Особенность последователей Русской Зарубежной Церкви была в том, что они сугубым образом сохраняли " русскость " . Это выражалось в сохранении своеобразного дореволюционного стиля, славянского языка богослужения, в самоощущении. На соборах Зарубежной Церкви всерьез обсуждалась проблема " сохранения церковного быта " . Но не стала ли такая система приоритетов одной из причин ухода в раскол, консервативный и национальный? Если говорить об остальных русских церковных уделах в эмиграции, то их особенностью было скорее стремление не просто сохранить Русское Православие, но и донести его до всех. " Пусть епархия будет русская по своему основанию, но открытая для всех " , – говорил патриарх Алексий I митрополиту Антонию при основании Сурожской епархии. Плодом этой части русской эмиграции было преумножение русской религиозной мысли, богословия, литературы, но также рождение Православной Церкви во Франции, Америке, Англии. Об этой, основной части русской церковной эмиграции, никогда не уходившей в раскол, не стоит забывать сегодня, осмысляя уроки радостного дня 17 мая 2007 г. Акт о каноническом общении, подписанный в Успенском соборе Московского Кремля патриархом Алексием и первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митр. Лавром перед литургией на Вознесение, завершается словами благодарности: " Воздаем благодарение Всемилостивому Богу, Своею всесильною десницею направившему нас на путь к уврачеванию ран разделения и приведшему нас к вожделенному единству Русской Церкви на родине и за рубежом, во славу Его Святого Имени и на благо Его Святой Церкви и верных чад Ее. Молитвами Святых Новомучеников и Исповедников Российских, Господь да дарует благословение Единой Русской Церкви и чадам Ее, во отечестве и рассеянии СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Диалог РПЦ с Русской Зарубежной Церковью ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 11.04.2024 Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024 Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 "

http://religare.ru/2_42679.html

Представление об авторском выборе тем дают названия следующих глав: " Во что верит современный человек? " , " Почему православие невозможно без встречи со Христом " , " Православие и Запад – две вещи несовместны " , " Почему в Церкви слишком часто ищут " старцев " , " Как сделать из ребенка христианина и чего не нужно для этого делать " и т.д. Например, говоря о том, насколько слова митрополита Антония актуальны для современной Церкви, А. Зайцев привел его высказывания из главы " Должна ли Церковь говорить о политике " . " Митрополит Антоний никогда не отрекался от Русской Церкви, не покидал ее в самые тяжелые времена. Но в то же время он видел всю боль Русской Церкви, предугадывал проблемы, с которыми она встретится во время свободы и говорил о том, как в период возрождения сохранить независимость от государства, самостоятельность " , – – представлял книгу ее автор. С темой церковно-государственных отношений в немалой степени было связано выступление игумена Петра (Мещеринова), руководителя Школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития молодежи Данилова монастыря. Одна из глав книги А. Зайцева " Соборное начало в Церкви " стала поводом для его размышлений о созидании приходской жизни как подлинно общинной. По словам о. Петра, для Русской Церкви сегодня важен уникальный опыт митрополита Антония, создавшего Сурожскую епархию РПЦ именно как настоящую христианскую общину и сумевшего избежать главных опасностей общинного устроения: акцента на противопоставлении " внешним " и диаспоральной замкнутости. " Практическая экклезиология " митрополита Антония действительно была диаспоральной, но не в этническом смысле, а в плане " свободы от церковно-имперских " симфоний " и прочих " комплексов полноценности " , отметил о. Петр. Что же касается элемента противопоставления, то главе Сурожской епархии удалось " поставить его на свое место: через внимание к Слову Божию и через подлинную евхаристичность " утвердить противостояние " не людям, не иным христианским конфессиям, а падшему миру сему " .

