Закрыть itemscope itemtype="" > О Таинстве Крещения 19.12.2017 4864 Время на чтение 18 минут Итак, говоря о Таинствах христианской Церкви, следует напомнить, что под Таинством в христианстве разумеется таинственное ниспослание человеку определенного дара Божия, сопряженного с определенным церковным священнодействием. Сие священнодействие совершается руками священника, но Дар Божий посылается Богом, Который есть Живая, Разумная и Свободная Личность. Это и отличает христианские Таинства от языческих мистерий, где «результат» должен осуществляться автоматически в силу произведенного ритуала. В Таинствах действие Божие происходит не в силу совершаемого чинопоследования, но прямо зависит от духовного состояния человека, над которым это Таинство совершается. Таинством Крещения человек входит в христианскую Церковь! Однако данное событие отнюдь не сводится только к троекратному погружению человека в воду и произнесением над ним крещальной формулы (« крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»). Есть определенные условия к принятию человеком данного Таинства. В Евангелии мы читаем « Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет » (Мк. 16, 16). И этот принцип « Кто будет веровать » относится без исключения ко всем прочим христианским Таинствам! В данном контексте под верой понимается не только полное доверие (что кажется само собой разумеющимся), но и благоговение, которое обязательно сопряжено с чувством покаяния, сокрушения сердца, осознания своего недостоинства приступить к Тому, Кто именуется Истиной, Жизнью и Любовью. И это является (как было сказано выше) необходимым условием для принятия любого Таинства! Напомним, что священник только священнодействует, Таинство совершает Сам Господь, Который « знает сердца ваши » (Лк. 16:15). Соответствующее духовное устроение человека является непременным условием принятия им Божественной благодати. Языческий мир знал некие подобия Таинства Крещения, в которых посредством воды совершалось некое сакральное очищение человека.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/20/...

Библия, изложенная для семейного чтения. Крещение Иисуса Христа. Искушение злым духом Крещение Иисуса Христа Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа «Тогда, то есть когда Иоанн проповедовал пришествие Мессии и крестил народ, Иисус, по возвращении из Египта живший в Назарете Галилейском и имея теперь около тридцати лет, пришел к Иоанну креститься от него. Креститься не по тем побуждениям, по которым крестился от Иоанна народ, ибо безгрешный не имел нужды исповедовать грехи Свои и креститься в покаяние. Он принял крещение: 1) для того, чтобы освятить Своим примером крещение, которое со временем должно было сделаться Таинством при вступлении человека в христианскую Церковь; 2) для того, чтобы Он был явлен Израилю и миру как истинный обетованный Мессия — Христос, явлен свидетельством Бога Отца, сошествием Святого Духа и прямым указанием на Него как на Мессию Предтечи Иоанна (см. Ин. 1, 31–34)» . «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф. 3, 14–17)   Искушение Иисуса Христа в пустыни «Немедленно после того Дух ведет Его (Иисуса) в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему». (Мк. 1, 12–13) По крещении Своем Иисус, руководимый Духом Святым, проникается мыслью о приуготовлении Себя постом и молитвой в полном уединении к предстоящему Ему подвигу самоотверженного служения людям. И вот Он удаляется в бесплодную пустыню, где могли жить только звери да укрываться разбойники. В лишении всего отрадного, здесь место лишь естественному стремлению бежать отсюда, прекратить борьбу с жестокими невзгодами суровой пустыни, как бы отверженной от мира со всеми его утешениями.

