О юбилейных мероприятиях хора духовенства шла речь в пресс-центре " Интерфакса " февраля 2016 В пресс-центре " Интерфакса " 18 февраля состоялась пресс-конференция " Юбилейный год Хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии " - в этом году коллективу исполняется 45 лет. В пресс-конференции принимали участие главный специалист городского комитета по культуре Татьяна Орлова, ответственный секретарь совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров , художественный руководитель и главный дирижер хора Юрий Герасимов, режиссер, сценарист, актер и постановщик благотворительных вечеров хора Игорь Копылов.  Иерей Илия Макаров рассказал о событиях юбилейного года, в первую очередь - о концерте в Белом зале Политехнического университета, который состоится на следующий день, 19 февраля. В программу войдут духовные песнопения, народные песни и музыка XX века. " В Белом зале мы выступаем не первый раз. Это очень удобная площадка, очень демократичная, позволяющая вносить в выступление интерактивные элементы " , - сказал отец Илия. Следующее выступление хора будет уже после Пасхи, 16 мая: на сцене Мариинского театра (Мариинский-2) состоится музыкально-поэтическое действо " Небесные Серафимы " с участием духовных хоров Петербурга, хора и оркестра Мариинского театра, известных артистов. " Наш спектакль-концерт будет посвящен небесным покровителям Санкт-Петербурга, носящим имя Серафим: священномученику митрополиту Серафиму Петроградскому (Чичагову), преподобному Серафиму Вырицкому и даже преподобному Серафиму Саровскому - хотя служение преподобного проходило в местах, весьма далеких от Санкт-Петербурга. Его имя неразрывно связано с нашим городом, и мы попробуем эту связь показать. Кроме того, выяснилось, что с Санкт-Петербургом связан недавно прославленный на Архиерейском Соборе святитель архиепископ Богучарский Серафим (Соболев), и об этом тоже пойдет речь на концерте " . 1 июня на сцене Александринского театра, по традиции, состоится музыкальный благотворительный вечер в помощь детям с онкозаболеваниями. 

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Петербургская молитвенница Святая блаженная Ксения Петербуржская. Икона написана в иконописной школе имени прп. Алипия В 1986 году митрополит Алексий (ныне Патриарх Московский и всея Руси) принял под свой святительский омофор сверх окормляемой им Эстонии Петербургскую и Новгородскую епархии. И одним из первых его деяний стало освящение неухоженной, чудом сохранившейся от варварского разгрома часовенки блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище. Сейчас мы к этому попривыкли: недорушенные храмы восстанавливаются, уцелевшие святыни возвращаются. Но 20 лет назад торжественно прославить не канонизированную, а, главное, запрещаемую и поносимую безбожной властью подвижницу было, как любила выражаться пресса, «актом гражданского мужества». А на самом деле – это проявление обыкновенной, но забытой нами, глубокой порядочности, честности. Прибыв в город, в котором Ксенюшку тайно почитали и которому она явно помогает и покровительствует, правящий архиерей не мог не выказать подвижнице Божией своего молитвенного почтения. И не как частное лицо, но соответственно своему высокому сану. – У вас будут очень большие неприятности, если вы организуете крестный ход к часовне, – предупредило митрополита некое ответственное лицо. – Вертолета у меня нет, ползать я не умею, поэтому иного способа пройти к часовне я не вижу, – спокойно ответствовал владыка Алексий зарвавшемуся чиновнику. А уже на ближайшем Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, блаженная Ксения вместе с другими восемью подвижниками была причислена к лику святых. И город на Неве получил «своего собственного» святого-петербуржца. Апостол Петр, чьим именем назван город, покровительствует всей Церкви христианской. Благоверный князь Александр Невский, чьи мощи перенесены в город его основателем, – всей России, северо-западным землям ее в особенности. А блаженная Ксения – своя, петербургская, городская, близкая, именно вот по этим проспектам ходившая, эти дома посещавшая, эту Смоленскую церковь помогавшая строить…

http://pravoslavie.ru/2894.html