http://religare.ru/2_65030.html

С 90-х гг. XX в. в К. действует приход прп. Ефрема Сирина Сурожской епархии РПЦ, имеются приходы К-польской и Румынской Православных Церквей. Университет Сохранились свидетельства, что в XII в. в К. и окрестностях действовали школы грамматики, однако город в это время не был сколько-нибудь значительным центром учености и образования. В XIX - нач. XX в. исследователи пытались связать возникновение ун-та в К. с приоратом августинцев в Барнуэлле или расположенными неподалеку крупным бенедиктинским аббатством Кроуленд и кафедральным приоратом Или. В наст. время появление ун-та в К. рассматривается историками в связи с событиями нач. XIII в. вокруг Оксфордского ун-та. В 1208-1209 гг. из-за интердикта , наложенного на Англию папой Римским Иннокентием III (1198-1216), и отлучения от Церкви англ. кор. Иоанна Безземельного мн. преподаватели и студенты стали покидать Оксфорд. Ситуацию усугубил острый конфликт с горожанами (дек. 1209): 2 студента были повешены по обвинению в убийстве. После этого все учебные заведения в Оксфорде были закрыты, большинство преподавателей отправилось в Париж, часть обосновалась в Рединге, а нек-рые (среди них был Джон Грим, магистр школ в Оксфорде в 1201 и, вероятно, уроженец К.) переехали в К. В 1214 г. конфликт в Оксфорде был урегулирован, учебная жизнь там начала восстанавливаться, но часть преподавателей, по-видимому, предпочла остаться в К. Возможно, возникновению ун-та в К. содействовал Эсташ (Юстас), еп. Или (1197-1215). К 1225 г. относится 1-е упоминание о канцлере ун-та, полномочия к-рому делегировал епископ Или. Это означало признание ун-та как самостоятельной корпорации, вне юрисдикции архидиакона или сельского декана. В 1231 г. англ. кор. Генрих III издал ряд документов о финансовых и судебных правах и привилегиях ун-тов в Оксфорде и К. В июне 1233 г. папа Римский Григорий IX индультом подтвердил статус и правовые привилегии (ius non trahi extra) Кембриджского ун-та. В сер. XIII в. был составлен 1-й сборник университетских статутов (вероятно, неофициальный).

