Курская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Курской области [ править править код ] 17 мая 1667 года является отправной исторической датой учреждения в Курском крае Белгородской кафедры Русской Православной Церкви. В 1682 году на Московском Соборе решался вопрос об открытии Курской епархии, но такое учреждение не состоялось. По данным Патриаршего приказа, в то время в Белгородской епархии было 532 церкви и более 20 монастырей. В 1797 году в Курской губернии было учреждено 10 уездов. Количество храмов к тому времени достигало 875. 17 октября 1799 года произошли новые перемены границ епархии: Слободская Украина составила Харьковскую епархию. Курск стал центром епархии, Преосвященные архипастыри стали именоваться Курскими и Белгородскими. Семнадцать первых лет XX века насыщены яркими событиями в жизни епархии. В этот период церковь и паства обрели мощи двух подвижников духа: преподобного Серафима Саровского (19 июля 1903 года) и святителя Иоасафа Белгородского (4 сентября 1911 года) . На торжества в Белгород прибыли Великий князь Константин Константинович и Великая княгиня Елизавета Федоровна. В честь обретения мощей Святителя Иоасафа по всей губернии прошли крестные ходы, а 17 декабря 1911 года мощам святителя Иоасафа поклонялась императорская семья - император Николай II и императрица Александра Федоровна с детьми. В 1912-1913 годах открылось Курское церковное археологическое общество, учреждено Иоасафское общество трезвости, организованы регентские курсы. 10 ноября 1915 года открылось Курское попечительство о беженцах, которое приложило немало сил и вложило средств для оказания помощи православным, эвакуированным из западных районов Российской империи. В 1916 году в Курске прошли торжества, посвященные 100-летию со дня рождения митрополита Макария (Булгакова). Выпускник Курской духовной семинарии, с 1850 по 1857 год он был ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а в конце жизни возглавлял Московскую митрополию. До революции в курской губернии проживало около 10 000 священников и монахов. К 1937 году их осталось 1 700 человек. Было 1 700 храмов, после 1937 года уцелело лишь 476. С августа по сентябрь 1937 года в Курске было расстреляно 146 священнослужителей.

http://azbyka.ru/palomnik/Курская_област...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ» офиц. издание С.-Петербургской епархии, выходившее в 1895-1917 гг. До 1895 г. текущие офиц. сведения по епархии выборочно печатались на страницах журналов «Духовная беседа» (1858-1876) и «Церковный вестник» (с 1875). В 1895-1901 гг. «И. по С.-П. е.» выходили под одной обложкой с «Санкт-Петербургским духовным вестником» , издававшимся Об-вом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви . В 1 за 1895 г. в обращении «От редакции» (С. 3-5) сообщалось, что заботами С.-Петербургского митр. Палладия (Раева) его епархия, «хотя и поздно, сравнительно с другими епархиями, получает, наконец, свой литературный орган». «И. по С.-П. е.» в первые годы существования фактически являлись офиц. частью «Санкт-Петербургского духовного вестника», но помещались не в начале, как офиц. отделы во всех епархиальных ведомостях, а в конце каждого номера (в 1895-1898 с отдельной пагинацией, потом с общей). «Известия» составляли незначительную часть «Вестника» и первоначально включали рубрики «Высочайшие распоряжения», «Распоряжения Святейшего Синода» и «Распоряжения епархиального начальства» (почти в каждом номере сообщалось о «наградах и движении по службе», о назначениях катехизаторов, о сборах и т. п., сведения помещались в т. ч. о зарубежном духовенстве, подведомственном С.-Петербургскому митрополиту). С 1898 г. здесь публиковались также отчеты и уставы епархиальных учреждений и благотворительных об-в, разрядные списки и объявления СПбДС и Александро-Невского ДУ, извлечения из журналов епархиальных съездов духовенства. Все остальные материалы, в т. ч. офиц. документы гос. и общецерковного значения (епархиальная хроника, некрологи и т. п.), печатались на страницах самого «Вестника». Редакторами журнала были свящ. (впосл. прот.) Философ Орнатский (с 1895 по 5 за 1901) и свящ. Павел Лахостский 6-52 за 1901). С 1902 г., после прекращения издания «Санкт-Петербургского духовного вестника», «И. по С.-П. е.» (с 17/18 за 1914 г. выходили под названием «Известия по Петроградской епархии») печатались при ж. «Отдых христианина» , издававшемся Александро-Невским об-вом трезвости. В 1902-1914 гг. они выходили 2 раза в месяц (в 1903 - 23 номера). Редакторами были свящ. Александр Рождественский (1902-1905) и свящ. Петр Миртов (1903-1914). Издание состояло из офиц. и неофиц. отделов. В 1915-1917 гг. «Известия» вновь издавались Об-вом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви; они выходили еженедельно в качестве приложения к ж. «Воскресный благовест» под редакцией прот. Евгения Кондратьева и прот. Иоанна Слободского. Последний номер 51) вышел 23 дек. 1917 г.

