Павел, архиепископ Казанский и Свияжский (Лебедев Петр Васильевич) Родился 12 декабря 1827 года в Тверской губернии в семье причетника. В 1843 году по окончании Тверской духовной семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1853 году окончил курс академии; 28 июня пострижен в монашество; 5 июля возведен в сан иеродиакона, 26 сентября – во иеромонаха. 29 апреля 1855 года получил звание магистра. 6 ноября 1857 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии. 14 сентября 1858 года возведен в сан архимандрита. С 15 октября 1859 года – инспектор Санкт-Петербургской духовной академии. С 23 августа 1861 года – ректор Смоленской духовной семинарии и настоятель Смоленского Спасо-Авраамиева монастыря. С 20 декабря 1866 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. 8 сентября 1868 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 29 августа 1869 года – епископ Ладожский, первый викарий той же епархии. С 23 июня 1871 года – епископ Кишиневский и Хотинский. 1 апреля 1879 года возведен в сан архиепископа. С 16 июля 1882 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии и член Святейшего Синода. С 29 сентября 1887 года – архиепископ Казанский и Свияжский. Скончался 23 апреля 1892 года при чтении молитвы Пресвятой Богоматери. Погребен в городе Казани. Архиепископ Павел являл собой «образ мудрого архипастыря, сильного мыслию, пламенного словом, самоотверженного энергией и милостивого сердцем». Был беспристрастным, доступным, в делах Церкви непоколебимым, строгим и справедливым администратором, не допускавшим протекции, пристрастия и лести. Талантливый проповедник, силой своего сердечного, простого слова, исполненного истины, производил глубокое, неотразимое впечатление на слушающих. Бескорыстный, нестяжательный, щедрый к неимущим и бедным. Требовательный в делах, строгий к нарушителям своих обязанностей, однако никогда не оставлявший наказываемых на произвол судьбы, поддерживая невинную семью. Был иногда вспыльчив, но милосерд.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Епископ Игнатий совершил Великое освящение первого в мире храма в честь обретения мощей преподобного Арсения Коневского в новом Епархиальном управлении июня 2017 30 июня епископ Выборгский и Приозерский Игнатий в сонме духовенства Выборгской епархии совершил освящение первого в мире храма в честь обретения мощей преподобного Арсения Коневского . Церковь расположена в новом здании Епархиального управления Выборгской епархии. Работа Епархиального управления началась в здании недавно, оно было отреставрировано к 125-летнему юбилею Выборгской епархии. Его Преосвященству сослужил наместник Коневской обители игумен Александр (Арва), секретарь епархии благочинный Рощинского округа протоиерей Дионисий Холодов, благочинный Выборгского округа протоиерей Лев Церпицкий, благочинный Приозерского округа протоиерей Сергий Бельков и клирик Успенского храмового комплекса священник Дионисий Панушкин. В архипастырском слове, обращенном к духовенству и сотрудникам Епархиального управления, молившимся за богослужением, Преосвященнейший Игнатий подчеркнул уникальность храма. Он рассказал, насколько важным событием для всей епархии и для него лично было одобрение Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом инициативы установить еще один день празднования памяти Арсения Коневского - 28 мая, в честь обретения мощей преподобного. В 2016 году эта инициатива, исходившая от Преосвященнейшего Игнатия, была утверждена, и 28 мая того же года праздник впервые был отмечен торжественным богослужением с крестным ходом сонма архиереев Русской Православной Церкви. Этот день также отмечался как 25-летие возобновления монашеской жизни на Коневце. После богослужения правящий архиерей посетил строящийся собор в честь Успения Божией Матери на Успенском храмовом подворье Выборга, осмотрев ход строительства. ВСЕ ФОТОГРАФИИ Здание епархиального управления была передано Выборгской епархии в 2014 году и реставрировалось в течение нескольких лет. Первое совещание в здании Епархиального управления прошло в апреле 2017 года 125-летнему юбилею епархии. Центральным событием юбилея станет визит Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, который запланирован на 18 и 19 августа 2017 г. В течение двух дней Его Святейшество посетит Рощино - центр благочиннического округа, где строится большой храм во имя святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, - и совершит Божественную литургию на Соборной площади перед кафедральным Спасо-Преображенским собором Выборга.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

