XXXII. О таинстве Миропомазания В Таинстве миропомазания христианину преподаётся благодать Святого Духа, необходимая для укрепления и возрастания его в жизни духовной. На первых порах это таинство совершалось апостолами чрез возложение рук. Так, например, когда самаряне приняли Слово Божие, проповеданное диаконом Филиппом, и крестились от него, тогда апостолы, узнав об этом, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них (самарянах), чтобы они приняли Духа Святого: ибо Он не сходил ещё ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого ( Деян.8:14–17:19:1–7 ). Но уже при апостолах это таинство совершалось чрез помазание, как это можно видеть из следующих слов Священного Писания: вы имеете помазание от Духа Святого и знаете всё... Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как само сие помазание учит вас всему и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте ( 1Ин.2:20:27 ). Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:21–22 ; Еф.1:13:4:30 ; Откр.7:2–3 ). Следовательно, ещё во времена апостолов миропомазание составляло таинство особое от крещения. Совершалось это таинство и чрез руковозложение и через помазание. Право совершать это таинство принадлежало только апостолам и, стало быть, их преемникам. Основания из Слова Божия для совершения Таинства миропомазания таковы: На всех верующих христиан, непосредственно после крещения их, апостолы низводили дары Духа Святого посредством возложения рук: Деян.8:14:2:38 . Сообщать эти дары не могли низшие члены священнической иерархии: например, когда диакон Филипп крестил самарян, то для низведения на них даров Духа Святого из Иерусалима посланы были Пётр и Иоанн: Деян.8:5:12 . Когда число верующих христиан стало более умножаться, то апостолы не могли сообщать даров Духа Святого через рукоположение лично, и потому ввели помазание миром: 2Кор.1:21–22 ; 1Ин.2:20–27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Беседа LVXX. О десятом члене символа веры Исповедую едино крещение, во оставление грехов. В предшествующих беседах с вами, братие, мы говорили, что Господь наш Иисус Христос Своею крестною смертью примирил нас с Богом Отцом и уготовал нам спасение, и что Дух Святый усвояет и прилагает нам это спасение. Все действия Духа Святого в деле нашего спасения называются благодатью. Для доставления ее людям Господь учредил на земле Свое благодатное царство – Церковь , и только принадлежащие к ней могут получать спасительную благодать Святого Духа. Как же она преподается верующим? Сам Господь, братие, установил в Церкви для этого таинства, особые священнодействия, как средства, чрез которые сообщается нам благодать Святого Духа. Всех таинств он благоволил установить семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение. Подаваемая в них благодать удовлетворяет всем потребностям христианской жизни человека, для достижения вечного спасения, и потребностям самой Церкви. Об этих таинствах и говорится в десятом члене символа веры . Здесь, впрочем, говорится только о таинстве крещения, но здесь же разумеются и другие таинства. Принимая крещение, мы должны принимать и прочие таинства. О крещении же только упомянуто в символе веры потому, что во время составления самого символа об этом таинстве было сомнение и споры, не должно ли некоторых людей, как-то еретиков, крестить вторично, и на это нужно было разрешение, которое и положено в символе, а именно, что нужно принимать одно крещение. Что же такое таинство? Таинство есть установленное Самим Господом Иисусом Христом священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что то же, спасительная сила Божия. Каждое таинство должно иметь три существенные принадлежности: 1) установление их Самим Иисусом Христом непосредственно или чрез апостолов, 2) видимое действие и 3) обетование невидимой благодати сообщаемой чрез это действие. Указанные принадлежности необходимы для каждого таинства, ими оно отличается от всех прочих церковных священнодействий, напр., молебнов, панихид и пр., и без них ни одно священнодействие не может быть таинством.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Глава 2. Таинства Крещения и Миропомазания § 1. Духовный смысл Таинства Крещения Первое изучаемое нами церковное ТаинствоКрещение. Мы понимаем, что словесное определение любого Таинства столь же условно, недостаточно, как и определение самой Церкви, в которой оно совершается. И все же на страницах нашего курса следует привести некоторые принадлежащие православным богословам определения, формулировки. Так, по мысли святителя Московского Филарета. «Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую». 