http://pravenc.ru/text/293860.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАДОЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО С.-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) епархии, существовало в 1865-1892, 1917-1927/28, 1970-1983, 1989-1990 гг. В 1865-1892 гг. резиденцией епископов служила Александро-Невская в честь Св. Троицы лавра в С.-Петербурге. Указом Синода от 25 апр. 1865 г. было объявлено «о причислении Эстляндской губернии, находившейся в составе Санкт-Петербургской епархии, к епархии Рижской». Правящий архиерей столицы стал именоваться вместо «Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского» «Санкт-Петербургским и Финляндским». 24 июня 1865 г. получило утверждение определение Синода о наименовании епископа Ревельского, 1-го викария С.-Петербургской епархии (на тот момент им был свт. Герасим (Добросердов) ), епископом Ладожским. Все 11 Ладожских епископов XIX в. были викариями самого долголетнего С.-Петербургского митрополита - Исидора (Никольского ; † 7 сент. 1892), после кончины к-рого Л. в. на четверть века прекратило существование. После назначения еп. Герасима 26 янв. 1866 г. на самостоятельную Самарскую и Ставропольскую кафедру епископом Ладожским 21 февр. того же года стал еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии, Аполлос (Беляев) , но уже 12 дек. 1866 г. он получил в управление Вятскую епархию. 18 дек. того же года во епископа Ладожского был хиротонисан ректор С.-Петербургской ДС архим. Палладий (Раев) . 10 сент. 1867 г. он освятил Введенскую ц. в с. Хотове Новоладожского у., к-рая «по изящности внешней и внутренней» соперничала с лучшими церквами уезда. В июле 1869 г. он был командирован в Петрозаводск и в Вытегру для разрешения вопроса о месте строительства храма в Вытегре. Во время поездки епископа, 15 июля 1869 г., состоялось его назначение на Вологодскую кафедру. Следующие 4 Ладожских епископа последовательно проходили должности вторых и первых викариев митр. Исидора: их перемещали на Л. в. с Выборгского викариатства . Выборгский еп. Павел (Лебедев) стал епископом Ладожским 29 авг.

http://pravenc.ru/text/2462499.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии (см. Санкт-Петербургская и Ладожская епархия ), существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. На Петроградском чрезвычайном епархиальном Соборе 24 мая - 2 июня 1917 г. кандидатом в викарные епископы был избран ректор Уфимской ДС архим. Артемий (Ильинский) . 17 июня Синод утвердил представление архиеп. Петроградского и Ладожского (с 17 июня 1917 Петроградский и Гдовский) сщмч. Вениамина (Казанского ; с 14 авг. 1917 митрополит) от 5 июня того же года о назначении архим. Артемия 4-м викарием Петроградской епархии «с наименованием его епископом Лужским». Ранее 4-й викарий епархии носил титул «Кронштадтский»; тем же указом и по тому же представлению Кронштадтский еп. Мелхиседек (Паевский ; впосл. архиепископ) был перечислен в 3-го викария и переименован в «Ладожского». Хиротонию архим. Артемия во епископа Лужского 30 июля 1917 г. в лужском Воскресенском соборе возглавил архиеп. Вениамин. С февр. по авг. 1920 г. еп. Артемий являлся единственным викарием Петроградского митрополита. После того как весной 1921 г. число викариев вновь достигло 3, жил преимущественно в Луге. В 1922 г., после ареста митр. Вениамина, из 5 викариев Петроградской епархии только еп. Артемий уклонился в обновленчество . 21 сент. 1923 г. присланный из Петрограда в Москву активный противник обновленчества иером. Мануил (Лемешевский) был возведен в сан архимандрита, а 23 сент. того же года патриарх свт. Тихон хиротонисал его во епископа Лужского, управляющего Петроградской епархией. Новый архиерей смог за короткий период воссоединить с Патриаршей Церковью через покаяние значительную часть отпавшего в раскол духовенства Петрограда и епархии, включая еп. Артемия (Ильинского). По разработанному еп. Мануилом чину еп. Артемий троекратно принес публичное покаяние, причем один раз - в Луге. 2 февр. 1924 г. еп. Мануил был арестован; находясь в заключении в Соловецком лагере, до 2-й пол. 1927 г. сохранял титул «епископ Лужский».

