Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Таинства. Богослужение. Устройство храма В церковных Таинствах через видимые действия передается невидимая Божественная благодать. Таинства совершаются священниками или епископами (впрочем, Таинство Крещения в исключительных случаях может совершить мирянин — так, например, бывает, когда человек, умирая, хочет креститься, а священника поблизости нет). Желающий участвовать в Таинстве должен быть православным христианином и знать, что оно означает для человека. В Православной Церкви – семь Таинств: Крещение, после которого человек становится членом Церкви. Перед Крещением желающий войти в Церковь отрекается от Сатаны и обещает сочетаться духовным союзом со Христом. В этом Таинстве Бог снимает с человека первородный грех — унаследованную от Адама вину за его падение, — а также прощает все личные грехи. Крещение состоит в троекратном погружении в воду, соединенном с призыванием имени Отца, Сына и Святого Духа. С момента Крещения христианин удостаивается права участвовать в Таинствах и богослужениях Церкви. Креститься может человек любого возраста, даже несмышленый младенец, однако в последнем случае он должен иметь восприемника (крестного отца или крестную мать), который ответствен перед Богом за христианское воспитание юного члена Церкви. Миропомазание — Таинство, совершаемое, как правило, сразу же после Крещения. По выходе из крещальной купели человек должен стать причастным Духу Святому, подобно апостолам в день Пятидесятницы. В этом Таинстве на человека налагается печать дара Духа Святого. Помазывая тело новокрещенного святым миром — особым благовонным составом, освященным Святейшим Патриархом, — священник передает верующему благодатные дары Святого Духа, освящающие мысли, чувства, слова и поступки христианина. Миропомазание, как и Крещение, совершается один раз в жизни.

http://mospat.ru/archive/86409-tainstva-...

Приложение. Схемы чинопоследований Таинств Чинопоследования Таинств Крещения и Миропомазания Схема чинопоследования Примечания Чинопоследование оглашения Священник дует на оглашаемого, знаменует его и возлагает на него руку Четыре «запрещения» Два заклинания сатаны Два обращения к Богу     В конце четвертой молитвы священник дует на оглашаемого Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом Отречение Троекратное отречение     Отрицаеши ли ся… Отрицаюся. Троекратное подтверждение отречения Отреклся ли еси… Отрекохся. Дуновение и плюновение    Сочетание Троекратное сочетание Сочетаваеши ли ся… Сочетаваюся. Сочетался ли еси… Сочетахся. Веруеши ли… Верую… Повторное троекратное подтверждение сочетания Сочетался ли еси… Сочетахся. Поклонение Богу И поклонися Ему. Поклоняюся… Молитва подготовительная ко Крещению Крещение и Миропомазание (Чинопоследование Просвещения) Приготовление Крещения Литургийный возглас     Благословенно Царство… Мирная ектенья с особыми прошениями Дополнительные прошения ектеньи: о воде и крещаемом Тайная молитва священника о себе Освящение воды     три молитвы Освящение елея     Помазание воды с пением Аллилуиа    Крещение Помазание «елеем радования» Троекратное погружение      Крещальная формула: Крещается раб Божий… Во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь. Псалом 31 [трижды] Облачение в «ризу правды» с пением тропаря Ризу мне подаждь светлу… Миропомазание Молитва  Благодарение о Крещении; прошение о последующих Таинствах Помазание св. миром     Формула: Печать дара Духа Святого. Аминь. Завершение Шествие вокруг купели с пением Елицы во Христа крестистеся… Трижды Прокимен. Апостол  Послание св. ап. Павла к Римлянам, зач. 91 Аллилуиа, Евангелие     Евангелие от Матфея, зач. 116 Сугубая ектенья    [Отпуст] Чины «восьмого дня» Омовение мира Две молитвы Молитва главопреклонения Окропление и омовение мира Пострижение волос Молитва  Молитва главопреклонения   Крестообразное пострижение Сугубая ектения Отпуст Чинопоследование Таинства Покаяния