http://pravoslavie.ru/3029.html

Введение Совершив Искупление людей, Господь Иисус Христос указал путь к усвоению плодов спасения, которое совершается в Церкви и начинается с Крещения: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:19 ) и кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Эти слова Спасителя для Православной Церкви являются заповедью и исходя из них в ней непременно совершается Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа в три погружения тех, кто желает наследовать жизнь вечную. В неопротестантизме 1 – в баптизме, адвентизме, пятидесятничестве, неопятидесятничестве, Международной церкви Христа (МЦХ), Международной христианской церкви (МХЦ), новоапостольской церкви и др. также совершается крещение, но его роль и значение понимается по-иному, чем в Православной Церкви, и оно происходит не в три погружения, а в одно погружение во имя Святой Троицы, и нередко по другой формуле. Несмотря на это некоторые русские неопротестанты настаивают на том, что «Мы – протестанты. Вместе с католиками и православными исповедуем один и тот же Символ веры », в котором они упоминают Церковь «крещенных верующих, объединенных верой в Христа» 2 , а также общей с православными они считают христологию 3 . Хотя некоторые из этих ересей 4 возникли еще в XVII веке, а в России появились в XIX веке и позже, вопрос об отношении к совершенному у них крещению продолжает оставаться на повестке дня русского богословия и сектоведения, в частности 5 . В связи с тем, что отдельные представители этих сект высказывают пожелание присоединиться к Православной Церкви и отречься от своих заблуждений, возникает вопрос, как поступать с крещенными вышеуказанным способом образом? Могут ли православные признать истинным крещение во имя Святой Троицы, но в одно погружение или одно обливание, или окропление? В настоящее время в Русской Православной Церкви отсутствует единообразие в практике приема последователей этих сект в Церковь . Так, на сайте Московской епархии с 2010 г. размещена информация о присоединении баптистов, пятидесятников и адвентистов к Церкви через Миропомазание со ссылкой на «Новую Скрижаль» архиеп. Вениамина и «Настольную книгу для священно-церковнослужителей» С.В. Булгакова . Однако такая рекомендация противоречит подлинной позиции архиеп. Вениамина и С. В. Булгакова считавших, что баптистов надо принимать через Крещение 6 . На сайте Крымской и Симферопольской епархии сообщается, что в 2018 г. группа баптистов после отречения от своих заблуждений «через Таинство Миропомазания была присоединены к Православию» по чину присоединения к Церкви лютеран 7 . И в то же время в епархии г. Москвы по благословению Святейшего Патриарха присоединение неопротестантов совершается через Крещение. Такая же позиция встречается у некоторых современных православных богословов 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/kres...

Крещенская вода, богоявленская вода – вера, мифы и суеверия Можно ли добавлять в ванну, давать животным и обливаться «от сглаза» 17 января, 2020 Можно ли добавлять в ванну, давать животным и обливаться «от сглаза» Каждый год в преддверии праздника Крещения Господня на сайт приходят десятки вопросов о крещенской воде, богоявленской воде, святой воде – где брать, как принимать, надо ли купаться, сколько раз набирать? Публикуем ответы священников на самые частые вопросы о крещенской воде. Будет ли купание крещенским, если мороза нет В какой день брать святую воду, 18 или 19 января? Чем отличается крещенская вода от богоявленской воды? Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18 и 19 января. Поэтому нет разницы, когда вы возьмете воду — 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской. Никакой разницы между водой, освященной 18 и 19 января, НЕТ. Иоанн Креститель совершал обряд, называемый «крещением». Но само понятие креста, как символа христианства, от которого, как мне кажется, происходит слово «крещение», пришло с распятием Христа, то есть позднее самой смерти Иоанна Крестителя. Тогда почему у Иоанна было «крещение», а не, к примеру, «омовение»? В греческом тексте Евангелий Крещение обозначено глаголом «баптизо» — погружать, а в первом значении — хоронить. Это вполне соответствует контексту и смыслу действий Иоанна Крестителя. Термин «Крещение» возник при собственно славянском переводе Евангелий, когда такое специфическое действие было свойственно, прежде всего, христианству. Однако точных сведений об истории данного термина мне найти не удалось. Весьма вероятно, что Таинство Крещения пришло в славянский мир раньше, чем термин для него. Возможно, именно поэтому был избран именно такой термин, как более наглядно объясняющий то, что происходило на Иордане, и теперь уже неразрывно связанный в представлении людей с принятием Христа. Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским? В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное — это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, глас Бога Отца с небес «Сей есть Сын Мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день — это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

