Гермоген (Долганов Георгий Ефремович), еп. Тобольский и Сибирский Родился 25 апреля 1858 года. Сын священника Херсонской епархии. Низшее и среднее образование получил в духовно-учебных заведениях Херсонской епархии. Затем он выдержал экзамен на аттестат зрелости при классической гимназии г. Ананьева, Херсонской губернии и поступил в Новороссийский университет, где и окончил полный курс юридического факультета. Здесь же, кроме того, он прошел курс математического факультета, слушал лекции на историко-филологическом факультете и оставил университет только в 1889 году. Глубоко религиозный с детских лет, он рано почувствовал влечение к подвижнической жизни, но решительный шаг сделал только под влиянием Херсонского архиепископа Никанора. Оставив университет, он поступает в С.-Петербургскую духовную академию и здесь в 1890 году принимает монашество, причем постригает его митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний, бывший в то время ректором Академии в сане епископа. Посвященный в сан иеродиакона, затем 15 марта 1892 года – во иеромонаха, о. Гермоген, кроме научных занятий в Академии, много потрудился в деятельности пастырской, принимая горячее участие в кружке студентов-проповедников. В 1893 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии. С тех пор, до последнего назначения, деятельность о. Гермогена была посвящена г. Тифлису и Грузинскому экзархату. В 1898 г. о. Гермоген был назначен ректором семинарии с возведением в сан архимандрита и затем почти одновременно определен членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и председателем Епархиального Училищного Совета. Кроме того, он был редактором «Духовного Вестника Грузинского Экзархата» и исполнял многие другие поручения, возлагавшиеся на него епархиальным начальством. 14 янв.1901 года в Казанском соборе на Калужской площади в Москве хиротонисан во епископа Вольского, вик. Саратовской епархии. Чин хиротонии совершали: митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний, митр. Киевский и Галицкий Феогност, митр. Московский и Коломенский Владимир, архп. Холмский и Варшавский Иероним и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > [Аудио] «Русская народная линия» - уникальный общественный и церковный ресурс В Петербурге состоялась первая встреча коллектива редакции РНЛ и наших ведущих петербургских авторов с читателями 09.12.2010 1697 Время на чтение 11 минут Вчера, 8 декабря, в Санкт-Петербурге в Центральной Городской Публичной Библиотеке им. В.В.Маяковского в отделе литературы на иностранных языках состоялась первая встреча коллектива редакции «Русской народной линии» и наших ведущих петербургских авторов с читателями. В мероприятии приняли участие все сотрудники «Русской народной линии», ее авторы, в частности, протоиереи Геннадий Беловолов и Николай Головкин, иерей Алексий Успенский, диакон Владимир Василик, секретарь правления Союза писателей России Николай Коняев, председатель Совета предпринимателей Делового сообщества «ДелоРус», член Правления Александро-Невского Братства Борис Сергуненков, директор Центра социальных программ Василий Кухарь, фотограф Санкт-Петербургской епархии Юрий Костыгов, начальник Санкт-Петербургского отдела Российского Имперского Союза-Ордена (РИС-О) Борис Туровский, руководитель Миссионерского отдела Гатчинского благочиния Санкт-Петербургской епархии Павел Баринов, политолог, доктор философских наук Сергей Лебедев, секретарь Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии Лидия Соколова, православный адвокат Павел Дмитриев, главный редактор журнала «Русское самосознание» Борис Дверницкий, ведущий аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока, доцент факультета международных отношений СПбГУ, кандидат исторических наук Александр Сотниченко и читатели РНЛ. Перед началом вечера участники мероприятия пропели молитву Святому Духу «Царю Небесный». Затем со вступительным словом выступил главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия» Анатолий Степанов. «Идея проведения таких встреч с читателями родилась спонтанно, - отметил А.Степанов. - Все помнят добрую советскую традицию встреч читателей с редакцией, авторов журналов, изданий.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/09/ru...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Нам надо найти силы выбрать Христа» В Санкт-Петербурге в день памяти святого мученика Вонифатия состоялся 21-й крестный ход православных трезвенников 05.01.2021 1922 Время на чтение 6 минут 1 января 2021 года, в день памяти святого мученика Вонифатия, в Петербурге, на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры состоялся двадцать первый крестный ход православных трезвенников . Возглавили молитвенное шествие руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, священник храма Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади Санкт-Петербурга протоиерей Максим Плетнев; сотрудник координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге протоиерей Георгий Пименов; председатель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Выборгской епархии, настоятель храма святой равноапостольной княгини Ольги в деревне Новое Девяткино Всеволожского района Ленинг радской области иерей Евфимий Добрянский. Несмотря на пасмурную погоду и коронавирусные ограничения, введенные властями северной столицы, на молитвенное шествие пришло не меньшее число человек, чем в предыдущие годы. В десять часов утра в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры началась Божественная Литургия. Многие православные трезвенники, присутствовавшие на богослужении, приобщились Святых Христовых Таин. Затем, после 11 часов утра, участники крестного хода, возгласив «Христос Воскресе!», двинулись к могиле священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала священника Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития. Служил ее протоиерей Георгий Пименов, по ее окончании он произнес проповедь.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/05/na...