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Вячеслав Пономарев Таинства Таинство (греч. мистерион – тайна, таинство) – священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья. Слово «Таинство» имеет в Священном Писании несколько значений. 1 . Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие. 2 . Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для Ангелов. 3 . Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им в видимом. В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие. В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством: «Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. – И даже самое незначительное? – Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое “незначительное” священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом» (архим. Иустин (Попович)) . Как отмечал прот. Иоанн Мейендорф : «В патристическую эпоху не существовало даже специального термина для обозначения “таинств” как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле “тайны спасения”, и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для обозначения частных действий, дарующих спасение», то есть собственно Таинств. Таким образом, под словом таинство святые Отцы понимали все, что относится и к Божественному домостроительству нашего спасения. Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах начиная с XV в., выделяет из многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств. Святой Симеон, архиепископ Солунский († 1429), сопоставляет их количество с другим известным из пророческих книг Библии числом: «Семь даров Святого Духа, – говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым; Таинства сии суть: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение». Кроме того, многие толкователи находят обоснование седмеричного числа Таинств в следующих словах Священного Писания : Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь ( Притч. 9; 1 ). Еще один вехозаветный прообраз Таинств – семь ветвей светильника, пророчески поставленного Моисеем в скинии Завета и Соломоном в Иерусалимском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Разделы портала «Азбука веры» Зачем крестить младенцев, которые не только веры не имеют, но у них нет и разума как такового? 1.33K 01.03.2024 Крещение На вопрос о том, можно ли принять крещение будучи неверующим вы ответили однозначно, что нельзя, ибо если креститься не имея веры и жить жизнь не верующего человека это приведёт к ещё большему обсуждению. Здесь логично возникает вопрос, зачем крестить младенцев, которые не только веры не имеют, но у них нет и разума как такового. Ведь потом вырастая многие живут неверующей жизнью и как вы говорите подвергнуться ещё большему осуждению. К тоже крещение младенцев акт против их воли. Спасибо 4 Ответа Родители воспитывают детей, причём иногда и вопреки их воле. Кто-то не хочет учиться, кто-то желает есть только сладости и целый день пленяться гаджетами… Тем не менее, родители стремятся дать детям лучшее. К самому лучшему и важному относится духовное развитие ребёнка. Ребёнка крестят в какой-то степени авансом, по вере родителей и крёстных. Именно “в какой-то степени”, т.к. нам неведомо насколько открыт духовный мир для младенца. Вряд ли какой родитель считает своего ребёнка бесом, которому должен быть чужд Бог и его Царство, все мы хотим дать детям лучшее и поэтому Церковь их крестит по нашей вере, которой мы обязуемся зажечь их сердца. Младенца приносят в храм, как четверо ближних принесли ко Христу расслабленного в Капернауме и Он, по вере их , простил ему грехи. Вера — это состояние динамическое, она может ослабевать, может возрастать, может даже теряться и обретаться вновь. Если крестить дитя в сознательном возрасте, то самый важный возраст, когда человек формируется, он будет лишён Таинства Святого Причащения, полноты участия в церковных богослужениях, духовного развития. Вера — это не просто интеллектуальный выбор, это и опыт, зачем же лишать ребёнка этого опыта?.. Крещение — это не только “присяга на верность” Богу, но и прямая сакральная защита человека, который иначе оказывается крайне уязвимым против духов зла. Беспомощному ребенку такая защита особенно необходима. Поэтому младенцев крестят без их согласия, которого они в силу возраста дать не могут. Крестят по желанию и вере их родителей и восприемников (крестных родителей). Эти лица и берут на себя обязательство перед Богом воспитать ребенка в христианстве.

http://azbyka.ru/vopros/zachem-krestit-m...

