Биографический справочник Святитель Филарет Московский (1782–1867), церковный иерарх, яркий богослов и проповедник XIX века (в миру – Василий Михайлович Дроздов) родился в г. Коломне в семье диакона Михаила (позже – священника) кафедрального собора в честь Успения Божией Матери. В младенческие годы его воспитанием занимались родные бабушка и дедушка – соборный протоиерей Никита Филиппов. В девять лет Василий начинает обучение в Коломенской семинарии. В 1800 году он был принят в философский класс Троицкой семинарии в Сергиевом Посаде. Показав незаурядные способности к языкам, будущий святитель обратил на себя внимание устроителя семинарии Московского митрополита Платона (Левшина) . Окончив семинарию в ноябре 1803 года, он становится преподавателем греческого и еврейского языков, позже – учителем поэзии и высшего красноречия и риторики. С августа 1806 года Василий Михайлович назначается лаврским проповедником. 16 ноября 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры Василий был пострижен в монашество с именем Филарет (в честь праведного Филарета Милостивого). 21 ноября 1808 года митрополит Платон рукоположил его в иеродиакона. В 1809 году он был переведен в Петербург. В 1811 году он становится архимандритом, и в 1812 году занимает пост ректора Санкт-Петербургской Духовной академии, становится профессором Богословских наук. В 1810–1817 гг. святитель разработал практически полный курс богословских и церковно-исторических наук, которые преподавались в Академии. Впервые в стенах Петербургской академии он читал лекции на русском языке. В 1817 году его возводят в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В марте 1819 году в сане архиепископа владыку назначают на Тверскую кафедру, а 3 июля 1821 года – на Московскую, где святитель служил почти полвека – до 1867 года – и пользовался большим авторитетом у современников. В 1826 году святитель Филарет был возведен в сан митрополита. В 1823 году была издана его первая книга – «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви». Тираж быстро разошелся, появилось второе издание, и книга была переведена на греческий, английский и другие языки. Основным трудом его жизни можно считать начало перевода на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Григорий, Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский (Постников Григорий Петрович) Родился в 1784 году в селе Михайловском Никитского уезда Московской губернии в семье диакона. Первоначальное образование получил в Перервинской и Троице-Сергиевской духовных семинариях, а затем окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. 25 августа 1814 года пострижен в монашество; 27 августа рукоположен во иеродиакона; 28 августа – во иеромонаха. 19 марта 1816 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. 18 июля 1817 года удостоен степени доктора богословия и 29 июля того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря. С 1 октября 1817 года – экстраординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Со 2 мая 1819 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и ординарный профессор. С 21 августа 1821 года – член комиссии духовных училищ. 7 мая 1822 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 4 января 1825 года (по другим источникам – с 1826 года)-епископ Калужский и Боровский. С 3 марта 1828 года – архиепископ Рязанский и Зарайский. Со 2 марта 1829 года – член Святейшего Синода. С 28 июля 1829 года (по другим источникам – с 25 июля 1831 года) – архиепископ Тверской и Кашинский. С 1 марта 1848 года – архиепископ Казанский и Свияжский. 26 августа 1856 года возведен в сан митрополита. С 1 октября 1856 года – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Скончался 17 июля 1860 года. Погребен в Александро-Невской лавре в Свято-Духовской церкви, под алтарем. В студенческие годы Григорий был любимым учеником великого святителя митрополита Московского Филарета (Дроздова) , а впоследствии стал единомысленным с ним архипастырем. Преосвященный Григорий отличался всесторонним образованием. Это был ревнитель чистоты веры и нравственности. Строго соблюдал церковный устав, в догматических убеждениях относительно веры и Православия был стоек, непреклонен и неуступчив. Почти за каждым богослужением преосвященный Григорий говорил поучения простые, краткие и общедоступные.