На собрании клириков и мирян Санкт-Петербургской епархии прозвучал доклад митрополита Владимира ноября 2013 На состоявшемся 26 ноября собрании клириков и мирян Санкт-Петербургской епархии прозвучал доклад ее правящего архиерея. Ниже публикуется доклад митрополита Санкт- Петербургского и Ладожского Владимира .  Всечестные владыки, досточтимые отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры! Завершая 2013 год, сегодня мы собрались на ежегодное собрание клира и мирян Санкт-Петербургской епархии. Мы благодарим Бога за все доброе, что было в нынешнем году, подводим итоги, оцениваем результаты трудов, строим планы на будущее. Нам предстоит заслушать доклады и сообщения священнослужителей, ответственных за различные сферы церковной жизни нашей епархии. Прежде всего позвольте предложить вашему вниманию отчет о тех событиях и изменениях, которые имели значение для всех нас и для многих верующих нашего города и всей Санкт-Петербургской митрополии. 2013 год вошел в летопись Санкт-Петербургской епархии как год славных юбилеев и судьбоносных преобразований, коснувшихся ее устройства. Безусловно, наиболее масштабным и памятным для нас останется празднование 3 00-летия Свято-Троицкой Александро-Невской лавры , которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В связи с этим мне приятно выразить нашу общую благодарность  владыке Назарию  и всем, кто под его руководством в течение многих месяцев готовил и проводил юбилейные мероприятия. Все мы хорошо понимаем, сколько трудов, сил и средств стоит за прекрасно проведенным праздником. Отреставрированные лаврские храмы и корпуса, интересные встречи, фестивали, концерты, конференции, блестяще организованный прием многочисленных гостей - все это достойно высшей похвалы! Из всех юбилейных деяний наиболее выдающимся стал общегородской  крестный ход по Невскому проспекту  в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского 12 сентября, собравший по разным оценкам от 70 до 100 тысяч участников. Это событие вызвало большой общественный резонанс и войдет в историю не только епархии, но и в целом нашего города. Оно показало, сколь много людей ценят свою принадлежность к Церкви и православной культуре, являются приверженцами православных традиций.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=405...

Положение о епархиальных викариатствах Русской Православной Церкви декабря 2011 Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года (журнал 154). Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года (журнал 154). I. Общие положения I.1. Викариатство епархии Русской Православной Церкви (далее - " викариатство " ) является каноническим подразделением епархии Русской Православной Церкви (далее - " епархия " ), объединяющим одно либо несколько благочиний епархии. I.2. Викариатство не имеет прав юридического лица. I.3. Викариатство осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году (далее - " Канонический устав Русской Православной Церкви " ), уставом епархии, постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, указами и распоряжениями Патриарха, решениями Священного Синода, указами и распоряжениями епархиального архиерея и настоящим Положением. I.4. Викариатство соблюдает законодательство страны пребывания. II. Управление викариатством II.1. Епархиальному архиерею принадлежит высшая власть по управлению викариатством. Викарный архиерей управляет викариатством по делегированию полномочий от епархиального архиерея. III. Викарный архиерей (викарий) III.1. Викарный архиерей назначается на должность (освобождается от должности) по представлению епархиального архиерея определением Священного Синода. Викарный архиерей помогает епархиальному архиерею в управлении епархией. Полномочия викарного архиерея, управляющего викариатством, определяются настоящим Положением, а также письменными или устными указаниями епархиального архиерея. Также в помощь епархиальному архиерею могут назначаться викарные архиереи, не управляющие викариатствами. Полномочия таковых определяются письменными и устными указаниями епархиального архиерея. III.2. Титул викарного архиерея устанавливается определением Священного Синода. Викарный архиерей епархии города Москвы именуется: " имя, сан, титул, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси " ; викарный архиерей иной епархии именуется: " имя, сан, титул, викарий именование епархии " .