Закрыть «День начала трезвенного бытия» В Санкт-Петербурге в день памяти святого мученика Вонифатия состоялся 22-й крестный ход православных трезвенников Дмитрий Стогов   09:02 04.01.2022 838 Время на чтение 9 минут Фото: Предоставлены автором 1 января 2022 года, в день памяти святого мученика Вонифатия, в Петербурге, на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры состоялся двадцать второй крестный ход православных трезвенников. Возглавили молитвенное шествие руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, священник храма Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади Санкт-Петербурга  протоиерей Максим Плетнев; сотрудник координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге  протоиерей Георгий Пименов; сотрудник Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Выборгской епархии, настоятель храма святой равноапостольной княгини Ольги в деревне Новое Девяткино Всеволожского района Ленинг радской области  иерей Евфимий Добрянский, а также ряд других священников. В десять часов утра в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры началась Божественная Литургия. Многие православные трезвенники, присутствовавшие на богослужении, приобщились Святых Христовых Таин. Затем, после 11.30 часов утра, участники крестного хода двинулись к могиле священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала  священника Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития. Служил ее протоиерей Георгий Пименов, по ее окончании он произнес проповедь .

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/04/de...

Интервью митрополита Варсонофия МИА «Россия сегодня» ноября 2014 Священный Синод Русской Православной Церкви постановил провести 29-30 января 2015 года пленум Межсоборного присутствия с участием мирян, а 2-4 февраля — Архиерейское совещание. О том, чем это совещание будет отличаться от Архиерейского Собора, о проблемах и перспективах реализации соборных решений, открытии новых приходов и подготовке духовенства, о социальной работе верующих рассказал в интервью МИА «Россия сегодня» управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил провести 29-30 января 2015 года пленум Межсоборного присутствия с участием мирян, а 2-4 февраля - Архиерейское совещание. О том, чем это совещание будет отличаться от Архиерейского Собора, о проблемах и перспективах реализации соборных решений, открытии новых приходов и подготовке духовенства, о социальной работе верующих рассказал в интервью МИА " Россия сегодня " управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . - Владыка, почему в начале февраля решено провести Архиерейское совещание, а не Собор? Чем они отличаются? - Собор отличается от совещания прежде всего тем, что дает соборный, единый, общий ответ Церкви на современные вызовы. Есть определенные сроки, в которые он должен проходить, эта норма закреплена в уставе Русской Православной Церкви - не реже одного раза в четыре года. Но за минувшие пять лет прошло три Архиерейских Собора. То есть собор можно проводить чаще. Например, когда на Украине была сложная ситуация, возникшая в результате образовавшегося раскола (Филарет Денисенко, лишенный сана и преданный анафеме архиерей Московского Патриархата, возглавил самопровозглашенный Киевский патриархат - ред.) , мы созывали Архиерейский Собор независимо от того, прошло два или четыре года