54 По-гречески название Таинства Крещения звучит βπτισμα (баптисма) – погружение в воду. В славянском варианте слово «крещение» дает нам гораздо больше для понимания значения Таинства, для постижения происходящего с человеком в крещальной купели, чем его греческий аналог: для всякого слышащего это название оно оказывается изначально созвучным темам Креста. Распятия, сораспятия Христу. Крещение также зачастую называют Таинством Просвещения. Оно именуется так потому, что в Крещении человеку даруется свет Божественной благодати, делающий его способным к богопознанию. По слову святителя Василия Великого , «некрестившийся не просвещен; а без света, как глаз не видит того, что можно ему видеть, так и душа не способна к созерцанию Бога». 55 Как ярко свидетельствует о том же Климент Александрийский , «через Крещение мы получаем свет в душу, со светом получаем право на сыновство, с сыновством – совершенство, с совершенством – бессмертие. «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» ( Пс.81:6 ). Этот акт именуется различно: благодатью, просвещением. совершенством, омовением. Омовением называется он потому, что в Крещении омываются наши грехи; благодатью – потому, что в нем освобождаемся мы от наказания за грехи; просвещением – потому, что в нем усматриваем мы небесный спасительный свет, то есть Бога познаем. Совершенством называем мы отсутствие всякого недостатка; но чего же недостает тому, кто Бога познает?». 56 В сиянии этого Божественного света христианин постигает спасительное значение Таинств, сподобляется подлинного богообшения, делается причастником Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Отдел IV. Жизнь церкви §143. Общий обзор Жизнь церкви, о которой будет речь в этом отделе церковного права, состоит в осуществлении в юридических отношениях церкви ее устройства, под управлением подлежащей власти. Наука церковного права рассматривает здесь человека христианина со дня, когда он становится юридическим членом церкви, и до того момента, когда он перестает быть таковым. Поэтому, на первом месте исследуются условия, посредством которых человек может получить права, даруемые церковью своим членам, затем – церковно-богослужебные отношения его, далее – отношения церковно-юридические, в которые он может вступить или один, или в сообществе с другими, и, наконец, прекращение этих прав. Глава первая. Вступление в церковь § 144. Крещение Необходимое условие для того, чтобы вступить в церковь и сделаться юридическим членом ее, есть крещение 2039 . Если оно совершено по учению церкви, то уже никогда не может быть повторено 2040 , и священник, который совершит его вторично, подлежит извержению 2041 . Совершается оно посредством троекратного погружения крещаемого в воду с произнесением слов: во имя Отца и Сына и Святого Духа 2042 . Употреблять, вместо погружения, обливание строго воспрещается, исключая случая болезни крещаемого или недостатка воды 2043 . Материя таинства крещения есть чистая естественная вода, которая не должна быть ничем заменяема, почему без нее не может быть совершено правильного крещения 2044 . Крещение совершает обыкновенно священник или епископ 2045 . Но в случае необходимости, когда угрожает смерть, его может совершить и всякий другой христианин, если только он имеет намерение сделать это в духе церкви 2046 . Но если лицо, крещенное таким образом, останется в живых, то крещение это пополняется по церковному чину 2047 . Священник, по небрежности допустивший кого-нибудь умереть неокрещенным, подлежит каноническому наказанию 2048 ; а мирянин, бывший этому причиною, отлучается на три года от причащения 2049 . Крещение должно быть совершаемо в церкви и только в исключительных случаях в доме 2050 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Содержание Глава 1 Приготовление к крещению 1. Значение приготовления 2. Оглашение 3. Изгнание нечистых духов 4. Отречение от сатаны 5. Исповедание верности Христу 6. Исповедание веры Глава 2 Крещение 1. Таинство воды 3. Молитва священника о себе 4. «И покажи воду сию...» 5. Елей радования 6. «Форма» и «сущность» 7. «Подобием смерти и воскресения Христа» 8. Крещение Глава 3 Таинство Святого Духа 1. Белая одежда 2. Печать дара Духа Святого 3. Царь 4. Царь Распятый 5. Священник 6. Пророк 7. Святой Дух Глава 4 Вход в Царство 1. Шествие 2. Крещение и Евхаристия 3. Обряды восьмого дня 4. Смывание святого мира 5. Пострижение Глава 5 Воцерковление 1. Ветхое и новое 