Мониторинг СМИ Единство становится реальностью Наращивать темпы на пути к сближению Церквей не следует, считает протоиерей Николай Балашов 08.06.2006 11:03 Протоиерей Николай Балашов (род. 1956 г.), кандидат богословия, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии. С 1998 г. сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП). С 2001 г. возглавляет секретариат ОВЦС МП по межправославным отношениям. Секретарь Комиссии по диалогу с Русской Зарубежной Церковью при Священном Синоде МП. Прошедший месяц ознаменовался двумя значительными событиями в жизни Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) одобрила курс на сближение с Московским Патриархатом. В то же время глава Сурожской епархии РПЦ в Великобритании епископ Василий (Осборн) заявил о своем желании перейти вместе с паствой в Константинопольский Патриархат, после чего его сместили с занимаемой им кафедры. Об этих событиях корреспондент «НГР» побеседовал с секретарем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиереем Николаем Балашовым. – Отец Николай, возрастут ли теперь темпы сближения Церквей? Или же решение РПЦЗ – это своеобразный «пик активности», за которым последует длительное затишье? – Не уверен, что надо наращивать темпы. На мой взгляд, скорость, с которой мы идем по пути сближения, и так поражает воображение. После долгих десятилетий противостояния за два с половиной года атмосфера взаимных отношений разительно изменилась. Но члены Архиерейского Собора РПЦЗ правильно отметили, что сроков нам никто не устанавливал. Конечно, православные и в России, и за границей ждут завершения процесса диалога. Но если иерархам Зарубежной Церкви представляется, что для сохранения внутреннего единства нужно еще время для пастырской работы или дополнительная проработка каких-либо вопросов, то к этим соображениям надо прислушаться. – В Зарубежной Церкви в качестве залога сближения рассматривают прекращение участия Московского Патриархата в экуменическом движении. Возможны ли такие уступки со стороны Московского Патриархата?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мониторинг СМИ Туманное будущее «лондонского» епископа Кризис в Сурожской епархии грозит серьезно поссорить Москву и Константинополь 21.06.2006 12:52 Священный синод Константинопольского патриархата принял епископа Василия (Осборна) в свою юрисдикцию. В Москве этот шаг считают канонически неправомочным. В Москве 7 июня прошло экстренное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви (РПЦ), посвященное ситуации в Сурожской епархии РПЦ в Великобритании. Как известно, в конце апреля глава епархии епископ Василий (Осборн) направил Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II письмо, в котором сообщил о своем намерении покинуть Русскую Православную Церковь и перейти в юрисдикцию Константинопольского патриархата (КП) вместе со своей паствой. О желании епископа Василия в те же дни был уведомлен официальным письмом и Константинопольский Патриарх Варфоломей I. Отпускной грамоты от Алексия II глава Сурожской епархии не получил: ему было предписано с большей ответственностью отнестись к исполнению своих пастырских обязанностей, возложенных на него священноначалием РПЦ, и прибыть в Москву для личной встречи с Патриархом. В Москву епископ Василий не приехал, последовавшее за этим демаршем лишение церковной должности не принял и продолжал настаивать на переходе в юрисдикцию Константинополя. В начале июня Священный Синод КП удовлетворил его просьбу. В изданном Константинопольским патриархатом по этому случаю пресс-релизе говорится, что Священный Синод принял во внимание 9, 17 и 28 правила IV Вселенского Собора и постановил принять епископа Василия в юрисдикцию Вселенского патриархата. Теперь он назначен викарием архиепископа Команского Гавриила, Патриаршего экзарха православных приходов русской традиции в Западной Европе. В свою очередь, Священный Синод РПЦ признал этот переход канонически неправомочным. В Москве не смотрят на ситуацию в Сурожской епархии сквозь розовые очки. Конфликт между представителями «старой эмиграции» и новоприбывшими прихожанами Сурожской епархии, недовольных духовенством и богослужениями на английском языке, действительно существует. Обеспокоенность епископа Василия ситуацией в Сурожской епархии Патриарх Алексий II не назвал беспочвенной – иерарха лишь попросили «не рубить сплеча». В праве перейти в другую юрисдикцию ему было отказано лишь до окончания разбора кризиса.