Курская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Курской области [ править править код ] 17 мая 1667 года является отправной исторической датой учреждения в Курском крае Белгородской кафедры Русской Православной Церкви. В 1682 году на Московском Соборе решался вопрос об открытии Курской епархии, но такое учреждение не состоялось. По данным Патриаршего приказа, в то время в Белгородской епархии было 532 церкви и более 20 монастырей. В 1797 году в Курской губернии было учреждено 10 уездов. Количество храмов к тому времени достигало 875. 17 октября 1799 года произошли новые перемены границ епархии: Слободская Украина составила Харьковскую епархию. Курск стал центром епархии, Преосвященные архипастыри стали именоваться Курскими и Белгородскими. Семнадцать первых лет XX века насыщены яркими событиями в жизни епархии. В этот период церковь и паства обрели мощи двух подвижников духа: преподобного Серафима Саровского (19 июля 1903 года) и святителя Иоасафа Белгородского (4 сентября 1911 года) . На торжества в Белгород прибыли Великий князь Константин Константинович и Великая княгиня Елизавета Федоровна. В честь обретения мощей Святителя Иоасафа по всей губернии прошли крестные ходы, а 17 декабря 1911 года мощам святителя Иоасафа поклонялась императорская семья - император Николай II и императрица Александра Федоровна с детьми. В 1912-1913 годах открылось Курское церковное археологическое общество, учреждено Иоасафское общество трезвости, организованы регентские курсы. 10 ноября 1915 года открылось Курское попечительство о беженцах, которое приложило немало сил и вложило средств для оказания помощи православным, эвакуированным из западных районов Российской империи. В 1916 году в Курске прошли торжества, посвященные 100-летию со дня рождения митрополита Макария (Булгакова). Выпускник Курской духовной семинарии, с 1850 по 1857 год он был ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а в конце жизни возглавлял Московскую митрополию. До революции в курской губернии проживало около 10 000 священников и монахов. К 1937 году их осталось 1 700 человек. Было 1 700 храмов, после 1937 года уцелело лишь 476. С августа по сентябрь 1937 года в Курске было расстреляно 146 священнослужителей. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ» офиц. издание С.-Петербургской епархии, выходившее в 1895-1917 гг. До 1895 г. текущие офиц. сведения по епархии выборочно печатались на страницах журналов «Духовная беседа» (1858-1876) и «Церковный вестник» (с 1875). В 1895-1901 гг. «И. по С.-П. е.» выходили под одной обложкой с «Санкт-Петербургским духовным вестником» , издававшимся Об-вом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви . В 1 за 1895 г. в обращении «От редакции» (С. 3-5) сообщалось, что заботами С.-Петербургского митр. Палладия (Раева) его епархия, «хотя и поздно, сравнительно с другими епархиями, получает, наконец, свой литературный орган». «И. по С.-П. е.» в первые годы существования фактически являлись офиц. частью «Санкт-Петербургского духовного вестника», но помещались не в начале, как офиц. отделы во всех епархиальных ведомостях, а в конце каждого номера (в 1895-1898 с отдельной пагинацией, потом с общей). «Известия» составляли незначительную часть «Вестника» и первоначально включали рубрики «Высочайшие распоряжения», «Распоряжения Святейшего Синода» и «Распоряжения епархиального начальства» (почти в каждом номере сообщалось о «наградах и движении по службе», о назначениях катехизаторов, о сборах и т. п., сведения помещались в т. ч. о зарубежном духовенстве, подведомственном С.-Петербургскому митрополиту). С 1898 г. здесь публиковались также отчеты и уставы епархиальных учреждений и благотворительных об-в, разрядные списки и объявления СПбДС и Александро-Невского ДУ, извлечения из журналов епархиальных съездов духовенства. Все остальные материалы, в т. ч. офиц. документы гос. и общецерковного значения (епархиальная хроника, некрологи и т. п.), печатались на страницах самого «Вестника». Редакторами журнала были свящ. (впосл. прот.) Философ Орнатский (с 1895 по 5 за 1901) и свящ. Павел Лахостский 6-52 за 1901). С 1902 г., после прекращения издания «Санкт-Петербургского духовного вестника», «И. по С.