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Верная помощница народного архипастыря Отошла ко Господу бывший секретарь Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна Анна Степановна Иванова 01.04.2019 1285 Время на чтение 3 минуты В субботу, 30 марта, в Самаре отошла ко Господу бывший секретарь Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна Анна Степановна Иванова . Сегодня Анну Степановну похоронили на Рубежном кладбище Самары. Своими воспоминаниями о новопреставленной рабе Божией Анне делится в телефонном интервью «Русской народной линии» директор издательства «Царское дело» Сергей Астахов: Анна Степановна Иванова была бессменным секретарем митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Но не просто секретарем, а духовным чадом владыки - его правой рукой и верной помощницей. Я видел, как она всегда старалась помочь владыке в решении любой сложности вопросов. Анна Степановна хорошо ориентировалась в непростой ситуации, сложившейся в Санкт-Петербургской епархии, и прекрасно знала всё духовенство. Она не только отвечала на телефонные звонки, когда владыка был в митрополичьей резиденции, но всегда старалась оказать необходимую помощь. В прямом смысле была верной помощницей митрополита Иоанна. После кончины владыки Иоанна она вернулась в Самару. Пока здоровье позволяло, некоторое время подвизалась в восстанавливаемом Вознесенском соборе. Слава Богу, собор ныне восстановлен, в нем совершаются Богослужения. Для нашего издательства «Царское дело» Анна Степановна была связующим звеном между нами и владыкой. Уже после его кончины многие архивные материалы и документы, письма духовным чадам и проповеди владыки мы получили через Анну Степановну для публикации. Она очень хотела, чтобы память о владыке сохранялась и чтобы максимально широко были опубликованы его труды и работы. Она очень ревностно относилась к наследию владыки. 2 ноября, в день памяти владыки Иоанна, Анна Степановна старалась приехать в Санкт-Петербург и побывать на могилке митрополита. Я запомнил ее всегда радостное и благостное лицо - она радовалась встрече с петербуржцами. Встречи с ней были неизменно теплые и незабываемые. Хотя уже прошло много лет со дня кончины владыки, но она бессменно несла вахту: 2 ноября была в Санкт-Петербурге, принимала участие в вечерах памяти, на которых делилась своими воспоминаниями о владыке.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/01/ve...

Закрыть itemscope itemtype="" > Общественность за мир в Нагорном Карабахе В Санкт-Петербурге состоялась международная конференция на платформе ВРНС 18.12.2021 1989 Время на чтение 10 минут Фото: Предоставлены организаторами По благословению высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, при поддержке Санкт-Петербургского отделения Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС), Армянской апостольской церкви в Санкт-Петербурге и Северо-западном регионе России, Грузинской Православной Церкви, Фонда Гранта Агасьяна провели научно-общественную сессию «Общество за мир в Нагорном Карабахе: год спустя». Открывая заседание, руководитель секретариата Санкт-Петербургского отделения ВРНС, председатель ОВЦО протоиерей Александр Пелин сказал: «Уже год прошёл со дня установления перемирия в Нагорном Карабахе и ввода российских миротворцев в зону конфликта. Невзирая на договоренности, нерешёнными остаются многие гуманитарные вопросы. Один из самых трудных вопросов, отзывающийся болью и скорбью, – это взаимное недоверие и разрушение религиозных святынь народов, там проживающих. Более всего на территории Нагорного Карабаха за последний год пострадали христианские памятники. Напомню, что на территорию исторических областей Сюник и Арцах (ныне территории Нагорного Карабаха) христианство проникло b IV b. К этому же периоду относится появление здесь первых христианских культовых сооружений и развитие традиций монашества. Христианские монастырские комплексы состояли не только из наземных, но и подземных архитектурных сооружений. В числе наиболее известных памятников: монастырь Дадиванк (с собором XIII b.), базилика Цицернаванк (IV–VI вв.), монастырь Гтчаванк (XIII в.), церковь Охты Дphu (VI в.), Гандзасар (XII b.), а также десятки христианских святынь, включая уникальные пещерные комплексы у с. Тандзут, Гочанц, Кронк, на г. Ванкасар вблизи раскопок г. Тигранакерта. Христианские монастыри и храмы Нагорного Карабаха имеют важнейшее значение не только для армянского народа, но для других народов, ибо они являются частью мировой христианской культуры. Если мы думаем, что памятники христианской культуры подвергаются целенаправленному варварству и разграблению только в последний период, то это не так. В советский период, который некоторые склонны идеализировать, многие из памятников подверглись физическому разрушению. Ряд объектов был насильственно объявлен памятниками «кавказской Албании» без должных на то оснований и «албанизирован». Данное изменение религиозной идентичности сопровождалось уничтожением архитектурных элементов, христианской символики и армянских надписей. Часть памятников была безвозвратно утеряна. Храмы пещерных комплексов были осквернены, использовались как загоны для скота.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/18/ob...