http://pravmir.ru/kreshhenskaya-voda-bog...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 124. Духовный аборт Крещение во осуждение 14.04. Великая Пятница 7ой седмицы поста Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы начнем разговор с упоминания той константинопольской традиции, согласно которой литургия Великой Субботы – главного крещального дня в древнем Кполе, начинается пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…». В былые времена этот стих (из послания ап. Павла к Галатам) служил припевом к стихам 31 псалма с которым новокрещеные переходили из баптистерии в храм св. Софии для миропомазания и участия в предстоящей Литургии. И если сегодня эти слова служат нам лишь напоминанием о том, что все во Христа крестившиеся, должны во Христа облечься, то когда-то данным крещальным стихом завершалось реально происходившее (во время чтения паремий на вечерне) Крещение оглашенных, прошедших курс обучения в период Великого Поста. Это обстоятельство подает нам повод обсудить такое явление в нашей Церкви как предосудительное крещение. Да, да, вы не ослышались! Бывает Крещение не в оправдание, а в осуждение. И чтобы понять о чем идет речь, надо сначала выяснить, что собой представляет Крещение от воды и Духа? – Согласно катихизическому определению оно есть таинственное рождение «нового человека», который начинает свою жизнь во Христе и в котором начинает Свою жизнь Христос. И как невозможно вступить в естественное существование, не родившись по закону естества, так невозможно вступить и в общение с Богом без святого Крещения, которым мы вступаем в новое бытие ( Тит. 3, 5 ). Но как рождение может не состояться по ряду причин, так и Крещение может не совершиться, если не будет выполнен ряд условий. Что это за условия? 1) Без чего не может состояться физическое рождение? – Без зачатия…. Зачатие – первое и главное условие рождения. И как в мире физическом образование зародыша происходит через соединение семени, с одной стороны, и яйцеклетки – с другой, так и зародыш духовной жизни образуется соединением Божественной воли и воли человеческой. Здесь важен момент сознательного избрания новой жизни и свободного устремления навстречу Божественной благодати.

http://azbyka.ru/video/124-duhovnyj-abor...