-П. е.» (с 17/18 за 1914 г. выходили под названием «Известия по Петроградской епархии») печатались при ж. «Отдых христианина» , издававшемся Александро-Невским об-вом трезвости. В 1902-1914 гг. они выходили 2 раза в месяц (в 1903 - 23 номера). Редакторами были свящ. Александр Рождественский (1902-1905) и свящ. Петр Миртов (1903-1914). Издание состояло из офиц. и неофиц. отделов. В 1915-1917 гг. «Известия» вновь издавались Об-вом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви; они выходили еженедельно в качестве приложения к ж. «Воскресный благовест» под редакцией прот. Евгения Кондратьева и прот. Иоанна Слободского. Последний номер 51) вышел 23 дек. 1917 г. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАДОЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО С.-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) епархии, существовало в 1865-1892, 1917-1927/28, 1970-1983, 1989-1990 гг. В 1865-1892 гг. резиденцией епископов служила Александро-Невская в честь Св. Троицы лавра в С.-Петербурге. Указом Синода от 25 апр. 1865 г. было объявлено «о причислении Эстляндской губернии, находившейся в составе Санкт-Петербургской епархии, к епархии Рижской». Правящий архиерей столицы стал именоваться вместо «Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского» «Санкт-Петербургским и Финляндским». 24 июня 1865 г. получило утверждение определение Синода о наименовании епископа Ревельского, 1-го викария С.-Петербургской епархии (на тот момент им был свт. Герасим (Добросердов) ), епископом Ладожским. Все 11 Ладожских епископов XIX в. были викариями самого долголетнего С.-Петербургского митрополита - Исидора (Никольского ; † 7 сент. 1892), после кончины к-рого Л. в. на четверть века прекратило существование. После назначения еп. Герасима 26 янв. 1866 г. на самостоятельную Самарскую и Ставропольскую кафедру епископом Ладожским 21 февр. того же года стал еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии, Аполлос (Беляев) , но уже 12 дек. 1866 г. он получил в управление Вятскую епархию. 18 дек. того же года во епископа Ладожского был хиротонисан ректор С.-Петербургской ДС архим. Палладий (Раев) . 10 сент. 1867 г. он освятил Введенскую ц. в с. Хотове Новоладожского у., к-рая «по изящности внешней и внутренней» соперничала с лучшими церквами уезда. В июле 1869 г. он был командирован в Петрозаводск и в Вытегру для разрешения вопроса о месте строительства храма в Вытегре. Во время поездки епископа, 15 июля 1869 г., состоялось его назначение на Вологодскую кафедру. Следующие 4 Ладожских епископа последовательно проходили должности вторых и первых викариев митр. Исидора: их перемещали на Л. в. с Выборгского викариатства . Выборгский еп. Павел (Лебедев) стал епископом Ладожским 29 авг. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии (см. Санкт-Петербургская и Ладожская епархия ), существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. На Петроградском чрезвычайном епархиальном Соборе 24 мая - 2 июня 1917 г. кандидатом в викарные епископы был избран ректор Уфимской ДС архим. Артемий (Ильинский) . 17 июня Синод утвердил представление архиеп. Петроградского и Ладожского (с 17 июня 1917 Петроградский и Гдовский) сщмч. Вениамина (Казанского ; с 14 авг. 1917 митрополит) от 5 июня того же года о назначении архим. Артемия 4-м викарием Петроградской епархии «с наименованием его епископом Лужским». Ранее 4-й викарий епархии носил титул «Кронштадтский»; тем же указом и по тому же представлению Кронштадтский еп. Мелхиседек (Паевский ; впосл. архиепископ) был перечислен в 3-го викария и переименован в «Ладожского». Хиротонию архим. Артемия во епископа Лужского 30 июля 1917 г. в лужском Воскресенском соборе возглавил архиеп. Вениамин. С февр. по авг. 1920 г. еп. Артемий являлся единственным викарием Петроградского митрополита. После того как весной 1921 г. число викариев вновь достигло 3, жил преимущественно в Луге. В 1922 г., после ареста митр. Вениамина, из 5 викариев Петроградской епархии только еп. Артемий уклонился в обновленчество . 21 сент. 1923 г. присланный из Петрограда в Москву активный противник обновленчества иером. Мануил (Лемешевский) был возведен в сан архимандрита, а 23 сент. того же года патриарх свт. Тихон хиротонисал его во епископа Лужского, управляющего Петроградской епархией. Новый архиерей смог за короткий период воссоединить с Патриаршей Церковью через покаяние значительную часть отпавшего в раскол духовенства Петрограда и епархии, включая еп. Артемия (Ильинского). По разработанному еп. Мануилом чину еп. Артемий троекратно принес публичное покаяние, причем один раз - в Луге. 2 февр. 1924 г. еп. Мануил был арестован; находясь в заключении в Соловецком лагере, до 2-й пол. 1927 г. сохранял титул «епископ Лужский». |