Закрыть itemscope itemtype="" > Санкт-Петербургский отдел РИСО предлагает назвать Романовским будущий парк на Тучковом буяне Санкт-Петербурга 12.07.2019 453 Время на чтение 3 минуты Санкт-Петербургский отдел Российского Имперского Союза-Ордена (РИСО) предлагает назвать будущий парк на Тучковом буяне Санкт-Петербурга Романовским в честь Дома Романовых. Весной этого года по предложению Президента России Владимира Путина было принято решение о создании в Петербурге на Тучковом буяне (между Тучковым и Биржевым мостами) парка вместо планировавшегося ранее «Судебного квартала». Это решение было поддержано горожанами. Врио губернатора Петербурга Александр Беглов объявил о том, что название будущего парка будут определять сами жители Северной столицы. Только в первые дни после этой инициативы на имя действующего главы города поступило свыше 400 предложений по имени парка. Из огромного числа вариантов было выбрано всего 24 потенциальных названия для решающего голосования. В это число вошло и предложение Санкт-Петербургского отдела Российского Имперского Союза-Ордена - «Романовский», сообщает сайт «Легитимист» . В конце мая сего года петербургскими Имперцами было направлено письмо на имя Александра Беглова с предложением назвать будущий парк на Тучковом буяне «Романовским», в честь Императорской Династии Романовых. Это стало бы восстановлением исторической справедливости, а также знаком благодарности и признания к Великому Роду, подарившему нам город Святого Петра. Инициатива поддержана депутатами Государственной Думы и Законодательного Собрания Петербурга, а также многими общественными организациями России и Русского Зарубежья. В частности, Российским Дворянским собранием, Русским Обще-Воинским союзом, Обществом развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл», Союзом Потомков Галлиполийцев (Франция), альманахом «Русский мipъ», Конгрессом Русских американцев (США), Фондом Памяти выдающихся петербуржцев, Европейской Ассоциацией Святого Владимира (Франция), Русско-датским обществом «Дагмария» (Дания), «Свято-Владимирским братством» (Германия), Советом православных общественных объединений Санкт-Петербургской епархии, Императорским Всероссийским аэроклубом и многими другими. Письма с поддержкой названия «Романовский парк» продолжают приходить на имя врио губернатора Санкт-Петербурга.

http://ruskline.ru/politnews/2019/07/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Церковь осознает всю полноту ответственности за сохранение культурного наследия» Санкт-Петербургская епархия сделала заявление по вопросу передачи Исаакиевского собора 05.08.2015 598 Санкт-Петербургская епархия сделала заявление по вопросу передачи Исаакиевского собора, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии . «В связи с широко обсуждаемой в последнее время темой возможной передачи Исаакиевского собора Русской Православной Церкви считаем необходимым довести до мнения общественности следующее. Санкт-Петербургская епархия обратилась к городским властям с просьбой о передаче в безвозмездное пользование здания Исаакиевского собора (а также других храмов) на основании Федерального закона П327-ФЗ " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " . Данное обращение епархии осуществлено по желанию верующих и в полном соответствии с существующим законодательством Российской Федерации. Целью обращения является возвращение храмам их первоначального богослужебного назначения, а также необходимость развивать в них полноценную приходскую жизнь. Доступ лиц как православных, ради которых и строились эти храмы, так и инославных, и лиц, не принадлежащих ни к какой религии, останется совершенно свободным», - подчеркивается в заявлении. Также в документе отмечается, что для всех желающих посетить собор с культурно-познавательной целью будет организована соответствующая профессиональная экскурсионная работа. «Церковь осознает всю полноту ответственности за сохранение культурного наследия и имеет большой положительный опыт создания при храмах музеев с особым историко-культурным статусом, на которые и возлагаются, в том числе экскурсионно-просветительские функции. Средства, полученные от этой деятельности, будут направлены на содержание и реставрацию храмов», - сказано далее. «Учитывая, что Исаакиевский собор является уникальным памятником архитектуры, епархия и в дальнейшем намерена использовать опыт работы высококлассных реставраторов и музейных работников, чьи знание и умение будут востребованы в полной мере. Процессы реставрации, как и раньше, будут находиться под наблюдением сотрудников соответствующих комитетов городской администрации, с которыми епархия плодотворно сотрудничает на протяжении многих лет. Полагаем, что и впредь мы можем рассчитывать на понимание профессионального музейного сообщества и плодотворное взаимодействие с ним для сохранения нашего общекультурного достояния. Вопросы сохранности и реставрации здания будут учитываться в договоре между городом и епархией о передаче в безвозмездное пользование храмовых зданий», - говорится в заявлении.