2. Молитвы первого дня 3. Наречение имени 4. Воцерковление Заключение Избранная библиография     Предисловие к русскому изданию Книга эта, составившаяся из лекций по литургическому богословию, прочитанных в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке, была написана и издана на английском языке. Между тем всякий раз, что за эти годы мне приходилось писать по-английски, я испытывал обостренную тоску по своему родному русскому языку. И не только потому, что у каждого человека в конечном итоге только один по-настоящему свой язык. А и потому, что что бы я в моей жизни ни писал, я так или иначе обращал написанное к России и к судьбам Церкви и православной веры в России. И вот я уже подумывал о том, чтобы самому перевести «Водою и Духом» на русский язык, когда совершенно неожиданно на моем столе появился полный и прекрасный перевод этой книги, сделанный в России. К нему приложено было письмо переводчицы, которое, несмотря на то что я не заслуживаю и малой доли рассыпанных в нем похвал, я хочу частично процитировать здесь, потому что оно дало мне такую огромную радость, такое чувство близости и единства во Христе и Его Церкви, что я испытываю потребность свидетельствовать о нем перед моими русскими читателями. «Глубокоуважаемый отец Александр! – пишет мне моя незнакомая, а вместе с тем такая близкая и родная переводчица 1 . – Я имела честь и удовольствие перевести с английского языка Вашу замечательную книгу о крещении. Прошедшим летом в случайно попавшемся мне Вестнике РХД я прочитала рецензию на эту Вашу книгу, которая заканчивается призывом, чтобы кто-либо перевел ее на русский язык. К тому времени мой перевод был уже готов (книга также попала ко мне весьма случайным – или, вернее, чудесным – образом). И мне очень захотелось, чтобы Вы смогли увидеть мой перевод и вообще узнать о том, как мы – недавно принявшие православие более или менее молодые (есть всякие!) русские, живущие в СССР, – как мы любим Вас и Ваши книги. Что касается книги о крещении, то она не только способствует углублению веры молодых христиан, но также помогает людям, еще не ставшим христианами, но находящимся в поисках Истины, способствует их обращению к христианству, и именно к Православию...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Разделы портала «Азбука веры» архимандрит Таврион (Батозский) На Крещение Господне " loading=" lazy " decoding=" async " title=" На Крещение Господне "/> Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры! В Своем Крещении Господь наш Иисус Христос крестил всех нас: меня, вас, Адама – всех. Своим Крещением Он вывел нас из греха. Он крестился, чтобы для нас освятить воду, освятить естество для того, чтобы мы возрождались для новой жизни. Так вот, братья и сестры, почему нам нужно креститься? Зачем нужно погружаться в воду каждому из нас, младенцу и взрослому, – всем? Смысл Крещения состоит в том, что человек, веруя в Бога, приходит, чтобы вступить, так сказать, в общество верующих, в Церковь Божью. А для этого он должен войти в дверь. Вот эта дверь, вводящая нас и в Церковь Божью, в Царство Божье, вводящая нас в те великие блага и достоинства, которые принес нам Сын Божий, и есть Крещение. Поэтому человек крестится. Когда он крестился, он уже сын Божий по благодати. В таинстве Крещения человек смывает все грехи – и наследственные, от своего рода, и грехи, которые он совершил до крещения, – все смываются в крещенской воде. Человек выходит из купели новый, невинный, святой. И эту святость следовало бы нам хранить. Вот смотрите: когда мы уже крещены, для того чтобы сохранить эту крещенскую силу, мы говорим: «Если со Христом крестимся, то со Христом должны быть и распяты. Если со Христом умрем, то со Христом и воскреснем». В таинстве Крещения мы становимся детьми Божьими по благодати, мы вступаем на это поприще, чтобы реально быть детьми Божьими. Пойдемте за Христом! А куда, Господи? На Голгофу! А зачем? Затем, чтобы вместе со Мною распяться, вместе со Мною умереть. Почему ребенка или взрослого при крещении погружают в воду? А для того, чтобы вся жизнь его была такой, чтобы он готов был со Христом распинаться и со Христом умирать. Вот тогда это усыновление, Божья святость, которые человек принял при крещении, будут с ним – когда он сораспинается Христу. А когда ты распят, скажи, будет ли у тебя суета? Будет ли мелочность в твоей жизни? Будет ли у тебя неверие, если ты со Христом распят на кресте, если ты умираешь со Христом? Какая великая честь, сколько великого достоинства, геройства, красоты! Вот тут-то и сила!