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

свящ. Михаил Благонравов 32. Епископ Феогност Феогност, бывший епископ Астраханский и Енотаевский, а затем митрополит Киевский и Галицкий, в мире Георгий Иванович Лебедев – сын священника Тверской епархии. Высшее образование получил в С.-Петербургской духовной академии, в которой, пред самым окончанием курса, 14 марта 1853 г., принял монашество и 25 марта был посвящен в иеродиакона, а вскоре по окончании курса, 6 сентября того же года, посвящен в иеромонаха. Служебная деятельность Высокопреосвященного Феогноста началась с должности смотрителя, а по утверждении в степени магистра богословия, ректора Кирилловского духовного училища Новгородской епархии; затем он был профессором в С.-Петербургской духовной семинарии, ректором Александро-Невского духовного училища (1856 – 1857 гг.), инспектором в Новгородской духовной семинарии и 24 октября 1858 г. возведен в сан архимандрита. В 1861 г. назначен ректором Орловской духовной семинарии; в 1864 г. перемещен на должность ректора в Подольскую духовную семинарию. 13 декабря 1866 г. последовало Высочайшее повеление о бытии архимандриту Феогносту епископом Балтским, викарием Подольской епархии, а 27 июля 1870 г. последовало Высочайшее назначение его на Астраханскую кафедру. 7 декабря 1874 г. Высокопреосвященный Феогност был перемещен из Астрахани в Подольскую епархию, отсюда, 9 декабря 1878 года, во Владимирскую епархию. Состоя на Владимирской кафедре, Высокопреосвященный Феогност участвовал в священном короновании Императора Александра III и был возведен в сан архиепископа. 21 ноября 1892 г. переведен на Новгородскую кафедру, а 13 августа 1900 г. по Высочайшему повелению назначен митрополитом Киевским и Галицким и Киево-Печерской Успенской Лавры священно-архимандритом. Высокопреосвященный Феогност – один из старейших и заслуженнейших архипастырей Российской церкви. В 1903 г. исполняется 50 лет его служения в священном сане и 37 лет в святительском сане. Еще во время своего служения в сане епископа, а потом архиепископа в вышеназванных губерниях, он несколько раз был вызываем в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, а 6 мая 1895 г. был возведен в звание постоянного члена Св. Синода. Деятельность Высокопреосвященного Феогноста, как члена Св. Синода, обнимает собою не одну Киевскую епархию, архипастырем которой он состоит, но и все епархии Российской Империи; а потому вся многосторонняя и многоплодная деятельность его не может быть изложена в этой краткой биографии. Только история со временем может оценить труды Высокопреосвященного Феогноста на пользу церкви и отечества. Поэтому здесь будут отмечены только некоторые, более очевидные, плоды деятельности Высокопреосвященного Феогноста в Астраханской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состоялась конференция к 280-летию епархии июля 2022 Настоятель храма святого Димитрия Солунского протоиерей Александр Рябков отметил важность взаимодействия, тем более таких " старинных " приходов Приморского благочиния , как Серафимовский и Димитриевский, хранящих непрерывные традиции, зародившиеся в дореволюционной России: " Зная и помня историю своего храма, мы приобщаемся и к истории страны " . Протоиерей Вячеслав Помаскин в сообщении " Санкт-Петербургской епархии 280 лет " рассказал, что земли, на которых стоит город, были в свое время под началом новгородских архиереев. Так продолжалось и после после отмены патриаршества императором Петром I. После учреждения в 1721 году Святейшего Правительствующего Синода вплоть до образования Санкт-Петербургской епархии северная столица принадлежала к территориальному образованию, которое называлось " Санкт-Петербургская синодальная область " . В нее также вошли части Новгородской и Карельской епархий, отвоеванная у шведов Ингерманландия. Отец Вячеслав рассказал об управлявших Синодальной областью. Известны имена четверых: архимандрита Феодосия (Янковского), в дальнейшем архиерея, митрополита Коломенского Игнатия (Смолу), архиепископа Нижегородского Питирима и епископа Псковского Рафаила (Заборовского). Митрополит Игнатий фактически не осуществлял руководство, хотя и числился в списках управлявших областью вплоть до 1727 года: с 23 февраля 1721 года находился под следствием по обвинению " в оказывании чести и разных услуг " бывшей царице Евдокии Федоровне. Император сохранил ему жизнь, но митрополит попал в опалу. Санкт-Петербургская епархия была образована в 1742 году. Название кафедры и титул правящего архиерея много раз менялись. Санкт-Петербургским и Ладожским правящий архиерей именовался в течение двух периодов: в 1892-1914 годах, а также с 1991 года по настоящее время. Викарных кафедр, входивших в состав Санкт-Петербургской епархии, за всю ее историю было девятнадцать: Таллиннская, Выборгская, Ладожская, Нарвская, Гдовская, Финляндская, Кингисеппская, Кронштадтская, Лужская, Охтенская, Петергофская, Детскосельская, Колпинская, Любанская, Шлиссельбургская, Копорская, Лодейнопольская, Тихвинская и Гатчинская. В настоящее время существуют Кронштадтское и Петергофское викариатства, а Выборгское, Гатчинское и Тихвинское в 2013 году стали самостоятельными епархиями в составе Санкт-Петербургской митрополии. Отец Вячеслав рассказал о выдающихся архиереях, управлявших епархией: священномученике митрополите Вениамине , митрополите Алексие (Симанском) , впоследствии Святейшем Патриархе Алексие I.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