Скачать epub pdf Слово на праздник Крещения Господня. О внутренней крещенской благодати 9 Явися бо благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце ( Тит. 2:11–12 ). Вот слова апостольского чтения в честь великого праздника Крещения Господня, на которых мне хотелось бы в данную минуту остановить ваше внимание, возлюбленные во Христе братия и сестры. Здесь говорится о явлении благодати, которая, по учению Ап. Павла, делает нас целомудренными, праведными и благочестными, т.е. святыми. Что же это за благодать, о которой говорит здесь Апостол, как о средстве к стяжанию святой спасительной жизни? По учению преподобного Иоанна Кассиана , надо различать два вида благодати: благодать внешнего промышления, через которую Господь действуст во всем мире или непосредственно, или посредством Ангелов, людей и даже видимой природы; и благодать, как внутреннюю божественную силу. Именно эту последнюю благодать и надо разуметь в данных словах св. Апостола. Она действовала в жизни первых людей в раю и была источником их истинного ведения, святости и блаженства. После же падения наших прародителей она оставила их, и потребно было Спасителю воплотиться, пострадать, умереть и воскреснуть, чтобы сия благодать опять была дарована людям. Эта милость Божия и излилась на нас, когда, по обетованию Христа, Дух Святый в Своей многообразной благодати сошел на Апостолов, как истина ( 1Ин. 5:6 ; Ин. 15:26, 16:13 ), как сила ( Деян. 1:8 ) и как утешение ( Ин. 14:16, 26, 15:26, 16:7 ), или божественная радость. С тех пор благодать Святого Духа стала подаваться верующим в Церкви через таинства крещения и миропомазания для возрождения нашего ума, воли и сердца. Как возрождающая божественная сила, она стала царствовать внутри нашего существа, в самом сердце человека. До появления этой благодати, как учит великий из св. отцов Блаженный Диадох , в сердце царствовал грех, а благодать действовала совне. А после явления благодати грех действует на человека совне, а благодать – в сердце. В этом, между прочим, состоит различие между Ветхим и Новым Заветом.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - февраль 2009 г.   Миссионерство, проповедь Евангелия - это же призвание священников. А что же делать мирянам? Или мы должны все подряд, как протестанты, начать проповедовать всем подряд? С. Соколов, г. Астрахань Вспомним, как были призваны первые ученики. Это событие может быть понято только в свете Пятидесятницы, которой живет Церковь. Ибо мы поистине та же самая Церковь, призванная Господом. Быть Церковью значит быть призванными вместе с первыми учениками Христовыми. Мы - таинство этой Церкви, мы и есть та самая апостольская Церковь. В этой Церкви, в этом общении Духа Святого должен каждый из нас без конца слушать зов Христов. Каждый из нас призван - в каком бы возрасте он ни был. Христос не оставляет нас. Мы не просто Его посланцы в этом мире, мы - Его тело. Наш воскресший Господь - вовеки живой. Мы - таинство Его Тела, Его видимое явление для мира. Все заключается в этом Его присутствии. И в этом единении, где мы слуги всех в Едином Слуге Иисусе Христе, как Он Сам Себя называет на Тайной Вечери. Он и есть наше служение, миссионерство, зов, обращенный ко всем нам со дня нашего крещения и вхождения Духа Святого в нашу жизнь, наше призвание, о котором мы часто забываем. Мы все призваны проповедовать Евангелие, но мы не можем всегда это делать. Каждый из нас равным образом призван быть ответственным за подлинность человеческого общения, за любовь, но мы не всегда оказываемся способными это исполнить. Однако у нас есть призвание, которое будет длиться вечно - призвание священства. Мы все царственное священство - даром Святого Духа, Его вхождением в нас с самого нашего крещения. Что значит быть священником в Едином Священнике - Иисусе Христе? Это значит быть Его присутствием, Его ликом перед другими людьми, и одновременно быть их присутствием, их лицом пред Богом. Если мы принимаем наше призвание и если мы правдивы в своем выборе, мы должны будем признать, что это призвание — крестное. Оно есть четвертование, казнь на кресте. Потому что, с одной стороны, мы грешники как все, больше чем все, потому что нам больше дано, и мы едины с их страданием, а самое великое страдание человека - в том, что нет Бога в его жизни. Все его несчастье проистекает из этого. И в то же время мы уже святые. Мы едины с любовью распятого Бога к людям. Ибо страдание Бога, ставшего человеком, - в том, что те, за кого Он отдает Свою жизнь, не знают Его и не живут Им. Это двойное единство, которого мы не можем избегнуть, делает нас распятыми подобно Христу, и тайна Его Креста постоянно присутствует в нас.

