Закрыть itemscope itemtype="" > К 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Обращение к гражданам России и соотечественникам из зарубежья 06.04.2012 454 Дорогие сограждане и соотечественники ! Позвольте напомнить Вам о том, что 7 апреля 2013 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, исполняется 300 лет со дня основания Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры . Это, безусловно, важнейшее событие в жизни нашей страны, которое мы обязаны достойно встретить. В настоящий момент ведется ремонт и реставрация зданий и сооружений Лавры. Необходимо при этом не оставить в стороне и наиболее значимое - возрождение полноценной духовной жизни в стенах Лавры. Просим Вас оказать посильную помощь в возрождении Лаврской библиотеки, музея и в создании аудио- и видеотеки. Каждый неравнодушный человек может поучаствовать в этом благом деле, тем самым, сделав дар в день рождения Лавры. Справка: общедоступная библиотека Лавры была старейшей в Санкт-Петербургской Епархии, а в советское время разграблена и уничтожена. В настоящее время собрано около 15 тыс. книг, что не так много. Принимаются: 1. Учебная и образовательная литература для духовенства и мирян: 1) библеистика, 2) учения, жизнь и деятельность отцов Церкви) 3) история Церкви, 4) жития святых 5) богословие, 6) аскетика, 7) канонические право и др. 2. Издания о святых и святынях Северо-Запада России, особенно, Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. 3. Редкие и старинные издания трудов русских богословов. Музей Лавры - старейший в Санкт-Петербургской Епархии в XX веке в годы советской власти все фонды и экспонаты утрачены. Многие из них хранятся в государственных архивах и музеях. В настоящее время возрождается силами насельников Лавры и мирян. Музейные экспозиции и фонды формируются из добровольных вкладов и пожертвований наших сограждан по трем направлениям: 1. История Русской Православной Церкви и, в частности, Санкт-Петербургской ( Ленинг радской, Петроградской) Епархии. 2. История Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/04/06/k_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сила Церкви – в моральном авторитете, а не в административном давлении» Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии не рекомендует к просмотру «Матильду» 06.11.2017 601 Время на чтение 3 минуты В редакцию «Русской народной линии» поступило официальное заявление Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии в связи с выходом в широкий прокат кинофильма Алексея Учителя «Матильда». «23 октября 2017 года на второй сцене Мариинского театра состоялся премьерный показ фильма " Матильда " широко и бурно обсуждаемого в обществе последние несколько месяцев, - говорится в обращении. - С 26 октября фильм вышел на экраны кинотеатров Санкт-Петербурга и других городов России. После выхода фильма с разных сторон звучит критика этого фильма, как от деятелей искусства (например, Юрия Грымова), так и простых граждан, посмотревших его». «Следует отметить, что Церковь имеет право, и более того, считает своей обязанностью - дать морально-этическую оценку фильму Алексея Учителя. Это уже сделали митрополит Иларион (Алфеев) , епископ Тихон (Шевкунов) и другие иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь не считает возможным противодействовать, даже таким низкопробным " произведениям искусства " , через государственные запреты. Обращение в прокуратуру, попытка судебных разбирательств – не тот путь, по которому следует идти, - убежден председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин. - Сила Церкви – в моральном авторитете, а не в административном давлении. Компетентные органы государственной власти, исходя из действующего законодательства, сами определяют, что допустимо к показу на экранах кинотеатров, а что не допустимо». «Особенно хотим остановиться на деятельности псевдоправославных активистов, которые осуществляют противоправные действия против участников съёмочной группы или кинотеатров, в которых демонстрируется фильм. Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии считает подобные действия абсолютно недопустимыми. Граждане России, безусловно, имеют право выразить своё отношение к антиисторической и безвкусной поделке, но происходить это должно в строгом соответствии с российским законодательством, - подчеркнул о.Александр Пелин. - Все действия, нарушающие закон, какими бы соображениями и чувствами они ни диктовались, мы осуждаем, и предостерегаем наших прихожан от подобных действий!»

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/06/si...