или нет. Последние Архиерейские Соборы, которые прошли в 2011 и 2013 годах, приняли очень много постановлений для улучшения церковной жизни. Сегодня эти решения воплощаются. Понятно, что в каждой епархии это происходит в своем темпе. Есть епархии, которые совсем недавно образовались и только-только приступают к реализации этих решений, но есть и епархии, которые уже на 100% выполнили эти решения. Поэтому, прежде чем созвать очередной Архиерейский Собор, нам надо иметь некоторую картину того, как и где реализовались решения предыдущих Соборов.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владимир (Котляров), митр. С.-Петербургский. Фотография. 2002 г. (Котляров Владимир Саввич; род. 27.05.1929, г. Актюбинск, Казахстан), митр. С.-Петербургский и Ладожский. Из семьи диакона. После окончания бухгалтерского отд-ния Джамбулского статистического техникума учился в Московской ДС (1948-1952). С авг. 1952 г. исполнял послушание псаломщика в Никольском кафедральном соборе Алма-Аты (Казахстан). 22 мая 1953 г. архиеп. Алма-Атинским священноисп. Николаем (Могилёвским) рукоположен во диакона, 24 мая - во иерея с зачислением в причт Никольского собора. В 1953-1958 гг. учился в ЛДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «Троице-Сергиева пустынь Петроградской епархии: Ист. очерк». Оставлен профессорским стипендиатом по кафедре истории Русской Церкви, впосл. преподавал в ЛДС литургику, затем - в ЛДАиС церковный устав, Свящ. Писание ВЗ. В февр. 1962 г. наместником ТСЛ архим. Пименом (Хмелевским) был пострижен в монашество с наречением имени в честь блгв. кн. Владимира Ярославича , назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме . В окт. 1962 г. возведен в сан архимандрита. Тогда же в качестве наблюдателя от РПЦ присутствовал на 1-й сессии Ватиканского II Собора . 29 нояб. 1962 г. В. определено быть епископом Звенигородским, викарием Московской епархии, с исполнением обязанностей представителя МП при ВСЦ в Женеве. Хиротония, к-рую возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I , состоялась 30 дек. 1962 г. в Трапезном храме ТСЛ. 30 марта 1964 г. В. был назначен епископом Воронежским и Липецким с освобождением от обязанностей представителя МП при ВСЦ. С 5 февр. 1965 г. епископ Подольский, викарий Московской епархии, представитель МП при Патриархе Антиохийском Феодосии VI . С 19 нояб. 1966 г. епископ Кировский и Слободской. С 7 окт. 1967 г. епископ Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший экзарх в Ср. Европе, 20 окт. возведен в сан архиепископа. 20 марта 1969 г. включен в состав комиссии Свящ. Синода по вопросам христ. единства. С 1 дек. 1970 г. архиепископ Ростовский и Новочеркасский. 31 мая 1973 г. В. был переведен на Иркутскую и Читинскую кафедру с временным управлением Хабаровской и Владивостокской епархией. С 17 апр. 1975 г. архиепископ Владимирский и Суздальский, с 24 апр. 1980 г. архиепископ Краснодарский и Кубанский. 12 мая 1987 г. В. был назначен архиепископом Псковским и Порховским, с 3 апр. 1990 г. носил титул «Псковский и Великолукский», 25 февр. 1992 г. возведен в сан митрополита. Являлся членом комиссии по организации празднования Тысячелетия Крещения Руси . Усилиями В. в 1992 г. был возрожден Святогорский опочецкий в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . 23 февр. 1993 г. В. вновь возглавил Ростовскую и Новочеркасскую епархию.