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мониторинг СМИ Казус Василия Осборна Священный Синод Русской Православной Церкви должен решить судьбу бывшего главы Сурожской епархии 19.07.2006 13:08 В Троице-Сергиевой лавре 17 июля открылось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) под председательством Патриарха Алексия II. Однако обсуждения одного из самых интригующих вопросов церковной жизни на нем не состоялось. Дело в том, что именно на это заседание из Лондона был приглашен епископ Василий (Осборн), бывший исполняющий обязанности управляющего Сурожской епархией РПЦ, ныне епископ Константинопольского Патриархата. Тем не менее в Сергиевом Посаде к началу заседания Синода епископ Василий не появился. «Он является епископом Константинопольского Патриархата, так что у него нет надобности ехать в Москву», – прокомментировал «НГР» эту ситуацию протодиакон Петер Скорер, бывший клирик Сурожской епархии, перешедший, как и епископ Василий, в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. «Мы ожидаем, как выскажется Синод РПЦ по поводу перехода епископа Василия во Вселенский Патриархат». На момент сдачи номера информации о каком-либо решении относительно епископа Василия не поступало. Возможно, Священный Синод обсудит этот вопрос сегодня, на этот раз в Москве – в резиденции Патриарха в Чистом переулке. Кризис в Сурожской епархии и разворачивающиеся вокруг него события напоминают своего рода шахматную партию, где среди фигур – церковные иерархи разных юрисдикций, близкие к Церкви политики и, конечно же, простые верующие. Хотя это положение сложилось далеко не сегодня, стремительный оборот оно приняло лишь в этом году. В конце апреля епископ Сергиевский Василий обратился с письмами к главам двух Православных Церквей Московского и Константинопольского Патриархатов. У Варфоломея I Осборн просил о принятии его и паствы в юрисдикцию Вселенской Патриархии, а Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – дать отпускную грамоту. Реакция Московского Патриархата, поначалу сдержанная, впоследствии оказалась достаточно резкой. 14 мая было принято решение о смещении епископа Василия с занимаемой церковной должности. При этом сана его не лишили.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мониторинг СМИ Сурож разрушен Раскол в епархии РПЦ на Британских островах – теперь факт окончательный и бесповоротный 19.06.2006 12:19 Ежегодная ассамблея Сурожской епархии, прошедшая в Лондоне в субботу и воскресенье, – событие вроде бы внутрицерковное и даже местного значения. Но в последние недели «Сурож» – слово, широко растиражированное российскими СМИ. Для Московской патриархии оно – причина острой головной боли. Речь идет о расколе епархии, в результате которого две трети прихожан во главе с епископом Василием (Осборном) уходят под юрисдикцию Константинопольского патриархата («Новые Известия» рассказали об этом в номере от 16 мая). Сурож (Сугдея), греческая колония в Крыму, была основана в III веке до н.э. и разрушена в XIII веке татаро-монголами. На ее месте ныне расположен городок Судак с известной всем туристам Генуэзской крепостью. Сурожская епархия в Англии была основана митрополитом Антонием (Блумом) в 1962 году и, согласно ее уставу, входит в состав РПЦ. По традиции свое имя епархия, расположенная на чужой территории, получила от прекратившей существование древней епархии в Крыму. Теперь и английский Сурож на пороге если не превращения в руины, то раскола, в результате которого погибнет наследие митрополита Антония. Не книги его проповедей и бесед – владыка и спустя три года после кончины остается главным миссионером РПЦ. Гибель грозит духу епархии. Хотя комментарии относительно конфликта в епархии противоречивы. Священный Синод РПЦ утверждает, что епископ Василий (Осборн), преемник митрополита Антония, не имел права заявлять о своем уходе в подчинение Константинополю без получения от РПЦ отпускной грамоты. Для разбирательства «дела Василия» назначена комиссия, в которую, помимо трех функционеров Московской патриархии, к удивлению многих, включен архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт) – архиерей Зарубежной Церкви, воссоединение с которой пока еще не состоялось. Некоторые комментаторы говорят, что епархия будет ему «подарена» в знак благодарности за особый вклад в переговорный процесс между РПЦ и «зарубежниками».