Скачать epub pdf Слово на праздник Св. Пятидесятницы. О благодати Святого Духа, как цели нашей христианской жизни 18 В сей великий день св. Пятидесятницы, когда Церковь празднует сошествие Святого Духа на Апостолов, мне хотелось бы указать вам, возлюбленные о Христе братия и сестры, на следующие слова св. Симеона Нового Богослова : «Цель всех по Богу живущих, говорит он, состоит в том, чтобы благоугодить Христу Богу нашему... чрез приятие Святого Духа и таким образом устроить свое спасение, ибо в этом состоит спасение всякой души. Если этого нет у нас в цели и действии, то тщетен всякий другой труд и суетно всякое другое делание наше» 19 . Эти слова великого отца Церкви побуждают нас не только сознать все значение ныне празднуемого события для нашего спасения, но и стремиться к благодати Святого Духа, как к самому драгоценному для нас сокровищу, как к цели всей нашей жизни. Если этой цели у нас нет, то какие бы добрые дела мы ни совершали, мы не спасемся. И как может быть иначе? Ведь ради дарования благодати Святого Духа Господь пострадал и умер на кресте: Уне есть вам, говорит Он, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам ( Ин. 16:7 ). Ведь эта благодать Святого Духа есть, по учению преп. Антония Великого , тот бисер, о котором говорил Господь, или то сокровище, ради которого мы должны пожертвовать всем, чтобы его приобрести. Эта благодать Святого Духа, по учению св. Макария Великого , и есть Царство Божие, которое обнаруживается в душе христианина своими дивными проявлениями: правды, мира и радости ( Рим. 14:17 ). К сей благодати, как к Царству Божиему, Господь и велит нам прежде всего стремиться, когда говорит: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Мф. 6:33 ; Лк. 12:31 ). Итак, памятуя все великое значение для нас благодати Святого Духа, сошедшей некогда на Апостолов, а затем даруемой каждому из нас в таинствах крещения и миропомазания, поставим для себя целью всей нашей жизни приятие Святого Духа, как об этом учит св. Симеон Новый Богослов .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Скачать epub pdf Часть пятая. Таинства Как уже было сказано выше, источником всех добрых дел и корнем духовной жизни является благодать Святого Духа. Эта несотворенная сила подается христианам посредством особых обрядов, называемых Таинствами. Эти священнодействия, преображающие человека, не являются изобретением людей, а установлены Самим Творцом. Именно в Таинствах заключается самая сердцевина христианства. Можно иметь Православную веру, делать добрые дела, молиться, но без участия в таинственной жизни Церкви человек никогда не станет христианином и не сможет достигнуть спасения. Ведь если вера дает правильное представление о Боге и Его Промысле, добрые дела делают похожим на Него, молитва дает возможность общаться с Ним, то лишь в Таинствах происходит реальное соединение с Господом, изменяющее всего человека. Начиная с XV века православное богословие выделяет семь главных Таинств, соединяющих нас с Богом. Первое из них – Крещение, в котором происходит духовное рождение. Второе – Миропомазание, дающее силу к духовному росту и к творению добрых дел. Третье – Святое Причастие, соединяющее человека с Богом телесно. Четвертое – Покаяние, лечащее душу от грехов. Пятое – Елеосвящение, врачующее телесные болезни, происходящие от греха. Шестое – Таинство Брака, освящающее семью и телесное рождение, дающее силы к воспитанию детей. Седьмое – Священство, порождающее духовных отцов, которые сами возрождают и воспитывают христиан словом Божиим и совершением Таинств. Таинство Крещения Первым Таинством, с которого начинается духовная жизнь человека, является Святое Крещение. Без него невозможно спасение человека. По словам Катехизиса, «Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». Крещение, по глубокой мысли святителя Григория Богослова , «есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, последование Духу, общение со Словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Протоиерей Алексий Уминский: Человек в храм приходит не к прокурору, не к начальнику, не к волшебнику – а к своему Отцу Проповедь на литургии о смысле Таинства евхаристии 27 октября, 2015 Проповедь на литургии о смысле Таинства евхаристии В минувшую субботу в храме Святой Троицы в Хохлах (Москва) прошла уже третья «детская» литургия, организованная, в том числе, для подопечных детского хосписа. «Многие из вас впервые причащаются или подводят к причастию своих детей, поэтому мне важно объяснить, в чем смысл этого таинства», – сказал во время проповеди настоятель храма протоиерей Алексий Уминский. В Православной Церкви есть таинства и есть обряды, между ними определенная разница. Таинства – это непостижимое уму божественное действие на человека, которое его преображает и делает богоподобным. Действие, во время которого человек и Бог бывают очень близки друг другу. Причем все таинства установлены Богом, о них мы можем прочесть в Евангелии. Первое таинство, важнейшее для каждого из нас, без которого мы не станем христианами, – Таинство крещения . Многие воспринимают крещение как традицию, как благочестивый обряд, который дает почувствовать себя в национальной культурной среде, но крещение по своей сути не имеет отношения ни к истории отечества, ни к национальности, ни к традиции, ни к культуре, а имеет отношение только к одному: в крещении человек рождается в Боге. Если наши дети принадлежат, как нам кажется, нам – по плоти и крови, по факту их рождения, по тому, что мы их воспитываем, кормим, заботимся о них, мечтаем об их светлом будущем, – то в Таинстве крещения мы отдаем своего ребенка в купель, чтобы он стал ребенком Бога, стал Ему принадлежать. Тем самым мы даем поручительство воспитать этого ребенка в вере, в хранении заповедей Христовых, в благочестии, чистоте, в Евангельской истине. Часто этого мы, к сожалению, не выполняем, но суть крещения именно в этом. Следующее таинствоТаинство миропомазания , через которое Дух святой подается человеку, зажигает его божественным огнем, через это человек сам начинает стремиться к Богу. Ведь в мире все, что ни есть, стремится вниз: камень ли подбросишь вверх, он упадет, человек ли споткнется, – падает вниз. По законам падшего мира и мы живем. Только одно вещество стремится вверх – огонь, вот такое чудо. И человек, зажигаясь божественным огнем через Таинство миропомазания, через вхождение Духа святого, начинает все время тянуться сердцем к Богу, вверх.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksiy-umi...