http://pravenc.ru/text/1684165.html

Сейчас композитор-епископ работает над новым, еще более масштабным музыкальным проектом – это будет «Рождественская оратория» (название опять же сознательно заимствовано у Баха). Это произведение будет короче «Страстей», но по числу исполнителей превзойдет их: в постановке примут участие два хора – детский и взрослый, а также Государственный академический большой симфонический оркестр в полном составе. В свою очередь, Алексей Пузаков отметил важную особенность произведения  своего давнего друга (они познакомились в юности в храме Воскресения Словущего в Москве, где тогда служил митрополит Питирим). «В произведении владыки главное – не личность автора, а Божье Слово, сам Христос и молитва, и музыка проистекает оттуда», -- считает дирижер хора. Он говорил о значении премьеры для всей русской культуры: «Это символический акцент в развитии современной русской культуры, совершение того духовного ренессанса, который переживает сейчас Россия, подлинный поворот светского искусства к духовным ценностям». Отвечая на традиционный вопрос о новых творческих планах, епископ Иларион говорил о «непредсказуемости творческого процесса». «Чем бы я ни занимался – музыкой или богословием – все будет посвящено Богу, все будет рассматриваться как церковное, миссионерское служение», -- подчеркнул он. Справка (использованы материалы РИА «Новости»). Епископ Иларион (Алфеев) получил профессиональное музыкальное образование. Он учился в классе композиции Владимира Довганя в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных и в Московской государственной консерватории (класс профессора Алексея Николаева). Обучение в консерватории было прервано военной службой, после которой в 1987 году музыкант принял монашество и на долгие годы оставил музыкальные занятия. Был священником в Литве. В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии. Затем шесть лет служил в московском храме святой Екатерины на Большой Ордынке. В 2002 году решением Патриарха и Священного Синода игумен Иларион был возведен в сан епископа и стал викарием Сурожской епархии (Великобритания), впоследствии с титулом " Подольский " был назначен представителем РПЦ при Европейском Союзе. С 2003 года он управляет епархиями Московского патриархата в Австрии и Венгрии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сторонники опального епископа на этой ассамблее не присутствовали. Более того, они собрались провести собственную ассамблею, назначенную на 8 июля. Однако, по словам Ирины Кирилловой, бывшей до 18 мая главой Епархиальной ассамблеи и Епархиального совета Сурожской епархии, собрание сторонников епископа Василия не состоялось. Дело в том, что многие его участники не были предупреждены заблаговременно. По мнению представителя новосозданного Амфипольского викариатства Петра Скорера, такая ассамблея может состояться лишь в конце августа – начале сентября этого года. Во многом от того, как проголосует ассамблея, по словам Скорера, будет зависеть решение всех имущественных вопросов, связанных с конфликтом в епархии. Однако прогнозировать расклад сил на ассамблее сторонников Осборна пока трудно. Тем временем 4 июля епископ Василий отправился с трехдневным визитом к Константинопольскому Патриарху Варфоломею I. Как сообщил «НГР» Петер Скорер, «Вселенский Патриарх официально провозгласил Осборна епископом Амфипольским в Свято-Георгиевском соборе Стамбула». Казалось бы, после этого Московскому Патриархату не остается ничего другого, как констатировать тот факт, что Альфред Герберт-Эрнест Осборн больше не является епископом РПЦ. Подтвердится ли этот прогноз, зависит от того, какая линия, жесткая или мягкая, возобладает на сегодняшнем заседании Синода. Одно можно сказать точно: вряд ли Патриарх Алексий II в третий раз пригласит епископа Василия в Москву для объяснений. В этом смысле сурожская эпопея приближается к своему завершению. Павел Круг 19 июля Источник: " НГ-Религии " Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В январе 1953 года был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956-го – архимандрита. 30 ноября 1957 года хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата с местопребыванием в Лондоне. В 1962 году возведен в сан архиепископа с поручением окормления русских православных приходов в Великобритании и Ирландии во главе учрежденной 10 октября 1962 года Сурожской епархии РПЦ в Великобритании. 3 декабря 1965 года возведен в сан митрополита и назначен Патриаршим экзархом Западной Европы. Его проповеди воодушевляли не только русских эмигрантов, но и многих англичан, которые перешли в православие, а также представителей многих других христианских конфессий. С начала 1960-х он регулярно проповедовал на местном радио и телевидении, пользовался особой популярностью у молодежи. В 1972-1973 годах читал лекции в Кембриджском университете. Скончался 4 августа 2003 года в лондонском хосписе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 мая, 2023 24 февраля, 2023 19 июня, 2018 19 июня, 2015 7 февраля, 2016 18 марта, 2024 16 февраля, 2024 14 января, 2024 18 октября, 2023 28 мая, 2023 24 февраля, 2023 19 июня, 2018 19 июня, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-ob-ant...

Архиерейство По пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита 7 марта 1993 хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Сурожской епархии, чтобы помогать митрополиту Антонию управлять епархией. Временно управляющий Сурожской епархией 30 июля 2003, незадолго до смерти митрополита Антония, назначен временно управляющим Сурожской епархии; утверждения его в качестве епархиального архиерея не последовало. Епископ Василий выражал недоумение в связи с возведением архимандрита Феогноста (Гузикова) во епископа Сергиево-Посадского в 2002, ибо полагал, что данный титул носит он. Выступал против «русификации» епархии, за сохранение традиций, связанных с именем владыки Антония — в частности, богослужения на разных языках. Конфликт и уход из Московского Патриархата В результате конфликта с «новыми» прихожанами — иммигрантами из стран СНГ, недавно прибывшими в Англию и пользующимися поддержкой ОВЦС, — в мае 2006 обратился к Патриарху Алексию II с просьбой отпустить его в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Указом Патриарха Алексия от 9 мая 2006 освобождён от управления Сурожской епархией с увольнением его на покой без права перехода в другую юрисдикцию до окончания расследования ситуации, возникшей в епархии, специальной комиссией, назначенной Московским Патриархом. В декабре 2006 Священный Синод РПЦ постановил «Отложить дальнейшее суждение по делу епископа Василия до завершения переговоров с представителями Константинопольского патриархата» Принятие в Константинопольский Патриархат и урегулирование канонического статуса Решением Синода Константинопольского Патриархата от 8 июня 2006 принят в юрисдикцию этой Церкви и, с титулом епископ Амфипольский, назначен викарием архиепископа Команского Гавриила (де Вильдера) — главы Западноевропейской архиепископии русских православных церквей. В январе 2007, в результате переговоров между представителями Вселенского Престола и Московской Патриархии, последняя согласилась признать канонический статус Епископа Василия в Константинопольском Патриархате. Результаты переговоров одобрены на заседании Синода Русской Православной Церкви 27 марта 2007.