Митрополит Владимир выступил с докладом на ежегодном собрании духовенства и мирян Санкт-Петербургской епархии ноября 2012 Правящий архиерей отметил наиболее важные события прошедшего года. ДОКЛАД Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА на ежегодном собрании Санкт-Петербургской епархии Синий зал Митрополичьего корпуса Александро-Невской Лавры 29 ноября 2012 г. Досточтимые владыки, всечестные отцы, матушки настоятельницы, возлюбленные о Господе братья и сестры! Завершая очередное лето жизни Санкт-Петербургской епархии, мы вновь собрались с вами здесь, в ограде святой Александро-Невской обители на ежегодное собрание духовенства и мирян. Предстоит заслушать отчеты и сообщения о том, как прошел год, чему нам радоваться, о чем беспокоиться, к чему готовиться. Позвольте представить всеобщему вниманию краткий обзор важнейших событий в жизни нашей Епархии за отчетный период и высказать ряд пожеланий по поводу происходящего в нашей церковной жизни. Главный итог уходящего года, как и всех предыдущих двадцати лет, - это продолжающиеся по милости Божией рост и процветание Церкви нашей. Наша многочисленная дружная епархия продолжает свое служение Слову Истины - неуклонно растет число приходов, священнослужителей. И дело, конечно, не в сухой статистике и увеличении количества храмов и клириков. За всем этим - реальный рост интереса людей к Церкви, к молитве, к храму, к православной культуре. И хотя процесс этот проходит небезболезненно, мы вполне можем сказать словами книги Деяний: " Слово же Божие росло и распространялось " . Конечно, сегодня есть свои трудности, испытания и треволнения. Мир всегда бросает Церкви новые вызовы. Но не будем забывать, что вот уже третий десяток лет мы пользуемся широкими возможностями и большой свободой. Все это позволяет нам хранить и умножать веру, проповедовать Слово Божие. Важно, чтобы проповедь наша была о Христе Спасителе - о том единственном основании, на котором только и можно строить Церковь Божию. И только тогда дело наше, по слову апостола, устоит. |
Рекомендации по катехизации перед Таинством Венчания и работе с семейными парами в храмах Санкт-Петербургской епархии февраля 2014 Рекомендовано Санкт-Петербургской епархиальной комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства Одобрено Отделом религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии РЕКОМЕНДАЦИИ по организации катехизации перед Таинством Венчания и по организации работы с семейными парами в храмах Санкт-Петербургской епархии 27 декабря 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил документ документа " О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви " . В нём, в частности, говориться (n.II.2): Современный кризис семьи и традиционных семейных ценностей побуждает Церковь уделять особое внимание подготовке верующих к Таинству Брака и духовно-просветительской работе с семьей. По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед Таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении. Церковное попечение о семье должно заключаться в подготовке молодежи к вступлению в брак и духовной поддержке семьи после ее создания. Большое значение имеет размещение и распространение духовно-просветительской информации в родильных домах и женских консультациях, проведение катехизических бесед о христианском понимании любви и брака со старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами средне-специальных и высших учебных заведений. Важным направлением развития духовно-просветительской деятельности Церкви является создание и организация работы различных форм православных консультаций по вопросам семьи и брака. На основании вышеизложенного текста, а также других постановлений и документов, утверждённых Архиерейскими Соборами и Священным Синодом, с учётом уже имеющегося опыта работы с семьёй в Санкт-Петербургской епархии, Санкт-Петербургская епархиальная комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства, совместно с Отделом религиозного образования и катехизации выработала следующие рекомендации: |