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мониторинг СМИ Британская прокуратура заглянула в русский храм Надзорный орган признал за РПЦ право на лондонский собор 27.02.2009 09:35 Прокуратура Британии вмешалась в затянувшийся имущественный конфликт вокруг лондонского кафедрального Успенского собора, признав, что все права на него имеет Московский патриархат. Представители Константинопольского патриархата, также претендующего на православный храм, обвинили надзорный орган в предвзятости, а РПЦ — в том, что та пользуется безграничной финансовой поддержкой сочувствующих олигархов. Генпрокурор Британии баронесса Скотланд направила в Высокий суд, который рассматривает спор Московского патриархата с Константинопольским за владение Успенским собором в Лондоне, заключение, согласно которому РПЦ " имеет право контролировать благотворительные учреждения " . Иными словами, надзорный орган встал на сторону русской церкви. Тяжба вокруг храма началась после того, как в 2006 году исполняющий обязанности управляющего Сурожской епархии, в юрисдикции которой находится собор, епископ Сергиевский Василий (Осборн) решил перейти из РПЦ в Константинопольский патриархат. Священный синод Константинопольской церкви принял епископа Василия, присвоив титул " Амфипольский " , и назначил его викарием архиепископа Команского — главы Западноевропейского экзархата Вселенского патриарха. В 2007 году часть клириков и мирян Успенского собора решила покинуть Сурожскую епархию вместе с епископом Василием. Раскольники объявили, что храм в центре Лондона принадлежит им. После чего начался судебный процесс, который длится почти два года. Успенский кафедральный собор в Южном Кенсингтоне приобретен в середине 70-х годов прошлого века митрополитом Сурожским Антонием (Блумом) у англиканской церкви. Храм построен в XIX веке в стиле неоренессанса. Помимо собора в комплекс входит пять жилых зданий. По британским законам церковное имущество принадлежит попечителям, которые должны действовать в интересах общины. В ходе разбирательства свое заключение в суд предоставила генпрокуратура. " Документы были внимательно изучены юрисконсультами, и заключение генерального прокурора состоит в том, что на основе фактического и правового анализа приверженцы Московского патриархата имеют право контролировать благотворительные учреждения, а их средства могут использоваться для содействия духовной жизни прихожан православной общины " ,— говорится в заключении прокуратуры. Впрочем, представители прокуратуры оговорились, что их мнение по данному делу не имеет обязательной юридической силы. " Это просто точка зрения генпрокурора как одной из сторон в данном деле " ,— сообщили в прокуратуре.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мониторинг СМИ Три глубины одного раскола… Развод во время свадьбы — так можно было бы озаглавить кризис, произошедший в Сурожской епархии 20.07.2006 16:34 Развод во время свадьбы — так можно было бы озаглавить кризис, произошедший в Сурожской епархии, эту историю маленького раскола во время большого примирения на Всезарубежном соборе, проходившем в те же дни в Сан-Франциско. С одной стороны, дело видится не случайным и многозначным. С другой, говоря о причинах этого раскола, мы вовсе не намерены углубляться в дебри конспирологии, искать здесь руку Вашингтона, Москвы, Пхеньяна, мирового правительства и зеленых человечков с Марса. Дело это по началу кажется банальным, как коммунальная ссора, при внимательном взгляде — весьма глубоким. Скажем так — простым и глубоким, как Божья притча. Но начнем с поверхности. Встреча первая. Столкновение цивилизаций или скромное обаяние национальной духовности Представим себе типичного англичанина — по природе своей скромного и законопослушного и типичного русского, с его «двумя безднами рядом», вселенской душой, и обходительностью медведя. (Не забудем и про английский менталитет, и про то, что там, где русскому кажется, что чуть-чуть повышается голос, для англичанина грохочут громы и сверкают молнии). Представим себе не просто русского, а перманентно нового, только что вылупившегося и еще не отшелушившегося на западе, а при том и не одного, а стотысячную варяжскую дружину, высадившуюся на вашей доселе тихой европейской пристани. Представим себе всех этих новорусских «подсвечников» с их быковатыми манерами, православных валькирий, гневно встречающих у ворот вашего храма субтильных англичанок в джинсах и без головных уборов… Добавим сюда старомосковский стиль внутрицерковных отношений, разрешающий за провинности бить дьякона престольным Евангелием по голове, — все эти, в общем, милые особенности национальной духовности… Добавим к этому, что, будучи епископом, владыка Василий за три года так и не дождался от МП своего официального назначения главой епископии. И подоплека того, что вынудило его заявить о своем разрыве с РПЦ и кинуться под крыло… либерального Константинопольского патриархата, станет, в общем, ясна…