СОСТОЯЛОСЬ ЕЖЕГОДНОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ДУХОВЕНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ ноября 2006 23 ноября 2006 г. состоялось ежегодное епархиальное собрание Санкт-Петербургской митрополии. Оно началось молебном, который совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. 23 ноября 2006 г. состоялось ежегодное епархиальное собрание Санкт-Петербургской митрополии. Оно началось молебном, который совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. В начале своего выступлении митрополит Владимир особо отметил значение епархиальной радиостанции " Град Петров " дли информирования верующих епархии об основных событиях в ее жизни. Он поблагодарил священнослужителей епархии за те труды, которые они несут на ниве церковного служения. Владыка отметил, что за 10 лет его служения на Санкт-Петербургской кафедре произошли большие позитивные изменения, которые, тем не менее, сдерживаются объективными трудностями: несовершенным законодательством, не позволяющим получать в собственность церковную землю, не решенными до сих пор проблемами с возвращением исторического здания Духовной Академии, занимаемого в настоящее время спортивным колледжем и др. Особо печальным событием уходящего года, коснувшимся сердец множества верующих, стал пожар в Свято-Троицком Измайловском соборе. Владыка еще раз обратился с призывом о помощи ко всем, кому небезразличен исторический и культурный облик нашего города, поблагодарил за поддержку Святейшего Патриарха Алексия II, федеральные власти, администрацию города и благодетелей. Владыка напомнил о наиболее важных событиях епархиальной жизни за прошедший год. Наш город посетили великие христианские святыни: десница св. Иоанна Предтечи, Коневская икона Божией Матери, частица Честнаго и Животворящего Креста Господня, мощи свв. равноап. Марии Магдалины, свв. мчч. Кирика и Иулитты. С 25 по 28 сентября в епархии с пастырским визитом пребывал Святейший Патриарх Алексий II, программа которого была очень насыщенной: она включала в себя малое освящение храма Санкт-Петербургских Духовных школ и годичный акт, посвященный 60-летию восстановления их деятельности, посещение Свято-Троицкого Измайловского собора, епископскую хиротонию архим. Маркелла (Ветрова), перезахоронение праха вдовствующей Императрицы Марии Федоровны.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=178...

III. Монастыри Санкт-Петербургской епархии Введенский-Островской заштатный монастырь в Ново-ладожском уезде Местоположение монастыря Заштатный Введенский-Островской мужской монастырь находится в С.-Петербургской епархии, в Ново-ладожском уезде, близ границы его с Олонецкой губернией, на левом берегу реки Ояти, расстоянием от столичного города С.-Петербурга в 210 верстах, от уездного города Новой Ладоги в 67 верстах, а от станции Сермаксы, или Доможирова, лежащей по тракту большой Архангелогородской дороги в 5 верстах. Сам монастырь стоит на небольшом возвышении, как бы на острове, отчего усвоил себе и название Островского. Северная сторона монастыря и часть восточной окаймлены изгибом реки Ояти; восточная, южная и западная стороны заняты монастырскими лугами и полями, по которым проложена несколько возвышенная монастырская дорога; далее за полями и лугами виднеются сосновый лес и ближайшая деревня Борково. В весеннее время река Оять выступает из берегов вышиной на сажень и более, и своим разливом недели на две потопляет всю низменную землю, окружающую монастырь, и тогда сам монастырь образует из себя остров. Случается по временам, что половодье повторяется около Петрова дня (29 июня) и покрывает землю с неделю времени, только в меньшем виде против весеннего разлива. Грунт земли на огородах, пашнях и лугах преимущественно песчаный, и орошение его весенней водой восполняет монастырское удобрение. Местность Введенского монастыря по низменности своей не очень живописна, но привлекает к себе уединенностью, простотой обстановки и для любителя безмолвия и духовной созерцательной жизни служит отличным пособием; – есть где поработать душей и телом во славу Божию и во спасение свое! Время основания монастыря Когда и кем устроен Введенский-Островской монастырь нет исторических указаний. Но древность его существования подтверждается описанием жизни преподобного Александра Свирского , составленным учеником его, игуменом Иродионом. В жизнеописании говорится: «Сего блаженного отрока, преподобного отца нашего Александра, родители, избранная двоица Стефан и Васса, яко плодовитее лозы, сподобившийся произвести пресладкий и утешения тезоименитый грозд, живяху в пределах Великого Новгорода, что ныне Олонецкие