Священник и врач: готовность 1 Руководитель отдела по социальному служению Белгородской и Старооскольской епархии иерей Михаил Сердюк о том, как предотвратить аборт, улучшить ситуацию в городской больнице и помочь психически нездоровому человеку. 19 декабря, 2011 Руководитель отдела по социальному служению Белгородской и Старооскольской епархии иерей Михаил Сердюк о том, как предотвратить аборт, улучшить ситуацию в городской больнице и помочь психически нездоровому человеку. Руководитель отдела по социальному служению Белгородской и Старооскольской епархии иерей Михаил Сердюк по собственному опыту знает, как трудно вести разговор с женщиной, решившейся на убийство своего еще не рожденного ребенка. И потому он убежден: о грехе аборта надо обязательно говорить с молодежью, воспитывая в ней отвращение к этому преступлению. Об этом и других направлениях служения белгородских священников – беседа с отцом Михаилом. Крещение в кювезе – Отец Михаил, вы настоятель больничного храма блаженной Матроны Московской в Белгороде. И вот уже год возглавляете епархиальный отдел по социальному служению. Насколько тесны связи Церкви с лечебными учреждениями Белгородчины? – В епархии налажено очень хорошее взаимодействие с Департаментом здравоохранения и социальной политики Белгородской области. В Белгороде уже давно все лечебные учреждения окормляются священниками. В нашей епархии есть опыт создания храмов, которые одновременно являются и приходскими, и больничными; раньше они располагались в каком-нибудь корпусе больницы. В сентябре 2007 года был освящен храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской при Центральной районной больнице г. Губкин, в 2010 году был построен и освящен храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица» на территории Белгородского областного онкологического диспансера. Храм во имя святой блаженной Матроны Московской, в котором я служу настоятелем, находится при Белгородской областной клинической больнице святителя Иоасафа Белгородского (она рассчитана на 1200 пациентов), и действует уже семь лет. У нас в храме три главные святыни – это иконы с частицами мощей безмездного врача преподобного Агапита Киево-Печерского, святителя Иоасафа Белгородского и икона блаженной Матроны Московской, написанная по просьбе нашего владыки в Москве, в Покровском монастыре, и подаренная нашему храму в день его открытия в 2004 году. |
Состоялось ежегодное собрание клириков и мирян Санкт-Петербургской епархии 24 декабря 2019 г. 20:33 23 декабря 2019 года в Синем зале епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии состоялось ежегодное собрание духовенства и мирян Санкт-Петербургской епархии . В начале заседания с докладом выступил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Архиерей рассказал о наиболее заметных событиях года и возможностях более эффективной работы в будущем. Владыка также остановился на проблеме признания Александрийской и Элладской Церквами антиканоничного псевдоцерковного образования на Украине. В епархии служат 836 священнослужителей, из них 654 священников и 182 диакона, в том числе правящий архиерей, два викарных и один на покое. Увеличение в сравнении с прошлым годом на 22 священнослужителя. Строятся 29 храмов, в это число входят и те, которые в проекте, но имеют землю и временные храмы. Всего 281 приход, увеличение на 10. Благочиний — 25, в том числе четыре ведомственных (военное, тюремное, социальное, вузов), монастырское и новое — ритуальное. Митрополит Варсонофий уделил внимание предстоящим юбилейным датам, ближайшая из которых — 30-летие канонизации праведного Иоанна Кронштадтского. Ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Петергофский Силуан привел статистические данные по учебному заведению. На очной форме обучения в СПбДА учатся 345 человек, на заочной — 432. Владыка рассказал о хиротониях, совершенных за год ректорами академии, о событиях, о вышедших в свет изданиях академии. Митрополит Варсонофий отметил, что среди студентов и аспирантов СПбДА недостаточно петербуржцев, призвал благочинных обратить внимание на подготовку кандидатов для поступления в духовные школы. Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий сообщил, что в 2019 году в благочиние монастырей вошло два монастыря: Староладожские Успенский и Никольский. Архиерей рассказал о планах по изменению маршрута крестного хода в 2021 году, в год 800-летия благоверного великого князя Александра Невского: колонна выйдет из Александро-Невской лавры и закончится на Дворцовой площади. |