В Санкт-Петербурге состоялось очередное заседание рабочей группы «Церкви в Европе» российско-германского Форума гражданских обществ «Петербургский диалог» 6 апреля 2017 г. 13:51 4-5 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная встреча рабочей группы «Церкви в Европе» российско-германского Форума гражданских обществ «Петербургский диалог». Заседание было посвящено теме «Религиозное и нравственное воспитание и образование в современных обществах России и Германии». В мероприятии приняли участие представители Русской Православной Церкви. В их числе — заместитель председателя Отдела внешних церковных связей , сопредседатель рабочей группы «Церкви в Европе» архимандрит Филарет (Булеков) , секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), первый заместитель председателя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии священник Илия Макаров, заведующий Службой коммуникации ОВЦС священник Илия Косых, руководитель Информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации  иеромонах Геннадий (Войтишко), клирик Феодоровского собора Санкт-Петербурга протоиерей Димитрий Сизоненко, заведующий сектором Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации диакон Герман Демидов, специалист по экспертно-аккредитационной деятельности Синодального отдела религиозного образования и катехизации Е.Г. Балашова, сотрудник Секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья инок Ярослав (Очканов). На встрече также присутствовали архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви России Дитрих Брауэр и директор московской гимназии «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия В.А. Сидоров. С немецкой церковной стороны участниками заседания стали: сопредседатель рабочей группы «Церкви в Европе», директор Института экуменики д-р Йоханнес Ольдеманн; предстоятель Евангелической церкви Анхальта, член Форума «Петербургский диалог» Иоахим Либиг; профессор кафедры религиозной педагогики и катехизиса факультета католической теологии Рурского Университета г.

http://patriarchia.ru/db/text/4852278.ht...

Иоанн, епископ Смоленский и Дорогобужский (Соколов Владимир Сергеевич) Родился 5 июня 1818 года в Москве в семье священника. Первоначально обучался в Высокопетровском духовном училище, а с 1832 года – в Московской духовной семинарии. В 1838 году поступил в Московскую духовную академию. 29 августа 1842 года пострижен в монашество и 30 августа рукоположен во иеродиакона. С 22 сентября 1842 года – бакалавр при Московской духовной академии по классу нравственного богословия. 5 октября 1842 года рукоположен во иеромонаха. 27 декабря 1843 года удостоен степени магистра. 22 декабря 1844 года переведен бакалавром в Санкт-Петербургскую духовную академию на кафедру канонического права, которую занимал десять лет. С 9 января 1848 года – член конференции Санкт-Петербургской духовной академии. 8 сентября 1848 года возведен в сан архимандрита. С 27 января 1849 года – член духовного цензурного комитета. С 17 июля 1850 года – член особого комитета для рассмотрения программ философских и богословских наук в высших учебных заведениях. 8 января 1851 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. С 26 сентября 1852 года – профессор, а с 19 декабря того же года – ординарный профессор. 8 октября 1853 года за сочинение «Опыт церковного законоведения» получил редкую в то время степень доктора богословия. 16 января 1855 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. С 17 марта 1857 года – ректор и профессор Казанской духовной академии. Был инициатором создания журнала «Православный собеседник». 31 марта 1864 года перемещен ректором в Санкт-Петербургскую духовную академию. 17 января 1865 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. 13 ноября 1866 года переведен на Смоленскую кафедру. Скончался 17 марта 1869 года. Погребен в Смоленском кафедральном соборе. Епископ Иоанн известен как лучший русский канонист и проповедник, новатор в православном проповедническом слове. Его труды в области церковного законоведения до сих пор имеют важное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Михаил, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Десницкий Матфей Михайлович) Родился 8 ноября 1762 года в селе Топорково Богородицкого уезда Московской губернии в семье пономаря. В день своего крещения он лишился отца. При поддержке митрополита Платона (Левшина , † 1812) окончил Троицкую духовную семинарию, изучал языки в Филологической семинарии, слушал курс в университете и изучал богословские науки в Московской духовной академии. В 1785 году рукоположен во священника и служил в церкви Иоанна Воина в Москве. В 1796 году переведен в придворную церковь Зимнего Дворца. В 1799 году, овдовев, пострижен в монашество и назначен придворным иеромонахом. 