Г.С. Битбунов Богоявление Господне Событие праздника Богоявлением настоящий праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица, о чем сохранились чрезвычайно яркие евангельские свидетельства: Мф. 3:13–17 ; Мк. 1:9–11 ; Лк. 3:21–22 ; Ин. 1:33–34 . Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился на священной реке Иордане от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Бог Свет явился просветить седящих во тьме и сени смертней ( Мф. 4: 16 ) и спасти по благодати падший человеческий род. Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения. Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имеет большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. Крещение Христа в водах Иорданских, таким образом, имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Крещение Христа Спасителя явилось фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения благодатного способа возрождения водою и Духом в Таинстве Крещения. Здесь Господь показывает Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения ( Мф. 28:19–20 ). Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в Таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению. При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице. Крестившись от Иоанна, который затрепетал от просьбы Христа, Господь исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек Христос должен был исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример смирения и послушания воле Божией. Проблемы эортологического синкретизма: праздники Крещения Господня и Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления священник Илия Шугаев " decoding="" title="" Оглавление Крещение – это Таинство от Бога, которое сообщает душе верующего невидимую благодать Духа Святого для рождения её в жизнь вечную. В Крещении мы очищаемся от греха и даем обет Богу жить единой жизнью с Церковью и по воле Божией. Что это значит, не знают многие люди, желающие принять Крещение. Поэтому сначала необходимо научение вере, затем – принятие Таинства. Брошюра просто и доходчиво раскрывает основные положения православной веры, рассказывает о Церкви и ее Таинствах, помогает читателю понять, в Кого мы веруем, подробно объясняет, как проходит чин Крещения. Кроме того, автор обращается и к родителям, которые решили крестить своих младенцев. Как подготовиться ко Крещению, чтобы принятое Таинство не послужило человеку в суд и осуждение, – основная задача предлагаемой книги. Зачем нужна подготовка? Сейчас все чаще во многих храмах перед совершением таинства Крещения проводятся приготовительные беседы, которые являются обязательными, и без них Крещение не совершается. Для многих людей такое нововведение кажется непонятным. Ведь раньше все было проще – пришел в храм, и тебя крестили. Действительно, почему нельзя крестить человека без подготовки, ведь, если он пришел, значит, хочет креститься, и зачем препятствовать этому? Как это ни странно звучит, практика «пришел и крестился» – это плод гонений на Церковь со стороны советских властей. Действительно, если человек приходил в храм креститься в советское время, несмотря на безбожную агитацию, царящую вокруг, то он совершал маленький подвиг, и уже за одно это был достоин Крещения. Но до времен гонения подобной практики не существовало. Конечно, большинство людей в дореволюционное время крестилось в младенчестве, никак не готовясь ко Крещению. Ребенку объяснять что-либо еще рано, а родители уже давно все крещены и знают все необходимое для верующего человека. Но если святое Крещение желает принять человек взрослый, например, мусульманин, иудей или язычник, то по церковным правилам священник не имеет права крестить его сразу же. Только после сорокадневной подготовки, во время которой священник обязан был научить готовящегося основам христианской веры, можно было приступить ко Крещению.

http://azbyka.ru/katehizacija/esli-vy-re...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010