Разделы портала «Азбука веры» прот. Евгений Горячев " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Оглавление По окончании Санкт-Петербургской Духовной Академии он защитил дипломную работу по теме «Традиция оглашения и крещения в Русской Православной Церкви», которая включает в себя историческую часть, описание современного практического опыта оглашения и библиографию. «Библиотека катехизатора» Опыт приходов Санкт-Петербургской епархии Протоиерей Евгений Горячев уже более десяти лет с желающими принять Таинство крещения проводит огласительные беседы. По окончании Санкт-Петербургской Духовной Академии он защитил дипломную работу по теме «Традиция оглашения и крещения в Русской Православной Церкви», которая включает в себя историческую часть, описание современного практического опыта оглашения и библиографию. К сожалению, сейчас люди, принимающие крещение, часто не проходят оглашения и вследствие этого не становятся полноценными членами Церкви. Многие из них даже не знают, какие обеты дают они Богу у купели Крещения, какая ответственность возлагается на них как на христиан и членов Церкви. С этой дипломной работой было бы полезно ознакомиться священнослужителям, мирянам-катехизаторам и всем, обучающимся катехизаторскому делу. Предисловие Церковь есть продолжающееся в истории Боговоплощение Христа Спасителя. Христос не только неотступно пребывает, но и непрестанно экклезиологически умножается в исторической жизни мира подвигом сознательной веры и нелицемерной любви откликнувшейся на Его призыв твари. Рост церковного Тела не может прекратиться так же точно, как не может прекратиться его сверхъестественная жизнь ( ср. Мф. 16:18 ). От зарождающей эпохи Пятидесятницы до завершающей эпохи Апокалипсиса мистическая плоть церковного Организма будет неизменно расширяться и обновляться каждым новым членом-христианином. Каждым новым человеком, решившимся однажды, подобно апостолу Фоме, засвидетельствовать при встрече с воскресшим Христом об окончании своих поисков и непреложности своего выбора словами: «Господь мой и Бог мой» ( Ин. 20:28 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/opyt_priho...

[Рец. на:] Глубоковский Н. П., проф. Высокопреосвященнейший Смарагд (Крыжановский), архиепископ Рязанский, его жизнь и деятельность Источник Названная книга дважды премирована: Императорская Академия Наук удостоила её большой награды имени графа Уварова, Императорское Общество Истории и Древностей Российских при Московском Университете – премии имени Карпова. Уже это обстоятельство заставляет думать, что новое исследование проф. Глубоковского представляет крупный вклад в науку. И действительно, оно является очень ценной работой как со стороны содержания, так и в отношении методов обработки исторического материала. О степени содержательности труда, о многосторонности исследования даёт уже представление план его. Сочинение распадается на две части, посвящённые а) хронологическому обзору жизни святителя и б) систематическому обозрению его деятельности. Часть 1 начинается «общим предварением», в котором выясняется «значение биографии пр. Смарагда (Крыжановского)», человека с «крайне оригинальным и своеобычным характером «и с не менее оригинальной, несравнимой и во многом неразгаданной, почти таинственной» деятельностью, притом причастною к важнейшим церковным событиям первой половины XIX ст. (стр. 1). Глава первая (2–25) повествует о происхождении и обучении Александра (в монашестве Смарагда) Крыжановского в Киевской и Петербургской духовных академиях, о бакалаврской службы в последней, об инспекторской в Киевской академии, о ректорстве, киевской и вифанской семинариях, в киевской и петербургской академиях, обнимая время с 1796 г. по 1831 г. Особое приложение к этой главе (стр. 26–70) подробно разбирает вопрос о происхождении Смарагда Крыжановского, ввиду существующего убеждения, что он был родом из евреев, – убеждения, которое сам же святитель поддерживал заявлением: «мой дед был еврей, отец иерей, а я архиерей...» Глава вторая (71–166) излагает историю святительского служения Смарагда в 1831–1837 гг. сначала в качества ревельского викария петербургской епархии и потом – архиепископа полоцкого и виленского. Наибольший интерес этой, весьма богатой содержанием, главы заключается в изображении и оценке воссоединительной деятельности пр. Смарагда, который для того и был послан в Полоцк, но встретил массу препятствий и не только со стороны местных униатов и католиков, но и со стороны гражданских властей и даже того центрального правительства, которое командировало его в Белоруссию.