6 декабря 1799 года возведен в сан архимандрита Юрьева монастыря и назначен законоучителем в сухопутный шляхетский корпус. 20 июня 1802 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 18 декабря 1803 года переведен епископом Черниговским и Нежинским. 18 ноября 1806 года возведен в сан архиепископа. В 1813 году вызван в Санкт-Петербург. С 30 августа 1814 года – член Святейшего Синода. С 15 февраля 1815 года по 7 февраля 1816 года управлял Псковской епархией, оставаясь архиепископом Черниговским. С 26 марта 1818 года – митрополит Санкт-Петербургский, а с 25 июня того же года – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, архимандрит Александро-Невской лавры. Скончался 24 марта 1821 года. Погребен в Александро-Невской лавре, в церкви Святого Духа. Преосвященный Михаил начал свой путь с деятельности приходского священника. Уже тогда он был известен как человек благочестивый. Он заботился о своем приходе, о своей пастве, отличался особой ревностью к проповеданию слова Божия. Проповеди говорил языком, доступным для прихожан. Причем, надо сказать, речь его отличалась силой слова, он был наделен даром импровизации. Он сам рассказывал, что этот дар слова как река тек в период его священства в Москве. Однажды его проповедь слышал император Павел, который затем и способствовал возведению Михаила в архиерейский сан. Однако с назначением его на Черниговскую кафедру преосвященный Михаил лишился своего богатого дара и уже не мог говорить проповеди так свободно и без приготовления, как прежде. Но Господь для пользы его паствы, а может и для него самого, отверз уста его. При первом же служении в Санкт-Петербурге он почувствовал в себе желание сказать поучение к пастве и духовенству и, открыв уста свои, начал говорить. И снова слова потекли рекой, дар импровизации был возвращен святителю. С тех пор он каждое воскресенье без всякой подготовки говорил глубокие проповеди. Он был в эту эпоху как труба – слово Божие через него сообщалось для питания и просвещения душ алчущих. Однако, когда об этих истинах пытались говорить с ним вне церкви, то он как бы не понимал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Состоялась паломническая поездка делегации Санкт-Петербургской православной духовной академии к святыням Черногории 16 мая 2014 г. 16:52 С 6 по 13 мая 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению епископа Будимлянского и Никшичского Иоанникия представители Санкт-Петербургской духовной академии (СПбПДА) во главе с ректором архиепископом Петергофским Амвросием посетили святые места Сербской Православной Церкви . 6 мая паломников приветствовали в епархиальном управлении в городе Никшич. У парадного входа гостей из России, прибывших в сопровождении клирика Никшичской епархии священника Остои Княжевича, встречали секретарь епархиального управления архимандрит Никифор (Милович), и протоиерей Миодрог Тодорович, настоятель кафедрального собора святителя Василия Острожского. В ходе беседы архимандрит Никифор и архиепископ Амвросий отметили, что Русскую и Сербскую Церкви всегда объединяли теплые взаимоотношения и исторические судьбы двух народов тесно связаны. Ректор СПбДА выразил надежду на дальнейшее укрепление дружбы братских Церквей и единства народов. 7 мая в монастыре Острог архиепископ Амвросий совершил краткий молебен в храме-келье у мощей святителя Василия, после которого паломники из Санкт-Петербурга приложились к честным мощам святого и были помазаны освященным елеем. В Троицкой церкви нижнего монастыря гостей встречал наместник монастыря архимандрит Павел (Радусинович) с братией обители. После посещения обители делегация СПбПДА возвратилась в г. Никшич, где состоялась встреча с епископом Никшичским и Будимлянским Иоанникием. Вечером того же дня на сцене концертного зала «213» мужской хор Санкт-Петербургской духовной академии под управлением иеромонаха Матфея (Шарова) выступил перед жителями Никшича. Зал «213», рассчитанный на 400 человек, не смог вместить всех желающих — несколько сот зрителей слушали выступление музыкального коллектива стоя. В первом отделении концерта прозвучали богослужебные песнопения известных русских церковных композиторов, а во втором — популярные русские народные песни, а также гимн Черногории и песня «О Косово». В перерыве между отделениями преподаватель СПбДА Д.А. Карпук рассказал собравшимся о подвиге новомучеников и исповедников Российских.

http://patriarchia.ru/db/text/3649434.ht...