http://azbyka.ru/propovedi/na-kreshhenie...

Скачать epub pdf Любовь – это отдать себя другому, чтобы он был жив тобою Брак – это очень серьезно, он заключается не просто так – он находит основание в Церкви, которая является местом общения между людьми, их реального единодушия, и в ней мы, самое главное, получаем Божие благословение для укрепления своих сил. Таинство Брака, как и любое другое Таинство, совершаемое в Церкви, – не какое-нибудь формальное действие, а реальное священнодействие, и слова, которые там произносятся, реальны, существенны, они – сама реальность. Когда кто-нибудь рукополагается в священника, мы не говорим ему: «Желаем тебе стать священником! Хотя, может, ты им и не станешь!» – нет, он обязательно становится священником. Когда говорим: «Крещается раб Божий», – ребенок становится христианином, и это значит, что человек этот уже крещен, он христианин. Из его сердца и всего существа убегают демонические энергии, он совлекается ветхого человека, облекается во Христа, его сердце покрывает Божия благодать, и он становится одним целым со Христом. Также и когда мы вступаем в брак, это означает, что мы принимаем благодать Святого Духа, соединяющую двух человек. То есть люди начинают обладать чем-то, что активируется, Бог подает им это через Церковь , и оно активируется, чтобы Таинство могло действовать, укреплять, покрывать человека и подавать ему силу. Помню, в Новом Скиту на Святой Горе Афон, где мы жили, нас навестили как-то несколько евреев, человек трое-четверо. И в одном из них чувствовалось что-то особенное. Когда мы стали его спрашивать, он рассказал о себе, что ему 27 лет, и в младенчестве он был православным христианином. Что же потом произошло? Мать у него была киприоткой, вышла замуж за еврея, и когда ребенок родился, крестила его, но, когда ему исполнилось 2 года, ушла от мужа, оставив его с ребенком. То есть он фактически не видел матери, но знал, что он сын христианки и крещен, а в остальном был обычным евреем: ходил в синагогу, не верил в Христа и не знал греческого. Однако поскольку был крещен, то имел на себе благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: крещения, миропомазания, покаяния, Причащения, брака, священства и елеосвящения. Сегодня речь пойдет о Таинстве крещения. Каков смысл этого Таинства в целом, и что означают отдельные его моменты? Почему так важно полное погружение крещаемого в купель? Как Крещение преображает человека? Есть такие события и вехи земной жизни человека, которые определяют его будущность – как во временной, так и в вечной перспективе. И Крещение, несомненно, относится к таким поворотным пунктам мирового исторического процесса. Речь идет о выборе личности, обращающей свой взор к Богу. Крещение – это менее всего процедура, отвлеченное действие, но это подлинно священнодействие, в котором встречаются два слагаемых: свободное человеческое произволение и вечная энергия Божества, благодать Святого Духа. Таинство это, совершаемое и над младенцем, и над возрастным человеком, начинается с наречения имени в так называемой молитве восьмого дня. На восьмой день еще в глубокой древности крестили малышей. В этой молитве мы слышим имя небесного покровителя, избранного нами. Так что с самого момента крещения князь Александр Невский, к примеру, или мученица Татиана, или архангел Михаил (в зависимости от пола младенца и выбранного имени) становятся покровителями новокрещенного человека. В имени, как в бутоне, сокрыто многое, однако, по русской пословице, не имя крестит человека, а человек имя. То есть ваши нравственные качества, ваш выбор в пользу добра определяют, насколько вы будете соответствовать жизни вашего святого и насколько полнокровным будет его незримое участие в вашей земной судьбе. После наречения имени в древней Церкви епископ возлагал руку на взрослого крещаемого и читал молитву – особую молитву, с которой начинается период обучения, катехизации, просвещения взрослого человека. Однако речь шла не только и не столько о каких-то занятиях в учебном классе, сколько о вхождении вчерашнего язычника в общину христиан. И, уже проживая совершенно новую жизнь в общении с иными людьми, он стремился отрешиться от языческих обычаев, боролся с самим собой, готовил себя к Таинству Крещения, непременно проходил исповедальную покаянную беседу, непременно с участием епископа или пастыря, переосмысляя всё прожитое, готовился принести Богу клятву, обет веры и верности, отрекшись от власти тьмы, от диавола, который господствовал через помыслы или страсти над этим человеком до его крещения. И особый чин заклинательных молитв , или запрещения, сохранен в целости и неприкосновенности именно в лоне Православной Церкви. Нигде – ни у католиков, ни в армяно-григорианском исповедании – вы не найдете этого развернутого чина, который в глубокой древности был еще более пространным.