http://pravenc.ru/text/159056.html

О духовенстве военного ведомства Немало забот от Его Преосвященства и консистории требовало духовенство военное: ибо в области С.-Петербургской епархии в это время сосредоточивалось много полков, духовенство же полковое, почти беспрерывно, находилось в движении: священники то выходили из полков и требовалось определить новых, то переходили из одного полка в другой и по сим переменам длилась переписка и т. п. Изъясним это в подробностях. Кроме полков конного и лейб-гвардии: Преображенского, Измайловского и Семеновского, давно имевших в резиденции свою оседлость, при которых находились домовые церкви, а при церквях священники, в С.-Петербурге и около оного, по расписанию 1743 года, находились еще следующие полки: Ингерманландский, Астраханский, Вологодский, Псковский, Суздальский, Ладожский, Архангелогородский, Кабардинский, Низовский, Апширонский. Итого 10 полков (П. С. З. XI, 928), а с лейб-гвардейскими – 13, да устроен новый полк лейб-компании, всего: 14-ть. Сверх того, по случаю войны со Швецией, войска сперва тянулись через Петербург в Финляндию, а, по окончании дела, опять через С.-Петербург же расходились в разные места, по назначению. На место военных действий также требовались священники. А наконец, и на флот посылались в навигацию священники и иеромонахи. Все это духовенство, постоянно жившее в резиденции при полках и приходившее на время, состояло в ведомстве местного епископа и консистории. Дела сего духовенства имели следующие движение и перемены: По указу конторы Святейшего Синода 11-го июня 1742 года за в навигацию на флот были отправлены два иеромонаха из Александро-Невского монастыря: Лука Тимоновский и Иона Свинский, да священник Сампсониевской церкви Симеон Лукин. Из бывших же до них иеромонахов Серапион Свешников возвращен Адмиралтейской коллегией в монастырь по болезни, а Антоний Сивцов умер. В морской гошпиталь, по тому же указу, командирован случившийся С.-Петербурге священник Кронштадтского Андреевского собора Феодор Матфеев. В Измайловском полку в короткое время совершились следующие перемены. Сперва к церкви был определен Полтавского полка священник Иоанн Мученик. Но он скоро выбыл. На место его поступил, было, из Москвы Андрей Барановский, но также перешел к Симеоновской церкви. В 1742 году перемещен, по ходатайству полкового начальства, священник Симеон Ушкалевич из Киевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

О священно и церковнослужителях, обучавшихся в школах Мы перечислим здесь всех священно и церковнослужителей епархии, о которых знаем, что они учились в школах. При сем, где возможно, будем обозначать степень их образования и познаний. 1) При Петропавловском соборе все священники и диаконы были народ ученый, а именно: протоиерей Слонский, ключари: Феодор Листьев, Иван Семенов, священники: Петр Гребневский и Василий Баранович, протодиакон Михаил Алексеев, диаконы: Георгий Нерунович и Алексей Флоров. Они, поочередно, исправляли обязанности экзаменаторов для ставленников и держали предики в соборе. 2) Священник Александр Стефанов. В бумагах С.-Петербургской Духовной Консистории о нем имеется следующая сказка, им собственноручно данная: родился в 1711 году, учился в Московской академии, до школы богословия, которую в четыре года кончил. Греческому языку учился один год, но за неимением книг на этом языке, позабыл его. Он состоял священником при Семеновском полку. 3) Петр Павлов Козицкий. Родился он в Киеве в 1700 году, учился в Киевской академии до философии, которую слушал два года, а именно: в 1719 и 1720 годах. Греческому языку не учился. Священником состоял при Морском полковом дворе. Преосв. Никодим предлагал ему место протоиерея в Исаакиевском соборе, но Козицкий не захотел переменить своего места. 4) Симеон Ушкалевич, воспитанник Киевской академии. Во время войны с турками в царствование Императрицы Анны Иоанновны, он состоял священником при всех лейб-гвардии походных батальонах. Оттуда определен священником к Нежинской Богословской церкви, Киевской епархии. В 1742 году, Св. Синодом, согласно его прошению и по ходатайству начальства лейб-гвардии Измайловского полка, перемещен в С.-Петербург к полковой церкви. 5) В 1744 году 11 марта, хиротонисан во священника к Вознесенской церкви, из ученых, Пантелеймон Поморский. Он был сын священника Кронштадтской Богоявленской церкви Василия Иоанникиева. Отец обучил его дома читать и писать. В 1746 году Пантелеймон поступил в Александро-Невскую семинарию, прошел все классы, с сентября 1743 года слушал богословие. В семинарии, по отзыву начальства, вел себя как надлежит честному и добропорядочному во всем ученику. В 1744 году ему шел 27-й год. В январе сего года он, с разрешения Преосвященного, женился. Епископ Никодим дал ему лучшее место из бывших на тот раз праздными.