http://lib.cerkov.ru/authors/1309

С 28 дек. 1996 по 25 дек. 1997 г. И. временно окормлял Троицкий приход г. Улан-Батора (Монголия). 4 июня 1999 г. И. было поручено Патриархом Алексием II осуществлять архипастырское попечение о приходах Японской Православной Автономной Церкви , совершать в них богослужения. 6 окт. 1999 г. назначен епископом Корсунским с кафедрой в Париже. С 28 дек. 1999 г. окормлял приход мч. Маврикия г. Пайерн (Швейцария) с приписным храмом Св. Троицы в дер. Домпьер. 25 февр. 2002 г. возведен в сан архиепископа. Награжден орденами прп. Сергия Радонежского 2-й степени (26 янв. 2002), свт. Иннокентия Московского 2-й степени (2006), гос. орденом Дружбы народов (2001). 9 мая 2006 г. постановлением Патриарха Алексия II, 7 июня определением Свящ. Синода И. был назначен временно управляющим Сурожской епархией и председателем комиссии по расследованию ситуации в епархии (в связи с переходом еп. Василия (Осборна) в юрисдикцию К-польского Патриархата). 3 марта 2007 г. И. возглавил Ассамблею Сурожской епархии в Успенском кафедральном соборе в Лондоне. 1 и 2 нояб. 2007 г. был председателем 1-го Съезда Корсунской епархии в Париже, на котором присутствовали делегаты от 76 приходов Московской Патриархии Франции, Италии, Испании, Португалии и Швейцарии. Съезд избрал членов Епархиального Совета согласно Уставу РПЦ. 27 дек. 2007 г. И. был освобожден от временного управления Сурожской епархией с выражением благодарности за труды и достигнутое умиротворение в жизни епархии. 15 апр. 2008 г. назначен канцлером правосл. ДС в Париже. И. был членом президиума счетной комиссии на Поместном соборе РПЦ 2009 г. 10 февр. 2009 г. принял участие в рабочем заседании Ассамблеи правосл. епископов Франции. В наст. время в епархии ведется работа по подготовке строительства нового русского храма в Париже. Решением Свящ. Синода от 24 дек. 2010 г. назначен архиеп. Виленским и Литовским. Решением Синода от 7 июня 2012 г. утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Духова мужского монастыря г. Вильнюса. 20 нояб. 2016 г. за Божественной литургией в московском Храме Христа Спасителя Патриархом Кирилом (Гундяевым) возведен в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/389653.html