http://moral.ru/dom_0209.html

8. Неслитность крещения и миропомазания, как таинств, при их совместном совершении 245 . Не смотря на тесную связь, в какой миропомазание всегда стояло с крещением, оно однако всегда составляло особенное, отличное от крещения священнодействие, столь же необходимое для всякого верующего, как и крещение, и церковь всегда резко разграничивала эти два таинства. Такое разграничение мы находим еще 1 . У мужей апостольских, которые смотрели на акт миропомазания, как на акт отдельный от первого и весьма важный 246 . 2 . Затем Климент Александрийский также смотрит на принятие Святого Духа после крещения, как на акт совершенно отдельный от погружения и составляющий важную ступень в деле возведения человека в состояние совершенства 247 . 3 . Подобное же разграничение между миропомазанием и крещением мы находим и у Тертуллиана, когда он делает следующее замечание о действии помазания: Хотя помазание, приемлемое нами, производится на теле, но действие его простирается и на душу. Равным образом, хотя крещение бывает внешнее, потому что одно только тело погружается в воду, но действие его совершенно духовное, по тому что очищает нас от греха 248 “. 4 . По Киприану: «Крещение и миропомазание суть два отдельные акта крещения, хотя и соединенные самою тесною внутреннею связью, так что образуют одно целое неразрывное в отношении их к совершению» 249 . Приводить больше свидетельств в подобном роде нет необходимости; и из тех, на которые мы указали, достаточно видно, что помазание крещаемого миром искони составляло особое таинство, отличное от предшествующего ему крещения и, как божественное установление, считалось для каждого верующего столь же необходимым, как и последнее 250 . (См. кн.: «История чинопоследований крещения и миропомазания». А. Алмазова . Казань, 1884 г. стр. 377 – 379). 245 Примеч. В совершении таинства миропомазания римско-католическая церковь допустила следующие отступления от древней вселенской церкви: 1) право совершения этого таинства предоставлено только епископам, и в крайнем случае, священникам; причем совершенно не кстати делается ссылка на то, что диакон Филипп, крестивший самарян, не мог сообщать им даров Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 5 – Таинства и Обряды В Церкви установлено семь Таинств, а именно: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Елеосвящение, Венчание (Брак) и Священство. Кроме Таинств в Церкви совершаются обряды и последования. Это различные молебны, панихиды по усопшим, погребение мертвых. В этой главе будет также рассказано о пострижении в монашество. Таинство Крещения Крещение – это такое Таинство, в котором верующий при троекратном погружении в воду во имя Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и рождается в жизнь духовную, святую. Крещение совершается лишь однажды, как однажды и рождается человек. Поэтому повторение этого Таинства не допускается, даже если оно произошло не у православных, однако по всем правилам. Таинство Крещения установил Сам Господь. Ни одно из течений христианства, даже те, которые отвергают почти все православные правила и установления, не отвергает необходимости Крещения. О нем в Евангелии говорится ясно, как о необходимом условии вхождения в Церковь . “Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие”. Обычно православных крестят в детстве, и они не помнят, как происходит совершение этого Таинства, но в наше время совсем не редкость крестить взрослых, для которых это становится значительным и запоминающимся событием. В этот день они становятся членами Церкви Христовой, решительно меняют жизнь и дают обет сочетаться Христу и веровать Ему, как Царю и Богу. Из крещальной купели человек выходит заново рожденным, оставив свою прошлую жизнь с ее грехами. 48 В первую очередь для Крещения требуется вера в Господа и Его Святое Евангелие, а также в Церковь , которую он основал на земле и которая является Телом Его. Поэтому во время Крещения священник и просит читать Символ веры . Но как же дети? Они не имеют еще сознательной веры, и кто может поручиться, вырастут ли они верующими? Поручиться за них могут крестные, которые для того и существуют в Церкви и обязательны для младенцев. Крестные берут на себя обязательство следить за своими крестниками и воспитывать их в духе православия и благочестия. Для того чтобы обещать это Церкви, крестные сами, как минимум, должны быть верующими и достаточно близкими семье младенца, потому что они должны реально участвовать в его религиозном воспитании.