страны, в стране Обонежской, на реке Ояти, поселяне села нарицаемого Мандеры, еже близ Островского Введенского монастыря Пресвятой Богородицы». Это описываемое время было до рождения св. Александра Свирского , то есть до 1448 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Доклад митрополита Варсонофия на епархиальном собрании 2018 года декабря 2018 Ваши Преосвященства, досточтимые владыки, дорогие отцы священнослужители, матушки настоятельницы, братья и сестры! Сердечно приветствую вас на очередном епархиальном собрании, которым мы традиционно заканчиваем календарный год в жизни Санкт-Петербургской епархии, подводим его итоги и, уповая на милость Божию, полагаем цели на будущее. Под сводами этого зала собрались почти все клирики нашей епархии, каждый из вас призван нести усердные труды на вверенных приходах и послушаниях, составляя не только каноническое единство в рамках Русской Православной Церкви, но и сакральное - как часть " Тела Христова, главою которой является Сам Господь " (Еф. 1:22-23). И в этом единстве, совершая общее дело во славу Христа, мы должны неустанно проповедовать, возвещая Евангелие Царствия Божия во всякое время. Сегодня наша проповедь может быть настолько многообразной и живой, что при желании каждый найдёт себе занятие по душе и способностям. Пульс нашего служения не должен быть вялым или недостаточно сильным, чтобы наполнить духовным содержанием вену общественной жизни. Сейчас полная свобода для действий. Хочешь заниматься социальным служением - рука помощи не будет отвергнута, нуждающихся у нас много. Большой дефицит не только материального, но и простого человеческого внимания. Желаешь просвещать молодых - их искренние сердца всегда рады открытому и доброму общению, тем более, если виден пример жизни в соответствии с идеалами. Поле для деятельности обширное, работы хватит на всех. Ежегодно подводя итоги, мы оцениваем плоды своих трудов, и не только на собрании, но и каждый в своем сердце: не остыла ли ревность в служении, есть ли в нем горение любви к Богу и Его Святой Церкви, к ближним. Честный анализ открывает нам глаза на собственные немощи, когда мы видим, что есть ещё куда стремиться и чего достигать. Этот год был ознаменован важным юбилеем - 1030-летием Крещения Руси, который отмечался во всех епархиях. В Санкт-Петербурге, помимо праздничных богослужений и торжественного акта, прошел ряд мероприятий, где говорилось о значении этого события в истории государства Российского и духовном пути народа. Обращаясь к истории, мы восстанавливаем разрыв настоящего с прошлым, с нашими истоками. Эту дату мы связываем и с недавним прошлым. Именно с 1988 года принято отсчитывать начало возрождения церковной жизни в Отечестве. Прошло уже 30 лет, и это повод оценить, какие изменения произошли в Санкт-Петербургской епархии, откликаемся ли мы на данные Богом возможности?

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Петербургской епархии продолжат добиваться передачи Исаакиевского собора 03.09.2015 599 В Петербургской епархии считают, что отказ передавать ей Исаакиевский собор является пережитком советского прошлого. «Если мы говорим о необходимости патриотизма, о возвращении к истокам, о необходимости духовного, религиозного, патриотического воспитания, то данное решение не позволяет говорить о том, что мы изжили целиком те рудименты атеистического прошлого, которые господствовали в городе на Неве в течение советского времени», - заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» в среду член Общественной палаты РФ, настоятель Сампсониевского собора Петербурга протоиерей Александр Пелин. По его мнению, если храм в советский период, во время атеистических гонений, был превращен в музей, то сейчас, «в новую эпоху отказа от идеологии атеизма, богоборчества, передача храма показала бы, что люди, власти города отказались от богоборческой идеологии». «Если же данная передача невозможна по каким-то соображениям, то мы остаемся пока в каком-то смысле в той же самой ситуации. Мы не перебороли свое прошлое, мы не вышли из него, а остались в тех старых, далеких, советских временах, к сожалению», - считает священник. Как отметил он, решение властей города не может удовлетворить общину верующих, сосредоточенных вокруг Исаакиевского собора, и «дает им возможность и право и далее продолжить обращение как к руководству города, так и в иные инстанции с просьбой исполнения федерального законодательства России». Собеседник агентства убежден, что трудности с финансированием - «это вторичные вещи, и они обсуждаемы». «Есть принципиальное решение, а есть формы и подходы. Если принципиальное решение принято, то далее обсуждается, каким образом это должно быть, в каких формах, кто и каким образом обеспечивает экономическое функционирование, кто обеспечивает хозяйство Исаакиевского собора, потому что это большое хозяйство. И тут можно пообсуждать, но пока, к сожалению, это не обсуждалось», - посетовал он.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/03/v_...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010