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Георгий Митрофанов Проповедь о святом благоверном князе Александре Невском " loading="" decoding="" title=""/> Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний день, дорогие братья и сестры, является днем поминовения святого благоверного и великого князя Александра Невского. На протяжении многих десятилетий этот праздник был одним из самых почитавшихся местных праздников в Санкт-Петербургской епархии, и многие десятилетия именно святой благоверный и великий князь Александр Невский почитался ходатаем и заступником Петербургской земли. Проходили многие десятилетия, и опыт поколений христиан нашей епархии свидетельствовал о том, что именно этот святой подвижник благочестия находится в какой-то глубокой и очень явно ощущаемой, явно проявляющейся в нашей жизни связи с нашей землей. И сегодня этот праздник призван заставить нас задуматься не только о нашей духовной, но и о нашей исторической жизни, ощутить себя не только христианами, но христианами Русской Православной Церкви, христианами нашей с вами епархии. К сожалению, случилось так, что в течение многих веков святой благоверный великий князь Александр Невский представал, прежде всего, в образе грозного побеждающего воина. И то, может быть, самое главное содержание его служения, самые главные особенности его личности, которые, наверное, и сделали возможным его прославление как святого, укрывались от внимания очень многих православных христиан. И для нас с вами сейчас святой благоверный князь Александр Невский, который по праву считается идеалом русского князя, русского Государя, русского государственного человека, предстает прежде всего как полководец, как победитель шведов и немцев на северных землях Руси. Но если бы служение его было связано только с этими победами, а я напомню вам, что свои победы он одержал в Невской битве, когда ему было всего лишь 20 лет, а в битве на Чудском озере, когда ему было всего лишь 22 года, если бы он таковым молодым отважным полководцем и остался в истории Руси, наверно, не суждено было бы ему стать святым, ибо главные свои победы одерживал и претерпевал он в своей дальнейшей жизни, о которой мы, как правило, очень мало размышляем. Постараемся, дорогие братья и сестры, вспомнить тот аспект его жизни и служения, который нередко укрывается от нашего взора.

http://azbyka.ru/propovedi/mitrofanov_sv...

I. Открытие Академии Московская духовная Академия, пребывающая в обители преподобного Сергия, открыта через пять с половиною лет по открытии С.-Петербургской. Это случилось вскоре после смерти великого представителя старого образования – митрополита Платона, на место которого вскоре вступил великий представитель образования нового в лице митрополита Филарета. В Академии Петербургской в 1814 году оканчивался первый курс, долженствовавший дать наставников для других, предназначавшихся к открытию духовных Академий, и для Семинарий, подлежавших реформе по новому проекту образования. После окончательного устройства Петербургской Академии введение нового Академического образования, по мысли высшего духовного начальства, должно было последовать в пределах древней столицы государства – Москвы, в которой отживала свой долгий век старая Академия – Славяно-греко-латинская. От 21 мая 1814 года к преемнику Платона, архиепископу Августину, прислан из св. Синода указ, в котором между прочим требовалось от преосвященного мнение: «не найдет ли он за полезнейшее поместить будущую Московскую Академию в Сергиевской лавре», и кто из наличных наставников старой Академии и двух Семинарий, Троицкой и Вифанской, может быть рекомендован в профессоры Академии, для чего потребовать от них конспекты. В силу этого указа Августин предписал правлениям Славяно-греко-латинской Академии, Троицкой и Вифанской Семинарий, следующее: «правления имеют представить мне: 1) какие из находящихся при Академии и Семинарии учители при преобразовании по предположенному новому порядку учения могут и впредь оставаться при них с несомненною пользою, и по каким именно предметам: 2) на какие учебные предметы нужно определить профессоров отъинуду: 3) тех учителей, которых правление находит неспособными остаться при Академии по преобразовании оней, спросить, не желают ли они поступить на священнические места в Москве, или выйти в светское звание, или быть учителями в уездных училищах, какие предполагаются в Московской епархии: 4) Академии и Семинарий ректоры и префекты имеют представить мне для представления в комиссию духовных училищ конспекты тех наук, к преподаванию которых они чувствуют себя способными.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010