А.В. Попов Источники Архив Санкт-Петербургской епархии Ф. 2, оп. 8, д. 16: Первомученик Петроградский протоиерей Иоанн Кочуров. 22 письма из Америки. Письма родных. Российский государственный исторический архив. Ф. 796, оп. 172, год 1891, д. 2606: По ходатайству Преосвященного Алеутского о разрешении присоединить к православию униатского священника Алексия Товта и его прихожан. Ф. 796, оп. 174, год 1893, д. 3093: По представлению Пр го Алеутского об устройстве православной церкви в гор. Нью-Йорке. Ф. 796, оп. 177, год 1896, д. 3330: По отношению Хозяйственного при Св. Синоде Управления с ходатайством Преосвященного Алеутского о назначении на службу в его епархию окончившего курс в Вологодской духовной семинарии Константина Попова и диакона Вологодской епархии Рафаила Кедровского и об отпуске им путевых денег по положению. Ф. 796, оп. 178, год 1897, д. 3625: По представлению Преосвященного Алеутского с ходатайством об утверждении проекта Устава для школ и приютов в Алеутской епархии. Ф. 796, оп. 179, год 1898, д. 4086: О назначении студента IV го курса Казанской Дух. Академии Александра Шамие на священническое место в Галвестон, штата Тексас, в Алеутской епархии. Ф. 796, оп. 179, год 1898, д. 4109: По ходатайству Пр го Алеутского о выдаче Архимандриту Анатолию какого-либо пособия для возвращения в Россию. Ф. 796, оп. 180, год 1899, д. 3539: По рапорту Преосвященного Алеутского о присоединении к православию 200 униатов в гор. Марблегеде, штата Огейо, и с ходатайством о высылке необходимой утвари и риз для вновь воссоединенных. Ф. 796, оп. 180, год 1899, д. 3639: По рапорту П го Алеутского с донесением о совершенном им обозрении епархии. Ф. 796, оп. 180, год 1899, д. 3686: По ходатайству П го Алеутского о переименовании епархии в «Алеутскую и Северо-Американскую». Ф. 796, оп. 181, год 1900, д. 3078: По рапорту П го Алеутского, с проектом устава Православного Американского Миссионерского Общества. Ф. 796, оп. 181, год 1900, д. 3085: О назначении прогонов определенному на вакансию иподиакона при кафедральном соборе в С.-Франциско бывшему иеродиакону Холмского Архиерейского Дома Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вертепы, концерты, скульптуры, поделки – Россия готовится к Рождеству (+фото) 5 января, 2016. Мария Строганова Как готовятся к Рождеству в регионах Рождество уже совсем близко, «пред дверьми», и по всей России началась подготовка к этому радостному празднику. Как это делается в епархиях Русской Православной Церкви – в нашей очередной подборке из регионов. В Калужской епархии у стен храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие «Рождественского вертепа». Воспитанники воскресных школ встретили митрополита Калужского и Боровского Климента у вертепа и устроили концерт. Установили вертеп и в Тамбовской епархии на Центральной площади города Тамбова. Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил освящение вертепа. В Элистинской и Калмыцкой епархии был торжественно открыт вертеп при Казанском кафедральном соборе города Элисты. Главными героями праздника стали воспитанники Детского сада города Элисты. А в Якутии даже вертепы изо льда! Работа над ледяным вертепом ведется возле Градоякутского Преображенского кафедрального собора, а возле Покровского храма (город Покровск, Хангаласский улус) уже стоят ледяные фигуры. Работа над вертепом возле Градоякутского Преображенского кафедрального собора В Улан-Удэнской и Бурятской епархии в Сретенском Батуринском женском монастыре тоже установили ледяной вертеп. Украшаются и храмы Нерчинской и Краснокаменской епархии. Соборную площадь Нерчинска впервые украсил Рождественский вертеп, а в кафедральном соборе установлены и украшены ёлки. А в Казанской епархии открылась выставка «Свет Вифлеемской звезды», на которой можно познакомиться с историей возникновения вертепов. Выставка проходит в музее истории Благовещенского собора Казани. В Санкт-Петербургской митрополии прошел праздничный благотворительный концерт «Христорождественское приношение» для людей с ограниченными физическими возможностями, ветеранов, малообеспеченных семей, детей из приютов и детских домов, пациентов детского хосписа, воспитанников православных детских клубов и воскресных школ.

http://pravmir.ru/vertepyi-kontsertyi-sk...