О. Павел также обратил внимание на изменение характера епископского служения, которое, согласно евангельскому духу, «невозможно без любви». В Уставе же РПЦ за епископом закреплены исключительно административные функции. Документ вовсе не обязывает епископа уважать клириков и мирян своей епархии и прислушиваться к их мнению, считает о. Павел Адельгейм. Старший научный сотрудник Института российской истории РАН, преподаватель СФИ Елена Белякова в своем докладе обратилась к документам Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., также разрабатывавшего вопросы церковного суда. Историк считает, что современное положение о церковном суде в Уставе РПЦ не только нарушает Вселенские канонические правила, но и прямо противоречит нормам Собора 1917-1918 гг. Приведя примеры закрытости и необоснованности некоторых решений церковных властей, докладчица с тревогой заключила: «Вместе с правдой уходит и праведность, что делает диалог Церкви с обществом невозможным». Аспирантка Института права РАН Ирина Борщ проанализировала с юридической и одновременно с богословской точки зрения такие понятия, как церковное право, норма, канон, дисциплина и др. Она считает, что необходимо восстановить прерванную традицию «русского церковного правового понимания», у истоков которой стояли о. Сергий Булгаков, Новгородцев, Вышеславцев, Франк, Алексеев. «Если Церковь будет исходить из своего духовного попечения об обществе, она должна помочь ему в обретении подлинного смысла категории права», -- считает юрист. В оживленной дискуссии, которая последовала за основными докладами, приняли участие ректор СФИ священник Георгий Кочетков, преподаватель СФИ Виктор Котт, игумен Иннокентий (Павлов), библеист и переводчик Анна Шмаина-Великанова и другие. Анна Шмаина-Великанова предложила внимательно изучить опыт Сурожской епархии, в которой был принял епархиальный Устав, «основанный на принципах подлинной соборности». Инициатор его создания покойный митрополит Антоний (Блум) уподоблял этот документ «пирамиде, поставленной на острие»: епископ в этой модели – «самый низший, всем слуга». Участники дискуссии отмечали, что принципиальные положения Устава Сурожской епархии не могут быть приняты в Московской патриархии.

http://religare.ru/2_10540.html

10 авг. 1958 г. И. был возведен в сан игумена, 21 февр. 1965 г.- в сан архимандрита. 19 сент. 1965 г. хиротонисан во еп. Гаагского, викария Западноевропейской епархии. Хиротонию в храме св. Иова Многострадального в Брюсселе возглавил Первоиерарх РПЦЗ митр. Нью-Йоркский и Восточноамериканский Филарет (Вознесенский) в сослужении с архиеп. Антонием (Бартошевичем) и еп. Нафанаилом (Львовым ; впосл. архиепископ). 14 сент. 1971 г. И. получил титул «Гаагский и Нидерландский». Одновременно с 1966 г. в Нидерландах существовало Роттердамское вик-ство Бельгийской епархии РПЦ, управляемое еп. Дионисием (Лукиным). В 1972 г. И. подал прошение о принятии его вместе с представителями клира, монашествующих и мирян в юрисдикцию РПЦ. Под управлением И. было 3 прихода и жен. мон-рь. 18 авг. 1972 г. Свящ. Синодом было принято решение об учреждении Гаагской и Нидерландской епархии в составе Западноевропейского Экзархата РПЦ , а также о принятии И. с сохранением сана вместе с паствой в юрисдикцию РПЦ с назначением И. на должность правящего архиерея этой епархии. И. были переданы в подчинение все приходы РПЦ в Нидерландах, кроме Роттердамского в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», к-рый был оставлен за уволенным на покой еп. Дионисием и передан в непосредственное подчинение Патриаршему экзарху Зап. Европы митр. Сурожскому Антонию (Блуму) . 20 авг. 1972 г. по случаю воссоединения была отслужена литургия в ц. св. Иоанна Предтечи в Гааге. Службу совершили митр. Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) , Патриарший экзарх митр. Сурожский Антоний (Блум), митр. Тульский и Белёвский Ювеналий (Поярков) . 12 июня 1979 г. в Москве И. был возведен в сан архиепископа Патриархом Московским и всея Руси Пименом (Извековым) . 16 февр. 1984 г. награжден орденом св. Владимира 2-й степени. 30 дек. 1987 г. постановлением Свящ. Синода И. был уволен на покой с объявлением благодарности за ревностное архипастырское служение. 31 июля 1991 г. похоронен в Гааге. Соч.: Слово при наречении во епископа//Правосл. Русь. Джорд., 1965. 20. С. 4-5.

http://pravenc.ru/text/200269.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010