http://pravoslavie.ru/90781.html

Вячеслав Пономарев Таинства Таинство (греч. мистерион – тайна, таинство) – священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья. Слово «Таинство» имеет в Священном Писании несколько значений. 1 . Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие. 2 . Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для Ангелов. 3 . Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им в видимом. В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие. В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством: «Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. – И даже самое незначительное? – Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое “незначительное” священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом» (архим. Иустин (Попович)) . Как отмечал прот. Иоанн Мейендорф : «В патристическую эпоху не существовало даже специального термина для обозначения “таинств” как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле “тайны спасения”, и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для обозначения частных действий, дарующих спасение», то есть собственно Таинств. Таким образом, под словом таинство святые Отцы понимали все, что относится и к Божественному домостроительству нашего спасения. Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах начиная с XV в., выделяет из многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств. Святой Симеон, архиепископ Солунский († 1429), сопоставляет их количество с другим известным из пророческих книг Библии числом: «Семь даров Святого Духа, – говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым; Таинства сии суть: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение». Кроме того, многие толкователи находят обоснование седмеричного числа Таинств в следующих словах Священного Писания : Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь ( Притч. 9; 1 ). Еще один вехозаветный прообраз Таинств – семь ветвей светильника, пророчески поставленного Моисеем в скинии Завета и Соломоном в Иерусалимском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Священное Писание Нового Завета ясно свидетельствует, что Церковь Христова, руководствуясь наставлениями Господа, с первых же дней своего исторического бытия неизменно поставляла условиями для принятия Крещения веру и покаяние. В Евангелии от Марка Господь Иисус Христос начинает свою проповедь словами: Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ), а в Своей последней беседе с учениками Он наставляет их словами: Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Подобно тому, как вера и покаяние открывают человеку вход в Царствие Божие через рождение от воды и Духа ( Ин.3:5 ), так и участие в таинстве Крещения без предварительного покаяния и живой веры не только лишает человека этой возможности, но и навлекает на него осуждение. В день Пятидесятницы св. апостол Петр возвещает ту же самую истину Христова Евангелия: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа ( Деян.2:38 ), а диакон Филипп на вопрос эфиопского вельможи — что препятствует мне креститься? — отвечает: если веруешь от всего сердца, можно ( Деян.8:37 ). Вместе с тем, при внимательном чтении Нового Завета мы находим, что вера и покаяние являются не единственными условиями для вступления в Церковь, — требуется еще научение, которое как раз и необходимо для того, чтобы вера была осмысленной, а покаяние — глубоким: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:19-20 ). В этой заповеди Спасителя содержится ясное указание на пред- и посткрещальную катехизацию. Св. апостол Павел также напрямую связывает совершение таинства Крещения с таинством возвещения Благой Вести в слове проповеди и научения: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова ( Еф.5:25 ). Таким образом, в новозаветном Предании Церкви катехизация, будучи прямой и непосредственной заповедью Спасителя, является неотъемлемым компонентом единого таинства умирания для греха и воскресения для обновленной жизни во Христе ( Рим.6:11 ). С библейской точки зрения катехизация вообще не является проблемой, но — самоочевидной нормой церковной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/problema-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010