Виктор (Островидов), еп. Глазовский, вик. Вятской епархии Окончил С.-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Пострижен в монашество во время учения в академии. По окончании академии состоял иеромонахом Иерусалимской духовной Миссии, затем, с 13 янв.1909 г. – смотрителем Архангельского Духовного училища. 22 сент.1910 г. назначен настоятелем Зеленецкого монастыря Петроградской епархии с возведением в сан архимандрита. Управлял монастырем до самой революции. Был наместником Александро – Невской Лавры. 26 дек.1919 года хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. В 1923 г. был назначен епископом Глазовским и временно управляющим Вятской епархией. В 1926 г. поручено управление Ижевской и Воткинской епархией. Во время обновленчества твердо стоял за православие, но в 1927 году оказался во главе оппозиции против митр. Сергия в Вятской и Воткинской епархиях. Причиной этого оказался его горячий, прямой характер, не терпящий компромиссов. В августе или начале сентября 1927 года, получив для оглашения в Вятской и Воткинской епархиях декларацию митр. Сергия от 16–29 июля 1927 года, епископ Виктор счел эту декларацию «предательством Церкви Христовой» и, «чтобы не быть участником этого греха», он, не порывая пока с митр. Сергием и не прекращая возношения его имени за богослужением, отослал декларацию обратно. По его примеру декларацию не признали часть Воткинской епархии и четыре церкви в г. Вятке. Вслед затем епископ Виктор написал опровержение декларации, указывая, что «воззвание» своим содержанием удаляет человека от Бога, а в ноябре 1927 года отправил митр. Сергию письмо на ту же тему. Синод сделал еп. Виктору внушение, чтобы он, как викарий, подчинялся правящему епископу, а немного спустя его перевели в г. Шадринск викарием Свердловской епархии. Еп. Виктор считал, что подчинение постановлению Синода будет являться «как бы одобрением содеянного ими» и решился на настоящий разрыв. Было вынесено постановление, что Боткинская епархия прекращает молитвенно-каноническое общение с митрополитом Сергием.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Мануил (Лемешевский Виктор Викторович), митр. б. Куйбышевский и Сызранский Родился 18 апр./1 мая 1884 года в гор. Луге Ленинградской области. Образование получил в Либавской Николаевской гимназии, ныне гор. Лиепайя Латвийской ССР. Обучался на юридическом факультете С.-Петербургского университета и в Петроградской духовной академии. Окончил высшие библиотечные курсы в Ленинграде в 1919– 1920 годы. Духовную службу начал с апреля 1910 года в Николо-Столепнской пустыни, Тверской епархии. 2 июня 1911 года пострижен в монашество. 10 дек.1911 года возведен в сан иеродиакона. 16 сент. 1912 года рукоположен во иеромонаха в гор. Семипалатинске. С августа 1912 по август 1916 г. – помощник начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии в г. Семипалатинске. В 1916 году поступил в Петроградскую духовную академию. С 1917 года – помощник библиотекаря Петроградской епархии. Летом 1917 года был секретарем на предсъездном совещании ученого монашества. В августе 1918 года был в научной командировке в Олонецкой епархии по обследованию и описанию памятников местной церковной старины. 5 авг.1919 года назначен настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой пустыни под Ленинградом. В том же году утвержден настоятелем домовой у церкви Александро-Невского общества Трезвости. С 1919 года работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Ыаркомпроса РСФСР. С 1921 по 1923 г. преподавал Священное писание Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в г. Петрограде. 8 сентября 1923 года в Даниловом монастыре г. Москвы быв. настоятелем епископом Феодором Волоколамским возведен в сан архимандрита. Наречение во епископа Лужского, вик. Петроградской епархии совершено Святейшим Патриархом Тихоном в присутствии членов Священного Синода и приезжих архиереев в числе более тридцати человек в Михайловской церкви Донского монастыря. 10/23 сентября 1923 года хиротонисан во епископа Лужского, вик. Петроградской епархии. Тогда же назначен управляющим Петроградской епархией. Хиротония состоялась в Москве в церкви Св. Димитрия Солунского в Благушах. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Тихон, архиепископ Иларион Верейский, архиеписков Севастиан Костромской и епископ Иерофей, в скором времени ушедший в иосифлянский раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010