http://pravenc.ru/text/2110767.html

Митрополит Владимир выступил с докладом на ежегодном собрании духовенства и мирян Санкт-Петербургской епархии ноября 2012 Правящий архиерей отметил наиболее важные события прошедшего года. ДОКЛАД Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА на ежегодном собрании Санкт-Петербургской епархии Синий зал Митрополичьего корпуса Александро-Невской Лавры 29 ноября 2012 г. Досточтимые владыки, всечестные отцы, матушки настоятельницы, возлюбленные о Господе братья и сестры! Завершая очередное лето жизни Санкт-Петербургской епархии, мы вновь собрались с вами здесь, в ограде святой Александро-Невской обители на ежегодное собрание духовенства и мирян. Предстоит заслушать отчеты и сообщения о том, как прошел год, чему нам радоваться, о чем беспокоиться, к чему готовиться. Позвольте представить всеобщему вниманию краткий обзор важнейших событий в жизни нашей Епархии за отчетный период и высказать ряд пожеланий по поводу происходящего в нашей церковной жизни. Главный итог уходящего года, как и всех предыдущих двадцати лет, - это продолжающиеся по милости Божией рост и процветание Церкви нашей. Наша многочисленная дружная епархия продолжает свое служение Слову Истины - неуклонно растет число приходов, священнослужителей. И дело, конечно, не в сухой статистике и увеличении количества храмов и клириков. За всем этим - реальный рост интереса людей к Церкви, к молитве, к храму, к православной культуре. И хотя процесс этот проходит небезболезненно, мы вполне можем сказать словами книги Деяний: " Слово же Божие росло и распространялось " . Конечно, сегодня есть свои трудности, испытания и треволнения. Мир всегда бросает Церкви новые вызовы. Но не будем забывать, что вот уже третий десяток лет мы пользуемся широкими возможностями и большой свободой. Все это позволяет нам хранить и умножать веру, проповедовать Слово Божие. Важно, чтобы проповедь наша была о Христе Спасителе - о том единственном основании, на котором только и можно строить Церковь Божию. И только тогда дело наше, по слову апостола, устоит.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=253...

Рекомендации по катехизации перед Таинством Венчания и работе с семейными парами в храмах Санкт-Петербургской епархии февраля 2014 Рекомендовано Санкт-Петербургской епархиальной комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства Одобрено Отделом религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии РЕКОМЕНДАЦИИ по организации катехизации перед Таинством Венчания и по организации работы с семейными парами в храмах Санкт-Петербургской епархии 27 декабря 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил документ документа " О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви " . В нём, в частности, говориться (n.II.2): Современный кризис семьи и традиционных семейных ценностей побуждает Церковь уделять особое внимание подготовке верующих к Таинству Брака и духовно-просветительской работе с семьей. По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед Таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении. Церковное попечение о семье должно заключаться в подготовке молодежи к вступлению в брак и духовной поддержке семьи после ее создания. Большое значение имеет размещение и распространение духовно-просветительской информации в родильных домах и женских консультациях, проведение катехизических бесед о христианском понимании любви и брака со старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами средне-специальных и высших учебных заведений. Важным направлением развития духовно-просветительской деятельности Церкви является создание и организация работы различных форм православных консультаций по вопросам семьи и брака. На основании вышеизложенного текста, а также других постановлений и документов, утверждённых Архиерейскими Соборами и Священным Синодом, с учётом уже имеющегося опыта работы с семьёй в Санкт-Петербургской епархии, Санкт-Петербургская епархиальная комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства, совместно с Отделом религиозного образования и катехизации выработала следующие рекомендации:

http://mitropolia.spb.ru/docs/rekomendat...