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  разделы   рассылка  распечатать Список участников Архиерейского Собора РПЦ МП 25-26 января 2009 года Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, Местоблюститель Патриаршего Престола Владимир, митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший наместник Московской епархии Климент, митрополит Калужский и Боровский, Управляющий делами Московской Патриархии Владимир, митрополит Кишиневский и всея Молдавии Августин, архиепископ Львовский и Галицкий Агапит, епископ Северодонецкий и Старобельский Агапит, епископ Штуттгартский (РПЦЗ), викарий Берлинской и Германской епархии Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский Александр, архиепископ Костромской и Галичский Александр, епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, епископ Городницкий, викарий Киевской епархии Александр, епископ Даугавпилсский, викарий Рижской епархии Александр, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии Александр, епископ Переяслав-Хмельницкий, викарий Киевской епархии Александр, митрополит Рижский и всей Латвии Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии Алексий, архиепископ Тульский и Белевский Алексий, епископ Белгород-Днестровский, викарий Одесской епархии Алипий, архиепископ Чикагский и Средне-Американский (РПЦЗ) Амвросий, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, епископ Гатчинский, викарий Санкт-Петербургской епархии Анастасий, архиепископ Казанский и Татарстанский Анатолий, архиепископ Керченский, викарий Сурожской епархии Анатолий, архиепископ Сарненский и Полесский Анатолий, епископ Кагульский и Комратский Антоний, архиепископ Бориспольский Антоний, архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний, архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний, епископ Александрийский и Светловодский Антоний, митрополит Хмельницкий и Староконстантиновский Аристарх, архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх, епископ Кемеровский и Новокузнецкий

http://religare.ru/2_61576.html

Новости Управляющий Сурожской епархией просит Патриарха Московского отпустить его в Константинопольскую юрисдикцию 06.05.2006 03:59 Лондон, 6 мая, Благовест-инфо. С просьбой благословить его переход из Московского патриархата в Константинопольский обратился к Патриарху Алексию II епископ Сергиевский Василий (Осборн), управляющий Сурожской епархией РПЦ . Эта церковная область, созданная в 1962 году при активном участии выдающегося иерарха митрополита Антония (Блума, 1914-2003), объединяет приходы Московского патриархата в Великобритании и Ирландии. Как сообщает французский православный ресурс SOP , 24 апреля епископ Василий направил Патриарху Алексию письмо , в котором попросил  отпустить его, а также клириков и мирян Сурожской епархии, которые этого пожелают, в юрисдикцию Вселенского патриархата. Епископ Василий отмечает, что за последние десять лет - в связи с огромным наплывом новых эмигрантов из России и других стран бывшего СССР – в Сурожской епархии создалась ситуация, в корне отличная от той, что имела место в годы становления этой церковной области. Если раньше, считает архиерей, основным мотивом верующих было свидетельство о православии вне национальных границ, то для вновь прибывших в Англию одним из важнейших условий является связь с русской церковной традицией. Если к 1991 году Сурожская епархия насчитывала около 30 приходов и общин, а общее число ее верующих составляло порядка 2-3 тысяч, то после крушения коммунизма общая численность русскоязычных мигрантов из стран бывшего СССР, живущих в Великобритании, достигло 250 000 человек, из которых только в Лондоне живет около 100 000. Среди тех, кто не разделяет взглядов на жизнь епархии, сложившихся при митрополите Антонии, епископ Василий, в частности, называет своего викария архиепископа Керченского Анатолия (Кузнецова), на которого возложена забота о русскоязычных прихожанах, и протоиерея Андрея Тетерина, который в конце прошлого года открыто выступил против управляющего епархией. По словам епископа Василия, активное участие в нагнетании конфликта принимает ОВЦС, призывающий всех недовольных своим архиереем «просто обращаться в Москву».