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Папские ереси и заблуждения касательно таинств I. Крещение и миропомазание В таинстве крещения есть обряды существенные, от которых нельзя отступать, не делая таинства бесплодным. Но есть обряды другого рода, которые, не будучи безусловно существенными, ведут свое начало от апостольских времен. Их необходимо сохранять и от них нельзя уклоняться, не проявляя неуважения к самим апостолам и их первым преемникам. Но есть еще третья категория обрядов или обыкновений, подлежавших изменению, соответственно с обстоятельствами времени и места. К этой третьей категорий принадлежало, например, определение дней, когда можно было совершать таинство крещения. В первые века, когда Церковь не была еще столь многочисленна и когда распространялась среди взрослых, таинство крещения в каждой Церкви совершалось раз в году, во время Пасхи. С распространением же Церкви, необходимо было совершать крещение не только во время Пасхи, но и во время Пятидесятницы. Впоследствии к ним присоединили еще два праздника, а именно: Богоявления и Рождества; затем и другие главные Церковные праздники; наконец решили, что крещение может быть совершаемо каждый день. Тоже было и с крещением детей. Первоначально крестили только взрослых, после огласительных испытаний; но когда явились многие поколения христиан в одних и тех же семействах, то предположили желание креститься и детям, за поручительством семейств, и детей тоже стали крестить. Этот обычай восходит к первым векам. Между существенными обрядами, от которых нельзя отступать, не делая крещения бесплодным, укажем на формулу крещения: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и употребление естественной воды. Но наряду с существенными обрядами, есть еще обряды, которые, не имея такой высокой важности, столь досточтимы и древни, что Церковь не может отменять их, не подпадая справедливому упреку в нововведении и в неуважении в отношении к апостольским преданиям. В числе этих обрядов укажем на два главные: тройное погружение в воду и соединение двух таинствкрещения и миропомазания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Православная психопатология Евангелист Иоанн, приступая к описанию исцеления Господом расслабленного, изображает купальню Вифезды и настроение, царившее там в момент посещения Господа. При купальне было пять крытых ходов, и в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды ( Ин.5:3 ). Церковь – это тоже некая купальня, некая духовная Вифезда. Все мы, члены Церкви, захваченные смертью и тлением со всеми их последствиями, находимся в этой купальне в надежде на свое духовное исцеление. Святитель Иоанн Златоуст , объясняя чудо, совершенное Господом в купальне, ставит вопрос: «Что это за способ врачевания? Какое здесь таинство нам указывается?» И отвечает, что купальня служит прообразом того, чему предстояло совершиться в будущем, и главным образом святого крещения. «Намерение было даровать нам крещение, имеющее в себе великую силу и величайшие блага, крещение, очищающее от всех грехов и людей из мертвых делающее живыми» (Свт. Иоанн Златоуст . Т.8. Ч.1. С.231). Поскольку святое крещение есть «вводное» таинство, через которое мы входим в Церковь , то, развивая данный образ, можно сказать, что Церковь – это действительно духовная Вифезда, духовная лечебница и больница. Все мы, христиане, вкушая человеколюбия и любви Божией, одновременно ощущаем собственное духовное ничтожество. Поскольку благодать Божия просвещает наш внутренний мир, мы можем видеть силу страстей в нашей душе и закон греха в наших членах. Потому мы и чувствуем себя больными. Это ощущение и служит началом исцеления, или, лучше сказать, началом созерцания Бога, поскольку покаяние и плач невозможны в плотском человеке. Только причастник благодати Божией может испытать эту духовную реальность. В больницах существуют специальные отделения, называемые патологическими, πατολογικ (слова автора относятся к греч. медиц. учреждениям. – Ред.). Такое отделение есть и в Церкви, этой духовной больнице и лечебнице. Я вовсе не собираюсь смешивать различные термины, но говорю так в непоколебимой уверенности, что учение о страстях является истинной психопатологией (авторское толкование термина «патология» основано на одном из значений слова πθος – «страсть». – ред.). Поэтому сейчас мы поговорим о них подробнее. Мы определим, что такое страсти, затем перейдем к их классификации и как можно подробнее рассмотрим лечение от страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010