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/08/05/ce...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2010 год ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ... Гордый Петербург с его колоннами, Адмиралтейской иглой, Александрийским столпом, прямыми проспектами и холмистая Москва с нарядным Кремлем, живописной путаницей улиц и бесчисленными куполами — даже внешние облики двух столиц противостоят друг другу. Вечный спор Петербурга и Москвы проник в искусство и науку, в стиль мышления и взгляды на жизнь. Не обошел он и богослужебное пение... В певческой практике сегодняшней Церкви петербургская и московская школы — два больших древа, а все остальные традиции представляют собой ответвления от них. Петербургская школа выкристализовывалась постепенно и свой окончательный облик, известный нам до сего дня, обрела только к середине XIX beka. Черты петербургского стиля — это простота мелодической линии, сухость, строгость звучания, безупречное соблюдение законов классической европейской гармонии, четкий симметричный ритм, преобладание немецко-итальянских мелодико-гармонических принципов над исконными русскими.Петербургская традиция родилась в Петербургской придворной певческой капелле (ныне Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга). Это старейшее отечественное профессиональное музыкальное учреждение было основано в 1479 году как хор государевых певчих дьяков, которые пели за богослужением в присутствии великого князя. Этот хор составляли лучшие певцы, которых государь собирал по всей стране. Во времена петровских церковных реформ в 1701 году он был переименован в Придворный хор, а в 1763 году — в Императорскую придворную певческую капеллу. В 1846 году при капелле открылись регентские классы. В 1917 году она была реорганизована в Государственную академическую капеллу имени М.И. Глинки и с этого момента вышла из рамок истории церковного пения. Первый директор капеллы — Дмитрий Бортнянский, ученик итальянского композитора Бальдассаре Галуппи — привнес в русскую церковно-певческую культуру итальянское влияние.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/6/75...

М.Н. Боголюбов Архимандрит Августин (Никитин) С.-Петербургская Духовная Академия и Русская Духовная Миссия в Пекине: архимандрит Гурий (Карпов) (1814–1882) Основанная в начале XVIII в. Российская Духовная Миссия в Пекине первоначально пополнялась в основном выпускниками Московской Духовной Академии, Казанской и Тамбовской семинарий; в Китай направлялось также духовенство из Иркутской епархии. В 1809 г. в столице Российской империи была основана С.-Петербургская Духовная Академия, и вскоре ее выпускники получили преимущественное право на занятие должностей в центре Православия в Пекине. Это произошло при императоре Александре I; по словам выпускника С.-Петербургской Духовной Академии (далее – СПбДА), начальника 14-й духовной миссии в Пекине, архимандрита Гурия, «Александр Благословенный увеличил штат, указав студентов и духовных (лиц) избирать непременно в Петербурге и из высших учебных заведений, со свидетельством об отличной нравственности и способностях» 84 . С этого времени в состав Пекинской Миссии стали направляться выпускники СПбДА: в 1819 г. – иеромонах Вениамин (Морачевич) (впоследствии – архимандрит, с 1828 г. – начальник Миссии, ск. в 1854 г.); иеромонах Аввакум (Честной), иеромонах Феофилакт (Киселевский) и иеродиакон Поликарп (Тугаринов) (с 1839 г. – архимандрит и .начальник Миссии); иеромонах Гурий (Карпов) , иеромонах Иннокентий (Немиров) и иеродиакон Палладий (Кафаров) ; студенты И. Гошкевич и В. Горский. В 1848 г. начальником новой Миссии был назначен иеродиакон Палладий (Кафаров) , возведенный в сан архимандрита; на иеромонашеские и иеродиаконскую должности поступили из студентов СПб ДА священник Петр (по пострижении иеромонах Павел (Цветков), иеромонах Евлампий (Иванов) и иеродиакон Илларион (Оводов), а также студенты Н. Успенский и М. Храповицкий. В 1856 г. при отправлении в Пекин 14-й миссии в ее состав были включены воспитанники СПбДА – иеромонах Александр (Кульчицкий), иеромонах Исаия (Поликин), Н. Мраморнов, А. Попов ; начальником Миссии был назначен архимандрит Гурий (Карпов) 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

