детей видно из Евангелия: Спаситель исцелил бесноватую дочь хананеянки по вере матери (§ 88), воскресил дочь Иаира по вере отца (§83), исцелил слугу сотника по вере сего последнего (§89). Восприемники становятся с крещаемым у купели, или большого сосуда с водой, имея зажженные свечи в руках в знак того, что христианское учение, как свет, просвещает душу человека. Священник молится Богу, чтобы Он изгнал из крещаемого всякого лукавого и нечистого духа и сделал бы его членом Церкви и наследником вечного блаженства. Крещаемый (за младенца – восприемники) отрекается от диавола, обещает слоить Христу и читает символ веры . Затем освящается священником вода в купели; у крещаемого помазываются части тела, освященным елеем (маслом). Потом крещаемый трижды погружается в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий или раба Божия (имя)во имя Отца и Сына и Святаго Духа». По выходе крещаемого из купели на него возлагается белая одежда, в знак чистоты его души и крест, в знак веры в распятого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010