Состоялось собрание игуменов и игумений монастырей Санкт-Петербургской епархии 17 ноября 2020 г. 17:40 17 ноября 2020 года в епархиальном управлении Санкт-Петербургской епархии под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия прошло собрание игуменов и игумений монастырей епархии. Во вступительном слове владыка отметил, что это первое собрание в таком формате. Планируется, что подобные встречи будут проходить по крайней мере раз в год, а в случае необходимости — чаще. В епархии шесть монастырей и одно сестричество — на бывшем Леушинском подворье. Старшая сестра монахиня Евфросиния (Олюшина) многое делает для того, чтобы сестричество обрело статус полноценной обители. Правящий архиерей представил насельника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумена Филарета (Пряшникова), который назначен исполняющим обязанности настоятеля Никольского Староладожского монастыря. Прежний настоятель архимандрит Варфоломей (Чупов), который почти двадцать лет возглавлял Никольскую обитель и немало потрудился для ее восстановления, скончался 30 октября. Кандидатура нового настоятеля должна быть одобрена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и утверждена Священным Синодом. Владыка выразил надежду, что возражений не будет: «Желаю Вам, отец Филарет, помощи Божией на ответственном послушании. Трудитесь, набирайтесь опыта, советуйтесь с теми, кто его уже имеет», — сказал архиерей. «Почти все вы многие годы управляете монастырями, многое сделали и продолжаете делать как в плане хозяйствования, восстановления порушенного и строительства нового, так и в духовной жизни, — отметил митрополит Варсонофий. — Но есть к чему стремиться. Время не стоит на месте. Управление монастырем — это целое искусство, тем более сейчас, когда жизнь людей сильно изменилась в сравнении с прошлым и позапрошлым веками. Игумен или игумения — не просто лицо, облеченное властью по подобию светских начальников. Они должны быть любящим отцом или матерью для монахов, считаться с их недостатками, быть ответственными за воспитание Богом данных чад, терпеливо способствовать их духовному возрастанию. |
разделы рассылка распечатать Кира Обухова Реституция добралась до Благовещенской. Следующий Исаакий? Источник: Фонтанка. ру Передача недвижимого имущества православной церкви начинается в нашем городе полным ходом. РПЦ уже пообещали передать Благовещенскую церковь-усыпальницу, входящую в состав комплекса Александро-Невской лавры, на очереди Сампсониевский собор и церковь Воскресения Словущего на Волковском кладбище. Судьба Исаакиевского собора пока неизвестна, но слова представителей властей (пусть и с оговоркой " это приватное мнение " ) о том, что уместно было бы тоже передать его епархии, уже прозвучали. Куда переведут музеи и музейные коллекции, занимающие сейчас церковные помещения, пока неясно. О том, что Благовещенская церковь-усыпальница будет передана Санкт-Петербургской епархии, стало 30-го ноября известно на заседании Совета по культурному наследию. " Было бы правильным вернуть ее в состав Александро-Невской лавры, пояснил новый глава КГИОП Александр Макаров. Тем более, что наступает двухсотлетие начала войны 1812 года, а в этом храме покоятся останки Милорадовича и многих других героев Отечественной войны " . " Кроме того, там находятся и останки великого Александра Суворова, в музЭе, произнес он, налегая на " э " в слове музей. Наверное, это не совсем хорошо " . Позднее выяснилось, что не совсем все хорошо и в Исаакиевском соборе. " Я считаю, что этот храм должен находиться под омофором (архиерейское одеяние. Прим. редакции) Церкви, высказал Макаров свою точку зрения журналистам. Это было бы вполне правильно. Тем более, что там сейчас находится довольно много ларьков, торгующих сувенирами и какой-то непонятной атрибутикой, и общая обстановка не такая, какой она должна быть в храме " . " Но это мое приватное мнение " , подчеркнул он. В комитете по управлению городским имуществом (КУГИ) " Фонтанке " пояснили, что сейчас в комитете есть три обращения от Санкт-Петербургской епархии. Город просят передать в безвозмездное использование РПЦ Сампсониевский собор, церковь Воскресения Словущего на Волковском кладбище и Благовещенскую церковь-усыпальницу в Александро-Невской лавре. |
| |