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXIII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXXIII КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ НАПЕВ [киево-печерский распев], певч. традиция Киево-Печерской лавры, монастырская ветвь развития киевской церковнопевч. традиции КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение, действовавшее в Киеве в 1819-1924 гг. и возрожденное в 1992 г. 96-151 КИЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ диоцез на укр. и в отдельные периоды белорус. землях под непосредственным управлением Киевского митрополита 151-290 КИЕВСКАЯ КОМИССИЯ ДЛЯ РАЗБОРА ДРЕВНИХ АКТОВ (1843-1921), организация, учрежденная в Киеве в 1843 г. с целью выявления, изучения и публикации архивных документов 290-292 КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ [киевское знамя], нотолинейная система записи одноголосных и многоголосных богослужебных песнопений РПЦ 292-302 302-305 305-306 307-308 «КИЕВСКИЕ ЛИСТКИ» один из древнейших памятников старославянского языка и глаголической письменности (X - нач. XI в.) 309-310 321-322 КИЕВСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ФЕОФАНИЯ) (Киевской епархии УПЦ), расположен в Голосеевском р-не Киева, в исторической местности Феофания 322-325 325-328 328-336 311-315 315-321 336-349 349-353 353-364 364-369 370-380 381-383 383-387 387-390 390-393 КИЕВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1922 ГОДА собрание архиереев, клириков и мирян правосл. епархий Украины, состоявшееся в Киеве 2-4 сент. 1922 г. 393-396 КИЖИ (Гос. историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»), архитектурный комплекс, сооружения к-рого относятся к XVIII-XIX вв. 396-401 КИЗИК город на юж. берегу Пропонтиды (Мраморного м.), кафедра епархии К-польской Православной Церкви, совр. локализация - Балкыз (или Белкис), близ Эрдека, Турция 401-404 КИЗИЛТАШСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ СТЕФАНА СУРОЖСКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Феодосийской и Керченской епархии), находится близ с. Краснокаменка (Кизилташ) Феодосийского р-на Крыма 404-407 407-410

http://pravenc.ru/vol/xxxiii.html

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Скажите, пожалуйста, как правильно относиться к тому, что в храмах богослужение идет на нескольких языках? Здравствуйте, батюшка! У меня вопрос к Вам по поводу языка Богослужения. Так, я проживаю во Франции и посещаю храмы Корсунской епархии, где Литургия часто служится на двух языках — церковнославянском и французском одновременно. Т.е. оба языка чередуются, например на Литургии оглашенных Великая ектения читается на церковнославянском, а следующая за ней Малая ектения на французском. На Литургии верных — часть молитв читается на церковнославянском, часть на французском, Верую и Отче наш читаются на обоих языках, благодарственные молитвы на французском. Кажется, такая же практика существует и в храмах Сурожской епархии (там чередуют церковнославянский с английским). А может и во всех зарубежных епархиях? Объясняют это тем, что половина местных прихожан имеет иностранное происхождение и не понимает русского языка. Действительно, к нам приходят и румыны, и современные грузины и молдаване, уже практически не говорящие по-русски. И дети-внуки русских эмигрантов, почти утратившие практику русского языка, и местные французы, принявшие Православие. Насколько я понимаю, такая практика служения на двух языках существует с ведома и благословения епископа. Скажите, пожалуйста, как правильно относиться к этому, нужно ли смущаться по поводу такого двуязычия на Литургии? И к служению Литургии на иностранных языках вообще. У себя на родине мы не привыкли к такому явлению. Хотя, кажется, в некоторых епархиях РПЦ и на территории самой России службы идут и на местных языках (на якутском, алтайском и др.) Благодарю Вас за ответ! P.S. В кафедральном Трехсвятительском храме епархии в Париже службы проходят только на церковнославянском. Но Париж от нас в 400 км, и часто ездить туда не получается, а в большинстве остальных храмов (т.е. в провинции) службы идут в основном на двух языках. Алла. Отвечает священник Филипп Парфенов:

http://pravmir.ru/vopros-otvet/skazhite-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010