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Священномученик Вениамин (Казанский) 6 мин., 12.08.2011 13 августа Русская Православная Церковь празднует память священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского. Священномученик Вениамин родился в 1873 году в Нименском погосте Каргопольского уезда Олонецкой губернии в семье священника и в крещении был наречен Василием. В 1883 году он поступил в Каргопольское духовное училище и, окончив его, продолжил образование в Олонецкой духовной семинарии. После ее окончания, как один из лучших студентов, он был послан учиться на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1895 году Василий был пострижен в монашество с именем Вениамин и рукоположен во иеродиакона, а на следующий год — во иеромонаха. В 1897 году иеромонах Вениамин закончил Духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую духовную семинарию, на следующий год — инспектором Холмской духовной семинарии и вскоре — инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии, в 1902 году — ректором Самарской духовной семинарии, в 1905 году — ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1910 году архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1917 году на епархиальном съезде, как набравший абсолютное большинство голосов, он был избран управляющим Петроградской епархией. Человек безупречной жизни, спокойный, ровный, епископ Вениамин первым из Петроградских архипастырей изъездил и частью обошел епархию, побывав в ее самых далеких и глухих приходах. Для ее населения он стал своим епископом, и потому сельские отцы-депутаты приехали на выборы уже с готовым решением — голосовать за епископа Вениамина. Народ хотел иметь своим архипастырем смиренного молитвенника, труженика, народника, который держался бы подальше от политики, стоя строго на церковной почве. Но избиравшие своего пастыря народ и духовенство были уверены, что и слово, и дело их смиренного избранника в делах церковных будет всегда твердым и непреклонным. 13 августа 1917 года архиепископ Вениамин был возведен в сан митрополита.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-venia...

Серафим, митрополит Новгородский, Санкт -Петербургский, Эстляндский и Финляндский (Глаголевский Стефан Васильевич) Родился в 1757 году в городе Калуге в семье причетника. Первоначальное образование получил в Калужском духовном уездном училище. Затем продолжил его в Николо-Перервинской духовной семинарии и в филологической семинарии ученого «Дружеского общества», основанного в Москве известными мистиками Н. И. Новиковым и И. Г. Шварцем. Окончил свое образование в Московской духовной академии и Московском университете. С марта 1785 года начал педагогическую деятельность учителем Троицкой духовной семинарии. В 1787 году определен учителем риторики в Московской академии и академическим катехизатором. 2 декабря 1787 года пострижен в монашество в Заиконоспасском монастыре. С 21 августа 1790 года – префект Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1791 года – цензор печатных книг. 12 февраля 1795 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря и назначен членом Московской духовной консистории. В том же году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. 28 сентября 1798 года назначен ректором Московской духовной академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря. 25 декабря 1799 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, Московским митрополитом Платоном. 29 января 1804 года назначен епископом Вятским и Слободским. 7 июля 1805 года переведен епископом Смоленским и Дорогобужским. 7 февраля 1812 года переведен в Минск с возведением в сан архиепископа и назначением присутствующим членом Святейшего Синода. С 30 августа 1814 года – архиепископ Тверской и Кашинский, постоянный член Святейшего Синода и член комиссии духовных училищ. С 15 марта 1819 года – митрополит Московский и Коломенский. С 19 июня 1821 года – митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский и священноархимандрит Александро-Невской лавры. Скончался 17 января 1843 года. Погребен в Александро-Невской лавре в церкви Святого Духа, перед местной иконой Сошествия Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Эпоха гонений: 1918–1941 гг. 836. Желнавакова М. С. Воспоминания о матери. Письма/Публ., примеч.: Н. С. Фудель //АиО. 1999. 4(22). С. 256–277; 2000. 1(23). С. 247–271. Дочь С. И. Фуделя и В. М. Сытиной вспоминает о детстве. 837. Жиромская В. Б. Религиозность народа в 1937 году: (По материалам Всесоюзной переписи населения)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 105–114. 838. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. История Русской Православной Церкви периода 1917–1944 гг.//ВестнЛДА. 1990. 1. С. 5–17. Состояние РПЦ при свт. Тихоне (Белавине) , сщмч. Петре (Полянском) . 839. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Церковные деятели Русской Православной Церкви 20–30-х гг.: Лекция, прочит. в ЛДА 27 февр. 1989 г.//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 9–35. 840. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Состояние Русской Православной Церкви при Сергии в период его заместительства, местоблюстительства и патриаршества//ХЧ. 1991. 3. С. 4–29. 841. Каледа Г. А., прот. О некоторых аспектах духовной жизни Русской Церкви в 30–60-е годы//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 29–33. Мученичество и исповедничество как факторы усиления религиозных настроений в среде городской интеллигенции. 842. Каледа Г. А., прот. Очерки жизни православного народа в годы гонений: (Воспоминания и размышления)//АиО. 1995. 3(6). С. 127–144. 843. Косик О. В. Из истории Владимирской епархии (1917–1923 гг.)//БСб. 2000. 6. С. 26–75. 844. Крашенинникова Е. Храмы и пастыри//АиО. 1999. 3(21). С. 258–279. Воспоминания о церк. жизни в Подмосковье и Москве в 1930-е гг. 845. Мороз А. Б . Устная история Русской Церкви в советский период: (Народные предания о разрушении церквей)//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 177–185. 846. Осипова И. И. История «Истинно-Православной Церкви» по материалам следственного дела//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 374–380. 847. Поспеловский Д. В. От патриарха Тихона к митр. (патриарху) Сергию: преемственность или предательство?: [Докл. на конф. « Церковь и советская власть в 20–30-х гг.» Санкт-Петербург, май 1992 г.]//ЦиВр. 1992. 3. С. 43–60.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состоялось заседание архиерейского совета марта 2023 Обращаясь к архиереям, владыка поздравил их с 10-летием образования Санкт-Петербургской митрополии в составе четырех епархий: 12 марта 2013 года Священный Синод удовлетворил предложение митрополита Владимира (Котлярова) о выделении из состава Санкт-Петербургской епархии Выборгской , Гатчинской и Тихвинской епархий. " Большой проект по разукрупнению епархий нашей Церкви начался в октябре 2011 года по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для улучшения епархиальной жизни, приведения ее в соответствие с реалиями времени, нуждами духовенства и прихожан, чтобы церковная жизнь на местах была более объемной и отвечала целям проповеди Евангелия как можно большему числу людей, - сказал глава митрополии. - С высоты минувших лет мы можем оценить плоды этой реформы. Церковная жизнь получила новый импульс на всех уровнях. Мы видим это и в епархиях нашей митрополии. Сколько за эти десять лет было открыто новых приходов, построено храмов, рукоположено клириков! Сколько реализовано социальных и образовательных инициатив по возрождению в обществе духовно-нравственных традиций, воспитанию молодого поколения! Ко времени образования митрополии в Санкт-Петербурге и Ленобласти было 386 приходов, а сейчас - 574. Священнослужителей было 932, теперь их 1409 - рост более чем на треть. Но это только цифры. Каждый из правящих архиереев митрополии знает не понаслышке, сколько сделано за это время. За прошедшее десятилетие Святейший Патриарх Кирилл посетил каждую из епархий нашей митрополии. Мы сердечно благодарим Его Святейшество за то, что имеем возможность трудиться здесь, на Невской земле, реализовывать свои возможности. Вместе с тем, хочу отметить ваш вклад, дорогие владыки, в церковную жизнь вверенных территорий, неустанные труды, единодушие, которое неизменно пребывало между нами на протяжении всех десяти лет, за понимание, что только в единстве служение Богу может быть плодотворным " . Митрополит напомнил о некоторых решениях Священного Синода, принятых на заседаниях 29 декабря прошлого года и 16 марта года нынешнего. В частности, Синод утвердил " Рекомендации епархиальным архиереям Русской Православной Церкви о мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших " , а также постановил утвердить к общецерковному богослужебному употреблению ряд богослужебных текстов и текстов акафистов.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Среди участников конференции: кандидат филологических наук, диакон Владимир Василик («Генезис русской идентичности в X-XIII вв.»); доктор экономических наук, профессор Института европейских исследований, Координатор Союза русских общин Европы по Латвии Александр Гапоненко; протоиерей, кандидат богословия отец Георгий Городенцев («Современные проблемы русской идентичности в свете Православия»); кандидат философских наук, доцент Луганско го государственного университета внутренних дел им. Э.