Священник и врач: готовность 1 Руководитель отдела по социальному служению Белгородской и Старооскольской епархии иерей Михаил Сердюк о том, как предотвратить аборт, улучшить ситуацию в городской больнице и помочь психически нездоровому человеку. 19 декабря, 2011 Руководитель отдела по социальному служению Белгородской и Старооскольской епархии иерей Михаил Сердюк о том, как предотвратить аборт, улучшить ситуацию в городской больнице и помочь психически нездоровому человеку. Руководитель отдела по социальному служению Белгородской и Старооскольской епархии иерей Михаил Сердюк по собственному опыту знает, как трудно вести разговор с женщиной, решившейся на убийство своего еще не рожденного ребенка. И потому он убежден: о грехе аборта надо обязательно говорить с молодежью, воспитывая в ней отвращение к этому преступлению. Об этом и других направлениях служения белгородских священников – беседа с отцом Михаилом. Крещение в кювезе – Отец Михаил, вы настоятель больничного храма блаженной Матроны Московской в Белгороде. И вот уже год возглавляете епархиальный отдел по социальному служению. Насколько тесны связи Церкви с лечебными учреждениями Белгородчины? – В епархии налажено очень хорошее взаимодействие с Департаментом здравоохранения и социальной политики Белгородской области. В Белгороде уже давно все лечебные учреждения окормляются священниками. В нашей епархии есть опыт создания храмов, которые одновременно являются и приходскими, и больничными; раньше они располагались в каком-нибудь корпусе больницы. В сентябре 2007 года был освящен храм во имя святой блаженной Ксении Петербургской при Центральной районной больнице г. Губкин, в 2010 году был построен и освящен храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица» на территории Белгородского областного онкологического диспансера. Храм во имя святой блаженной Матроны Московской, в котором я служу настоятелем, находится при Белгородской областной клинической больнице святителя Иоасафа Белгородского (она рассчитана на 1200 пациентов), и действует уже семь лет. У нас в храме три главные святыни – это иконы с частицами мощей безмездного врача преподобного Агапита Киево-Печерского, святителя Иоасафа Белгородского и икона блаженной Матроны Московской, написанная по просьбе нашего владыки в Москве, в Покровском монастыре, и подаренная нашему храму в день его открытия в 2004 году.

http://pravmir.ru/a-gde-zhe-psixbolnye/

Состоялось ежегодное собрание клириков и мирян Санкт-Петербургской епархии 24 декабря 2019 г. 20:33 23 декабря 2019 года в Синем зале епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии состоялось ежегодное собрание духовенства и мирян Санкт-Петербургской епархии . В начале заседания с докладом выступил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Архиерей рассказал о наиболее заметных событиях года и возможностях более эффективной работы в будущем. Владыка также остановился на проблеме признания Александрийской и Элладской Церквами антиканоничного псевдоцерковного образования на Украине. В епархии служат 836 священнослужителей, из них 654 священников и 182 диакона, в том числе правящий архиерей, два викарных и один на покое. Увеличение в сравнении с прошлым годом на 22 священнослужителя. Строятся 29 храмов, в это число входят и те, которые в проекте, но имеют землю и временные храмы. Всего 281 приход, увеличение на 10. Благочиний — 25, в том числе четыре ведомственных (военное, тюремное, социальное, вузов), монастырское и новое — ритуальное. Митрополит Варсонофий уделил внимание предстоящим юбилейным датам, ближайшая из которых — 30-летие канонизации праведного Иоанна Кронштадтского. Ректор  Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Петергофский Силуан привел статистические данные по учебному заведению. На очной форме обучения в СПбДА учатся 345 человек, на заочной — 432. Владыка рассказал о хиротониях, совершенных за год ректорами академии, о событиях, о вышедших в свет изданиях академии. Митрополит Варсонофий отметил, что среди студентов и аспирантов СПбДА недостаточно петербуржцев, призвал благочинных обратить внимание на подготовку кандидатов для поступления в духовные школы. Наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры   епископ Кронштадтский Назарий сообщил, что в 2019 году в благочиние монастырей вошло два монастыря: Староладожские Успенский и Никольский. Архиерей рассказал о планах по изменению маршрута крестного хода в 2021 году, в год 800-летия благоверного великого князя Александра Невского: колонна выйдет из Александро-Невской лавры и закончится на Дворцовой площади.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Состоялось собрание игуменов и игумений монастырей Санкт-Петербургской епархии 17 ноября 2020 г. 17:40 17 ноября 2020 года в епархиальном управлении Санкт-Петербургской епархии под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия прошло собрание игуменов и игумений монастырей епархии. Во вступительном слове владыка отметил, что это первое собрание в таком формате. Планируется, что подобные встречи будут проходить по крайней мере раз в год, а в случае необходимости — чаще. В епархии шесть монастырей и одно сестричество — на бывшем Леушинском подворье. Старшая сестра монахиня Евфросиния (Олюшина) многое делает для того, чтобы сестричество обрело статус полноценной обители. Правящий архиерей представил насельника  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумена Филарета (Пряшникова), который назначен исполняющим обязанности настоятеля Никольского Староладожского монастыря. Прежний настоятель архимандрит Варфоломей (Чупов), который почти двадцать лет возглавлял Никольскую обитель и немало потрудился для ее восстановления, скончался 30 октября. Кандидатура нового настоятеля должна быть одобрена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и утверждена Священным Синодом. Владыка выразил надежду, что возражений не будет: «Желаю Вам, отец Филарет, помощи Божией на ответственном послушании. Трудитесь, набирайтесь опыта, советуйтесь с теми, кто его уже имеет», — сказал архиерей. «Почти все вы многие годы управляете монастырями, многое сделали и продолжаете делать как в плане хозяйствования, восстановления порушенного и строительства нового, так и в духовной жизни, — отметил митрополит Варсонофий. — Но есть к чему стремиться. Время не стоит на месте. Управление монастырем — это целое искусство, тем более сейчас, когда жизнь людей сильно изменилась в сравнении с прошлым и позапрошлым веками. Игумен или игумения — не просто лицо, облеченное властью по подобию светских начальников. Они должны быть любящим отцом или матерью для монахов, считаться с их недостатками, быть ответственными за воспитание Богом данных чад, терпеливо способствовать их духовному возрастанию.