монахиня Елисавета (Желтухина) Митрополит Григорий Постников – светильник Церкви и покровитель Оршина монастыря Скачать epub pdf Жизнеописание Будущий владыка родился 1 ноября 1784 г. в селе Михайловском Никитского уезда Московской губернии в семье диакона Петра Федорова. Учился в Николо-Перервинской и Троицкой (в Троице-Сергиевой Лавре) семинариях и в Санкт-Петербургской духовной академии, где и получил свою фамилию. Время учебы в академии пришлось на те годы, когда инспектором, а потом ректором был святитель Филарет (Дроздов) , оказавший огромное влияние на формирование его личности и научных интересов. Григорий был любимым учеником великого святителя Московского, а впоследствии и единомысленным с ним архипастырем. В 1814 году Постников закончил академию первым магистром, 24 августа был пострижен в монашество, а уже через четыре дня рукоположен во иеромонаха. В 1816 году иеромонах Григорий был удостоен ученой степени доктора богословия и стал инспектором академии, а вскоре возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря при сохранении послушания преподавателя. Через три года отец Григорий сменил своего любимого учителя владыку Филарета на должности ректора Санкт- Петербургской академии. Он первым начал преподавать богословие на русском языке, был весьма популярен и любим студентами, как замечательный лектор и заботливый наставник. 7 мая 1822 года следует рукоположение во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, затем назначение архиепископом Калужским и Боровским, перевод в Рязань. С 1829 года епископ Григорий становится постоянным членом Синода. 25 июля 1831 года (по другим сведениям – 28 июля 1829 г.) он был переведен на Тверскую кафедру. В Твери владыка Григорий, оставив о себе у духовенства и благодарных верующих   добрую   память, прослужил   17   лет,   за   это   время     собрал в Твери противораскольническую библиотеку, пожертвовал в Тверскую духовную семинарию около 500 книг, а также восстановил находившийся в запустении Оршин в честь Вознесения Господня монастырь (ниже мы еще остановимся подробно на деятельности Владыки Григория на нашей древней земле).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Никанор, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Клементьевский Николай Степанович) Родился 26 ноября 1787 года в семье священника церкви Успения Божией Матери Сергиева Посада. В 1797 году определен в Троице-Сергиеву лаврскую духовную семинарию. В 1809 году по окончании духовной семинарии назначен учителем в ней же. В апреле 1812 года архимандритом Евгением (Казанцевым, † 1871) пострижен в монашество; рукоположен во иеродиакона митрополитом Платоном (Левшиным , † 1812), а в иеромонаха – епископом Августином (Виноградским . † 1819). В июле 1813 года назначен проповедником Московской духовной академии и соборным иеромонахом Московского Донского монастыря. В 1814 году определен бакалавром исторических наук Московской духовной академии и членом академического цензурного комитета. Через два месяца назначен наместником Троице-Сергиевой лавры с возведением 31 октября 1814 года в сан архимандрита; одновременно назначен настоятелем Спасо-Вифанского монастыря. В августе 1818 года определен ректором и профессором богословия в Вифанскую духовную семинарию с назначением в члены Московской духовной консистории и перемещением в Коломенский Голутвин монастырь. 19 апреля 1819 года перемещен в Московский Высокопетровский монастырь. 28 марта 1826 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, с поручением управления Троице-Сергиевой пустынью. С 1827 года – член конференции Санкт-Петербургской духовной академии. 26 августа 1831 года назначен епископом Калужским и Боровским. С 5 сентября 1834 года – епископ Минский и Гродненский. 21 апреля 1835 года возведен в сан архиепископа. С 1839 года именовался Минским и Бобруйским. С 28 января 1840 года – архиепископ Волынский и Житомирский и архимандрит Успенской Почаевской лавры. В 1842 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 17 января 1843 года назначен архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским с оставлением в должности архиепископа Волынского и Житомирского. С 4 ноября 1848 года – архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010