Дидоренко Виталий Даренский («Новороссия: восстановление исторической памяти»); секретарь Союза писателей России Василий Дворцов («Литературный процесс как процесс национального самоосознания»); кандидат исторических наук Максим Емельянов-Лукьянчиков («Русская цивилизация глазами леонтьевоведа»); доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета радио и телевидения Александр Казин («Константин Леонтьев и наши дни»); доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина Александр Каплин (« " Можно надолго уничтожить Россию, нельзя уничтожить Русь " : " Мужицкий архиерей " Антоний (Храповицкий) в назидание потомкам»); настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии иерей Сергий Карамышев («Русская идентичность в XXI веке»); доктор философских наук, профессор, академик РАО, член Союза писателей России Александр Корольков («Провидческие идеи К.Н.Леонтьева о среднем европейце и национальном своеобразии»); доктор политических наук, руководитель Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России, профессор РГГУ Анастасия Митрофанова («Россия в борьбе геополитических центров силы»); доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова и Государственной академии славянской культуры, академик РАЕН и Всемирной экологической академии Валерий Расторгуев («Цивилизация и современность: прозрения Константина Леонтьева»); писатель, директор Центра этно-конфессиональных исследований Владимир Семенко («Гражданская нация или империя? Поиск русского пути»); доктор психологических наук, директор НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского университета Валентин Семенов («Российская полиментальность и русская идентичность»); кандидат философских наук, доцент, директор Центра этно-социальных исследований Таврического национального университета им. В.И.Вернадского Анатолий Филатов («Культура глобализации»); кандидат филологических наук, преподаватель Старорусского филиала Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики Сергей Шараков («Платонические мотивы в историософии К.Н.Леонтьева: к проблеме формы»); клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, кандидат педагогических наук иерей Александр Шумский («Русскость как условие возрождения России») и другие.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/09/23/ru...

Александро-Невский монастырь под управлением епархиальных архиереев (1742–1797 годы) Глава первая. Преосвященные архимандриты Александро-Невского Монастыря Восшествие на престол Императрицы Елисаветы Петровны. Учреждение С.-Петербургской епархии. Преосвященный Никодим (Сребницкий), епископ С.-Петербургский и Шлиссельбургский. Архиепископ Феодосий (Янковский). Архиепископ Сильвестр (Кулябка), Архиепископ Вениамин (Пуцек-Григорович). Архиепископ Гавриил (Кременецкий). Архиепископ Гавриил (Петров) Восшествие на престол Императрицы Елисаветы Петровны последовавшее 25-го ноября 1741 года 2924 , внесло заметное оживление в церковную жизнь России. Это оживление отразилось и в положении Александро-Невского Монастыря. Возобновилось строение, улучшилось материальное положение, достигла расцвета Александро-Невская Семинария. Изменилось и внешнее положение Монастыря: Монастырь стал под главенство архиереев новоучрежденной С.-Петербургской епархии. С. Петербургская епархия учреждена в 1742-м году. В этом году Императрица и высшие правительственные установления, в их числе и Святейший Синод, – выезжали в Москву на коронацию, бывшую 25-го апреля 2925 , и после коронации довольно долго оставались в Москве. Только 30-го ноября 1742-го года Государыня повелела, чтобы высшие правительственные учреждения вернулись из Москвы в Петербургу причем Государыней назначен был и срок – 20-го декабря 2926 . 1-го сентября 1742-го года состоялся следующий высочайший указ: «Хотя в Регламент Духовном, в третьей части, в восьмом артикуле, положено Святейшему Синоду все дела, которые к суду патриаршу надлежали, управлять, между которыми делами обретаются монастыри и церкви, в разных местах Государства нашего обретающиеся, собственно патриаршей власти принадлежащие, которые ныне называются синодального ведомства; но понеже усмотрили Мы, что оные синодального ведомства монастыри и церкви без собственного архиереея в церковных делах довольного надзирания не имеют, – того для повелеваем. чтоб оные синодальной области церкви и монастыри управляемы были от собственного архиерея, к чему определяем ныне Иосифа (Волчанского), епископа Белорусского, которому писаться архиепископом Московским и Владимирским, и быть особливой Московской епархии. Тако ж поволеваем быть собственному ж в Санкт-Петербурге архиереею и к тому определяем, Никодима, епископа Черниговского, и писаться ему С.-Петербургским и Шлютельбургским, и притом быть архимандритом в Невском Монастыре и жить в оном, и быть особливой епархии Санкт-Петербургской» 2927 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010