http://patriarchia.ru/db/text/5721172.ht...

  разделы   рассылка  распечатать Кира Обухова Реституция добралась до Благовещенской. Следующий Исаакий? Источник:  Фонтанка. ру Передача недвижимого имущества православной церкви начинается в нашем городе полным ходом. РПЦ уже пообещали передать Благовещенскую церковь-усыпальницу, входящую в состав комплекса Александро-Невской лавры, на очереди Сампсониевский собор и церковь Воскресения Словущего на Волковском кладбище. Судьба Исаакиевского собора пока неизвестна, но слова представителей властей (пусть и с оговоркой – " это приватное мнение " ) о том, что уместно было бы тоже передать его епархии, уже прозвучали. Куда переведут музеи и музейные коллекции, занимающие сейчас церковные помещения, пока неясно. О том, что Благовещенская церковь-усыпальница будет передана Санкт-Петербургской епархии, стало 30-го ноября известно на заседании Совета по культурному наследию. " Было бы правильным вернуть ее в состав Александро-Невской лавры, – пояснил новый глава КГИОП Александр Макаров. – Тем более, что наступает двухсотлетие начала войны 1812 года, а в этом храме покоятся останки Милорадовича и многих других героев Отечественной войны " . " Кроме того, там находятся и останки великого Александра Суворова, в музЭе, – произнес он, налегая на " э " в слове музей. – Наверное, это не совсем хорошо " . Позднее выяснилось, что не совсем все хорошо и в Исаакиевском соборе. " Я считаю, что этот храм должен находиться под омофором (архиерейское одеяние. – Прим. редакции) Церкви, – высказал Макаров свою точку зрения журналистам. – Это было бы вполне правильно. Тем более, что там сейчас находится довольно много ларьков, торгующих сувенирами и какой-то непонятной атрибутикой, и общая обстановка не такая, какой она должна быть в храме " . " Но это – мое приватное мнение " , – подчеркнул он. В комитете по управлению городским имуществом (КУГИ) " Фонтанке " пояснили, что сейчас в комитете есть три обращения от Санкт-Петербургской епархии. Город просят передать в безвозмездное использование РПЦ Сампсониевский собор, церковь Воскресения Словущего на Волковском кладбище и Благовещенскую церковь-усыпальницу в Александро-Невской лавре.

http://religare.ru/2_90941.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010